|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономика ЯпонииЭкономика ЯпонииМинистерство образования Российской Федерации Государственный Университет Управления Институт иноватики и логистики РЕФЕРАТ по курсу мировая экономика на тему: «Экономика Японии» Выполнила студентка Хишева О.А._________ Группа Маркетинг 3-1 Проверил: профессор Буров А.С. ____________________________ Москва 2002 Оглавление |Введение. Визитная карточка. Цифры и факты |3 | |Глава 1. |5 | |1. Особенности экономики Японии. |5 | |1.1. Исторические предпосылки экономического подъема |5 | |1.2. Социальная структура и трудовые отношения |8 | |1.3. Особенности организации предпринимательства |9 | |1.4. Банковская система |10 | |1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет. |11 | |Глава 2. |13 | |2. Внешние экономические связи Японии. |13 | |2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики |13 | |2.2. Япония в современной мировой экономической системе |18 | |Глава 3. |20 | |3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии. |20 | | |20 | |3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между | | |Россией и Японией | | |3.2. Японцев не пускают на родные Курилы |26 | |Выводы |28 | |Литература |33 | Введение | |[pic] | | | | |Визитная карточка страны. | | | | | |Цифры и факты. | | Япония расположена на множестве крупных и мелких островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км, а их число достигает 3900. Самыми крупными из них являются Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Страна разделена на 47 префектур, каждая из которых имеет своё правительство, управляющее городами и селениями. По численности населения - 125,86 млн. человек (на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана, свыше 99% -японцы. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г. Более 3/4 населения проживает в городах. Плотность населения-332 человека на один кв. км. Столица- Токио, где проживает 8,5 млн. жителей. Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице: в 1996 г. женщины составляли в нем 50,99%, а мужчины — 49,01%. Продолжается старение японского общества. Число людей старше 65 лет достигло в 1998 г. 16,5% всего населения, увеличившись на 0,5% по сравнению с 1997 г. В то время как количество детей до 15 лет сократилось на 0,3% и составляет сейчас уже менее 15%. Официальный язык японский. Господствующие религии — буддизм и синтоизм. Денежная единица — иена. Япония - конституционная монархия. В соответствии с Конституцией страны император является '' символом государства и единства народа ''. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом Японии является парламент, состоящий из двух палат - палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,4% населения и 0,3% площади земной суши, она по экономическому потенциалу занимает второе после США место в мире. Её валовой национальный продукт достигает 3,4 трлн. дол., что составляет 14,3% мирового производства (1999 г). Япония занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, станков с ЧПУ, компьютеров, промышленных роботов, по выплавке стали, выпуску бытовой электронной аппаратуры и второе место в мире в выработке электроэнергии, производстве химических волокон, по выплавке меди и алюминия, переработки нефти. Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта (1999 г). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте - топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.). Япония также занимает первое место в мире по размерам золото -валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл.(1999 г.), что составляет 11,7% мировых инвестиций. • В результате сложного и самостоятельного пути Япония стала мировой экономической державой.• Ныне Япония использует процесс глобализации для экономического развития и повышения уровня жизни людей Глава 1. 1. Особенности экономики Японии. 1.1. Исторические предпосылки экономического подъема В течение длительного исторического периода Япония развивалась, испытывая культурное влияние таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи только с ними. В ХV – ХVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейской цивилизацией. Однако в начале ХVII в. сёгунат Токугава, превративший страну в единое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия и в отношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны. Христианство, любые контакты и торговля с другими странами за исключением Голландии и Китая были полностью запрещены. Самоизоляция Японии продолжалась более 200 лет. Около 150 лет назад самоизоляция Японии закончилась, и она вновь распахнула двери для Америки, России, Англии, Франции и других стран. В тот период колонизация Азии была в разгаре. Для того чтобы избежать колонизации Японии, а затем разорвать неравноправные договоры, заключенные с другими государствами в момент "открытия" страны, и стать в один ряд со странами Европы и Америки, правительство Мэйдзи провозгласило в Японии политику "богатая страна, сильная армия", которую затем неуклонно проводило. Необходимо было перенимать у Европы и Америки юридические и научные знания, технологии, быстрыми темпами развивать промышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство Мэйдзи в этом преуспело. После победы в войнах с Китаем и Россией в Японии подняли голову национализм и милитаризм. Япония сама вступила в империалистическое противоборство мировых держав, колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом пришла к участию во второй мировой войне, в ходе которой Япония оккупировала большие территории в Юго-Восточной Азии и принесла азиатским народам огромные страдания и человеческие жертвы. Да и сама Япония потеряла 3 млн человек, а ее города Хиросима и Нагасаки единственные в мире подверглись атомной бомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище. Проиграв войну, Япония впервые за 2000 лет своей истории подверглась оккупации союзных держав. Для японского народа это явилось колоссальным потрясением. Двусторонним отношениям с Россией также был нанесен большой вред в ходе этих 100 лет империалистического соперничества. Испытав весь ужас поражения в войне, Япония приняла не имеющую в мире аналогов конституцию, которая запрещает войну как средство национальной политики. «Мы решили сохранить лишь минимальные средства самообороны, а в том, что касается обеспечения нашей безопасности, положиться на японо- американский договор о безопасности. Мы решительно отвергли путь ремилитаризации и твердо стали на путь восстановления страны и развития ее экономики». На момент окончания войны в 1945 г. четверть национального богатства страны была уничтожена, производство упало до уровня 1935 г. Оккупационные силы, которые находились под американским командованием, наряду с демилитаризацией принудили Японию к проведению земельной реформы, роспуску финансово-промышленных олигархических групп "дзайбацу", либерализации рабочего движения и другим демократическим преобразованиям. Таким образом в японском обществе происходили реформы, основанные на принципах демократии "по-американски". Продолжительность обязательного образования была повышена с 6 до 9 лет. Все это затем оказало большое воздействие на ход развития нашей страны. Это было своего рода революцией и послужило основой, на которой стал возможен быстрый рост экономики после войны. Благодаря широкой помощи США, передаче ими технологий, а также открытию их колоссального рынка в 50-60-е гг. Япония смогла добиться ускоренных темпов роста экономики. Кроме того, обострение "холодной войны" сделало практически неизбежным возрождение Японии в качестве оплота свободной экономики. Вдобавок война в Корее породила громадный спрос на поставки для американских войск, и это также повлекло за собой быстрое расширение производства в Японии. В 1960 г. Япония поставила целью удвоение национального дохода, а успех Олимпийских игр в Токио в 1964 г. вызвал в Японии настоящий экономический бум. В тот период Япония, получив кредит Мирового банка, начала строительство скоростной железной дороги "Синкансэн" и сети скоростных автодорог. С 1960 по 1970 г. экономический рост составлял в среднем более 10% в год. Нефтяной кризис 1973 г. тяжело отразился на экономике Японии. Из-за резкого скачка цен на нефть в 1974 г. здесь впервые после войны был зарегистрирован отрицательный рост – минус 0,2%. Однако благодаря жесткой политике экономии энергии и революционным технологиям, а также всеобъемлющей реформе экономической структуры японская экономика вышла из нефтяного кризиса, став еще более конкурентоспособной. Вот один пример: мировые рынки завоевали экономичные малолитражные автомобили, которые стали фундаментом нынешней мощной автомобильной промышленности Японии. После первого нефтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3,7% в год. В 1985 г. в отеле "Плаза" принято известное соглашение, с которого началось повышение стоимости иены. Из-за этого резко выросли себестоимость внутреннего производства и, как следствие, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские компании ответили тем, что стали переносить свою производственную базу в страны Азии, направив туда крупномасштабные инвестиции. Сложилась ситуация, когда трудоемкие производства оказались выведены за рубежи Японии, а в ней самой остались главным образом высокотехнологичные производства. Таким образом получилось, что своими инвестициями и передачей технологии странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической оснащенности этих стран и осуществление их быстрой индустриализации. Вот каким путем Япония выросла в мировую экономическую державу, пройдя за последние 100 лет путь от традиционной феодальной социально- экономической системы до развитой рыночной экономики. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США – 26%. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долл. и уже более четырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан находятся финансовые средства на сумму около 10 трлн. долл. Ежегодно Япония направляет на официальную правительственную помощь развитию других стран (ОПР) свыше 11 млрд. долл. и вот уже несколько лет является крупнейшим мировым донором в деле помощи другим странам, который вносит большой вклад в экономику развивающихся стран. Кроме того, Япония способствует и обеспечению стабильности всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и Международный валютный фонд одни из самых крупных. 1.2. Социальная структура и трудовые отношения Для Японии характерен большой социальный слой мелкого предпринимательства. Частные предприятия семейного типа преобладают не только в розничной торговле, общественном питании и других отраслях сферы услуг, но и в обрабатывающей промышленности, строительстве. Так, в обрабатывающей промышленности 74% наемных работников заняты на предприятиях, имеющих до 300 рабочих мест. Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн. 600 тыс. крестьянских хозяйств, преимущественно мелких. Средний размер земельных участков – 1,9 га. Но только около 17% занимаются исключительно сельским хозяйством. Остальные, пользуются короткими расстояниями городов и развитой транспортной сетью, получают большую часть доходов в других отраслях. Для Японии характерен также высокий уровень занятости. Норма безработицы в течение 70-х гг. держалась на уровне 2-2,8% экономически активного населения и только в 90-х гг. превысила планку 3%, а ныне достигла – 5%. Знаменитая японская «система пожизненного найма» с оплатой по стажу – это неформальный институт. Она распространена только на крупных предприятиях и охватывает работников самой высокой квалификации – менеджеров, инженеров (не больше 10% всех работающих по найму). Во многом из-за этого в Японии практически нет рынка труда для высших звеньев управляющих. Карьера менеджера – это пожизненная карьера в одной и той же фирме или ее дочерних компаниях. Представители высшего звена управляющих – это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного партнерства со своими поставщиками, клиентами, клиентами, банками, что является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней и самой карьеры менеджера. Низкая норма безработицы остальных наемных работников объясняется рядом причин: традициями социального партнерства, характерными для многих азиатских обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере услуг. 1.3. Особенности организации предпринимательства Сектор крупных корпораций Японии – это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний – около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества. Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемых «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не является финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав. Головная компания «кэйрэцу» сочетается собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний. Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электрические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК. Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы – бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса – более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн». Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы. Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны. 1.4. Банковская система В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (городские): «Токио- Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства. «Городские» банки, траст-банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. В среднем они предоставляют компаниям от 15 до 20% долгосрочных кредитов. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании, а в стабильности ее дохода и отсутствия угрозы банкротства. Подобный институт банковского мониторинга компаний-заемщиков сформировался в период высоких темпов экономического роста, когда на денежном рынке длительное время была нехватка ресурсов и условия «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков. 1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет. Центральному правительству принадлежат всего пять казенных предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитие сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку). Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др. На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д. Япония – страна с сильной государственной экономической политикой осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов. Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал. Япония страна с сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка – 22-23% ВВП. Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев. В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга. Банк Японии регулирует денежную массу в обращении и кредитную экспансию банков. Корпоративный сектор находился в сильной зависимости от банковского финансирования, Банк Японии устанавливал административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял всей системой ставок денежного рынка. В настоящее время, ставки денежного рынка формируется свободно, а главой функцией Банка Японии является определение размеров денежной массы и эмиссия банкнот. Глава 2. 2. Внешние экономические связи Японии. 2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики Важнейшая особенность современного развития – это глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества. Складывающиеся под воздействием внешней торговли и инвестиций единые рынки, взрывоподобное развитие средств связи, информации, транспорта делают наш мир все более тесным. Наряду с этим в экономической, военной, обеспечения безопасности и многих других областях углубляются отношения между различными действующими в них субъектами. Например, резко увеличивается доля внешней торговли во всем объеме валового внутреннего продукта (ВВП), производимого в мире: в 1970 г. она составляла около 18%, в 1980 г. – 32%, в 1995 г. – около 40%. Глобализация и взаимозависимость означают, с одной стороны, повышение уровня жизни людей, а с другой – возрастание конкуренции, не признающей национальных границ. Очень важно определить, каким образом обратить этот процесс на пользу и процветание человечества. Япония умело использовала процесс глобализации. С 1985 г. из-за роста иены Япония стала переводить свои производства в азиатские и другие страны. Таким образом, оказывая помощь в экономическом развитии странам Юго- Восточной Азии, Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики. Япония отказывается от излишних административных норм и ограничений и проводит разнообразные реформы. Тем самым она готовится к выживанию в эпоху "великой конкуренции". Ныне качественно и количественно растет внимание к так называемым проблемам глобального характера. Четкого определения термина "глобализация" не существует. Однако все эти глобальные проблемы объединяет одно качество: их воздействие сказывается либо повсеместно на планете, либо на достаточно обширных территориях, и для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся потепление земного климата и другие экологические проблемы, СПИД и прочие новые эпидемические заболевания, наркотики, международная преступность, терроризм, ядерная безопасность, проблема беженцев и др. Следует отметить начавшийся в мире после "холодной войны" рост национального сознания. В результате прекращения противостояния Востока и Запада идеологическое противоборство перестало быть основным движущим фактором в международном сообществе. Вместо него, как представляется, в международном сообществе набирает силу воздействие национального фактора, т.е. осознание своей принадлежности к той или иной национальности. Широко известно, что региональные конфликты, которые стали один за другим возникать после окончания "холодной войны", главным образом разгорались на почве национальной или религиозной розни. С одной стороны, бывают случаи, когда национализм выливается в простой патриотизм. Но, с другой стороны, как показывают примеры бывшей Югославии и бывшего СССР, в тех многонациональных государствах, где теряется общая ясная идея, объединяющая народ, национальное сознание может вызвать ослабление и распад государства. В результате повышения важности глобальных проблем, а также роста в ряде регионов национального сознания сейчас наблюдается такое явление, как уменьшение роли государства. Если раньше эти роль и значение были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они становятся в жизни людей достаточно относительными. Самый яркий пример изменения роли и значения государства представляет, пожалуй, Европа, проводящая интеграцию. На Западе стали говорить, будто Япония, закрытая по своей сути, не сумела справиться с «глобализацией экономики» и будто бы это и стало причиной ее нынешнего экономического спада. Однако статистика свидетельствует о том, что Япония - неотъемлемая часть мировой экономики. Для США она является экспортером № 3 и импортером № 2, а для Китая - экспортером № 3 и импортером № 1. В 2000 году японские промышленные предприятия производили 14% своей продукции за границей. Накопленная сумма японских инвестиций за рубежом в 2001 году насчитывала 1,2 триллиона долларов, и они ежегодно приносят доходы (прибыль, проценты и дивиденды) на сумму 54 миллиарда долларов. Иностранные капиталы ныне составляют примерно 20% всех сделок на Токийской бирже. Тогда откуда этот имидж «закрытости» Японии? От недостаточного умения японцев овладевать иностранными языками или их «непонятного» поведения и «мистической» улыбки, означающей то ли «да», то ли «нет»? Наверное, определенную роль здесь играет смутное представление о том, что Япония когда-то была закрытой страной в буквальном смысле этого слова, и ошибочное убеждение в том, что будто бы Япония недавно «неожиданно выскочила» из отсталого феодализма. Однако при таком подходе упускаются из виду два важных момента. Первое: до XVII века Япония была активной участницей международной торговли во главе с Китаем (тогда Китай был «мировой фабрикой», экспортирующей ткани и изделия из фарфора и импортирующей в основном серебро из Европы). Одно время Япония даже была мировым лидером в экспорте золота и в импорте сахара. После закрытия страны, прежде всего из-за боязни надвигающегося колониализма, Япония не начала отставать, а продолжала развиваться. Становление самодостаточной экономики провело к активному товарообмену внутри страны. Несмотря на то что страна была разделена на множество «княжеств» (хан), единый рынок уже сложился (это не столько феодальная модель, сколько экономика, похожая на европейскую экономику эпохи абсолютизма). Ремесла достигли высочайшего уровня развития, на основе буддизма и конфуцианства была установлена трудовая этика. Следовательно, когда Запад заставил Японию открыться, она была готова к индустриальной революции. Нужны были только капитал и технологии. Капитал был накоплен за счет нескольких войн и эксплуатации собственных крестьян, а технологии и навыки менеджмента приобретены за рубежом за деньги. Всего за 70 лет Япония завершила индустриализацию экономики, создав довольно широкий слой среднего класса в крупных городах с более или менее «европеизированным» образом жизни и мышления (то есть индивидуалистическим и рациональным). Поэтому, стремительное развитие после Второй мировой войны - это не аномалия, а скорее продолжение и завершение довоенного процесса. Большинство японцев в то время работали не как рабы своих компаний, а как люди, желавшие вернуть себе довоенный уровень жизни. Та эпоха совпала с распространением в мировом масштабе появившегося в США еще до войны образа жизни «массового потребления». Американские сериалы о семейной жизни, в то время постоянно появлявшиеся на японских телеэкранах, также как и в других странах, демонстрировали «эталон» и упорно подталкивали население к покупке различных атрибутов «культурной жизни» - холодильников, телевизоров, пылесосов, микроволновых печек, пианино и, наконец, автомобилей. Японские предприятия начали лихорадочное производство этих товаров при наличии жесткой конкуренции внутри страны. Таким образом, внутреннее гражданское потребление и инвестиции были и остаются главными составляющими элементами ВНП Японии. Однако по мере экономического развития внутреннее потребление достигает своего потолка - это общее явление для индустриально развитых стран. Замедление роста экономики всегда чревато многими проблемами. Люди пытаются получить богатства не за счет своего труда, а путем передела не растущей экономики. Финансовое положение предприятий ухудшается, что ослабляет их конкурентоспособность на мировой арене. Существуют разные способы предотвращения спада. Одни прибегают к большим правительственным расходам, порой за счет массового выпуска государственных облигаций, другие пытаются восстановить рост за счет увеличения экспорта. В первой половине 80-х годов США использовали первый вариант, а Япония - второй. У Японии доля экспорта в ВНП достигла 15% (до этого она составляла 10-12%). Япония, в отличие от США, начала пользоваться огромным торговым профицитом. Хотя Япония закупала большое количество американских облигаций, тем самым финансируя экономический рост США (для Японии это были самые выгодные инвестиции), доверие к доллару существенно снизилось. Итак, в 1985 году министры финансов Большой семерки договорились о «контролируемом и умеренном падении курса доллара», предполагая, что им удастся избежать резкого падения этой мировой валюты. Однако количество частных денег, каждый день вращающихся на мировом рынке, намного превышает возможности любого государства контролировать курсы валют, и курс доллара по отношению к иене в течение последующих двух лет уменьшился в два раза. Это значит, что экспортные цены на японские товары повысились в два раза в долларовом исчислении. «Мировая фабрика» Япония мгновенно утратила конкурентоспособность (по цене) своих товаров. Япония прибегла к другому способу поддержания роста, то есть к увеличению правительственных расходов и снижению процентной ставки банковских ссуд. За счет этих мер к началу 90-х годов японская экономика достигла своего «золотого века». Однако, когда спекулятивно вздутые цены на акции и землю резко упали в 1990 году, начался нынешний экономический спад. Коммерческие банки свертывали объем выдачи новых кредитов, усугубляя финансовое положение ряда предприятий. Из-за потери конкурентоспособности (уровень заработной платы стал очень высоким, превысив аналогичные показатели в большинстве индустриально развитых стран) японские предприятия еще быстрее и в еще больших объёмах начали перемещать свою производственную базу за рубеж, в частности в Китай и Юго-Восточную Азию. Однако это не привело к большим катаклизмам в Японии ни тогда, ни сейчас. Напротив, реальный уровень доходов на душу населения в 1990-1998 гг. повысился на 20%. Япония по-прежнему обеспечивает 55% совокупного ВНП всех азиатских стран, включая Китай. В отличие от СССР в 1991 году японская экономика - «реальна», она основана на производстве товаров гражданского назначения, а не оружия. Но «отток» рабочих мест за границу продолжается. Безработица превысила 5% - рекордно высокий уровень в послевоенном развитии. И это постепенно разрушает несколько компонентов «японской модели», то есть пожизненный найм и равномерное повышение зарплаты в зависимости от продолжительности стажа. Следовательно, не совсем верно считать «японскую модель» причиной нынешнего спада, скорее дело в том, что макроэкономическое изменение сделало сохранение «японской модели» (равенство на высоком уровне и стабильность в жизни) сложным. 2.2. Япония в современной мировой экономической системе Для того чтобы оказаться во всеоружии перед лицом быстрой глобализации международной экономики и для создания максимально благоприятных условий для полного раскрытия жизненной энергии и потенциала японской экономики, Японии необходимо прилагать усилия к структурному реформированию своей экономики, т.е. еще более решительно проводить ее дерегулирование, во всех деталях проработать политику повышения конкурентоспособности, улучшить условия доступа на рынки и т.д. За счет осуществления этих мер Япония одновременно сможем еще активнее способствовать оживлению всей мировой экономики в целом. Необходимо наладить и многостороннюю систему внешней торговли и инвестиций, которая отвечала бы новым требованиям времени. Япония будет последовательно выступать за создание и укрепление международной экономической системы, которая бы всегда оставалась именно многосторонней и основывалась на справедливых и ясных правилах. В этом плане она участвует в дальнейшем укреплении многосторонней системы внешней торговли, прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО), где, в частности, разрабатываем правила для новых областей экономики. Деятельно участвует в переговорах в рамках ОЭСР по принятию многостороннего соглашения о взаимных инвестициях и ряде других. Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением таких глобальных проблем, с которыми мир столкнулся после окончания "холодной войны", как экологическая проблема, терроризм, перенаселение, наркотики. В частности, в декабре 1997 г. в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На ней был принят протокол, в котором обозначена цель: сократить с 2008 по 2012 г. более чем на 5% по сравнению с 1990 г. совокупный выброс в атмосферу всеми развитыми странами шести видов газов, создающих парниковый эффект, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку таким образом сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли. Перед нами стоит задача поддержания добрых экономических связей с США. Ведь две наши страны совместно производят более 40% совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в ХХI в. От того, каким станет в будущем Китай, который сейчас переживает бурный экономический рост, в высшей степени зависит и то, каким станет ХХI век для Японии, Азии, да и всего мира. Япония прилагает максимальные усилия к тому, чтобы путем широкого диалога, включая постоянное общение лидеров, добиться реальных результатов в решении практических задач японо-китайских отношений. Стабильный и играющий все более конструктивную роль в мировом сообществе Китай – это непреложное условие стабильности данного региона и всего мира в ХХI в. Вот почему Япония будет оказывать необходимое содействие и сотрудничать именно в этом направлении. С Республикой Корея Япония разделяет общие ценности демократии и рыночной экономики, а также имеет общие интересы в области обеспечения безопасности. Вот почему отношения дружбы и сотрудничества с ней не только являются основой политикой Японии на Корейском полуострове, но и составляют одно из главнейших направлений ее внешней политики. Ведя активный диалог и постоянно обмениваясь мнениями с новой администрацией президента Ким Тэ Чжуна, Япония и впредь будет прилагать усилия к построению таких отношений с Кореей, которые учитывают прошлое, но устремлены в будущее. Что касается отношений с Северной Кореей, то стремится к скорейшему проведению 9-го раунда переговоров о нормализации японо-северокорейских отношений. Здесь в тесном сотрудничестве с Кореей и другими странами прилагает усилия к тому, чтобы наряду с исправлением ненормальных отношений, сохраняющихся с послевоенных времен, содействовать миру и стабильности на Корейском полуострове. Япония последовательно поддерживаем выдвинутую США и Кореей идею четырехсторонней встречи. Что касается проблемы северокорейского ядерного оружия, то Япоиня и впредь в тесном сотрудничестве с США, Кореей и другими странами будем активно участвовать в работе КЕDO, Организации развития энергетики Корейского полуострова. Глава 3. 3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии. 3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией Договорно-правовая база торгово-экономических отношений между двумя странами была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г. В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался подписанием Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений, Меморандума об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ, Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов. В ноябре 1994 г. был подписан Меморандум об учреждении российско- японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись функции, структура и порядок работы комиссии. По мнению большинства экспертов, современное состояние договорно- правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли. В 70-е годы упор в развитии внешнеторговых отношений между Советским Союзом и Японией делался на осуществление крупномасштабных проектов по разработке природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (прежде всего в рамках так называемых компенсационных соглашений) и взаимный товарооборот характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние торговые связи в значительной мере утратили стабильность и до настоящего времени отличаются ощутимыми перепадами. Сказанное иллюстрирует динамика товарооборота России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.): |Товарооборот |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. | |В с е г о |3,9 |4,4 |4,6 |4,1 |3,1 |2,7 | | |(4,7) |(5,9) |(5,0) |(5,0) |(3,9) |(3,3) | |Экспорт |2,8 |3,6 |3,6 |3,1 |2,3 |2,2 | | |(3,5) |(4,8) |(4,0) |(4,0) |(2,9) |(2,8) | |Импорт |1,1 |0,8 |1,0 |1,0 |0,8 |0,5 | | |(1,2) |(1,1) |(1,0) |(1,0) |(1,0) |(0,5) | |Сальдо |1,7 |2,4 |2,6 |2,1 |1,5 |1,7 | | |(2,3) |(3,7) |(3,0) |(3,0) |(1,9) |(2,3) | Источник: Российско-Японские экономические отношения: реалии и возможности А.Горохов, 2000 г. Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота России с Японией к 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару (в 1998 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом, в то время как «иеновый» — всего на 16,7%). В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности. Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять «колониальный» характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные металлы приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и морепродукты — 29,8%, на лес и лесоматериалы — 15,8%, минеральное сырье — 8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%. В импорте из Японии преобладает машинотехническая продукция: транспортные средства, электробытовые изделия, металлообрабатывающее и погрузочное оборудование, средства связи. Проблема расширения российского импорта из Японии и повышения его «отдачи» для отечественной экономики во многом связана со своевременным и эффективным использованием двух так называемых пакетов японского финансового содействия Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной, главным образом ввиду последствий кризиса 1997—1998 гг. и сложного финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками совместных проектов. В числе наиболее важных нерешенных вопросов развития отечественного экспорта в Японию — крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов — основной статьи японского продовольственного импорта. Россия ежегодно недополучает сотни миллионов долларов из-за отсутствия соответствующих мощностей на российском Дальнем Востоке и невозможности экспорта в Японию готовой продукции. В то же время в Японию из Китая и других стран Восточной Азии поступают рыба и морепродукты на сумму, в 1,5—2 раза превышающую размер российских поставок этого вида продукции. Установлено, что значительная часть ввоза в Японию продукции морского промысла из азиатских государств представляет собой реэкспорт российских товаров данной группы, проходящих обработку на предприятиях указанных стран и в дальнейшем поступающих на японский рынок. За счет осуществления подобной практики доля переработанной продукции в китайском «рыбном» экспорте в Японию постоянно возрастает, а в российском — остается практически неизменной. Более того, в 1996—1999 гг. физический объем поставок морепродукции из России в Японию увеличился со 180 до 190 тыс. т (на 5,5%), между тем как стоимостный объем экспорта уменьшился с 1088 млн. до 794 млн. долл. (на 23,1%). Отчасти такое положение было обусловлено ухудшением структуры экспорта, т.е. повышением в нем доли дешевых и низкокачественных видов продукции. Но главная причина создавшейся ситуации заключалась в появлении на японском рынке большого количества мелких и средних российских экспортеров, которые не придерживаются единой торговой политики и нередко идут на существенное снижение цен ради получения краткосрочной прибыли. В конечном итоге такие действия в условиях крайнего ослабления экспортного контроля оборачиваются установлением диктата покупателя, т.е. японских импортеров, развалом рынка и недополучением Россией значительных средств в валюте. Кроме того, данного рода демпинг является объектом справедливых нареканий со стороны рыболовных компаний Китая, Республики Корея, Таиланда, что приводит к общему ухудшению торгового климата в отношениях с этими странами. По официальным российским статистическим данным, экспорт морепродукции из России в Японию в 1999 г. снизился до 82,5 тыс. т (196,5 млн. долл.). Японская статистика привела цифры в 215,9 тыс. т и 1162 млн. долл. Исправление ситуации, очевидно, потребует немалых организационных усилий, особенно если учесть прямую заинтересованность японских покупателей в «пиратских» поставках продукции морского промысла из России по низким ценам. Нельзя не отметить, что другие товары традиционного российского экспорта сталкиваются со все большими трудностями при поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся и энергетических углей за 1996—1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился со 120 до 90 млн. т. Одновременно происходили разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады. Уменьшение в последние годы размеров экспорта в Японию некоторых других российских товаров во многом объяснялось конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада. Сокращение объемов взаимных поставок в рамках «большой» торговли сопровождается свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой техники и других товаров российскими моряками и туристами. По сведениям корпорации «Транс Сибериа», к середине 90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока приходилось на японские автомобили. В Японии появились десятки небольших компаний, специализировавшихся на продаже подержанных автомобилей российским клиентам. После кризиса 1997—1998 гг. и девальвации рубля поток этих товаров из Японии в Россию ощутимо сократился. Данные японской таможенной статистики о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на торговле с Россией, показывают, что экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти вдвое (с примерно 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). Как полагают японские эксперты (по-моему, их мнение излишне категорично), возобновление прибыльных продаж автомобилей в Россию станет возможным лишь при росте курса рубля по крайней мере до уровня 10 руб. за 1 долл. Однако даже при этом небольшим японским фирмам будет нелегко вернуть утраченные позиции, поскольку операции с подержанными автомобилями на российском рынке перешли под контроль предпринимателей из Пакистана и других стран Южной Азии. Кроме того, в январе 2000 г. Россия повысила ввозные пошлины на этот вид товаров4. Основные надежды на расширение двусторонней торговли, и прежде всего на увеличение российского экспорта в Японию, связываются с осуществлением совместных проектов в топливно-энергетической области. В перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту «Россия—Япония». Проектом предусматривается сооружение на Сахалине ТЭС мощностью в 4500 мВт с последующей переброской электроэнергии в размере 10—30 млрд. кВт-ч в год по подводному кабелю через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Станция будет использовать попутный газ с сахалинских шельфовых месторождений. Для осуществления проекта консорциум японских компаний готов выделить 9,6 млн. долл. Предполагаемые суммарные инвестиции в проект оцениваются в 10—12 млрд. долл. Считают, что на проектную мощность ТЭС сможет выйти к 2015 г. Срок ее окупаемости — 11 лет. Одним из условий проекта является выплата японской стороной российским рыболовецким хозяйствам 1 млн. долл. в порядке компенсации за возможный ущерб их рыбным угодьям. Для Японии данный проект безусловно экономически интересен, поскольку себестоимость производства 1 кВт-ч электроэнергии на Сахалине составит менее 5 центов, в то время как на Хоккайдо она превышает 7 центов. Во время визита президента В. Путина в Японию было подписано трехстороннее соглашение между РАО «ЕЭС России», администрацией Сахалинской области и японской компанией «Марубэни». К 2001 г. РАО «ЕЭС России» должно было представить базовое технико-экономическое обоснование проекта, а компания «Марубэни» взялась проработать вопросы финансирования технико-экономического обоснования и определения структуры компании, которая будет заниматься самим строительством. Имеются большие возможности расширения поставок в Японию нефти и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36% энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55%. Расчеты показывают, что к 2015 г. в зависимости от различных вариантов изменения структуры энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тыс. до 1,6 млн. баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 млн. баррелей в день (при предпочтении нефти)5. В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений. Использование перечисленных потенциальных источников роста отечественного экспорта в Японию, как можно видеть, ни в коей мере не решает проблему рационализации отраслевой структуры поставок. Даже в долгосрочной перспективе предполагается сохранение акцента на «первичные» отрасли, а доля продукции обрабатывающей промышленности будет, очевидно, все более приближаться к нулевой отметке. Перелом сложившейся тенденции явится, судя по всему, делом весьма отдаленного будущего. 3.2. Японцев не пускают на родные Курилы Японские туристы, соблюдая во время поездок на курильские острова российские паспортно-визовые правила, тем самым признают суверенитет Москвы над Курилами. Больше не будут. Министерство иностранных дел ввело запрет на посещение Курильских островов, если речь идет о туристической поездке. Как решили японские дипломаты, подчиняясь правилам российского паспортно- визового режима, японцы косвенным образом признают суверенитетом России на то, что японцы считают своими северными территориями. Как передает дальневосточное агентство «Дейта.Ru», запрет в первую очередь касается самого крупного острова Курильской гряды – Кунашира. Туристические фирмы каждую неделю отправляют туда группы, в которые, как правило, входят пенсионеры, в свое время жившие на Южных Курилах. Японцы не только совершают экскурсии, но помогают нынешним жителям материально. Например, открыли госпиталь. Благодаря японским парламентариям на Кунашире появился «Дом дружбы». Путешествуют японцы и на Южный Сахалин, который тоже когда-то был японским. Пока запрет на Сахалин не распространяется. Только что оттуда вернулся огромный 9-палубный теплоход с 400 японскими экскурсантами. Эту группу возглавлял мэр города Касивадзаки господин Масадзуми. Японцы любовались Южно-Сахалинском и ловили рыбу. Все остались очень довольны. Разумеется, запрет на туризм будет восприниматься в контексте последних скандалов вокруг Курильских островов, о котором «Газета.Ru» не раз писала. В начале года был отправлен в отставку министр иностранных дел, который ввязался в конфликт с парламентом. Министр обвинял депутатов в том, что они готовы отдать России только два из четырех спорных островов. Вместе с министром выгнали депутата Судзуки, который был едва ли не самым важным человеком, с помощью которого Россия и Япония сотрудничали на Курилах. Выяснилось, что, покровительствуя Курилам, он наживал деньги и славу. Так, «Дом дружбы» на Кунашире стал называться «Домом Мунэо Судзуки». В июне токийская прокуратура выдвинула против него обвинения в махинациях при распределении заказов на оказание гуманитарной помощи Южным Курилам. Депутата Судзуки арестовали, а программа оказания финансовой помощи была заморожена. Теперь жители Курил не только не увидят государственной японской помощи, но и от туристов ничего не смогут получить. Все эти неприятности во многом связаны с новым министром иностранных дел – госпожой Йорико Кавагути. До Курил она занималась проблемами окружающей среды и в начале года даже не могла понять, о чем ей говорить с коллегой Игорем Ивановым. Однако госпожа министр быстро освоилась и заняла жесткую позицию в территориальном споре. В прошлую пятницу она наглядно продемонстрировала эту позицию, совершив осмотр Курильской гряды на вертолете. Это такая традиция у японских властей. Обычно оглядывание островов осуществляется с помощью бинокля или с вертолета, который летит по кромке японской зоны контроля. Такие акции должны символизировать, что Япония не отказывается от территориальных претензий к России. В апреле прошлого года вдоль Курил пролетел тогдашний премьер-министр Иосиро Мори. Его преемник Дзюнъитиро Коидзуми пока еще не сделал этого. Но наверняка сделает накануне своей следующей встречи с Владимиром Путиным. Предполагается, что она может состояться в октябре. Впрочем, японцы вряд ли чего-то ждут от этих переговоров. После вертолетного облета госпожи Кавагути российские информагентства немедленно распространили сообщение со ссылкой на Кремль: «Российская официальная позиция неизменна. Курилы – это наша территория. Слухи о том, что кто-нибудь что-нибудь будет кому-то передавать – это только слухи, не более того». Выводы: В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах. Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи. Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП. Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса. Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс. Неблагоприятна и демографическая перспектива. Ожидается, что между 2010 г. и 2015 г. численность населения Японии стабилизируется на уровне 130 млн. чел. При тенденции к старению населения это означает, что трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. Уровень заработной платы будет подниматься быстрее, чем в других странах. Требует замены и научно-техническая концепция развития Японии, сложившаяся в рамках модели «догоняющего развития». Чтобы удержать технологическое лидерство, придется отойти от преимущественной разработки «коммерческих» промышленных технологий, поднять значение фундаментальных исследований и расширить международный обмен идеями и технологиями. Задачи глобализации внешних хозяйственных связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов. Давление международной конкуренции будет вытеснять с национального рынка отрасли, теряющие конкурентоспособность. Свертываемые производства будут выноситься за пределы страны. Япония будет усиливать свои позиции в мировой экономике именно как лидер Азиатско-Тихоокеанского региона. Она будет активно строить как общую систему интеграционных связей в регионе, так и отдельные альянсы, чтобы сдерживать доминирование США и возможную экспансию Китая. Япония стремится к тому, чтобы ее национальная валюта заменила американский доллар в качестве ключевой валюты для расчетов и резервов в Азии, а в перспективе — к тому, что в регионе возникнет «иеновый блок», и иена стала валютой международных расчетов наряду с долларом и евро. Основы японского управленческого режима — пожизненный наем и оплата по старшинству — более не совместимы с необходимостью снижения издержек и утрачивают роль гарантов социальной стабильности. На смену прежней практике придет свободный наем и оплата по квалификации и результатам труда, сформируется мобильный рынок рабочей силы. Потеря рабочих мест на волне электронного и информационного бума будет перекрыта созданием новых рабочих мест в обслуживании информационных систем, в новых производствах и на рынках сбыта их продукции. Ожидаемый дефицит рабочей силы будет рассасываться благодаря привлечению пенсионеров и домохозяек на рынок труда и более широкому доступу в Японию работников-иностранцев. Уменьшится дифференциация японских семей по уровню доходов и накопленного имущества и наметится ослабление остроты жилищной проблемы в крупных японских городах. Предстоят пересмотр социальных программ и реформа социального обеспечения. Где выход? Снова в изоляцию, отказываясь от «глобализации»? Но Япония XXI века не может позволить себе этот легкий путь. Во- первых, ей нечем будет платить за импорт топлива, минеральных ресурсов, зерна и рыбы. Во-вторых, она будет лишена импорта товаров с высокой технологией. (По мере экономического и технологического развития перечень высокотехнологических изделий разрастается чуть ли не в геометрической прогрессии. Ни одна страна не может установить монополию по всей гамме этих товаров. Это открывает широкие возможности для активного международного обмена продукцией с высокой добавочной стоимостью. Другими словами, «глобализация» не является монополизацией экономики в руках США. Если США устанавливают глобальные стандарты в одних областях, то Япония или ЕС могут проводить свои стандарты в других.) Спасение Японии видится в другом направлении. Во-первых, Япония должна создавать новые отрасли взамен тех конвенциональных отраслей индустрии, которые утекли за границу. Такими отраслями могут стать: 1) биотехнологии, 2) нанотехнологии, 3) рекон-струкция жилищного фонда в условиях дерегламентации, 4) производство компьютеризированных бытовых электроприборов, 5) разработка новых программных средств, 6) производство роботов и т.д. Прогнозируемая к 2010 году выручка от продажи продукции этих отраслей приближается к 840 млрд. долларов, что составляет 25% нынешнего ВНП. Кроме того, Япония могла бы увеличить и долю сектора услуг в своей экономике (сейчас - 60%). Во-вторых, нельзя упускать из виду, что рядом с Японией сейчас формируется гигантский рынок - Китай. Сегодня японский экспорт в Китай составляет свыше 10% от всего объема ее экспорта. А по прогнозам Мирового банка Япония будет пользоваться наибольшей выгодой от вступления Китая в ВТО, увеличив свой экспорт на 61 млрд. долларов к 2005 году. Другими словами, неудивительно было бы, если бы удельный вес Китая в японском экспорте достиг того же уровня, что и удельный вес США (31% в 1999 году). Литература 1) А.С. Булатов, учебник «Мировая экономика», «Юристъ» 2001 г. 2) М. Корнилов, «Япония, Южная Корея, Китай – особенности модернизации // Зарубежный опыт» 2000 г. 3) Журнал “Япония сегодня”, www.japantoday.ru. 4) Международный журнал “Проблемы теории и практики управления” № 09 2000 г. 5) Акио КАВАТО «Ответ Японии на «Глобализацию экономики» ”, www.japantoday.ru. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |