|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рыночная системаРыночная системаСмоленска Промышленно-Эконамический Колледж Реферат: по Экономической теории на тему: "Рыночная система" студента 2 курса, группы 9411 Фарафонов Дмитрия Викторовича. г. Смоленск 2000 год План 1. Рыночная система и ее место в экономике нашей страны и других стран. 2. Виды рынков. 3. Проблемы перехода к рынку в России. В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, хозяйственному рыночному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Рыночная система американского капитализма отличается от конкурентной рыночной системы тем, что первую характеризуют: а) малочисленность конкурентов и наличие барьеров на пути вступления на некоторые рынки и б) правительственное вмешательство в экономику, ставящее целью исправить крупные дефекты рыночной системы. Американскую экономику можно охарактеризовать как смешанный капитализм. Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко- культурных традиций. В реальной действительности экономические системы располагаются где- то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями, т.к. правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой. Американский капитализм породил могущественные экономический организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. Югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь японская экономика отличается весьма развитым планированием и "координацией" экономической деятельности правительства и частного сектора. В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс": "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам. Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок." Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь? Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления. Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России. 2. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. На рынке имеется закономерная взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большое количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Связь между ценой и объемом спроса отрицательная, или обратная, а спрос графически изображается в виде нисходящей кривой. Изменения в одной или более из основных детерминант спроса - потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары и потребительских ожиданий - вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево - сокращение спроса. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последнее влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта. Предложение описывается шкалой, показывающей количества продукта, которые производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможны цен, по какой этот товар может быть продан. Закон спроса утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая спроса - восходящая. Изменение цен на ресурсы, технологии производства, налогов или дотаций, цен на другие товары, ожиданий других цен или числа покупателей на рынке вызывает сдвиг кривой спроса на продукт. Ее смещение вправо означает увеличение объема предложения, а смещение влево - сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) - это равновесное количество. Способность рыночных сил синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества (продукта). Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством (продукта) прямая. Концепции предложения и спроса распространяются также и на рынок ресурсов. Маркетинг - это совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг - это инструмент умелой, гибкой организации системы производства и сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий; маркетинг - это предпринимательская философия. Благодаря маркетингу выявляются потребности рынка, спрос отдельных групп покупателей, формируется превращение покупательной способности региона в конкретный спрос на данный товар или услугу; маркетинг - это интегрированная целевая философия производителей, целиком, ориентированная на потребителя, на его примат на потребительском рынке. Ориентироваться на потребителя - значит изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При этом товары и услуги - это лишь средства для достижения цели. С позиций интегрированного маркетинга координируются все виды деятельности, связанной с товарами и услугами: финансирование, производство, конструирование, исследования и разработки, управление запасами и маркетинг. Цель маркетинга - создавать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышения конкурентоспособности товаров с целью получения максимальной прибыли. В настоящее время 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг в США, ФРГ и Великобритании в той или иной форме осуществляют рыночные исследования. Активное использование методов маркетинга (особенно таких, как способы согласования производства и сбыта, исследования покупательского спроса, использование достижений НТП для обновления ассортимента и постоянного совершенствования продукции, реклама) способствует росту конкурентоспособности на рынке. Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства, труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют. На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров. Товарная биржа - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Различают специализированные и универсальные товарные биржи. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели значительных партий товара, банки. В нашей стране организована Российская товарно-сырьевая биржа. Рынок труда - Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических разработок. Ведущие позиции на нем занимают, мелкие и средние фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и технологии, внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и государства. В США такие малые фирмы в среднем внедряют на доллар затрат в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными предприятиями. Они создают свыше 90% новых технологий. Перестройка организации научных исследований привела к тому, что за последние 100 лет время с момента естественнонаучного открытия до его практического использования во многих отраслях сократилось более чем в 10 раз. В результате сближения сроков радикальных перемен в естествознании и технике они приняли характер научно-технической революции (НТР). Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. На современном этапе НТР приоритетное развитие получили современное станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. НТР характеризуется быстрым ростом производства всех видов компьютеризированного оборудования и гибких систем Так в нашей стране за 1985-1990гг. объем продукции машиностроения и металлообработки вырос на 23%, а приборостроение увеличило выпуск продукции на 47%, в том числе промышленность средств вычислительная техники - на 66%. Важными направлениями дальнейшего развития НТР являются: совершенствование технологии производства и обработки новых материалов, биотехнология, где применяются достижения генной инженерии и клеточной технологии. В 70-х годах НТР стала перерастать в технологическую революцию. "Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности производства, позволяет более полно использовать (сырьевые ресурсы, отходное производство), являются экологически чистыми. "Высокие технологии" широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге. В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов. В послании ФС Президент отметил: "Необходимо остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высоко конкурентных на мировом рынке, - авиа космической, лазерной, атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения". Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в производственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно- материальные запасы. В настоящий период общей нестабильной ситуации в экономике российские предприниматели и иностранные инвесторы не стремятся делать вложения в развитие России. Существующая инфляция - препятствие к инвестированию средств в промышленность с помощью рыночных механизмов, рыночными методами. Но она же благодаря этому важнейший фактор, обуславливающий необходимость бюджетных инвестиций и административных методов контроля над экономикой и административных структур, распоряжающихся ею В условиях реализации антикризисной программы и перехода к рыночной экономике инвестиционная политика в России должна быть нацелена на улучшение соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли; необходимо перераспределение инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, повышение доли вложений на развитие непроизводственной сферы, отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время крайне тяжелая ситуация с капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса - высокая инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество. Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет - такова неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия которой для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным", более того, "Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных фирм. При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели". Б.Н.Ельцин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил в 1994 году сформировать особые институты - финансово-промышленные группы: "Такие институты способны поддержать достаточную инвестиционную активность и технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках роста и необходимую конкурентоспособность как на внутри российском, так и на мировом рынках". Рынок ценных бумаг - Валютный рынок - система экономических отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи (обмена) с иностранными валютами и платежными документами в иностранных валютах (чеки, векселя, переводы, аккредитивы), включает в себя значительное число локальных рынков по осуществлению конкретных операций. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (для регионов, где нет валютных ограничений) и несвободные (где ограничения установлены и валютные операции разрешаются уполномоченными органами либо по официальному валютному курсу). Существуют рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций. Международные валютные рынки служат важным объектом анализа спроса и предложения. Например: иностранные импортеры являются агентами предложения своих валют, а российские импортеры выступают агентами спроса на иностранные валюты. Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют связывают между собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банков с клиентами. На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение дня, зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и деловыми различными предприятиями в качестве справочных при заключении контрактов. "Правительство должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные ресурсы. Одновременно следует предоставить частным владельцами валютных средств государственные гарантии, защищающие их от конфискации и блокирования." Ш. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность в способах преодоления препятствий на пути к конкурентному рынку: развитие массового предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, установление рыночного равновесия, либерализация цен, обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение единого экономического пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики в том, что "массовое предпринимательство" в основном не занимается производством товаров и услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров, оказание посреднических услуг. Для того чтобы стимулировать рост производства - основу рыночной системы, правительство намерено оказывать государственную поддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству, прежде всего, в приоритетных областях: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления и др., оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного назначения, инновационная деятельность. Правительством Российской Федерации 29 апреля 1994г. N 409 принято постановление "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы", в котором была одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995гг. Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Чтобы наладить нормальные экономические горизонтальные связи между предпринимателями и привести в движение всю систему рынков необходимо создать рыночную инфраструктуру. Развитие рыночной инфраструктуры РФ претерпевает в настоящее время определенные изменения. Наблюдается постепенное сокращение числа бирж. Из 303 бирж, получивший лицензию, к концу 1993 г. действовало около 180. Основная доля биржевого товарооборота (40%) приходилась на 6 наиболее крупных товарных бирж. В структуре биржевого оборота сократилась доля продукции производственно-технического назначения (с 65% до 41 %) и товаров народного потребления (с 31% до 12%). Расширились операции с денежными ресурсами и ценными бумагами на фондовых биржах. Объем их продаж в общем, биржевом обороте увеличился с 3% в 1992г. до 46% в 1993г. К концу 1993г. зарегистрировано около 2 тыс. коммерческих и кооперативных банков и около 4 тыс. филиалов. Коммерческими банками предоставляется 80% от общей суммы кредитных вложений в народное хозяйство. Но как отметил Президент РФ Б.Н.Ельцин в обращении к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики), 1994 г.: "...хотя Россия уже располагает основами инфраструктуры рыночного хозяйства, распределена она весьма неравномерно. В частности, страна не имеет эффективных институтов, обеспечивающих функционирование рынков оборудования, земли, жилья и прочей недвижимости, ценных бумаг, оптовой торговли." В течении прошлого года усилия Правительства были сконцентрированы на проведении умеренно жесткой денежно-кредитной политики, продолжении процесса приватизации, развитии взаимоотношений с государствами-участниками СНГ, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако ряд важных задач в социально-экономической сфере не был решен: сохранялись негативные тенденции, проявившиеся в спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, остановке многих предприятий, продолжении финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной активности, нерациональной структуре народного хозяйства, высоком уровне инфляции. Подведены итоги социально-экономического развития России в 1993 году. По всем показателям очевиден резкий спад производства и соответственно - благосостояния населения страны. Валовый внутренний продукт составил 162,3 триллиона рублей и в сопоставимой оценке сократился по сравнению с 1992 г. на 12%. Это вызвано спадом производства продуктов и услуг в большинстве секторов экономики, в том числе в промышленности - на 16,2%, в строительстве - на 7%., в сельском хозяйстве - на 4%. Промышленность. Физический объем производства сократился по сравнению с 1992г. на 16,2%., в декабре - на 16,1%. В 1993г. объем производства продукции промышленности был ниже, чем в 1990 г., на 37%., в том числе в добывающих отраслях на 28%., в обрабатывающих - на 38%. Из 262 видов промышленной продукции, учитываемых в срочной отчетности, по 234 (89%.) объем производства сократился, а по 28 - увеличился (11%.). Темпы спада физического объема промышленного производства в марте 1994г. были максимальными за квартал и составили по отношению к марту 1993г. 27,4% (в январе и феврале соответственно 23,1 и 24,1%). В целом в 1 квартале 1994г. производство сокращалось быстрее, чем в 1993г. Если потери за 1 квартал 1993г. составили 19,3% объема выпуска соответствующего периода предыдущего года, то за 1 квартал 1994г. - почти четверть. Главной причиной углубления промышленного кризиса является сокращение платежеспособного спроса. В результате резко участились длительные остановки предприятий и отдельных производств. В феврале такие остановки были на 4,3 тыс., а в марте - на 5 тыс. предприятий. В топливно-энергетических отраслях в 1993г., добыча и производство всех видов первичных энергоресурсов уменьшились по сравнению с 1992 г. на 6%. В черной металлургии в 1993г. из-за снижения спроса сократилось производство основных видов продукции: чугуна выплавлено на 12% меньше, чем в 1992г., стали - на 13%, готового проката - на 9 %, стальных труб - на 28%. В машиностроении под воздействием снижения платежеспособного спроса потребителей существенно уменьшился выпуск многих видов изделий: из 62 важнейших видов продукции, учитываемых в срочной отчетности, по четверти сокращено производство на 20-40% и почти по трети - на 50% и более. В меньшей степени сократился выпуск продукции автомобильной промышленности, пользующейся относительно устойчивым спросом. В отраслях оборонной промышленности сокращение общего объема производства продукции на конвертируемых предприятиях составило 11%. Удельный вес гражданской продукции в общем, объеме выпуска конвертируемых предприятий составляет около трех четвертей. Химико-фармацевтическая промышленность сократила производство по 11 из 16 важнейших фармакотерапевтических групп препаратов. В лесозаготовительной промышленности по сравнению с 1992г. выпуск деловой древесины уменьшился более чем на четверть. На предприятиях легкой промышленности в 1993г. произведено 3,7 млрд. кв. м. тканей (на 27% меньше уровня 1992г.) 547 млн. пар чулочно-носочный изделий (на 13%), 146 млн. пар обуви (на 34%). В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения сложилась неоднозначная ситуация. Производство холодильников и морозильников в 1993г. составило 3,5 млн. штук (на 9% больше, чем в 1992г.), телевизоров - 4 млн. (на 8% больше), стиральных машин - 3,9 млн. (на 10% меньше), швейных машин - 1,4 млн. (на 13% меньше), видеомагнитофонов - 270 тыс. (на 39% меньше, чем в 1992г.). В 1993г. замедлилось сокращение производства отдельных продовольственных товаров: произведено 4,0 млн. тонн мяса, 8,2 млн. тонн цельномолочной продукции, 1,1 млн. тонн растительного масла, 3,9 млн. тонн сахара. Обеспечен рост производства растительного масла, мясных полуфабрикатов, жирных сыров и брынзы, молочных консервов, майонеза. Из-за возросших трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшения финансового положения и по другим причинам в 1993 г. прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств. В 1993г. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим годом на 4%, при этом в личных подсобных хозяйствах населения стоимость валовой продукции возросла на 4% Состояние сельскохозяйственного производства в январе-марте 1994г. оставалось кризисным. Продолжилось сокращение производства животноводческой продукции. В хозяйствах всех категорий объемы реализации скота и птицы на убой снизились по сравнению с 1 кварталом 1993г. на 13%, производство молока - на 9, яиц - на 6%. В общественном секторе объемы производства мяса и молока сократились на 15-18%, а в личном - остались на уровне соответствующего периода 1993г. Потребительский рынок. По сравнению с 1992 г. насыщенность розничной торговой сети товарами увеличилась. Если в 1992 г. коэффициент уровня наличия продовольственных товаров в розничной торговле составлял примерно 50% , непродовольственных - 70% то в 1993г. он был равен 60-70% и 80-90%. Доля частного сектора торговли в объеме розничного товарооборота составила 71% (в 1992 г. 62%), государственного - 25 %(37%), других негосударственных форм собственности - 4%(1%). Ситуация с неплатежами (1993-1994гг.) характеризуется следующими тенденциями. Нарастают объемы просроченной задолженности поставщикам и покупателей продукции, задолженность предприятий по оплате труда, не решена проблема с оплатой продукции, произведенной по заказам государства, нарастают объемы неплатежей по ссудам банков, имеет место задолженность государства по своим обязательствам, продолжает расти задолженность предприятий по оплате труда своим работникам. Вместе с тем в условиях высокой инфляции динамика неплатежей в текущих ценах дает искаженную картину. Просроченная задолженность, скорректированная на индекс инфляции и измеренная в постоянных ценах (к декабрю 1992г.) сократилась: на 1 января 1993г. просроченная задолженность поставщикам в промышленности составляла 1139.3 млрд. руб., а на 1 февраля 1994г. в текущих ценах 10992.5 млрд. руб., т.е. возросла в 9.6 раза, а в сопоставимых ценах - 952.4 млрд. руб., т.е. сократились на 16.4%; на 1 января 1993г. задолженность покупателей составляла 1797.9 млрд. руб., а к 1.02.94г. в текущих ценах возросла до 15194.2 млрд. руб. (в 8,5 раза), а в сопоставимых ценах составила 1316.4 млрд. руб. (сократилась на 26.8%). Вместе с тем в IV квартале 1993г. четко наметилась тенденция возрастания задолженности, исчисленной в неизменных к декабрю 1992г. ценах. Сохраняющиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности, сокращению платежеспособного спроса и замедлению роста цен. Кредиторская задолженность обследуемых ГКС предприятий с 1 февраля по 1 марта возросла на 17% (с 54 до 63 трл. руб.), а просроченная задолженность в ней с 37 до 40%. При этом финансовое состояние предприятий было таково, что имеющиеся у них денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам в среднем на 41%. Спад производства по отраслям происходит крайне неравномерно. В наиболее тяжелом положении оказались отрасли машиностроения и легкой промышленности, потери которых за 1 квартал 1994г. составили половину их квартального выпуска прошлого года (и сохранившие примерно треть объемов среднемесячного производства дореформенного 1991г.). От четверти до 35% объема промышленного производства потеряли в 1 квартале 1994г. химическая промышленность и черная металлургия, на 10-20% уменьшилось производство основных продовольственных товаров, 9-15% - нефти и угля, и лишь добыча газа осталась на уровне первых трех месяцев 1993г. Наметился сезонный подъем инвестиционной активности. В марте освоено более 40% всех капитальных вложений 1 квартала 1994г. Неплатежи и продолжение жесткой кредитной политики определили снижение уровня инвестиций в первые три месяца 1994г. по сравнению с соответствующим периодом 1993г. 975-80%). Приоритетом капитальных вложений остается жилищное строительство. В марте предприятиями и организациями всех форм собственности было введено в эксплуатацию жилье общей площадью 3,2 млн. кв.м. (76% общего ввода в первом квартале текущего года). В целом жилищное строительство в январе-марте 1994г. находилось на уровне соответствующего периода прошлого года. Производственное строительство в квартале текущего года сократилось по сравнению с тем же периодом 1993г. на 25-30%, а государственная инвестиционная программа на 1994г. была принята лишь в конце марта. Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в 1 квартале 1994г. составил 1267 млрд. дол, что на 8,4% меньше, чем в первом квартале прошлого года (в текущих ценах). При этом сохраняется тенденция роста экспорта, который равнялся 8,9 млрд. дол. (на 2,9% больше), и сокращения импорта, который снизился по сравнению с 1 кварталом 1993г. на 27% и составил всего 3,8 млрд. дол, т.е. около 30% всего внешнеторгового оборота. За январь-ноябрь осуществлена приватизации 39 тыс. предприятий, а всего с начала приватизации в России - 36 тыс. предприятий, из них перешло в частную собственность путем акционирования - 31%, путем продажи - 69%. Общая стоимость приватизированных в январе - октябре предприятий (по остаточной стоимости в ценах до переоценки основных фондов в 1992г.) составила более 753 млрд. рублей. Число безработных к концу 1994г. составит 1,5 млн. человек, это объясняется сокращением производств и притока на рынок труда выпускников. Но существует и оборотная сторона проблемы безработицы. Это так называемая проблема "безбилетника" человека получающего блага, но не дающего взамен обществу равноценную отдачу. Об этом пишет П.Хейне ("Экономический образ мышления"): "Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платать. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. Но если ни у кого нет стимула оплачивать издержки, ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством... каждый ничего не будет делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом." Это одна из главнейших проблем нашего государства - слишком много у нас людей не желающих работать, живущих "за чужой счет", тех, которые живут спекуляцией, хитроумными аферами, перепродажей, незаконной экономической деятельностью.".....определенная искуренная забота о благосостоянии других людей необходима для совместной деятельности в обществе, ни рынки, ни государство не могли бы существовать, если бы люди не обладали способностью хотя бы отчасти сопереживать проникаться сочувствием к тому, что испытывают другие". Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. "Освобождение цен", жесткая финансовая и кредитная политика ("монетаристские меры", "шоковая терапия") повлияли на всю атмосферу экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке. Вместе с тем действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен "съедается" излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения. В начале второго полугодия 1993г. темпы инфляции вновь возросли. В июле темп роста потребительских цен составил 122%, в августе - 126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре - 120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года. Великая миссия монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в "регулировании" цен, зарплат, сбытоснабженческих операций. Но они лишь подготавливают условия для перехода к эффективной рыночной экономике, но сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили, монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику в свободную, конкурентную, рыночную. В обстановке "дефицита денег", особенно в условиях огосударствленного хозяйства "ничейной" собственности, всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой политики, они толкают к жажде "быстрой наживы" - главным образом путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж. Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более реформирования всей экономики и ее сердцевины - производства, возникает соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная власть в таких условиях из "распределителя материалов и сырья" превращается в "распределителя денег и кредитов". И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции. Нигде на "Западе", да вообще нигде в мире, рыночная экономика не формировалась в условиях, когда в ней доминирует государственная, казенная собственность. Опыт совершенно иной: казенные предприятия ряда западноевропейских и азиатских стран порой включаются в экономические отношения, но - наравне с предприятиями - частными собственниками, притом в условиях, когда рыночная экономика уже сложилась и безотказно функционирует, а казенные предприятия заведомо котируются как убыточные, бременем лежащие на налогоплательщиках. Прямое же вмешательство власти в экономику, хотя и может дать известный, подчас впечатляющий эффект (в особенности, если формируется значительная государственная собственность), неизбежно нарушает естественные связи в самой основе товарно-рыночных отношений, сопряжено с усилением бюрократии, ее мощи. Следует обратить внимание на следующие моменты: во-первых, бюрократическая государственная собственность, сложившаяся в советском обществе, неотделима от тоталитарного режима; во-вторых, "корректировка" реформ, направленная на усиление государственных начал в экономике, неизбежно ведет к их разрушению, а в историческом измерении - к утрате перспективы перехода к развитой рыночной экономике. Проводимые в России с 1992 года экономические реформы объявлены радикальными. Но никакого "радикализма" в самих реформах, призванных сформировать и "запустить" современное рыночное хозяйство, не состоялось, его попросту не было. Ибо вместо государственных рычагов, ранее управлявших хозяйством, ничего не было "дано" взамен. Образовался вакуум, пустота, где во всю развернулась вакханалия номенклатурного захвата госимуществ партхозноменклатурой, рыночная стихия хищнического раннекапиталистического первоначального накопления, устремившаяся в сбыт за рубеж природного сырья и дефицитных материалов, в хитроумные валютные операции, в спекулятивные перепродажи. Что же должно было заменить государственный диктат в экономике, запустить современное рыночное хозяйство? Здесь есть только одна созидательная сила. Это частная собственность, охватывающая в условиях свободной конкуренции, свободного рынка сердцевину экономики - производство. Можно было ожидать что вместе с порядком "свободных" цен и даже опережая его будет создана обстановка свободной конкуренции, проведена радикальная приватизация - устранен чудовищный монстр монопольной государственной собственности и вступит в действие частная собственность, охватывающая на конкурентной основе свободного рынка все сферы экономики, прежде всего - производство. Но шанс в относительно короткие сроки сформировать и "запустить" эффективную товарно-рыночную экономику оказался упущенным. Официально проводимая приватизация, основой которой стал принцип ваучерного дележа государственных имуществ "на равных" между всеми согражданами, в действительности вылилась в тотальный захват госимущества партхозноменклатурой и не привела к сколько-нибудь существенным преобразованиям собственности в России. Одна из глобальных проблем российской рыночной системы - теневая экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. У нас в России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип "все запрещено". После 1986-89 годов наша традиционная теневая экономика раздвоилась: частично, меньшей своей частью она стала заниматься наркобизнесом, торговлей оружием, игорным бизнесом. Но большая часть теневой экономики как бы перешла в легальную сферу. Сегодня не существует чистой, легальной, "белой" экономики. Произошла тотальная криминализация всей экономики. В сфере бизнеса невозможно работать, не нарушая закон: долги приходится "выбивать"; взятки давать по любым случаям - всегда при получении в аренду помещения, при получении разрешения на эксплуатацию этих помещений, а также - таможенной службе, для получения льготного кредита в банке и т.д. Другой вид преступной деятельности, без которой не обойтись - это сокрытие доходов. При сегодняшних налоговых ставках до 80-85 %, а иногда и выше, ни одно предприятие, ни один бизнесмен не может работать, не укрывая налоги. Причем эта уголовно наказуемая деятельность обязательно сочетается с дачей взяток налоговой инспекции, потому что налоговая инспекция прекрасно знает об укрывательстве доходов, а предприниматели знают, что налоговая инспекция об этом знает. Но это еще не все. Сегодня практически все коммерческие и большинство государственных структур в сфере бизнеса, торговли, производства и т.д. находятся "под крышей" преступных организаций мафиозного типа. Многие предприниматели говорили о том, что находиться под такой опекой гораздо надежнее, чем под защитой правоохранительных органов. Сегодняшний рэкет тоже представлен как минимум на двух уровнях. Во- первых, это обычный "черный рэкет", который собирает дань с мелких торговцев. Но существуют более сложные формы рэкета в отношении солидных предпринимателей, когда с мафиозными структурами заключаются договоры на обслуживание, на охрану, на оказание маркетинговых услуг, на совместную деятельность. Здесь представители "крыши" официально вводятся в руководящие органы коммерческих структур, включая банковскую систему. На сегодняшний день все процессы приватизации "схвачены" преступными организациями. Сегодня можно говорить о тотальной криминализации всей экономики в нашей стране. Наконец, наша "пестрая" экономика основана на фальсификации всего и вся. На фальсификации товаров, услуг, фальсификации денег и ценных бумаг. Это начинается с продажи фальсифицированной водки, или французского "Наполеона", который производится в Польше, или прекрасной пшеничной водки, которая в Петербурге производится на свиноферме. Большинство субъектов экономики частично, на различном уровне охвачены очагами организованной преступности. Фактически сейчас постоянно действует около 150 крупных мафиозных группировок (эти данные открытые) во всех регионах страны. Во-первых, это - "лжепредприниматели", то есть предприятия, созданные для отмывания преступно нажитых денег, предприятия, служащие "крышей" для различных бандитских структур, созданные для перекачки государственных средств, ресурсов, сырья госпредприятий для продажи в основном за рубеж. Следующая структура - классические гост воры, или расхитители, в основном связанные с директорским корпусом, которые являются фактически владельцами, распорядителями огромных фондов, сырья, денежных ресурсов и с помощью структур лже предпринимателей перекачивают их для своего обогащения. Еще одна группа - гангстерские структуры, банд формирования, вымогатели, структуры, контролирующие наркобизнес, игорный бизнес. Доход мафиозных структур России от махинаций в сфере наркобизнеса, включающих как производство, так и транзит через территорию страны, в совокупности составляет также около одного триллиона рублей. Перекачано валютных средств за счет легальной и нелегальной продажи сырья - а легальная продажа все равно основана на системе коррупции, - по данным Международного валютного фонда, эти данные совпадают с оценками специалистов МВД РФ, порядка 40 миллиардов долларов, которые находятся на депозитах зарубежных банков. Несовершенное законодательство - это камень преткновения для успешного развития нашей экономики. При проведении экономических реформ необходимо обновить всю законодательную базу, которая полностью соответствовала бы сложившимся экономическим отношениям в нашей стране. В постановлении от 9.03.94 нр. 192 от 9 марта 1994г. "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год" Правительство Российской Федерации отметило, что в 1994 году необходимо продолжить реализацию выработанного курса экономических преобразований; был утвержден План первоочередных мер Правительства подлежащих реализации в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)". В 1994 году, Правительство намерено обеспечить выполнение программы Совета Министров - Правительства РФ на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" осуществить разработку и реализацию мер, направленных на: повышение уровня жизни населения, усиление социальной политики; своевременную выплату заработной платы; снижение темпов инфляции; решение проблемы неплатежей; стабилизацию и рост промышленного и сельскохозяйственного производства; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и укрепление СНГ; стимулирование инвестиционной активности и привлечения иностранных инвестиций; развитие конкурентной среды; ускорение институциональных преобразований, совершенствование структуры народного хозяйства и системы государственного управления; проведение разумной, умеренно-жесткой финансовой политики; существенные изменения в политике приватизации с тем, чтобы нацелить ее не просто на распределение государственной собственности, а на повышение эффективности производства. Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановлением от 16 марта 1994 г нр 70-1 ГД "О примерной программе законопроектной работы комитетов ГД ФС РФ на текущую сессию" наметила к рассмотрению на I сессии следующие законопроекты: о платежах и системе расчетов, о валютном регулировании и валютном контроле, об основах ценовой политики, о малых предприятиях, о поддержке малого предпринимательства, об акционерных обществах, о государственном (казенном) предприятии, об ипотеке, об основных направлениях экономической реформы, земельный кодекс, о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ; о внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ, о внешнеэкономической деятельности; а также внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об акцизах". Среди законопроектов, которые намерен внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Президент РФ, он ставит на первое место новый Гражданский кодекс, первую часть которого юристы называют кодексом рыночной экономики. Новый свод законов специалисты гражданского права ставят по значению на второе место после Конституции РФ, ибо "он призван заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране, переживающей реформу во всех областях жизни". Он должен заменить фактически утративший свое значение Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Группа юристов Центра частного права, Минюста, ряда институтов, Высшего арбитражного суда как авторы проекта "исходят из конституционных положений о гражданском законодательстве как предмете ведения Российской Федерации, о единстве экономического пространства на всей ее территории, о свободном перемещении товаров, услуг и финансов". Признание и защита равным образом частной, государственной и муниципальной собственности, свобода экономической деятельности - важнейшее положение документа. Принятие Гражданского кодекса "обеспечит стабильность гражданского законодательства, без которой не может нормально развиваться экономика." Принятие нового ГК и федеральных законов, регулирующих экономические отношения в обществе - одна из основных задач представительных органов власти на период становления рыночной системы в России. Наряду с отсутствием приемлемой правовой базы существуют и иные объективные причины, тормозящие эффективное развитие отечественной экономики. Существует множество альтернативных правительственной программ по реформированию нашей экономики. Вот позиция С.Алексеева, члена корреспондента РАН. Альтернативой осуществляемой с 1992 г. политике реформ должна быть не их "корректировка", а придание реформам действительно радикального характера, а в этой связи изменение самой идеологии производимого в России реформаторского курса. Во-первых, это - придание реального и действенного характера приватизации, с таким расчетом, чтобы в народном хозяйстве в максимально короткие сроки доминирующее значение приобрели действующие на конкурентной основе под защитой единого гражданского права частные собственники- производители; во-вторых, это распространение приватизации непосредственно на производство; именно в сфере производства, в которой частная собственность призвана выполнить свою основную созидательную миссию стать импульсом, побуждающим к ответственности за дело, к инвестициям, к "вложениям" доходов в развитие, структурную перестройку и модернизацию производства; в-третьих, это - принятие жестких мер для того, чтобы положить конец вакханалии произвольного хищнического захвата госимуществ; в-четвертых, это вовлечение в отношения собственности непосредственно производителей, осуществление "приватизации рабочих мест". Приватизация способна обеспечить быстрое включение рыночных механизмов связанных с мотивацией труда, повышением его производительности, ростом товарной массы; обеспечить синхронный рост доходов и уровень жизни людей; в-пятых, это-приведение в действие позитивных российских традиций - вольный крестьянский труд, который может стать личностно-социальной предпосылкой для развития экономических отношений. Много данных свидетельствуют в пользу того, что приобщение самих производителей к отношениям собственности, способное основательно повлиять на мотивацию труда, резко изменило бы ситуацию в народном хозяйстве, быть может, стало поворотным пунктом в затянувшемся процессе реформирования российского общества. Необходимо видеть правду и прекратить лгать. О том, что будто бы российское общество идет не к "капитализму", а к некоему "просто цивилизованному обществу", к "рынку". Что этот рынок будто бы уже создан. Что приватизация в России одержала решительные победы. Если наше Отечество встает на путь формирования здоровой естественной основы функционирования и развития общества, источником силы которого является человек, его интересы, частная собственность, то надо твердо знать, что капитализм - стадия неизбежная, единственно способная при всех противоречиях и сложностях дать простор естественным силам людей, направить их на напряженный труд, на инвестиции, раскрыть потенциал частной собственности, со всеми плюсами и - увы - минусами с этим связанными. Нужно твердо знать, что капитализм многолик и наше общество - разрушенное, уничтоженное поражением в мировом состязании - очень легко может соскользнуть к жутким и тупиковым ответвлениям капитализма - к коррумпированному госкапитализму, или - к элитарному, выросшему на распродаже сырья авторитарному капитализму латиноамериканского типа, или - к капитализму слаборазвитых стран - сырьевых придатков немногих богатых капиталистических держав. Как показывает практика передовых демократических стран, идущих к правовому гражданскому обществу, сердцевину экономики этих стран образует модернизированный постиндустриальный капитализм, для которого характерно широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, свободная конкуренция и экономическая состязательность, все большее включение в отношения собственности самих работников. На данной стадии и сами - то капиталистические отношения все более теряют самодовлеющее значение, втягиваются во всю систему либерально-демократических социальных, духовных, нравственных отношений целостно гражданского общества, где право, основанное на неотъемлемых правах и свободах человека, и независимое правосудие приобретают безусловное верховенство в обществе. Правовое гражданское общество и согласуется в полной мере с интересами, ожиданиями и надеждами граждан России, выстраданными ее сложной драматической Историей. Литература: 1. С.Л.Брю, К.Р.Макконелл, учебник "Экономикс" т.1 2. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г. 3. Российская газета от 18.03.94г. ст. "Зачем лукавить - мы идем к капитализму", С. Алексеев, член-корр. РАН 4. Российская газета от 08.02.94г. - "Итоги социально-экономического развития России 1993г. 5. Известия от 12.05.94г. N 88, Финансовые известия N 21 (82), "Финансово-экономические показатели". 6. Газета "Третье сословие" - N 12: В. Кривошеев "Порочный круг бедности"; В. Овчинский (МВД РФ) - "Открытые данные о скрытом мире"; Я. Глинский (институт социологии РАН) - "От общего Гулага к общей "малине". 7. Е.Ф. Борисов, Экономическая теория 8. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики), от 24.02.94г. 9. Российская газета, 12.04.94 "Уважая частное право. Каким будет Гражданский кодекс?" Л. Ермакова |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |