|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства. Билеты по экономике, 2007 год.Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства. Билеты по экономике, 2007 год.25. Функции и формы кредита. Кредитно-денежная политика государства. Кредит есть предоставление денег и товаров в долг на условиях возвратности за плату в виде процента. Кредитные отношения - это все виды денежных отношений, возникающих на основе срочности, платности и возвратности, а также кредит является особой формой движения денежного капитала, называемого ссудным капиталом. Среди многообразия возможных вариантов использования денежных средств выделяется формирование ссудного капитала, которое идет за счет многих источников. Это: денежные средства, выступающие в виде фонда амортизации и предназначенные для восстановления основного капитала (фондов); денежные средства, высвобождаемые в связи с несовпадением по времени продажи готовых изделий и закупок сырья, топлива и т.д.; денежные средства в промежутках между поступлением их от реализации продукта и выплатой зарплаты; денежные доходы и сбережения всех слоев населения; денежные накопления государства и другие временно свободные денежные средства. Поскольку в течение определенного времени они не приносят доход, их выгодно отдать в ссуду, под проценты. Выгодность применения ссудного капитала определяется ставкой процента. Норма процента определяется процентным отношением суммы процента к величине ссужаемого капитала. Конкретным проявлением сущности кредита и его действий в рыночной экономике является выполняемые им функции. Перераспределительная функция дает возможность свободные средства предприятий, домашнего хозяйства, государства аккумулировать и превращать в ссудный капитал, который передается в за плату во временное пользование. Через кредитный механизм происходит его размещение в отрасли и сферы, которые обеспечивают получение большой прибыли. Замещая в денежном обороте наличные деньги кредитными (векселями, банкнотами, чеками), кредит способствует широкому развитию безналичных расчетов и ускоряет обращение денег. Этим он выполняет функцию экономии издержек обращения. Контрольная функция кредита заключается в контроле за деятельностью заемщиков и кредиторов, за использованием полученных средств на определенные цели, за соблюдением основных принципов кредитования, при оценке платежеспособности клиентов. Основные формы кредита: Коммерческим называют такой кредит, который предоставляется одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он возникает тогда, когда покупатель не может сразу за получением товара расплатиться за него наличными деньгами. В этом случае главным средством обращения выступает вексель - специальное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору с указанием места и времени выдачи его, суммы, а также места и времени платежа. Коммерческий кредит является основой кредитной системы, ибо обслуживает движение капитала в сфере производства. Его главная цель - ускорить реализацию товаров и получить прибыль. Универсальный характер носит банковский кредит, который предоставляется в виде денежных ссуд банками и другими специальными кредитными учреждениями. Заемщиками могут быть и юридические и физические лица, и иностранные клиенты. Потребительский кредит предоставляется населению для приобретения товаров и услуг с рассрочкой платежа. Это может быть и банковская ссуда на другие потребительские цели. Ипотечный кредит - это долгосрочный заем под залог недвижимости (земли, зданий). Межхозяйственный кредит - предоставление акций, облигаций и других ценных бумаг, денежных средств различными хозяйствующими субъектами. Государственный кредит - выпуск облигаций государственного займа и других ценных бумаг для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга, а также для кредитования различных секторов экономики (жилищное строительство, инфраструктура и т.д.). Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами, их компаниями и банками. Предоставление валютных и товарных ресурсов идет со стороны 26. Международная торговля. Платежный баланс. Импорт и экспорт. Международная торговля выступает и формой и средством экономических отношений субъектов. Здесь следует различать внешнюю торговлю и собственно международную торговлю. Если внешняя торговля - есть органическая часть воспроизводственного процесса фирм и государств, то международная - существует самостоятельно и осуществляется специальными органами, которые регулируют торговые отношения между странами, управляется законами мирового рынка. Поскольку торговля между странами имеет большое значение в развитии национальных экономик, в более полном удовлетворении потребностей с наименьшими издержками, то экономисты, естественно, изучали проблему и разрабатывали соответствующие теории, которые становились научной основой внешнеторговой политики государств. Первой такой теорией считается меркантилизм, считавший, что основным источником богатства страны в форме денег является внешняя торговля. Меркантилисты обосновывали необходимость осуществления протекционистских мер со стороны государства. Протекционизм - есть политика защиты интересов национальных компаний в их конкурентной борьбе с иностранными путем введения соответствующих таможенных пошлин, квот, выдачи лицензий на импортируемые товары. Такая политика не только охраняет отечественную экономику, но и дает источник дополнительных поступлений в гос.бюджет. С утверждением капиталистической системы хозяйства и связанного с ней развития мануфактурного, а затем машинного производства национальным экономикам нужен был не только внутренний, но и мировой рынок, который обеспечивал свободное перемещение товаров через границы государств. Нужна была свободная международная торговля. Реализацией ее явилась политика фритредерства и соответствующая теория внешней торговли. Об этом писали А. Смит и Д. Рикардо. Современные неоклассические теории исходили из того, что торговля между странами зависит от международного разделения труда, совершенной конкуренции на мировом рынке, равных возможностей всех субъектов рынка; признают, что предложение всегда рождает спрос и, наконец, экспорт и импорт способны самоуравновешиваться. По мнению неоклассиков, международная торговля выгодна прежде всего аграрным странам, поскольку в их хозяйстве действует закон убывающей производительности земли, а мировой рынок может регулироваться самими агентами и, прежде всего, международными компаниями. Неокейнсианская теория международной торговли основное внимание уделяет денежному обращению и его роли в развитии мировой торговли, которая не может саморегулироваться. Более того, страны объективно стремятся к увеличению экспорта и сокращению импорта, изменение соотношения между ними осуществляется вывозом капиталов и протекционистскими мерами. Таким образом в этом случае все большую роль играет регулирование платежного баланса со стороны государства. Недостатки обеих рассмотренных выше концепций международной торговли пытаются устранить Э. Хекшер, Б. Олин, П.Самуэльсон в теории «международного распределения факторов пр-ва». Авторы этой теории исходят из того, что в разных странах есть разные факторы пр-ва, в разных количествах продающиеся по разным ценам. Страны будут производить то, чего у них много и на что у них низкие цены, а международная торговля доставляет всем недостающие товары. В целом международная торговля выступает важным результатом и средством углубления специализации, повышения производительности труда, а значит увеличения объемов производства в каждой стране. Для внешней торговли характерен такой показатель, как торговый баланс, т.е. соотношение между суммой экспорта и импорта за определенный отрезок времени. Если в денежной форме экспорт превышает импорт, то торговый баланс является активным , если же наоборот, то - пассивным , если экспорт и импорт равны, то - ъ. Иногда используют термин “чистый” экспорт вместо “баланс”. Платежным балансом называется соотношение между платежами, 27. Инфляция. Причины возникновения, виды и последствия. Одним из показателей нестабильности в экономике является инфляция. В хоз-ве страны в каждый момент находится в движении определенная масса товаров и услуг, чтобы обеспечить их движение необходима соответствующая денежная масса, т.е. должно быть соответствие между совокупным предложением и совокупным спросом. Если совокупный спрос, т.е. способность государства приобрести необходимый товар, опережает совокупное предложение, то рынок ответит повышением цен. Т.о. обесценивание денежной единицы обусловлено появлением излишнего количества денежных средств в обращении. А это происходит в результате особой экон. политики гос-ва, которое по каким-то причинам нуждается в большей массе денег, чтобы осуществлять какие - либо расходы. Для этого оно усиливает эмиссию и т.о. переполняет денежные каналы. Отсюда можно сделать вывод, что инфляция - это особая экон. политика гос-ва, которое для выхода из затруднительного положения допускает в обращение излишнее кол-во денежных знаков, тем самым нарушает соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. нарушает макроэкономическое равновесие. Причины инфляции: 1. Несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для повышения цен независимо от уровня издержек. 2. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами, порождаемые дефицитом гос. бюджета. 3. Чрезмерное инвестирование, в процессе которого объем инвестиций превышает возможности экономики 4. Опережающие темпы роста з/пл по сравнению с темпами роста пр-ва и производительности общ. труда. 5. Госуд. политика цен без учета спроса и предложения. Виды инфляции: 1.В зависимости от глубины гос. регулирования экономики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса нац. валюты и т.д. подавленная инфляция протекает с скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике. 2.В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. 3.В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год - умеренная или ползучая инфляция. Про росте 200% в год - галопирующая и свыше 200% - гиперинфляция. 4.В зависимости от способности гос-ва воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. Последствия инфляции: 1. высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют пленирование деятельности фирм и домохозяйств (особенно в долгосрочном периоде). В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. 2. Уменьшается уровень политической стабильности общества, растет социальная напряженность. 3. Высокие темпы роста цен приводят к снижению конкурентной способности нац. товаров. В результате увеличивается импорт и уменьшается экспорт, растет безработица. 4. Возрастает спрос на стабильную иностранную валюту. Увеличивается утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке. 5. Снижается реальная стоимость сбережений, накоплений в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. Изменяется структура и уменьшаются реальные доходы гос. бюджета, возрастает бюджетный дефицит и гос. долг. 28. Государственный бюджет: сущность и структура. Дефицит госбюджета. Институциональными формами, посредством которых осуществляется движение финансов общества, являются государственный бюджет и внебюджетные фонды (средства) - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Как и финансовая система, бюджетная система государства многоступенчата и зависит от административно-территориального устройства страны. В России есть федеральный бюджет (государственный бюджет), бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные с общефинансовой ситуации в России, с особенностями социально-экономического развития тех или иных групп регионов, их природно-географической спецификой, с различным политико-административным статусом субъекта федерации; а также наличием сложных межбюджетных отношений, связанных с разделом источников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны правительства России путем перераспределения средств в масштабе страны. Гос.бюджет представляет собой, т.о., не только бюджет центрального правительства, но совокупность бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей (консалидированный бюджет). Гос.бюджет - это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году закона о бюджете. По форме гос. бюджет представляет из себя таблицу, в которой с левой стороны обозначены статьи доходной части бюджета, а с правой - статья расходов. Во-первых - это финансовый план гос-ва, сопостовляющий ожидаемые доходы и расходы. Во-вторых, огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют гос-ву проводить активную экономическую и социальную политику. В-третьих, посредством гос. бюджета решаются вопросы взаимоотношений основных групп, насителей различных социально-экономических интересов в стране, на основе бюджетного компромиса. В-четвертых, именно посредством гос.бюджета проводится внешнеэкономическая и военно-политическая стратегия укрепления международного авторитета страны и ее интеграции в международное экономическое и военнополитическое сообщество. Среди гос-ых расходов на первом месте в бюджетах стран с развитой рыночной экономикой находятся расходы на социально-культурные нужды. Второе место в бюджетных расходах занимают расходы на национальную оборону. На третьем месте в расходных статьях бюджета любой страны - затраты на фундаментальную науку и содействие НТП, на поддержку промышленности, энергетики, строительства, с/х и других отраслей материального производства. Из гос.бюджета огромные денежные средства идут на выплату пенсий и пособий, на содержание и развитие образования, на поддержку предпринимательства, физкультуры и спорта. Следует обратить внимание на то, что как расходная часть бюджета, так и ее структура всецело зависят от доходной части гос.бюджета, которая формируется за счет трех основных источников: 1) налогов, 2) гос-ных внутренних и внешних займов, 3) эмиссии денег. Среди этих источников наибольшее значение в странах с развитой рыночной экономикой принадлежит налогам. Нулевой баланс доходов и расходов гос.бюджета - одна из сложнейших политико-экономических проблем для любого гос-ва. Бюджет только тогда сбалансирован, когда расходы бюджета равны его доходам. Добиться этого не удается практически ни одному из правительств как в странах с рыночной экономикой, так и странам иной ориентации. Этого практически не могли достигнуть как в социалистической, так и в постсоциалистической России Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния соц.-эк. ситуации в стране, покрывается многочисленными методами и способами, среди которых можно выделить 2 основных. Первый - финансирование бюджетного дефицита государственными внутренними и внешними займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов из внебюджетных фондов (например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков. Второй способ покрытия дефицита бюджета - дополнительная эмиссия денег. Данный способ особенно неэффективен, ибо его последствия общеизвестны - неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - зарплата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Гос-ые займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство может прибегнуть к принудительному размещению гос-ных ценных бумаг и, тем самым, нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения физическими и юридическими лицами правительственных ценных бумаг, то гос-ные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Борьба с бюджетным дефицитом наиболее успешной может быть при условии, что расходы бюджета не превышают его доходы, что теоретически бесспорно, а практически труднорешимая проблема.полученными страной из-за границы, и платежами осуществленными страной за границей за определенный период, включая торговый баланс. Платежный баланс тоже может быть активным и пассивным. Структура экспорта и импорта определяется уровнем развития страны и выражается долей в объеме экспорта или импорта сырья (сырьевой) или наукоемкой продукцией. По этому показателю страны разделены на слабые и развитые. Для характеристики экспорта-импорта страны используются показатели: а) объем внешнеторгового оборота на душу населения за год; б) экспорт на душу населения; в) экспортные и импортные квоты, т.е. отношение экспорта и импорта к ВВП. Эти показатели характеризуют уровень открытости экономики. частных фирм, банков, государственных валютно-кредитных и финансовых организаций. С точки зрения сроков предоставления различают долгосрочный кредит - на срок более одного года, он обслуживает движение основного капитала (фондов) на цели расширенного воспроизводства; краткосрочный кредит обслуживает кругооборот оборотных средств и в основном предоставляется на срок до одного года. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Важным элементом кредитного механизма служат принципы кредитования, отражающие сущность и функции кредита. К ним относятся: возвратность, срочность, платность, целевое назначение и обеспеченность ссуд товарно-материальными ценностями. Реализация функций кредита, форм и методов, принципов кредитования осуществляется через кредитную политику государства. Ее рассматривают как: 1) совокупность кредитных отношений (форм и методов кредита в пределах одной страны); 2) совокупность кредитных учреждений (финансово-кредитных институтов ), которые аккумулируют и предоставляют временно свободные денежные средства на основе принципов кредитования. Кредитные организации, а среди них в первую очередь банки, осуществляют самые различные операции (расчетные, платежные, кредитные), а также сделки (факторинговые, трастовые и лизинговые и др.). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |