рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Инвестиции в Беларуси рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инвестиции в Беларуси

Инвестиции в Беларуси

Минский институт управления 2002 (группа 1005)

Введение

Задачи курсовой таковы:

1. дать определение понятию инвестиции;

2. выяснить, какова роль инвестиций в экономике и изучить проблемы

формирования благоприятного инвестиционного климата на примере

зарубежных стран;

3. исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы о

перспективах развития инвестиционного процесса .

Сложность рассматриваемых процессов инвестирования представляет собой одну

из основный задач управления экономикой. При этом жизненно важными для

инвесторов оказываются практически все аспекты хозяйственной деятельности

будущего предприятия – начиная от внешней социальной среды и заканчивая

вариантами его финансирования.

В данной работе большое внимание уделено иностранным инвестициям,

поскольку именно они могут играть основную и весьма благоприятную роль в

экономической деятельности предприятий любой страны. И целью данной работы

является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его

сравнение с опытом зарубежных стран.

1.Сущность, формы и виды инвестиций.

Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в

целом характеризуется объемами и формами осуществления инвестиций.

Существует достаточно много определений инвестициям, трактуемых законами и

авторами учебных пособий по проблемам инвестиций. Основным документом,

определяющим понятие инвестиций является инвестиционный кодекс Республики

Беларусь, принятый 22 июня 2001 г.

«Инвестиции» в переводе с латинского означает «вложение».

Инвестиции( - это вложение капитала с целью последующего его

увеличения.

Типичная ошибка в том, что под инвестициями понимается любое вложение

средств, которое может и не приводить ни к росту капитала, ни к получению

прибыли. Частая ошибка - идентификация «инвестиций» с термином «капитальное

вложение». Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в

воспроизводство основных фондов, но вместе с тем, инвестиции могут

осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты,

и в отдельные виды нематериальных активов, следовательно, «капитальные

вложения» более узкое понятие. Во многих определениях инвестиций

отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование

может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.

Существует очень много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из

них.

Как правило, разделяют инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные

бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы.

Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из

стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:

1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат

предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или

перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными

условиями производства;

2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей

выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже

существующих производств;

3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций

обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые

товары;

4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов

управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно

удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо

безопасности продукции, либо иных условий деятельности.

Основной причиной для введения такой классификации является различный

уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств,

тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми

являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов

управления и инвестиции в повышение эффективности.

Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета,

анализа и планирования.[1]

Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными,

краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные

-если период окупаемости составляет больше 1 года.

Валовые инвестиции - это общий объем инвестированнных средств в

определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение

средств производства и на прирост товарно - материальных запасов.

Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму

амортизационных отчислений в определенном периоде.

По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые -

осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов

инвестирования и вложении средств.

Непрямые - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

По формам собственности:

. Частные

. Государственные

. Иностранные

. Совместные

По региональному признаку:

. Инвестиции внутри страны

. Инвестиции за рубежом

Определившись с понятием «инвестиций», мы должны дать характеристику

субъектам инвестиционной деятельности. К субъектам относятся инвесторы,

заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений. Приведем различия

между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РБ с

использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут

выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе

договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица,

объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного

самоуправления, иностранные инвесторы.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические

лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы

могут быть заказчиками. Если заказчик не является инвестором, то он

наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными

вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют

работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с

подрядчиком.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические

лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного

самоуправления, иностранные государства, международные объединения и

органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также

пользователями капитальных вложений.

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких

субъектов. Следует иметь ввиду, что это лишь условное деление субъектов

инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами,

регулируются другими нормативно - правовыми актами, в том числе Гражданским

Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами. Субъекты наделяются

правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством.

Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных

вложений, осуществляют контроль целевого использования средств.

Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы(,

соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное

исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при

условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность.

За годы реформ создана практически заново законодательная база рыночной

экономики. Приняты Гражданский кодекс, Законы «Об акционерных обществах»,

Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных

бумаг» и другие законы. Тем не менее, в этой области еще много проблем. Не

завершена работа по внедрению Налогового кодекса, не принят Земельный

кодекс.

До сих пор нет закона о регистрации юридических лиц, хотя эта процедура

является одной из самых привлекательных для правонарушений и случаев

коррупции. Наиболее остро ощущается отсутствие закона, регламентирующего

процедуры возможной национализации и устанавливающего надежные гарантии для

собственников имущества, подлежащего национализации.

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают

серьезными недостатками. В области законотворчества часто происходит

заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в

государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.

Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие

нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.

Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и

нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые

разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.

Однако, самая главная проблема - плохое исполнение законов. «Строгость

законов русских смягчается необязательностью их исполнения», - эти слова

М.Е.Салтыкова - Щедрина говорят о нашей давней национальной традиции. В

ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права

или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем

его исполнение.

К группе законов об инвестициях можно отнести Конституцию РБ,

Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о

предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и

некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности,

законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности,

таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях

и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств,

нормативные акты и программы приватизации и др.

Что касается специальных нормативных актов, то к ним относятся

законоположения и нормативные акты, в том числе документы государственных

ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области

капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых

в финансовых активах.

Государственные ведомства принимают также специальные акты,

регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений,

касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными

соглашениями и договорами общего характера, а также соглашениями с

международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд).

2.Инвестиционый опыт в зарубежных странах.

Для экономики нашей страны велика роль прямых зарубежных инвестиций.

В отношении таких инвестиций можно отметить, что они способствуют

повышению технического и организационного уровня отечественного

производства в результате передачи опыта предпринимателей развитых стран.(

Казалось бы, позитивная роль импорта капитала в экономике принимающих

стран должна вызывать самое благожелательное отношение к нему. Однако в

действительности этого нет.

В США, к примеру, общественное мнение настроено далеко не пользу

иностранцев, намеривающихся создать здесь свои предприятия или приобрести

землю и другую недвижимость. Проведенный опрос показал, что 78% граждан

выступают за закон, который ограничил бы зарубежные инвестиции в

американские бизнес и недвижимость2.

О неоднозначном отношении большинства правительств стран к импорту

капитала свидетельствует тот факт, что они, не только не создают особых

льгот для зарубежных инвесторов, а наоборот, сдерживают их доступ на свою

территорию. Изучение в конце 90-х гг. Международным валютным фондом

внешнеинвестиционной политики 184 государств – его членов показало, что 144

из них ( 78,3% ) используют ограничения импорта капитала протекционистского

характера. Это объясняется тем, что иностранные инвестиции оказывают как

положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и другие

стороны жизни принимающих государств, в том числе Беларуси.

Становясь объектом зарубежного инвестирования, страна не только

получает определенные денежные суммы, но и отдает их фирме обслуживания

иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных

вложений. В расчете на каждые 100 единиц импортного капитала денежные

средства, отправляемые за границу, значительно меньше получаемых

инвестиций. Отсюда возникает иллюзия, что денежные поступления в форме

иностранных инвестиций – это всегда средство увеличения денежных доходов

страны. В действительности, если она регулярно принимает прямые и

портфельные вложения и получает займы в неизменном и тем более в

уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное

время такая система превращается из способа получения страной

дополнительных доходов в мощный “ насос “, вытягивающийся из нее

увеличивающийся поток денежных средств. Именно так действует эта система в

России. Свидетельство тому – приведенная ниже таблица1.

Иностранные инвестиции, полученные в течении года,

и доходы от них, направляемые за рубеж

(в млн. долл.)

|Год |Объем инвестиций, |Доходы, ушедшие за|Чистые доходы от |

| |Поступивших в страну|границу |системы иностранных |

| | | |инвестиций (инвестиции|

| | | |минус доходы от них, |

| | | |ушедшие за границу) |

|1995 |2983 |7650 |-4667 |

|1996 |6970 |9768 |-2698 |

|1997 |12295 |13071 |-756 |

|1998 |11773 |16106 |-14333 |

|1999 |9560 |11336 |-1766 |

|2000 |10300 |11172 |-872 |

[pic]

Из таблицы и диаграммы можно заметить , что в экономике России в период с

1995 по 2000 год наблюдается рост доходных средств , ушедшие за границу, и

одновременно небольшое увеличение (из отрицательной стороны ) чистые

доходов страны от системы иностранных инвестиций. 90-х гг.В результате

финансовая сфера России от системы зарубежных инвестиций гораздо больше

теряет, чем получает, причем доходы от вложений, уходящие за рубеж, имели

явную тенденцию к увеличению.

В этой ситуации роль государства , по мнению автора данной работы ,

заключается в разумном экономическом и юридическом регулировании всех без

исключения инвестиционных процессов , чтобы избежать так называемого эфекта

«насоса», когда из страны выкачиваются безосновательно большие суммы.

Примерами такой деятельности государства может быть указ , президента

Росии от 17 ноября 1992 года(. Когда доля иностранных инвестиций в нефтяной

промышленности не должна превышать 15% акционерного капитала, а в газовой (

указом от 28 мая 1997 г. ) – 9 % или закон тоже принятый в РФ в июне 1999

г.“ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации “. В нем говорится:

правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования

полученной ими прибыли не может быть менее благоприятным, чем

предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми

федеральными законами. Подчеркивается, что изъятия стимулирующего характера

в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах

социально-экономического развития РФ.

Вместе с тем закон разрешает государственным органам ограничивать

деятельность иностранных инвесторов в тех случаях, когда это необходимо для

защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и ее безопасности. Уже то,

что допускается возможность отрицательного воздействия капитала (раньше

это почему то почти не предусматривалось ) на все перечисленное,

свидетельствует о трезвом подходе к оценке воздействия иностранных

инвестиций экономику страны и другие сферы общества.

Первые примеры прямых инвестиций относятся к XVII в. и связаны с

деятельностью созданной а Англии Ост-Индской компании2. В конце XIX—начале

XX в. в связи с развитием инфраструктуры Американского континента и Индии

из Европейских стран туда направились потоки капитала, которые по

сегодняшним меркам можно было бы считать прямыми инвестициями. Фактически,

с развитием инвестирования капитализм перешел на свой новый этап развития.

Несмотря на то, что основная доля прямых инвестиций осуществлялась до

Второй мировой войны между Европой и Америкой, существуют исторические

свидетельства того, что уже тогда потоки капитала направлялись с Севера на

Юг. Так в 1914 г. 53% прямых английских инвестиций направлялись в страны

Азии, Африки и Латинской Америки в добывающие отрасли и 31%-- в

инфраструктуру.

Крупнейшими инвесторами в настоящее время являются : США, Япония, ФРГ,

Великобритания, Франция, а так же некоторые богатые развивающиеся страны:

Саудовская Аравия, ОАР, Кувейт и новые индустриальные страны: Южная Корея,

Сингапур.

Относительно Объема мировых прямых инвестиций, то можно сказать, что

их прирост отмечен только в Африке (2001г.-11 млрд.$1)

В Аргентине инвестиции имеют тенденций к спаду. Латинская Америка

также отметила сокращение инвестиций. Вообще, как сообщает ЮНКТАД[2], объем

прямых инвестиций во всем мире сократился вдвое. Причиной инвестиционного

штиля является спад мировой экономической конъюнктуры и поглощение

предприятий развивающихся стран.

Приведенная ниже таблица2 показывает соотношения между ввезенным и

вывезенным капиталом (в млрд.$) в период с 1987 по 1993 годы в страны с

различным уровнем развитости.

| | |1987 |1990 |1993 |

|Всего |Ввоз |137.0 |238.5 |188 |

| |Ввоз |126.9 |206 |173 |

|Развитые страны |Вывоз |133.9 |228 |180 |

| |Ввоз |113.2 |174 |103 |

|Развивающиеся |Вывоз |3.1 |10 |8 |

|страны | | | | |

| |Ввоз |13.7 |1 |70 |

Весьма хорошо с инвестициями составляла ситуация в Польше в

2000 году. В этот год польская экономика получила рекордное количество

иностранных инвестиций –10 млрд.$.Именно это дало Польше быстрыми темпами

развивать экономический рост. Это явилось следствием завершения там

приватизации. И при этом приоритетными отраслями являлись

автомобилестроение, электроника и информационные технологии.

Китай, к примеру, очень активно готовится к принятию иностранных

инвестиций. С 1 января 2002 года начался отсчет до открытия ряда китайских

рынков. Планируется также снижение ввозных пошлин и ликвидация нетарифных

препятствий. Вступление Китая в ВТО[3] изменит направление потоков

капиталов. Это будет означать появление собственников-нерезидентов в сфере

банковских услуг, туризме, музыкальной индустрии.

Для того что бы полностью разобраться в зарубежных инвестиционных

тенденциях, следует вспомнить наиболее важные события в истории развития

мировых экономических связей.

В историческом развитии мирохозяйственных связей наблюдается три основных

этапа3:

1-ый этап, это 15-18 вв.- активное функционирование мировых товарных

потоков.

2-ой этап, конец 19-начало 20 века –начало активизации ввоза и вывоза

иностранного капитала в виде финансовой формы (займы, кредиты, субсидии) и

производственной (вложения в виде оборотныых фондов на чужой территории),

что явилось одной из первых форм зарубежных инвестиционных вложний.

3-ий этап- 20 век. Смена чисто рынчных сделок (рыночных операций),

оброзованием совместных производств(ТНК-транс национальных корпораций),

оброзование транс национального капитала-на основе в том числе иностранных

инвестиций. Атак же рост вмешательства государства в мирохозяйственные

связи и увеличение его роли как активного инвестора и получателя

инвестиций.

В результате в мировой экономике происходит формирование трех

основных центров мирохозяйственных связей где естественно и бурно

развивается инвестиционная деятельность.

1. США и Канада

2. Западная Европа

3. «Восточные драконы»- Япония, Южная Корея и другие развитые восточные

страны.

Еще сущесвуют давольно важные этапы взаимодействия государства и транс

национальных корпораций :

1-ый этап послевоенный период 20 в., когда государство вырастает из

простого посредника при импорте товара и кредитора и гаранта при экспорте

в активного распорядителя и распределителя экспортируемых и импортируемых

товаров.

Сразу после 2-ой Мировой войны начинается активизация экспансии

американского капитала в страны Западной Европы на восстановление

уничтоженного за годы войны производства этих стран.(В результате к США

перекачевывает около 60% мирового валютного запаса ).

(Именно в этот период происходит оброзование ведущих экономических

организаций).

2-ой этап , это 60-70-ые годы ,когда происходит стремительный рост

западно вропейских стран. А в 1957 году образуется общий экономический

рынок

3-ий этап, 70-90 гг. экономический рост тихоакеанской интеграции (

Япония, Тайланд, Тайвань), которая имеет один существенный недостаток --

отсутствие хорошей законадательной базы для ведения эффективных отношений.

И последнее что необходимо освятить в историком аспекте развития

мировой экономики для лучшего понимания инвестиционных процессов, это

оброзование экономической интеграции западной европы. Он состоял так же из

пяти этапов.

1) 1951-71 год. За 20 лет образован таможенный союз, единая сельско-

хозяйственная политика, единые цены на импорт и единые цены на импорт и

общая унификация параметров экономического роста.

2) 1972-78 гг.Выход из мирового нефтяного кризиса( когда 1 барэль нефти

стоил 250$).

3) 1979-85 гг.Создание европейской валютной системы, Европейского фонда

валютного сотрудничества (с условной расчетной экономической единицей

-экю).

4) 1986-1992 г. Создание единого внутреннего европейского рынка,

ограничение финансовых барьеров на всех направлениях на единой

законодательной базе.

5) 1993-2002 г. Создание обще европейской системы центральных банков,

единой валюты – евро и создание в рамках этого экономического союза-Евро

союза, единой экономической законодательной базы.

На основании общеизвестных фактов об экономическом росте мировых

стран, можно сделать вполне логичный вывод о том , что все экономические

процессы описанные автором выше, без сомнений оказали огромное

положительное воздействие на экономику этих стран. И как видно из

исторического опыта не последнюю роль в этом хорошем деле сыграли

иностранные инвестиции.

3. Инвестиции в Республике Беларусь.

3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г. Он

определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности

в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную

поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики

Беларусь.

Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с белорусским

законодательством, понимается действия юридического или физического лица

либо государства (административно-территориальной единицы государства) по

вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному

использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого

результата (статья 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). 1

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности

рассматриваются как национальные, так и иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в

лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),

постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь,

инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в

следующих формах:

1) создание юридического лица;

2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

- доли в уставном фонде юридического лица;

- недвижимости;

- ценных бумаг;

- прав на объекты интеллектуальной собственности;

- концессий;

- оборудования;

- других основных средств.

Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят

целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики,

модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских

товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного

капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия,

строительство, лесопереработка, производство товаров народного потребления

и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство

медицинского оборудования и т.д.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при

реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить

государственную поддержку, которая оказывается с целью стимулирования

привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде

предоставления:

- льгот по налоговым и таможенным платежам;

- гарантий Правительства Республики Беларусь;

- централизованных инвестиционных ресурсов.

Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью

используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с

иностранными инвестициями.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются

как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь

является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого

состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или)

юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией

является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого

иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Для организаций с иностранными инвестициями предоставляется ряд льгот.

Например, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента

объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих

организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в

уставном фонде которых составляет более 30 процентов, полученная от

реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме

торговой и торгово-закупочной деятельности. А в случае, если коммерческие

организации с иностранными инвестициями производят особо важную для

республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый

Правительством Республики Беларусь, в отношении таких организаций действуют

еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50

процентов.

Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права,

а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает

эти права.

Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам

независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной

деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и

законных интересов инвесторов.

Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных

Инвестиционным Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее

прекращению.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с

законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из

владения, пользования и распоряжения объектами и результатами

инвестиционной деятельности (статья 9 Инвестиционного кодекса Республики

Беларусь).

Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной

в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе

осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в

соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты

инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли

(дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других

обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики

Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли

(дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате

осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или

частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении

инвестиционной деятельности (статья 10 Инвестиционного кодекса Республики

Беларусь).

При создании и регистрации предприятий с иностранными инвестициями помимо

Инвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положения

законов, устанавливающие порядок создания и регистрации предприятий без

иностранных инвестиций. В целях упорядочения государственной регистрации и

ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих

организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 "Об

упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения

деятельности) субъектов хозяйствования", которым утверждено соответствующее

Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении

деятельности) субъектов хозяйствования (в редакции Декрета Президента

Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22).

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять

любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики

Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актами

законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с

иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных

разрешений (лицензий) - статья 80 Инвестиционного кодекса Республики

Беларусь, части 3, 4.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние

и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на

территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий,

предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и

соответствующим законодательством иностранных государств.

Дочерние общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же

правами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные

организации. Зависимые общества коммерческих иностранных организаций

пользуются теми же правами и регистрируются тем же органом, что и

коммерческие иностранные организации, в случае, если размер иностранных

инвестиций в уставном фонде зависимых обществ составляет сумму не менее 20

000 долларов США в эквиваленте. Дочерние и зависимые общества коммерческих

совместных организаций регистрируются в порядке, предусмотренном для

юридических лиц без иностранных инвестиций, и не пользуются правами,

предоставленными коммерческим организациям с иностранными инвестициями.

Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными

инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых

коммерческими организациями с иностранными инвестициями. На территории

Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с

иностранными инвестициями не являются юридическими лицами (статья 82

Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий на

территории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия и

деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных

организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики

Беларусь от 22 июля 1997 № 929 (в редакции постановления Совета Министров

Республики Беларусь от 12 марта 2001 года № 325). Согласно этому Положению,

иностранные организации открывают свои представительства на территории

Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел. За выдачу

разрешения на открытие представительства в Республике Беларусь взимается

сбор в размере 2000 долларов США, на продление срока деятельности - 1000

долларов США.

Для получения разрешения на открытие представительства организация

представляет в Министерство иностранных дел следующие документы:

заявление, в котором должно быть указано: цель (цели) открытия

представительства; полное наименование организации; дата создания

организации; место нахождения главного офиса; описание деятельности

организации; сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени

организации в Республике Беларусь;

копии учредительных документов организации, легализованные в установленном

порядке;

копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в

уполномоченном органе страны заявителя (выписку из торгового реестра,

сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в

установленном порядке;

доверенность на руководителя представительства, легализованную в

установленном порядке;

рекомендательное письмо банка, услугами которого пользуется организация;

копию особого разрешения государственных учреждений страны местонахождения

организации, если этого требует законодательство страны-заявителя;

положение о представительстве, в котором указывается цель (цели) открытия

представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная

структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия

представительства;

легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное

осуществлять действия, связанные с открытием представительства.

Представительства организаций открываются на срок до трех лет с

возможностью последующего продления деятельности на такой же срок при

условии обращения в Министерство иностранных дел не позднее одного месяца

до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными

инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых

организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в

свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций,

осуществляется уполномоченным государственным органом (часть 1 статьи 83

Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Согласно Положению о

государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)

субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики

Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 (в редакции Декрета Президента

Республики Беларусь от 16 ноября 2000 года № 22) таким органом является

Министерство иностранных дел.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с

момента ее государственной регистрации.

Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными

инвестициями осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее

учредителями (участниками) заявления с приложением документов, указанных в

Инвестиционном кодексе Республики Беларусь.

О регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями

регистрирующим органом в письменной форме сообщается: в течение пяти дней

со дня принятия решения о регистрации - учредителям (участникам) этой

коммерческой организации, в течение 10 дней со дня принятия решения о

регистрации - в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь для

включения данной коммерческой организации в Единый государственный регистр

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, а

также в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.

Регистрирующий орган выдает коммерческой организации с иностранными

инвестициями свидетельство о регистрации и публикует данные о регистрации в

печати.

В настоящее время, когда Беларусь начинает заявлять о себе во

взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное

направление законотворческой деятельности - гармонизацию национального

законодательства применительно к требованиям международного права. Уже

сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация

национального и международно - правового регулирования инвестиций

направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты

иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в Беларуси законотворчество

постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для

цивилизованной страны размеры. В целом, правовая система носит излишне

запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизм исполнения

законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельных решений и

законов. Все это сочетается де-факто с приоритетным использованием

государственными структурами всяческих инструкций, противоречащих законам.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов

недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют

неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной

палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное

взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,

совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь

наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков

необходима деятельность государственных органов. В первую очередь

необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого

является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно

отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить

контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае

инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой

среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для

разумной оценки п равовых рисков.

3.2.Инвестиционный климат в настоящее время.

За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 3,45

млрд. долларов США иностранного капитала1. Значительная часть этого объема

приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых

организаций, полученные под гарантии правительства.

На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 1,4 %

от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП

составляет около 9 %, в объеме экспорта - 11,5 процентов. Сегодня число

таких предприятий

превысило 3 тысячи.

Основные страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь :

В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира, что видно из

таблицы1.

Учитывая интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему

дню заключила более 40 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и

взаимной защите инвестиций.

В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республике

установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными

инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором

имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными

инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких

предприятий и другие. В республике созданы и работают 4 свободные

экономические зоны, в стадии подготовки находятся еще две.

В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение

инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского

государства в отношении инвесторов.

В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным

инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и

международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование

и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание

"зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных

инвесторов.

Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные

производственные фонды общим объемом до 0,9 - 1,0 млрд. долларов США.

Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в области

налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций,

обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для

предпринимательской деятельности

Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих

рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также

развивать организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала

(транснациональные компании, международные лизинговые компании,

международные консорциумы, концессии).

Крупнейшей страной-инвестором в белорусскую экономику по уставному фонду

является Германия, на чью долю на начало июля текущего года приходилось

80,7 млн.USD, или 21% от общего уставного фонда всех СП и ИП страны. Об

этом сообщил журналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел Павел

ЛАТУШКО.

Далее, согласно приведенным данным, следуют Нидерланды (65,7 млн. --

17%), США (31,4 млн. -- 8%), Австрия (28,8 млн. -- 7,5%), Великобритания

(23,8 млн. -- 6%), Кипр (23,7 млн. -- 6%), Польша (17,9 млн. -- 5%), Италия

(11,9 млн. -- 3%), Россия (9,24 млн. -- 2,5%) и Венгрия (9,21 млн. --

2,5%).

В свою очередь, крупнейшими странами-инвесторами по количеству

созданных совместных и иностранных предприятий на ту же дату являлись

Польша, Германия, США, Россия, Литва, Латвия, Кипр.

По предварительным данным, за первое полугодие текущего 2002 года МИД

Беларуси зарегистрировал 257 коммерческих организаций с иностранными

инвестициями, что на 16 предприятий больше по сравнению с аналогичным

периодом прошлого года.

П.Латушко также проинформировал, что объявленный уставный фонд вновь

созданных за полгода предприятий составил 22,8 млн.USD (рост 53%), из

которых на иностранных инвесторов приходится почти 15 млн.USD.

Всего на 1 июля зарегистрировано 3659 коммерческих организаций с

иностранными инвестициями, объявленный уставный фонд которых составляет

923,6 млн.USD с долей иностранного капитала 588 млн.USD.

В этом году в экономику Беларуси привлечено 129 млн. USD иностранных

инвестиций1. Как пояснили в Минэкономики, рост объемов иностранных

инвестиций по отношению к аналогичному периоду прошлого года произошел из-

за уточнения методологии их учета, а также за счет реализации предприятиями

кредитов собственных учредителей либо привлекаемых под гарантии банков без

участия государства.

По данным министерства, на начало июля объем кумулятивных иностранных

инвестиций, привлеченных в экономику Беларуси, составил 3.660 млн. USD, в

том числе в этом году – 129 млн. USD. Объем иностранных инвестиций в

текущем году включает инвестиционные кредиты, полученные под гарантии

правительства Беларуси и коммерческих банков, прямые инвестиции в форме

уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями, а также

вложения Российской Федерации в газопровод Ямал – Европа.

В настоящее время Беларусь готова принять инвестиции, но не готова

ослабить контроль над наиболее прибыльными отраслями экономики. "О продаже

контрольных пакетов речи идти не может. По крайней мере, на первоначальном

этапе", - сказал Рейтер президент концерна Белнефтехим Иван Бамбиза. В то

же время правительство Беларуси может отправиться в отставку из-за проблем,

возникших в результате непоследовательности правительственного

экономического курса, считают эксперты.

Отраслевым министерствам и концернам были доведены задания по

привлечению иностранных инвестиций в объеме 104 млн. USD. Удалось привлечь

116,3 млн. USD.

В первом полугодии Беларусь получила правительственный кредит России

в объеме 30 млн. USD. Таким образом, на 1 июля под гарантии правительства

поступило 55,83 млн. USD.

Внешний долг Беларуси по состоянию на начало июня составлял 953 млн.

USD, в том числе основной долг – 785 млн. USD, уплата процентов составила

168 млн. USD. Просроченная задолженность снизилась до 112,2 тыс. USD.

Концепция

(что необходимо для привлечения инвестиций в экономику и пути их

рацинального использования)

Главное, что мешает выходу экономики из кризиса, - узость рынка сбыта

продукции, не соответствующая производственным возможностям, и его слишком

медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки

дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического

перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для

предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости

рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый

капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей

силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к

нормальному развитию.

В странах Западной Европы после Второй мировой войны, когда их

экономика оказалась в сложном положении, таким стартовым капиталом была

помощь по “ плану Маршалла “. При недоступности банковского кредита для

наших предприятий, неспособности государства выступить в качестве внешнего

фактора, огромном оттоке свободных средств за рубеж особое значение

приобретают иностранные инвестиции. Магистральный путь увеличения

совокупного спроса – рост и совершенствование производства. Оно не только

источник предложения товаров и услуг, но и рынок сбыта для поставщиков

средств производства, а также продавцов предметов потребления и услуг,

покупаемых предпринимателями и наемными работниками данного предприятия.

Создание с помощью иностранного капитал успешно работающих предприятий

могло бы расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и

тем самым способствовать возрождению экономики. Путем покупок акций и

предприятий иностранные инвесторы способны обеспечить производства с

простаивающими мощностями стартовым капиталом. Зарубежные инвестиции могли

бы стать важным фактором экономического роста нашей страны, однако мешают

этому их недостаточный объем и, как следствие, очень скромное место среди

средств, используемых для возрождения производства. По данным статистики,

доля иностранного капитала во всех инвестициях в основной капитал

составляет 2,2%, а смешанного – 4%. Значительная часть последнего, - по

существу, белорусская, но зарегистрированная за границей.

Зарубежные инвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей

страны из экономического кризиса, но и как один из важнейших источников

иностранной валюты. Наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг.

Хоть роль зарубежных инвесторов как поставщиков инвалюты значительно

скромнее ( доходы от товарного экспорта в 7-8 раз превышают общий объем

иностранных инвестиций в белорускую экономику ), импорт капитала – гораздо

более выгодный для принимающей страны способ получения инвалюты, чем

экспорт товаров и услуг. Дело в том, что при экспорте товаров и услуг

страна, с одной стороны, принимает инвалюту, с другой – в обмен на нее тут

же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной

способности полученной валюты. В случае импорта капитала принимает

инвалюту, но ничего взамен немедленно не отдает. Именно такая особенность

зарубежных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными

производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику на

основе закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств

производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в

новые индустриальные государства.

Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных

инвестициях можно найти благотворное влияние на экономику, и наносящее ей

вред. Их проток способствует решению одних проблем и в то же время создает

или обостряет другие. К примеру, увеличение прибыли предприятий-

нерезидентов и, как результат непродуманной экономической политики, отток

этого капитала за рубеж.

Вообще, для эффективного привлечения иностранного капитала необходимы

преждевсего такие условия, как хорошая законодательная база, гарантии

государства, рациональный и поступательный экономический курс

правительства.

В нашей же республике многие из этих условий отсутствуют. К примеру,

со стороны стран Западной Европы существует недоверие к политическому (и

экономическому ) курсу нашего правительства. Так же, как показывает

практика, отсутствует хорошо отлаженная законодательная база. И как большой

недостаток--переходное состояние нашей экономики.

Выходом из сложившейся ситуации может служить активизация

интеграционных экономических процессов с мировым сообществом, а так же

последовательный и рациональный экономический курс. В частности :

-разумная и постепенная прватизация ;

-жесткая финансовая дисциплина ;

-создание благоприятной среды для инвесторов ;

-осуществление принципа : “Государство должно заниматься тем, что не

способен делать рынок”.

Заключение

Для нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое

хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему, участие в

процессах движения капитала и как импортера, и как экспортера является

вопросом стратегически важным. Сегодня же участие Беларуси в этих процессах

с трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения зарубежных

капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынки которых

оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в белорускую экономику является

одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить

экономическому руководству РБ.

В данной работе автор выполнил поставленные перед ним задачи

курсовой работы:

1. дал определение понятию инвестиции, а также их видам и формам;

2. выяснил, какова роль инвестиций в экономике и изучил проблемы

формирования благоприятного инвестиционного климата на примере зарубежных

стран;

4. исследовал ситуацию с инвестициями в РБ и сделал выводы о перспективах

развития инвестиционного процесса в Беларуси.

Список используемой литературы :

1. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное

консультирование. – СПб.: Б.И., 1999. – 488 с.

2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр

«Маркетинг», 1999. – 492 с.

3. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998. – 792

с.

4. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.:

«Владос», 1999. – 640 с.

5. Инвестиции. Экономика предприятия: учебное пособие. / Под ред. Сергеева

И. – М.: «Финансы и статистика», 2000 – 134 с.

6. Тарханов А.В., Леденев С.В. Финансовые источники формирования

инвестиционного потенциала экономики России. // Финансы и кредит. –2001.

- №10. С. 2-12

8. Палунин В.Д.//Мировая экономика и международные экономические

отношения-Москва 2002.-№7.С.27-33

9. Прокопчик П.Н.//Белоруский экономический журнал.-Минск 2002.-№3.С.32-

35

10. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь-Минск 2001.С.113

-----------------------

7. 1 Сергеев Л. И. «Инвестиции. Экономика предприятия: учебное пособие». .

– Москва,2000,с.231

-Бланк И. А. «Инвестиционный менеджмент»-Киев.: ИТЕМ, 1995, с.12.

8. ( Бродский М.Н., Бродский Г.М.;№» Право и экономика: инвестиционное

консультирование.» – СПб.: Б.И., 1999,с250.

9. Войтов А.Г. «Экономика. Общий курс». , Москва., Информац.-внедренч.

центр «Маркетинг», 1999,с110.

10.

2 Палунин В.Д.,№7»Мировая экономика и международные экономические

отношения»-Москва 2002,с27-33

1 Палунин В.Д.,№10»Мировая экономика и международные экономические

отношения»-Москва 2002,с17-25

( Бродский М.Н., Бродский Г.М.;№3»Право и экономика: инвестиционное

консультирование.» – СПб.: Б.И., 1999,с289.

11. Сергеев Л. И. «Инвестиции. Экономика предприятия: учебное пособие». . –

Москва,2000,с.231

12.

1 По данным Всемирного Банка

[1] Конференция по вопросам мировой торговли и развития ООН.

2 -Бланк И. А. «Инвестиционный менеджмент»-Киев.: ИТЕМ, 1995, с.90.

[2] Всемирная торговая организация

13. Войтов А.Г. «Экономика. Общий курс». , Москва., Информац.-внедренч.

центр «Маркетинг», 1999,с317.

14.

1 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь,Минск 2001,с113

1 По данным Министерства Статистики РБ за 2002г.

1 Прокопчик П.Н.,№3»Белоруский экономический журнал»,Минск 2002,с32-35

1 По данным Министерства Статистики РБ за 2002г.

-----------------------

[pic]

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты