|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - История государственного управленияИстория государственного управленияМинистерство образования и науки Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Филиал в г. Калининграде КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «История государственного управления и государственной службы» На тему: «Конституция СССР 1936 г. – законодательное закрепление социальной и государственной организации советского строя» Студента 2 курса Гуманитарного факультета Связь с общественностью «Publik Relations» (в сфере экономики) Преподаватель: Сост. преп. Тимошевская А.Д. Калининград 2005 СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции................................................................. .............................................3 2. Общая характеристика государственной организации советского строя по Конституции СССР 1936 года........................................................................ ........6 3. Конституции 1936 года, и ее политическая, правовая, социальная и гуманистическая функции..................................................................... .................9 4. Национально-государственное строительство в 1936-1940-х годах.............15 Список использованной литературы.................................................................. ....19 1. Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство".[1] Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина. Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во- вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.[2] К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина. Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая, она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в целостную единую систему, придавая ему согласованный характер.[3] Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Общая характеристика государственной организации советского строя по Конституции СССР 1936 года 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем и в целом единогласно утвердил проект второй “сталинской” Конституции СССР, она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Считалось, что Конституция СССР 1936 года законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Она закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, установив всеобщее избирательное право. По своему содержанию Конституция 1936 г. была значительно шире, чем Конституция 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось и государственное устройство СССР. Этому посвящается глава II Конституции. В главе II Конституции “Государственное устройство” (ст.13-29) [4]закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР (ст. 14).[5] Ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежали: представительство Союза в международных сношениях, заключение ратификации договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; принятие в состав СССР новых республик; контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; внешняя торговля на основании государственной монополии; охрана государственной безопасности; установление народных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения; управление связью и транспортом; руководство денежной и кредитной системой; организация государственного страхования; заключение и представление займов; установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами; установление основных начал в области здравоохранения и просвещения; организация единой системы народнохозяйственного учета; установление основ законодательства о труде; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев; установление основ законодательства о браке и семье; издание общесоюзных актов амнистии. [6] Как видно четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных республик был ограничен лишь в пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывающие особенности республик. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. 3. Конституции 1936 года, и ее политическая, правовая , социальная и гуманистическая функции Несмотря на существенные особенности, присущие конституции 1936 года, она развивалась в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.[7] При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стоял ряд задач по внедрению соответствующей идеологии в массовое сознание. Дело в том, что Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное государственное устройство: большие города, которые являлись сосредоточием политической экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения.[8] Подъем промышленности в России в начале 20 века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации (или уровнем квалификации не требующем получения образования как базовой системы понятий). В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского населения в город. Была создана система профподготовки кадров для промышленности удовлетворяющая необходимым темпам роста. В результате за 10- 15 лет образовался (фактически "с нуля") класс людей имеющих профессию, но не имеющих образования. Расслоение в городе прежде всего по финансовому признаку достигло огромных размеров. Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии".[9] В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов -- но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем?, - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова.[10] Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей(многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работает поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности.[11] Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия. 4. Национально-государственное строительство в 1936-1940-х годах В 30 – 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Она развивается под воздействием двух групп факторов – внутренних и внешних. Главным внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление новой исторической общности людей – советского народа, развитие социалистических наций и народностей.[12] На развитие единства влияли и внешние факторы, то есть расширение территории советского государства в 1935 – 1940-х годах, имевшие различную природу. Происходит изменение количества союзных республик, их границ и правового статуса. В результате принятия новой конституции Союза одна союзная республика была упразднена (ЗСФСР), но возникло пять новых членов Советского Союза. Причины ее упразднения в разных источниках раскрыты по- разному. Принято считать основной из них изменение исторической обстановки, достижение тех целей, для которых создавалась ЗСФСР. Если раньше республики подталкивала к объединению скудность имевшихся ресурсов каждой из них, то теперь бедность Закавказья ушла в прошлое. Достаточно сказать, что по сравнению с 1913 годом крупная промышленность Азербайджана выросла в 6,8 раза. Экономические связи, которые сплачивали республики Закавказья, конечно еще более укрепились. Одновременно возрос и удельный вес непосредственных связей каждой из них и с другими союзными республиками. Самое главное, что отпала специфическая причина, вызвавшая в свое время необходимость объединения, - стремление к установлению национального мира, которого не было в Закавказье в первые годы Советской власти. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.)[13] Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза. Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнило свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в конституции СССР 1936 года, предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР. В феврале 1937 года Чрезвычайный Восьмой Всегрузинский съезд Советов принял новую конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный Девятый Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения была поддержана еще при обсуждении проекта конституции Союза и закреплена в ее основном законе, принятом 23 марта 1937 года. Подобно Азербайджану и Грузии на съезде Советов было принято специальное постановление «О ликвидации Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики», в котором говорилось: «согласно 13-й статье конституции СССР, по которой устанавливается непосредственное вхождение Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской СССР в Союз ССР признать необходимой ликвидацию ЗСФСР и ее руководящих органов, выполнивших свою историческую роль». Таким образом, их новый правовой статус был определен не только общесоюзным законом, но и высшими органами самих республик. К 1936-му году Казахстан сделал громадный рывок вперед. Благодаря постоянной помощи всероссийских и всесоюзных партийных и государственных органов Казахстан уверенно догонял по своему потенциалу центральные районы страны.[14] К концу второй пятилетки ранее крестьянский Казахстан стал индустриальным краем: промышленная промышленность республики составляла уже 50% от вала удельный вес городского населения уже к концу первой пятилетки поднялся до 25%. Заметных успехов Казахстан добился и в сельском хозяйстве, где ему пришлось преодолеть громадные трудности, поскольку здесь наряду с оседлыми земледельческими районами большое место занимали кочевые и полукочевые, в которых проводить коллективизацию было необычайно трудно. Пришлось начать с перевода кочевников-скотоводов на оседлость. Однако эта политика не увенчалась желаемым успехом, больше того она привела к массовой откочевки казахов даже за пределы нашей страны – в Китай. туда переселилось до двух миллионов человек. В 1932-м году в оседлых районах коллективизация была в основном завершена, в животноводческих же к этому времени объединилось лишь чуть больше половины хозяйств. За тем по ходу ликвидации известных перегибов, которые не перешли и этот регион коллективизация пошла успешно в скотоводческих районах. Развивался и транспорт, особое место имело строительство знаменитого Турксиба. Развитие экономики вызвало и рост культуры. Это способствовала и развитию национальных кадров, что позволило развернуть коренизацию. Идея преобразования Казахской республики в союзную впервые появилась в проекте новой конституции СССР. Она получила одобрение трудящихся республики при всенародном обсуждении проекта. 5 декабря 1936 года с принятием конституции Казахская республика стала союзной. Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные в 1934 г., не сохранились и поэтому не смогли проявить себя на выборах. Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР 1936 г. Однако в Основных Законах этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь вступали в переходный от капитализма к социализму период и медленно следовали к законодательно закрепленному социальному и государственному устройству советского строя. Список использованной литературы 1. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465. 2. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1996. Отв. Ред. Ю.П. Титов. 3. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев. 4. Пособие по истории отечества./Изд. «Простор». М. 1994. 5. Абрамов А.В. История России. М. 1993. 6. История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М. 1971. 7. Телицин В.Л. Новая экономическая политика: взгляд из Русского зарубежья // Вопросы истории. – 2000. - №8. – с. 30-42 8. История России. ХХ век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и др.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-608с.: ил. 9. Карр.Э. История Советской России.-М.: Прогресс, 1990. ----------------------- [1] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465. [2] История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1996. Отв. Ред. Ю.П. Титов. [3] История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев. [4] История России. ХХ век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и др.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-608с.: ил. [5] Абрамов А.В. История России. М. 1993. [6]История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев. [7] История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев. [8]Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465. [9] История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М. 1971. [10] Телицин В.Л. Новая экономическая политика: взгляд из Русского зарубежья // Вопросы истории. – 2000. - №8. – с. 30-42 [11] Абрамов А.В. История России. М. 1993. [12] Пособие по истории отечества./Изд. «Простор». М. 1994. [13]Карр.Э. История Советской России.-М.: Прогресс, 1990. [14] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |