|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Автомобильная промышленностьАвтомобильная промышленностьРоссийская Экономическая академия им.Плеханова По предмету: “Размещение производственных сил ” На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)” Работу выполнил студент группы 9104 Ковалюк В.С. Москва 2000 План Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке. II. Общая характеристика автомобильной промышленности. III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. IV. Современная география автомобильной про мышленности. V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности. Заключение I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом веке. Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк, автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт, автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь современного индустриального общества. Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные технологии: огромные национальные и международные автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального общества. Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ. Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод. Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами. Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно, отразилось на техническом уровне наших автомобилей. Главные причины такого положения – 1)это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок; 2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты.3)определенная растерянность руководства научно- исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др. II. Общая характеристика автомобильной промышленности. Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильно. Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти 10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами практически отсутствует. В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств. таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц: ТАБЛИЦА 1 [pic] В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов) в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило 17.5%). По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве автобусов (падение 11.3%) Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей (4.7%). По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем 3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе. Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом. Производство грузовых автомобилей Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998 году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на 3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим – 14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста. |Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3 | |предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются | |те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении – | |Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить | |прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами | |текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно | |объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку. | | | |Таблица 1.1 | |Производство грузовых автомобилей предприятиями России| |в январе – апреле 1998 года | |Предприя|Апрель|К |К марту|Январь |К январю –| |тие |1998 |апрелю |1998 |– |апрелю | | |года |1997 |года, %|апрель |1997 года,| | | |года, %| |1998 |% | | | | | |года | | |ЗИЛ |2250 |151.1 |102.7 |7925 |165.4 | |ГАЗ |8285 |103.4 |102.8 |32506 |114.1 | |КамАЗ |115 |5.9 |1642.9 |123 |4.6 | |УралАЗ |322 |70.0 |91.7 |1293 |98.5 | |АвтоУАЗ |2414 |130.3 |87.1 |8955 |167.2 | |ОЗТП-Сар|4 |80.0 |25.0 |20 |222.2 | |мат | | | | | | |Уральски| | | | | | |й |62 |72.1 |66.0 |389 |111.1 | |автомото| | | | | | |рный | | | | | | |завод | | | | | | |Ижмаш |688 |340.6 |338.9 |1177 |151.3 | |Брянский| | | | | | |автозаво|- |- |- |3 |75.0 | |д | | | | | | |Всего |14140 |100.5 |103.3 |52391 |119.7 | |Производство легковых автомобилей. | |В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых| |автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение | |среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к | |среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998 | |года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это | |второй показатель после производства троллейбусов, что особенно | |примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского | |автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства | |мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение | |производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим | |российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие | |темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий | |из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей | |предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по | |сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост | |производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению | |увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия, | |за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе | |автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост| |производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на | |Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по | |сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года | |удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может. | |Производство автобусов. | |Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует | |наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных | |среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема | |производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте | |автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40% | |производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя | |автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными | |темпами. | |Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов | |превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4% | |На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по | |предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998 | |года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998 | |года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года. | |По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс | |автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в | |текущем году, в январе объем производство автомобильной промышленности | |России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. | |Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,| |что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что | |составит 4 проц роста к прошлому году. | |Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем | |основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство | |автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн | |машин против 19 млн в 1998 г. По-моему,надо сказать пару слов о самих | |таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые| |данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по | |странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не | |изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько | |совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT| |– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и | |автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и | |MERSEDES) | |III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. | |Факторами размещения принято считать совокупность различных | |пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании | |которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев | |и поставленной цели размещаемых производственных объектов. | |Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и | |качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие | |условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, | |орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные | |мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению| |здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - | |достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально – | |демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние | |социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и | |транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки | |строительства, эффективность производства, назначение и качество | |продукции, территориальные экономические связи и т.д. | |На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и | |топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой | |продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы. | |IV. Современная география автомобильной промышленности. | |Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли | |промышленности. | |В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация | |предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в | |Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и | |легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных | |видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе| |(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском | |районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе | |(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном | |районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). | |Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - | |Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский | |(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а | |микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы. | |Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах | |европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где | |имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и | |межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные| |годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому | |времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового | |производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо | |Центрального района в важный район автомобильной промышленности | |превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в| |1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные | |Челны. | |Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным | |образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно | |легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале | |(Ижевск, Миасс, Курган). В восточных зауральских районах страны | |автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских | |заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только | |формируются те предпосылки , которые обусловили создание районов | |автомобильной промышленности в европейской части страны. | |Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин | |также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и| |т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях. | |Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд | |специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – | |для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для | |"Москвичей"). | |Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения . | |Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким | |автозаводам (например, Ярославский - Минскому, Кременчугскому и др., | |Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам). | |Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств | |располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по | |выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее почти | |каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное | |производство какого-либо изделия. Так, Украина – единственный | |производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных | |автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых | |автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также | |легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В | |республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых | |карьерных самосвалов грузоподъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных | |магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов | |МоАЗ. В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5| |и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных | |сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков | |грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,| |в Азербайджане – малых развозных рефрижераторов, в Киргизстане – | |сельскохозяйственных самосвалов с предварительным подъемом кузова, в | |Латвии - особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, | |выполняемых на их базе , в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и | |ЯМЗ и всех приводных цепей для бензиновых двигателей, мотоциклов и | |велосипедов, в Эстонии - ремней безопасности. Аналогичные монополисты | |имеются и в других бывших республиках. | |После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что привело к | |сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного | |государства появилось желание организовать собственное производство | |отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его | |реализации - дистанция огромного размера. Организация собственного | |производства автомобилей или их компонентов требует длительного времени и| |больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не | |по силам ряду суверенных государств. Кроме того, производство, | |рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них | |оказалось бы малорентабельным или даже убыточным. | |Расчеты доказали: с точки зрения как создания производства, так и | |потребления его продукта необходимо самое тесное сотрудничество | |государств. Подтверждает их и зарубежный опыт: автомобилестроение | |мирового сообщества развивается по пути широкой интеграции научного и | |промышленного потенциала всех стран, а катализаторами инте+ | |грации выступают буквально несколько крупнейших фирм-производителей | | | |V. Основные проблемы,возможные пути их решения и перспективы развития | |автомобильной промышленности. | |О перспективах развития автомобилестроения в России. | | | |В преддверии ожидаемого экономического подъема Правительство РФ оказывает| |приоритетную поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его| |мнению, даст мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики, | |таких как металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ | |Запада. "Когда среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости | |самой дешевой машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на| |пороге такого бума.Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, | |а развитием собственного автомобилестроения. В то же время государство | |будет поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как | |свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить | |автомобильный рынок России. | |Обозреватели отмечают ярко выраженную ориентацию ведущих мировых | |автомобилестроительных фирм на создание совместных предприятий в РФ с | |целью выпуска популярных иномарок. Участие иностранных компаний в | |развитии автомобильной промышленности РФ в конечном итоге будет | |содействовать появлению конкурентоспособных российских автомобилей и | |повышению занятости населения; | |Американская корпорация "Форд" планирует инвестировать 150 млн. долларов | |в создание СП с государственным предприятием "Русский дизель" в | |Санкт-Петербурге, пишет "Файнэншл таймс". Согласно "Радио Свобода", на | |первом этапе российско-американское СП предполагает производить 25 тыс. | |автомобилей "Форд" на одном из заводов "Русского дизеля" в городе | |Всеволжске. В отличие от заводов "Форд", построенных в последние годы в | |Польше и Белоруссии, российско-американский проект предусматривает | |создание предприятия с полным циклом сборки автомобилей, включающим | |кузовные и покрасочные работы, указывают обозреватели. "Форд" хотел бы | |открыть также свои предприятия в ряде других регионов РФ, в частности в | |Удмуртии, передает Рейтер. | |Зарубежные СМИ сообщают также о планах АО "АвтоВАЗ" и западногерманского | |концерна "Адам Опель", являющегося филиалом компании "Дженерал моторс", | |создать в Тольятти СП по выпуску 35-50 тыс. автомобилей в год. Как | |отмечают специалисты "Дженерал моторс", бизнесплан СП будет готов уже в | |ближайшие 4-5 месяцев. Первоначально "Дженерал моторс" и "АвтоВАЗ" | |планировали построить сборочный завод совместно с финскими партнерами, | |указывает Рейтер, замечая, что переговоры с финской государственной | |компанией "Валмет" еще не завершены. | |Производство автобусов "Вольво" начнется в мае текущего года в Омске, | |сообщает "Радио Свобода". Ежегодно на Омском автомобильном заводе будут | |собираться 250 машин, указывает "Файнэншл таймс", замечая, что уже | |получен заказ на 107 автобусов от Сибирско-скандинавской автобусной | |компании. Как заявили в интервью "Радио Швеция" представители концерна | |"Вольво", первоначально в Омске будет производиться сборка машин из | |комплектующих, доставленных из Швеции, а с августа - из деталей, | |произведенных на омском заводе. | |АО "КамАЗ" достигло предварительного соглашения с ЕБРР о реструктуризации| |своей задолженности. Недавно руководство "КамАЗа" провело переговоры с | |представителями ЕБРР в Лондоне и достигло принципиальной договоренности | |об обмене долговых обязательств на акции, указывают зарубежные СМИ. В | |1997 году из-за недостатка финансовых средств "КамАЗ" дважды останавливал| |свое производство, в результате чего объем продукции составил лишь 12750 | |грузовиков при плановом показателе 23500 грузовиков, в то время как в | |1996 году завод произвел 20737 автомобилей, отмечают специалисты. | |Также РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ | |МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ | |ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ | |Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова, что уже к 2025 | |году половина транспорта планеты будет бегать на электричестве. У России | |есть серьезный шанс выбиться в лидеры по производству именно | |электромобилей. Уникальные конверсионные технологии позволяют получать | |электричество напрямую из бензина, керосина, природного газа, метанола, | |водорода или этилового спирта. КПД такой установки достигает 75% - в два | |раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки закончена работа над | |концепцией развития российского электромобиля XXI века. По мнению ученых,| |некоторые отечественные разработки на 3-4 года опережают зарубежные. Но | |надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты, как и в других | |областях, уйдут вперед. А догонять - значит проигрывать. | |ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ. | |Автомобилестроение: проблемы промышленно-экономического восстановления | |Назревшие к концу 80-х годов социально-экономические проблемы, | |последующие кардинальные преобразования в стране с их драматическими | |результатами привели общество к глубокому системному кризису, преодоление| |которого требует выработки производственных программ, профессиональных | |практических действий и создания среди широких слоев населения | |психологической уверенности в эффективности последующих хозяйственных | |решений. | | | |Обострившийся спектр проблем, связанных с национальной безопасностью | |также определяется необходимостью восстановления отечественной | |промышленности и стабилизацией на этой основе социально-экономической | |обстановки. | | | |В этой связи рассмотрим вопросы возрождения автомобилестроения и смежных | |с ним отраслей, автомобилестроение - это, пожалуй, единственная | |промышленная система, представленная в мире массовым шоу-бизнесом, | |сформировавшимся в целую индустрию, которая обеспечивает стимулирование | |развития широкого спектра научно-технических и финансово-экономических | |исследований, а также формирование массового экономического сознания. К | |сожалению, внимание большинства экономических структур в стране | |сосредоточено преимущественно на вопросах иностранной финансовой помощи. | |С учетом изложенного более подробно рассмотрим совокупность этих проблем.| | | |Происходящая деградация отечественной промышленности, разрушение | |производительных отраслей народного хозяйства именно таким образом | |превращают страну в сырьевой придаток других более развитых государств. | |Все эти обстоятельства радикально меняют социально-экономическое | |положение в стране, определяя ее изменяющееся место в мире, включая | |военное и политическое, а также направленность и характер социального и | |культурного развития. | |Необходимость и возможность понимания того, что происходит в | |действительности, определяются состоянием экономической науки и массового| |общественного сознания. В этой связи отметим, что мир экономики слишком | |многообразен, внутренне сложен и противоречив, чтобы укладываться в рамки| |преимущественно здравого смысла, а поэтому только научный анализ | |происходящего, опирающийся на позитивные практические действия по | |преодолению системного кризиса, может привести к стабилизации | |отечественного производства. | |В усложняющейся ситуации наиболее важным вопросом является необходимость | |обеспечения способности к росту эффективности принимаемых экономических | |решений на всех уровнях производственной деятельности - от массовых | |хозяйственных до глобальных концептуальных решений экономической политики| |государства. | | | | | |К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов | |производства будут идти не за счет инновационных усилий и других | |радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а | |главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды | |на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на | |окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности, | |прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и| |общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно | |становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать | |некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его | |высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на | |что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми | |своими многоотраслевыми кооперантами. | |Основная часть предприятий уже проанализировала свои возможности и пути | |восстановления прежних объемов выпуска продукции, сохранения рабочих мест| |в новых, исключительно неблагоприятных условиях. Причем сделала это | |квалифицированно. Гарантия тому - опыт и знания руководства, накопленные | |десятилетиями работы в сложнейших условиях, без поблажек и льгот по | |финансированию, материально-техническому обеспечению, уровню | |вознаграждения и т.п. | |Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно благодаря | |директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным прогнозам | |корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят массовой безработицей | |и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных последствиях этой опасной| |для обнищавшего общества пропагандистской кампании. | |Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в составе | |руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие уровень его | |компетентности. По данным некоторых источников, директорский корпус, если| |брать его в целом, пока еще вполне в состоянии поднять нагрузки, в числе | |которых важнейшая: восстановить трудовые навыки, утерянные коллективами | |за годы шатаний. | |Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и нужно) | |пересмотреть многие из привычных своих представлений. В частности, | |отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо положительный | |организационно-производственный фактор, ибо она позволяет оснащать | |производство автоматизированным узкоспециализированным оборудованием, | |обеспечивать высокие унификацию изделий и их конструктивную | |долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое оборудование | |технологически консервативно, не дает возможности учитывать динамику | |развития конкурентов, что в условиях рынка смертельно опасно.Большинству | |предприятий именно самим предстоит наработать идеи и методы, изыскать | |ресурсы для восстановления и увеличения объемов производства, создания | |предпосылок освоения требуемых рынком изделий. | |Направления приложения усилий могут быть следующие. Во-первых, частичная | |модернизация изделий. Она, в принципе,требует сравнительно небольших | |глубины изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть | |достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом | |экономически целесообразным. | |В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными | |большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки | |производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и т.п. | |Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров, | |ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при | |малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при | |старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на | |модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также | |статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ВАЗа| |ВАЗ 21099 как частично модернизированная ВАЗ 21115. | |Во-вторых, коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей | |на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно – | |исследовательские рабтоты (по существу, их обновление). Здесь | |используются технологические возможности производителя и | |поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется значительное | |дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в| |меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже | |имеющегося агрегатного или специального оборудования, обрабатывающих | |центров и т.п. Но, естественно, с использованием новой оснастки. | |Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпускаемой | |продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называемые | |спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и | |численности работников. Но при использовании такого уникального | |интеллектульно-производственного потенциала нужно, чтобы новое изделие | |имело определенную идеологическую и технологическую преемственность с | |ранее выпускаемым. Значит, нужны и меры по совершенстваванию последнего в| |соответствии с новыми тактико-техническими требованиями, а также | |специально организованная система "проталкивания" нового объекта | |производства на внешние рынки. Создание такого рода "специзделий", | |которые при определенном объеме переделок могут стать машинами и | |гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для | |отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему| |– понятно: конкурентоспособность Российской колесной спецтехники и | |отдельных разработок (некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений | |не вызывает. | |Конечно, свобода выбора объекта и в спецпроизводстве должна быть полной, | |поскольку прежний принцип (закрепление видов техники за отраслями) в | |условиях рынка противопоказан. | |Вместе с тем нельзя исключать и перепрофилирование многих спецпроизводств| |отрасли одновременно с цехами инженерной подготовки и обеспечения. Оно | |может исключить или хотя бы свести к минимуму импорт многих видов | |дорожно-строительной техники, некрупного квалифицированного нефтяного | |оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного | |обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для всего народного хозяйства| |страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы, | |открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что| |в избытке и не хуже может быть сделано дома. (Те, кто дает такие | |рекомендации, забывают, что Западная Европа пришла к объединению после | |десятилетий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе | |через свободу перемещения трудовых ресурсов и капиталов.) | |В-четвёртых для производителей грузовиков выходом из положения может | |стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, | |в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит | |рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спос | |на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с | |автобусостроением. | |Для производителей легковых автомобилейей для поддержания спроса можно | |расширить список устанавливаемого стандартного оборудования. | |Серьезной возможностью оживления производственно-коммерческой | |деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пятых, | |кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их | |кооперантами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь | |должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, | |т.е. главной задачей машиностроения России. Причем здесь не только не | |исключается, а наоборот, даже нужно взаимодействие и в форме совместных | |предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, | |которые "хлынут" к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, | |оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, противоестественного | |для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма| |мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).| | | |Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удовольствие | |недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, | |а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо | |высокой организационной четкости. | |Вероятно, получат обычное развитие мелкие отечественные производственные | |подразделения, отпочковавшиеся от основного предприятия в самостоятельные| |(производство мелких серий, некоторых комплектующих, товаров народного | |потребления и т.д.). Причем обязательным условием их самостоятельности и | |долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще | |говоря, работа на чистоплотных началах). | |Естественно, организация выпуска новой техники требует нового оснащения, | |материалов, подготовленных кадров и многого другого. Все вроде понимают | |это, но и здесь зачастую срабатывает стереотип (выработавшийся не за 70, | |как принято утверждать, а за последние10 - 15 лет): новое изделие | |обязательно ассоциируется с новыми же заводскими корпусами; высоким | |уровнем автоматизации, обеспечиваемой за счет оборудования, | |приобретаемого по импорту; "валютными" материалами (при наличии своих: | |вспомним те же бамперы из поликарбоната) и т.п. Однако при таком подходе | |потребность в валюте и в рублях становится астрономической. Удовлетворить| |ее в нынешних условиях, естественно, невозможно. Оборудование стареет | |всегда и везде, например, в США старение парка оборудования приостановили| |(не остановили, а приостановили!) только в конце 1970-х годов. И там не | |спешили с внедрением новейшего оборудования, комплексных технологических | |линий, особенно дорогостоящих гибких. Мы же все это закупали в 1980 - | |1990-е годы чуть ли не в массовом порядке. А преимущества, скажем, тех же| |ГПЛ остались лишь в отчетах и реляциях. Тысячи изготовленных и | |приобретенных за валюту обрабатывающих центров, целые комплексные | |производства, по сути, заводы, так и не заработали. И как-то странно | |слышать, что мы, располагая всем этим богатством, не имеем перспективы в | |реиндустриализации отрасли без масштабной финансовой помощи Запада. | |С такой точкой зрения согласиться нельзя. Автозаводы России располагают | |вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного | |и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и | |ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец,| |значительным парком демонтированного специального и агрегатного | |оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, | |практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То | |есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное - | |собственные силы. Поэтому попытки "залповых" заказов оборудования за | |рубежом с помощью средств госбюджета – это не что иное, как все та же | |безответственность, порождаемая безнаказанностью. Хотя вот тут бы и надо | |вспомнить о зарубежном опыте, на который сейчас так модно ссылаться: | |головокружительные цены и риск часто вынуждают крупнейшиейшие фирмы | |поступаться престижными соображениями приобретать "старые"проверенные | |модели оборудования. | |Необходимо вспомнить в этом смысле и о понятии "внутренние | |производственные резервы", о том, что использование резервов, связанных с| |использованием оборудования, есть важнейшее направление приложения усилий| |предприятий в нынешних условиях. | |Небезынтересна, в-шестых, практика составления зарубежными фирмами, в том| |числе крупными, программ развития на год, три, пять, реже - до десяти | |лет. Причем в планирование они вовлекают весь персонал (без конкретизации| |технических характеристик перспективных объектов, разумеется). | |Рассматривается это как активная форма воспитания чувства сопричастности | |к делам фирмы. Такие программы должны быть обеспечены всем необходимым . | |В официальном докладе Совета по конкурентоспособности США утверждается, | |что руководство частных фирм, прекрасно ориентируясь в финансовых | |вопросах, достаточно некомпетентно в технологических. Поэтому Совет | |официально рекомендует всем частным фирмам создавать службы технической | |экспертизы. Наши руководители, наоборот, компетентны в вопросах | |технологических. Но отсутствие конкуренции, нынешняя свобода в решениях, | |в какой-то мере система приватизации породили кое у кого чувство излишней| |самоуверенности именно в финансовых делах, чреватое осложнениями. Освоить| |неосвоенное в этой области - еще одно направление приложения усилий. | |За рубежом значительную роль играют также консультационные фирмы. Ведь | |необходимые заводам конкретные разработки-рекомендации в состоянии дать | |только профессионалы с опытом и знаниями. Поэтому в 1950-е годы в США на | |таких фирмах только промышленного направления работали около 4 тыс. | |инженеров и научных сотрудников. Причем 65 % затрат на их содержание | |финансировалось федеральным правительством. У нас же эта форма услуг | |практически отсутствует. Ее организация - седьмое из перечисленных | |направлений. | |Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможны0х. Но | |они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы | |производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для | |последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не| |обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они | |неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На| |этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в | |капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для | |автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает | |ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной | |помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное - | |без активной государственной политики. Чтобы пребываищим у кормила власти| |убедиться в этом, достаточно хатя бы ознакомиться с докладом КМТ | |(Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического | |потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной | |государственной политики, необходимость государственного вмешательства в | |проблемы экономики, требующие оперативной реакции. | |Заключение. | |Получение и систематизация информации, необходимой для проведения | |глубокого анализа тенденций развития автомобилестроения в настоящее время| |затруднены. | |Представленный в данном реферате краткий обзор состояния дел в | |автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует | |активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой | |активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные | |связи предприятий автомобилестроительного комплекса и их смежников из | |других отраслей становится все труднее. | |В совокупности с проведением разумной ценовой политики, политики | |формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной | |налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие | |производства, это является залогом стабилизации производства | |автотранспортных средств, обеспечения занятости. | |Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российской Федерации | |сложны, требуют усилий под стать военным. Другого пути, кроме как | |работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у | |России нет. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | | | | | | | | | | | | | | | |Экономическая география России, учебное пособие, части I, II-III, Москва | |1996 | |Автомобильная промышленность, № 7, 1993 | |Автомобильная промышленность, № 10, 1994 | |4.За рулём, №2 (165), 2000 | |5.Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1999 | |6. “ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО” | |7. | |http://www2.zr.ru/statist/autocaroem/mainautocaroem.asp?backhttp=http://w| |ww2.zr.ru/zr-online/txt/otvias/kopilka.htm | |8. Сайт в сети "Интернет" информационного агентства AK&M | |зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, | |телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. | |Www.akm.ru | |9.Рынок ценных бумаг ( 10(169)2000-Автомобильная пром-ть РФ:на пути к | |рынку | | | | | | | | | |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |