рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Принципы рационального налогообложения и их реализация в условиях современной России рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Принципы рационального налогообложения и их реализация в условиях современной России

Принципы рационального налогообложения и их реализация в условиях современной России

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения.……………………….4

1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………4

1.2 Налогообложение стран Европы…...……………………………...6

1.2.1 Налоговая система Германии...……………………………...7

1.2.2 Налоговая система Канады...………………………………...8

1.2.3 Налоговая система Швеции...……………………………….8

1.2.4 Налоговая система Российской Федерации..………………9

1.3 Принципы рационального налогообложения..………………….10

Глава II. Принципы налогообложения и практика современной России…...13

2.1 Сумма, срок и способ уплаты налогов………………………….13

2. Удобство уплаты налогов для налогоплательщиков…..………17

2.3 Уплата налога в соответствии с доходом………………………19

2.4 Тяжесть налогового бремени для народа...……………………..19

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

Введение

“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с

тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми

тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об

обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые

инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо

платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с

граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно

возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и

больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник

государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов

государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство

стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои

интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил

интереса к предпринимательству.

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший

экономический эксперимент - переход от планового управления народным

хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.

Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами

предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании

субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,

что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять

реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время

практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и

системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода

экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления

проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня

другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике

и был бы предметом таких же жарких дискуссий, объектом анализа и

противоречивых идей по реформированию.

Для российской действительности актуальность проблемы

совершенствования налоговой системы чрезвычайно высока, ведь ни для кого не

секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело

характер национальной катастрофы. Государство всеми доступными для него

способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от

налогоплательщика всё, что положено по закону (а иногда и сверх того), а

также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимализирует

свои налоговые платежи.

В данной работе я использовала, в основном, экономические журналы за

2000 – 2001 года, а также некоторую информацию из Интернета. Моя тема

предполагала оценку современной России, а т.к. налоговое законодательство у

нас слишком часто меняется, то информация даже двулетней давности

оказывалась устаревшей. В разных учебниках содержится разная теоретическая

информация. Так, по методу установления, налоги у Черника Д. Г. ("Налоги",

М. 1999 г.) подразумеваются прямые и косвенные, а у Русановой И. Г.

("Налоги и налогообложение", М. 1999 г.) по тому же методу, на личные и

реальные. Но т.к. наиболее распространено и привычнее их деление на прямые

и косвенные, то я использовала учебник Черника Д. У. В экономических

журналах очень много статей по налогам, но для моей темы наиболее

подходящими оказались журналы “ЭКО” и “Финансы”. В таких журналах, как,

например, “Аудит и налогообложение”, в основном обсуждались конкретные виды

налогов, как их нужно платить, какие льготы предоставляются

законодательством и т.д. В Интернете, на официальных сайтах, таких как

“taxhelp”, “bashnalog” много содержалось информации о налоговой системе

современной России, но самую интересную информацию я нашла на сайте

bistrast.webzone.ru, где разместили свои размышления по поводу налогов

предприниматели, работники налоговых органов. “Мысли” датировались 2001

годом, что для меня очень важно.

Глава I

Возникновение и эволюция налогообложения

1.1 Сущность и принципы налогообложения

Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджет

соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые

плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными

актами.

Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. За всё, что

потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только для того чтобы

заработать деньги на буханку хлеба и купить её мы уже платим налоги с

зарплаты, налоги, которые входят в потребительскую стоимость товара - хлеба

и др. И с учётом налогов, установленных государством, выходит, что мы

фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительной

стоимости хлеба.

Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества на

классы и появлением государства, которому требовались средства на

содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

"В налогах, - указывал К. Маркс[1], - воплощено экономическое выражение

существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы,

школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни,

цивильный лист и табель о рангах, - все эти сказочные создания в зародыше

покоятся в одном общем семени - в налогах"

Очень точно выражает сущность налогов несколько перефразированное

выражение известного политического деятеля Северной Америки Б. Франклина,

что неизбежны лишь смерть и налоги.

Плательщики налогов – это юридические и физические лица: граждане, а

также предприятия, организации, независимо от их формы собственности.

Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика

налога.

Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит

обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование

природными ресурсами, передача имущества и т.д.

Структура налогов

Все налоги рассматривают по источникам поступления:

1. Налоги юридических лиц

2. Налоги на физических лиц

а также по уровню зачисления в бюджет:

1. Федеральные

2. Республиканские (субъектов РФ)

3. Местные

Виды налогов

Всего на сегодня существуют и действуют около 300 налогов, сборов,

платежей и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и косвенные. Прямые

налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги - расходов с потребления.

1. Прямые налоги

1. Подоходный налог

2. Налог на прибыль

3. Налог на имущество

4. Ресурсные платежи и др.

2. Косвенные налоги

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

2. Акцизы

3. Налог с продаж

4. На операции с ценными бумагами и др.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Регулирующая функция – государственное регулирование экономики.

Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство. Налоги в

этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и

контролирующую роли.

2. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём

изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с

целью сглаживания неравенства между ними.

3. Фискальная функция – изъятие части доходов предприятий и граждан

для содержания государственного аппарата, обороны страны и той

части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников

доходов.

1.2 Налогообложение стран Европы

Во всех странах налоги составляют основу доходов государственного

бюджета.

Во многих странах применяются прямые налоги (подоходный, поимущественный,

поземельный, с наследств и дарений и др.). При прямых налогах объектами

обложения являются непосредственно доходы и имущество плательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг (электроэнергия, газ,

телефон). Во многих странах на косвенные налоги приходится преобладающая

часть всех налоговых поступлений. Например, в государственном бюджете

Франции они составляют свыше 60% всех налоговых доходов, Италии и ФРГ –

более 75%. Между тем косвенные налоги носят регрессивный характер. Чем

меньше доход плательщика, тем большую долю своего дохода он вынужден отдать

казне в виде косвенных налогов; и наоборот, чем больше доход плательщика,

тем меньшую долю его дохода поглощают косвенные налоги. Косвенные налоги

являются одним из главных факторов повышения цен на предметы массового

потребления. В Англии в 1959-1960 гг. косвенные налоги составляли 40%

розничной цены пива, 43% цены вина и других алкогольных напитков и 73% цены

табачных изделий.1

1.2.1 Налоговая система Германии

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования

налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло

различные стадии политического и экономического устройства, не раз

поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в

экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной

ориентацией.

Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными

государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных

взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является

разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот

вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой

реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель.

Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за

государством. Налоговая система стала централизованной.

В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание

доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-

Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым

землям (Саксония, Шлезвиг-Гольштейн). Это явилось итогом многолетнего

развития налоговой системы.

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк

(1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал

перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда

пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с

физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в

доходах бюджета страны составляет 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но

ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по

минимальной ставке 7 %.

В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.1

1.2.2 Налоговая система Канады

Канада, как и США, имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую

систему. Она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных

(муниципальных) налогов.

Федеральные обеспечивают - 48 %, региональные - 42 %, муниципальные - 20 %

поступлений. Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, что создает

комплексный и единый характер.

Налоговая система Канады мало чем отличается от налоговой системы США. Это

подтверждает еще и то, что главным налогом и там и там является подоходный

налог с физических лиц. Взимание налога осуществляется по прогрессивной

ставке 17%, 26%, 29%.

Второй по величине налог - с продаж. Действующая налоговая ставка - 12 %.

Налог с продаж - это аналог налога на добавленную стоимость (НДС). В

доходной части бюджета Канады он занимает около 17 %.

Еще одним крупным налогом является налог на прибыль корпораций, который

имеет вес 10 % в общей доходной части федерального бюджета.2

1.2.3 Налоговая система Швеции

Особый интерес для работников налоговых служб представляет опыт Швеции, т.

к. в начале создания налоговой службы России разработчики посчитали, что

высокий жизненный уровень, социальные гарантии шведов может быть тем

ориентиром, который приведет Российскую Федерацию к

богатству и процветанию. Каковы же особенности налогообложения Швеции?

Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги

взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными)

органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а

ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение

ориентировано на потребление. Налоги на личные доходы граждан и взносы

(налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а

за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых

доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире),

для продовольственных товаров - до 21 %, для гостиничных услуг - 12 %.

Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование,

здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца.

Занижение НДС карается штрафом - 20 % от суммы занижения налога.

В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на

уровне 52 %, до 1994 г. - 30 %.1

Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные

платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.

1.2.4 Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в

1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о

налоговой системе. Возглавляет налоговую систему Государственная

налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов

государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству

РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Среди большого

количества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 видов,

республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида) основными являются:

налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добавленную

стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог для образования

дорожных фондов, налог для образования пенсионного фонда; государственные

пошлины; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество физических

лиц; регистрационные сборы с физических лиц; плата за землю.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода

государства. Но в России сбор налогов именно для государства принял

маниакальный характер. Хотя известно, что уход налогоплательщика от уплаты

налога тем больше, чем фискальнее характер налогообложения.

Наряду с этой проблемой, в настоящее время российская налоговая система

характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с

государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью

законов и подзаконных актов, в том числе директивных и конструктивных

материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их

дополнительного толкования. Это не только отпугивает иностранных

инвесторов, но и создаёт серьёзные препятствия в работе отечественных

производителей. Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых

санкций, не делающих различий между налоговыми нарушениями различного

характера. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие

доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

1.3 Принципы рационального налогообложения

В (V((( веке английский экономист А. Смит сформулировал основные

требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим

способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е.

соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством

государства...

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен

быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма

платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого

другого лица...

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как

плательщику должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит

казначейству государства...

Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на

непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В

связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на

накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для

содержания производительных работников. "Налоги увеличивают доход государя,

редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет

капитала народа, который содержит лишь производительный труд"1.

Еще более резко подчеркивал непроизводительное назначение налогов Давид

Рикардо. Он назвал налоги "великим злом". Налоги, по мнению мыслителя,

превращаются в тягость для производства, увеличивают непроизводительное

потребление и уменьшают накопления капитала. Рикардо писал: "Та часть труда

страны, которой располагал прежде плательщик налога, теперь попадает в руки

государства (и поэтому не может быть больше употреблена производительно)"2.

Мыслитель неоднократно утверждал, что если рост налогов и

непроизводительных расходов правительства не будет компенсироваться

увеличением производства или сокращением личного потребления населения, то

"налоги необходимо упадут на капитал (то есть будет затронут фонд,

предназначенный для произвольного потребления). Соразмерно уменьшению и ее

производство; поэтому если такие (непроизводительные) расходы народа и

правительства продолжаются и если годовое воспроизводство постоянно

уменьшается, то ресурсы народа и государства будут попадать с возрастающей

быстротой, и результатом будут нищета и разорение"1.

Таким образом, материальные жертвы, приносимые гражданами на основании

закона и в размере, указанном законом, для покрытия государственных

расходов называются налогами. Современное право принципиально признает

равномерное граждан и никакого не исключает из сферы государственных забот

об охране личности и содействия в деле удовлетворения его физических и

моральных потребностей. Точно также принципиально современное публичное

право признает равенство граждан относительно обязанности нести тяготы и

повинности в пользу государства. От верховной власти зависит также проблема

установления единой налоговой системы. Однако по свидетельству Э. Н.

Берендтса, "все попытки ввести один, единый налог взамен многих,

одновременно взимаемых, потерпели неудачи. Обложение налогами, как всякое

человеческое действие… не лишено крупных недостатков и поэтому

одновременное существование разных налогов дает возможность уравновешивать

недостатки одних достоинствами других. При едином же налоге этот корректив

отсутствует"2. Государственная власть, как власть верховная и

неограниченная, имеет право брать налоги непосредственно из вещественного

капитала, требовать взноса части его в пользу государства или налагать на

невещественный капитал служебные повинности в произвольном размере.

Государство ограничивается обложением дохода, получаемого гражданами

благодаря приложению труда к вещественным благам природы или благодаря

приложению своих трудовых способностей на различных поприщах общественной

деятельности, которая не создает непосредственных вещественных ценностей.

Однако государство, взимая такой налог, отнюдь не имеет право изъять в свою

пользу часть капитального имущества. Имеется в виду обложение имущества,

как источник возложенного дохода, побуждая тем самым владельца к обращению

его на непосредственно непроизводительные цели, к превращению его из

капитала мертвого в капитал действительно производительный.

Таким образом, согласимся с мнением Дмитрия Львова, что "под налогом

следует понимать обязательные для граждан платежи известной доли из своего

имущества или труда, с целью удовлетворения государственных или

общественных потребностей"1. Из этого определения налога вытекает:

1) что это есть платеж обязательный, а не добровольный и что его размер

устанавливается верховной властью;

2) что его назначение - удовлетворение таких потребностей государства или

общества, которые составляют необходимый атрибут культурной жизни граждан.

Но все же, хотя теория непроизводительности государственных услуг не

мешает признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству, А.

Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную

оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться

налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными

пошлинами”2.

Глава II

Принципы налогообложения и практика

современной России

2.1 Сумма, срок и способ уплаты налогов

Сейчас мне бы хотелось взять отдельные принципы рационального

налогообложения и показать их “соблюдение” на практике современной России.

Итак, первый принцип: сумма налога, срок уплаты, способ платежа должны быть

чётко и ясно определены.

Как уже говорилось, государство старается взять у налогоплательщика как

можно большее количество денег и закрыть для него все лазейки, а

налогоплательщик, в свою очередь, старается минимализировать свои налоговые

платежи. Отсюда ежегодные многочисленные поправки в налоговые и бюджетные

законы. В очередной раз вместе с проектом закона о федеральном бюджете на

2000 год Правительство РФ внесло в августе 1999 года в Государственную Думу

целый пакет поправок в налоговые законы. Не последнее место в них занимали

поправки, направленные на закрытие лазеек для нарушающих законы

налогоплательщиков.

Ряд этих поправок принят в форме федеральных законов. В частности, в

соответствии с законом “О внесении изменений в Закон Российской Федерации

“О налоге на добавленную стоимость” предусмотрены меры, направленные на

устранение недостатков в законодательстве, позволявших уводить часть

облагаемого оборота от налогообложения.

Так, в облагаемую базу НДС включены обороты по передаче товаров, работ

и услуг по соглашению о предоставлении отступного или о замене

первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другими

обязательствами между теми же лицами. Введено обложение НДС отдельных

операций по страхованию и перестрахованию предпринимательских рисков.

При расчётах векселями возмещение НДС по приобретаемым товарам, работам

и услугам с 1 января 2000 года будет осуществляться только после оплаты

векселей денежными средствами.

В числе указанных мер предусмотрен перевод предприятий розничной

торговли и общественного питания на общеустановленный порядок начисления

НДС, т.е. начисление налога будет производиться не с суммы торговой

наценки, а с полного оборота.

Приняты решения и по иным налоговым законопроектам. Важно другое.

Подобные игры государства и налогоплательщика “в догонялки” продолжаются с

переменным успехом в течение всех лет с момента введения в стране налоговой

системы.

А с 2001 года, в связи с введением 2 части налогового Кодекса РФ,

многие налоги даже налоговые органы не знают, как правильно взимать.

Предполагается, что налогоплательщики будут налоги платить так, как они

понимают закон. Затем налоговые органы, получив предписания сверху, будут

искать ошибки у плательщиков, и штрафовать за якобы неправильно уплаченные

налоги.

Из-за неясности и сложности формулировок существует высокая

конфликтогенность в налоговой сфере.

Таблица1

Стратегии поведения субъектов в налоговой сфере

|Субъекты налоговых |Стратегии поведения субъектов |

|отношений | |

|Налогоплательщики |От налогов уходить нельзя |

| |(3) |

| |От налогов уходить можно |

| |(2) |

| |От налогов уходить надо |

| |(1) |

|Аудиторы |Работа на налогоплательщика |

| |(1) |

| |Работа на налоговые органы |

| |(2) |

| |Работа по государственному аудиту |

| |(3) |

|Работники налоговых |Отработка зарплаты |

|органов |(2) |

| |Ориентация на процент с сумм, |

| |уплаченных за нарушения |

| |(2) |

| |Взятки |

| |(3) |

| |“Мы всегда правы” |

| |(1) |

|“Виртуальный субъект” |Высокие ставки налогов |

| |Противоречивость и изменчивость |

| |законодательства |

| |Существование пробелов в |

| |законодательстве |

| |Ориентация на “перекачивание” средств |

| |из мест в центр |

| |Приоритет налогообложений предприятий |

1) – встречается часто

2) – встречается не часто

3) – встречается редко

В качестве “виртуального” субъекта рассматривается государство. Оно

само по себе непосредственно не взаимодействует с другими субъектами. Но

продукт его деятельности – налоговое законодательство – формирует основу

социальной политики других субъектов этой сфере.

Видно, что подавляющая часть субъектов налоговых взаимоотношений

выбирает стратегии поведения, ведущие к конфликтам. Основу для

воспроизводства столкновений в налоговой сфере создаёт государство. Так,

среди наиболее распространенных предметов конфликтов – “незаконные действия

агентов государства”, “разногласия в вопросах трактовки налогового

законодательства” и “невыполнение государством своих обязательств”. А среди

наиболее распространённых вариантов оправдания стратегии ухода от уплаты

налогов – “слишком высокое налоговое бремя” и “недоверие государству”.

Явные аспекты высокой конфликтогенности налоговых отношений у нас в

стране обсуждается довольно активно.

Так, по данным специалистов1, “в 1997 году налоговыми органами в

порядке досудебного урегулирования споров рассмотрено 16663 жалобы

налогоплательщиков на решения налоговых инспекций различных уровней”,

“удовлетворено 32% от общего количества рассматриваемых жалоб”. В целом,

“оспариваемая налогоплательщиками общая сумма денежных средств (налоги,

налоговые платежи, финансовые санкции) составила 19051 млн. рублей и были

приняты решения о возвращении налогоплательщикам 1373 млн. рублей (7%)”. В

последующие два года, по мнению опрошенных руководителей налоговых органов,

количество жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов возросло

почти вдвое. По данным журнала “Финансы”, в 1997 году суды рассмотрели 6044

дела по искам налогоплательщиков. Это в 1,3 раза больше, чем

в 1996 году. В 1998 году (по оценкам респондентов налоговиков) количество

исков возросло в 1,5, а в 1999 году – даже почти в три раза.

Нередко иски в судебные инстанции провоцируются тем, что налоговые

органы допускают при проверках ошибки, которые часто возникают из-за

нечёткости формулировок законодательных актов, обилия и противоречивости

нормативных документов.

С другой стороны, наблюдается повышение исковой активности и налоговых

органов. В 1997 году ими было подано 109451 исков на налогоплательщиков. А

в 1998 – 1999 годах активность налоговых органов возросла ещё больше. При

этом 97% исков (по юридическим лицам – 92%) удовлетворяются судами.

2.2 Удобство уплаты налогов для налогоплательщиков

Рассмотрим осуществление на практике второго принципа: каждый налог

должен взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для

налогоплательщика.

Россия медленно, но верно превращается в полицейское государство. К уже

существующим немалым полномочиям Федеральной службы налоговой полиции

добавились новые. Сразу 26 статей УК были отданы государственной думой на

откуп ФСНП. Если раньше её следователи могли начать дело в отношении

налогоплательщика только по двум статьям УК, связанным с неуплатой налогов,

то теперь полицейские могут сесть гражданину на хвост практически по любому

поводу.

Чем больше времени проходит с момента вступления в силу первой части НК

(1 января 1999 года), давшего налогоплательщикам целый ряд прав,

позволяющих бороться с беспределом налоговиков, тем меньше у них остаётся

надежды на то, что эти права им когда-нибудь пригодятся. Ведь у самих

налоговых органов прав становится всё больше.

Провозглашенный правительством Владимира Путина лозунг о необходимости

создания в России сильного государства с высокой степенью его вмешательства

в экономику, на практике сводится к усилению позиций силовых ведомств. В

частности, органов налоговой полиции, которая, обладая достаточными

полномочиями, является не только мощным экономическим, но и политическим

рычагом воздействия.

Всего за год, после принятия Нового Налогового Кодекса, ФСНП удалось не

только вернуть право на проверки, но и добиться новых, представляющих для

граждан куда большую угрозу, чем рядовая налоговая проверка.

А развивалась эта история так. Накануне своей отставки 30 декабря Борис

Николаевич Ельцин подписал поправки к закону “Об оперативно – розыскной

деятельности”, позволяющие полицейским подключаться к телефонам

налогоплательщиков, а при необходимости читать их почту и телеграфные

отправления. Раньше это могли делать только органы ФСБ и МВД. Теперь же

никто не застрахован от вторжения налогового полицейского в его частную

жизнь: “Вся необходимая аппаратура у нас есть, так что слушать мы можем

кого угодно.”

Однако одного прослушивания полицейским показалось мало, и они решили

открыть массовою охоту на налогоплательщиков. Для этого полицейские

захотели получить право начинать предварительное следствие не только по

двум статьям УК, связанных с неуплатой налогов, но и по 26 другим. Теперь,

если потребуется, налоговые полицейские смогут привлечь практически любого.

Ведь спектр статей самый разнообразный – от классических преступлений

экономического характера (например, лжепредпринимательство или отмывание

незаконных доходов) до банального обвинения в незаконном хранении оружия

(организовать это полицейским под силу).

Кроме того, следователи ФСНП могут начать слежку за налогоплательщиком

и в случае подозрения в получении или даче взятки.

Новые права ФСНП могут пригодиться властям и при необходимости

разобраться с соответствием доходов граждан и их расходам. 1 января 2000

года вступили в силу поправки к НК, вводящие контроль за расходами

физических лиц.

Но вот что сами они говорят: “Зачем начальству понадобилось нагружать

нас лишней работой? Мы и с двумя-то статьями не справлялись, а теперь ещё

26. Работать эффективнее мы от этого всё равно не станем, а отнимать хлеб у

коллег из МВД тоже не хотим. Заниматься контролем за расходами у нас тоже

особого желания не возникает. Но если начальство прикажет, у нас есть

методы, как докрутить любого”.

Но неудобства для налогоплательщика на этом не заканчиваются. Мало

того, что к ним постоянно будет навязываться налоговая полиция, им ещё

нужно самим побегать. Сейчас налогоплательщики подверглись массированному

воздействию ЕСН (единый социальный налог). Если раньше малый субъект отнес

отчет с платёжкой, например, в фонд социального страхования (ФОМС) и

отдыхал до проверки, то теперь он будет бегать между ФОМС и ИМНС до потери

пульса. В ИМНС отнеси платеж, в ФОМС – отчет. Из ФОМС больничные листы в

ИМНС, те пошлют в ФОМС своё согласие, из ФОМС в ИМНС, так как кто-то

допустил ошибку, из ИМНС в ФОМС – изменили отчетную форму, и т.д. И так по

всем фондам.

2.3 Уплата налога в соответствии с доходом

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства

соответственно получаемому доходу.

Очень интересным является налог на вменённый доход.

Государство устанавливает определённую ставку налога в зависимости от

того, например, имеется ли у предприятия магазин и где он располагается;

для стоматологии – в зависимости от количества кресел в кабинете и т.д.

Таким образом, подразумевается, что налогоплательщик, имея определённый

набор, должен обязательно зарабатывать также определённую сумму денег.

Тогда встаёт закономерный вопрос: а что, если налогоплательщик зарабатывает

гораздо меньшую сумму, чем предполагает государство?

Причём государство постоянно пытается повышать ставки налога на

вменённый доход.

2.4 Тяжесть налогового бремени для народа

И, наконец, осуществление на практике последнего, наверное, самого

главного, самого актуального для России принципа: взимание налога должно

быть наименее обременительным для народа.

16 мая 2000 года перед зданием московской мэрии состоялся

многочисленный митинг рыночных торговцев, протестующих против ввода в

действие постановления правительства Москвы “Об упорядочении торговли на

московских рынках”. Согласно этому документу, часть популярных рынков

должна быть закрыта навсегда или на длительную реконструкцию, а все

торговцы, даже на открытых лотках, под угрозой больших штрафов должны иметь

специальные карточки продавца на рыночное место и использовать при продажах

контрольно-кассовые аппараты.

Как объясняли в толпе, многие рынки объявили забастовку протеста.

Над головами участников реяли лозунги: “Рынки нужны москвичам”,

“Свободу частному предпринимательству”, “Нет – закрытию рынков”, “Нет

карточкам продавца”, “Правительство хочет превратить рынки в зону строгого

режима”, “Задушите нас – задохнётесь сами”, “Каждому чиновнику – по ККМ”,

“Москва – зона сплошного беззакония”, “Лужков и К( сокращают миллион

рабочих мест”, “Лужков – вчера 90%, сегодня – 60%, завтра – позорная

отставка”, “Президент, обуздай мэра, защити нас от бесчинств московских

властей”.

Люди скандировали: “Хватит нас дурить, хотим как люди жить”, “Гитлер

татуировал номера на руках, Сталин писал номера на спинах, вы – нас теперь

штрих – кодируете!”

Самым выразительным был вот такой незатейливый стишок:

“Мы вам ничего не должны,

Вы нам ничего не давали,

Ничем вы нам не помогли,

А только мешали и брали”

В этих слабо рифмованных словах звучит музыка появившегося в Москве

третьего сословия, точнее, возродившегося свободного торгового народа

Новгородской Руси, который был всегда способен достойно разговаривать с

властью. Мог отказать в доверии: “Иди, князь, от нас. Будь ты сам по себе,

а мы сами по себе”. Или, напротив, выразить своё верховное доверие,

заключив с князем свободный договор.

Так чем так плоха идея цивилизованной торговли на лотках с карточками

продавцов и электрическими кассовыми машинами?

(из интервью с костромским предпринимателем)

- Объясните, чем же плоха идея торговли на лотках с кассовыми

аппаратами.

- Известно, что на рынках в основном продаётся “левый” товар, который

покупается или в Китае, или в Москве по самой низкой цене без всяких

подтверждающих то бумаг. Вдруг вводят кассовые аппараты, и рыночный

торговец должен будет заплатить налоги не только на свою наценку, но

и на всю стоимость товара, за всех предыдущих продавцов. Причём в

выигрыше будет тот, кто опять же сумеет уйти от всех налогов

(элементарно не будет пробивать чеки).

С 1 января 2001 года, с вступлением в силу 2 части НК РФ,

налогоплательщикам создали самые “благоприятные” условия как для занятия

предпринимательской деятельностью, так и для самой уплаты налогов. Особого

внимания заслуживает налог на добавленную стоимость.

Вот весьма вольная, но очень точная и справедливая трактовка НДС:

НДС - это принудительная торговля ценными бумагами под названием "счет-

фактура" в пользу государства. Все юридические лица и предприниматели

обязаны вместе со своим товаром (работами, услугами) "продавать" счет-

фактуру (в пользу государства) по ставке 20, 10, 0 (ноль) процентов, вести

журналы выставленных и полученных счетов фактур, книги продаж и покупок,

книгу учета доходов и расходов! "Купленные" ими счета-фактуры, за редким

исключением, уменьшают их платежи по НДС в бюджет. Если Вас освободят от

обязанности плательщика НДС, это всего лишь означает, что вы будете

"продавать" счет-фактуру (в пользу государства) по ставке 0 (ноль)

процентов и так же вести журналы выставленных и полученных счетов фактур,

книги продаж и покупок и, как всегда, книгу учета доходов и расходов!

Конечно, входной НДС, освободившимся из бюджета, не компенсируют.

А сколько “мин” в этом НДС можно обнаружить, даже не слишком далеко

залезая в дебри налогового законодательства!

1.

Коммерческая аренда - дело дорогое. Договор аренды с Госкомимуществом

дешевле, но опаснее. В договорах аренды со столь уважаемым органом

предусмотрено, что оплата арендных платежей производится арендатором

самостоятельно, причем сумма аренды переводится на один счет, а НДС от этой

суммы на другой. При этом арендодатель счета-фактуры не выдает (не барское

это дело). Нет счета-фактуры - нет входного НДС. Уплаченный НДС относится

не на затраты, а на дебет сч. 91/2 - прочие расходы. У ПБОЮЛ и у малых

предприятий, применяющих упрощенную систему учета и отчетности, уплаченный

НДС относится на затраты.

2.

Топливо для автомобилей, как известно, приобретается на АЗС. Кончился

бензин - доехал до автозаправки и заправился за наличные. Так было раньше.

Теперь так заправляться - себе в убыток. Ранее НДС из чеков АЗС выделялся

расчетным путем, теперь раз нет счета-фактуры - нет и НДС. Уплаченный НДС

относится не на затраты, а на дебет сч. 91/2 - прочие расходы. У ПБОЮЛ и у

малых предприятий, применяющих упрощенную систему учета и отчетности,

уплаченный НДС относится на затраты. Можно заключить договор с АЗС,

получать счета-фактуры, оплачивать через банк и заправляться за талоны.

Правда, это дороже, дольше и с привязкой к одной АЗС.

3.

ПБОЮЛ решил купить товаров на 1000 рублей наличными для последующей

продажи за наличный расчет за 1260 рублей. От этой продажи он заплатит 60

рублей налога с продаж и 200 рублей НДС. Доход при этом обнулится. "А где

входной НДС?" - спросите Вы. А входного НДС у него быть не должно. Если он

купил товары с кассовым и товарным чеками, т.е. без счета-фактуры, то и

входного НДС у него нет. Если он купил со счетом-фактурой, накладной и

квитанцией приходного кассового ордера, то продавец нарушил правила

расчетов с населением (ПБОЮЛ всё ещё считается населением), поскольку не

применил ККМ. Счет-фактура и кассовый чек несовместимы, поскольку у

продавца по книге продаж отображается либо счет-фактура, либо кассовая

выручка. Таким образом, наш ПБОЮЛ от своей операции ничего не заработает.

"Как же тогда все торгуют?" - спросите Вы. По безналу и по черному, ответим

мы.

4.

Известная тяга человека к свободе, в том числе от НДС, для многих будет

недостижимой мечтой, если порядок освобождения существенно не изменят. Всё

дело в нереальных сроках. По окончании месяца, субъект малого бизнеса

должен навести порядок с журналами полученных и выданных счетов-фактур –

пронумеровать, прошить, опечатать. Дописать книгу продаж, с указанием

номеров строк из книги покупок. Дописать книгу учета доходов и расходов.

Подготовить и подать налоговую декларацию по НДС. Уплатить причитающийся

НДС. Написать заявление об освобождении. Пусть всё это займет неделю, ведь

в это же время надо и работать. Далее наш субъект идет в налоговую за

получением справки об отсутствии задолженности. Срок прохождения платежа по

НДС увеличивается на срок попадания к инспектору для сверки. Пусть это всё

тоже займет неделю. Теперь субъекту надо не менее двух раз попытаться сдать

заявление на освобождение, поскольку с одного раза не получится.

Обязательно окажется, что что-то сделано неправильно. Две попытки - это те

же два приемных дня, по которым идет прием налоговым инспектором. Так

прошла третья неделя. Заявление сдано до 20 числа и в течение 10 дней

налоговая инспекция должна дать освобождение. Считаем, что к финишной

прямой пришел каждый 10 субъект. Налоговой необходимо принять несколько сот

или тысяч решений. Что они не уложатся в 10 дней - ясно всем. Чтобы им

оправдаться, многим будет отказано в освобождении по разным придиркам,

например, нет в книге продаж номера ГТД, или нет ИНН покупателя, или нет

указания страны происхождения. Этим они отсекут около половины

претендентов. Наконец, решения приняты, и их необходимо просто напечатать и

подписать. Сами знаете, сколько им надо на это время. Тем, кому по тем или

иным причинам не дали свободу, любезно предложат попытаться ещё раз пройти

этот путь унижения и позора в следующем месяце.

5.

В ст. 145 НК РФ предусмотрен порядок освобождения от исчисления и

уплаты налога, если в течение предшествующего квартала налоговая база таких

организаций и индивидуальных предпринимателей, без учёта НДС и налога с

продаж, не превысила 1 млн. рублей. Допустим, что предприниматель в этом

году зарабатывает 330 тыс. рублей в месяц. Так он освобождается от НДС. Но

известно, что каждый год происходит инфляция, на 1-3%. И если бы ставка

была определена количеством минимальных зарплат, равных 1 млн. рублей, то

особых бы проблем не возникало, т.к. она бы поднималась вместе с инфляцией.

А в настоящей ситуации этот 1млн. через некоторое время просто обесценится!

И предприниматели, которые как зарабатывали 330 тыс. рублей, так и

зарабатывают, всё равно вынуждены будут платить НДС.

Мина, заложенная при принятии закона “Об упрощенной системе …”,

позволила, прикрываясь заменой подоходного налога патентом, ввести в число

плательщиков налога с продаж ПБОЮЛ с патентом. Этот тяжелый удар они

перенесли, путем увеличения серой и черной массы, что для патента было

нелогично. Теперь, прикрываясь той же миной, налоговая желает уничтожить

ПБОЮЛ, обложив их НДС. НДС – это оружие массового поражения ПБОЮЛ – самый

сложный и запутанный налог. Чтобы выжить каждый ПБОЮЛ должен будет нанять

учетчика НДС, или перейти в мир иной – черный, без намека серости.

Логика последних событий показывает, что бюджет России формируется

исключительно благодаря налоговым органам! Те, кто полагает, что налоговая

лишь собирает налоги с эффективно хозяйствующих субъектов - "ошибаются".

Сбор налогов, по мнению властей, должен быть построен таким образом, чтобы

налогоплательщику ничего не оставалось делать, кроме как заплатить налоги и

далее жить спокойно, без предпринимательских порывов и желаний. Ну кто ещё

может сделать такое, кроме "доблестных" налоговых органов. Уж они то знают,

как поступать с баранами, т.е. с нами - налогоплательщиками. Для них

главное не законы, а руководство.

Первое, что нужно сделать, это написать методические рекомендации по

мотивам закона "для своих", но так, чтобы налогоплательщики были в курсе и

не помышляли о верховенстве Закона и здравого смысла. Затем отчетные формы

надо сделать такими, чтоб с ними не могли разобраться ни налогоплательщики,

ни налоговые инспектора. Потом нужно сделать как можно больше разных

многостраничных деклараций и требовать их как можно чаще - раз в месяц, с

каждого, независимо от его результатов. Для запутывания надо указать, что

подавать надо не все листы и не все декларации, а если кто так поступит, то

потребовать, чтобы подавал все и со всеми листами. В декларациях надо

учесть все, даже самые экзотичные случаи жизни, и пусть только кто

попробует во всём этом разобраться. В результате подать декларацию

правильно никто не сможет, и всех можно будет штрафовать. Вот неиссякаемый

резерв для уплаты внешнего долга!

Поданы первые декларации по НДС от ПБОЮЛ! Как это романтично - купить

два 10 страничных бланка по 10 рублей. На коленке записать ИНН, ФИО, АДРЕС,

паспортные данные (всё, что может идентифицировать ПБОЮЛ). На десяти листах

нарисовать четыре цифры в двух экземплярах (по большей части - нули) и

персонально сдать налоговому инспектору, который специально не обучен

заполнению этой декларации. Сдать за товарища - нельзя без нотариальной

доверенности, но можно отправить по почте. Правда, до сдачи надо

перечислить НДС в бюджет, но найти расчетный счет (12+20+20+10 цифр) и

самостоятельно заполнить платежную квитанцию (все цифры записать два раза)

не должны вызывать затруднений у ПБОЮЛ (по логике налоговых органов).

А как здорово заполнять ежемесячно авансовый расчет по единому

социальному налогу на своих работников! Песня! Тот, кто придумал этот

бланк, получил не иначе как экзамен-автомат в своем экономическом

техникуме. О, где вы, бланки 2000 года!

Но "толковых" студентов к счастью не так много. Поэтому остальные

налоги - налог с продаж, единый социальный налог с самого предпринимателя и

декларация по налогу на доходы физических лиц - остались прежними. Пока...

Эти декларации и расчеты можно по старинке заполнять с помощью налогового

инспектора, т.е. под его диктовку. То, что это займет не менее часа, никого

не волнует. Это же рабочее время предпринимателя, а не работника

государственного предприятия. То, что предприниматель вынужден будет

совершить несколько посещений инспектора - это тоже хорошо для чиновника -

это хороший повод увеличить численность за счет того же предпринимателя.

Вот и доблестные рапорты - сбор единого социального налога за февраль

2001 года выполнен налоговыми органами на 117 процентов! УРА! Не

останавливайтесь на достигнутом, ТОВАРИЩИ, берите повышенные обязательства

- 150, 200 процентов, чтоб они (предприниматели) домой на карачках

приползали. Чтоб у них мысли о своем бизнесе дрожь в коленках вызывали.

Будут знать, как работать в России на личное благосостояние. Всем надо

работать только на государство (войну в Чечне и внешний долг), а то врачам

и учителям (депутатам и чиновникам) нечем платить зарплату.

... А дальше каждый продолжит сам (долго и с выражениями). Но от этого

мало что изменится ...

Государство на словах всегда думало о том, как поддержать

представителей малого и среднего бизнеса. Сколько фондов поддержки малого

предпринимательства было создано, которые работают до сих пор. В СМИ

было сказано очень много слов о необходимости поддержки малого бизнеса. Как

теперь всем ясно, всё это было рассчитано на иностранных потребителей. На

деле же, на свет появился налог с продаж и вмененный налог - чудовищные во

всей своей несправедливости. Ещё в июле 2000 года москвичи могли радоваться

тому, что в Москве налог на вменённый доход не был принят. Ведь в тех

регионах, где его приняли, предприниматель, как класс, был практически

уничтожен или, в лучшем случае, низвергнут в область теневой экономики с ее

нечеловеческими правилами игры. Но в зимой того же года, чтобы негде было

укрыться, ввели налог с продаж в Московской области. Куда теперь податься

от оборотного налога, который без ножа режет малый бизнес? Банки работают

плохо и ненадежно, а наличный оборот оказался под прессом налога с продаж.

Некоторые экономисты полагают, что этим они сократят цепочку от

производителя до потребителя. Но на практике, они просто теряют второй

конец цепочки.

Следует заметить, что в 2000 году было принято и несколько весьма

неплохих законов, в поддержку представителей малого и среднего бизнеса, а

также предоставлены некоторые льготы для предпринимателей. Но сделано это

было настолько тихо, что многие предприниматели об этом не знают. Те, кто

знают, не верят в то, что государство их может столь щедро одарить, и видят

в этом подвох. Лишь незначительная часть предпринимателей используют эту

поддержку в своей деятельности, но и то не в полном объеме. Госчиновники,

то ли в силу своей некомпетентности, то ли в силу того, что

проинструктированы соответствующим образом, подчас сознательно вводят

предпринимателей в заблуждение. В результате, все усилия государства по

выводу малого и среднего бизнеса из тени не приносят значительного успеха.

Отсутствие пропаганды идей предпринимательства, на сегодняшний день

оборачивается для государства слабой экономической активностью населения и,

как следствие, низким уровнем собираемости налогов. Мелкий производитель

штучной продукции влачит жалкое существование, под прессом своего "АОЗТ"

или "ООО", переплачивая бухгалтерам, аудиторам, налоговой инспекции, наивно

полагая, что предпринимателем без образования юридического лица быть

несолидно. Он подчас уверен, что с ним как с предпринимателем без

образования никто не захочет иметь дела. А ведь надежность предпринимателя

не выше - предприниматель несет ответственность по сделкам, всем своим

имуществом, в то время как какое-нибудь "ООО" рискует зачастую лишь в

пределах скромной суммы своего уставного капитала.

Заключение

Итак, в заключение, хочу ещё раз выделить основные проблемы в

налогообложении РФ:

1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только

пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается

должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому

развитию.

2. Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно

налога на прибыль и НДС.

3. Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС,

акцизам.

4. Современная налоговая система слишком сложна для понимания

налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых

органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает

изощренные способы ухода от уплаты налогов.

5. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать

баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.

6. Неудобство уплаты налогов: большое количество бумаг, расчётов, высокий

бюрократизм.

Опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что

налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же,

как показывают расчёты, если честно платить все установленные законом

налоги по установленным в этих законах правилам, то необходимо отдать в

бюджет и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Это далеко превышает

ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской

деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимализации

своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах

возможности, кто скрывая или свою деятельность, или часть своих доходов и

имущества.

Мне остается только выразить сожаление из-за вступления в силу второй

части НК РФ. Многодекларируемое желание уменьшения налогового бремени в

очередной раз обернулось повышением налогового прессинга. Отрицательных

изменений налогового законодательства настолько много, что для многих 2001

год станет последним годом их предпринимательской деятельности. Они

перестанут мучиться этими заботами и перейдут в более спокойную жизнь

наемных работников. Те, кто сможет адаптироваться к этим изменениям,

создадут фундамент, на котором построят бизнес для себя и своих детей.

Просто переждать это смутное время не удастся никому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Книги:

1. А. З. Дашев, Д. Г. Черник. Финансовая система России. – М.: Инфра-М,

1997. – 289 с.

2. Д. Г. Черник. Налоги, - М.: 1999. – 173 с.

3. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. –

М.: 1935. – 374 с.

4. Ф. Кенэ. Избранные экономические произведения. - М.: 1960. – 293 с.

5. Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо

Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г. – 155 с.

6. Берендтс Э.Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском

Училище Правоведения. СПБ., 1914. – 274 с.

7. Львов Д. М. Курс финансового права. Казань, 1887. – 285 с.

8. Справочник “Социально-экономические проблемы России”. Реформа

налогообложения. Глава 4.

Статьи:

1. Н. В. Караваева. Отдай часть, чтобы сохранить остальное. Налоговая

политика в (( столетии // ЭКО. - 2000. - №8. – с. 117 – 133.

2. Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере // ЭКО. – 2000. -

№10. – с. 166 – 175.

3. В. В. Сокирко. Прошлое и настоящее вменённого налога // ЭКО. - 2000. -

№8. – с. 74 – 80.

4. В. Г. Пасков. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. -

2000. - №1. – с. 33 – 37.

5. К. И. Оганян. Основные направления совершенствования налогообложения

прибыли // Финансы. - 2000. - №5. – с. 34 – 35.

6. Д. Г. Черник. Налоги Швеции // Финансы. – 2001. - №3. – с. 24 – 25.

7. Д. В. Гусев. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных

инвестиций // Финансы. – 2000. - №5. – с. 41 – 43.

8. Международная научная конференция по проблемам двойного налогообложения

// Финансы. - 2000. - №4. – с. 45 – 48.

9. К. Л. Астанов. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2000. - №10. –

с. 29 – 31.

10. Е. В. Виновский. Налоговые споры предприятий // Финансы. – 2001. - №6.

– с. 28 – 30.

11. Н. С. Маслова. Порядок применения налоговых вычетов по НДС с 1 января

2001 года // Финансы. – 2001. - №8. – с. 26 – 28.

12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её

совершенствования // Финансы. –1999. - № 4. – стр.19 – 24.

13. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать //

Финансы - 1996 - № 7.

14. В. Пансков. Идёт ли в России налоговая реформа? // Российский

экономический журнал. - 2000. - №11-12. – с. 23 – 26.

15. Петкова Н. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс //

Российский экономический журнал. – 1996. - № 5-6. – с. 13 – 17.

16. Юлия Кузнецова. Изменения в порядке исчисления и уплаты НДС и акцизов

// Аудит и налогообложение. – 2001. - №1(61). – с. 2 – 5.

17. Ирина Стеебер-Стребул. Государственная инспекция цен г. Москвы //

Аудит и налогообложение. – 2001. - №1(61). – с. 3 – 7.

18. Рубиенко Н. Особенности национальной налоговой системы в

пореформенный период // Эксперт. – 1997. - №1. – с. 23 – 28.

19. Галина Ляпунова. Поголовное преследование // Деньги. - 2000. - №11. –

с. 9 – 11.

20. Давид Кириленко. Бумага без налога // Деньги. – 2001. - №42(345). – с.

8 – 10.

21. Марина Иванова и Олег Ладехин. Как выйти из тени // Деньги. – 2001. -

№41(345). – с. 9 – 11.

22. Официальный сайт Министерства России по налогам и сборам, www.nalog.ru,

3/10/2001.

23. Налоги, их виды, сущность, функции и роль в правовом регулировании

предпринимательской деятельности. – Интернет, www.taxhelp.ru, 20/10/2001.

24. Основы современной налоговой системы Российской Федерации. – Интернет,

www.bashnalog.ru, 10/10/2001.

25. Минное поле НДС. Сводки с фронта. Налоговая всех накормит. – Интернет,

http://bistrast.webzon.ru, апрель 2001.

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.

1 К.Л. Астанов. О реформе налоговой политики. – “Финансы”, 2000, №10, стр.

29.

1 К.Л. Астанов. О реформе налоговой политики. – “Финансы”, 2000, №10, стр.

30.

2 Там же

1 Д. Г. Черник. Налоги Швеции. – “Финансы”, 2001, №3, стр. 24.

1 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. – М.:

1935г., стр. 341.

2 Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо

Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г., стр. 155.

1 Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо

Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г., стр. 155.

2 Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском

Училище Правоведения. СПБ., 1914г., стр. 274.

1 Львов Д. М. Курс финансового права. Казань, 1887г., стр. 285.

2 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. – М.:

1935г., стр. 342.

1 Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере. – “ЭКО”, 2000,

№10, стр. 167.

1 Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере. – “ЭКО”, 2000, №8,

стр. 171.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты