|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Электронная коммерцияЭлектронная коммерцияСтатья Хорошко Дениса Ивановича на публикацию в сборнике. Введение Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение этому понятию. Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации. Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме. Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту. На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки. Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих. Объемы электронных продаж Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году. К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100 млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52% за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%). По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300- 500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%. Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%. Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до 150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 году будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 600-800 млрд долл. В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999 году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их снижение до 50-55%. Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при оплате кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6 покупок, а в 1999 - 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети, подобный способ становится одним из основных. Например, исследования онлайн- покупателей в новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они приобретают в обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете. Интересные факты в размитии электронной коммерции в Европе. Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения "О юридических аспектах электронной коммерции". Согласно этому документу, электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того, достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании электронных контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом для развития европейского электронного рынка. Сейчас около 35% постоянных европейских пользователей Интернет регулярно посещают сайты, связанные с онлайновой торговлей. В настоящее время в Европе насчитывается около 16 млн. покупателей Интернет-магазинов. К 2004 году ожидается рост их количества до 100 млн., что составит около 70% от всех европейских пользователей. В 1999 году рост доходов европейской электронной коммерции превысил американский, составив около 200%. Однако объем розничных продаж был равен всего 3,5 млрд. долл., т.е. лишь 0,2% всех розничных продаж. Лидерами здесь оказались финские покупатели (12,7%), на втором месте - Франция (10%), затем - Германия (4%) и Великобритания (2,8%). На онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция, сопровождаемая мощным ростом прибыли, в результате чего к 2005 году из каждых 20 электронных компаний выживет лишь одна. Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной торговли в Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и электроника. Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке. В 1999 году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд. долл., причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию (более 1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно отнести Австралию (около 380 млн. долл). В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15% пользователей в Гонконге, сделали покупки в онлайновых магазинах. Наибольшим спросом здесь пользуются книги и компьютеры. Но все же интереснее обсудить российскую специфику электронной коммерции. На сегодняшний день не всё так хорошо и гладко. Приведу пример покупки в одном из электронных магазинов через Интернет. Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с 15:15 до 15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале в субботу. Подтверждение по электронной почте пришло тут же. Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ. В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира "Милая Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также выяснилось, что сосисок нет никаких - выходные. Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до 12 часов). Претензий к доставленному заказу не было. Заключение Подводя итог можно сделать следующие выводы. 1. Существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения приемов электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности, причем немалый процент составляет различные Internet-технологии. 2. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы обеспечить надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet. 3. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел. 4. А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до электронной коммерции как таковой. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |