|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Методическая разработка темы по дисциплине: Экономическая и социальная география мира.ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Методическая разработка темы по дисциплине: Экономическая и социальная география мира.ГОУ СПО Саяногорский политехнический техникум Методическая разработка темы: ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ По дисциплине: Экономическая и социальная география мира Для студентов 1 курса 0x01 graphic Разработал: преподаватель СПТ Шевцов В.И. Саяногорск 2005г. План-схема изучения темы 0x08 graphic 0x01 graphic Цели и задачи: Знать: новые понятия «географическая среда», «природопользование», «ресурсообеспеченность». Уметь: работать с картами, первоисточниками, диаграммами, таблицами; составлять картосхемы, выявлять особенности размещения ресурсов на земном шаре, формировать умения слушать лекцию с целевым заданием, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем. Развивать логическое мышление: устанавливать зависимость между природными ресурсами и экологическими проблемами, Прогнозировать: пути решения этих проблем. +----------------------------------------------------+ |Занятия| Вопросы выносимые на | Форма учебного | | | занятия | занятия | |-------+---------------------------+----------------| | |Взаимодействие общества и |Лекция с | | 1 |природы. Рациональное и |выполнением | | |нерациональное |целевого задания| | |природопользование. | | |-------+---------------------------+----------------| | |Мировые природные ресурсы. | | | 2 |Ресурсообеспеченность. |Практикум | | |Минеральные ресурсы. | | |-------+---------------------------+----------------| | |Виды природных ресурсов: | | | |земельные, водные, их | | | 3 |значение, размещение и |Практикум | | |проблемы рационального | | | |использования. | | |-------+---------------------------+----------------| | |Виды природные ресурсов: | | | 4 |лесные, ресурсы Мирового |Практикум | | |океана, рекреационные. | | |-------+---------------------------+----------------| | |Загрязнение окружающей |Конференция с | | 5 |среды и экологические |предварительной | | |проблемы человечества. |подготовкой к | | | |занятию | |-------+---------------------------+----------------| | 6 |Итоговое занятие |Зачет | +----------------------------------------------------+ 0x01 graphic Самостоятельная работа студентов на занятии: 0x01 graphic Самостоятельная работа студентов дома: 0x01 graphic Вопросы в процессе объяснения нового материала. 0x01 graphic Выполнение задания на контурных картах Для выполнения задания использовать материал учебника Работа в рабочих тетрадях по географии Для информации 0x01 graphic Выделить главное Занятие 1. Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование. 1. Географическая среда и ее роль в жизни общества 1. Историческое развитие взаимодействия человека и природы. История развития человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Характер связей человека и природы можно рассматривать двояко: * приспособление человека к условиям природный среды без ее видоизменения; * видоизменение природы человеком для удовлетворения своих потребностей. 0x01 graphic Привести примеры различного взаимодействия человека и природы На протяжении истории человечества эти связи изменялись в следующей последовательности: 1. охота и собирательство 2. земледелие 3. ремесло 4. промышленное производство 5. НТР (научно-техническая революция) С развитием человеческого общества природная среда, являясь источником ресурсов, все в большей степени вовлекается в сферу человеческой деятельности и подвергается значительным изменениям. 2. Понятие «географическая среда». (стр. 25-27) дать понятие: - «природа» - «географическая среда» - «окружающая среда» 3. Современные масштабы освоения планеты. Современный период освоения Земли характеризуется проникновением человека в недоступные ранее районы с экстремальными природными условиями. Это: * аридные области (пустыни Сахара, Гоби, Аравийского полуострова и Австралии); * околополярные территории Северного полушария (север России, Канадский арктический архипелаг, Аляска); * Антарктида; * высокогорные территории (север Индии, запад Китая); * влажные экваториальные леса (страны Южной Америки). 4. Антропогенные ландшафты. В результате активного антропогенного воздействия на природу формируются видоизмененные человеком ландшафты - антропогенные ландшафты. В настоящее время они занимают 60% территории суши (при этом 20% - преобразованные коренным образом). Принято выделять следующие антропогенные ландшафты: * городские; * сельскохозяйственные; * горнопромышленные; * транспортные; * лесохозяйственные; * рекреационные. 5. «Обмен веществ» между обществом и природой. 0x01 graphic При взаимодействии общества с природой между ними происходит своеобразный «обмен веществ». Он заключается в увеличении использования природных ресурсов, с одной стороны, и одновременном увеличении отходов человеческой деятельности - с другой. Этот обмен далеко не всегда является взаимовыгодным, что приводит к экологическим проблемам, которые выражаются: * в истощении природных ресурсов; * в загрязнении окружающей среды. 0x01 graphic 1. Какие природные ресурсы на ваш взгляд в наибольшей степени истощены? 0x01 graphic 2. Какие оболочки Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера) на ваш взгляд подвергаются наибольшему загрязнению. Для решения экологических проблем и поддержания равновесия географической среды необходимо сотрудничество всех стран мира. 2. Природопользование. Рациональное и нерациональное природопользование. 1. Понятие природопользования. На современном этапе взаимодействия человека и природы расширяется использование природных ресурсов. В результате антропогенного воздействия видоизменяются естественные ландшафты, увеличивается «давление» общества на природу. При этом роль человека в его взаимоотношениях с природой активизируется. Общество не просто использует природные богатства, а преобразует природную среду. Взаимодействие человека и природы становится особой сферой деятельности, которая называется «природопользование». Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды. Природопользование может быть: * рациональным, при котором взаимодействие общества и природы развивается гармонично, существует система мер по предупреждению отрицательных последствий вмешательства человека в природу, их взаимоотношения управляемы; * нерациональным, при котором отношение человека к природе является потребительским, нарушается баланс в «обмене веществ» между обществом и природой, не учитываются требования по охране окружающей среды, что приводит к ее деградации. 2. Примеры рационального и нерационального природопользования. 0x01 graphic Составить таблицу с примерами рационального и нерационального природопользования 3. Два типа антропогенного воздействия на природную среду. Антропогенное воздействие на окружающую среду может осуществляться двумя способами: экстенсивным и интенсивным. * Экстенсивный способ. Освоение «вширь». * Освоение и использование новых территорий * Увеличение объемов использования ресурсов * Вовлечение новых источников сырья Характерен для развивающихся стран, где экономика основана на эксплуатации природных ресурсов. * Интенсивный способ. Освоение «вглубь». * Комплексное и полное использование ресурсов * Внедрение новых малоотходных технологий по использованию ресурсов * Утилизация отходов Характерен для развитых стран с дефицитом природных ресурсов и высоким научно-техническим потенциалом. Хозяйственная деятельность человека предполагает сочетание этих двух типов воздействия на природу. Однако в настоящее время можно говорить об окончании экстенсивного освоения планеты и переходе на интенсивных путь, способствующий рациональному природопользованию. Для широкого распространения рационального природопользования человечество активно начинает предпринимать коллективные меры, выражающиеся в сотрудничестве стран в области охраны окружающей среды. Во многих странах приобрели вес партии «зеленых» (Германия, Бельгия, Франция и др.). Созданы международные организации и учреждения, занимающиеся этой проблемой. Прежде всего, это ООН, в рамках которой координируются работы по различным экологическим программам. Наиболее важной стала программа ЮНЕП. Многие программы осуществляем организация ЮНЕСКО («Гидрологическое десятилетие», «Аридные зоны», «Международная биологическая программа», «Человек и биосфера»). Крупнейшей организацией по охране природы является Международный союз охраны природы), объединяет более 60 стран и осуществляет проекты более чем в 130 странах). 0x01 graphic ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ: Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему? Занятие 2. Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы. 1. Понятие «природные ресурсы». Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и почвы, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники. Таким образом, природные ресурсы - это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества. 2. Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы можно разделить на группы в зависимости от их происхождения, способа использования и т.п. Наиболее распространенной является классификация природных ресурсов по их исчерпаемости и возобновимости. 0x01 graphic Используя план-схему изучения темы, учебник составить классификацию природных ресурсов в виде схемы 0x08 graphic 0x01 graphic 3. Проблемы истощения и неравномерности размещения природных ресурсов. Многие природные ресурсы становятся сырьем в различных отраслях материального производства. Главным их потребителем в современном мире является промышленность. Запасы многих видов природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья. Еще одной проблемой человеческого общества, связана с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные лесных ресурсов, с дефицитом пресной воды и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов. 4. Понятие «ресурсообеспеченности» В результате между странами и регионами существуют различия в их обеспечении природными ресурсами. Кроме того, важным фактором являются масштабы использования природных ресурсов. Дать определение ресурсообеспеченности 5. Оценка ресурсообеспеченности. Оценить ресурсообеспеченности страны можно двумя способами: 0x01 graphic Определить, на сколько лет хватит данного вида ресурсов при современном уровне использования. Такой способ оценки возможен при расчете ресурсообеспеченности минеральными ресурсами. Для этого размер запасов нужно разделить на объем добычи в год. Например: +----------------------------------------------------------------------+ | | Разведанные запасы | Добыча угля, | | | Страна | угля, млрд.т. | | Ресурсо-обеспеченность | | | | млн.т в год | | |--------+---------------------+--------------+------------------------| | Китай | 102 | 1100 | 93 года | |--------+---------------------+--------------+------------------------| | Индия | 23 | 210 | 110 лет | +----------------------------------------------------------------------+ Однако размеры разведанных запасов могут увеличиваться в процессе геологических разработок, а объемы ежегодной добычи изменяться, поэтому ресурсобеспеченость имеет приближенное значение. 0x01 graphic Определить, какое количество данного вида ресурсов приходится на душу населения. Такой способ оценки подходит для всех видов исчерпаемых ресурсов. Для этого размер запасов нужно разделить на численность населения страны. Например, если объем речного стока разделить на численность населения отдельных стран, то наиболее обеспеченными ресурсами речного стока можно считать такие страны, как: * Конго (120тыс. м^3 в год на душу населения); * Канада (115 тыс. м^3 в год на душу населения); * Норвегия (100 тыс. м^3 в год на душу населения) Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов. 0x01 graphic Используя данные атласа (стр. 4 и стр. 16) рассчитать ресурсообеспеченность нефтью Саудовской Аравии и Российской Федерации 7. Минеральные ресурсы. Закономерности размещения, запасы, проблемы рационального использования. 1. Из истории использования минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства. Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12 - 11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век - появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо. Наряду с ними использовались и другие металлы и камни. Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII - XIX веках с началом активной разработки топливных полезных ископаемых (промышленная добыча угля и нефти), а также некоторых руд (бокситов, хромовых, никелевых, урановых), фосфоритов, калийных солей и др. Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине ХХ века после включения титана, ниобия, кобальта, бериллия в современные производства, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд. В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых. 2. Особенности минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся: * невозобновимость; * неравномерность размещения; * возможность транспортировки на дальние расстояния * возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений. 1. Виды минеральных ресурсов. (стр. 28-31) Составить классификацию минеральных ресурсов 2. Закономерности размещения. (стр. 28-31) Установить закономерности размещения различных видов минеральных ресурсов 0x01 graphic Минеральные ресурсы размещаются в виде отдельных месторождений или бассейнов - групп месторождений, расположенных близко друг к другу. Например угольные бассейны: Рурский, Аппалачский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский; нефтегазоносные бассейны: Персидского залива, Западно-Сибирский, Североморский. Для хозяйственного использования наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, так они способствуют комплексной переработке сырья. В районах, где есть такие сочетания, часто формируются территориально-производственные комплексы, имеющие большое практическое значение для более рациональной территориальной организации хозяйства. 3. Обеспеченность стран и регионов минеральными ресурсами. Обеспеченность минеральными ресурсами оценивается показателем ресурсообеспеченности, который показывает, на сколько лет хватит запасов данного вида ресурсов. Он рассчитывается по формуле: 0x01 graphic 0x01 graphic Используя таблицу 1 (стр. 29) и таблицу 20 (стр. 391) рассчитать обеспеченность углем, нефтью, природным газом и железной рудой по состоянию на 2000 г. Однако обеспеченность регионов и стран мира отдельными видами полезных ископаемых крайне различна. Это связано в первую очередь с их размещением на территории Земли. Среди стран мира можно выделить: * страны, обеспеченные разнообразным минеральным сырьем (Россия, США, Китай, Индия, Австралия); * страны, обеспеченные преимущественно одним видом минерального сырья (Иран - нефть, Замбия - медь, Либерия - железные руды, Науру - фосфориты, Гвинея - бокситы); * страны, бедные минеральными ресурсами (Япония, Республика Корея, Швейцария). 0x01 graphic Задание 1, 2, 3, 4, 5, 6 Занятие 3 Земельные, водные, ресурсы их значение, размещение и проблемы рационального использования 1. Особенности земельных ресурсов. 0x01 graphic Земельные ресурсы - один из главных природных ресурсов. При характеристике земельных ресурсов необходимо учитывать следующие особенности: * земельный фонд постоянен; * земельные ресурсы не перемещаются, они используются только на месте; * каждый участок земли в данный момент времени может использоваться только определенным образом (городская застройка, сенокос, пашня и т. п.); * более 30% мирового земельного фонда - труднодоступные земли (горные территории, пустыни, тундра и т.п.) Земельные ресурсы оцениваются по двум показателям: * по обеспеченности территорией - площадь территории на душу населения; * по качеству земель - типы почв, их плодородие. 2. Обеспеченность земельными ресурсами регионов и стран мира. Общая площадь мирового земельного фонда составляет 13,4 млрд. га. Таким образом, на 1 жителя Земли приходится 2,5 га. Однако по регионам и странам мира Земельный фонд распределен крайне неравномерно. Наибольшая часть земельного фонда приходится на Африку (30,3 млн. км^2) и Зарубежную Азию (277 млн. км^2). При этом наибольшая обеспеченность - 33 га на душу населения - в Австралии и Океании, где численность населения лишь 26 млн. человек. Среди стран мира, обладающих наибольшим земельным фондом, выделяются: * Россия (17,1 млн. км^2); * Канада (10 млн. км^2); * Китай (9,6 млн. км^2); * США (9,4 млн. км^2); * Бразилия (8,5 млн. км^2); * Австралия (7,7 млн. км^2) 0x01 graphic Задание 10 (используйте рис.7 учебника, стр.32) 3. Структура мирового земельного фонда. Структура земельного фонда показывает, каким образом используется земельные ресурсы, и зависит от качества земель. 0x01 graphic Задание 9 (используйте рис.6 учебника, стр.32) Наибольшая доля обрабатываемых земель - в Зарубежной Европе (29%), наименьшая - в Австралии (5%) и Южной Америке (7%). Наиболее продуктивными являются черноземные и серые лесные почвы, поэтому главные земледельческие регионы - стеная. Лесостепная и частично лесная природные зоны. Наибольшие площади распаханных земель находятся в России, Казахстане, Китае, США, Канаде, Индии. По обеспеченности пашней на душу населения выделяются регионы: Австралия и Океания (1,87 га), страны СНГ (0,81 га) и Северная Америка (0,65 га). Наименьшая обеспеченность - в Зарубежной Азии (0,15 га). Непригодными для обработки являются обширные полярные пространства в Гренландии, на севере России, Канады и США, пустыни Африки, Австралии и Центральной Азии, высокогорья и т.п. Наибольшая доля непродуктивных земель - в структуре земельного фонда Зарубежной Азии (42%), наименьшая - Зарубежной Европы (17%). 4. Изменение структуры мирового земельного фонда. Структура земельного фонда не остается неизменной. Ее изменения может быть вызвано следующими причинами: * Освоением целинных земель в странах, обеспеченных земельными ресурсами (Казахстан, Россия, США, Китай); * «наступлением на прибрежные участки в малоземельных странах (Нидерланды, Япония); * потерей плодородных земель в результате эрозии, опустынивания, засоления, заболачивания; * отчуждением сельскохоозяйственных земель под промышленную, транспортную и жилую застройку; * вырубкой лесов. 5. Проблема использования земельных ресурсов. 0x01 graphic Эксплуатация земельных ресурсов приводит к деградации земель - истощению их плодородия. Причины возникновения этой проблемы: * эрозия почв (ежегодно из сельскохозяйственного оборота выпадает 6-7 млн. га); * засоление и заболачивание (ежегодно теряется 1,5 млн. га); * изменение химического состава почв вследствие избыточного внесения удобрений; * опустынивание. Проблема опустынивания стоит сейчас крайне остро. Главный фактор этого процесса - деятельность человека (перевыпас скота, вырубка лесов, монокультурность сельского хозяйства, вспашка целины и т. п.). В настоящее время оно уже охватывает более 9 млн.км^2. Опасность опустынивания характерна в первую очередь для стран Азии и Африки. В целом площадь «регионов риска» составляет еще 19,5 млн. км^2. Проблема деградации земель требует немедленного решения во всех странах мира. Главные пути ее преодоления: * сокращение внесения удобрений; * рациональное проведение водной мелиорации; * проведение противоэрозионных мероприятий; * сокращение вырубки лесов. 1. Особенности водных ресурсов. 0x01 graphic К водным ресурсам относятся воды, пригодные для хозяйственного использования. Как любой вид природных ресурсов, водные ресурсы имеют свои специфические особенности: * в основном используется пресная вода, которая составляет крайне малую долю водных ресурсов Земли * использование водных ресурсов - многоцелевое * используются в основном на месте * размещены крайне неравномерно * обновляются в результате мирового круговорота воды 2. Объем запасов водных ресурсов. Общий объем воды на Земле - 1386 млн. км^2, т.е. на одного человека приходится примерно 270 млн. км^2. Однако 96,5% - это воды Мирового океана и еще 1% - соленые подземные воды и озера. Для жизнедеятельности и производства человеку необходима прежде всего пресная вода. Ее доля в общем объеме воды на Земле составляет всего 2,5%. Причем наиболее доступная пресная вода - это реки и озера, а их доля крайне незначительна (всего 0,01%).Основные запасы пресной воды содержатся в ледниках (Антарктида, Гренландия, льды Арктики) и практически недоступны для использования, а также в виде подземных вод, которые пока расходуются незначительно. Таким образом, практические потребности людей удовлетворяют в первую очередь ресурсы речного стока. Учитывая многократный водообмен, фактический мировой объем речного стока в год составляет 47 тыс.км^2, но используется лишь 1/2 этого запаса. 1. Распределение речного стока по регионам и странам. Распределение ресурсов речного стока на Земле крайне неравномерно. Около 1/3 территории суши занимают два аридных пояса: * северных (пустыни Азии, Аравийский полуостров, пустыня Сахара) * южный (пустыни Австралии, Калахари, Атакама). По абсолютным показателям наибольший объем речного стока приходится на Азию (13,2 тыс. км^3 в год) и Южную Америку (10,4 тыс. км^3 в год), а наименьший - на Австралию (около 2 тыс. км^3 в год). 2. Обеспеченность регионов и стран ресурсами речного стока. 0x01 graphic Задание 11 3. Использование водных ресурсов и проблема водообеспечения. Главная функция воды - жизнеобеспечивающая. Для практических целей человек потребляет большие запасы водных ресурсов. Это использование воды в качестве: * питьевой; * технологической (в отраслях материального производства); * транспортного ресурса; * энергетического ресурса. Объем водопотребления постоянно растет. В ХХ веке он увеличился в 10 раз и составляет в настоящее время более 4 тыс. км^3 в год. Структура водопотребления такова: * сельское хозяйство -69%; * промышленность - 21%; * коммунальное хозяйство - 6%; * водохранилища - 4%. При этом главный потребитель - сельское хозяйство - 89% воды использует безвозвратно. Речной сток используется и для получения гидроэнергии. мира, пригодный для использования на современном технологическом уровне, оценивается в 10 трлн кВт. ч. Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладает Зарубежная Азия (27,3%), наименьшим - Австралия и Океания (2%) и Зарубежная Европа (7,3%). Среди стран по размерам гидроэнергетического потенциала выделяются: Китай, Россия, США, Заир, Канада, Бразилия. Гидроэнергетический потенциал Земли реализуется лишь на 21%. Однако степень его использования в странах мира различна: в Швеции, Норвегии, Финляндии она составляет более 80%, Канаде - 60%, США -50%, Китае - 8%, а в Заире, Колумбии и Перу - менее 1%. 0x01 graphic Проблема водообеспечения заключается в дефиците пресной воды, потребление которой постоянно растет, а ресурсы речного стока остаются неизменными. С другой стороны, водопотребление приводит к изменению качества воды вследствие большого количества вредных примесей. Попадающих в реки в результате сброса отработанных вод. Наибольшими загрязнителями воды являются такие отрасли промышленности, как целлюлозно-бумажная, металлургическая, химическая. 4. Возможные пути решения проблемы водообеспечения. стр. 35 Определить основные пути решения водной проблемы 0x01 graphic Выполнить задание 4,5,6 учебника (стр. 51) Занятие 4 Лесные, ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы. 1. Лесные ресурсы 1. Значение лесных ресурсов. Лесные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, но возобновляемых. Это один из важнейших видов биологических ресурсов. Значение лесов огромно. Оно заключается: 1). в поддержании жизни на Земле. Леса восстанавливают кислород, что особенно важно при современном уровне загрязнения атмосферы, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы; 2). Леса - это источник конструкционных материалов и сырья, имеющих многоцелевое назначение. Древесина используется в качестве сырья в целлюлозно-бумажной, мебельной и других отраслях промышленности, в качестве конструкционного материала в строительстве, а также как топливо. Широко используются сопутствующие материалы: смолы, древесные опилки, растительная масса (сок, почки, листья и т.п.). 2. Количественная оценка лесных ресурсов мира, регионов и стран. 0x01 graphic Количественно лесные ресурсы оцениваются по трем главным показателям: * размер лесной площади; * лесистость (доля лесных территорий в общей площади страны или региона); * запасы древесины на корню. Общая площадь лесов в мире составляет 4 млрд. га. По площади лесов лидируют Латинская Америка и страны СНГ (около 1 млрд. га), Эти регионы выделяются и по запасам древесины (около 90 млрд. м^3). Наибольшими размерами лесных площадей обладают: Россия, Бразилия, Канада, США, Китай, Индонезия. Обеспеченность на душу населения наиболее высока в Австралии и Океании (6,4 га на 1 жителя). Среди стран выделяются Гвиана (144 га), Суринам (36 га), Габон (36 га), Конго (20га). В России на душу населения приходится более 5 га лесной площади. 0x01 graphic Задание 12 (используйте рис.9 учебника, стр. 33) 3. Два пояса лесов на Земле и их особенности. Леса на Земле образуют два главных пояса, каждый из которых имеет свои особенности. * Северный лесной пояс Лежит в зоне умеренного и части субтропического пояса. Охватывает территорию России, Зарубежной Европы, США и Канады. Занимает площадь 2 млрд га 67% - хвойные породы 33% - лиственные породы Неразнообразный видовой состав, медленный прирост древесины, интенсивное уничтожение в XVIII - начале XX века. * Южный лесной пояс Лежит в зоне влажного тропического и экваториального пояса. Охватывает территорию Южной и Юго-Восточной Азии, Центральной Африки и Латинской Америки. Занимает площадь 2 млрд. га. 50% - широколиственные влажные тропические леса 50% - разреженные леса и кустарники. Исключительное многообразие видов, быстрый прирост древесины, подвергается уничтожению в настоящее время. 4. Проблема использования лесных ресурсов. 0x01 graphic Главной проблемой использования лесных ресурсов является сокращение их площади. Ежегодно в мире леса вырубаются на площади 125 тыс. км^2. Особенно активно уничтожаются леса Южного полушария. Это вызвано следующими причинами: 1. расширением сельскохозяйственных угодий, особенно при подсечно-огневом земледелии, а также расчистке площадей для городских промышленных и транспортных нужд; 4. использованием древесины в качестве топлива в развивающихся странах; 5. увеличением экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США, Японию. Кроме того, происходит деградация лесного покрова вследствие загрязнения атмосферы и почвы. 5. Рациональное использование лесных ресурсов. 0x01 graphic Рациональное использование лесных ресурсов предполагает: * комплексную переработку древесины с полным использованием отходов; * сокращение объемов вырубки лесов в соответствии с их простом; * активизацию лесовосстановительных работ; * частичную замену древесины новыми конструкционными материалами. 6. Ресурсы животного мира. Что такое генофонд? 1. Ресурсы мирового океана Прочитать, разобрать следующие вопросы, составить краткий конспект, выделяя главное 1. Классификация ресурсов Мирового океана. 2. Морская вода как природный ресурс. 3. Минеральные ресурсы дна океана и их размещение. 4. Энергетические ресурсы. 5. Биологические ресурсы. 0x01 graphic Задание 12 0x01 graphic Задание 7 учебника (стр. 51) 3. Рекреационные ресурсы 1. Значение рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы - это природные и антропогенные объекты, которые можно использовать в целях отдыха, туризма, лечения. Главное назначение рекреационных ресурсов - поддержание физических сил и эмоционального настроя человека, сохранение его здоровья и духовное обогащение. 2. Основные группы. Рекреационные ресурсы подразделяются на две группы. Природно-рекреационные, то есть объекты и явления природы, используемые в целях отдыха, туризма и лечения. К ним относятся морские побережья с благоприятным климатом, берега рек и озер, горы, лесные массивы, минеральные источники, лечебные грязи. Культурно-исторические достопримечательности, используемые для посещения туристами. Это памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. 3. Размещение рекреационных ресурсов. Среди природно-рекреационных объектов наиболее известны: * побережья Средиземного, Черного, Карибского, Красного морей; * острова Гавайские, Мальдивские, Канарские, Багамские и др.; * лечебные грязи Крыма; * минеральные воды Кавказа. В этих местах развито рекреационное хозяйств: созданы курортные зоны с развитой инфраструктурой. Сегодня многих людей привлекает активный отдых , поэтому популярностью пользуются горные туристические базы в Альпах и Татрах, на Кавказе и Памире, туристические базы на берегах озер Иссык-Куль, Балатон, Валдай и др. Любители экзотики посещают саваны Африки, горы Тибета, пляжи Австралии. Активно развивается океанский туризм - проложены круизные маршруты по Индийскому, Атлантическому и Тихому океанам. Основные формы природно-рекреационных территорий - это зеленые зоны вокруг больших городов, заповедники, национальные парки. Каждая страна мира обладает не только уникальными природно-рекреационными ресурсами, но и своими культурно-историческими ценностями. Среди наиболее известных можно назвать: * Московский Кремль; * парковые ансамбли Петродворца под Санкт-Петербургом; * Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем; * римский Колизей; * египетские пирамиды; * афинский Акрополь; * гробницу Тадж-Махал в Индии; * Великую Китайскую стену. Наиболее посещаемые города-музеи: Рим, Париж, Афины, Москва, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца» России. Оценить использование рекреационных ресурсов можно по числу туристов, посещающих страну. По этому показателю лидируют: Испания, Италия Греция. Франция, Швейцария, Индия, Мексика, Египет, Турция. Наибольшей популярностью пользуются страны и районы, где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями. 1. Рациональное использование рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы, как и любой другой вид ресурсов, требуют рационального использования. В настоящее время возникает необходимость в: * создании новых зеленых зон, заповедников, национальных парков; * развитии современной инфраструктуры в уже созданных рекреационных зонах; * развитии индустрии туризма на основе бережного отношения к природным и культурно-историческим достопримечательностям; * поддержании в должном состоянии архитектурных достопримечательностей и своевременном проведении реставрационных работ; * проведении природоохранных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных природных ландшафтов. 0x01 graphic Задание 8 учебника (стр. 51) Форма выполнения любая: сообщение, реферат, фотоальбом и т.д. Занятие 5 Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Люди! Опомнитесь! Узрите содеянное вами и ужаснитесь! 0x01 graphic Опережающее задание. Составить доклад по одной из предложенных тем. Все темы докладов распределяются между студентами. Из наиболее подготовленных студентов избирается экспертный совет, который дает качественную оценку представленного материала, отмечает лучшие доклады. Подготавливает решение конференции 1. История загрязнения окружающей среды. 2. Главные источники загрязнения. 3. Загрязнение почвенного покрова. 4. Загрязнение гидросферы. 5. Загрязнение атмосферы. 6. Пути решения экологических проблем. 7. Экологическая политика стран мира. 0x01 graphic Выслушать и обсудить доклады. Сформулировать основной вывод. Подготовить и принять решение конференции Занятие 6 (зачет) Проводится в виде контрольной работы. Из представленных ниже вопросов и тестовых заданий формируются варианты контрольной работы. ВОПРОСЫ К ТЕМЕ В чем заключается различие понятий «природа» и «географическая среда»? Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему? Какие виды антропогенных ландшафтов позволяют говорить о положительных результатах воздействия человека на природную среду? Почему в настоящее время принято говорить о переходе к интенсивному пути освоения планеты? Можно ли считать опустынивание глобальным процессом? Почему показатель обеспеченности пахотными землями в Канаде превышает среднемировое значение в 7 раз, а в Китае он в 2,5 раза ниже? Почему Австралия, лежащая в аридном поясе, реки которой немноговодны и пересыхают в засушливый период года, отличается самым высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока. Почему проект транспортировки айсбергов не получил большой поддержки? В каком регионе наиболее остро стоит проблема сохранения лесов? Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития Назовите примеры стран, располагающих практически всеми видами минеральных ресурсов. Почему шельфовая зона представляет особый интерес с точки зрения освоения ресурсов океана? Как влияет развитие туризма на состояние природной среды? Возможно ли в наше время осуществить наращивание промышленного производства без отрицательного воздействия на окружающую среду? Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество? Что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются? Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется? Почему в эпоху НТР стало особенно важно рационально использовать природные ресурсы? Назовите основные направления в работе по охране окружающей среды. Какие виды природных ресурсов вам известны? В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях «вширь» и «вглубь». Что означают эти термины и в каких странах мира преобладают эти направления? Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно? В чем заключаются проблемы использования этих видов ресурсов? Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны. ТЕСТЫ 1. Природные ресурсы - это: 1. компоненты природы, используемые в промышленности; 2. топливно-энергетическая и сырьевая базы страны; 3. компоненты природы и их свойства, используемые в хозяйственной деятельности; 4. полезные ископаемые. 2. Биологические ресурсы относятся к группе: 1. исчерпаемых и невозобновимых; 2. исчерпаемых и возобновимых; 3. неисчерпаемых; 4. комплексных. 3. Ресурсы геотермальной энергии связаны с: 1. прогибами земной коры; 2. выходами кристаллического фундамента на поверхность; 3. залежами топливных ресурсов; 4. повышенной сейсмической активностью. 4. Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размером их использования называется: 1. ресурсный баланс; 2. ресурсообеспеченность; 3. коэффициент природного потенциала; 4. природопользование. 5. К исчерпаемым невозобновимым можно отнести ресурсы: 1. земельные; 2. гидроэнергетические; 3. биологические; 4. минеральные. 6. В структуре мирового земельного фонда на обрабатываемые земли приходится: 1. 11%; 2. 23%; 3. 30%; 4. 36%. 7. Наибольшей обеспеченностью ресурсами речного стока на душу населения обладают страны: 1. Канада и Норвегия; 2. Бразилия и Китай; 3. США и Индия; 4. Конго и Австралия. 8. К исчерпаемым природным ресурсам относятся: 1. минеральные и водные; 2. водные и лесные; 3. лесные и минеральные. 9. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена: 1. в Северном полушарии; 2. в Южном полушарии 10. Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом в мире: 1. увеличивается; 2. не изменяется; 3. уменьшается. 11. Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда: 1. леса и кустарники; 2. обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации); 3. луга и пастбища. 12. Главной причиной обострения водной проблемы человечества является: 1. неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты; 2. рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов; 3. загрязнение вод. 13. Доля пресной воды в мировых ресурсах: 1. 50%; 2. 10%; 3. 2,5%. 14. Главный путь решения водной проблемы человечества - это: 1. уменьшение водоемкости производственных процессов; 2. транспортировка айсбергов из Антарктиды; 3. опреснение морской воды. 15. К исчерпаемым возобновляемым ресурсам относятся: 1. лесные и рыбные; 2. рыбные и минеральные; 3. минеральные и лесные. 16. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена: 1. в Северном полушарии; 2. в Южном полушарии. 17. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является: 1. эрозия почв; 2. заболачивание, засоление; 3. опустынивание. 18. Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда: 1. леса и кустарники; 2. обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации); 3. луга и пастбища. 19. Эффективная защита почв от эрозии - это: 1. сведение лесов; 2. засыпание оврагов и балок; 3. лесопосадки. 4. 20. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является: 1. загрязнение вод; 2. рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов; 3. неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты. 21. В настоящее время из ресурсов мирового океана наиболее интенсивно используются: 1. водные; 2. биологические; 3. минеральные. 22. Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для: 1. Азии; 2. Южной Америки; 3. Европы 4. Австралии 23. Наиболее богаты минеральными ресурсами: 1. Россия, США, Канада, Австралия, Китай; 2. Япония, Швейцария, Великобритания; 3. Ближний Восток; 4. ЮАР, Канада, Австралия. 24. Главный регион орошаемого земледелия: 1. Азия 2. Африка 3. Европа 4. Южная Америка 25. Государства, обладающие богатыми лесными ресурсами: 1. Россия, Канада, Амазония; 2. Россия, Украина, США; 3. Россия, США, Аргентина. 26. Процесс деградации почв особенно интенсивно протекает в странах: 1. Азии и Африки 2. Латинской Америки 3. Европы 4. Северной Америки 27. Ресурсообеспеченность - это : 1. соотношение между величиной запасов и размерами использования данного вида ресурсов; 2. объем достоверных запасов данного вида ресурсов; 3. масштабы проведения геологоразведочных работ; 4. запасы ресурсов в расчете на единицу площади. 28. Сравнительно мало обеспечена природными ресурсами: 1. Австралия; 2. ЮАР; 3. Россия; 4. Япония. 29. Разнообразными природными ресурсами обладают: 1. Венгрия, Дания, Панама; 2. Индия, Ирландия, Боливия; 3. Австралия, ЮАР, Бангладеш; 4. Россия, США, Китай. 30. Мощным гидроэнергопотенциалом обладают: 1. Заир, Бразилия, Канада; 2. Китай, США, Япония; 3. Россия, Казахстан, Монголия; 4. Египет, Ливия, Алжир. 31. Наибольшей лесистостью характеризуются: 1. Европа и Северная Америка; 2. Южная Америка и Европа; 3. Южная Америка и Австралия; 4. Австралия и Африка. 32. Наименее обеспечены пашней в расчете на одного жителя: 1. Китай и Канада; 2. Австралия и Китай; 3. Япония и Австралия; 4. Египет и Япония. 33. Значительно увеличила свою территорию за счет осушения прибрежных участков морей: 1. Россия; 2. Дания; 3. Бельгия; 4. Нидерланды. 34. Использование геотермальной энергии имеет наибольшее значение в: 1. России; 2. США; 3. Ирландии; 4. Исландии. 35. Наибольшее количества рыбы и морепродуктов вылавливается из океана: 1. Тихого; 2. Атлантического 3. Индийского 4. Северного Ледовитого. 36. Наиболее богаты рудными месторождениями: 1. коралловые острова; 2. молодые складчатые области; 3. щиты платформ; 4. осадочные чехлы платформ. Индивидуальные задания 1. Используя данные атласа (с.4), нанесите на контурную карту мира шесть государств, обладающих максимальными разведанными запасами нефти. Укажите географический регион, в котором сосредоточены эти государства. Нанесите на контурную карту и подпишите два-три месторождения нефти в этом регионе. Определите по два-три государства, в которых находятся максимальные запасы нефти в Зарубежной Европе, Америке, Африке. 2. Используя данные атласа (с.4), нанесите на контурную карту мира шесть государств, обладающих максимальными разведанными запасами природного газа. Укажите географический регион, в котором сосредоточено большинство этих государств. Определите по одному государству, в которых находится максимальные запасы природного газа в Зарубежной Европе, Латинской Америке, Африке. 3. Используя данные атласа (с.6-7), выделите на Земле районы с наиболее благоприятным сочетанием тепла и влаги для выращивания культурных растений, т.е. обладающие максимальной суммой температур за период с температурой выше 10^-oС (более 8000^-oС) и коэффициентом увлажнения более 1,0. Выпишите государства, в которых встречаются выделенные районы. 4. Используя данные атласа (с.8), выделите 10 наиболее полноводных рек. Укажите океан, к бассейну которого относится большинство наиболее полноводных рек мира. Выпишите названия восьми государств, в которых на каждого жителя приходится более 100 тыс. м^3 полного речного стока в год. Выпишите названия шести самых крупных водохранилищ мира. Укажите, в каких государствах (или на границе каких государств) они расположены. Укажите два государства, в которых расположены наиболее крупные водохранилища в Зарубежной Европе. 5. Используя данные атласа (с.9), выделите на Земле основные районы, в которых ведется добыча нефти и газа с морского шельфа. Выпишите государства. Которые ведут морскую добычу нефти или газа. Выделите три главных района шельфовой добычи нефти и газа в мире. Выделите единственный в мире район добычи янтаря. Укажите, месторождения каких руд обнаружены на шельфе, а каких - в срединных частях Мирового океана. Взаимодействие общества и природы Географическая (окружающая) среда «Обмен веществ» между обществом и природой Мировые природные ресурсы Ресурсообеспеченность Минеральные ресурсы Земельные ресурсы Водные ресурсы Биологические ресурсы Ресурсы Мирового океана Климатические и космические ресурсы Рекреационные ресурсы Загрязнение окружающей среды Антропогенное загрязнение окружающей среды Пути решения природоохранных проблем Природоохранная деятельность и экологическая политика Географическое ресурсоведение и геоэкология Природные ресурсы Исчерпаемые Неисчерпаемые Возобновляемые Невозобновляемые Возобновляемые Невозобновляемые 1 - ? 2 - ? и т.д. 1 - ? 2 - ? и т.д. 1 - ? 2 - ? и т.д. 1 - ? 2 - ? и т.д. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |