|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансирование и кредитование капитальных вложенийФинансирование и кредитование капитальных вложенийФинансирование и кредитование капитальных вложений Основы финансирования и кредитования капитальных вложений Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство ос- новных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконст- рукцию и расширение действующих основных фондов производст- венного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложе- ния имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизирован- ные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материаль- ные условия для роста и совершенствования общественного произ- водства и повышения материального благосостояния народа. Капи- тальные вложения различаются по формам собственности отрас- левому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу за- трат, способу строительства, источникам финансирования. Эффек- тивность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизвод- ственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, реги- онах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных за- тратах. Современная инвестиционная политика направлена на обеспече- ние социальной направленности и высокой народнохозяйственой эффективности капитальных вложений, а также на использова 172 @ их преимущественно на техническое перевооружение и реконструк- цию действующих предприятий. Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулиро- вания (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной эко- номикн, которая построена на функционировании различных и рав- исправных форм собственности. Совокупность основных правил и рекомендаций, которые опре- деляют состав источников денежных средств для капитальных вло- жений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъек- там инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особен- ности воспроизводства основных фондов, строительного производ- ства и его продукции обуславливают относительную самостоятель- ность и специфические черты этой системы. Различают два основных метода обеспечения капитальных вло- жений денежными средствами: безвозвратный, или финансирова- ние, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставле- нне средств не обусловлено их возвратом в заранее установленных ние средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов. Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и орга- низациям непосредственно. Планово-целевой характер финансиро- вания заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной до- кументацией и принято соответствующее решение об их сооруже- нии. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организаци- ям в соответствии с выполнением плана (контракта). Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех ра- бот или их этапа, а также другого показателя объема этих работ; ки, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловле- на непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежнойединицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финан- сировании их за счет собственных средств инвесторов последние са- ми заинтересованы в эффективности капитальных вложений, по- этому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обме- ры оплаченных строительно-монтажных и других работ. Возвратное предоставление средств, или кредитование, произво- дится на условиях возвратности предоставленных средств в кон- кретные сроки и определенных размерах. Банки предоствляют дол- госрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен- ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное принципах, на которых производится финансирование. Кроме того кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен- ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходи- мость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-эко- номическом обосновании направления и размера кредита, содейству- ет усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капиталъных вложений. Капитальные вложения выступают как одна из форм инвести- ций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их явля- ются обязательными для нормального функционирования экономи- ки каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятель- ность в Украине осуществляется в условиях общего кризиса ееэко- номики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тя- желое финансовое состояние предприятий и организаций, платеж- ный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковскнй кредит, а также другие кризисные явления вызвали рез- кое снижение объемов капитальных вложений, капитального строи- тельства и ввода производственных мощностей и объектов строи- тельства, что обусловило спад производства необходимой продук- ции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являть- ся активизация инвестиционной деятельности, для чегонеобходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных про- грамм, обеспечить их целевое и эффективное использование. Мобилизация средств на финансирование капитальньн вложений. Капитальные вложения обеспечиваются денежными средствами из разных источников, основным из которых является националь- ный доход, создаваемый в сфере материального производства. На- ряду с национальным доходом источником средств для капиталь- ных вложений является фонд возмещения потребленных средств труда. Источником средств выступают также кредиты иностранных банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка- питальные вложениия по нескольким распределительным каналам. банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка- питальные вложения по нескольким распределительным каналам. Поэтому в практике обеспечения капитальных вложений денежны- ми средствами появляются различные по характеру источники де- нежных средств. К ним следует отнести: собственные финансовые ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, возме- щение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопле- ния и сбережения граждан, юридических лиц и др.); заемные фи- нансовые средства инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства инвесто- ров (средства, полученные от реализации акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц); бюджетные инвестиционные ассигнования; средства внебюджетных фондов, бесплатные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан. Состав средств, направляемых на капитальные вложения, зави- сит от того, кто является инвестором и какую форму собственности он представляет. Так, инвесторами государственных капитальных вложений являются органы власти и управления страной, областя- ми и другими административно-территориальными образованиями, а также государственные предприятия и организации. В первом слу- чае капитальные вложения осуществляются за счет средств соот- ветствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств. Государственные предприятия и организации, а также те, которые основаны на коллективной форме собственности, обеспечивают капитальные вложения собственными, привлеченными и заемными средствами. Отдельные граждане, трудовые и крестьянские хозяйства обес- печивают капитальные затраты за счет собственных средств (трудо- вые доходы, доходы от средств, которые помещены в кредитные уч- реждения и ценные бумаги, сбережения и др.) и банковского, а в от- дельных случаях и государственного льготного кредита. Собственные средства предприятий и организаций образуются согласно требованиям коммерческого расчета и состоят из прибыли, амортизационных отчислений и других средств. В последние годы возрастает удельный вес собственных средств в общем объеме фн- нансирования капитальных вложений. Важным источником финансирования капитальных вложений становится прибыль от основной деятельности, которая представ- ляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации.Использованне прибыли для этой цели создает зависимость капитального строительства на действующих предприятиях от их основной деятельности, поскольку своевремен- ное и полное финансирование таких вложений обусловлено выпол- нением плана прибыли. В настоящее время государственные пред- приятия и организации производят отчисления отприбыли, остаю- щейся в их распоряжении, на техническое переоборудование произ- водства, освоение новых технологий, осуществление природоохран- ных мер и нового строительства. Нормативы отчислений устанавли- ваются органами, исполняющими функции по управлению имуще- ством, которое находится в государственной собственности, в разме- рах не менее 30 и не более 80 % суммы, остающейся у предприятий и организаций прибыли после уплаты ими обязательных платежей. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стон- мости средств труда, перенесенной на продукт труда. В масштабе всего народного хозяйства амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизвоства основных фон- дов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фон- дов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный относительно длительный пери- од времени. Переход к рыночным отношениям требует коренного изменения амортизационной политики. На современном этапе технического прогресса нормы амортизационных отчислений должны соответст- вовать темпам физического и морального износа, активно обеспечи- вать ускорение обновления и замены устаревших машин, оборудова- ния и транспортных средств. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах к балансовой (первоначальной, вос- становительной) стоимости основных фондов. С 1991 г. действуют единые нормы отчислений только на полное восстановление основ- ных фондов. Они обязательны для применения всеми предприятия- ми и организациями, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности. Начисление амортизации на активную часть основных фондов имеет ряд особенностей. Так, если основные фон- ды используются для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и обору- дования, расширения экспорта, то может применяться ускоренная амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение стоимости основных фондов на затраты производства и обращения за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение стоимости основных фондов на затраты производства и обращения за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими нормами амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация должна содействовать интенсивному обновлению основных произ- водственных фондов. Амортизационные отчисления на полное вос- становление машин, оборудования и транспортных средств должны производиться в течение нормативного срока их службы или срока, за который стоимость этих фондов полностью перенесена на затра- ты производства и обращения. При списании основных фондов до полного перенесения их сто- имости на затраты производства и обращения недоначнсленные амортизационные отчисления компенсируются за счет прибыли, ос- тающейся в распоряжении предприятия и организации. Для создания экономических условий сокращения расходов на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств коренным образом изменена практика фи- нансового обеспечения затрат на эту цель. Поскольку нормы амор- тнзацнонных отчислений на капитальный ремонт основных произ- водственных фондов не устанавливаются, то предприятия и органи- зации независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб- ственности включают расходы на капитальный и другие виды ре- монта этих фондов в себестоимость продукции (работ, услуг). Что- бы обеспечить равномерность такого включения, предприятия и орга- низации имеют право создавать ремонтный фонд (резерв). Начиная с 1993 г. каждое государственное предприятие и орга- низация должны перечислять в бюджет 25 % амортизационных от- числений. За счет этих средств будут предоставляться ссуды для проведения структурной перестройки базовых отраслей народного хозяйства страны. Исключение составляют предприятия Минмаш- прома Украины, которые направляют эту часть амортизационных отчислений полностью в государственный фонд содействия кон- версии. В связи с повышением цен проведена индексация основных фон- дов в народном хозяйстве Украины, а также будет корректироваться ежеквартально сумма амортизационных отчислений. Индексы для такой корректировки устанавливаются Министерством статистики Украины. К прочим собственным средствам предприятий и организаций для капитальных вложений относятся средства, мобилизуемые в ходе строительства в результате реализации лишних и ненужных материалов и оборудования, использования ранее оплаченных мате- риальных ценностей и прежде всего оборудования, а также ликви- дации дебиторской задолженности, которая относится к капиталь- ным вложениям. Этот источник называется мобилизацией внутрен- них ресурсов в строительстве (МВР). Бюджетные ассигнования имеют высокий удельный вес среди источников финанснровнния государственных капитальных вложе- ний. Они являются основным источником финансирования капи- тальных вложений в непроизводственную сферу. Наряду с этим бюджетные ассигнования используются при строительстве объек- тов производственноге назначения, которые имеют, как правило, важное народнохозяйственное значение. В последние годы наблю- дается постепенный переход от безвозвратного бюджетного финан- сирования капитальных вложений на коммерческое кредитование за счет средств государственного бюджета. Источником денежных средств на капитальные вложения может быть долгосрочный кредит как банковский, так и государственный. Кредит предоставляется, как правило, тем инвесторам, у которых нет или недостаточно собственных средств во всех случаях техниче- ского перевооружения, реконструкции и расширения производства, приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, а также на стронтельство новых предприятий и сооружений. Удельный вес долгосрочного кредита в источниках финансиро- вания государственных капитальных вложений сравнительно мал. Переход к рынку и развитие рыночных отношений в народном хо- зяйстве страны должны создать условия для расширения кредит- ных отношений в сфере капитального строительства. Источником денежных средств для капитальных вложеннй вы- ступают и различные фонды, создание которых разрешено в послед- ние годы (Чернобыльский, инновационный, содействия конверсии и др.). Все денежные средства, выделенные на капитальные вложения, концентрируются в банках, что является обязательным условием обеспечения непрерывного и целевого финансирования затрат. В ус- ловиях развития рыночных отношений и при комплексном обслу- живанин одним учреждением банка предприятия и организации хранят свои собственные средства, предназначенные на капитальные вложения, как правило, на своих расчетных счетах. В этих условн- ях выделенные на капитальные вложения средства не должны обо- собляться от других средств предприятия и организации, как это было до банковской реформы 1987 г. Это создает им условия для оперативного маневрирования собственными средствами. По прось- бе предприятий и организаций на договорных начплах за отдельную плату банки могут открывать им отдельные счета для учета собст- венных средств и их использования на капнтальные вложения. Это имеет смысл в случаях, когда инвестор осуществляет значительный объем капитальных вложений и есть необходимость в точном учете средств на эту цель. Обособление собственных средств инвесторов, выделенных на капитальные вложения, на отдельных счетах проводится при сме- шанном финансировании, когда наряду с бюджетными ассигновани- ями используются его собственные средства. Перечисление собст- венных средств предприятий и организаций на отдельные счета в указанных выше случаях, его размеры и сроки не должны создавать финансовое напряжение для них, а сроки должны быть приурочены к проведению расчетов за выполненные работы, оказанные услуги. Средства бюджетов и внебюджетных фондов для финанснрова- ния капитальных вложений, а также разрешенный долгосрочный кредит зачисляется банками на отдельные счета. Коммерческие банки должны выполнять работу по мобилизации средств на капитальные вложения, объем которой определяется со- глашеннем, заключенным с инвестором по этому поводу. Обусловленное кризисом резкое снижение инвестиционных воз- можностей как бюджетов всех уровней, так и предприятий и орга- низаций выдвигает на первый план проблему финансового обеспече- ния капитальных вложений для структурной перестройки экономи- ки, конверсии и модернизации производства, внедрения новых тех- нологий. Частичное решение этой проблемы может быть достигну- то за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и обли- гаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе креди- тов), использование части средств, полученных от приватизации имущества и амортизационных отчислений на полное восстановле- ние основных фондов государственных предприятий, а также части средств от реализации оружия, военной техники, имущества и пере- дачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил. Особенности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств предприятий и хозяйственных организаций Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за счет собственных средств техническое перевооружение, реконст- рукцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйст- венным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за целевое и эффективное использования собственных средств возла- гается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова- ния таких капитальных вложений. Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас- четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи- тальные вложения за отдельную плату. Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а @ они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова- ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес- тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект- ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору- дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за- трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло- жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так- же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро- ительства. Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное использование собственных средств инвестора на капитальные вло- жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от- дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации, проводить контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ), оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло- жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по- лучение соответствующей прибыли. Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми- ровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст- ва. Он используется на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно- то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй- ственных организаций, независимо от форм собственности, это за- траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире- ние производства, на строительство объектов непроизводственного назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель- стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно- хозяйственное значение. Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй- ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз- вратности, срочности, платности и обеспеченности. Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре- шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличивают производство товаров на- родного потребления. Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля- ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без- опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности строительства. Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре- дит, который предоставляется коммерческими банками на договор- ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу- дарственный кредит, источником которого являются средства рес- публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные программы за счет централизованных кредитных средств Нацио- нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест- венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч- ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных средств на договорных началах. Основными принципами формиро- вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ- ственных органов в выбор и реализацию этих условий. Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этом случае - это собственные средства банков (различные фон- ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд- ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже- тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у других банков. Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре- дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен- ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про- центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест- венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования производится банком на основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото- рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст- вует в течение всего периода пользования кредитом. Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет- @ ся единственным источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи- ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек- ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од- ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации, кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре- сурсов. Общий срок пользования кредитом складывается из норматив- ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли- ваются в пределах окупаемости затрат по проекту. Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо- собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях перехода к рынку. Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения кредитного договора на основе анализа его финансово- го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет- ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос- ти, проектно-сметная документация, планы технического перево- оружения производства, прогнозные и статистические материалы, характеризующие как современное экономическое состояние заем- шика, так и перспективы его развития. Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид- ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др. При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме- иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе- рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-, нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра- ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий, рынок сбыта продукции и др. Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек- та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной документации и заключений экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы, конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо- мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально- технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор- ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт- неров. В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- . ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про- должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле- ния хозрасчетной деятельности. - ' Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды. Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро- ки, предусмотренные кредитным договором. Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза- тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало- та, гарантии, страхования кредитного риска. Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета- лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон- тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за- емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре- доставлением кредита. После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем- щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди- ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется со следующего квартала после принятия ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных средств заемщика. Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики. В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль- зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави- ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак- тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо- лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю- щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею. Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред- приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя- ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй- ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление других кризисных явлений в экономике страны. В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование строек и объектов производственного назначения, а также кредито- ванне целевых производственных программ за счет централизован- ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре- доставляется на капитальные вложения только производственного назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми- нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе предложений этих органов Министерство экономики по согласова- нию с Министерством финансов определяет перечень строек и объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров Украины. Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото- рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними договоры. После утверждения плана-прогноза экономического и социаль- ного развития страны Министерство экономики доводит до мини- 195 @ стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и финансирующих банков объемы государственного кредита на пла- нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде- ния которых будут осуществлять государственное кредитование, планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст- венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро- го целевое назначение. Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн кредитные соглашения, где предусматривают: цель предоставления государственного кредита; его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен- ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет), льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога- шения - не должен превышать 3-к лет; процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли- ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле- ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх- ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво- диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус- новленной для органов хозяйственного управления в целом про центной ставки; вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст- венного кредитования могут быть только стройки, нормативный срок строительства которых не превышает 3-к лет; экономические санкции и особые условия кредитования; обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле- ния, использования и возврата государственного кредита. Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле- ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев- ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за- ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен- него управления сведений об утвержденных им объемах государст- венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ- ления. Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни- ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше- ние государственного кредита начинается через год после оконча- ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес- кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при- обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша- ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более двух лет. Гарантом погашения государственного кредита выступает мини- стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления. Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре- диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди- том перечисляются финансирующими банками в доход государст- венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу- дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про- центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных" процентов. При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при консервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин- весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до- полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ- ленные сроки. Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст- венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст- ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини- стерство финансов Украины. Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре- сурсов Национального банка предоставляется только государствен- ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе- редовых технологий, увеличение производства товаров народного потребления. Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ- ственной программы, но не может превышать 5 лет. Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе- му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо- @ снованием его потребности и эффективности намеченной про- граммы. Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за- явки. При необходимости получения централизованных ресурсов Национального банка коммерческие банки подают заявки областно- му управлению Национального банка. Региональные управления Национального банка анализируют за- явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе- сообразности кредитования целевых производственных программ и экономических возможностей этих банков направляют в управление кредитного регулирования Национального банка. Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина" также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч- ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про- грамм направляют непосредственно в Национальный банк. Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком- мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко- митете и утверждается правлением Национального банка Украины. Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре- дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи. Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование централизованных ресурсов для кредитования произ- водственных программ. Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, перечисленных им Национальным банком для целевого кредитования. Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер- ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас- четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю- дении этого условия Национальный банк сможет своевременно пре- доставлять коммерческому банку средства в пределах открытой ему кредитной линии. Использование, погашение кредита и уплата процентов за поль- зование им производятся в установленном порядке. Контроль за целевым использованием кредита коммерческими банками осуществляет Национальный банк и его региональные уп- равления, а за целевым использованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При выявлении фактов нецелевого использо- 198 @ вания кредита Национальный банк (региональные управления Наци- онального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф в раз- мере 5 % суммы кредита, использованной не по назначению. Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляе- мый на капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства, снижению его себестоимости и ускорению окупае- мости затрат, если строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, а капи- тальные вложения и средства выделяются соответственно нормам продолжительности строительства. Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощнос- тями строительной индустрии, которые следует эффективно ис- пользовать. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют в основном учреждения Сбербанка Украины. Объ- ектами кредитования являются затраты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых до- мов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустрой- ство садовых участков, строительство гаражей, на приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на по- купку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными по- стройками, на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели. Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Кредиты на строительство, покупку, ка- питальный ремонт и реконструкцию инднвидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач и других строений предоставляются в размере до 75 % сметной стоимости строительст- ва, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах разме- ров, устанавливаемых Сбербанком Украины в зависимости от уровня цен и в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобретаемых в других банках. Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их посто- янного жительства (прописки), за исключением кредитов на строи- тельство и покупку индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах, которые выдаются по месту за- стройки или нахождения индивидуального дома или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые предо- ставляются по месту нахождения вузов. Сроки представления документов, подтверждающих целевое ис- пользование средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от объекта кредитовання, и не позднее установленного срока освоения. При этом срок освоения кредитов, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов, квартир и др. - 2 мес. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользова- ния ссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом, чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора, оформляется срочным обязательством заем- щика и подписывается заемщиком. Для получения кредита и оформления кредитного договора ин- дивидуальные заемщики предоставляют банку следующие доку- менты: паспорт или другой заменяющий его документ; справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указани- ем получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из которого проставляются в кредитном договоре заемщика; документы, необходимые для определения платежеспособности клиента; договор залога имущества или договор страхования; поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих постоянный источник дохода; документ, подтверждающий право на соответствующие льготы. Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреж- дение банка для получения кредита следующие документы: на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в установленном порядке выписку из решения госадминистрации о выделении земелъного участка под застройку дома, а также разре- шенный и приложенный проект дома с указанием сметной стоимос- ти строения или сведения из проектно-сметной документации, заве- ренные районным архитектором. При совместном строительстве многоквартнрных жилых домов представляется также один экзем- пляр договора, заключенного между участниками застройки с ука- заннем сведений об участниках и доли каждого из них в совместном строительстве; на строительство надворных построек - справку госадминист- рации о том, что заемщик является владельцем дома и не имеет ука- занных построек, а также паспорт с постоянной пропиской в этом доме; на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жи- лого дома с надворными постройками, присоединение их к инженер- ным сетям, на приобретение оборудовання для инженерного обуст- ройства дома - документ, удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт с пропиской в этом доме и перечень предстоящих работ; на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надвор- надворными постройкамм (дом покупается как основное жилье) - справку бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стои- мости строения. При отсутствии указанной справки можно пред- ставить справку органов госстраха о страховой стоимости строений; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садо- вых домиков и благоустройство садовых участков - справку прав- дения садоводческого товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащих выполнению работ; на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку ко- оператива, свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию; на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку о том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначального взноса; на покупку квартир в личную собственность - решение госад- нннистрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры; на строительство гаражей - справку гаражно-строительного коператива либо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ. По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется га- рантийное письмо на имя продавца о перечислении на его вклад сум- мы получаемого покупателем кредита после оформления в установ- ленном порядке договора купли-продажи дома. Кредитный работник проверяет правильность оформления до- говора залога имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и состав- ляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного руко- водителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет ин- дивидуальному заемщику лицевой счет. В случае увеличения предельного размера кредита на строитель- ство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнитель- ный кредит из расчета максимально возможного размера при усло- вии соблюдения установленных сроков освоения кредита. Дополнительный кредит на окончание строительства индивиду- ального жилого дома может быть выдан только после предвари- тельной проверки целевого использования ранее полученного кре- дита на основании справки районной госаднинистрации или район- ного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные про- верки на месте целевого использования не производятся, но обяза- тельно должен быть представлен промежуточный отчет об нсполь- зовании ранее полученного кредита. Дополнительная выдача кредита производится на условиях, дей- ствующих на момент его получения. Если процентная ставка не из- менялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформля- ются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и документов по первоначальой выдаче. При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредит- ного договора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики платежей. Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка. Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним произ- водится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательст- вами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как пра- вило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем через 3 мес. после получения ссуды или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы кре- дита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае пла- тежи производятся с объединеннем суммы ежемесячных платежен. При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полу- ченные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задол- женности по ссудам и процентам по ним может произвоцнться заем- женности по ссудам и процентам по ним может производиться заем- шиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просрочен- ные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспор- ном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженнос- ти по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При не- уплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше 6 мес., банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком. За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, ус- тановленные на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяют- дельных случаев, когда в соответствии с банковским законодатель- ством, Национальным банком Украины и Советом Сбербанкка Украи- ны вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящи- мися на территории Украины, путен установления минимальных и максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Мини- мальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и рас- ходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспе- чивать определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зави- симости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдель- ные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах, предусмотренных Сбербанком Украины. Конкретные раз- меры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установ- ленньгх границ определяются, как правило, непосредственно уч- реждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика. Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем де- ления сумны процентов за весь период пользования кредитоы на время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учи- тывается необходимость приоритетного предоставления кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка Укра- ины не менее 1 года или получает заработную плату через его уч- реждения независимо от сроков. В процессе кредитования населения банк осуществляет кон- троль 3а правильным и целевым использованием заемщиком ссуд пу- тем проверки документов, предоставленных для оформления кре- дита, отчетов о расходовании средств и других документов, предус- мотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на мес- тах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в разме- ре не ниже О,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 26 июня 1993 г. №483 "О дальнейшем развитии индивидуального жилищного строительства" с 1994 г. на индивидуальное жилищное строительство будет предоставляться государственный долгосроч- строительство будет предоставляться госудорственный долгосроч- ный льготный кредит на срок до 30 лет за счет средств государст- венного бгоджета. Министерство экономики и Министерство фи- нансов ежегодно должно определять лимиты выдачи долгосрочно- то льготного кредита для Республики Крым, областей, городов Кн- ева и Севастополя в пределах средств, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете. Министерство финансов определяет процентные ставки и осуществляет контроль за использованием вы- данного кредита. С сентября 1993 г. предусматривается учет граж- дан, желающих осуществить индивидуальное жилищное строитель- ство за счет собственных средств с использованием государственно- то долгосрочного льготного кредита. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи- тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го- довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре- вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых. При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%, два ребенка - 1 %, три и более - без процентов. Министерство финансов, Министерство Экономики Украины, Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен- ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам, сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ- ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г. Государственное кредитование строительства жилищных коопе- ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно- строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи- лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 то долгосрочного льготного кредита. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи- тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го- довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре- вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых. При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%, два ребенка - 1 %, три и более - без процентов. Министерство финансов, Министерство Экономики Украины, Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен- ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам, сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ- ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г. Государственное кредитование строительства жилищных коопе- ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно- строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи- лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 лет с погашением ежеквартально равными частями. На приобретение жилищными кооперативами построенных или капитально отре- монтированных (реконструированных) жилых домов кооперативам предоставляется кредит в размере 85 % стоимости домов на 30 лет с погашением ежеквартально равными частями. На строительство жилых домов, которое было начато до 2 января 1992 г., государст- венный кредит не предоставляется. Согласно постановлению Каби- нета Министров Украины от 4 апреля 1992 г. № 175 на указанное строительство производится компенсация дополнительных затрат, связанных с либерализацией цен. Организация работы по выдаче ЖСК государственного кредита, его учет и проведение расчетов осуществляются коммерческими банками. Укрсоцбанк Украины выступает в качестве ведущего бан- ка по обслуживанию государственного кредита для ЖСК. Министерство экономики и Министерство финансов Украины на основании прогнозных расчетов объемов кооперативного жилищно- то строительства и потребности в государственном кредите на пла- новый год определяют лимит выдачи государственных кредитов для Совета Министров Республики Крым, областей, городов Киева и Се- вастополя в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете. Министерство финансов Украины доводит Укрсоцбанку годовой план финансирования (форма № 12) с распределением его по кварталам с указанием "Для выдачи льготного кредита жилищ- но-строительной (жилищной) кооперации". Ежеквартально Мини- стерство финансов Украины платежным поручением перечисляет средства государственного бюджета на выдачу льготного кредита в объемах, предусмотренных планом на текущий квартал. Выделен- ные средства перечисляются Укрсоцбанком на отдельный счет "Средства бюджета для предоставления государственного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам", который от- крывается на балансовом счете № 740 "Фонд долгосрочного креди- тования за счет бюджета". Укрсоцбанк доводит до дирекций подведомственных банков оп- ределенные Министерством экономики и Министерством финансов Украины лимиты выдачи государственного кредита. Совет Минист- рев Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская то- . родские госацминистрации в пределах выделенных лимитов госкре- пита доводят их до госадминистрации районов и городов республи- ки,области,города. Финансово-кредитные отношения между Министерством фи- нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным дотово- нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным догово- ром, в котором указываются цель выдачи кредита, сроки его пога- шения, процентные ставки за пользование кредитом, экономические санкции за невыполнение условий договора. Кредитные отношения между коммерческими банками и ЖСК оформляются кредитным договором, в котором определяются цель выдачи кредита, сроки его возврата, процентные ставки за пользование кредитом. экономичес- кие санкции и особые условия кредитования обязательства банка и ЖСК. При оформлении кредитного договора учреждения банка проверяют платежеспособность каждой семьи членов кооператива и перспективы полного погашения задолженности с учетом действу- ющей процентной ставки за пользование кредитом. Общие сведения по категориям граждан, которым предоставляются льготные креди- ты, правления ЖСК представляют госадминистрации городов, ра- йонов, областей для решения вопроса о выдаче кредитов в пределах выделенных лимитов. Размеры госкредита в разрезе территорий уточняются ежеквартально по всем ЖСК, которые имеют задол- женность по выданным кредитам. Выдача средств за счет госбюджета по фактическим затратам проводится с балансового счета № 779 "Долгосрочные ссуды, вы- данные индивидуальным ссудозаемщикам через предприятия и ор- ганизации за счет их собственных средств". Задолженность по гос- кредиту после подписания акта государственной приемочной ко- миссии в 10-дневный срок оформляется срочным обязательством на конкретные сроки погашения. За просроченные платежи по ссудам начисляется дополнитель- ная плата в размере 25 % годовых от суммы просроченной задол- женности. Средства ЖСК на погашение задолженностей банку по госкредиту и проценты за пользование кредитом перечисляются коммерческим банком непосредственно в доход госбюджета на счет 1710015 "Возврат государственного кредита". Задолженность по ссуде и проценты за пользование госкредитом погашают за счет средств на текущем счете, открытом кооперативу в учреждении коммерческого банка, ежеквартально равными частями не позднее 10 апреля, июля, октября и января за истекший квартал. Погаше- ние начинается с квартала, следующего за тем, в котором подписан акт государственной комиссии о приемке жилого дома в эксплуата- цию. Проценты, начисленные за период использования ссуды, упла- чнваются одновременно с первым платежом по ссуде, а за последу- ющее время - с очередными платежами. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |