|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Государственное регулирование природопользования и охраны природной средыГосударственное регулирование природопользования и охраны природной средыМЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ: «ЭКОЛОГИЯ» Вариант № 2 Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды |Выполнил: Гусаров А.Ю. | |Группа: | | | |Проверил: | |Оценка: | |Дата: | Самара 1999 Содержание |1. |Задачи регулирования |3 | |2. |Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование |5 | |3. |Экономические рычаги регулирования: |6 | | |налоги и арендная плата; | | | |плата за использование природных ресурсов; | | | |плата за загрязнение среды, за размещение отходов. | | |4. |Источники финансирования природоохранных мероприятий. |8 | |5. |Экономическое стимулирование рационального природопользования|10 | | |и охраны окружающей среды. | | | |Список литературы |11 | №1. Задачи регулирования Ответ. При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа. Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 2060-1 от 19.12.91. было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации. Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей. Главным аспектом в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами: . приоритетом охраны жизни и здоровья человека; . научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; . рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека; . соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; . гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач; . международным сотрудничеством в охране окружающей среды. Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995). Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: . естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; . земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по заданному правилу. Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета. Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ. Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой. Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование. № 2. Экологические нормирование, лимитирование и лицензирование. Ответ. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов (Статья 19 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Эти нормативы носят название ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС - предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным комитетов по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается: . виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; . экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья 18, часть 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060- 1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). № 3. Экономические рычаги регулирования: Ответ. а) налог и арендная плата Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91. установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым представлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства; жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя из средних ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земли и повышению ее плодородия. б) плата за использование природных ресурсов Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира, рекреационными и другими природными ресурсами (Статья 20 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076- 1): . за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; . за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; . на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды. Системы платежей постоянно совершенствуется. в) плата за загрязнение среды, за размещение отходов. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1 устанавливает плату за загрязнение среды, которая производится с 01.01.93. Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов (Статья 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Министерство природы Российской Федерации утвердил «Рекомендации по определению предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории. № 4. Источники финансирования природоохранительных мероприятий. Ответ. Финансирование является одним из способов регулирования. Финансирование - это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, других источников. Одним из источников финансирования природоохранных программ являются экологические фонды. Фонды - это денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели. Система экологических фондов создана на основе Положения «О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ», утвержденного Правительством Российской Федерации в июне 1992 года. Фонды являются юридическими лицами и находятся в ведении Министерства природы Российской Федерации и его территориальных органов. На счета экологических фондов поступают средства в виде платы (статья 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060- 1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1): . за загрязнение природной среды как в пределах нормативов, установленных природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов; . средства, получаемые по искам о возмещении вреда, взысканных судами и арбитражными судами, и штрафов за экологические правонарушения; . средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства; . добровольные отчисления предприятий и взносы граждан, в том числе иностранных; . средства в виде дивидендов, процентов по вкладам; . доходы от издательской деятельности фондов. Нормативы распределения средств экологических фондов различных уровней установлены законом: 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного значения, 30% - на природоохранные мероприятия республиканского, краевого, областного значения и 10% - на мероприятия федерального и межрегионального значения. В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов. Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф. Страхователями выступают предприятия - причинители вреда. К их числу относятся предприятия, деятельность которых представляет потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском хозяйстве, потенциально опасными аварийными сбросами отходов в водные источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы. Экологическое страхование становится одним из перспективных составляющих экономического механизма охраны природной среды. В 1992 году Министерство природы Российской Федерации и Российская государственная страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». № 5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. Ответ. В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем (Статья 24 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1): установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирвоания охраны окружающей природной среды. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19 декабря 1991 года (в редакции Законов РФ от 21.02.92 № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1) 1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону № 2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». М. 1993. Экология. Учебное пособие. - М., 1997. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |