|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономические отношения и интересы в рекреационном регионе, противоречия экономических интересов субрегиона и хозяйствующих субъектовЭкономические отношения и интересы в рекреационном регионе, противоречия экономических интересов субрегиона и хозяйствующих субъектовЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев в ходе исследования специфику экономических отношений и связанных с ними интересов обьективно существующих в сфере рекреации, охарактеризовав их содержание, специфику и противоречия, а также пути разрешения этой противоречивости в изучаемом аспекте, можно сделать следующие выводы: 1. Интересы, будучи зависимыми и производными от обьективных потребностей и экономических отношений, опосредуя экономическую деятельность, на практике выступают в качестве механизма реализации экономических законов. В связи с чем, любые изменения в системе экономических отношений вызывают соответствующую трансформацию в системе экономических интересов и особенностей их проявления. 2. Взаимосвязь экономических интересов и экономических законов указывают на необходимость познания и использования глубинных взаимозависимостей между ними при осуществлении рыночных преобразований в любой из сфер экономической деятельности, в том числе и в рекрационной, на макро- и микро- уровнях. 3. Отмечая неоднородность категории "интерес", представляющей собой целостную систему интересов, имеющую "горизонтальный" и "вертикальный" срезы в связи с функциональной значимостью каждой из фаз воспроизводства и наличием множества субьектов-носителей, что порождает многообразие и разнонаправленность интересов, считаем, что специфика интересов в рамках их типов, форм и разновидностей имеет региональный аспект. 4. Трактовка территориальных образований с позиций экономических отношений, складывающихся в его рамках и за его пределами, в качестве экологической, производственной, социальной и экономической подсистем, обладающей функциональной ориентированностью в общественной системе разделения труда, позволяет определять такие образования в качестве экономической категории - "регион". В результате такого подхода появляется возможность вычленить экономические интересы региона в виде одной из неотъемлемых форм, входящих в подсистему общих интересов, исследовать их специфику и особенности проявления, в соответствии с экономическим статусом последнего. 5. Поскольку регион обладает определенной воспроизводственной структурой и может быть охарактеризован с позиций производства, распределения, обмена и потребления, а интересы охватывают все эти фазы, реальный путь совершенствования экономических отношений в интересующем нас рекреационном регионе, посредством согласования экономических интересов заключается в рассмотрении этой категории в воспроизводственном аспекте. 6. Реализация разнокачественных интересов возможна путем системной организации экономических отношений, посредством норм, механизмов и форм согласования рыночной экономики, используя принципы федерализма, регионального и местного самоуправления, что в аспекте рассматриваемой в диссертации проблемы означает создание условий для развития функциональной направленности региона. 7. Наиболее реальный путь совершенствования экономических отношений в регионе, состоит в согласовании интересов хозяйствующих субъектов на его территории и региональными образованиями в направлении обеспечивающем приоритетность развития его рекреационной сферы, что возможно при условии участия санаторно-курортных учреждений в формировании бюджетов городов- курортов. Данное обстоятельство реализуется созданием возможности развития системы отношений отрасли и региона, строящейся на преимущественном использовании рыночных методов стимулирования. 8. Приоритетность развития рекреационной сферы региона может быть обеспечена путем создания экономических предпосылок активизации деятельности санаторно-курортных учреждений, прежде всего посредством налоговых, финансовых, бюджетных льгот в ходе использования принципов платности и возмездности за рекреационные ресурсы и услуги. Данный подход предполагает решение и ряда организационно-правовых проблем противоречивости интересов. 9. Процесс согласования экономических интересов между субъектами хозяйствования рекреационной сферы и территориями, этими субъектами и инфраструктурными элементами курортов, главным образом, заключается в решении вопросов собственности на указанные объекты. Наиболее предпочтительным и целесообразным представляется дифференцированный подход, проведение точечной приватизации ввиду специфики рекреационной сферы, ее высокой социальной значимости. Приведение экономических и организационных основ рекреационной сферы в соответствии с существующими правовыми нормами должно положительно отразиться на статусе основной хозяйственной единицы - санатория. 10. Осуществление преобразований в санаторно-курортной сфере в целом невозможно без определения ее роли и места в системе отраслей хозяйства, а также специфики и основных свойств основного ее продукта – услуги, что необходимо также для оценки экономической эффективности этой отрасли. 11. Рассматриваемая сфера по характеру отношений, возникающих в процессе ее функционирования, включающая отношения между обществом и коллективом хозяйствующего субъекта данной сферы, а также между коллективом и рекреантами, способу получения и реализации продукта, удовлетворяющего физические и социальные потребности личности может быть отнесена к особой социальной сфере нематериального производства. В соответствии с чем, ее экономическая эффективность может оцениваться не на основе величины перенесенных в продукт затрат, а по полезности для общества и полученному эффекту в результате использования курортных факторов. 12. Специфика рекреационного продукта, связанная с его свойствами: периодичностью потребления, неотторжимостью от места производства, одномоментностью оказания, проявляется в отсутствии привычных количественных индикаторов спроса в виде эластичности от цены. В тоже время весьма сильна зависимость от неценовых факторов: величины доходов, цен на товары - субституты, сопряженные услуги, качества и развитости сопряженных отраслей, стереотипов поведения, психологии потребителей. 13. Осуществление преобразований в санаторно-курортном комплексе должно опираться на результаты изучения роли и места потребностей в рекреационных услугах в структуре потребностей общества, выявления тенденций их развития с учетом социально-экономического статуса населения страны. В данном вопросе необходим системный подход, который может быть обеспечен при использовании экономико-математического моделирования. 14. Изучение потребностей населения в рекреационных услугах лежит в области междисциплинарного подхода, экономический аспект которого заключается в приведении объема и структуры курортных (рекреационных) услуг в соответствие с потребностями общества, а также в максимальном повышении эффективности использования рекреационных ресурсов. Подобный подход возможен при создании постоянно действующих аналоговых моделей на основе анализа динамики всех системообразующих факторов. 15. Построение экономико-математических моделей рекреационных регионов и конкретных курортов дает возможность не допускать необоснованной интегрированности развития курорта и внерекреационных отраслей, сфокусировать внимание на главном градообразующем начале территории, что также в конечном счете будет способствовать реализации экономических интересов на федеральном, региональном и внутрикурортном уровнях. 16. Реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов рекреационной сферы, проявляющейся в виде повышения спроса на их продукт и увеличении дохода, способствовало бы также изменение существующих подходов к методам ведения финансового учета, стратегии и тактике ценообразования, анализу и планированию затрат. При этом следует использовать все многообразие подходов и методик, используемых в странах с развитой рыночной экономикой, включая метод на основе расчета безубыточности и целевой прибыли. 17. Учитывая огромное влияние, оказываемое рекреационной сферой на развитие многих отраслей, в результате чего в процесс воспроизводства вовлекаются финансовые, природные и трудовые ресурсы, следует отметить, что в процессе преобразований этой сферы реализуются не только интересы санаторно-курортного или туристского комплекса, но также интересы муниципальных, региональных и государственных структур, связанные с решением бюджетных, налогово-финансовых отношений. Такой подход носит дополнительный стимулирующий характер для привлечения указанных властных структур в осуществление реструктуризации в рассматриваемой сфере. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |