|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - становление рынка в Россиистановление рынка в РоссииПЛАН: Введение. 1. Структура рынка. 1.1. Сущность рынка. 1.2. Обмен результатами труда. 1.3. Рыночная организация. 1.3.1. Проблемы и цели. 1.3.2. Функции рынка. 1.4. Роль государства в рыночной экономике. 2. Становление рынка в России. 2.1. Предпосылки для создания рыночной экономики. 2.2. Государственные реформы 1991-1994гг. 2.2.1. Программа реформ. 2.2.2. Реформы Гайдара – Черномырдина. 2.2.3. Экономика России в 1993г. 2.3. Современный российский рынок. Заключение. ВВЕДЕНИЕ. Тема данного реферата – «Становление рынка в России». Работа состоит из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина. Основная ценность данного реферата заключается в подробном и тщательном анализе этапов реформ при возникновении рыночной структуры экономики в РФ. Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? На основе мирового опыта, можно сделать вывод, что рыночная организация оказалась наиболее эффективной в этом отношении, и в своей работе я привожу доказательства этого. 1. СТРУКТУРА РЫНКА. 1.1. СУЩНОСТЬ РЫНКА. Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки, А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительна и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ. 1.2. ОБМЕН РЕЗУЛЬТАТАМИ ТРУДА. Отношения обмена результатами труда выступают еще одним объективным и важным звеном в процессе «сотворения» рынков. Такие экономические отношения вытекают из естественного, природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения многих других необходимых ему благ. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. Однако необходимость в обмене одного продукта труда на другой не возникла бы, если бы ограниченность ресурсов не вела к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. В этом смысле рыночная организация экономики не является результатом чьей-либо мудрости: она возникла благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми. Самые несхожие между собой виды труда и их результаты взаимополезны. Различные продукты, благодаря обмену, составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации! Обмен продуктами труда вызван ростом потребностей, поэтому тщетно было бы ожидать их удовлетворения лишь от субъективного расположения людей друг к другу. Процесс обмена приобретает рыночный характер, поскольку осуществляется на взаимовыгодных, эквивалентных началах. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если обратится к другим участникам обмена и сумеет доказать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он хотел бы получить от них. Всякий человек, предлагающий другому рыночный обмен продуктами труда на взаимовыгодных началах, добивается именно этого. Принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: сдай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе». Именно таким путем люди получают максимум потребительских благ в условиях ограниченности ресурсов и разделения труда. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благожелательно относятся друг к другу, а потому, что каждый человек блюдет свои индивидуальные интересы. В рыночной организации экономики принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах! Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих сограждан, поскольку через товарообмен на паритетных началах взаимной выгоды каждый участник получит столько продуктов, сколько сам предложит для обмена. Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что вообще способны ей содействовать. Участники обмена продуктами труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 1.3.1. ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Экономика – это постоянное движение массовых потоков товаров: они производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Казалось бы, при этом не избежать стихии и хаоса, а люди должны жить в неуверенности, под угрозой неминуемых срывов. Ведь в товарных потоках навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, новейших технологий, информации, знаний. Особое место в этой взаимосвязанной системе занимает рынок труда, услуг, оказываемых работниками самых разных специальностей. Рыночная организация требует от общества наименьших издержек при решении перечисленных экономических проблем. В рыночной системе взаимодействуют между собой многие экономические переменные; ни один сектор не может существовать обособленно; производители и потребители товаров общаются на языке цен и с его помощью решают важнейшие для всей нации экономические проблемы. Обратимся к рис. 1, показывающему схему рыночной организации экономики. Изучая представленную на рис.1 схему, важно понять, как взаимодействуют рынки потребительских товаров (они в верхнем секторе) с рынками факторов производства (в нижнем секторе). (1-с.37) Схема лишь в наиболее виде показывает направления взаимосвязей, обусловленных предложением и спросом. В рыночной экономике нет структур, которые занимали бы место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначено произведенное. [pic] Рис. 1. Рыночная организация и структура Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые с помощью цен, прибыли или убытков решают важнейшие для экономики проблемы: что, как и для кого производить. Спрос – важный ориентир для предложения. 1.3.2. ФУНКЦИИ РЫНКА. Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. 1.4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Для решения важнейших экономических проблем – что, как и для кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся: . законодательное определение прав собственности; . защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом; . гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации; . использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков; . ограничение монопольных тенденций в экономике. (1-стр.40) Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п. Рыночные механизмы также неуместны в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь людям с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам. К «провалам» рынка относят зачастую и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой, которые будут рассмотрены в других темах. 2. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ. 2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Объективно назревшая задача отхода от единой административно- командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана. Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. 2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. 2.2.1. ПРОГРАММА РЕФОРМ. Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально- экономических реформ. В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв. В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. (3 - стр.204) Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе. 2.2.2. РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА. Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами. В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек. Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции. (3-стр.205) Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды. Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады- вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер. В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г. В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию. 2.2.3. ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ. В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей. (3-стр.207) Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство. 2.3.СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК. Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово- розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование. (4-стр.4) ТАБЛИЦА 1. ДОЛИ ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ПО КАНАЛАМ РЕАЛИЗАЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ РФ (В НЕДЕНОМИНИРОВАННЫХ ЦЕНАХ) | |1996 |1997 | |ОБЪЕМ ПРОДАЖ | | | | |ТРЛН. РУБ. |% |ТРЛН. РУБ. |% | | |1420,4 |80,1 |1671,2 |78,8 | |ПРОМЫШЛЕННЫЕ | | | | | |ПРЕДПРИЯТИЯ - | | | | | |ВСЕГО | | | | | |В ТОМ ЧИСЛЕ |… |… |1469,3 |69,3 | |СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ | | | | | |ОРГАНИЗАЦИИ |353,4 |19,9 |448,6 |21,2 | |ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ| | | | | |ВСЕГО ПРОДАЖ |1773,8 |100,0 |2119,8 |100,0 | … - нет данных Источник таблицы: Социально-экономическое приложение России. 1997г. – М.: Госкомстат России, 1998. По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации оптовой торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков. Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия- производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно. Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%. Основная масса сделок крупным оптом осуществляется предприятиями (табл. 1). Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары. В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались в организационно-техническом и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам. (4-стр.5) Диаграмма 1 Тенденцию продажи промышленных товаров можно проследить по диаграмме1. Здесь наглядно видно увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г. Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными Диаграмма1 организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать. Спрос на таком рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проанализировав большое количество периодической литературы, а также теоретический материал, я пришла к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. В процессе написания реферата, я узнала, что переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве. Список использованной литературы: 1. Камаев В.Д. и коллектив авторов./ Учебник по основам экономической теории./ М.: “Владос“/ 1995г/ . 384с. 2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А./ Основы экономических знаний. – М.: «Вита- Пресс»./ 1997. – 496с. 3. Савицкий И.К. и коллектив авторов./ Пособие по истории России ХХ века./ М.: “Просвещение”./ 1996/ - 125. 4. Зверев В.С./ Особенности современного российского рынка./ЭКО/ №8./ 1998г./ cтр. 3-21. 5. Шулындин Б./ Формирование рыночной системы./ Свободная мысль/ №12/ 1997г./ cтр. 48-59. 3. ----------------------- спрос предложение предложение спрос [pic] |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |