|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инвестиционная политика в РоссииИнвестиционная политика в РоссииМосковская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева Калужский филиал Кафедра экономики и статистики Курсовая работа На тему: “Инвестиционная политика в России” Выполнил: студент экономического факультета Второго курса 21 группы Евсюков Н. В. Проверил: кандидат экономических наук, Доцент Кузьминчук Н. А. Калуга 2002 Содержание Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности………..7 1.1 Финансирование инвестиционной деятельности…………………...7 1.2 Основные принципы инвестиционной политики…………………...9 1.3 Внутренние источники инвестиций………………………………...10 Глава 2. Коллективные формы инвестирования………...……………….15 2.1 Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России……………………………………………………...21 2.2 Иностранные инвестиции…………………………………………...27 Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования……………………………………….………………30 3.1 Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций………..30 3.2 Управление инвестиционным процессом………………………….32 3.3 Перспективы инвестиционной активности………………………...34 3.4 Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики……………………………………………………………42 Выводы …………………………………………………………………...44 Библиографический список……………………………………………...47 Приложения ВВЕДЕНИЕ Инвестиция. (капитальные вложения) совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на рас- ширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом бирже вой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет никакого риска. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутри российские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике. Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения. Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности 1. Финансирование инвестиционной деятельности Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора ( прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачевыемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства); заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства); привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц); денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов; иностранных инвестиций; собственные финансовые ресурсы (самофинансирование) Прибыль главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии. Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит сестиматически ( ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства) которые могут быть направлены для расширения производства основного капитала предприятий. Необходимость обновления основных фондов вызванная конкуренцией товаропроизводителей заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения их в инновации. Ускоренная инновация как экономический стимул инвестирования осуществляется двумя способами. Первый заключается в том что, искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно увеличиваются нормы амортизации. В нашей стране применяется с 1 января 1991г., когда предприятиям разрешили утвержденные нормы амортизационных отчислений по конкретным инвентарным объектам увеличивать, но не более чем в 2 раза. Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно величина налога. Для стимулирования обновления оборудования малых предприятий, на ряду с применением метода ускоренной амортизации разрешено в первый год его эксплуатации списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости активных основных фондов со сроком службы до 3х лет. Второй способ ускоренной амортизации заключается в том, что без сокращения установленных государством нормативных сроков службы основного капитала отдельным фирмам разрешается в течении ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах но с понижением их в последующие годы. 1.2 Основные принципы инвестиционной политики С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе; усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно- коммерческого финансирования инвестиционных проектов. 1.3 Внутренние источники инвестиций Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства, направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в 1999 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты банков свыше 11%. Прибыль как источник инвестиций Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992 года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений. Амортизационные отчисления Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Бюджетное финансирование Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут: выделение государственных инвестиций для стимулирования развития оных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем; поддержание научно-производственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами. Банковский кредит Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1999 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками (включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов. Средства населения Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. Глава 2. ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ Развитие промышленности и сельского хозяйства России напрямую зависит от способности привлечь финансовые ресурсы на эти цели. Неэффективность государственного бюджетного финансирования экономики красноречиво доказана опытом предшествующих лет: деньги идут не туда, где они дают наибольший эффект, а туда, где сильнее лоббисты и податливее чиновники министерств. Следовательно, возрождение отечественной экономики во многом зависит от способности создать условия, когда миллиарды рублей, принадлежащие гражданам, будут легко переходить с помощью финансовых посредников из разряда сбережений в разряд долгосрочных инвестиций и туда, где будут давать наибольшую прибыль. В мире известны три типа финансовых посредников: депозитный — коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы): контрактно-сберегательный — компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды; инвестиционный — взаимные фонды, паевые инвестиционные фонды, траст фонды, инвестиционные компании закрытого типа. Чем коллективное инвестирование отличается, скажем, от вклада в банк, который тоже объединяет деньги вкладчиков и может приобретать ценные бумаги? Отличие заключается в том, что владелец банковского вклада вправе требовать его обратно с процентами независимо от того, насколько успешно банк инвестировал деньги вкладчиков (если, конечно, банк не разорится). Именно банк берет на себя риск того, что его инвестиции могут не принести необходимого для выплаты процентов дохода. А при коллективном инвестировании этот риск ложится на самих инвесторов. Но и прибыль при благоприятном развитии событий получат они, им не надо делиться ею с акционерами банка. Потребность в коллективном инвестировании возникает потому, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения. В результате доля частных лиц в структуре доходного и надежного рынка ГКО/ОФЗ незначительна — примерно 0,5% всех вложений в эти ценные бумаги. Но даже в том случае, когда выпуск ОГСЗ изначально был рассчитан на население, результаты их размещения показали, что они в основном вращаются на оптовом рынке между крупными банками и инвестиционными компаниями. А физические лица приобрели, по разным оценкам, от 30 до 50% всех размещенных ОГСЗ. Причем частные инвесторы, как правило, не участвуют во вторичном обороте этих облигаций, покупают их и ждут купонных выплат вплоть до погашения. Что касается рынка корпоративных ценных бумаг, то здесь активность индивидуальных частных инвесторов и того ниже. Акции предприятий граждане приобретали в основном в ходе чековой приватизации в 1993- 1994 гг. Но интерес населения к корпоративным ценным бумагам возрастет по мере создания соответствующих условий — в частности, улучшения финансовых показателей предприятий и инфраструктуры рынка, расширения возможностей граждан приобретать "качественные" и стабильно растущие акции. Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца, в частности, в Российской торговой системе (РТС). Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять квалифицированных специалистов. Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его инфраструктуры. Приоритеты в этой сфере определены в "Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ", утвержденной Указом Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 г. В ней признается необходимость проведения в России активной и целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг. Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не только привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в приватизированные предприятия, передать их "эффективным собственникам", но и создать надежные финансовые инструменты инвестирования средств населения, предотвратить социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг. "Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров", утвержденная Указом Президента РФ №408 от 21 марта 1996 г., к коллективным инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, отнесла акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные банки. Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже есть в России, но пока не получили достаточного распространения и не завоевали доверия населения. Население остается весьма осторожным и консервативным после краха финансовых пирамид и банковского кризиса, убедившись, что государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает права инвесторов. За год после принятия "Комплексной программы" произошли существенные сдвиги в законодательном обеспечении, особенно паевых инвестиционных фондов, подготовлены законопроекты об инвестиционных фондах, о негосударственном пенсионном обеспечении, о негосударственных пенсионных фондах, о кредитных потребительских кооперативах, которые предстоит принять. Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного инвестирования реализовать унифицированные принципы, сформулированные в "Комплексной программе". Речь идет об усилении государственного контроля за их деятельностью, отделении управления активами от их хранения, многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости информации, совершенствовании системы отчетности. Акционерные инвестиционные фонды. Как действует акционерный инвестиционный фонд? Создается акционерное общество открытого типа, которое выпускает в продажу свои акции, а привлеченные деньги вкладывает в ценные бумаги других эмитентов. Источником доходов акционеров такого фонда является его инвестиционная деятельность (в "просто" акционерном обществе доход приносит и производственная, и торговая деятельность). Паевые инвестиционные фонды. В паевом инвестиционном фонде, в отличие от акционерного инвестиционного, инвесторы не являются акционерами (со всеми их обязанностями и правами, в том числе на получение прибыли в форме дивиденда). Они передают свои деньги в доверительное управление и, оставаясь их собственниками, получают право участвовать в прибылях. Поскольку заключается контракт между управляющей компанией и инвестором, такие фонды называются контрактными. Во Франции их именуют взаимными инвестиционными фондами, в Германии — договорными инвестиционными фондами, в Италии — взаимными фондами, в Швейцарии общими фондами размещения, в России — паевыми инвестиционными фондами. Обращает на себя внимание отрадный факт — этот финансовый институт, пожалуй, впервые в России появился не в правовом вакууме, а только после того, как была подготовлена солидная нормативная база. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг примерно за полтора года приняла более 20 нормативных актов. Негосударственные пенсионные фонды В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих портфельных инвестиций. Но их место и роль на рынке ценных бумаг отличаются от роли и места, скажем, инвестиционных фондов тем, что первые осуществляют более консервативные инвестиции, поскольку их основная задача — сохранение и увеличение пенсионных сбережений населения, и, следовательно, минимизация риска для вкладчиков и участников НПФ. Как коллективные инвесторы НПФ влияют на развитие вторичного рынка ценных бумаг. К примеру, в США средства НПФ инвестированы в основном в ценные бумаги, в России ситуация аналогичная. По своей сути НПФ на финансовом рынке имеют дело с "длинными деньгами". В развитых странах их инвестиционный горизонт составляет несколько десятков лет. Других подобных инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации планируют долгосрочные инвестиции на существенно более короткие сроки. Работа с "длинными деньгами" предполагает долгосрочный период накопления средств, консервативную политику инвестирования активов, необходимость защиты прав и интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечения надежности вложений в НПФ. Без этого дискредитируется сама идея негосударственного пенсионного обеспечения. 2.1 Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в России Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др. Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику. В настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию "бегства" отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны. Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов. Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира. Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия. В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы: •Первая – регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области – Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России. •Вторая – регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области – Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан. •Третья – регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тува, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика. Вместе с тем они считают, что на формирование благоприятного инвестиционного климата в России негативное влияние оказывает ряд факторов. Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции. Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов – сдерживание "утечки мозгов", что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс. Несмотря на ряд серьезных экологических проблем, Россия по мировым стандартам остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает России реальный шанс стать мировым лидером в развитии эколого-экономических регионов, базирующемся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде. В 2000 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Первое место по размеру иностранных инвестиций в российскую экономику прочно удерживают США. В 2000 году инвестиции США в Россию составили 1597 млн. долл. По состоянию на начало 2000 г. в Государственный реестр было внесено свыше 3,5 тыс. совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества зарегистрированных в России предприятий с участием иностранного капитала. Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг. Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно- ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений. Второе место занимает Германия. В 2000 г. немецкие фирмы вложили в экономику России 1473 млн. долл. На территории России зарегистрировано около 2000 совместных предприятий с участием немецкого капитала, в том числе около 450 предприятий со 100%-ным немецким капиталом. Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9%), торговле и общественном питании (31,4%), на транспорте (17,2%), в строительстве (6,9%), сельском хозяйстве (4,2%). Общее число занятых на предприятиях, организованных с участием немецкого капитала, оценивается в 280 тыс. чел. На долю совместных предприятий приходится примерно 10% общего объема товарооборота России с Германией. Более 15% всего экспорта российско- германских СП направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы. Общий объем французских инвестиций в экономику России в 2000 г. составил 743 млн. долл. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран крупнейших инвесторов, работающих на российском рынке. В Государственный реестр России на 1 января 2001 г. внесено около 500 российско-французских предприятий, из них около 35% относятся к предприятиям со 100%-ным французским капиталом. Сфера деятельности созданных совместных предприятий – это в основном предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам. Ряд крупных французских компаний активно развивают сотрудничество в сферах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, металлургической промышленности, производстве химической и фармакологической продукции, изготовлении авиационной и космической техники, реконструкции систем связи, производстве изделий из дерева, пищевой промышленности и др. Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета. Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 9% в 2000 г. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности. Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа СП, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным. 2.2 Иностранные инвестиции В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем: создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято пони мать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Прямые зарубежные инвестиции это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на миро вой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала. Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным: 1. С точки зрения соблюдения национальных интересов; 2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически нет. Глава 3. ВЫРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ 3.1 Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования. Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка; радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы. В числе мер по активизации инвестиций надо отметить: срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России; принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»; создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости. Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций. 3.2 Управление инвестиционным процессом Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. № 1108 вся работа по привлечению иностранных инвестиций осуществляется Министерством экономики РФ. На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами. Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры: — Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний; — Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно- консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия; — Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза. С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике. 3.3 Перспективы инвестиционной активности Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет, прежде всего 1998-2001 гг., позволяет сделать убедительный вывод о том, что для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране. В этом мнении едины как ученые-экономисты, так и хозяйственные руководители всех уровней. Эта проблема активно обсуждалась при подготовке бюджета на 1997 г. в Правительстве и в ходе его рассмотрения на заседаниях Государственной Думы. Главная трудность экономических преобразований на сегодняшний день заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов, что сделало недоступным средне и тем более долгосрочные кредиты. Вложения в реальный сектор из-за высокого риска малопривлекательные для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы, в том числе в государственные ценные бумаги. Что касается государственной инвестиционной политики, ее главная слабость - в незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин до последнего времени осуществлялось по остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в производство. Однако чтобы использовать такое улучшение инвестиционного климата, нужен импульс, который сдвинет инвестиционный механизм с мертвой точки, приведет его в движение. В качестве такового предлагается Бюджет развития, который должен стать неотъемлемой и органической частью федерального бюджета. При правильной организации управления Бюджетом развития возможна дополнительная, как минимум десятикратная, мобилизация средств частных инвесторов (отечественных и зарубежных) для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. В Бюджете развития предлагается сосредоточить только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы для выполнения государством своих обязательств социального характера - строительство социально значимых объектов, обеспечение безопасности функционирования технически сложных систем (таких как атомные электростанции, аэронавигация, речные пути), а также строительство дорогостоящих инфраструктурных объектов - будут обеспечиваться через текущий бюджет. Главное же состоит в том, что за Бюджетом развития предлагается закрепить в законодательном порядке определенную, возрастающую по годам долю источников финансирования дефицита федерального бюджета -внутренних и внешних заимствований. Другим средством пополнения Бюджета развития должен стать возврат ранее предоставленных из него средств вместе с процентами. Правительство ставит задачу сократить разрыв между государственными капитальными вложениями и величиной дефицита федерального бюджета таким образом, что в 2000 г. государственное накопление, равное разнице между этими показателями, стало положительным. Средства, привлекаемые в Бюджет развития в виде займов, предполагается направлять на цели, достижение которых способно принести доходы, что позволит рассчитаться с этими займами. Поэтому поступающие средства должны размещаться на срочной и возвратной основе. Одновременно в целях обеспечения максимально высокой эффективности использования средств Бюджета развития необходимо проводить конкурсный отбор финансируемых проектов. При современном экономическом положении страны важнейшим приоритетом может быть только быстрое наращивание средств для экономического роста. Лишь такой подход позволит покончить с кризисом в наиболее короткие сроки. Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства может составлять до 40%, что соответствует мировой практике. При этом, по аналогии с практикой международных финансовых организаций, предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков. Одновременно государство может за счет Бюджета развития предоставить коммерческому банку гарантии финансирования данного проекта в размере до 40% средств, ссужаемых им инвестору. Ограничение предоставляемой гарантии определяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Чем выше уровень защиты гарантией, тем меньший объем гарантий может быть предоставлен. Доходы Бюджета развития предлагается формировать, как уже говорилось, за счет источников финансирования дефицита бюджета, в том числе и целевых инвестиционных кредитов Мирового банка, и кредитов, выдаваемых в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями. Расходы Бюджета развития направляются, Во-первых, на прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для со финансирования проектов. Два года работы Минэкономики России с представляемыми на конкурс инвестиционными проектами позволили отработать методику и отладить организацию дела, существенно подтянуть уровень культуры действий участников конкурса. С учетом накопленного опыта предлагается расширить условия конкурса для отдельных групп проектов, принимая во внимание объективные различия отраслей, в том числе по срокам окупаемости. Второе направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных операций, включая пополнение оборотных средств такие кредиты также должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года. Третье направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в виду проводить на конкурсной основе. И четвертое направление - покрытие обязательств по выданным государством гарантиям. В проекте федерального бюджета на 1997 г. предусмотрено предоставление таких гарантий на сумму до 50 трлн. руб. Указанные гарантии предназначены для частичной страховки коммерческих банков от не возврата ссуд, выданных ими на инвестиционные проекты. Такое решение связано с риском. Но этот риск оправдан, так как позволяет устранить основную причину, удерживающую банки от предоставления долгосрочных ссуд. Вместе с тем и у государства, и у банка-кредитора появляются независимые риски на одного и того же заемщика, что резко увеличивает требования к качеству отбора заемщика и проекта. Кроме того, обязательным условием предоставления государственной гарантии следует считать страхование и перестрахование риска проекта и имущества заемщика. При уровне предлагаемого гарантийного покрытия в 40% привлеченные кредитные ресурсы могут составить в 1997 г. около 125 трлн. руб. Возможные выплаты по гарантиям (исходя из срока окупаемости проектов до 4,5 лет и предположения, что из десяти проектов один сорвется) могут начаться в 1998 г. и составить 1,2 трлн. руб. в первый год. С увеличением в дальнейшем предоставляемых гарантий к 2000 г. эта сумма возросла до 5,3 трлн. руб. Дополнительно к 125 трлн. руб. индуцированные инвестиции могут увеличиться еще на 60 трлн. руб. путем частичной капитализации средств самого Бюджета развития и привлечения средств сторонних со инвесторов (в первую очередь внешних). Улучшение инвестиционного климата и принятие Бюджета развития -необходимые, но не достаточные меры. Предстоит не только расширить инвестиционные ресурсы, но и сделать экономику, особенно на уровне предприятий, на микро уровне восприимчивой к инвестициям. Кратко это сводится к следующему. Первое - реформа предприятий, предусматривающая переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учета, оценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью, существенное улучшение корпоративного управления, строгое и форматизированное разделение прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой. Укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатежеспособных предприятий будет способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера, выявлению направлений эффективного развития производства. Второе - страхование имущества (особенно крупными предприятиями), которое пока еще в стране не получило должного развития. В результате за пожар на КамАЗе заплатили все налогоплательщики России. В числе прочего развитию имущественного страхования препятствуют слабость российских страховых компаний, ограничения по отнесению страховых затрат на себестоимость продукции (эти платежи в соответствии с действующим порядком могут составлять не более 1% от реализуемой продукции). Третье - развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. Для этого широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов и пенсионных фондов. Зарубежный опыт показывает, что две трети средств они вкладывают в ценные бумаги, а одну треть - в инвестиционные проекты. Четвертое - ипотека. Необходимо активно содействовать становлению общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования широких долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. Особое значение имеют принятие нормального Земельного кодекса, развитие легального рынка земли, что даст существенный импульс кредитованию сельского заемщика под залог его главного имущества - земли. Самостоятельные вопросы - развитие правовой базы инвестиционной деятельности. За последние годы Правительству в основном удалось создать взаимосвязанную систему нормативно-законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка. В этой связи хотелось бы подчеркнуть несколько наиболее важных моментов. Прежде всего о новом Налоговом кодексе. Для стимулирования использования предприятиями прибыли на инвестиционные цели следует обеспечить в Налоговом кодексе сохранение существующего порядка налогообложения той ее части, которая направляется на техническое развитие производства. Этот вопрос заслуживает особого внимания. Нельзя допустить, чтобы совершенствование налоговой системы привело к ухудшению инвестиционного климата. Далее. Подготовлен пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих условия динамичного развития лизинговой деятельности. Государственной Думой 24 октября 1996 г. в первом чтении принят проект федерального закона "О лизинге". Надо ускорить окончательное принятие этого закона' Следующий вопрос - завершение работы по принятию Государственной Думой основополагающих федеральных законопроектов, направленных на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов: это законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О свободных экономических зонах", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". Подготовлены и соответствующие дополнения и изменения к налоговому и таможенному законодательству, представленные в одном пакете с указанными проектами законов. И, наконец, пожалуй, главный законопроект - "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Он определяет основы инвестиционной деятельности в условиях рынка и составляет как бы фундамент всей совокупности законов, регулирующих инвестиционную деятельность. В качестве основных положений закона предлагается: предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе; отражение в законе принципа отношения собственности (в законе рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу из федерального бюджета капитальные вложения выделяются на развитие федеральной собственности; равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов, как частных, в том числе иностранных, так и муниципальных, государственных). Законом предусматриваются равные права и гарантии при осуществлении инвестиционной деятельности. Представление этого закона в Государственную Думу позволит в кратчайшие сроки подготовить его к принятию. Помимо инвестиционных ресурсов, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, капитальные вложения в отраслях естественной монополии, по существу, являются также государственными. И они весьма значительны. Таким образом, значительный объем капитальных вложений, оформляемых как государственные или являющихся таковыми по своей сути, осуществляется вне Государственной инвестиционной программы, а потому их эффективность и использование по целевому назначению контролируются весьма слабо. Что касается связанных кредитов под гарантии Правительства, то здесь ситуация должна улучшаться с принятием Бюджета развития. По отношению к государственным капитальным вложениям в отраслях естественной монополии и в составе бюджетов субъектов Федерации вопрос остается открытым. Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1997-2000 гг. будут играть собственные средства предприятий - 60-65% всех капиталовложений. В составе финансовых источников после переоценки основных фондов возрастает доля амортизационных отчислений, за счет которых в 1997 г. будет профинансировано 38%, а в 2000 г. - 41% всех капиталовложений. Рост объемов привлекаемых средств предполагается за счет кредитов коммерческих банков, эмиссии ценных бумаг, иностранных инвестиций. Защита привлекаемых кредитов будет обеспечиваться системой гарантий. Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения. Их доля в 1997 г. достигает 3,8%, а в 2000 г. - 3,2% от общего объема инвестиций в экономику страны. Таковы основные факторы активизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации. 3.4 Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала. Однако, до того, как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации. Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении финансовой помощи России, различна. Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны члены могут получить кредиты от него лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ. Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам. Банк специализируется на двух видах кредитов, Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции. Третья влиятельная и кредитная организация это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример «банка регионального развития», главная за дача которого содействовать долгосрочному экономическому рос ту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря. Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных правительств. Эта помощь принимает по меньшей мере две формы. Во-первых, правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во- вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам. Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям. ВЫВОДЫ Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционного климата в России, в заключении скажем немного о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный климат. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно- экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и … даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в не разбазаривании природных богатств России. Рассмотрев инвестиционную политику государства, мы увидели, что правительство (как обычно) все пустило на самотек, предоставив инициативу регионам, которые сейчас налаживают непосредственные контакты с представителями как западного, так и российского капитала. Примером этому может служить мэр Москвы Ю.М. Лужков. Обладая огромной энергией, он, с завидным упорством, привлекает финансовые активы для капитальных вложений в предприятия Москвы, реконструкции древнейших памятников архитектуры. В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности о положительных сдвигах в инвестиционном климате России, о котором говорят некоторые приведенные ниже цифры. За последние года показатель рублевых инвестиций вырос в 8 раз и достиг к апрелю 2002 года отметки в 50 млн. руб. в том числе 30,8 млн. прямых инвестиций, что говорит об активизации национальных инвесторов, а также говорит о некотором доверии к правительству России в целом, и к относительной устойчивости российской экономики. Акции российских предприятий за последние полгода подорожали в среднем почти в 2,5 раза. Такой рост привлекает на фондовый рынок даже самых осторожных инвесторов, имеющих стойкое предубеждение против бумаг предприятий. В первом квартале 2001 года в экономику России было инвестировано 2,2 млрд. долларов иностранного капитала, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это дает надежду на то, что инвестиционный климат России все же делает какие-то движения вперед, хотя и не очень уверенными шагами. В целом общая ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут сохраняться в будущем. В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится ее стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряженность в стране. Только так, последовательными тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России, будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернет нас назад. Библиографический список 1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1994г. 2. Газета “Коммерсант – DAILY” 2001, март. 3. Журнал “Финансы и кредит” 1999, 2000, 2001 г.г. 4. “О социально-экономическом положении России”. Экономика и жизнь, 1994 год; 5. П. Самуэльсон. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г. 6. С. Фишер. “Экономика”, M., 1997 г. 7. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” России по адресу http://www.sci.aha.ru/win/stat 1. С. Глазьев. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997г. 9. Сайт «Институт Экономики Переходного Периода». http://www.iet.ru. /Иностранные инвестиции/, Е. Илюхина 1. Сайт «Межотраслевая торгово-информационная система». http://www.vitport.ru. /Общее состояние зарубежных капиталовложений в экономику России/. 11. Строев “Инвестиционная политика государства”. Журнал “ЭКО” №1 за 1998 год; 12. Уринсон “Активизация инвестиционной политики”. Журнал “Экономист” №9 за 1997 год; 13. . Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы по Экономике; |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |