|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Мировая экономическая интеграция. Билеты по экономике, 2007 год.Мировая экономическая интеграция. Билеты по экономике, 2007 год.29. Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения. Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и других платежей образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Налоги бывают двух видов. Первый - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд зарплаты и рабочую силу (так называемые налоги: социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взымаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К основным налогам относят: 1) индивидуальный подоходный налог; 2) налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий); 3) социальные взносы; 4) поимущественные налоги; 5) налоги на товары и услуги. Налоговые платежи поступают в центральный и местные бюджеты. Отсюда деление налогов на центральные (федеральные) и местные. Законодательством страны устанавливается определенный порядок распределения налоговых платежей. Величина налоговой суммы (т.н. налогового бремени) зависит прежде всего от размеров прибыли фирм, корпораций. Современные принципы налогообложения таковы: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов; 2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги; 5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям; 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределения создаваемого ВНП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблогаемым доходом (прибылью). Налогооблогаемый доход (прибыль) равен разности между объемом получаемого дохода (прибыли) и налоговыми льготами (устанавливаются законодательством). Распространены следующие виды налоговых льгот: а) необлогаемый минимум объекта налога; б) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога(например, затрат на НИОКР); в) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; г) понижение налоговых ставок; д) вычет из налоговой базы (налоговый вычет); е) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение налога на определенную величину. Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Налоги выполняют три важнейших функции: 1) обеспечение финансирования государственных расходов (фиксальная); 2) 30. Деньги, их функции. Монетаризм. Деньги - это особый, общественно-признанный товар - всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги - активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях: 1. Деньги - мера стоимости (деньгами можно измерять стоимость любого товара, т.к. деньги сами имеют стоимость). 2. Деньги - средство обращения (товар или услуга оплачиваются одновременно с их получением, акт купли и продажи не разделены временем). 3. Деньги - средство платежа (если оплата товара или услуги осуществляется через определенное время). 4. Деньги - средство накопления (когда для их собственника они останавливают движение, т.е. не используются во всех других функциях). 5. Деньги, используемые для международных расчетов, называются мировыми деньгами. Закон денежного обращения: количество денег, находящихся в обращении, должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить регулярное движение товаров, не изменяя их цены. Деньги, как важнейшая макроэкономическая категория, позволяют анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм движения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д. Денежное обращение - движение денег, опосредующее оьорот товаров и услуг. Закон денежного обращения: количество денег, находящихся в обращении, должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить регулярное движение товаров, не изменяя их цены. Формой организации денежного обращения в стране является денежная система. Денежная система - исторически сложившаяся система организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Основными ее элементами являются национальная денежная единица, виды денег, масштаб цен, порядок эмиссии и обращения денег, а также госаппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. Под предложением денег понимается общее кол-во денег, находящееся в обращении. Оно складывается из нескольких составляющих, называемых денежными агрегатами, которые служат измерителями денежном массы в обращении .. Денежная масса - совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве. Наличные средства - бумажные деньги и мелкая разменная монета. Но основная масса сделок осуществляется в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т.е. безналичными деньгами Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся денежно-кредитной системой государства. Такой целью могут быть: поддержание неизменной массы денег в обращении; поддержание фиксированной ставки процента; изменение и количества денег в обращении и нормы процента. Деньги обладают покупательной способностью, которая находится в обратной пропорциональной зависимости от уровня цен. В условиях инфляции она значительно падает и деньги по сути перестают быть средством обращения. Для обеспечения стабильности государство проводит разумную фискальную политику и эффективный контроль за предложением денег. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Это количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента. Спрос на деньги обусловливается двумя основными причинами. Первая состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, а вторая вытекает из функции денег как средства сбережения. Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновения двух основополагающих школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской. Монетаристская модель унаследовала основные постулаты количественной теории денег: возникшей еще в 18 в. Основные идеи этой теории были 31. Мировая валютная система. Мировая валютная система есть, во-первых, совокупность валют различных стран в их количественном и качественном отношениях (курсы, паритеты); во-вторых, это система международных расчетов и валютных отношений; в-третьих, совокупность валютных институтов государств (банки, министерства) и надгосударственных организаций (МВФ, МБРР, Всемирный банк и многие другие). Современная валютная система мира имеет ряд характерных особенностей. Она опирается на бумажные валюты. Здесь доллар занимает доминирующее положение с 1946 года (время образования ГАТТ, МВФ, МБРР), но в связи с валютным кризисом 1968 - 1973 гг. США отказалась обеспечивать доллар золотом и тем самым подорвала валютную систему мира. Доллар все еще остается одной из устойчивых валют мира, поддерживаемый экономической мощью США, широко используется в межгосударственных расчетах и платежах. В мировой системе хозяйства сложились локальные валютные союзы и соглашения (Стерлинговый блок - с 1931 года, Европейская валютная “змея”, долларовая зона. Зона франка - 1950 г. и др.). Мировая валютная система регулируется через МВФ, Соглашения и Зоны, используются твердые и плавающие курсы валют в определенных пределах. В мировой валютной системе ярко выделяются три центра: США, Западная Европа, Япония. В конце 90-х годов в мировой валютной системе все большую роль начинает играть Китай. Конец ХХ века характеризуется острым кризисом валютного и фондового рынков. Кризисные потрясения в Юго-Восточной Азии подрывают доверие доллару, вообще к существующей мировой валютной системе и порождают тенденции к глубокому регионализму. Так, Западная Европа ввела с 1999 года единую валюту - “евро”. Это усиливает “бегство” от доллара. Существуют различные валютные операции: немедленные (наличные); срочные, осуществляемые в течение 1-3 месяцев; арбитражные, осуществляемые в спекулятивных целях, в свою очередь делятся на простой арбитраж, т.е. проведение единичных маржевых операции, и сложный арбитраж, когда специальный отдел крупного банка постоянно отслеживает колебания курсов основных валют и дает распоряжения своим агентам в других банках продавать или покупать ту или иную валюту. В различных странах существуют фонды валютного регулирования, как основа для валютных интервенции, или валютного демпинга. 32. Институционализм. Развитие экономики, ее прогресс определяются не только экономическими факторами, но и другими неэкономическими названными институциями: гос-во, законодательство, традиции, общественные организации, семья, нравы, психологический склад народа, право и др. Институционалисты признавали роль экон. факторов, однако считали их недостаточными для активного воздействия на общественное пр-во. Несколько ветвей институционализма: 1. Социально- психологическое (Тростен Веблен). Считали, что на развитие экономики большое влияние оказывает психологический настрой людей, следовательно нужно строить такие отношения в общ-ве, чтобы каждый был уверен в своем будущем и мог спокойно трудиться. 2. Социально-правовое (Джон Коммонс). Право определяет характер экономических отношений. Возникающих конфликтов можно избежать, если между работодателем и работниками заключаются контракты, в которых четко определены права и обязанности двух сторон. Такие конфликты должны разрешаться на базе четкого соблюдения правовых норм, значит гос-во должно внимательно следить за соблюдением законодательства всеми членами общ-ва. Конъюнктурно-статистическое (Уэсли Митчел). Деньги играют самостоятельную роль в экономике, выполняя функцию основного ее двигателя. 33. Мировая экономическая интеграция Мировая экономическая интеграция - это процесс хоз-полит. объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между нац. хозяйствами. МЭИ на микроуровне: это взаимодействие капиталов отдельных хоз. субъектов путем формирования системы экономических соглашений, создание филиалов за границей. МЭИ на макроуровне: это межгосударственный уровень формирования экономических объединений различных государств и согласование национальных экономических политик. Все это обусловливает необходимость и возможность межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, согласование и проведение совместной научно-технической, валютной, социальной, внешней и оборонной политики. Формы МЭИ: * Зона свободной торговли (отмена торговых ограничений) * Таможенный союз (отмена торговых ограничений, единый внешне-торговый тариф, единая внешне-торговая политика) * Общий рынок (свобода передвижения капиталов, рабочей силы, согласование экон. политики) * Экономический и валютный союз (общая экон. и валютно-финансовая политика) Для интегрированных стран МЭИ обеспечивает: более широкий доступ к разного рода ресурсам, к новым технологиям, к возможности производить продукцию в расчете на емкий рынок; создает привилегированные условия для фирм стран-участниц, защищая их от конкуренции. Факторы, определяющие интеграционные процессы: * Возрастающая интернационализация хозяйственной жизни * Углубление международного разделения труда * Общемировая НТР * Повышение степени открытости национальных экономик. 34. Макроэкономика. Макроэкономика - это часть экономической теории, изучающая функции экономики в целом. Она рассматривает следующие проблемы: * Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода. * Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики. * Анализ природы инфляции. * Изучение механизма и факторов экономического роста. * Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике. * Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик. * Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политике гос-ва. Макроэкономический анализ обладает следующими особенностями: 1. Направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом. 2. Необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков. Расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. Помимо производителей и потребителей к ним относятся гос-во, воздействие которого на экономику и является объектом изучения, совокупные производители и потребители, а также правительства других стран. выдвинуты Д. Юмом, Дж. Миллем, А. Маршаллом, А. Пигу, И. Фишером и др. В общем виде количественная теория и есть теория спроса на деньги. Она определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена: М=РУ. Отсюда М=(РУ)/V, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - уровень цен (индекс цен), У - реальный объем выпуска продукции. Из приведенной формулы вытекает ряд выводов: 1. Величина спроса на деньги зависит прежде всего от абсолютного уровня цен (Р). Ясно, что более высокий уровень цен требует большего количества денег, и наоборот, менее высокий уровень цен - меньшего кол-ва денег. 2. Спрос на деньги находится в прямой зависимости от реального объема производства. С ростом производства увеличиваются реальные доходы занятых на производстве, а это требует большего кол-ва денег.3. Спрос на деньги зависит и от скорости их обращения, но эта зависимость имеет обратно пропорциональный характер, т.е. чем больше скорость обращения денежной массы, тем меньше потребуется денег, и наоборот, чем меньше скорость их обращения, тем больше потребуется денежной массы. В современном монетаризме (Фридмен) действует “денежное правило”: гос-во должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении; именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения цикличного развития рыночного хоз-ва. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); 3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |