рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России

Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России

ПЛАН

I. Введение (Краткий экскурс в историю развития

комплекса)

3

II. Значение энергоресурсов для страны. ТЭК в

структуре экономики СССР и России. Общий обзор

состояния нефтегазовой отрасли 5

III. Реформы 1987-1998 годов в

нефтегазовом секторе

8

IV. Российские нефть и газ на мировом рынке.

Проблемы и перспективы 12

V. Структура газовой отрасли страны 14

VI. Структура нефтяной отрасли 17

VII. Заключение

21

VIII. Список использованной литературы. 22

История развития нефтегазового комплекса.

Добыча нефти ведется человечеством с древних времен. Сначала

применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов,

обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи

колодцев. Но началом развития нефтяной промышленности принято считать время

появления механического бурения скважин на нефть в 1859 году в США, и

сейчас практически вся добываемая в мире нефть извлекается посредством

буровых скважин. За сотню с лишним лет развития истощились одни

месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность добычи нефти,

увеличилась нефтеотдача.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866

г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда

добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного

капитала. Механизация добычи была слабая, поэтому с целью получения

максимальной прибыли разрабатывались наиболее перспективные в экономическом

плане залежи. В начале 20 века Россия занимала первое место по добыче

нефти.

В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были

Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиеся

запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся

промышленности. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской и

Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей Волго-

Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии Казахстане,

добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945 г.г. нанесла

сильный ущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем

добываемой нефти. Однако в послевоенный период с параллельным

восстановлением нефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа были введены

в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в

1960 году она уже давала около 71% нефти страны. В 50 годах добывали 38

млн. тонн, в 60-ых же цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Однако уже

в 1974 году на лидирующие позиции стал выдвигаться уникальный Западно-

Сибирский нефтегазоносный бассейн, обогнав по уровню добычи нефти Татарию,

являвшуюся крупным поставщиком в 60-ые годы.

До Великой Отечественной Войны промышленные запасы природного газа

были известны только в Прикарпатье, на Кавказе, в Заволжье и на Севере

(Коми АССР). Изучение запасов природного газа было связано только с

разведкой нефти. Промышленные запасы природного газа в 1940 году составляли

15 млрд. м3.

Затем месторождения газа были обнаружены на Северном Кавказе, в

Закавказье, на Украине, в Поволжье, Средней Азии, Западной Сибири и на

Дальнем Востоке. На 1 января 1976 года разведанные запасы природного газа

составляли 25.8 трлн.м3, из них - в Европейской части СССР - 4.2

трлн.м3 (16.3 %), на Востоке - 21.6 трлн.м3 (83.7 %), в том числе - 18.2

трлн.м3 (70.5 %) - в Сибири и на Дальнем Востоке, 3.4 трлн.м3 (13.2 %) -

в Средней Азии и в Казахстане. На 1 января 1980 года потенциальные запасы

природного газа составляли 80-85 трлн.м3, разведанные - 34.3 трлн.м3.

Причем запасы увеличились главным образом благодаря открытию месторождений

в восточной части страны - разведанные запасы там были на уровне около

30.1 трлн.м3, что составляло 87.8 % от общесоюзных. На сегодняшний день

Россия обладает 35 % от мировых запасов природного газа, что составляет

более 48 трлн.м3.

Значение энергоресурсов для страны. ТЭК в структуре экономики СССР и

России. Общий обзор состояния нефтегазовой отрасли России.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды

ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов

и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспечении

энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью

и экономикой страны. На его развитие расходуется более 20% денежных

средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости

промышленной продукции России. Он использует 10% продукции

машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3

труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество

сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет треть

всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и

всю транспортировку по трубопроводам.

Таким образом, с топливно-энергетическим комплексом напрямую связано

благосостояние всех граждан России.

Большое значение в экономике страны играет входящий в ТЭК и

являющийся его важнейшей частью нефтяной и газовый сектор.

До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства.

Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки

энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны

восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли

обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя

структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского

административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему

остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Нефтегазовый комплекс за годы реформ значительны упрочил свои

позиции в экономике страны. НГК возник и окреп, как и другие структурные

подразделения в народном хозяйстве страны, еще в рамках СССР и единого

народно-хозяйственного комплекса. После его развала нефтегазовый комплекс

получил вполне самостоятельное значение. Что касается общего положения

нефтегазового комплекса в российской экономике, то отрасль в гораздо

меньшей степени затронул спад производства. Более того. за годы реформ

сырьевые отрасли выдвинулись на ведущие позиции в народном хозяйстве

страны.

Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 50% валютных поступлений в

Россию, позволяют поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от

акцизов на нефть и нефтепродукты.

Необходимо отметить также, что большинство отраслей перерабатывающей

промышленности оказались убыточными вследствие избыточной энергоемкости, в

несколько раз превышающей мировые стандарты, сформировавшиеся под влиянием

топливно-энергетического кризиса 70х-80х годов. В этой ситуации упадка

производства, неплатежей, социальной напряженности и безработицы

относительно стабильный и экспортно-ориентированный нефтегазовый комплекс

становится поистине жизненно важным элементом в структуре экономики нашей

страны, той отраслью, которая способна стать опорой более

высокотехнологичных и наукоемких современных производств. Однако до сих пор

перерабатывающие отрасли страны находятся в глубоком кризисе.

Велика роль нефтегазового сектора и в политике. Регулирование

поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным

аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефтегазовая отрасль - это богатство России.

Энергодобывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями

народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

Спрос на нефть и газ достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и

снижениям цен, что в российских налоговых условиях даже может поставить

экспортные операции на грань ликвидности. Поэтому в успешном развитии нашей

нефтегазодобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые

государства мира и в первую очередь мы сами.

Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе.

Как известно, чем более высокоразвито в экономическом плане

государство, чем на более высокой ступени научно-технологического развития

оно находится, тем большую часть в структуре импорта этого государства

играют сырье и полуфабрикаты, а экспорте доминируют готовые дорогие науко-

и технологическиемкие изделия.

Построение подобной системы в нашей стране и ставилось одной из

важнейших задач перестройки. Структурная перестройка российской экономики в

самом начале реформ предусматривала в первую очередь создание современного

высокотехнологичного облика народного хозяйства страны; одновременно

предполагалось осуществить перестройку отношений собственности, произвести

демонополизацию и другие социально-экономические преобразования.

Экономические реформы предусматривали также либерализацию

внешнеэкономической деятельности, внедрение современных ресурсосберегающих

технологий, т.е. была поставлена задача в максимально сжатые сроки

перестроить саму структуру экономики страны, построить мощный промышленный

комплекс, базирующийся на современных технологиях и потому

конкурентоспособный.

К сожалению, вопреки первоначальным намерениям, в годы реформ будущая

модель российской экономики все больше приобретала ориентированный на

экспорт, топливно-сырьевой характер. Произошло это отчасти потому, что

обрабатывающие отрасли, оказавшись в основном неконкурентоспособными,

находятся в очень сложном экономическом положении, и потому, что в ходе

реформ единый прежде народнохозяйственный комплекс страны распался на

отдельные производственные территориально-производственные корпорации

(ведущее место среди них заняли топливно-энергетический комплекс, ВПК и

другие подкомплексы экономики). Эта монопольная «старая гвардия» была

очень неоднородна по своему территориально-отраслевому составу. Между

предприятиями и объединениями постоянно шла борьба за льготы и источники

государственного финансирования. Одновременно за годы реформ в стране

стремительно сформировались и новые монополистические структуры -

коммерческие группировки, тесно связанные с внешним рынком. Эти

коммерческие структуры имели свои интересы в реформируемой российской

экономике - они спешили самообогатиться и получить больше экономической и

политической власти.

Как уже отмечалось, нефтегазовый комплекс достаточно стабилен даже в

условиях кризиса. Однако и в НГК существуют свои проблемы, определяющие его

возможности и перспективы развития в будущем. Нефтегазовый комплекс

представлен в газовой промышленности РАО Газпром, а в нефтяной - такими

нефтяными корпорациями, как ЛУКойл, Юкос, Сиданко, Роснефть и др.,

образовавшихся в ходе структурной перестройки нефтегазового комплекса,

основными этапами которой явились:

1. 1987-1990 гг. Развитие хозрасчета и самофинансирования на

предприятиях нефтегазового комплекса. Расширение хозяйственной

самостоятельности предприятий, их непосредственный выход на мировые

рынки в качестве экспортеров энергоносителей.

2. 1991-1994 гг. Объединений предприятий в вертикально интегрированные

структуры, их акционирование. Начало приватизации холдинговых

нефтяных компаний. Создание инфраструктуры фондового рынка,

зарождение финансово- промышленных групп и консорциумов для участия

в международных проектах.

3. Начиная с 1995 г. - концентрация экономической власти внутри

вертикально-интегрированных компаний. Превращение компаний из

контролируемых государством в частные посредством механизма

залоговых и денежных аукционов. Реорганизация капитала компаний и

переход к единой акции.

На 1-ом этапе, в конце 1980-х гг. государство взяло кур на

централизованную реформу плановой экономики с внедрением в нее элементов

рыночной системы. Первым шагом ней должны были стать перевод предприятий на

хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость. Сохранялась

государственная собственность на средства производства, но в перспективе

предусматривалось трансформирование ее в частную или коллективную через

переходную форму - аренду. Таким образом, государственная собственность на

средства производства сочеталась с правом текущего распоряжения ресурсами у

непосредственных производителей последних. Первый этап структурной

перестройки экономики страны не мог устранить предкризисные явления, а лишь

усугубил негативные тенденции. Стратегическим просчетом первого этапа

реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественной

монополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные

предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного

регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления.

На 2-ом этапе принятая в 1992г. российская программа приватизации

обеспечила особый режим разгосударствления нефтяной отрасли. Суть его в

том, что контрольный пакет акций предприятия оставался в собственности

государства на фиксированный срок. Акционирование отрасли шло в два этапа.

Сначала все предприятия, входившие в систему «Роснефтегаза» и

"Главнефтепродукта", преобразовывались в открытые акционерные общества.

После этого началось создание на базе акционерных обществ вертикально-

интегрированных компаний холдингового типа. Таким образом формировался

капитал компаний, который тоже подлежал акционированию с закреплением

контрольного пакета акций в собственности государства на три года. Для

коммерческого управления государственными пакетами акций предприятий, еще

не вошедших ни в одну компанию, на базе "Роснефтегаза" было создано

государственное предприятие "Роснефть". Для предприятий трубопроводного

транспорта были сформированы холдинговые компании "Транснефть" и

Транснефтепродукт". Отличительной особенностью второго этапа реформирования

нефтегазового комплекса стало то, что усугублению структурного кризиса

способствовал целый комплекс макроэкономических предпосылок. С

либерализацией цен в начале 1995г. скрытая инфляция перешла в открытую, а

темпы ее превысили 30-40% в месяц. Это повлияло на резкий рост экспорта

нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потребления.

Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплекса

России более всего характерно перераспределение прав собственности на

активы предприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами.

С 1995г. начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом

которого было проведение залоговых аукционов. Государство предоставляло

возможность коммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных

программ, предоставляя находящиеся в государственной собственности пакеты

акций в качестве залога. По своей сути залоговый аукцион представлял собой

переход контрольных пакетов акций компаний в управление банкам с

перспективой их выкупа. Уже в конце 1996 г. банки получили право выкупа

находившихся в их управлении акций. Это создало перспективу превращения

всех нефтяных компаний в частные структуры.

Интересно также отметить сегодняшнее противостояние двух различных

направлений по поводу дальнейших организационных форм развития нефтегазовой

промышленности. Представители одного из них отстаивают монополизм в

российской энергетике, обосновывая его относительно стабильным развитием

газовой промышленности даже в сегодняшних неблагоприятных условиях.

Сторонники другого направления отдают предпочтены дробности, в том числе,

Газпрома, подобно той, какая существует в нефтяной промышленности, ссыпаясь

на то, что без подобной дифференциации не сможет работать как рыночная

экономика, так и конкуренция, являющаяся ее мотором; по их мнению,

дробление газовой промышленности ослабит ее позиции на мировом рынке перед

лицом конкуренции крупнейших нефтегазовых концернов.

Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы.

Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в

мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и

политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости

нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля -

западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на

которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный

объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В

восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой

добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10%

мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные

позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили

(правда, до весеннего кризиса), что государства, входящие в эту

организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок

покинет Россия.

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос

будет расти, согласно прогнозам, на 1,5 процента в год, а предложение

существенно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объем

экспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет

мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из

стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны

могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт,

Нигерия, Ирак).

В последнее время на мировом рынке нефти сложилась тяжелая ситуация.

Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 10 долл. за

баррель. ОПЕК же (т.е. входящие в него страны) хотели бы повысить ее хотя

бы до 24 долл. С этой целью необходимо уменьшить поступление нефти на

мировой рынок, но каждая отдельная страна не желает делать это за счет

своего экспорта.

Ситуация может кардинально измениться в связи с последними военными

акциями США и Великобритании 16-18 декабря 1998 года в Ираке. В результате

бомбардировок были уничтожены иракский завод по переработке нефти и порт,

откуда эта нефть экспортировалась в другие страны. Стоит отметить, что хотя

Ирак из-за режима санкций дает лишь около 3% мировой нефти, но эта нефть

существенно влияет на общемировые цены, так как иракская нефть высочайшего

качества и имеет очень низкую себестоимость. В результате на биржах Лондона

и Нью-Йорка цены поползли вверх и по прогнозам экспертов, могут достигнуть

27 долл. за баррель. Все это может положительно сказаться на доходах России

от ее реализации на мировом рынке, хотя долгосрочные прогнозы делать еще

рано.

Независимо от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть и

газ всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они

являются ценнейшим сырьем для нефтехимической промышленности, из этого

сырья производится более 2000 различных видов продукции. Россия

заинтересована в том, чтобы отечественный нефтехимический синтез

превратился в самостоятельную и мощную отрасль промышленного производства,

стал конкурентоспособен на мировом рынке и страна могла таким образом

экспортировать не сырые энергоносители, а гораздо более дорогие продукты

переработки нефти и газа и товары на их основе, таким образом принося

ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более подробно структуру нефтяной и

газовой отрасли, их сегодняшнее положение и влияние на экономику.

Структура газовой отрасли России.

На сегодняшний день Россия обладает 35% от мировых запасов

природного газа, что составляет более 48 трлн.м3. Основные районы

залегания природного газа в России:

Западно-сибирская нефтегазоносная провинция;

Волго-Уральская нефтегазоносная провинция;

3.Месторождения Сахалина и Дальнего Востока.

Особенно по запасам природного газа выделяется Западная Сибирь

(Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье). Промышленные запасы

здесь достигают 14 трлн.м3. Особо важное значение сейчас приобретают

Ямальские газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское,

Харасавейское и другие). На их основе идёт осуществление проекта "Ямал-

Европа".

Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и

ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации

месторождениями. Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское,

Заполярное, Медвежье и Оренбургское - содержат половину всех промышленных

запасов России.

В 1997 году в России было добыто 607.3 млрд. м3, причем 570.6 млрд.

м3 (более 90 %) было добыто РАО "Газпром". РАО "Газпром" - владелец

месторождений с общими запасами около 48 трлн.м3 и является крупнейшей

компанией в мире как по запасам, так и по добыче природного газа. Для

сравнения - запасы крупнейших компаний мира по оценке на 1996г. (млрд.

м3):

| РАО "Газпром" |48000 |

| Статоил | 1656 |

| Шелл | 1450 |

| Мобил | 548 |

| Бритиш Петролеум | 307 |

| Шеврон | 267 |

По мнению российских зкономистов, РАО "Газпром" - единственная в

России транснациональная компания, имеющая стабильный выход на мировой

рынок. В России из газа Газпрома" получают 40 % электроэнергии, на

предприятиях "Газпрома" занято 320 тысяч рабочих (вместе с семьями

более 1 млн. человек ). Очевидно, что газовый гигант такого уровня

оказывает сильнейшее влияние на структуру бюджетных рублевых и валютных

доходов России и является мощным политическим аргументом во

внешнеполитических отношениях с другими странами.

Основными проблемами нефтегазовой отрасли, как и всей промышленности

России, являются проблемы финансирования и кризиса неплатежей.

Что касается перспектив развития отрасли, то здесь дела обстоят

лучше. В начале мая 1995 года президент Российской Федерации подписал

указ № 472 “Об основных направлениях энергетической политики и структурной

перестройке топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”,

где основной упор делается на учет интересов регионов. Хотя Россия никогда

не превратится (и не должна превращаться) в Саудовскую Аравию, создавшую у

себя высокий уровень жизни за счет извлечения топливно-энергетических

ресурсов из недр и их экспорта, ТЭК все же способен дать инвестиционный

прилив. Это пока единственный сектор, куда интенсивнее идут инвестиции из-

за рубежа”. Программа “Топливо и энергия - 2” (разработана на 1996-2000

годы) должна стать главной технической задачей энергетической политики -

увеличение доли природного газа в топливном балансе, повышение глубины

переработки нефти и т.д.

Природный газ был и остаётся важным продуктом экспорта в российской

внешней торговле. В 1994 году из России в дальнее зарубежье было

экспортировано 109.03 млрд. м3 (113.6 % к 1993 году). “Газпром” намерен в

ближайшие 2 года увеличить поставки природного газа на Балканы с 21 до 36

млрд. м3 в год, в Турцию - в 2 раза, начать - в Грецию и Македонию. На

заметный рост газопотребления рассчитывают Болгария, Румыния и страны экс-

Югославии. В последнее время реализуется проект “Ямал-Европа”, открывающий

возможность экспорта российского газа в обход украинского экспортного

коридора. Следует отметить, что российский газ покрывает треть потребностей

такой крупной европейской страны, как Франция. Что касается ближнего

зарубежья, то в 1997 году из России в республики бывшего СССР было

экспортировано 85 млрд. м3 природного газа, в том числе в Белоруссию -

16.2 млрд. м3, в Молдавию - 3.1 млрд. м3, в Казахстан - 1.2 млрд. м3,

Эстонию - 0.4 млрд. м3.

Структура нефтяной отрасли России.

На сегодняшний день одна из основных проблем отрасли - проблема

сокращения разведанных запасов нефти и все повышающийся процент выработки

имеющихся месторождений. Эта проблема возникла из-за недостаточного

финансирования геологоразведки, в результате чего сейчас разведка новых

месторождений частично приостановлена. Потенциально, по прогнозам

экспертов, геологоразведка может давать Российской Федерации прирост

запасов от 700 млн. до 1 млрд. т в год, что перекрывает их расход

вследствие добычи (в 1997 году было добыто около 300 млн. т). По

разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире

вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть

мировых запасов. Запасы России на 1995 год составляли 20,2 млрд. тонн

нефти.

Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще

большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов

нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность

России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной,

Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов,

около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных

месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее

время является пределом рентабельности для данного региона.

Поэтому в целом нынешнее состояние нефтяной промышленности России

характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти,

снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и

эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин;

отсутствием сколь-либо значительного резерва крупных месторождений;

необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений;

расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим

техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием

к вопросам социального развития и экологии.

Специалисты выделяют несколько причин такого тяжелого экономического

положения отрасли:

- крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда,

составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны;

- резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы.

За последнее время практически не открыто ни одного крупного и

высокопродуктивного месторождения;

- сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так, в

Западной Сибири, где степень освоения прогнозных ресурсов составляет около

35 процентов, финансирование геологических работ начиная еще с 1989 года

сократилось на 30 процентов. На столько же уменьшились объемы разведочного

бурения;

- остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для

добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ более 50

процентов, только 14 процентов машин и оборудования соответствует мировым

стандартам, А с распадом СССР усугубилось положение с поставками

нефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

- низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования

нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии

повышений, а затем и падений цен на нефть на мировом и внутреннем рынках).

В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и

финансового обеспечения отрасли;

- нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой

создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды. На решение этой

проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы,

которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

- до сих пор не определен единообразный собственник месторождений

нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным

организациям, а также частным лицам;

- задолженность республик за поставленную нефть и кризис неплатежей.

Итак, упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием

комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен

глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится

экономический кризис в стране и усилится процесс политического раздробления

в бывшем Советском Союзе, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и

впредь сокращаться.

В нефтяной отрасли, как и в газовой, очень остра проблема иностранных

инвестиций. Надо отметить, что поток инвестиций в нашу страну из-за рубежа

никогда за годы реформ не был большим, по сравнению с тем же Китаем и

другими странами бывшего социалистического лагеря. И хотя большая часть

этих инвестиций приходится именно на энергоресурсодобывающий сектор

экономики, этих денег и этого количества совместных проектов явно

недостаточно для скорого выхода отрасли из кризиса. Причины малого потока

инвестиций - прежде всего в нестабильности экономической и политической

ситуации в России, а в нефтяной отрасли еще и отсутствие ярко выраженного

лидера среди компаний.

С другой стороны, сами российские компании начали осуществлять

проекты на территории других стран (прикаспийская нефть, газоконденсат

Казахстана, нефть Ирака и др). И то, что эти проекты не закрываются даже в

связи с последним общим кризисом в стране, безусловно может только

порадовать.

Есть и другие резервы увеличения добычи нефти и стабилизации нефтяной

промышленности. Два пути есть у самого государства: это повышение цен на

нефть на внутреннем рынке и совершенствование системы налогообложения

нефтедобывающих предприятий. Сами предприятия тоже имеют резервы: это

техническое переоснащение, извлечение нефти из месторождений с малыми

запасами нефти (правда, это возможно лишь при повышении цен на нефть на

внутреннем и/или внешнем рынках), повышение уровня нефтепереработки и

продажа предварительно подготовленной нефти и нефтепродуктов.

Наконец, коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюменской

области - основном нефтедобывающем регионе России. На сегодняшний день

почти 80 процентов добычи в области обеспечивается шестью управлениями

(Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз,

Когалымнефтегаз, Лангепаснефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные

объемы добычи сократятся, по прогнозам экспертов, в Нижневартовске на 60%,

в Юганске на 45%. Сегодня среди этих предприятий основного нефтяного района

России мы наблюдаем сложную систему взаимодействия практически независимых

управлений, несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет

признанного лидера, не существует и настоящей конкурентной борьбы. Такая

разобщенность создает немало проблем, но интеграция откладывается на

неопределенную перспективу из-за большой динамичности отрасли: снижение

добычи одних предприятий и увеличение добычи других, а также борьбы за

наибольшее влияние в регионе между ЛУКойлом, ЮКОСом, Сибнефтью.

На мой взгляд, в регионе и в целом в отрасли не хватает централизации

управления всеми нефтедобывающими компаниями, так как по крайней мере в

нефтяной и газовой отраслях при разработке больших месторождений

централизованное управление доказало свою эффективность, так как нет

деления месторождений, добычи ресурсов «у соседа», несогласованности

проведения мероприятий по поддержанию добычи нефти и разведке новых

запасов.

Заключение.

В данном реферате я постарался рассмотреть положение нефтегазовой

отрасли, взаимосвязь этой отрасли на макроэкономическом уровне с

проблемами, возникшими в годы преобразований в России, Конечно, невозможно

в рамках реферата рассмотреть все вопросы функционирования этого сектора

экономики - скорее, это тема для курсовой работы. Однако думаю, что мне

удалось донести до читателя главное - то, что ни одна отдельно взятая

отрасль промышленного или ресурсодобывающего производства не может

существовать хорошо в стране, экономика которой переживает одно потрясение

за другим. Но нефтегазодобыча - краеугольный камень в структуре российской

экономики, ее стержень. Тем более, что нефтегазовый комплекс с момента

своего зарождения был опорой нашего государства. Хочется верить, что и на

этот раз он станет основой возрождения всей промышленности России и

оживления ее экономики, сможет поднять более технологически- и наукоемкие

отрасли и, как это ни парадоксально, не позволит ей стать топливно-сырьевым

придатком мировых капиталистических гигантов.

Список использованной литературы.

1. «Макроэкономическое значение нефтегазового комплекса в экономике

России», монография, под. ред. Кокотчиковой Е.Н. М., ГАНГ, 1996г.

2. «Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности», под

редакцией Н.А. Крулова, ИГИРГИ, 1995г.

3. «Стратегия развития газовой промышленности России»,

Энергоатомиздат, 1997г.

4. "Деловые люди" №2 за февраль 1995 г.

5. "Сегодня" №48 от 6 сентября 1995 г.

6. «Нефть и капитал», №9, 10 за 1998г.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты