|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Смешанная и переходная экономика: общие черты и различияСмешанная и переходная экономика: общие черты и различияМинистерство Образования Российской Федерации. Тамбовский Государственный Технический Университет. Кафедра экономического анализа Переходная и смешанная экономика: общие черты и различия. Студент: Цыгулева О.В. Преподаватель: Молибог Т.А. Тамбов 2001 Содержание: 1. Введение………………………………………………………………….3 Глава I: 2. Переходная экономика…………………………………………………..5 3. Особенности современной переходной экономики……………………6 4. Элементы переходной экономики………………………………………8 5. Роль государственного регулирования экономики…………………….10 6. Функции государственного регулирования экономики……………….10 Глава II: 7. Смешанная экономика……………………………………………………12 8. Посекторная характеристика смешанной экономки……………………15 9. Графическая модель смешанной экономики……………………………17 Глава III: 10. Общие черты и различия…………………………………………………19 11. Список литературы………………………………………………………24 Введение: Анализ мировой экономики, несомненно, будет неполным без анализа экономики постсоциалистических стран, испытывающих ныне болезненный трансформационный процесс. Их роль в мировой экономике, несомненно, будет нарастать. Главной из этих стран является, конечно, Россия. Советская экономика представляет собой величайший парадокс XX века. Все видимые успехи были добыты огромной ценой, ради иллюзии создания самого передового общества на земле или под лозунгом догнать и перегнать концентрировались гигантские трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Командно-административная модель советской экономики вполне соответствовала политическому режиму – режиму абсолютной власти, одного человека, одной идеи, одной партии, одного плана. Падение темпов роста производства и агония такой экономической системы стали, в свою очередь, главным фактором расшатывания и последующего развала тоталитарной политической системы. Тем не менее коммунистическая пропаганда создавала образ советской экономики как экономики процветающей, успешно догоняющей Запад, имеющей преимущества перед ним едва ли не во всех отношениях. Однако это была экономика ограбленной своими же правителями страны, значительная часть населения, которая волочила полунищее существование. Это была экономика, в которой производитель не был заинтересован в удовлетворении реальных потребностей населения, а потребитель был зарегламентирован при удовлетворении своих нужд. Товары народного потребления всегда были дефицитны. Спросите, устраивала ли советское общество такая экономика? Похоже, что да. Это объясняется умелой пропагандской обработкой, отсутствием у людей малейшего представления о том, что жизнь может быть иной. Но с течением времени советская экономика подверглась эрозии и в конце концов рухнула. Сама же жизнь, сама история потребовала перехода на рыночные рельсы из-за расточительности и неэффективности советской экономики. Практически 2 фактора разрушили экономику бывшего СССР – отсутствие в ней товарно-денежных отношений с их механизмом конкуренции и внутренне инициируемого, т.е. ограниченного, научно-технического прогресса. И в наши дни мы сплошь и рядом встречаемся с ностальгией по прошлому, по примитивным советским оценкам и иллюзиям. Когда же подвергаются критике современные, зачастую весьма неприглядные реалии, то стремятся всячески скрыть, что они зародились задолго до реформы. Поэтому нельзя говорить об окончательном крахе прежней системы. Во многих посткоммунистических странах она, так или иначе, регенерируется, воспроизводится. И следовательно, нельзя ослаблять внимание к анализу её корней, процессов её эволюции, причин живучести. Важно ответить на вопрос: что означал уход от рынка, от товарно– денежной экономики и насильственное формирование нерыночной, плановой? Как показала жизнь, эта экономика оказалось способной решить конкретные задачи на ограниченном пространстве и на сравнительно короткий заданный срок. Она достигла успехов при отборе «ведущих звеньев» и концентрации ресурсов на заданных направлениях (опять же на короткий срок.) Эта экономика была эффективной в годы войны, она оказалось способной удовлетворять потребности фронта и тыла за счет невероятного уменьшения потребления и падения жизненного уровня народа, она могла обеспечить сооружение крупнейших промышленных объектов за счет урезания затрат на все другие нужды общества. Но эта экономика хронически не справлялась с задачами удовлетворения обычных потребностей людей во всем их разнообразии, устойчиво и с перспективой, не чрезвычайными, а обычными нормальными методами. По – существу, это было расплатой за те, казалось бы, «успехи», которые достигались чрезвычайными методами экономической мобилизации. Прошлое надо пересматривать, прежде всего, ради лучшего понимания настоящего и будущего. ГлаваI: Переходная экономика. Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный, и всеобщий характер. Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения. От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщее изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней. Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем. Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе. Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность здесь существует как элемент основы. В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к Российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в основе экономики – одна из целей переходной экономики. В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Это требует создание особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода. В–четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам. Особенности современной Процесс трансформации, который сейчас переходной экономики. Проходят бывшие социалистические страны, а также образовавшиеся на постсоюзном пространстве государства, можно охарактеризовать как переходную экономику. Поскольку это переход от прежней экономической системы огусударствленного социализма к новой экономической системе, то здесь имеют место конституирующие признаки любой переходной экономики: изменение основ экономической системы, включая формы координации и изменение собственности, а также изменение всех основных институтов общества. Вместе с тем данная переходная экономика имеет ряд особенностей, которые позволяют сказать, что в отличии от разновидностей переходных экономик в рамках одной и той же системы она изменяет основы экономической системы: происходят преобразования государственного сектора, переход от нестабильного состояния экономики к стабильному и экономическому росту, новым формам экономической координации. Данная переходная экономика – это межсистемный переход. На первый взгляд, имеется много общего, например, у переходной экономики России с изменением форм координации в ходе кризиса 1929-1932 гг. Глубокое падение производства, крах многих представлений о прежней системе, радикализация экономической политики имели место в года Великой депрессии, имеют место и сейчас. Иногда это дает основания рассматривать современную переходную экономику России как разновидность перехода к новому типу регулирования. Однако такой подход явно сужает характеристику современной переходной экономики. Современный переход носит всеобщий характер, так как полностью изменяются все элементы основы строя и основные институты общества, а не только формы координации и связей. В этом смысле современная переходная экономика ближе к типу экономики переходного периода. И в первом, и во втором случаях происходят изменения в основе системы, кардинально изменяются все общественные отношения. В этом данные разновидности переходных экономик однотипны. Однако и здесь имеются серьезные отличия. Современная переходная экономика России – это переход от «чистой» экономической системы к смешанной. Теоретически и практически это очень важно. Прежняя экономическая система, в отличие от предреволюционной России 1917 г., не имела отношения другого типа, чем социалистические огосударственные отношения. Даже применительно к другим формам собственности (колхозно-кооперативной, личной) можно констатировать их огосударствленность. Это появлялось в регулировании государством воспроизводства в различных формах хозяйства. Капиталистические отношения реально существовали только в форме теневого предпринимательского капитала и т.д. это означает, что перед современной переходной экономикой стоит практическая задача – восстановить присущую любой экономике более смешанную и богатую систему отношений, в том числе реальное многообразие форм собственности. Еще одна важная особенность современной переходной экономики по сравнению с экономикой переходного периода состоит в различном решении социальных задач. Прежняя экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора не было в истории предреволюционной России XX века. Огосударствленный социализм, создав систему гарантий, обусловил трудность исходного пункта переходной экономики и сложность восприятия радикальных мер, осуществляемых в ее пределах. Таким образом, по внешней сфере переходная экономика, с одной стороны, как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры общества, а с другой стороны, отказывается от форм социально гарантированного общества. Это противоречие переходной экономики дополняется другими трудностями и противоречиями перехода. Таким образом, современная переходная экономика России и бывших социалистических государств, характеризуя переход от одной социально- экономической системы к другой, вместе с тем отличается существенными особенностями от других переходных экономик. Особенности данного типа переходной экономики ярко проявляются в ее содержании. Элементы переходной Из содержания переходной экономики экономики. вытекает, что в процессе трансформации необходимо выделять ключевые и производственные элементы, определяющие формирование новой экономики. учитывая то, что рыночная система отношений является основой формирования всех других отношений смешанной экономики, ключевым элементом преобразований является создание рыночной системы отношений. При переходе от огосударствленного социализма к смешанной экономике необходимо решить уникальную задачу не реформирования, а создания всей системы рыночной экономики, включающей не только хозяйственных субъектов, но и новой системы институтов и рынков. Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использованных прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либеризация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния российской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух. К числу производных следует отнести и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание – структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего. Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент не может быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.. Из перечисленных выше элементов формирования смешанной экономики следует выделить те из них, которые прямо направлены на формирование собственно рыночных отношений, или рыночных отношений в узком смысле слова. Смешанная экономика включает в себя, как было показано ранее, ряд элементов, наводимых к рыночным отношениям (сознательное регулирование всей экономики, преобразование структуры народного хозяйства, социальная ориентация). Формирование собственного рынка, или рыночной системы в узком смысле слова, прямо не включает эти элементы и обеспечивается особым набором методов и способов формирования. Оно определяется, с одной стороны, содержанием рыночной экономики, а, с другой, исходными условиями переходной экономики. при переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка: > Либеризация экономики; > Структурные преобразования; > Институциональные преобразования; Либеризация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики. Структурные преобразования - это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности. Институциональные преобразования - это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д. Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либеризация. В переходной экономике задачи экономической либеризации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. охватывая все сферы хозяйственной жизни, либеризация предполагает либеризацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обуславливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны. Роль государственного Система государственного регулирования в регулирования переходной экономике характеризуется двумя Экономики определяющими тенденциями. Во- первых, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. Во-вторых, происходит переход от преимущественно административных способов государственного регулирования к экономическим. В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Значительная роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Прежде всего, переход от административно – командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Россия, большинство стан СНГ, страны Восточной Европы). Государству приходится регулировать формирование рыночной инфраструктуры. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что чревато дезорганизацией хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы. Функции государственного Роль государства конкретизируется в его Регулирования экономики. функциях. В переходной экономике Преобладают две группы регулирующих функций государства. Первая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений: создание правовой базы хозяйствования, адекватной условиям рыночной экономике; демонополизация и стимулирование конкуренции; приватизация государственной собственности и т.д. Ко второй группе относятся перераспределительные функции, призванные корректировать несовершенство рыночных механизмов в деле распределения материальных, финансовых ресурсов, доходов населения. В эту же группу входит функция обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либеризации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли). ГлаваII: Смешанная экономика Термин «смешанная экономика» насколько был запретен в советский период, настолько же активно приобретает права гражданства на современном этапе общественного развития. Причем этот термин нередко используется не по назначению. К примеру, присутствуя в названии журнальной статьи, он не упоминается в тексте. Для других смешанная экономика- синоним переходной экономики, а теперь и транзитной. Для третьих смешанная экономика – это "разнообразие и взаимодействие форм собственности"'. Для четвертых – "экономика переходного периода характеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов и состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в силу чего ее можно назвать смешанной”. Это перечисление можно продолжать, но дело не в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемого явления, где, прежде всего надо выявить его содержательные основы. Решение этой проблемы мы видим не в отвержении накопленных знаний, приклеивая им различные ярлыки, и не в приукрашивании модными терминами или взглядами. Авторы отдельных теорий формирования смешанной экономики выводят ее из следующего положения. "В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация". Можно было бы согласиться с приведенным последующими положениями, но понятие “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня. 0 смешанной экономике начали писать ровно 100 лет назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит “...многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации производства". Авторы этих строк, как и А. Шеффле, А. Вагнер, А.Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностей функционирования общественного производства, а из внешней видимости. Соответственно и рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который не имеет логической последовательности, генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в "разрешении общественных и частных интересов", в "сочетании государственного и частного начала", в “государственной и частной собственности". Но что движет и подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые авторы считают, что "содержание формирования рыночной экономики смешанного типа нацелено... на более эффективную социально-экономическую систему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную". Здесь желаемое выдано за действительное и наворочено в такой степени, что видимо надо сначала разбираться в содержании терминов, а затем переходить к содержательной части цитаты. > Во-первых, смешанная экономика - это не субъект, а объективная экономическая реальность. Следовательно, смешанная экономика закономерно функционирует, не нацеливаясь на что-то. > Во-вторых, она не связана с трансформацией плановой экономики в рыночную, ибо как объективное экономическое явление она имела место не только в постсоветский, но и досоветский период, и не следует связывать ее с развалом СССР и переходом от так называемой плановой к рыночной экономике. Это субъекты в лице государства и людей, работающих во властных органах, которые стремятся сформировать рыночную экономику, ломая и уничтожая командно-административную систему. Здесь законы смешанной экономики объективно заставляют людей следовать закономерностям эволюции общественного производства. > В-третьих, переходная экономика - понятие, присущее экономическим отношениям, проявляющимся при переходе от одного способа производства к другому в рамках одной формы общественного производства. Например, от рабовладельческих к феодальным, в основе которых находилось натуральное производство. > В-четвертых, смешанная экономика – не поверхностное явление, и эту сторону отмечают почти все, кто пишет по этой проблеме и волей или неволей указывают на связь ее с собственностью. Соответственно, смешанная экономика не есть переходная экономика, не есть переходной период и, тем более, не есть транзитная экономика, ибо пласты экономических отношений, связанные с собственностью, говорят о глубинных отношениях. Собственность связана с типами общественного хозяйства и в зависимости от последнего проявляются различные формы собственности. Следовательно, смешанная экономика характеризует переходные отношения не между способами производства, не между формациями, даже не между цивилизациями. Она характеризует переходные отношения между типами общественного производства. > В-пятых, о смешанной экономике заговорили в конце прошлого века. То было время, когда одни писали о монополиях, а другие (А. Шеффле и А. Вагнер) о смешанной экономике, и это не случайно. Названный период характеризовался переходом к использованию новых видов энергии, новых видов передаточных механизмов, новых орудий воздействия на предметы труда, что дало повод заговорить о смешанной экономике, исходя из переворота в производительных силах (средствах производства), поэтому он является порождением переходных отношений между формами общественного производства. В западном мире – мире корпораций – в течение всего ХХ столетия создавалось современное индустриальное общество. В нем сочетаются громадная концентрация денежного капитала, передовая техника и технология, сложнейшая организационная структура. С другой стороны, здесь функционируют тысячи мелких предпринимателей, заполняющих те ниши в экономике, которые не представляют особого интереса из-за недостаточной эффективности для гигантов индустрии. Весь этот конгломерат работает сам на себя, дополняя, используя или подавляя и преследуя определенные интересы своих собственников. В результате, экономический мир замкнулся на смешении товарных и коллективных форм общественного производства. Экономическому миру предстал не только частный собственник, не только отдельный частный предприниматель, но и ассоциированный или коллективный собственник, собственность государства и их различные сочетания. Глубинная причина появления в экономической жизни различных форм собственности связана с наличием общественного и мануфактурного разделения труда. В результате, общественное производство, базирующееся на машинах, соединяет в себе две противоположные тенденции – обособление и взаимозависимость предприятий и отраслей производства. Наличие коллективных отношений в рамках товарного производства или товарных отношений в коллективном производстве показывает различное переходное состояние общественного производства от одной формы к другой. Это переходное состояние общественного производства фиксируется на новом уровне развития товарных отношений – смешанной экономике. Товарное производство, в котором формируется коллективное производство и где закономерности первого преображаются и трансформируются во второе, называется смешанной экономикой. Смешанная экономика представляет собой товарное производство, оплодотворенное отношениями коллективного производства. Степень развития последнего в первом показывают этапы становления смешанной экономики. Посекторная характеристика смешанной экономики. Итак, смешанная экономика имеет вид двухсекторной модели: видимый сектор – «рыночной» («частный», «предпринимательский»), и невидимый – «нерыночный» («общественный», «государственный»), в совокупности и представляющее двойственное (рыночно- нерыночное) строение современной экономики, приобретающей в силу этого «смешанный» характер. P K A равновесная цена E 0 Q (d, s) D График 1. Модель рыночного сектора экономики. Рыночный сектор экономики схематически представлен «левой» частью графика равновесной цены (График 1). Его условием является обязательное превышение «цены спроса» над «ценой предложения» (что гарантирует производителю превышение доходов над расходами). Модель рыночного сектора смешанной экономики можно получить следующим образом: начнем выводить устремляющиеся навстречу друг другу линии спроса и предложения (из точек К и О соответственно), - но только до точки их пересечения (Е). Именно эта ситуация и представлена на Графике 1. «Рыночным» этот сегмент (ОКЕ) графика делает то обстоятельство, что он строго соответствует главному, существенному признаку рынка, суть которого в том, что – сфера доходного предпринимательства (индивидуального или корпоративного). Рынок не может быть «недоходным», он может быть убыточным, - рынок по определению может быть только доходоприносящим. Добровольно участвующие на рынке частные субъекты – индивиды и корпорации – не могут позволить, чтобы их расходы были выше их доходов. Строго говоря, рынок по определению есть частнодоходное предпринимательство. На графике равновесной цены такое доходное предпринимательство возможно и обеспечено только при объеме производства в пределах OD, т.е. в пределах превышения любой из возможных «цен спроса» (отрезок КЕ) на линии спроса любой из возможных «цен предложения» (отрезок ОЕ) на линии предложения. И действительно, взглянув на график, не трудно убедиться в том, что все возможные цены спроса расположены в диапазоне АК, тогда как все возможные цены предложения расположены в диапазоне ОА. Итак, экономическая сущность и «доходное» строение модели рыночного сектора очевидна. А какова же модель нерыночного сектора? Р Е Q (d, s) D C График 2. Модель нерыночного сектора экономики. Из графика однозначно следует, что переход объема производства (и потребления) за точку D открывает новое (ещё точнее – альтернативное) соотношение «цен спроса» и «цен предложения»: теперь любое увеличение объема производства (и потребления) приводит к нарастающему превышению любой «цены предложения» над любой «ценой спроса» (т.е. расходов – над доходами), что экономически обессмысливает частнопредпринимательскую деятельность. Именно поэтому нерыночный сектор экономики и представлен «правой» частью графика равновесной цены (см. График 2). Однако эта правая часть может быть обнаружена только при принятии всех изложенных выше посылок, образующих методологию экономического анализа рынка, т.е. методологию признания приоритета «потребности» - по сравнению со «спросом», и приоритета «экономики» - по сравнению с «рынком». Этим объясняется та удивительная, на первый взгляд, загадка, почему на графике равновесной цены странным образом весь предшествующий период отсутствовало графическое представление неплатежноспособной части потребности, а в результате – отсутствовал и анализ «неспросовой» части потребности. Впрочем, загадка крайне простая, - там, где нет превышения цены спроса над ценой предложения, не может быть и рынка, а там, где отсутствует рынок, отсутствует и участливый интерес «рыночника». Действительно, условие возникновения «нерыночного» сектора экономики противоположно условию возникновению рыночного сектора – функция нерыночного сектора экономики заключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения «цены предложения» над «ценой спроса» (т.е. в ситуации превышения расходов производителя над его доходами). Понятно, что подобная ситуация, исключающая возможность получения дохода, означает невозможность и частного доходного предпринимательства. Потому-то нерыночный сектор экономики кажется «рыночникам» фантастикой, будучи сферой недоходного, убыточного производства. Графическая модель Смешанной экономики. Теперь ничто не мешает нам построить уже целостную модель смешанной экономики как «двухсекторного производства», необходимо объединяющего «рыночную» и «нерыночную» формы его организации. Действительно График 1 соответствует требованиям доходного предпринимательства (здесь, по условиям графика, доход обеспечен изначальным превышением цен спроса над ценами предложения); и наоборот, - График 2 соответствует требованиям убыточного производства (здесь, по условиям графика, цены предложения изначально выше, чем цены спроса). Нетрудно также заметить, что исходная точка Графика 2 (Е – точка равновесия) есть конечная точка Графика 1. И это не случайно: экономическая практика знает только одно состояние предпринимательства – «доходное». Невозможен доход – невозможен и рынок. P Экономика Рыночный сектор Нерыночный сектор M A E 0 D C График 3. Модель смешанной экономики. Обледенив обе рассмотренные - рыночную и нерыночную – модели в рамках одного графика, мы и получаем обобщенную модель устройства современной экономики как экономической системы смешанного (двухсекторного) типа. При этом под «смешанностью» современной экономики следует понимать неизбежность и необходимость сочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально- потивоположных форм организации общественного производства – «рыночной» и «нерыночной». Глава III Общие черты и различия. Из разграничении понятий смешанная экономика и переходная экономика выпекает ряд теоретических положений, которые необходимо учитывать в современной экономической стратегии правительству России. Во-первых, смешанная экономика и переходная экономика в России по времени совпали, в то время как в развитых странах функционирует лишь смешанная экономика. Следовательно, при формировании действенных мер органам власти необходимо учитывать действия и законов смешанной экономики, и законов переходной экономики, ибо они могут действовать в одном направлении или противодействовать друг другу. Во-вторых, в смешанной экономике разные экономические законы действуют в противоположных направлениях. Так, законы преходящих форм общественного производства действуют по нисходящей линии, а экономические законы нарождающейся формы действуют по восходящей линии. При этом надо учитывать стадии развития смешанной экономики. Если это начальная стадия, то, естественно, действия экономических законов прежней системы более действенны, чем законы возникающей экономической системы (для образности сравним старого человека и маленького ребенка). В-третьих, закономерности переходной экономики также проявляются разнонаправлено в рамках мировой экономики. Например, систему нарождающегося экономического явления необходимо оберегать государственными законодательными актами от действия сложившейся экономической системы (как ягненка от волка). Здесь также надо учитывать стадии развития переходных отношений. В-четвертых, нельзя игнорировать роли индивидов, действующих в реальной действительности, которыми движут их интересы, а также роли личности. Действия и индивида, и личности тормозят или наоборот способствуют развитию новых отношений. Следовательно, в стране должна действовать жесткая система государственных законов и подзаконных актов, направленных на поступательное движение экономики. Наличие жесткой системы управления само по себе не достаточно, если его не подкрепить еще более жесткой системой контроля за ходом исполнения государственных законов. Жесткая система контроля есть элемент системы совместного или коллективного производства. Совместное производство, базируясь на четкой стыковке не только отдельных операций, но и всей системы общественных отношений, требует постоянного контроля не только за исполнительной дисциплиной, но и за всей системой взаимоотношений. Разнонаправленный характер действия общественных и экономических законов, а также действия субъектов привел не просто к кризису в экономике, но и к кризису сознания людей. Не все могут понять, почему это вдруг должна усилиться роль "невидимой руки" и ослабнуть роль государства в постсоветский период. Почему с укреплением рыночных отношений в новых независимых государствах все более и более говорят и пишут об усилении роли государства в экономике? Что это? Прихоть отдельных ученых и власть держащих лиц или это выводы, в основе которых лежат объективные закономерности? Видимо однозначный ответ, скорее всего, привел бы к неправильному выводу. Вышеотмеченная противоречивость действия экономических закономерностей смешанной и переходной экономики четко отразилась в переходных отношениях пост советского периода в молодых независимых государствах. В экономике этих стран устанавливаются и укрепляются рыночные отношения путем развала системы централизованного отраслевого управления экономикой и усиленного насаждения системы “невидимой руки”. Этот этап болезненно переживаем мы и поныне. Но, к сожалению, он идет односторонне. Может быть, эта односторонность в какой-то период и была необходима, но в условиях кризисных явлений в мировой экономике и одновекторности действий мировых финансовых центров нам необходимо продумать целенаправленную экономическую политику, учитывающую объективные экономические закономерности. Последние таковы, что, с одной стороны, промышленное производство товаров, базирующихся на современной технике и технологии, требует регулирования общественного производства. С другой стороны, переходное состояние экономики, базирующейся на слабом развитии рыночных отношений, требует дальнейшего развития товарного производства. Закономерности, проистекающие из процесса развития техники и технологии общественного производства, ведут к изменению системы взаимосвязи в производственных отношениях, а именно: предприятия, функционируя, работают друг на друга; производство товаров становится совместным; производители превращаются в ассоциированных производителей, причем они отличаются от коллективных производителей первобытнообщинного строя тем, что последние коллективно добывали средства к существованию из-за низкого уровня развития производительных сил, ныне же совместное производство осуществляется из-за высокого уровня развития разделения труда и высокой потребности в конечных результатах труда. Развитие рыночных отношений объективно ведет не просто к развитию системы "купи- продай", но и к становлению рынка капитала, финансовой системы с ее различными денежными, кредитными подсистемами, рынком ценных бумаг и т.д. Все это ставит проблемы рационального использования производимого и накопленного капитала, их утечки за границу, государственного бюджета и долга, финансирования бюджета и налогооблагаемой базы бюджета, тезаврации денег, объема и условия эмиссии денег и ценных бумаг и т.п. Становление структуры рыночных отношений объективно ведет к усилению роли чиновников местных и центральных органов власти. Их значимость возрастает с развитием рыночных отношений. Их разрешительно запретительная функция и возможность овладеть частью собственности на долевых и иных условиях приводит не просто к возрастанию их роли, но и к самодурству. Более того, из числа таких чиновников возникает и развивается компрадорская буржуазия. Последняя - уже реальность наших дней. Она есть не только в африканских или латиноамериканских, но и в новых независимых государствах. Эти процессы наряду и совместно с закономерностями смешанной экономики, проистекающими из уровня и характера развития производительных сил, объективно ведут к повышению роли субъективных факторов в лице руководителей государственных органов власти. Этот вопрос остро стоит у нас в России. Отсутствие четкого плана действия в области экономики в рамках стратегической программы Президента РФ становится тормозом в деле дальнейшего продвижения республики по пути прогресса и демократии. Поэтому правительству надо четко определить свою политику с финансово-кредитными органами развитых стран и их объединениями и на этой основе определить таможенную политику с его прозрачными или иными границами. Ограничивающую или стимулирующую политику во внешнеэкономической связи необходимо четко увязать с политикой в области промышленности, сельского хозяйского и торговли. Без и вне подобной программы действия всякая деятельность любого правительства обречена на провал, ибо это не только проблемы производства и реализации произведенных или привезенных товаров, но и вопросы занятости населения и решения других социальных проблем. Таким образом, регулирующая функция государства – настоятельная потребность нового этапа переходного состояния экономики России. Если, как мы ранее отмечали, первоначально требовалось развитие рыночных отношений и становление системы регулирования “невидимой руки”, то с укреплением рыночных отношений усиливаются действия закономерностей смешанной экономики, т.е. производственные процессы должны четко и жестко стыковаться. Экономика становится программированной системой компьютерного характера, где одни процессы проистекают из предыдущих и привязываются к последующим, на что обратил внимание французский исследователь И. Самсон, который пишет: “... в Японии, нередко играющей роль символа экономического успеха, хозяйственная система вовсе не либеральна и с этой точки зрения она ближе к коммунистическим режимам, чем к западным демократиям”. Следовательно, механизм взаимодействия переходной и смешанной экономики объективно диктует необходимость курса на сильную власть сингапурского типа, где приоритеты расставлены на развитие экономики для целей внешнего рынка. При выполнении аналогичной задачи необходима - переориентация производственной системы на малое и среднее производство и развитие торговли на их базе. Сильная власть обязана заявить народу, стране и мировому сообществу следующие основные гарантии: . стабильность экономического положения населения; . постоянную капитализацию доходов и гарантированность их сохранности; . легализацию теневой экономики экономическими методами; . ограничение своеволия местных властей и государственных чиновников; . гарантированную оплату труда работников за вложенный труд; . порядок и дисциплину в стране; . постепенное решение социальных проблем в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и др. Последние две проблемы особенно злободневны с учетом захлестнувших страну преступлений, приведших к боязни людей заниматься единоличными крестьянскими хозяйствами и другими видами индивидуальной деятельности, так как результаты труда становятся достоянием преступников. К другой проблеме надо прямо-таки применить терминологию из кулачных боев, и именно правительство должно научиться уметь держать удар острых социальных проблем. Правительство обязано убедить население затянуть пояса и выдержать некоторый срок, и на этой основе заморозить социальные программы. Без этого нам не сделать прорыв в развитии экономики России. Безусловно, могут быть иные пути, но вопрос стоит о сроках реализации этих путей, ведь человеческая жизнь не так велика, чтобы ждать десятилетиями. Поэтому необходимо выдержать четыре-семь лет и затем развивать социальные сферы за счет расширения налогооблагаемой базы, лимитирования государственного долга, перепрофилирования капитала от финансирования бюджета на ассигнование социальных проблем через предприятия, фонды, местный и государственный бюджет. Таковы закономерности смешанной переходной экономики на сегодняшний день и их надо заложить в программу и план действия правительства. Список литературы: 1.Мамедов О.Ю. Смешанная экономика: двухсекторная модель. Ростов-на - Дону. 2001 год. 2.Курс экономической теории. Под редакцией Сидаровича. Москва 1998 год. 3.Экономика. Учебник под редакцией А.С. Булатова. Москва 1997 год. 4.www. kazgu. kz |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |