рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Государство и рынок рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Государство и рынок

Государство и рынок

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Рынок и условия его возникновения.

3. Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование

рыночной структуры.

4. Типы государственного регулирования.

5. Теоретические взгляды на государственное регулирование.

6. Фиаско рынка и государственное вмешательство.

7. Экономические функции государства в рыночной экономике.

8. Основные инструменты государственного регулирования.

9. Роль налогов в рыночной экономике.

10. Заключение.

Введение

Экономический порядок характеризуется разделением в определённой форме

между государством и отдельными личностями прав принятия экономических

решений – особенно прав принятия решения относительно удовлетворения

потребности.

В экономике России большой упор делается на централизованное

планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой

преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции

правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней

существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко.

Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике,

служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта

обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под

эгидой правительства.

Статистика показывает, что налоги и общий объём правительственных

расходов – на покупку товаров и на социальные программы – составляет

приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно

поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для

защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты

потребителей от опасных продуктов, вовлекает правительство практически во

все сферы экономической деятельности.

Функционирование частного сектора на основе рыночной системы

модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Рынок и условия его возникновения

В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая,

что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей

экономической категории, можно сказать что рынок – это способ

взаимодействия производителей и потребителей, основанный на

децентрализации, безличностном механизме ценовых сигналов.

В условиях исследуемой формы хозяйства, рыночные отношения охватывают

всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят

и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные

потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и

т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на 3 группы:

1) домашние хозяйства;

2) бизнес (предпринимательство);

3) правительство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в

потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более

человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферы

материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются

собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для

удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения

дохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмного

капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а

для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком

товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство предоставлено главным образом различными бюджетными

организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют

функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и

домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например,

по найму государственным служащим, вы являетесь представителем

правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо

корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного

потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно

современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг,

труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное

разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в

любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников

хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всеми

производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы

производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это

и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного

преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно

меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из

центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными

навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип

сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках

отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая

обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,

созданными на основе общественного разделения труда и специализации,

полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений

производители. Экономическая обособленность означает, что только сам

производитель решает, что производить, как производить, кому и где

продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию

экономической обособленности является режим частной собственности.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина

трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и

границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный

обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен

могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и

что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённой

продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных)

коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут

подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их

деятельности.

Основные черты и проблемы переходного периода к рынку.

Формирование рыночной структуры.

В 1992 г. экономическая реформа в России стала делать первые шаги:

1) тотальное огосударствление экономической сферы;

2) сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне

высокой степенью милитаризации;

3) подавленная инфляция;

4) скрытая безработица;

5) тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;

6) отсутствие экономических мотивов с трудовой деятельности.

Каковы основные проблемы, которые должны быть решены в переходный

период? Это приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение

предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно

– социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами. Как

известно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков:

товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями в

переходный период являются:

1. Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах

производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок

товаров – не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование,

когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

2. Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг

(акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не

опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в

жизни общества. Финансовый рынок – это вершина рыночной структуры.

Переходный период необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо

без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима.

3. создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для

населения закончился период гарантированной занятости, когда руководитель

предприятия был лишён возможности уволить непроизводительного работника,

если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественного

поведения. Рабочие места были гарантированы для выпускников высших и

средних учебных заведений, других категорий населения. Теперь же вводится

контрастная система найма работников, которая призвана повысить

ответственность сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке

труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом

и предложением – вещь довольно болезненная.

Итак, рыночная экономика – это экономика, в которой взаимодействуют

рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда.

Типы государственного регулирования

Необходимость выполнения государством определённых функций в сфере

экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно

сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и

направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий

спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов –

от полного государственного монополизма в управлении национальным

хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что

эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного

частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд

промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и

государственных регуляторов, так называемое социально-ориентированное

рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики и т.

д.

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень

государственного монополизма, была построена в нашей стране централизованно

управляемая экономика. В её основе лежало всеобъемлющее директивное

планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком

количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы

ресурсы, в каком объёме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата

труда и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем

статьям плана, практически неразрешима уже в силу своей колоссальной

размерности и статичности.

Но даже в маловероятном случае проявления сбалансированного плана

система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет

вперёд, оказываются малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

Одна из причин – из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все

экономические агенты действовали на основе спускаемых плановых заданий,

приказов и распоряжений.

Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и

обратных связей. Такие связи лежат в основе рыночного механизма

саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается

при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к

производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.

В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые

связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей

при неподвижных и искажённых ценах, делало систему нечувствительной к

динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого –

перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Дефицит был

отличительным признаком плановой экономики.

В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике,

государство выступает в известном смысле, как экономический агент,

обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой

политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно

расширительно используется государством, сводит на нет все преимущества

свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном

ценообразовании.

Теоретические взгляды на государственное регулирование

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было

различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования

рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина

– меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости

государственного регулирования, для развития в стране торговли и

промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей

начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с эти

ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие

в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма,

которые негативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли

огромное число горячих поклонников.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин, никто и

никогда не снимал с национальных правительств ответственности за

экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что

невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный

этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был

связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи,

выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” , совершили переворот в

классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность

самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики

как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное

предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

Фиаско рынка и государственное вмешательство

Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством

традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне

пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего,

касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые

потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя

заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой

продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,

относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо

продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,

требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая

повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться.

Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой

контроль государства.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что

существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная

координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.

Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства.

Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения

законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной

незащищённости. Когда рыночное распределение не устраивает большинство

населения, это заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными

конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок,

должно государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная

проблема – безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению

её последствий, если она всё же неизбежна.

Экономические функции государства в рыночной экономике

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной

экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.

Изменение прежнего порядка привело к тому, что в России быстрей пошёл

процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного

регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения

необходимых рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую

систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной

“безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как

аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии

могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только

несколько искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский

менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда,

доведённой в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.

В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой

рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже

отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной

экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические

функции. К ним относятся:

1) создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) проведение политики макроэкономической стабилизации;

4) воздействие на размещение ресурсов;

5) деятельность в сфере распределения доходов.

В реальной действительности все функции переплетены между собой и в

комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.

Основные инструменты государственного регулирования

Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство

через расширение государственной собственности на материальные ресурсы,

законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное

вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов,

призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной

системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания

законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры

экономической политики могут быть направлены на:

стимулирование капиталовложений;

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным

образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика –

это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём

манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная

политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в

обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления

государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в

рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание

государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося

рыночного механизма.

Роль налогов в рыночной экономике

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой

системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие

функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что

налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует

поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-

денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.

Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в

современном мире, не регулируюмую государством, невозможно. Иное дело – как

она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных

направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным

образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных

актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего

предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы,

постановления, инструкции государственных органов, регулирующие

взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность

банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование

рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства,

когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе,

является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-

экономических методах воздействия государства на интересы людей,

предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном

обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного

подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие

организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью

распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт

условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее

время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского

хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской

Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие

сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую

рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.

Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных

отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию

малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов

финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного

налогообложения.

Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот

государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест,

капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов – распределительная, или,

перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-

хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,

финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-

технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли

предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и

капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит

ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная

налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную

направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

Заключение

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка

определяются организацией денежного обращения, производством общественных

товаров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимые

границы вмешательства государства в экономику определяются

перераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости,

противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики.

2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и

административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не

противоречит рыночному механизму.

3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и

обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лно

осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённый

рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на

товары и услуги учитывала внешние эффекты.

4. Выход государства за ограниченные максимальные границы делает

необходимым разгосударствление экономики. Проблема особа актуальна для

стран переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо

зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация

собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора.

Список литературы

Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая

школа, 1995 г.

Киперман Г.Я., Беляев А.З., “Налогообложение предприятий и граждан в РФ”,

М.: МВЦ, 1992 г.

Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. “Курс экономической теории”, Киров “АСА”, 1995

г.

Камаев В.Д., “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”, 1996

г.

Камаев В.Д., “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 1998 г.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты