|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствамиЗагрязнение атмосферы передвижными транспортными средствамиМинистерство общего и профессионального образования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточный государственный технический университет Арсеньевский технологический институт Кафедра естественных, научных и общепрофессиональных дисциплин Реферат по Экологии на тему: Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами. ВЫПОЛНИЛ: Студент 831 гр. Наумов Илья Проверил: Емельянова Ж. В. Арсеньев 1998 г. Содержание Введение……………………………………………………………… стр. Наземный транспорт………………………………………………… стр. Авиация и ракетоносители………………………………………….. стр. Заключение ………………………………………………………….. стр. Введение Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется составом, объемом сжигаемого топлива и организацией процесса сгорания. Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Доля загрязнения атмосферы от газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты. Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако кроме них в атмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п. 1. Наземный транспорт Автотранспорт является источником загрязнения атмосферы, количество автомашин непрерывно растет (диаг. 1.1), особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Диаг. 1.1 Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их общего выброса. Исследования состава отработавших газов ДВС показывают, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в табл. 1.1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо). Анализ данных данных приведенных в таблице 1.1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox, CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Саж может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека. Таблица 1.1 | |Содержание компонента, об. доли, | | |Компоненты |% |Примечание | | |Карбюраторные |Дизельные | | | |ДВС |ДВС | | |N2 |74 – 77 |76 – 78 | | |O2 |0,3 – 8 |2-18 | | |H2O (пары) |3,0 – 5,5 |0,5-4,0 |Нетоксичен | |CO2 |5,0 - 12,0 |1,0-10,0 | | |H2 |0 - 5,0 |- | | |CO |0,5 - 12,0 |0,01-0,50 | | |NOx |До 0,8 |0,0002-0,5 | | |CnHm |0,2 - 3,0 |0,009-0,5 |Токсичен | |Альдегиды |До 0,2 мг/л |0,001-0,09 мг/л | | |Сажа |0-0,04 г/м3 |0,01-1,1 г/м3 | | |Бензапирен |10-20 мкг/м3 |до 10 мкг/м3 | | Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 – 5 раз. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине: Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50 Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00 Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы. Валовые выбросы вредных веществ автомобильным транспортом России (тогда еще СССР) составляют, млн. т/год: Автомобили: 1960 г. 1970 г. 1980 г. Грузовые. . . . . . . . . . . .9,05 18,99 30,63 Легковые. . . . . . . . . . . .0,82 1,3 4,23 Автобусы. . . . . . . . . . . 0,65 2,1 4,16 Всего: 10,52 22,39 39,02 Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т: оксида углерода – 260 летучих углеводородов – 40 оксидов азота – 20. Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха крупных городов мира составляет, %: Оксид углерода Оксиды Азота Углеводороды Москва 96,3 32,6 64,4 Санкт-Петербург 88,1 31,7 79 Токио 99 33 95 Нью-Йорк 97 31 63 В некоторых городах концентрация СО в течении коротких периодов достигает 200 мг/м3 и более, при нормативных значениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия). 2. Авиация и ракетоносители Применение газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и все самолеты (кроме пропеллерных на которых стоят ДВС) используют тягу этих установок. Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такие токсичные компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Исследования состава продуктов сгорания двигателей, установленных на самолетах «Боинг-747», показали, что содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя (табл. 2.1.). Таблица 2.1. |Число |Содержание г/кг топлива | |оборотов | | |двигателя | | | |СО |NOx |CnHm | |0.56 n* |87.9 |0.7 |9.8 | |0.83 n |2.3 |1.5 |0.3 | |0.90 n |-- |4.4 |-- | n – номинальное число оборотов двигателя Как следует из таблицы 2.1., высокие концентрации СО и CnHm характерны для ГТДУ на пониженных режимах (холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим). Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20 – 30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов (данные США). 1975 г. 1985 г. 1990 г. Самолеты, шт. 5629 6028 6721 Суммарное топливо, млн. т в год. 45,5 97 142 Выбросы NОx, млн. т в год. 0,287 0,548 0,832 Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУ оказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют: Оксиды углерода – 55% Оксиды азота – 77% Углеводороды – 93% Аэрозоль – 97% остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС. Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OH и др. При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм). В двигателях космического корабля «Шатл» сжигается как жидкое так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы (табл. 2.2), но большей частью в тропосферу. Таблица 2.2 |Атмосферный |Высота,|Продукты сгорания, кг | |слой |км | | | | |HCl |Cl |NO |CO |CO2 |H2O |Al2O3 | | | | | | | | |(пар) | | |Приземный |0 – 0,5|24666 |2741 |1697 |131 |55075 |46674 |39284 | |слой | | | | | | | | | |Тропосфера |0,5 - |78517 |9657 |4618 |839 |172570|152677|26385 | | |13 | | | | | | | | |Стратосфера |13 - 50|59732 |11727 |239 |2189|147684|146393|110304| |Нижняя |50 - 67|0 |0 |0 |0 |0 |15542 |0 | |мезосфера | | | | | | | | | |Мезосфера - |67 |0 |0 |0 |0 |0 |119045|0 | |термосфера | | | | | | | | | В условиях запуска у пусковой системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может рассеятся, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и возвращении на Землю Ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с. Согласно ГОСТ 17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферу классифицируют: 1) по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах, это – газообразные и парообразные (SO2, CO, NOx углеводороды и др.); жидкие (кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и жидких металлов); твердые (свинец иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.); 2) по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут: 1) менее 0,01 вкл.; 2) свыше 0,01 до 0,1 вкл.; 3) свыше 0,1 до 1,0 вкл.; 4) свыше 1,0 до 10 вкл.; 5) свыше 10 до 100 вкл.; 6) свыше 100. В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным использованием авиационных и ракетных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех типов. Заключение Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко ходить не надо. Инспекторы ГАИ уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают в атмосферу токсичных веществ больше нормы. Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком. ----------------------- [pic] |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |