рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Развитие малого бизнеса в России рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в России

Московский Государственный университет сервиса

Институт финансов и учета

Курсовая работа:

« Основы экономической теории »

Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России »

Выполнил: студент заочной формы обучения

Специальность 060400

Группа ФЗК-1-2П I курса

Потапова Ю.К.

Москва – 2002 г.

Содержание:

Введение.

Особая роль малого бизнеса в экономике России.

Качественные характеристики российского малого предприятия.

Характерные особенности малых предприятий.

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.

Инновационная роль малого предпринимательства.

Особенности целеполагания.

Особенности менеджмента.

Особенности финансирования деятельности.

Особенности трудовых отношений.

Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности

малого предприятия.

Прогноз развития малого предприятия.

Социальная значимость малого предпринимательства.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Малый бизнес России — вопрос не мелкий.

Нельзя давать «малышей» в обиду.

Из выступления Президента России В. В. Путина на

Всероссийской конференции представителей малого бизнеса

«Скорее живой, чем мертвый» - эта известная поговорка вполне применима к

современному положению малого бизнеса в нашей стране.

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов,

засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Для

успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые

вопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не

просто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десятки

миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальным

жильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?

Во многих развитых странах это самая активная часть населения, которая,

делая свой бизнес аккуратно, пополняет государственную казну. А у нас при

слове «предприниматель» возникает одна ассоциация - навьюченные тюками

«челноки». А лозунг «Поддержим российского производителя» к ним абсолютно

не относится. Эти ребята в основном поддерживают турецкого и китайского

производителей, а все потому, что выгодно и им, и иностранцам. Да и налоги

в этих странах божеские, точнее, в пять раз ниже наших. Что же, мы

настолько отсталая страна, чтобы пополнять заморскую казну? Пока так и

получается, все оттого, что законно делать свой бизнес в России невыгодно.

На данный момент наши предприниматели тянут на себе четыре десятка налогов.

Прежняя государственная экономическая политика фактически уничтожила

один из важнейших секторов рыночной экономики - малое и среднее

предпринимательство.

Если бы только налоги... Как быть с государственным «рэкетом», который

мешает развитию бизнеса? В сравнительно благополучной Москве на открытие,

например, химчистки, требуется до 600 дней! Зарегистрировались? Но и после

этого около 40 чиновничьих структур могут вас проверить и приостановить,

оштрафовать, закрыть. Абсурд? Значит, нужен новый закон - «О свободе

предпринимательства».

Как утверждают многие предприниматели, есть целые регионы, где для

начала дела надо идти к преступному «авторитету» и только потом к

губернатору. При этом чисто криминальные отрасли (торговля оружием,

наркотиками) развиты в России не более чем в других странах. Значит, у

нашей организованной преступности должны быть другие источники. И они видны

невооруженным глазом - это мощнейшая теневая экономика. Закрытые опросы в

одном из районов Тольятти выявили 98% теневого оборота! Откуда взялся такой

громадный теневой оборот в России? Может, опять менталитет мешает? Но

почему те же россияне, став западными бизнесменами, чтят закон?

На старте реформ в 1992-1993 гг., когда нашим предпринимателям

установили рекордные налоги в 50% от валового внутреннего продукта (ВВП),

они даже попытались их платить. Но вскоре многие сообразили - и либо ушли,

либо начали наращивать теневой оборот, доведя его постепенно от 30 до 50% и

даже до 90%. Однако природа не терпит пустоты. Налоги с теневого оборота и

есть мощнейшая финансовая база криминального мира. И в теории, и на

практике эта проблема не может быть решена без кардинального сокращения

налогового бремени. Большинство предпринимателей готовы выйти из тени -

головная боль и внутренние издержки от тройной бухгалтерии им надоели.

Именно поэтому возникло общероссийское общественное политическое

движение «Развитие предпринимательства», участники которого в составе новой

Думы запланировали ряд законопроектов. К действующим федеральным законам,

возможно, добавятся следующие : «О третейских судах в Российской

Федерации», «О специальных режимах налогообложения субъектов малого

предпринимательства», «О франчайзинге», «Об оценке земель» и др. Это

необходимые правовые акты. Если они будут приняты, тогда-то российский

производитель развернется! Предпринимателям крайне необходима поддержка в

Государственной Думе.

Президент также обещает не давать «малышей» в обиду. Именно так заявил

В. В. Путин, приняв участие во Всероссийской конференции представителей

малых предприятий в марте 2000 г. Тем самым он дал понять, что бизнес

России - вопрос для него отнюдь не мелкий: ведь сегодня таких предприятий в

стране 890 тысяч, а трудятся там более 7,5 млн россиян.

«Невозможно защититься как от бандитского рэкета, так и чиновничьего

произвола», «опасно давит на них фискальный пресс, бюрократические

сложности», - констатировал В. В. Путин. И перечислил целый ряд контрмер.

Это и создание более эффективной судебной системы, для чего будет увеличено

на 2 тысячи число арбитражных судей; и стимулирование банков к выдаче

кредитов тем, кто хочет открыть свое дело; и передача малым фирмам

бесхозных помещений, военного имущества; и щадящий режим на старте. Чтобы

исключить чудовищный произвол чиновников, проверяющих малые предприятия, В.

В. Путин предложил создать специальное министерство контроля. Хотя сегодня

недостатка в контролирующих организациях нет - работал бы закон.

По словам В. В. Путина, в 2001 г. на нужды малого и среднего бизнеса

будет выделено не менее 10% бюджета и оказана всемерная поддержка

предпринимательству1.

В очередной раз защитить интересы малого бизнеса решили и московские

городские власти, которые являются инициаторами многих прогрессивных идей в

этой области. Плановые проверки деятельности малых предприятий,

расположенных на территории первопрестольной, теперь будут проводиться в

два раза реже.

До недавнего времени подобные инспекции малых предприятий, в которых

участвовали все уполномоченные органы надзора и контроля -

санэпидемстанция, пожарная охрана и др., - могли осуществляться два раза в

год, а фактически значительно чаще. Теперь эта периодичность комплексных

проверок оставлена только для фирм, чьи услуги или продукция напрямую

связаны с жизнью и здоровьем москвичей, например, предприятия общепита,

медицинские центры, частные производители продуктов питания и т. д.

Остальные же малые предприятия Москвы будут подвергаться плановому контролю

лишь один раз в год. При этом так называемые проверки «по сигналу» по-

прежнему станут проводить сразу по получении информации о некачественной

деятельности или продукции той или иной фирмы.

Примечательно, что штрафы, накладываемые при обнаруженных нарушениях на

столичных предпринимателей, отныне будут перечисляться не на счета

контролирующих органов, как это было раньше, а непосредственно в городскую

казну.

Все вышеперечисленное позволяет наконец надеяться, что так необходимому

государству российскому малому бизнесу, которому сегодня вполне

соответствует известная поговорка «скорее живой, чем мертвый», будет

включен зеленый свет. А дееспособному многомиллионному населению нашей

страны этот вид бизнеса необходим как воздух не только для выживания и

раскрепощения, но и для своего материального процветания, морального

самоутверждения и самореализации.

Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить

хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большинство своих граждан. Многое

необходимо делать прямо сегодня, и сделать это может только раскрепощенный

малый и средний бизнес.

____________________________________________________________________________

______________________

1. «Комсомольская правда » 27 января 2000г.

1.1. Особая роль малого бизнеса в экономике России

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике

в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность

качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого

бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную

значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня

преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики

выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого

предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада,

«принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатов

опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако,

помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах

достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это

те МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы

удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по

имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их

количество не растет, напротив, оно несколько уменьшилось. Очевидно,

барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать

предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем

поддерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс формирования

рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля

всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к

внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным

мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы

плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних

предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля

просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у

крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически

вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют

просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам.

Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной

занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по

заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнего

стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил.

Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров

формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах

деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется

отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний,

местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных,

особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок

сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в

интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров

заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями

аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть

формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров

лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства

дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные

предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование

рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация -

отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью,

создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в

целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером

на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это

противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской

деятельности любых масштабов.

Качественные характеристики российского малого предприятия.

Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это

операционный инструмент, необходимый для проведения измерений,

сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к

разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных

особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес

вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве

промышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его

особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент,

финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики

предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительно

небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте

решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основа

возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему

в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе

устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на

преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в

нашей стране.

Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места. Главное для них -

малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МП

основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже

вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно

успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать

банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с

МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и

сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за

ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как

свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у

многих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится

причиной большинства банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в

условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные

возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Вследствие названных причин отличительной чертой малого

предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом

разорении МП, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе

жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции. По данным

Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь

созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей

деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда,

разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское

законодательство стимулирует «добровольное банкротство» МП — обмен или

продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.

Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему

предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на

выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на

рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания фирмы

критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина

всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП

выживают в течение первых трех лет своей деятельности.

1.2. Характерные особенности малых предприятий

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.

Главным преимуществом МП в условиях современного рынка является

намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение

«уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией

своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого

упоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственной

программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным

персоналом, требующим сложных навыков управления.; не отягощено финансовыми

обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного

капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена

новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли

встанет проблема организованного противодействия наемных работников,

отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной

платы.

Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У МП, по

сравнению с КП, короче сроки капитального строительства, для их создания

нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них

в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти

предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и

производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят

на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости

процедуры управления.

Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными,

когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее

жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в таком

качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его

неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован

крупный бизнес.

Почему же именно теперь все эти свойства малого бизнеса оказались столь

широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону

рыночный статус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировой

энергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущих

промышленных стран на новую технологическую базу.

С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении

микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки

оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно

обновляя ее номенклатуру. Для КП становится более выгодным передавать МП

часть заказов на мелкосерийную продукцию, специальные модули или

завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные

предприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основе

субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации,

рабочим чертежам, производственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными, в

«привязке» зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конструируют и

проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию

производства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т.

п.

Перестраиваться стали и сами КП. Мотив «экономии на масштабах», т. е.

укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий,

отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла

пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект -

усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от

требований рынка и технического прогресса, падение производительности

труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом

издержек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупное

производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в

фазу массовой реорганизации - выделения специализированных звеньев и

участков в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е.

вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе

ассоциированные с головным предприятием.

Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных

предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-

правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства.

Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы -

субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития

отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги,

автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода на

внешние рынки, венчурного бизнеса и т. п.

Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными

преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к

дифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий,

обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не

слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть

производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура

продукции здесь отличается стабильностью, технология производства еще не

отработана, что создает для МП многочисленные рыночные «ниши».

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского

спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко

индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его

развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной

культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта

товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна,

оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг,

в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация

производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения

ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения

транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий

производства или спроса.

Инновационная роль малого предпринимательства.

Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП.

Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существует

аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно

осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями - венчурными МП,

которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов,

работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя

доработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих

крупных и капитальных затрат.

Кооперация в сфере НИОКР позволяет КП значительно сократить период

разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10-15 до 4 лет) и

увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она

высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в

четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, а

затраты на одного инженера или исследователя - вдвое ниже. Поэтому

венчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн

«Дженерал электрике», например, связан с более чем 200 независимыми

исследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на его

потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия

огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США

оценивается в 3-4 млрд. долл., совокупные инвестиции венчурных фондов

Великобритании, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельную

инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если

крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных

перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то

государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как

такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов МП на

НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на

уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы,

увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих

территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления

технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом

плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в

содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме

участия в создании соответствующей инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и

технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.).

Целью является «выращивание» технически передовых предприятий, которые в

перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы

национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать

характерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведения

научных исследований и разработок.

Особенности целеполагания.

В рыночных условиях различия между крупными и малыми предприятиями в

вопросах целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночную

конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют

детальные стратегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и

ориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтому даже

важнейшие решения зачастую принимаются ситуативно.

Неразвитость стратегического мышления наиболее болезненно сказывается в

первые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимость

предлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-

за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режим

функционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность в

стратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог,

отделяющий его от среднего.

Ограниченный временной горизонт управленческих решений МП в ситуации

неустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенные

преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного

предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующим

воздействием государства (или отсутствием такового воздействия), чем

внутрифирменными факторами, стратегический план развития, разрабатываемый в

скользящем режиме и включающий средне- и краткосрочные программы, может

оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно

диагностировать, контролировать конъюнктуру в условиях стабильности, такой

порядок управления, присущий большому бизнесу, плохо приспособлен к

необходимости быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней

среды. Напротив, оперативный режим управления МП, указывающий возможность

существования, развития фирмы, главным образом с благоприятной внешней

обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в

переходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов.

Упрощенный менеджмент создает МП определенное преимущество, проявляющееся в

гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что

особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификации

их в узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняется

запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью

зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-

индивидуалов, платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности,

нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись,

нанять профессионального бухгалтера.

Основные решения почти всегда руководитель МП принимает единолично.

Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как

время на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то,

что задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачи

авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее

руководство.

Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может

обернуться барьером для развития бизнеса. При таком порядке управления

значительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств,

профессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением

сказать, что количество стабильно функционирующих МП не может превышать

число людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Единоначалие имеет и негативные последствия, причем даже в режиме

оперативного управления предприятием. Неподконтрольность руководителя

провоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет,

снижают «управляемость» работников, а в конечном счете — внутренний

потенциал бизнеса. Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о

принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабов

бизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнение

структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и

контроля. В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуют

рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильности

внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У

малых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы,

«разведенные» в ситуации благоприятной экономической и политической

конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации

целей предприятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в

большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой

принадлежностью. Даже небольшие торговые фирмы могут успешнее планировать

деятельность на перспективу, чем средние, а то и крупные производственные

предприятия.

Особенности менеджмента.

Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность

руководителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличий

российского МП от крупного. Специфика менеджмента малой фирмы заключается в

том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства

проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом

бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик,

число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех

держать в поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно,

принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющие

ситуацию внутри фирмы и вне

ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах - специалистах высокого

класса. Для руководства МП достаточно средней квалификации в сочетании с

доступностью информации, консультационных услуг.

Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, так

как услуги профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую может

дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с

затратами на его содержание. Лишь когда фирма ориентирована на рост, на

преодоление барьеров входа в группу предприятий более крупного бизнеса,

требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилить

руководство за счет создания более сложной структуры.

Особенности финансирования деятельности.

Одно из главных отличий МП от крупного предприятия - порядок

финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным

образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя,

средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще

один источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так

и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных

программ, специализированных финансовых структур, при поддержке

государства.

В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всех

опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования

крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность

меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит

застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено

к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь

краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают

небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата.

Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок

кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства

остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять

деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего это касается

производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Рассматривая особенность МП, заключающуюся в преимущественном

использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду

негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для

сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе

становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не

позволяющий даже наиболее успешным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках

отдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование

нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный

пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее

высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних

масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели

из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув

нерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счет

оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить

образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от

крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был

не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой

подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются

конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на

внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование

технических параметров. Существующие на фирме технические разработки

позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся

бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется

достаточно серьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание,

отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства.

Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило,

оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка - организация

производства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимо

соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый

капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей,

научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным

фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках

технопарков, где инновационные МП доводят разработки до пробных образцов и

контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные

фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного

финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и

инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в

большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой

вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП

непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают»

профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но

относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей

времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому

предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве,

поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без

вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной

раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно

(и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой

микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает

опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее

условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение

внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса - залог

поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые,

средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой

финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно

направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование

МП.

Особенности трудовых отношений.

В рыночной экономике для МП по сравнению с крупным характерна большая

доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к

трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала.

Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной

стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд

работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями

при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом

для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности

работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип

внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи.

Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским МП

переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что,

хотя дефицит трудовых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще,

чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая

зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению

предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и

добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное

наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея

ограниченные источники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних

людей».

Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется

взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и

между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит

возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия.

Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -

установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с

ним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения.

Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за

собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор роста

бизнеса.

Тесные личностные отношения руководителя МП и работников возможны, так

как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить

индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого

работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного

заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия.

Гораздо устойчивее те МП, где материальная заинтересованность сочетается с

профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между работниками также необходимы для МП с их

спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из

них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные

внутренние отношения - реальность большинства МП: коллективы небольшие,

изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей

работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать

временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное

дело.

В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные

отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава -

руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места

сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают

возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения

работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях,

руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например,

привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса,

тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его

мотивированности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений -

перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный

стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их

порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной

взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным

атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка,

где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на

МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к

работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда

работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом

престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость

соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.

Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности

малого предприятия.

Важнейший инструмент государственного воздействия на

предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая

две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования

доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную

на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих

субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует

фискальную функцию.

С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его

различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место.

Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка

предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика

российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения

отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских

предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку собирая

их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций.

Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы и

процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их

персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается

как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих

законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия

инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения

их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во

взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют

имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в

пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые

предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому

бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой

системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней

приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для

начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-

информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают

налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути

адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением

оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их

руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту

налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое

положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи

оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала

1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую

систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем

важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность

налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур

налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов;

институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения,

организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми

ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно,

малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые

распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видах

деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более

30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы

власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне

предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса:

за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе

вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по

региональным программам поддержки предпринимательства необходимость

снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом

каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня

этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживался

противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое

содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и

средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации должны быть

направлены на:

создание необходимых условий для использования малыми предприятиями

бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при

осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом

предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и

инновационного секторов;

формирование условий и стимулов для расширения производственно-

технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с

крупным производством;

информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие

региональных банков данных на единой классификационной основе);

упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов

единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых

предприятий;

формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в

инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку

инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также

привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии

малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом

основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых

предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных

проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников

финансирования.

Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и

системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и

внебюджетного финансирования региональных программ.

Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными

условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные

программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены

организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми

ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести

финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на

принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.

Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в

бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан

с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной

поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных

банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний

и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством

Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для

быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего

производственного и инновационного направлений, по переработке

сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других

социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы

развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,

способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый

лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы

негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации

основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть

финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую

базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого

предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки

малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской

Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в

специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы

в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в

направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности

и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли

малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и

связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого

предпринимательства в торговой и посреднической деятельности.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать

создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать

координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной

деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных

организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу

субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых

организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе

налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного

законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой

области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с

местными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору

экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных

направлений этого содействия происходит на основе исследований данного

круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить

приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким

направлениям отнесены:

производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного

потребления;

лекарственных препаратов и медицинской техники;

оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного

содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь,

которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,

предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и

льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в

большинстве промышленно развитых стран является система государственных

заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу

гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,

расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,

модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами

и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных

консультационных услуг малым компаниям.

Прогноз развития малого предпринимательства.

Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства представляет

значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она

должного отражения не получила. Б программных документах Государственного

комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в

периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния

малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом прежде

всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод

прогнозирования и его информационную базу. Так, в Основных направлениях

развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП

в 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000

г. - 1400 - 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующих

прогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динамикой статистических

данных.

1.3. Социальная значимость малого предпринимательства

Количественное определение МП удобно своей простотой, но недостаточно для

уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он

играет в производственной системе. Его дополняют качественные определения.

Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что

касается целей производства, характера менеджмента, организации

производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия,

особенностей финансирования.

Для МП выбор целей и способов деятельности определяется окружающей

средой. Если МП занимает или стремится занять на рынке доминирующее

положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес

исходит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в

соответствии с меняющейся конъюнктурой. Разработка рыночной стратегии на

перспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращивания

объема производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках

некоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами

деятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инженерно-

технические функции. Для выполнения более специальных операций

(бухгалтерский учет, разработка рациональных форм документооборота,

организация офисной деятельности, закупка и эксплуатация конторской техники

и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать

внешних консультантов, но постоянно их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную

окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую

мотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП

обычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных

производственных комплексах в значительной степени формируют деловой

климат. Это отражается на интенсивности трудового процесса (на МП она

обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП)

состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие определенной

численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов

и не практикуют заключения коллективных договоров). Во многих странах МП

интенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых».

Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных

для них условиях.

В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого

бизнеса, привлекает в нее большое число молодых, динамичных людей. Их

влечет желание стать независимыми, возможность реализоваться, быстро

поднять благосостояние семьи, осуществить на практике какую-либо

техническую идею и т. п. Большинство готово ради этого идти на риск,

работать с повышенной интенсивностью. Для многих важно и то, что в периоды

кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным образом за счет

временного снижения заработной платы или увеличения продолжительности

рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых

увольнений, как обычно поступают крупные фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его финансирования:

источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже)

банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения

возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться

предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении.

Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объема

коммерческих операций предприятия.

Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - от

традиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной

фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и

вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж

(примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция,

начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план

МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и

субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров

в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические

мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно

превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового

производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом

сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы

энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась

крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план

вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу,

ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах

обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и

динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП -

росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест,

в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при

этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В

странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300

тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера

производственных и потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая

часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения -

женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в

ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей.

Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы.

Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса

людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда.

Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектора

МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственную

предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей.

Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный

или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного

рабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения и

только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного

занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста

заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу

экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при

опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с

их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет

одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости,

правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из

приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы

и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на

стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи,

женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на

организацию разнообразных систем профессионального обучения и

переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики

регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что

изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно

только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие

бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием

ее успеха всегда является мобилизация местного «низового»

предпринимательства.

Большую социальную и общественную ценность представляет накопленный

малым бизнесом опыт кооперативного предпринимательства, история которого в

Западной Европе насчитывает более ста лет. В некоторых странах оно стало

внушительной силой. Например, во Франции в кооперативном секторе экономики

занято более 1 млн человек; сельскохозяйственные кооперативы дают 50%

национального экспорта зерна, 60% - молока и молочных продуктов, а их

годовой оборот превышает 140 млрд франков.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП,

включенное в сетевую структуру, состоящую из десятков тысяч подобных

предприятий. Эта структура функционирует на началах производственной

демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над

деятельностью выборных органов, объединяющих предприятия-члены по

отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде

случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

В Японии и Италии на такой основе сформировались десятки промышленных

округов - территориально-производственных комплексов, состоящих из

множества малых и мельчайших узкоспециализированных предприятий. В округах

достигнут высокий уровень благосостояния населения, сложился особый

социальный климат. Производство часто ориентировано на внешние рынки (один

из округов Италии, Прато, считается «шерстяной столицей» ЕС).

Заслуживает упоминания и испанский территориально-производственный

комплекс Мондрагон, объединяющий около 200 кооперативов различной

отраслевой принадлежности. Мозговым центром этой системы является

кооперативный банк с функционирующим при нем отделом планирования

производства. В комплексе происходит систематическое образование венчурных

кооперативов; значительная часть продукции идет на внешние рынки. Как и в

итальянских промышленных округах, большую роль играет фактор социальной

общности, самоуправления.

Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоящему времени в различных

странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их

основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых

средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно

становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает

определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка.

Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и

проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора МП.

Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое

предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого

предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно

широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что

она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает

абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как

следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как

с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная

позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем

выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие

среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм;

неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в

территориальном плане, так и во временном; недостаточность и

недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство

налоговой системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его

развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики

зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания

предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах

Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая

обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого

бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем

более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны

малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении

объемов производства, так и в повышении его эффективности и

сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению

экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно,

лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы

государственная политика правительства, направленная на расширение и

развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и

среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно,

большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию

в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление

структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую

смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве,

реализацию современной стратегии экономического роста в течение

долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае

удовлетворительной разработки новой государственной политики в области

малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих

отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного

приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и

формирование всероссийского рынка.

Список литературы:

Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.

Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной

экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского

предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы

экономики.1996, №7.

Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.

Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес:

финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997

- №4

Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации

развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-

10, 11-12

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты