|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренеровкиРазвитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренеровки51 Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки Содержание Введение 1. Теоретическая часть 1.1 Физиологические особенности возраста 15-16 лет 1.2 Понятие о силовых способностях, их виды 1.3 Средства развития силовых способностей у футболистов 1.4 Методы развития силовых способностей у футболистов 1.5 Метод круговой тренировки 2. Опытно-экспериментальная часть 2.1 Организация и методы эксперимента 2.2 Результаты эксперимента и их обсуждение Выводы Список литературы Ведение Игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени. Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях). Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как л/атлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры. Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, - вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе. Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима. Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития силовых способностей у футболистов 13-15 лет, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов. Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Гипотеза - предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит уровень развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет. Задачи эксперимента: 1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15-16 лет. 2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки. 3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств у футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 2. Педагогический эксперимент. 3. Математическая обработка данных. 1. Теоретическая часть 1.1 Физиологические особенности возраста 15-16 лет В возрасте 15 лет резко ускоряется рост тела, появляется некоторая дискоординация движений, быстрая утомляемость, неуравновешенность, появляются новые черты характера. Длина тела увеличивается на 5-6 см в год, но у некоторых уже замедляется (а у некоторых вообще заканчивается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического развития и степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное давление. Нередко отмечается систолическое давление больше 140 мм рт. ст. - так называемая юношеская гипертония. В большинстве случаев она носит проходящий характер. В этот период происходит энергетический рост костной ткани. К 14-15 годам микроструктура основных элементов опорного аппарата все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы окостенения и анатомической перестройки костной ткани. [2, с. 14] Каждая мышца или группа мышц развивается по-своему. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшим - мышцы рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей. К 13-15 годам достигается максимальная гибкость. Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В возрасте 14-15 лет имеются благоприятные условия для использования специальных средств повышения мышечной силы. Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. В 15 лет средний показатель становой силы 90-100 кг. [2, с. 15] Этот период отмечается наибольшим запасом скорости у юных футболистов, однако из-за недостаточной выносливости они еще не могут ее поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в большей степени, чем футболисты других возрастных групп. В период 12-15 лет увеличивать скорость бега можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы. В возрасте 14-15 лет имеет место снижение темпа прироста работоспособности. Связано это с тем, что все системы организма растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других системах. Наблюдается отставание функциональных систем от морфологических (рост, вес). Хотя методика проведения физической подготовки с футболистами 15 летнего возраста постепенно приближается к методике работы со взрослыми футболистами, и костно-мышечная система у подростков в 15-17 лет достаточно окрепла для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого футболиста научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на них тончайшим приспособлением. [15, с. 37] Интенсивные нагрузки следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. Это весьма важно, поскольку возможно проявление повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного мастерства. Стоит отметить, что с 12 до 17 лет даже неспецифические нагрузки, в результате естественного роста и развития юноши, сопровождаются улучшением спортивных результатов. После целенаправленных продолжительных нагрузок необходимо устраивать достаточно продолжительные перерывы для восстановления. Особенно это касается периодов после игры, поскольку у юных футболистов в 14-16 лет функциональные сдвиги выражены в большей степени, чем после тренировок. Для развития и закрепления двигательных функций существуют оптимальные периоды. Именно в эти периоды наиболее легко и прочно закрепляются определенные функции, умения и навыки. Если эти сроки пропущены, то навыки формируются с трудом, путем более длительных упражнений, и обладают малой прочностью. Как раз это один из таких периодов, когда имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно. В 14-15 лет в основном заканчивается возрастное развитие координации и движений. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибюлярный достигают в этом возрасте высокого уровня развития, поэтому в двигательном анализаторе могут образовываться уже достаточно совершенные динамические стереотипы. [15, с. 38] Усиливается способность к дифференцированию. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач. Имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно. Необходимы систематические упражнения, помогающие совершенствовать максимальную частоту движений и выполнять много упражнений с реакцией на движущийся объект. Особое внимание необходимо уделять воспитанию инициативы и самостоятельности. Поскольку юношам уже самим приходиться решать разнообразные вопросы коллективной тактики в сложной обстановке соревновательной борьбы. От игроков требуется большая активность, самостоятельность, более высокая ответственность при выполнении заданий тренера, за повышение результативности самой тренировки. 1.2 Понятие о силовых способностях, их виды Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость). Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу: - при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом); - при ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах или груди); - без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4-6 с.); - при изменение и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «крест»). [30, с. 123] Первые два режима характерны для динамической, третий - для статической, четвертый - для статодинамической работы мышц. Эти режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «статическая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели. В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы. Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем больше и сила. В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мыщцы развивают в условиях преодолевающего режима. С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются. В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях. [35, с. 78] В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяют на два виды: 1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений; 2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. [30, с. 125] Собственно силовые способности человека могут проявляться при удержании в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характер работы по спортивной терминологии медленный, динамический, «жимовой»). В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической. У начинающих футболистов проявление взрывной силы зависит от их силовой подготовленности вообще, и любые силовые упражнения для них полезны. По мере взросления и повышения квалификации частный объем силовых упражнений, направленных на повышение максимальной силы (упражнения с партнером, на силовых тренажерах, с отягощениями), должен уменьшаться. Взрослые футболисты высокой квалификации такие упражнения выполняют в объеме, необходимом для поддержания на достигнутом уровне максимальной силы. В тренировке нужно стремиться не столько к повышению силы всех мышечных групп, сколько к правильному соотношению силовых показателей разных мышечных групп, и прежде всего мышц-синергистов и антагонистов. Это позволит, во-первых, проявлять максимум силы в движениях и, во-вторых, предохранит спортсмена от травм. В физиологических исследованиях, в ходе которых изучалась зависимость «сила-скорость», установлено, что для развития взрывной силы целесообразнее всего использовать упражнения с малыми и средними отягощениями, выполняемые с околопредельной или предельной скоростью. [34, с. 86] К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость: 1. Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость. 2. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц». В практике физического воспитания различают также абсолютную и относительную мышечную силу человека. Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимально произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза. Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса. [34, с. 88] Уровень развития и проявления силовых способностей зависит от многих факторов: 1. Прежде всего от влияния величины физиологического поперечника мышц: чем он толще, тем при прочих равных условиях большее усилие могут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл и повышается концентрация саркоплазматических белков. При этом внешний объем мышц может увеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожно-жирового слоя над тренируемыми мышцами. 2. Сила человека зависит от состава мышечных волокон. Различают «медленные и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем «быстрые» волокна. Второй тип волокон осуществляет в основном быстрые и мощные сокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числом повторений мобилизует значительное число «быстрых» мышечных волокон, в то время как занятия с небольшим весом и большим количеством повторений активизируют как «быстрые», так и «медленные» волокна. В различных мышцах тела процент «медленных» и «быстрых» волокон неодинаков, и очень сильно отличается у разных людей. Стало быть, с генетической точки зрения они обладают разными потенциальными возможностями к силовой работе. 3. Существенную роль в проявлении силовых возможностей человека играет регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС. Величина мышечной силы при этом связана: - с частотой эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейтронов передних рогов спинного мозга; - степенью синхронизации (одновременности) сокращения отдельных двигательных единиц; - порядком и количеством включенных в работу двигательных единиц. Перечисленные факторы характеризуют внутримышечную координацию. Вместе с тем на проявление силовых способностей влияет также согласованность в работе мышц синергистов и антагонистов, осуществляющих движение в противоположных направлениях (мышечная координация). 4. Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит и от механических особенностей движения. К ним относятся: исходное положение (или поза), длина плеча рычага и изменение угла тяги мышц, связанного с изменением при движении длины и плеча силы, а следовательно, и главного момента силы тяги; изменение функции мышцы в зависимости от исходного положения; состояние мышцы перед сокращением (предварительно растянутая мышца сокращается сильно и быстро). 5. Силовые возможности зависят от возраста и пола занимающихся, а также от общего режима жизни, характера их двигательной активности и условий внешней среды. Наибольший прирост показателей абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног. Относительные же показатели силы особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11 и 16-17 лет. Показатели силы у мальчиков во всех возрастных группах выше, чем у девочек. Индивидуальные темпы развития силы зависят от фактических сроков полового созревания. Все это необходимо учитывать в методике силовой подготовки. [30, с. 133] В проявлении мышечной силы наблюдается известная суточная периодика: ее показатели достигают максимальных величин между 15-16 часами. Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большим потреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшие условия для деятельности мышц - при температуре +20 °С. 1.3 Средства развития силовых способностей у футболистов Основным средством подготовки футболистов 15-16 лет являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи. Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча. [34, с. 50] Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные. Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу. Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств. К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках), а также игровые упражнения. Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные. Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные. Общеподготовительные упражнения - это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшением координационных способностей, двигательных навыков и умений. Специальноподготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру пряовления физических и психических качеств. В качестве средств воспитания силовых способностей рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Они подразделяются на упражнения с внешними сопротивлением и упражнения, отягощенные весом тела. [15, с. 123] Среди первых используют упражнения с предметами (с набивными мячами, гантелями, на гимнастических скамейках) с партнером на специальных тренажерах и на упругих покрытиях, с эспандером, резиной, с сопротивлением внешней среды (бег по песку или гальке, по снегу). В качестве вторых применяют разнообразные упражнения в отжиманиях и приседаниях. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития силовых способностей должен быть индивидуализирован и определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого занимающегося. Темп выполнения упражнений должен оставаться оптимальным (примерно средним). Целесообразно в подготовке юных футболистов использовать преимущественно одно из общепринятых методических направлений развития силы - преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений. Это направление соответствует возрастным особенностям подростков и юношей. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику выполнения движений занимающихся, а значит, выполнять движения более координировано. [15, с. 131] Для развития силы мышц применяют упражнения с отягощениями, оказывающие воздействие на две наиболее важные для юных футболистов группы мышц: мышцы стопы, голени и бедра; мышцы туловища и плечевого пояса: - для развития первой группы мышц хороши «упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила стремится» к максимуму преимущественно за счет нарастания скорости сокращения мышц; в качестве средств здесь используют бег на короткие дистанции, различные прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения с мячом; - вторая группа мышц развивается при помощи общеразвивающих упражнений с отягощениями и без них. В 13-16 лет недопустимы Мх по величине напряжения при работе с тяжестями. Поэтому при определении оптимального веса отягощения надо учитывать не Мх возможности, а собственный вес юного футболиста; кроме упражнений с отягощениями целесообразно использовать парные и групповые упражнения с сопротивлением, снарядовую гимнастику, подвижные игры; на этапе специализации при воспитании силовых способностей скоростно-силовые упражнения должны превалировать над собственно силовыми; Упражнения, способствующие воспитанию силы мышц туловища и плечевого пояса: - без предметов: в положении сидя, руками опершись сзади, - «велосипед»; в положении сидя, ноги вместе и слегка приподняты, руки в стороны, сгибание и выпрямление ног, не опуская их, а также круговые движения ногами; в положении упор лежа переход в упор присев толчком обеих ног и возвращение в исходное положение; пружинящие движения прыжками ноги врозь - вместе; в положении лежа на спине, руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе - поднимание ног перпендикулярно к полу и опускание их вправо и влево; - с партнером: «качели» (пружинистые наклоны туловища вперед), «мельница» (повороты туловища, не сгибая ног), «насос» (поочередные приседания из положения стоя лицом друг к другу (ноги врозь, правая или левая впереди) и упершись ладонями в ладони партнера поочередное сгибание и разгибание рук с преодолением сопротивления партнера; стоя спиной друг к друг и взявшись под руки в замок, делать глубокие пружинящие приседания; стоя вплотную спинами друг к другу и взявшись под руки в замок, поочередно наклоняться вперед до горизонтального положения; сидя ноги врозь и упершись ступнями в ступни партнера, взявшись за руки, наклоняться вперед и назад; - с набивными мячами (1-1,5 кг): в положении «основная стойка (ноги врозь), мяч на вытянутых руках» поднимать мяч вверх и опускать, сгибая и разгибая руки в локтевых суставах; наклоны и повороты туловища, броски мяча назад, вверх и в стороны; подбрасывание и ловля мяча; ловля мяча после подбрасывания с предварительным приседом, седом, прыжком; - с набивными мячами в парах: стоя спиной друг к другу, ноги врозь, передавать мяч сбоку, по «восьмерке», над головой и между ногами (по кругу); стоя лицом друг к другу, сильно толкать мяч от груди поочередно вперед и вперед-вверх; то же из положений «присед», наклон вперед» и «слегка подпрыгивая»; сидя лицом друг к другу и держа мяч на вытянутых вверх руках, лечь на спину, выпрямиться и передать мяч партнеру; лежа на животе, поднимать мяч вверх, прогибаясь (партнер держит ноги); передача мяча броском снизу из положения наклон вперед, броском обеими руками через голову назад после наклона вперед, то же, но с передачей мяча между ногами; - со штангой: поднимание до уровня груди; выжимание лежа на спине; приседания со штангой на плечах. [34. с. 156] Упражнения, способствующие воспитанию силы мышц стопы, голени, бедра: - без предметов: подскоки на месте попеременно на каждой ноге с соответствующим переносом тяжести тела; прыжки вперед и в сторону толчком одной ноги с приземлением на другую; прыжки вперед-вверх на одной ноге во время бега; прыжки вверх на месте толчком обеими ногами (ноги врозь, вместе, одна впереди); спрыгивание с высоты 40-60 см на обе ноги с последующими рывками на 10-15 м или с прыжком вперед - в сторону; прыжки в длину и высоту; «русская пляска» (присев на корточки, выбрасывать вперед толевую, то правую ногу); «лягушачьи прыжки» (пружинящие, вперед в приседе; колени развести, руки между ногами опираются о землю; «заячий прыжок» (прыжок из приседа, опираясь руками о землю. Приземляясь, сначала коснуться земли руками); «попрыгунчик» (прыжок ноги врозь, хлопок руками о бедра - прыжок ноги вместе, хлопок руками над головой); - с набивными мячами (1-1,5 кг): прыжки - на одной ноге через мяч (по четыре на каждой); на обеих ногах через мяч с поворотами на 90 и 180 градусов; через набивные мячи, расположенные в 1,2-1,5 м один от другого; толчком одной ноги с приземлением на другую; толчком обеими ногами, броски мяча, зажатого между ногами, вперед-вверх, назад-вверх прыжком; - на гимнастических скамейках: прыжки - на скамейку и обратно на одной и на обеих ногах, стоя лицом к скамейке; стоя боком к скамейке; из стойки ноги врозь (скамейка между ногами) на месте и с продвижением вдоль скамейки: через скамейку и обратно, стоя лицом к скамейке, стоя боком к скамейке, с продвижением вдоль скамейки на обеих ногах и с ноги на ногу; - с преодолением полосы препятствий из гимнастических скамеек: бег через 3-6 скамеек, установленных в 1-1,5 м одна от другой, преодоление скамеек прыжком на обеих ногах, на одной ноге с промежуточным шагом и без него; - с барьерами: прыжки через 3-6 барьеров, установленных в 1-1,5 м один от другого, толчком одной ноги, без междускока; прыжки через барьеры, установленные в 1-3 м один от другого, толчком обеими ногами (с междускоком и без междускока); прыжки ноги врозь, согнув их; - удары по мячу: ногой на силу и точность из разных положений в тренировочную стенку, батут и в ворота; на дальность; головой в прыжке. Отбор мяча в подкате и толчком (согласно правилам). [15, с. 136] В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: - с помощью измерительных устройств - динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; - с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу. Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении). [30. с. 131] В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседания со штангой. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый). [35. с. 77] Для определения уровня развития силовых способностей используются следующие контрольные упражнения: 1. прыжки через скакалку; 2. подтягивания; 3. отжимания на параллельных брусьях, от пола или скамейки; 4. поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями; 5. висы на согнутых и полусогнутых руках; 6. подъем переворотом на высокой перекладине; 7. прыжок в длину с места с двух ног; 8. тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой); 9. поднимание и опускание прямых ног до ограничителя; 10. прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания); 11. метание набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой. Критериями оценки силовых способностей служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков. 1.4 Методы развития силовых качеств у футболистов Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - это способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основные методы спортивной тренировки футболистов 15-16 лет можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные. Словесные методы: 1. Методы сообщения теоретических и методических сведений. 2. Методы оперативного управления. 3. Методы текущей коррекции и оценки выполнения. 4. Методы самообучения и самовоспитания. Наглядные методы: 1. Методы непосредственной демонстрации (натуральный показ). 2. Методы опосредованной демонстрации (наглядные пособия, методы ориентирования, фото-кино-видеодемонстрация, срочная информация). Практические методы подразделяются: 1. На методы упражнений: - методы процесса обучения и совершенствования (целостного упражнения, расчлененного упражнения, избирательных воздействий, сопряженных воздействий); - методы регламентации нагрузки и отдыха (равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговая тренировка). 2. Игровой метод. 3. Соревновательный метод. В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них - метод повторных непредельных усилий, метод максимальных усилий, метод изометрических усилий, статодинамический метод, метод динамических усилий, «ударный» метод, игровой метод, метод круговой тренировки. [30, с. 134] 1. Метод повторных непредельных усилий предусматривает преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа». В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений упражнений. За одно занятие выполняется 2-6 серий. В серии - 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями - 3-5 мин. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40-80% от максимальной в данном упражнении. Скорость движений невысокая. В зависимости от величины сопротивления предельно возможное число повторений может быть достигнуто на пятом, например, или тридцатом повторении. Механизм проявления и соответственно развития силовых способностей при таком различии в числе повторений станет разным. При большом отягощении и незначительном количестве повторений будет развиваться преимущественно максимальная сила или одновременно происходит рост силы и увеличение мышечной массы. И, наоборот, при значительном числе повторений и небольшом весе отягощений в значительной степени начинает возрастать силовая выносливость. Тренировочный эффект при применении этого метода достигается к концу каждой серии повторений упражнения. В последних повторениях число работающих двигательных единиц возрастает до максимума, происходит их синхронизация, увеличивает частота эффекторной импульсации, т.е. физиологическая картина становится исходной с той, которая существует при преодолении предельных усилий. Значительный объем мышечной работы с непредельными отягощениями активизирует обменно-трофические процессы в мышечной и других системах организма, вызывая необходимую гипертрофию мышц с увеличением их физиологического поперечника, стимулируя тем самым развитие максимальной силы. Сила сохраняется дольше, если одновременно с ее развитием увеличивается и мышечная масса. Выделяют три основных варианта метода «до отказа»: 1. Упражнения выполняются в одном подходе «до отказа», число подходов не «до отказа». 2. В нескольких подходах упражнение выполняется «до отказа», число подходов не «до отказа». 3. Упражнение в каждом подходе выполняется «до отказа», число подходов «до отказа». Несмотря на то, что работа «до отказа» менее выгодна в энергетическом отношении, данный метод получил широкое распространение в практике. Объясняется это вполне определенными его преимуществами. Он позволяет лучше контролировать технику движений, избегать травм, уменьшить натуживание во время выполнения силовых упражнений, содействует гипертрофии мышц. Этот метод - единственно возможный в силовой подготовке начинающих, так как развитие силы у них почти не зависит от величины сопротивления, если она превосходит 35-40% максимальной силы. Его целесообразно применять в тех случаях, когда решающую роль играет величины силы, а скорость ее проявления не имеет большого значения. [35, с. 75] 2. Метод максимальных усилий. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений. 3. Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. [15, с. 112] 4. «Ударный метод». «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения. Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75-1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот - 0,25-0,5 м. [15, с. 124] 5. Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6с и в 100% - 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений. 6. Статодинамический метод. Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. [30, с. 132] 7. Игровой метод. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса). [8, с. 56] Многолетний опыт силовой подготовки показывает, что тренеры для развития силовых качеств у юных футболистов используют упражнения для развития как общей силы, так и специальной силы. Основные задачи для развития общей силы: 1. Увеличение мышечной массы. 2. Развитие способности проявлять силу в различных движениях. Для развития общей силы и мышечной массы рекомендуют три группы упражнений: 1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями, которые выполняются до значительного мышечного утомления (то есть «до отказа» или почти «до отказа»). Число подходов 1 до 3, интервалы отдыха между подходами - 2-5 минут. Масса отягощения - от 50 до 70% от максимальной. 2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания). Упражнения выполняются «до отказа» в 1-3 подходах с интервалами отдыха в 1-3 минуты. 3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах). Упражнения выполняются «до отказа» 1-2 раза с интервалами отдыха в 3-5 минут. Основной и единственный метод выполнения силовых упражнений в футболе - повторный. Для четырех разных вариантов выполнения силовых упражнений в практике используют следующие методы: - метод максимальных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений с околопредельными отягощениями; - метод повторных усилий, который заключается в использовании тоже повторных упражнений, но со средними по массе отягощениями; - метод взрывных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений, выполняемых с околопредельной скоростью с малыми по массе отягощениями; - метод круговой тренировки, который заключается также в использовании повторных упражнений. [20, с. 136] Для развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет необходимо использовать две группы упражнений: - силовые упражнения на поле; - силовые упражнения в тренажерном зале. Силовая подготовка футболистов 15-16 лет является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка. В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1-2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей. При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в неделю) и использовать лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна. Комплексные занятия в игровом режиме не дают значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую работу в этом направлении нельзя. Силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование. Ведущим методом воспитания мышечной силы у футболистов 15-16 лет является первый метод - метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего веса. Уже с 15 лет ежедневно в течение получаса необходимо заниматься атлетической подготовкой с легкими гантелями и набивными мячами. Упражнения направлены главным образом на развитие силы мышц ног, туловища и рук. Силовая подготовка должна стать непременной частью каждого занятия по общей физической подготовке. В этом случае силовую работу следует планировать в конце занятия. 1.5 Метод круговой тренировки Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки - достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений. В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3-6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки - «круговая» - чисто условное. [5, с. 26] Выделяют несколько вариантов круговой тренировки: 1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости. 2. По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств. 3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости. 4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126] Для проведения круговой тренировки заранее: - составляется комплекс упражнений; - определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); - на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; - устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; - на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков. В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью - не более 6-8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения. Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30-35 мин). В круговой тренировке, как правило, используются 6-12 станций с определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20, с. 140] До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на хорошем уровне. Таким образом, анализ изученной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы футболистов 15-16 лет тренер должен рассматривать ее как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств. Основным методом воспитания силы футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60-80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10-12, а количество серий - не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц. Для развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет целесообразно использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся. 2. Опытно-экспериментальная часть 2.1 Организация и методы эксперимента Целью данного исследования явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Задачи эксперимента: 1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15-16 лет. 2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки. 3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы эксперимента: 1. Анализ и обобщение литературных данных. 2. Педагогический эксперимент. 3. Математическая обработка данных. Эксперимент проводился на базе СДЮШ «Олимпийского резерва» №1, Центрального района. Были образованы две группы по 10 человек в каждой, в контрольной группе и экспериментальной группе. Эксперимент продолжался 6 месяцев с сентября 2008 г. по март 2009 г. Комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с использованием интервального метода, для футболистов 15-16 лет из контрольной группы. Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 90 минут. Подготовительная часть - 20 минут. Основная часть - 50 минут. Заключительная часть - 10 минут. Подготовительная часть занятия. 1. Легкий бег 2-3 мин. 2. Ходьба на носках по 20-30 шагов каждой ногой, затем на наружном своде стопы - по 20-30 шагов. 3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20-30 раз. Повторить 2-3 раза. 4. Бег на прямых ногах по 15-20 шагов каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго. Повторить 2-3 раза. 5. передвижение (прыжки) приставными шагами правым (левым) боком. Повторить 3-5 раз по 4 шага каждым боком с активным движением локтями с в стороны - вверх. 6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук перед грудью 25-30 раз. 7. Передвижение (бег) скрестными шагами левым (правым) боком по 15-20 шагов. Повторить по 2 раза. 8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди, руки скрестно к плечам. Выполнить по 20-30 раз каждой ногой. 9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к поднятому носку по 20-30 раз. 10. Семенящий бег 10-15 м, затем бег с высоким подниманием бедра. Повторить по 2-3 раза. 11. Стоя в наклоне, руки на коленях - выполнять круговые движения коленями внутрь, наружу, сгибание и разгибание ног в коленях по 12-16 раз. 2. Основная часть. Основная часть проводилась с использованием интервального метода. Интервальный метод предусматривал повторную работу в режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов. Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее 8-12 раз. Комплекс 1. 1. Из упора лежа на полу - сгибание и разгибание рук (отжимания от пола). 2. Приседания на всей стопе с выносом рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки, отводя руки назад. 3. Сидя на полу, руки в упоре сзади - поднимание прямых ног примерно до прямого угла с полом и опусканием ног в исходное положение. 4. Лежа на животе, руки вверху (на полу) - поднимание прямых рук и ног, прогибая спину. 5. Лежа на спине - одновременное сгибание ног и туловища в положение «седа в группировку», коснуться руками голеней. 6. Прыжки через скакалку или на месте без скакалки (минимум 30 прыжков). 3. Заключительная часть. Заключительная часть включает в себя упражнения на растягивание и расслабление мышц: - встать на колени и сесть на пятки, т.е. на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При ощущении сильного напряжения слегка наклониться вперед и опереться на руки возле коленей. Для усиления растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад и опереться на руки сзади; - медленный наклон вперед в положении стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, шея и руки расслаблены. Комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с использованием метода круговой тренировки, для футболистов 15-16 лет из экспериментальной группы. Занятия с футболистами из экспериментальной группы проводились 2 раза в неделю с использованием метода круговой тренировки. Продолжительность занятия - 90 минут. Подготовительная часть - 20 минут. Основная часть - 50 минут. Заключительная часть - 10 минут. 1. Подготовительная часть. 1) Построение. 2) Физическая подготовка: ходьба спортивная, ходьба различными способами (приставным и окрестным шагом, на носках, л/а ходьба с высоким поднятием бедра). Бег по кругу, змейкой, по прямой, с преодолением препятствий. 2. Основная часть. Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в предельном темпе, время работы - 10-15с, отдыха - 45с, величина отягощений от 5 до 40 кг. Комплекс 1. 1 «станция» - исходное положение: выпад правой вперед, штанга (40 кг) на плечах - прыжки со сменой ног; 2 «станция» - толчки штанги (30 кг) от груди вверх; 3 «станция» - бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к поясу и неподвижной опоре; 4 «станция» - броски набивного мяча (5 кг) стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы; 5 «станция» - выпрыгивание вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг); 6 «станция» - штанга (15 кг) за головой на плечах: толчки вверх; 7 «станция» - подъем штанги (25 кг) на грудь; 8 «станция» - прыжки толчком двух ног через барьеры (высота - 65 см); 9 «станция» - броски набивного мяча (5 кг) в стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы; 10 «станция» - прыжки боком через гимнастическую скамейку толчком двух ног с продвижением вперед; Комплекс 2. Тренировочные задания для развития силовых способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания состоят из упражнений на 12 «станциях», время работы и отдыха - 30с, количество повторений 50-75% от максимально возможного: 1 «станция» - толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине; 2 «станция» - приседания со штангой (30 кг) на плечах; 3 «станция» - подъем штанги (25 кг) на грудь; 4 «станция» - ходьба в глубоком приседе с отягощением 20 кг; 5 «станция» - поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены; 6 «станция» - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 7 «станция» - прыжки со скакалкой (толчком двух ног); 8 «станция» - разгибание туловища, лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, ноги закреплены; 9 «станция» - имитация ведения мяча с блином от штанги (5 кг); 10 - «станция» - имитация бега, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного на поясе футболиста и на неподвижной опоре; 11 «станция» - повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах; 12 «станция» - приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке. Комплекс 3 (комплекс упражнений на укрепление основных мышечных групп). Упражнения выполняются с использованием скамейки по круговому методу. Количество станций - 9. Количество повторений каждого упражнения примерно 8-12 раз. Отдых перед очередной станицей от 1 до 3 минут. 1 «станция» - сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется упражнение в различных вариантах: - ноги на полу (обычное отжимание); - ноги на скамейке; - руки на скамейке; 2 «станция» - сгибание - разгибание рук в упоре сзади на скамейке. 3 «станция» - поднимание верхней части туловища. Лежа на полу, ногти (голени) на скамейке под прямым углом. Поднимать верхнюю часть туловища, касаясь руками скамейки, справа, по центру и слева от ног. 4 «станция» - поднимание таза и согнутых ног. Лежа на скамейке и держась за нее руками за головой, поднимать согнутые ноги к голове, напрягая мышцы брюшного пресса. Обращать внимание на медленное опускание ног до касания скамейки. При подъеме ног делать выдох, при опускании - вдох. 5 «станция» - приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке. Стоя, одна нога опирается носком на скамью, другая в выпаде впереди. Выполняются все приседания подхода на выдвинутой вперед ноге. Плечи держать прямо. 6 «станция» - поднимание таза и одной ноги вверх. Упор сидя сзади на полу с опорой ног (пяток) на скамейку. Переход в упор лежа сзади с отведением головы назад и выпрямлением туловища. 7 «станция» - поднимание верхней части туловища в положении лежа на бедрах. Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки касаются пола. Поджимание прямых рук за голову и верхней части туловища вверх. 8 «станция» - поднимание ног. В положении лежа на груди вдоль скамейки и держась за нее руками, поднимать слегка согнутые ноги назад. 9 «станция» - наклоны вперед. Сидя на краю скамейки, ноги врозь. Выполнить наклон вперед к правой ноге. Держать 15 секунд. Затем к левой ноге и посредине. Держать не менее 15 секунд в каждом положении. 3. Заключительная часть. Медленный бег, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление. Контрольные упражнения для оценки уровня силовой подготовки футболистов 15-16 лет из экспериментальной группы и контрольной группы: 1. Удар на дальность по неподвижному мячу (м). Удары по мячу на дальность выполняются правой или левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Дальность полета мяча измеряется от места удара до места первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 метров. В зачет идет - лучшая попытка из двух. 2. Подтягивание на перекладине (количество раз). Подтягивание на перекладине; и.п. - хват сверху, вис на выпрямленных руках. Подтягивание считается правильным, когда подбородок находится выше перекладины. 3. Прыжок в длину с места с двух ног (см). Правила выполнения прыжка в длину с места с двух ног. Футболист становится за контрольной линией. Сбоку от него: на полу, наносится 3-метровая шкала с делениями. Измерение проводится по общепринятым правилам отсчета длины прыжка. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат. Тесты и контрольные нормативы по оценке уровня силовой подготовленности футболистов 15-16 лет из экспериментальной группы и контрольной группы приведены в таблице 1. Таблица 1. Тесты и контрольные нормативы для оценки силовой подготовки юношей 15-16 лет из экспериментальной и контрольной группы для занятий футболом
2.2 Результаты эксперимента и их обсуждение В процессе выполнения опытно-экспериментальной части выпускной квалификационной работы были определены показатели силовой подготовки у юношей 15-16 лет для занятий футболом на начало эксперимента в контрольной группе и экспериментальной группе. Полученные данные приведены в таблицах 2,3. Таблица 2. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (контрольная группа)
Как видно из таблицы 2, на начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) - на 15%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 24%; тесту 3 (прыжок в длину с места) - на 10%. Таблица 3. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (экспериментальная группа)
Как видно из таблицы 3, на начальном этапе эксперимента все показатели тестов ниже нормы в экспериментальной группе - по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) - на 16%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 27% и тесту 3 (прыжок в длину с места) - на 9%. В ходе проведения экспериментальной части были определены показатели силовой подготовки футболистов 15-16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 1 месяц после начала эксперимента. Полученные данные приведены в таблице 4 и таблице 5. Таблица 4. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента (контрольная группа)
Из полученных данных таблицы 4 видно, что после занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча) в контрольной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 2% и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) - на 3% и составили 79% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) - на 1% и составили 91% от нормы. Таблица 5. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента (экспериментальная группа)
Из полученных данных таблицы 5 видно, что после занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 6%, что на 4% выше, чем в контрольной группе, и составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) - на 8%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 81% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) - на 1% и составили 92% от нормы. Следовательно, наблюдается тенденция к улучшению силовой подготовки футболистов 15-16 лет в результате использования предлагаемого в выпускной квалификационной работе кругового метода тренировки. На заключительном этапе диагностики были определены показатели силовой подготовки футболистов 15-16 лет в контрольной группе и экспериментальной группе через 6 месяцев после начала эксперимента. Полученные данные приведены в таблице 6 и таблице 7. Таблица 6. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (контрольная группа)
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 6, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в контрольной группе по сравнению с исходными данными улучшились на 8%; и составили 93% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) - на 10% и составили 86% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) - на 3% и составили 93% от нормы. Таблица 7. Показатели силовой подготовки юношей 15-16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента (экспериментальная группа)
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из таблицы 7, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 13%, что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 99% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) - на 15%, что на 5% выше, чем в контрольной группе и составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) - на 5%, что на 2% выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы. Выводы 1. Изучена динамика показателей силовой подготовки футболистов 15-16 лет. На начальном этапе исследования все показатели тестов почти одинаковые и ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 - на 15%; тесту 2 - на 24%; тесту 3 - на 10%; в экспериментальной группе - по тесту 1 - на 16%; тесту 2 - на 27% и тесту 3 - на 9%. 2. Разработано содержание занятий по развитию силовых способностей у футболистов 15-16 лет с использованием метода круговой тренировки. Занятия с футболистами 15-16 лет из экспериментальной группы проводились два раза в неделю. Продолжительность занятий - 90 минут. Подготовительная часть - 20 минут. Основная часть -50 минут. Заключительная часть -10 минут. Тренировочные занятия для развития силовых способностей футболистов 15-16 лет, организованные в форме круговой тренировки, состояли из упражнений на 10-12 «станциях». Упражнения выполнялись в предельном темпе, время работы на каждой станции - 10-15 с, отдыха - 45 с. Величина отягощений от 5 до 40 кг. Среди упражнений, направленных на развитие силовых способностей у футболистов 15-16 лет, включенных в 3 комплекса круговой тренировки, использовались следующие упражнения: - из упора лежа на полу - сгибание и разгибание рук (отжимания от пола); - толчки штанги (30 кг) от груди вверх; - бег на месте, преодолевая сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного к поясу; - выпрыгивания вверх из глубокого приседа, держа в руках гирю (16 кг); - прыжки толчком двух ног через барьеры (высота -65 см); - броски набивного мяча (5 кг) в стену; - толчки штанги (20 кг) вверх из положения лежа на спине; - приседания со штангой (30 кг) на плечах; - подъем штанги (25 кг) на грудь; - поднимание и опускание туловища лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены; - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; - прыжки со скакалкой (толчком двух ног); - повороты туловища на 90° со штангой (30 кг) на плечах; - приседания в выпаде одной ногой вперед, другая на скамейке. Таким образом, в комплекс круговой тренировки для развития силовых способностей футболистов обязательно были включены упражнения из трех основных групп: 1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями. 2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания). 3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах). 3. Выявлена эффективность экспериментальной программы по развитию силовых способностей у футболистов 15-16 лет. Через 1 месяц показатели в обеих группах выросли по сравнению с исходными показателями в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) - на 2%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 4%; теста 3 (прыжок в длину с места) - на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1 - на 6%; тесту 2 - на 8%; тесту 3 - на 1%. По истечении 6 месяцев показатели в обеих группах по сравнению с исходными показателями выросли еще больше. В контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) - на 8%; тесту 2 (подтягивание на перекладине) - на 10%; тесту 3 (прыжок в длину с места) - на 3%. В экспериментальной группе по тесту 1 - на 13%; тесту 2 - на 15%; тесту 3 - на 5%. Таким образом, использование метода круговой тренировки позволяет повысить уровень развития силовой подготовки футболистов 15-16 лет. Список литературы 1. Безруких, Н.А. Возрастная физиология/ Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 128 с. 2. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов/ М.А. Годик. - М.: Олимпия, 2006. - 221 с. 3. Голомазов, С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 187 с. 4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. - Минск: Образование, 2005. - 236 с. 5. Бишопс, К. Единоборство в футболе/ К. Бишопс, Х. Герардс. - М.: Терра-спорт, 2003. - 167 с. 6. Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 59 с. 7. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 247 с. 8. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. - СПб: Питер, 2008. - 128 с. 9. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 200. - 176 с. 10. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов/ Н.М. Люкшинов. - М.: Советский спорт, 2006. - 420 с. 11. Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 319 с. 12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Первый этап (8-10 лет)/ А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия, 2008. - 110 с. 13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Второй этап (11-12 лет)/ А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия, 2008. - 140 с. 14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13-15 лет)/ А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия, 2008. - 204 с. 15. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Четвертый этап (16-17 лет)/ А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия, 2008. -166 с. 16. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов/ М. Кук. - М.: Астрель, 2003. -127 с. 17. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов/ Г.А. Лисенчук. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 271 с. 18. Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 61 с. 19. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов/ Г.В. Монаков. - М.: Советский спорт, 2005. - 285 с. 20. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. - М.: Астрель, 2007. - 234 с. 21. Куватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Куватов. - М.: Олимпия, 2006, - 127 с. 22. Ланда, Б.Х. Методика комлексной оценки физического развития и физической подготовленности/ Б.Х. Ланда. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - 234 с. 23. Лозовая, Г.В. Общая и возрастная психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 123 с. 24. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1982. -124 с. 25. Осташев, П.В. Прогнозирование способностей футболиста/ П.В. Осташев. - М.: Физическая культура и спорт, 1982. - 96 с. 26. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов/ А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 230 с. 27. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке/ Б. Плон. - М.: Олимпия, 2008. - 239 с. 28. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 145 с. 29. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. - М.: ФАИР, 2007. - 463 с. Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. - М.: Терра спорт, 2000. - 134 с. 30. Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова. - М.: Терра спорт, 2004. - 71 с. 31. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. - М.: Физическая культура и спорт», 1978. - с. 255. 32. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 247 с. 33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 478 с. 34. Швыков, И.А. Спорт в школе. Футбол/ И.А. Швыков. - М.: Терра спорт, 2002. - 141 с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |