|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоги, принципы и формы налогообложения. Кривая ЛаффераНалоги, принципы и формы налогообложения. Кривая ЛаффераФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт бизнеса, социологии и права Кафедра “Экономическая теория и управление персоналом” Допущен к защите “___” ___________ 2006 г. Курсовая работа на тему “Налоги, принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера” Выполнил Николенко Ю.В. Специальность 060400 Группа 11 ФК Руководитель Скоблякова И.В. Допущен к защите “___” ___________ 2006 г. Оценка о защите ______________ Орел, 2006 СОДЕРЖАНИЕ стр Введение……………………………………………………………...3 * Сущность и структура налоговой системе в Российской Федерации. Кривая Лаффера ……………………………………………………..5 * Налоги. Их основные виды и функции…………………………….14 * Основные принципы налогообложения. Проблемы совершенствования налоговой системы России………………………………………….22 Заключение…………………………………………………………...34 Список использованной литературы………………………………..36 Приложения…………………………………………………………..38 Введение В данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. Немалую роль в формировании классической теории налогообложения сыграли А. Смит, Д. Рекардо и Ф. Кенэ. Они выявили основные принципы налогообложения, следуя которым государство может двигаться по оптимальному варианту развития. По моему мнению, именно государству принадлежит роль оказания стабилизационного воздействия в экономике для обеспечения экономического роста. Для выполнения поставленных задач оно должно располагать необходимыми ресурсами, которые частично могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в современной рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие, поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан, который и превращается в налог. Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий, опираясь на систему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Бюджетно-налоговая политика ведущих индустриальных стран демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений развития экономики. Высокие налоговые ставки, а также учет налогового фактора может привести к неблагоприятным последствиям или вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. В современной налоговой системе необычайно много различных форм и методов обложения, а также применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). С 31 июля 1998 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в стране налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками. Во второй части приняты семь глав, посвященные НДС, единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж, акцизам. Я считаю, что Налоговый кодекс является, чуть ли не единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная с взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Курсовая работа состоит из 37 страниц, включая введение, три основных пункта и заключение. Глава 1. Сущность и структура налоговой системе в Российской Федерации. Кривая Лаффера Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Каждая экономическая система в лице государства и его соответствующих институтов формирует налоговую систему с целью успешной реализации экономического назначения налогов. Таким образом, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [8, c.78]. В налоговой системе различают следующие элементы: * Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. * Плательщики налогов - это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога. * Объект налогообложения - это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д. * Ставка налога или налоговая квота - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте. * Единица налога - часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога. * Срок уплаты налога - оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя. * Льгота по налогу - исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве. * Налоговая база - сумма, с которой взимаются налоги [5, с.234]. Существуют два вида налоговой системы — шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах [5, с.316-317]. В налоговой системе устанавливаются такие ее обязательные элементы, как: 1. налоги (перечень взимаемых налогов); 2. источники налогов; 3. принципы взыскания налогов; 4. способы взыскания налогов; 5. уровни изъятия налогов. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж [12, с.16]. Принципиальным в налоговой системе является её логичность, сбалансированность, отлаженность, эффективность и эластичность, т. е. приспособляемость к изменяющимся условиям. Важна не только официально декларированная налоговая система, но и её реальная действительность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых предписаний. Ведь Налогоплательщики оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Ф. Бэкон сказал: “Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково её действие на дух народа.” Сбалансированность налоговой системы обычно характеризуется в трех аспектах: 1. Как проблема общей структурной сбалансированности налоговая система может рассматриваться как достижение баланса между налоговыми доходами бюджетной системы и необходимыми расходами этой системы. 2. Как проблема вертикальной сбалансированности налоговая система характеризует баланс (дисбаланс) распределения дохода между уровнями бюджетных систем. 3. Как проблема горизонтальной сбалансированности налоговая система акцентирует внимание на адекватности формируемых в рамках этой налоговой системы доходов конкретных территориальных бюджетов и их расходными полномочиями [9, с.22]. В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трёх уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном. Для установления платежеспособности налогоплательщика используются различные виды налогов (прямые и косвенные, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и другие) и разные объекты налогообложения (имущество, доход). При установлении налога определяются: 1. категории налогоплательщиков; 2. объект налогообложения; 3. налоговая база и налоговая ставка; 4. порядок, условия выполнения налогового обязательства [3,с. 176]. В налоговой системе используют следующие понятия: * субъекты налога, или налогоплательщики, - юридические или физические лица, на которые законом возложена обязанность платить налоги; * объекты налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (доходы - подоходный налог, имущество - земля, капитал, недвижимость, предметы роскоши, передача имущества - наследование и дарение, сделки купли-продажи, передачи на хранение, стоимость потребленных товаров, услуг, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, ввоз и вывоз товаров за границу); * ставка налога - величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара, единица земельной площади и др.) [18, с.412]. Как правило, налогоплательщиком признается лицо, которое удовлетворяет хотя бы одному из ниже перечисленных признаков: - является налоговым резидентом; - осуществляет экономическую деятельность на территории страны или получает доходы от источников в этой стране; - совершает на территории страны действия или операции, подлежащие налогообложению; * становится участником отношений, одним из условий которых является взимание государственных пошлин и сборов [7, c.461]. Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщиком и плательщиком сборов являются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии с п.1 ст. 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие её в порядке, установленном главой 26.2 настоящего Кодекса[1, с.66]. Налогоплательщиков можно разделить на налоговых резидентов (это физические лица, которые по налоговому законодательству подлежат налогообложению по местожительству или постоянному местопребыванию; юридические лица, которые по налоговому законодательству подлежат налогообложению по местонахождению, регистрации) и нерезидентов. Налоговый механизм - понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач [16, с.103]. Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровень налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Налоговая база - сумма, с которой взимаются налоги; при выплате налогов с доходов её называют налогооблагаемым доходом (прибылью), который численно равен разности между объемом полученного дохода или прибыли и налоговыми льготами. Налоговые льготы, как и сами налоги, устанавливаются в соответствии с законодательными актами [11, c.401]. Существуют следующие виды налоговых льгот: 1. необлагаемый минимум объекта налога; 2. изъятие из обложения определенных элементов объектов налога; 3. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц; 4. понижение налоговых ставок; 5. налоговый кредит, отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину; 6. налоговый вычет [18, с.415- 416]. Процесс расчета налогооблагаемой базы и причитающейся налогоплательщика суммы налога называют оценкой величины налога, а получаемую в результате расчетов сумму налоговым обязательством. Налоговое обязательство предполагает обязанность налогоплательщика своевременно уплачивать налог. Существуют следующие условия исполнения налогового обязательства: * основания возникновения налогового обязательства; * меры ответственности за неисполнение налогового обязательства; * предоставление в налоговый орган налоговых деклараций; * очередность исполнения по отношению к другим, имеющимся у налогоплательщика обязательствам. При подоходном налогообложении очень важно рассчитать оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрывается стимул к нововведениям, трудовая активность снижается, а часть предпринимателей уходит в “теневую” экономику. Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу измерения налогооблагаемой базы (рубль дохода, гектар земли и т.п). Однозначного ответа, какой она должна быть, нет. Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Связь между налоговыми поступлениями и ставкой налога называется эффектом Лаффера, а графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Лаффер попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, так как предпринимательская деятельность становится невыгодной; более низкие ставки процента создают стимулы к работе, сбережению, расширению национального производства и доходов. Основные точки для анализа: - ставка налога равна 0 (поступлений в бюджет нет); * ставка налога равна 100% (поступлений в бюджет также нет, в легальной экономике никто не работает, все уходит в \"теневую экономику\") (приложение А). rA - оптимальный уровень ставки подоходного налога, RA - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Если ставка подоходного налога увеличивается по сравнению с rA, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. RA>RB, поскольку при больших ставках налога уменьшаются стимулы к предпринимательской и трудовой деятельности. Если экономика находится справа от точки А (в точке В), то снижение уровня налогообложения до оптимального (rA) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, в долгосрочном, напротив, к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из “теневой” в легальную экономику[18, с.416-417]. В странах с социально ориентированной рыночной экономикой ставка составляет 50%. В странах развивающихся на монетарных принципах оптимальная ставка 30%. Реальная оптимальная ставка в различных странах различна, но считается, что она должна варьировать от 30% до 50%. Артур Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении \"эффект Лаффера\" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%. Таблица 1- Структура задолженности по налогам в 2002 г. и 2003 г. +---------------------------------------------------------------+ | | на 01.01.2002 г. | на 01.01.2003 г. | |---------------------+--------------------+--------------------| | | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | |---------------------+------------+-------+------------+-------| | Всего задолженность | 1051,1 | 100,0 | 1113,7 | 100,0 | |---------------------+------------+-------+------------+-------| | в том числе: | | | | | |---------------------+------------+-------+------------+-------| | налоги | 475,0 | 45,2 | 528,1 | 46,8 | |---------------------+------------+-------+------------+-------| | пени | 51,3 | 49,0 | 531,0 | 47,7 | |---------------------+------------+-------+------------+-------| | штрафы | 60,8 | 5,8 | 60,9 | 5,5 | +---------------------------------------------------------------+ Основная проблема налоговой системы - это сбор налогов. В связи с этим возникает задолженность. Общая сумма задолженности на 1 января 2003 г. по налогам, администрируемым МНС, налоговых санкций- 1111,7 млрд. руб. Ее структура и изменение за последний год даны в таблице 1. Неоднократно проводимые реструктуризации долгов увеличили долю отсроченных (рассроченных) платежей с 25.6 в 1996 г. до 36,7% в 2001 г. В 2002 г. их доля снизилась за счет резкого возрастания приостановленных к взысканию платежей, в чем отразился очередной всплеск налоговых споров (доля приостановленных платежей за 2002 г выросла в два раза). К положительным сдвигам можно отнести выравнивание задолженности по бюджетам (ранее долг в федеральный бюджет рос заметно быстрее, чем в региональные). В 2002 г. основная часть задолженности приходится на федеральный бюджет: если в 1996 г. его доля составляла 53%, то через пять лет — 87%. В структуре задолженности основное место занимает НДС. Отношение общей задолженности, включая пени и штрафы, на 01.01.2003 г. к сумме всех налоговых платежей в 2002 г. составило почти 48%. Оно за последние годы меняется к лучшему, но все еще остается значительным. Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом — НДС: в 2002 г. задолженность по нему составила свыше 90% от поступлений. Причины этого можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность расчетов и допускающем возможности уклонения от налогов [4, с.24]. Задолженность в 2004 году по налогам на прибыль составила в общей сумме задолженности около 17%, по НДС- 43%, по ресурсным платежам- 5%. Таким образом, задолженность по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям уменьшилась на 8,7% по сравнению с 2003 годом [19, с.26]. Глава 2. Налоги. Их основные виды и функции Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В литературе существует множество определений понятия «налог». 1. Согласно ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (муниципальных образований)[14, с.122]. 2. М.В. Романовский, О.В. Врублевская и другие трактуют налог как «индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуумов к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения своих функций» [21, с.13]. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами для обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов. С правовых, юридических позиций налоги представляют собой установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, населения [20, c.149]. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчёркивал Карл Маркс. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд. Изъятие государством в свою пользу определённой части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; единый социальный налог; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - косвенные налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с ценными бумагами и недвижимостью и другие. Эти налоги частично или полностью возмещаются через цену товара или услуги [13, с.317-318]. Таблица 2 - Особенности прямых и косвенных налогов +------------------------------------------------------------------------+ | № | Объект | Прямые налоги | Косвенные налоги | |---+---------------------------+---------------------+------------------| | 1 | Объект обложения | Доход и имущество | Потребит. товары | |---+---------------------------+---------------------+------------------| | 2 | Адресный характер | Да | Нет | |---+---------------------------+---------------------+------------------| | 3 | Путь изымания | Часть дохода или | Включение в цену | | | | стоимости имущества | товара | |---+---------------------------+---------------------+------------------| | | Учитывается ли величина | | | | 4 | дохода и семейное | Да | Нет | | | положение | | | +------------------------------------------------------------------------+ Прямые налоги бывают реальными (поземельный, промысловый) и личными (подоходный, на прибыль, с наследства и другие) Косвенные налоги делятся на акцизы (на товары и услуги частных предприятий), НДС, фискальные и монопольные (на товары массового потребления производимые государством). Система налогов и сборов в России включает федеральные налоги, налоги Субъектов Федерации и местные налоги [17, с.39]. Федеральные налоги: 1. подоходный налог с физических лиц; 2. платежи за пользование природными ресурсами; 3. налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 4. налог на добавленную стоимость; 5. налог на прибыль предприятий; 6. акцизы на отдельные группы и виды товаров; 7. налог на операции с ценными бумагами; 8. таможенная пошлина; 9. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и других; 10. сбор за перекачку, перевалку и налив нефти; 11. сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального производства; 12. сбор за регистрацию банков и их филиалов; 13. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 14. транспортный налог; 15. налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения; 16. государственная пошлина; 17. гербовый сбор; 18. платежи во внебюджетные фонды РФ. Налоги Субъектов Федерации: 1. налог на имущество предприятий; 2. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; 3. сбор за регистрацию предприятий; 4. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; 5. лесной доход. Местные налоги, установленные Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти): 1. налог на имущество физических лиц; 2. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; 3. земельный налог. Местные налоги, которые могут вводиться органами власти курортной зоны: 1. курортный сбор; 2. налог на промышленной строительство в курортной зоне. Местные налоги, которые могут вводиться местными органами власти: 1. налог на рекламу (до 5 %); 2. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров (до 10 %); 3. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; 4. сбор за открытие игорного бизнеса; 5. сбор за участие в бегах; 6. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10 % стоимости товаров); 7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и другие; 8. сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты); 9. сбор за уборку территории; 10. сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты); 11. сбор с биржевых сделок (до 0,1 %); 12. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 1,5 %); 13. сбор за право торговли; 14. сбор за право использования местной символики (0,5 %); 15. сбор за выигрыш на бегах (до 5 %); 16. сбор с лиц, играющих на тотализаторе, на ипподроме (до 5 %); 17. сбор за проведение кино- и телесъёмок; 18. сбор за парковку автотранспорта; 19. гостиничный сбор. Налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными. Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой прогрессии. Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не зависит от его величины. Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть. Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт в убывающей прогрессии. По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда. Существует и другая классификация налогов: * Раскладочные и количественные налоги (раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог). * Закрепленные и регулирующие налоги (в зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно). * Общие и целевые налоги (целевые налоги могут вводиться по ряду причин: во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен, однако такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы; во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу; в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов). В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции: 1. Фискальная функция (обеспечение финансирования государственных расходов). 2. Регулирующая функция (государственное регулирование экономики). 3. Социальная функция (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними). 4. Стимулирующая функция [20, с. 119]. Фискальная функция - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения необходимого уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения). Важную роль в деятельности государства играет регулирующая функция, без которой в условиях товарно-денежных отношений нельзя обойтись, ведь невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета дотаций и т. д. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов в государственном бюджете накапливаются средства, необходимые для решения производственных и социальных проблем, финансирования межотраслевых, комплексных целевых программ (экономических, научно-технических и других). Государство перераспределяет часть доходов граждан и предприятий, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, электростанции, добывающие отрасли, и другие). Стимулирующая функция помогает с помощью налогов, льгот и санкций способствовать техническому прогрессу, увеличению числа рабочих мест, уровню жизни населения и расширению производства путем капиталовложений. Глава 3. Основные принципы налогообложения. Проблемы совершенствования налоговой системы России Основы налогообложения в России заложил Петр Великий, но тогда налоговая политика была направлена исключительно для финансирования военных действий. Налоги «посыпались» на головы русских плательщиков, приводя к оскудению крестьянских хозяйств, сокращению населения страны. Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с 30-х гг. Тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за счет собственных источников. Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. Налогообложение - это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Адам Смит в своем сочинении «Исследование о причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобство для плательщика[15, с.7]. Таким образом, основные принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему: 1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства» (соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения). 2. «Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...» 3. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...» 4. «Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. 7. Схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.[10,с.34-35]. Существует и другая классификация принципов налогообложения, которые проявляются в способах взимания налогов: * принцип выгоды (этот принцип предполагает увязку налога с используемым ресурсом); * принцип пожертвования (за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются); * прогрессивность ставок налогообложения доходов (ставки возрастают по мере увеличения доходов, причем учитываются разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов); * равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности (равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития); * сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью; * определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса (уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов); * исключение возможностей переложения налогового бремени; * простота и ясность системы и процедуры налогообложения. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям: * государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги; * налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены; * возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность. В дальнейшем по мере роста доходов населения Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса. Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту. На неё оказывают влияние следующие условия: * величина полученных доходов; * традиции, сложившиеся в стране; * фазы промышленного цикла. Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы, это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В настоящее время в развитых государствах доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени составляет около 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому, тяжесть налогового бремени не превышает 30%. Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен. Также тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре. В развитии налогообложения в России можно выделить несколько периодов: I. Первый период или допетровская эпоха (9-17 вв.) - с объединением Древнерусского государства основным источником доходов казны является дань - прямой налог, собираемый с населения; во времена Золотой Орды появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом (ордынская дань, медовая дань, извозные повинности и др.); в период феодальной раздробленности кроме указанных видов налогообложения постепенно распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебреного литья; со второй половины 14 века налоги и сборы стали взиматься в денежной форме; в военное время вводятся чрезвычайные налоги (пищальные деньги - предназначались на покупку огнестрельного оружия, полоняничные - взимались для выкупа полоняников - людей, захваченных в плен татарами и турками); при Иоанне IV Грозном устанавливается сбор Четвертовых денег, представлявший собой подать, взимаемую с населения для содержания должностных лиц; в период царствования Михаила Федоровича служилых людей, живущих в посадах, обложили посадским тяглом (все виды прямых налогов). II. Второй период или петровская эпоха (XVIII в.) - в период петровской эпохи вводятся чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводятся прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей, главным изменением в системе прямых налогов в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати, которая представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. III. Третий период (первая половина XIX в. - начала ХХ в.) - при Александре I изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследств, горная подать, гербовый сбор, питейный сбор, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать; важнейшими источниками государственной казны становятся такие виды налогов: подушного и соляного налога, питейного и таможенного сборов. IV. Четвертый период или период «военного коммунизма» и НЭПа - основным источником дохода бюджета в этот период является эмиссия бумажных денег, а также контрибуции, то есть принудительные денежные или натуральные поборы; Декретом ВЦИК вводится чрезвычайный революционный единовременный десятимиллиардный налог, который взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам. V. Пятый период (1930-1965гг) - в 1930-1932гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли; во время Великой Отечественной войны вводятся новые налоги для населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак. VI. Шестой период (1985-1991гг) - 1986г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан, устанавливается плата за патент на право ею заниматься; за выдачу регистрационного удостоверения взималась государственная пошлина, а доходы, получаемые от занятия индивидуальной деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике. Налоговая система современной России имеет множество недостатков, которые негативно влияют на экономику страны: * Во-первых, слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. * Во-вторых, недостаток нашей налоговой системы - это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога. * В-третьих, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером. * В-четвертых, система создает два различных налоговых режима: первый - финансовый прессинг - для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй - сравнительно льготный - для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. * В-пятых, обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики. * В-шестых, необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов. * В-седьмых, налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств. * Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения. * Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение. * Вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой аргументацией. * Среди функций налоговой системы основная роль отводится фискальной. * Понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано[2, с.33]. Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. В результате принятия II части Налогового Кодекса произошли серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Начиная с 2001 года радикально трансформируется подоходное налогообложение, водится плоская шкала подоходного налога со ставкой 13%, ликвидируется целый ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы, при этом снижается ставка налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%, вводится регрессия шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ, также ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий, с 3,5% до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который в перспективе предполагается полностью отменить. Одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний день является реформирование сложившейся системы налогообложения (создание условий для стимулирования налоговых органов к наиболее эффективному сбору платежей как в федеральные, так и в региональные бюджеты; совершенствование системы налогового контроля; снижение затрат на формирование отчетности) [2, с.34-35]. Налоги являются одним из основных источников формирования государственных финансов, а, следовательно, оказывающих непосредственное влияние на социально-политическое положение в стране. Изменения в налоговой системе должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы и реформирования налоговой системы. Успешность развития страны зависит, прежде всего, от способности привлечь в экономику мобильные ресурсы, включая капитал и интеллектуальный потенциал. Для привлечения капитала страна должна обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Российская экономика уступает странам, конкурирующим с ней в привлечении инвестиционных ресурсов, и по другим составляющим, влияющим на доходность инвестиций. Прежде всего, это касается низкого качества институтов государства и рынка. По данным параметрам, согласно оценке Всемирного банка, Россия существенно уступает странам, находящимся на таком же уровне ВВП на душу населения. Для того чтобы компенсировать недостаточную инвестиционную привлекательность страны, необходимо обеспечить более высокую налоговую привлекательность. Как показывает опыт развитых стран, в долгосрочной перспективе по мере улучшения конкурентоспособности страны Россия может позволить себе увеличение налоговой нагрузки. Таким образом, одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание налоговой системы, способствующей России конкурировать на рынке капиталов. Другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки на отдельные отрасли экономики. Третьим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отдельными субъектами экономической деятельности внутри одной отрасли. Различия в уровне налогообложения отдельных хозяйствующих субъектов в рамках одной отрасли, а также дифференциация условий налогообложения субъектов одной отрасли по иным не отраслевым критериям (например, по форме собственности) создает неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков, что, в конечном, итоге, не способствует развитию отрасли в целом. Также среди направлений по усовершенствованию российской налоговой системы можно выделить ускоренное развитие информационных технологий в налоговую систему. Необходимо обеспечить электронный доступ налоговому доступу к банковским информационным массивам о хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Это позволит проводить полный анализ информации о налогоплательщиках, сопоставить полученные результаты с представленными налогоплательщиками декларациями, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми без исключения налогоплательщиками [6, с.34]. Цели и задачи налоговой реформы не раз озвучивались правительственными ведомствами, отвечающими за формирование налоговой политики государства. Еще в апреле 2003 г. на своем заседании Правительство РФ одобрило предложения по основным положениям налоговой реформы на 2003-2005 гг., закрепляющие цели и задачи. Также был одобрен ряд мер, направленных на снижение налогового бремени. Во исполнение принятых решений Правительство подготовило и внесло в Государственную Думу пакет законопроектов по реформе налоговой системы. Прежде всего, речь идет о снижении ставки НДС с 20% до 18%, о реформировании системы налогообложения на имущество организаций, предусматривающее сокращение объекта налогообложения по этому налогу, о некотором снижении налоговой нагрузки на физических лиц путем увеличения размера имущественного вычета при приобретении недвижимости, в также отмену налогового контроля за расходами физических лиц. Кроме того, Правительство поддержало инициативу ряда депутатов по снижению ставки единого социального налога. Таким образом, уже сегодня можно утверждать, что Правительство предприняло достаточно серьезные шаги в направлении реального снижения налогового бремени на налогоплательщиков. Заключение Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. В ходе подготовки курсовой работы я пришла к выводу, что основными требованиями к современной налоговой политике государств с рыночной экономикой являются: 1. налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели; 2. налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков; 3. порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика; 4. обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер. Государство, как правило, ставит следующие главные цели: * достижение устойчивого постоянного экономического роста; * обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги; * обеспечение полной занятости трудоспособного населения; * обеспечение определённого минимального уровня доходов населения; * создание системы социальной защищённости граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных; * равновесие во внешнеэкономической деятельности. На мой взгляд, достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведёт к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведёт к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и снизиться конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение это и есть главное в экономической политике государства. Таким образом, одним из основных инструментов в руках государства является финансовое воздействие, прежде всего через налоговую систему. Успех проведения налоговой политики в России во многом зависит от того, насколько согласовано будут предприниматься усилия в этом направлении различных государственных структур, связанных с реформированием налоговой системы Российской Федерации. Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерным грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин. В данной курсовой работе я попыталась оценить действующую в России налоговую систему, разобраться в ее структуре, а также проанализировать пути ее дальнейшего реформирования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев И.М. Об упрощенной системе налогообложения.// Налоговый вестник. - 2005.- №8.- с.66-70. 2. Борзунова О.А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы.// Финансы. - 2005.- №7.- с.33-36. 3. Вахрин П.И., Нешитой Ф.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.- 323 с 4. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. - 2004. - №2. - с.22-26. 5. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс,2001. - 416с. 6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. - 2004. - №4. - с.31-34. 7. Карпов В.В. Все налоги России. Второй тематический выпуск: Практическое пособие. Изд. 2-ое, доп.- М., 1996.- 624 с. 8. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник. Изд. 2-ое, перераб. и допол. -М.: Закон и право, 1997.- 385 с. 9. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы. - 2002. - №5. - с.22-25. 10. Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. - 2004. - №5. - с.25-28, 34-35. 11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000. - 457с. 12. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для ВУЗов. - 2-ое изд. - М.: Норма. - 2001. - 272с. 13. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник для ВУЗов. - М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. - 520с. 14. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы.// Налоговый вестник. - 2005.- №2.- с.122-129. 15. Садков В.Г., Ковалева Л.И., Кириллова Л.П., Ивлева Н.В. Налоги России: Учебное пособие.- Орел: ОрелГТУ, 2001.- 37 с. 16. Самоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учеб.пособ.-М.: «Издательство ПРИОР », 2000.-176с. 17. Слом В.И. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий. - М.: Статут, 1999.- 396 с. 18. Смирнов В.Т., Бондарев В.Ф., Романчин В.И. Основы экономической теории: Учебное пособие. Орел.:ОрелГТУ.-2003.-478 с. 19. Смирнова Е.В. Проблемы задолженности по налоговым платежам в 2004 году.// Финансы.- 2005.- №4.- с. 26-27. 20. Черник Д.Г. Налоги: Учебник для ВУЗов.- М.: Юнити-Дана, 2001.- 445с. 21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. -429с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Кривая Лаффера 0x08 graphic Налоговые поступления 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic RA A 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic RB В 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic rA=50 rB Налоговая ставка, % Источник: Смирнов В.Т., Бондарев В.Ф., Романчин В.И. Основы экономической теории: Учебное пособие. Орел.:ОрелГТУ.-2003.- с. 416-417. 7 6 7 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |