|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономические функции правительстваЭкономические функции правительстваМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВФ УО ИСЗ Гуманитарно-экономический факультет Кафедра Экономики Контрольная работа По дисциплине макроэкономика на тему: Экономические функции правительства. Студент Лебедев А.П. 2-го курса по специальности: Экономика и управление на предприятии Витебск 2002г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Правовая база и социальная структура 3 Поддержание конкуренции 4 Перераспределение доходов 5 Перераспределение ресурсов 6 Стабилизация 8 Вывод 9 Литература 10 ВВЕДЕНИЕ Все экономические системы, существующие в реальном мире, являются «смешанными»: государство и рыночная система делят между собой ответственность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американская экономика – это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение. Некоторые экономические функции правительства усиливают и облегчают действие рыночной системы; другие дополняют и модифицируют чистый капитализм. ПРАВОВАЯ БАЗА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. Правительство обеспечивает правовую базу и специфические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса деловым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения договоров (контрактов). Правительство также устанавливает юридические «правила игры», регулирующие взаимоотношение фирм, поставщиков ресурсов и потребителей между собой. На основе законодательства правительство может выступать в роли судьи, или арбитра, в экономических отношениях, выявлять случаи нечестной игры и проявлять власть для вынесения соответствующих наказаний. К услугам, предоставляемым правительством, относятся деятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системы стандартов для измерения веса и оценки качества продуктов и обеспечение денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами. Принятый в 1906 г. закон о чистоте пищевых продуктов и медикаментов служит хорошим примером того, как правительство подкрепляет действие рыночной системы. Этот закон устанавливает правила поведения, которым должны подчиняться производители во взаимодействии с потребителями. Он запрещает продажу фальсифицированных и не соответствующих сорту или марке пищевых продуктов или медикаментов, требует обязательного указания на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должны присутствовать на этикетках консервированных продуктов, и запрещает помещать ложные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваны предотвратить возможное мошенничество со стороны производителей и укрепить уверенность общества в надёжности рыночной системы. Аналогичное законодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, а также отношения фирм между собой. Предполагается, что подобные действия правительства улучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок средством обращения, гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуя соблюдению контрактов, правительство увеличивает объём совершаемых торговых сделок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации в использовании материальных и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм, потребителей и работников, подавляя тем самым экономические стимулы и снижая эффективность производства. ПОДДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являются покупатели, рынок – их агентом, а фирмы – их слугами. Совсем иначе обстоят дела в условиях монополии. Монополия возникает в том случае, когда количество продавцов сокращается на столько, что каждый продавец получает возможность влиять на общий объём предложения и, следовательно, на цену продаваемого товара. При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счёт общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объём предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определённого продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При монополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов. В Соединённых Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами. 1. Регулирование и собственность. В «естественных монополиях», то есть отраслях, где технические и экономические факторы исключают рыночную конкуренцию, правительство создало общественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. К отраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятия коммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространена государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. 2. Антимонопольные законы. Почти на всех рынках эффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию как регулятор деловой активности. Даже при наличии правовой базы для капиталистических институтов и в условиях конкуренции всё равно сохраняется необходимость в выполнении правительством дополнительных экономических функций. Рыночной экономике присущи определённые недостатки и ограничения, которые вынуждают правительство дополнять и модифицировать её деятельность. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Рыночная система безлична. И распределение доходов в ней может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретённому образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжёлого труда или лёгкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование и не накопили и не унаследовали никакой собственности. Поэтому их доходы очень низки. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиночки) получают в рыночной системе очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают никакого дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении совокупного продукта между домохозяйствами. Бедность среди общего изобилия остаётся одной из основных экономических и политических проблем общества. Роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ. 1. Трансферты. Трансфертные платежи обеспечивают экстренную помощь остронуждающимся людям, лишившимся средств к существованию, регулярную поддержку иждивенцам и нетрудоспособным инвалидам, а также пособия по безработице безработным. Программа социального обеспечения и программа бесплатной медицинской помощи Medicare служат для оказания финансовой поддержки пенсионерам и пожилым больным. Эти программы перераспределяют доход от государства к тем домохозяйствам, которые в противном случае имели бы очень ограниченные средства к существованию или совсем не имели бы их. 2. Вмешательство в рынок. Правительство также изменяет распределение доходов путём вмешательства в деятельность рынка, то есть посредством изменения цен, установленных рыночными силами. Ценовая поддержка фермеров и законодательство, определяющее минимальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения. 3. Налогообложение. Индивидуальный подоходный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Экономисты говорят о резком нарушении функционирования рынка в двух случаях: когда конкурентная рыночная система: 1) либо производит «неправильные» количества определённых товаров или услуг; 2) либо вообще не способна выделить какие бы то ни было ресурсы для создания определённых товаров или услуг, производство которых экономически оправдано. В первом случае речь идёт о «переливе ресурсов», или «побочных (внешних) эффектах», во втором случае – о «государственных», или «социальных», благах. Каковы же экономические последствия переливов? Вспомним, что издержки лежат ниже кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду, переносит часть своих издержек на население, её кривая предложения оказывается правее, чем когда она несёт свои издержки производства полностью. Это приводит к расширению производства и к избыточному выделению ресурсов на производство данного товара. Коррекция издержек перелива. Правительство способно корректировать такое избыточное выделение ресурсов двумя способами. Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество. 1. Законодательство. В загрязнениях воды и воздуха самой прямой мерой будет принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы на надлежащее уничтожение промышленных отходов. Фирмы должны покупать и устанавливать дымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том, чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством. 2. Специальные налоги. Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы. Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновь возложить на фирму-нарушителя те внешние издержки или издержки перелива, которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранить избыточное выделение ресурсов. Коррекция выгод перелива. Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение), либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта в государственном секторе экономики. 1. Увеличение спроса. В сфере высшего образования государство обеспечивает студентов с низким доходом ссудами и грантами, которые позволяют этим студентам заниматься учёбой. Второй пример: программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона семей с низкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на питание, получают от правительства денежную компенсацию их стоимости. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы под средством улучшения рациона питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым – лучше работать. Помогая своим несостоятельным членам стать производительными участниками экономического процесса, общество в целом выигрывает. 2. Увеличение предложения. В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объём предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами подобных мер правительства. 3. Государственный сектор. Третий вариант политики государство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять их деятельностью. СТАБИЛИЗАЦИЯ. С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики – то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели. Уровень производства прямо зависит от общих, расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в максимальном объёме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того конкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость и стабильность цен, либо, напротив, превосходить его. Это в свою очередь может привести либо к безработице, либо к инфляции. 1. Безработица. Уровень общих расходов в частном секторе может оказаться слишком низким для полной занятости. В этом случае правительство может дополнить частные расходы таким образом, чтобы совокупных расходов – частных и государственных – было достаточно для обеспечения полной занятости. Правительство в состоянии добиться этого, используя те же пособы – государственные расходы и налоги, которыми оно пользуется для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. В частности, правительство может, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги, а с другой – сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы. 2. Инфляция. Возможна и другая ситуация, когда уровень расходов в экономике превышает её производственные возможности. Если такое происходит, то есть если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полной занятости ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы приводят к инфляции. В таком случае правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путём сокращения своих собственных расходов и путём повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора. ВЫВОД: Таким образом, мы определили и рассмотрели следующие экономические функции правительства: ? Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции. ? Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система налогообложения – это те средства, с помощью которых правительство может уменьшить неравенство доходов. ? Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий. ? Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы для стабилизации экономики. ? Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку они неделимы и к ним неприменим принцип исключения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд. – Москва, 2001г. 2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. – Москва, 1995г. 3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, СПб. 2001г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |