|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Северо - Западный экономический районСеверо - Западный экономический районМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Специальность: 06100 «Государственное и муниципальное управление» Кафедра экономики, финансов и информационных технологий управления КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету: Региональная экономика и управление ТЕМА: Северо - Западный экономический район Выполнил: Ильин А.А. Группа 138 Преподаватель: Ткачев С.А. - старший преподаватель кафедры экономики, финансов и информационных технологий управления Сыктывкар 2002 Северо - Западный экономический район Северо - Западный район задирает площадь, составляющую 1,15% территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет выход в Балтийское море. Численность населения района на 01.01.1999 г составляла 7,9 млн. чел. - 5,4% от всего населения РФ. Доля городского населения почти - 87%. Естественный прирост населения, на уровне 1998 г был кризисным - резко отрицательным (-8 человек на 1000 жителей), достигавшим максимальных отрицательных величин в Псковской и Новгородской областях (- 11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей). В 1998 году в районе наблюдалась положительная миграция населения (коэффициент +7 на 1000 жителей), выразившаяся также в превышении численности прибывших в район над численностью выбывших на величину около 35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная численность населения района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн. чел. Таблица 1 Территория и численность населения Северо - Западного района на 01.01.1999 г. |Район, |Территория|Численност| | | | | | |ь | | | | | | |наличного | | | | | | |населения | | | | | | | | | | | | | |(тыс. | | | | | | |чел.) | | | | |республики, | |Все |Городское |Сельское|число | | | | | | |жителей | |области |(тыс.км2) |Население |население |населени|на 1 км2 | | | | | |е | | |Северо- |196,5 |7916,8 |6854,6 |1062,2 |40,6 | |Западный | | | | | | |район | | | | | | |г. Санкт- |85,9 |4697,6 |4697,6 |----- |74,7 | |Петербург | | | | | | |Ленинградская |85,9 |1674,0 |1103,1 |570,9 |74,7 | |обл. | | | | | | |Новогородская |55,3 |734,0 |520,1 |213,9 |13,4 | |обл. | | | | | | |Псковская обл.|55,3 |811,2 |533,8 |277,4 |14,8 | Экономико-географическое положение Северо- Запада ухудшилось после распада СССР, поскольку произошло "сужение" выхода РФ к Балтийскому морю, были нарушены экономические и транспортные связи с бывшим Прибалтийским экономическим районом, превратившимся в суверенные страны Балтии. Для компенсации потерь необходима интенсификация хозяйства Северо- Запада, дополнительное развитие транспортный и рыночный инфраструктуры, усиление межрегиональных связей, как по направлению рынков Центральной России, других ее регионов, так и по направлению рынков Северной и Западной Европы. В отличие от сырьевого Севера Северо- Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль Е формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного наукоемкого. На долю региона к началу экономического кризиса 1990-х гг. приходилось около 90% производимых в России гидравлических турбин и более 50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10% тракторов, 15% крупных электрических машин, значительная часть судов, тяжелых и уникальных станков, изделий радиоэлектроники, приборов) средств автоматизации и различного оборудования, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги, 10-12% чулочно-носочных и трикотажных изделий, обуви. Ведущими отраслями промышленной специализации здесь являются энергетическое, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, а также производство фосфорных и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, а также пищевой продукции. Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных. Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также проката черных металлов. В отраслях машиностроения производится более четверти всей продукции региона. Выделяются отрасли транспортного машиностроения, особенно судостроение, станкостроение, производство энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения и приборостроения, в т.ч. электронная и радиопромышленность - почти все предприятия в составе ВПК. Следующая таблица характеризует особенности промышленной специализации района. Таблица 2 Отраслевая структура производства Северо- Западного района, сложившаяся к концу 90-х годов |№ |Отрасли промышленности |В (%) | |1 |Промышленность – всего |100,0 | |2 |Электротехника |11,7 | |3 |Топливная промышленность |7,5 | |4 |Черная металлургия |1,7 | |5 |Цветная металлургия |3,5 | |6 |Химическая и нефтехимическая промышленность |6,9 | |7 |Машиностроение металлообработка |26,2 | |8 |Лесная, деревообрабатывающая и |8,6 | | |целлюлозно-бумажная промышленность | | |9 |Промышленность строительных материалов |4,5 | |10 |Стекольная и фарфоро- фаянсовая промышленность |1,2 | |11 |Легкая промышленность |3,9 | |12 |Пищевая промышленность |19,2 | |13 |Мукомольная, крупяная и комбикормовая |2,6 | | |промышленность | | ТЭК района, в составе которого Ленинградская АЭС, несколько ТЭС и ГЭС, в целом зависит от внешних поставок электроэнергии - из Центра РФ и Эстонии (бывшей Прибалтийской ГРЭС). Киришский нефтеперерабатывающий завод в Ленинградской области, ежегодно перерабатывающий свыше 1 млн. т. сырой нефти, получает сырье из Северного, Западносибирского и других регионов РФ. Предприятия лесохимического комплекса Северо- Запада: крупнейшие Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области, производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено также крупное товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели и др. проекции деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из соседнего Северного района. Северо- Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий. Северо- Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом. Приморское положение Ленинградской области, при всех его выгодах, имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных. грузов. На очереди строительство: нефтяного терминала в г. Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть- Лужской губе на побережье Финского залива. Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно- животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и Новгородской областях). Основная его роль - обеспеченные внутренних потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной миграцией сельского населения). Велико рекреационное значение Северо- Запада. Благодаря историческим достопримечательностям, заповедным местам, природному и культурному ландшафту район ежегодно привлекает более 1 млн. иностранных туристов. Особый статус имеет г. Санкт-Петербург - второй по численности город РФ - 4,7 млн. чел. на 01.01.1999 г. В многоотраслевом народнохозяйственном комплексе РФ промышленность Санкт-Петербурга занимает значительное место: предприятия города вырабатывают 2,5% всей продукции России. Базовыми отраслями научно-производственного комплекса города являются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, судостроение, радиоэлектроника, приборостроение. Наличие высококвалифицированных кадров и оснащение большинства предприятий города, современной техникой создают условия организации производства новейших машин и оборудования. Санкт-Петербург является ведущим центром по выпуску таких наукоемких видов продукции, как приборы и средства автоматизации, устройства программного управления для всех видов технологического оборудования. Город является вторым после Москвы центром по производству товаров народного потребления, особенно сложной бытовой техники. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено более 30 научных учреждений АН, около 400 научно-исследовательских и научно- производственных организаций самых разных направлений, а также многие учебные заведения. Санкт-Петербург - крупнейший центр на карте бизнеса. Использование зарубежных инвестиций и интеллектуальных ресурсов города создают благоприятные условия для реструктуризации и роста экономики города и региона в целой. Северо- Западный район переживает экономический кризис. Спад промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге. Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий военно- промышленного комплекса, потерявшего значительную часть государственного заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими прибалтийскими республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и материало- ёмкой производственной базы отсутствию денных природных ресурсов, недостаточным развитием социальной инфраструктуры. Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы (более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке русскоязычного населения из стран Балтии. Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли населения. Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе следующие: - развитие конверсии оборонного производства; - усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих производств, морских портов, железных и автомобильных дорог; - реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к товаров народного потребления; - улучшение экологической обстановки; - развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса; - развитие туризма. По состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо- Западном экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |