рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Экономический рост стран в послевоенный период. Реферат. рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономический рост стран в послевоенный период. Реферат.

Экономический рост стран в послевоенный период. Реферат.

ПЛАН:

1. ВВЕДЕНИЕ

------------------------------------------------------------------------

3 стр.

2. Основная часть

1. Сущность экономического роста

------------------------------------------ стр. 4-5

2. Факторы экономического роста

------------------------------------------- стр. 6-9

3. Особенности экономического развития стран Западной Европы и США

во второй половине 20 века

-------------------------------------------------- стр. 10-16

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-------------------------------------------------------------- стр.

17-19

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

----------------------------------------------------- стр. 20

1. Введение

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для

характеристики развития национальных хозяйств, в государственном

регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших

хозяйственных и политических органов той или иной страны прежде всего на

основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики

уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели

зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной

степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом

самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие

процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом

происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень

многое в жизни страны и ее перспективах

Я считаю эту тему актуальной, так как растущая экономика позволяет более

полно удовлетворять потребности людей и легче решать

социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном

уровне.

2. Основная часть

2.1 Сущность экономического роста

Экономический рост - есть увеличение объема создаваемых полезностей а,

следовательно, есть повышение жизненного уровня населения.

Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться

увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения

их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условии

жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической

эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла.

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование

общественного продукта за определенный период времени.

Цели эффективного экономического роста:

- увеличения продолжительности жизни;

- снижения заболеваемости и травматизма;

- повышения уровня образования и культуры;

- более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления;

- социальной стабильности и уверенности в своем будущем;

- преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни,

- достижения максимальной занятости;

- защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности;

- снижения преступности.

Показатели экономического роста

Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и

реального валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего

продукта (ВВП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона.

Данное выражение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями:

- рост за определенный период реального ВВП (ВНП);

- рост ВВП (ВНП) на душу населения.

Использоваться могут оба определения. Например, если в центре внимания

находятся проблемы военно-политического потенциала, более подходящим

представляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня

населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным

является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70 % превосходит ВНП

Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии

более чем в 60 раз.

ВВП - обобщающий экономический показатель, который выражает в рыночных

ценах совокупную стоимость товара, работ и услуг, созданных внутри страны,

и только с использованием факторов производства данной страны.

ВНП - совокупная стоимость конечных товаров, услуг, созданных не только

внутри страны, но и за ее пределами.

1. Факторы экономического роста

Под факторами экономического роста понимаются явления и процессы,

воздействующие на увеличение объема производства, повышение эффективности

и качества роста.

Прямые факторы непосредственно определяют физическую способность

экономического роста. К ним относят увеличение численности и повышение

качества трудовых ресурсов, рост объема и улучшение качества основного

капитала и природных ресурсов, совершенствование технологии, организации и

управления производством, предпринимательские способности

товаропроизводителей.

Условия и предпосылки для этого определяются косвенными факторами, к

которым могут быть отнесены формирование конкурентной среды на рынках,

снижение цен на производственные ресурсы, налогов на прибыль, процентных

ставок и т.п. В эту же группу входят факторы спроса и распределения,

определяющие возможность увеличения объема производства: рост

потребительских, инвестиционных и государственных расходов, повышение

конкурентоспособности продукции на мировом рынке и др. Отставание динамики

спроса от расширения уровня реального объема производства вызывает спад

темпов роста, установление равновесия при неполной занятости, возрастание

уровня безработицы. Все это не позволяет реализовать имеющийся потенциал

экономического роста.

Наличие многих переменных, которые учитываются при выборе систем

классификации факторов экономического роста, определяется степенью

развития общественного производства. С его развитием меняется как облик

факторов, так и характер их взаимодействия. Такой подход обеспечивает

анализ темпов экономического роста совместно с факторами предложения,

изменениями государственной политики стимулирования или сдерживания темпов

роста, причинами отставания фактического объема производства от

потенциального и др.

Наиболее известны такие классификации факторов экономического роста, как

экстенсивные и интенсивные, личные и вещественные; структурные

управленческие; экономические, политические и социальные; объективные и

субъективные; научные, технические и ресурсные; по внешне- и

внутриэкономическим элементам и др.

К экстенсивным факторам относятся увеличение объема инвестиций при

сохранении существующего уровня технологий, числа занятых работников,

объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов

оборотного капитала.

К интенсивным — ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой

техники, технологий), повышение квалификации работников, улучшение

использования основных и оборотных фондов, повышение эффективности

хозяйственной деятельности. Ряд экономистов выделяет научно-технический

прогресс в качестве решающего фактора экономического роста.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены, точно определить

долю того или иного фактора достаточно сложно. Все крупные факторы

являются комплексными, состоят из ряда мелких элементов, вследствие чего

обоснована их перегруппировка.

Основополагающие факторы экономического роста заключены в сфере

непосредственного производства. В экономической науке получила

распространение теория трех факторов производства, согласно которой в

создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал. В

дальнейшем трактовка производственных факторов получила расширенное

толкование и к ним стали относить также научно-технический прогресс и

предпринимательскую способность. Усложнение факторов общественного

производства и усиление взаимосвязи определяет их основополагающее

значение для всех этапов развития общества.

Важным фактором экономического роста выступает капитал, суть и значение

которого заключаются прежде всего в определенной сумме материальных,

денежных и интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести

предпринимательскую деятельность. Капитал является стержнем рыночной

системы. Ему свойственны такие качества, как пространственно-временной

аспект функционирования, мобильность, способность приносить доход при

инвестировании.

Одним из факторов экономического роста является предпринимательство. В

целом данный фактор можно охарактеризовать как особый механизм реализации

предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели

рыночной экономики. Уникальность предпринимательского потенциала в том,

что благодаря ему приходят во взаимодействие экономические ресурсы — труд,

капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей,

помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью

использовать экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль играет

малый и средний бизнес.

В современных условиях важнейшим фактором экономического роста является

научно-технический прогресс, определяемый новыми наукоемкими технологиями,

которые называют также высокими (передовыми). Высокая технология — это

совокупность новых возможностей информации, знаний, опыта, материальных

средств, затраченных при разработке, создании и производстве

конкурентоспособной продукции и процессов в народном хозяйстве для

овладения перспективными факторами успеха.

Использование высоких технологий повышает технический уровень и качество

выпускаемой продукции, позволяет полнее удовлетворять потребности общества

при щадящем воздействии производства на окружающую среду и, что самое

главное, обусловливает экономичность производства конечной продукции,

уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на единицу

продукции. Тем самым высвобождаются ресурсы для использования в сферах,

развитие которых характеризует качество жизни членов общества.

В настоящее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2

трлн. долл. Из них на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии -

16%. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров по инновациям и

маркетингу. Они занимаются отбором перспективных научно-технических

достижений, своевременно патентуют изобретения, продвигают наукоемкие

товары на рынок.

Все актуальней становятся проблемы экологической безопасности. Именно

поэтому сложные наукоемкие системы экологического природоохранного

назначения получают широкое распространение как наиболее активная область

применения новых технологий в инновационной деятельности.

Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные

исследования распределяются между государством и частным сектором, при

этом чем больше внимания уделяется государством созданию

научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны

крупных компаний. Отметим, что среди центральных направлений промышленной

политики индустриально развитых стран в последнее десятилетие XX в.

зарубежные эксперты называют оказание государственной поддержки НИОКР и

инновациям. Это объясняется, прежде всего, важностью научно-технического

прогресса в обеспечении экономического роста.

2. Особенности экономического развития стран Западной Европы и США во

второй половине XX в.

США

Вторая мировая война послужила мощным толчком экономического развития, в

значительной мере обусловив выход из затяжной депрессии 30-х годов. С 1938

по 1948 гг. промышленное производство в США выросло более чем в два раза.

Процесс экономического подъема продолжался и в последующие десятилетия.

Кризисов, подобных 1929—1933 гг. уже не было. Сокращение производства в

отдельные годы составляло лишь 5—12%. В значительной степени это явилось

следствием государственной политики антициклического регулирования

экономики согласно «кейнсианским» рецептам.

В каких формах проявился процесс государственного регулирования экономики

в США во второй половине XX в.?

Как и в других странах, здесь значительное развитие получает

государственный сектор хозяйства (хозяйственные объекты, принадлежащие

государству). В состав этого сектора входит примерно 1/4 национального

богатства страны. В первую очередь, это объекты инфраструктуры (почта,

дороги, школы, больницы). В состав государственного сектора входят также

военные объекты и некоторая часть предприятий малорентабельных отраслей.

Но государственный сектор США — не главный инструмент государственного

регулирования. Государственное регулирование хозяйства обеспечивается в

основном, посредством бюджета. Через него перераспределяется значительная

часть национального дохода страны — примерно 1/3 ВНП. Эти денежные потоки

оказываются мощной силой в руках государства. Они распределяются по

следующим каналам.

Во-первых, через систему государственных заказов, по которым работают

свыше 20% американской промышленности.

Во-вторых, государство в значительной мере берет на себя расходы на

научные исследования, образование и т.д.

В-третьих, государство осуществляет меры по регулирование экономического

цикла, в том числе за счет налоговой политики.

Дополнительным элементом государственного регулирования является ссудный

процент, регулированием которого государство проводит политику дорогих

(или дешевых) денег.

В послевоенный период характер и методы регулирования экономики несколько

изменились. Хотя важнейшим элементом государственной политики, со времен

«нового курса» Рузвельта, по-прежнему остается увеличение совокупного

спроса как фактора поддержания высоких темпов экономического развития.

Этот курс продолжается1. Однако акцент был перенесен на денежно-кредитные

инструменты регулирования экономики. Эта политика в широких масштабах

стала проводиться с конца 70-х годов и получила название монетаристской

или неоконсервативной.

Англия

В Англии в широких масштабах процесс государственного регулирования стал

осуществляться после Второй мировой войны. В определенной степени этому

способствовал приход к власти лейбористской рабочей партии. С 1946 по 1951

гг. начался процесс национализации:

были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность,

электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды

транспорта. Формировалась так называемая смешанная экономика. Процесс

проходил достаточно мирно, поскольку при переходе фирм в собственность

государства акции обменивались на облигации государственного займа,

приносившие такой же доход.

Национализированы были «старые отрасли», как угольная и металлургическая,

нуждающиеся в реконструкции, которая и была осуществлена за счет

государственного бюджета. В целом в руки государства перешли отрасли,

обеспечивающие национальное хозяйство топливом, энергией, металлом и

осуществляющие перевозки. После национализации эти отрасли стали

поставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам,

что способствовало упрочению позиций предприятий не национализированных

секторов экономики.

Однако, как и в США, главным механизмом государственного регулирования

экономики в Англии являлся не государственный сектор, а государственный

бюджет, через который проходит 40% ВНП. Как и в других странах, в Англии

бюджет не только источник капиталовложений — его средства широко

используются при регулировании государством экономической конъюнктуры и

проведения структурной политики. Велика роль бюджета и в осуществлении

политики доходов.

Как лейбористы, так и консерваторы, сменившие лейбористов у власти в 1951

г., старались следовать политике в духе Дж. Кейнса — стремились к

нейтрализации краткосрочных взлетов и падений экономической конъюнктуры.

Иными словами, проводили активную антициклическую политику: при замедлении

темпов роста практиковались низкие процентные ставки и увеличение

государственных инвестиций; при «перегреве» экономике — увеличение

процентной ставки и уменьшение государственных расходов.

В сферу государственного регулирования вошла не только промышленность, но

и сельское хозяйство. После Второй мировой войны государство стало

искусственными методами поддерживать фермеров. Оно стало покрывать около

1/4 их производственных расходов: скупало продукцию по гарантированным

ценам, платило премии за повышение урожайности и продуктивности

животноводства.

В конце 70-х годов, как и в остальных странах, в Англии произошел поворот

от кейнсианской к монетаристской политике, идеологией которой является

экономический либерализм, предполагающий уменьшение, государственного

вмешательства в экономику, усиление чисто рыночных регуляторов хозяйства.

В рамках этой политики всегда предпринимаются действия по денационализации

промышленности, мотивированные тем, что предприятия государственного

сектора отличаются невысокой эффективностью. В ярко выраженной форме в

80-х годах эту политику проводило правительство консерваторов,

возглавляемое премьер-министром М. Тэтчер, которое проводило

денационализацию под лозунгами интересов «рентабельности» и

«демократизации».

Франция

Территория Франции была оккупирована, и страна понесла существенные

экономические потери в результате ведения военных действий на ее

территории. На особенности развития Франции оказало влияние и то, что в

первом послевоенном правительстве пять министерских портфелей принадлежало

коммунистам, причем под их руководством оказались министерства, ведавшие

экономикой. Национализация была проведена по их программе. В результате в

руках государства оказалось приблизительно 20% производственных мощностей.

В отличие от «английской» национализации, во Франции национализировались

предприятия не только «старых», но и «новых» отраслей промышленности. В

1946 г. были национализированы электроэнергетика, газовая, авиационная,

угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено», а также железные

дороги и крупнейшие банки.

Процесс национализации продолжался в той или иной мере и в последующие

десятилетия. Так, в 1981 г. были национализированы еще 12 промышленных

концернов, 36 банков, крупнейших из оставшихся вне государственного

сектора. В итоге кредитная система практически полностью оказалась в

руках государства.

Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий

государственного сектора — смешанные общества с участием государственного

и частного капитала. Государство в таких обществах является лишь наиболее

крупным акционером. Естественно, что в этих условиях особенное развитие

получило государственное планирование. Главный орган планирования во

Франции — Генеральный комиссариат планирования — был создан по инициативе

коммунистов в 1946 г. Именно Францию приводят в качестве примера

индикативного планирования. В чем суть индикативного планирования?

Государство заключает с государственными неакционерными компаниями

контракты с плановыми заданиями и цифровыми показателями. С акционерными

же компаниями, которых в государственном секторе большинство, заключаются

контракты, где оговариваются стратегические направления развития. Эта

политика получила название дирижизма, который в определенном смысле

представляет собой феномен экономического развития Франции.

В 80-х годах в экономической политике большинства стран набирают силу

неоконсервативные тенденции, и этот процесс не обошел стороной и Францию.

В частности, 1986 г. был принят закон о денационализации государственного

сектора. А в 1991 г. французское правительство предоставило право

государственным предприятиям продавать до 49,9% своего капитала частному

сектору. В эти же годы стал» проводиться меры по снижению государственного

административного регулирования и контроля.

Тем не менее, и в 90-х годах во Франции под государственным контролем

находилось примерно 1/4 промышленных предприятий, 2/3 общего числа банков.

А доля национально дохода, перераспределяемого через госбюджет, составляет

около 50%.

Германия

Довоенный уровень промышленного производства был восстановлен несколько

позже, чем в других странах — к 1951 г. Но затем промышленность ФРГ начала

ускоренно развиваться. Ускоренный экономический рост и выдвижение страны в

конце 50-х годов на второе место в мире многие называли экономическим

чудом.

Причины? Конечно, в определенной степени это можно объяснить реализацией

плана Маршалла. Однако в гораздо большей степени бурное развитие Германии

объясняют экономической политикой Л. Эрхарда. Став министром экономики

Западной Германии, он задался целью обеспечить благосостояние граждан.

Способом достижения этой цели Эрхард избрал претворение в жизнь стратегии

неолиберализма, ратующего за свободную рыночную экономику и конкуренцию.

Возможно, в определенной степени, это была реакция на политику Третьего

рейха.

В принципе немецкая экономическая политика послевоенного периода

представляла собой денационализацию и противодействие образованию

картелей, а также демократизацию, выражающуюся в привлечении широких масс

в принятие решений. Главная ставка в ходе реформ была сделана на развитие

малого и среднего бизнеса как «основы благосостояния» для всех, которому

обеспечили максимально благоприятные условия развития. Это касалось как

промышленности, так и сельского хозяйства. После аграрной реформы

1947—1949 гг. сократилось число юнкерских хозяйств, основная часть

сельских угодий перешла средним и мелким хозяйствам. Среди прочего, эта

политика способствовала тому, что уже в 1954 г. был вдвое превышен уровень

производства 1936 г.

Государственный сектор в экономике Германии сравнительно невелик — менее

20% акционерного капитала страны; его увеличение происходит за счет

государственных инвестиций и нового строительства. Тем не менее, даже в

рамках провозглашенной стратегии неолиберализма государство продолжает

фактически контролировать большую часть тяжелой промышленности и банки.

Добавим, что в руках государства находится почти вся инфраструктура.

Как и в других странах, главным инструментом государственного

регулирования экономики в Германии является государственный бюджет, через

который перераспределяется более 40% национального дохода. Направление

расходов бюджета в значительной степени определяется доктриной

«государства всеобщего благосостояния».

При всех различиях по отдельным странам, в целом на начало 90-х годов на

долю государственного сектора приходилось около 1/5 совокупного валового

национального продукта, около 1/3 капиталовложений и 1/2 расходов на

НИОКР.

В заключение отметим, что существенные изменения произошли в послевоенный

период не только в экономике и экономической политике отдельных стран, но

и в межгосударственных экономических отношениях.

Одной из существенных характеристик послевоенного развития является

экономическая интеграция, главная цель которой — ускорение темпов

экономического роста за счет расширения рынка и устранения мер,

препятствующих конкуренции. В рамках осуществления этой политики первым

шагом стало подписанное в 1947 г. 23 странами Генеральное соглашение о

тарифах и торговле (ГАТТ), взявших на себя обязательство сотрудничать в

деле общего понижения таможенных барьеров.

Экономическое сотрудничество в послевоенный период — одна из главных целей

экономической политики. В 1948 г. была создана Организация европейского

экономического сотрудничества (ОЕЭС), в настоящее время называемая

Организация экономического развития и сотрудничества, и в которую, кроме

ведущих европейских стран, входят Япония и США. Однако самым ярким

проявлением процессов интеграции следует считать создание в 1957 г.

Европейского экономического сообщества. В него первоначально вошли шесть

европейских стран2. Целью этой организации было создание общего рынка или

третьей стадии интеграции, как ее рассматривают в экономической теории. В

настоящее время эта цель достигнута: между странами — членами союза

существует таможенный союз и свободное передвижение рабочей силы и

капиталов. А с введением европейской валюты евро можно говорить о переходе

на четвертую стадию интеграции экономик европейских стран.

Не вызывает сомнения, что экономической интеграции повлияли на развитие

европейского региона, в существенной степени обусловив высокие темпы

экономического роста в послевоенный период.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее высокие темпы роста были достигнуты в развитых странах в 60-е

годы XX века, в социалистических странах - в 50-е годы, в развивающихся -

в 70-75-е гг. Это было обусловлено глобальным фактором технологического

переворота, активного вовлечения в производство природных ресурсов (с 60-х

по 70-е гг. мировая добыча нефти увеличилась в 2,2 раза, природного газа -

в 2,3 раза, выплавки стали - в 1,7 раз). В настоящее время такие темпы

роста так и не были достигнуты.

Неравномерность экономического роста обусловливается периодическим

процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически

сопряженных производств-технологических укладов. Техническое развитие

экономики не может происходить иначе, как путем последовательной смены

технологических укладов. Каждый такой уклад представляет собой

совокупность технологически сопряженных производств и в своем развитии

опирается на производственный потенциал, созданный на предшествующей

ступени технико-экономического развития. Жизненный цикл такого уклада в

современных условиях охватывает примерно столетие. Одно направленность и

единый ритм мировой экономической системы обусловлены созданием

общемирового рынка со времен промышленной революции. Именно рынок

способствует тому, что нововведения, появляющиеся в одной стране, получают

всеобщее распространение. Любая страна вписывается в общую картину

мирового экономического развития и станет даже лидером в этом развитии

только после того, как ликвидирует старые технологические уклады и заменит

их новыми. С этой точки зрения технологические скачки легче можно

осуществить в отстающих странах, где имеется не так много производственных

устаревших мощностей, создающих благоприятные условия для перехода к

новому технологическому укладу.

В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего

процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые

возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в предшествующий

период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификацией занятых в

отраслях устаревающего технологического уклада. В то же время страны,

успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических

систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения

капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена

доминирующих технологических укладов сопровождалась серьезными сдвигами в

международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих

стран.

Доминирующий сегодня технологический уклад начал складываться в целостную

воспроизводственную систему в 50-б0-е годы XX века и составляет

технологическую основу экономического роста после структурного кризиса

70-х годов. Ядро этого технологического уклада составляют

микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и

технологии переработки информации, производство средств автоматизации,

космической и оптико-волоконной связи.

Развитие данного технологического уклада сопровождается соответствующими

сдвигами в энергопотреблении (рост потребления природного газа), в

транспортных системах (рост авиаперевозок), в конструкционных материалах

(рост производства комбинированных материалов с заранее заданными

свойствами). Произошел переход и к новым принципам организации

производства: непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации,

индивидуализации спроса, организации материально-технического снабжения по

принципу «точно вовремя», новым типам общественного потребления и образа

жизни. Последние характеризуются изменением ценностей и потребительских

предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качественного

питания, здоровой окружающей среды.

Как следует из закономерностей долгосрочного технико-экономического

развития, предел устойчивого роста современного технологического уклада

будет достигнут во втором десятилетии XX века. К этому времени

сформируется воспроизводственная система следующего (новейшего)

технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время.

Наиболее вероятными ключевыми факторами нового технологического уклада

станут: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные

информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные

системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства,

космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее

заданными свойствами, ядерная энергетика. Рост потребления природного газа

будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве

экологически чистого энергоносителя. Произойдут еще большая

интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному

процессу в большинстве отраслей и непрерывному совершенствованию

большинства профессий. Прогресс в технологиях переработки информации,

системах телекоммуникаций, финансовых технологиях влечет за собой

дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка

товаров, капитала, труда.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Камаев В.Д. “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”,

1996 г.

2. Камаев В.Д. “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 1998 г.

3. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. «Курс экономической теории», Киров, «АСА»,

2002 г.

4. И.И. Агапова «История экономики», М: Юристъ, 2001 г.

5. В.И. Королев «Экономика переходного периода», М: РосНОУ, 2002 г.

6. К. Р. Макконелл, С.Л. Брю «Экономикс», 13-е издание, том 1-й, М:

ИНФРА-М, 2001 г.

20

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты