|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Организация и деятельность акционерного обществаОрганизация и деятельность акционерного обществаАКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Курсовая работа по дисциплине Гражданское право СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Общие положения. 1. Понятие. 2. Правовое положение. 3. Виды акционерных обществ. Глава 2. Создание, функционирование, ликвидация АО. 1. Образование. 2. Уставной капитал. 3. Ценные бумаги общества. 4. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью. 5. Реорганизация, слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. 6. Ликвидация АО. Глава 3. Управление обществом. 1. Общее собрание акционеров. 2. Совет директоров. 3. Исполнительные органы. . - 3 - ВВЕДЕНИЕ Акционерное общество, акционерный банк, акции, дивиденды, распре- деление прибыли, уставной фонд - эти и многие другие понятия, относя- щиеся к акционерной деятельности, на протяжении десятилетий связыва- лись в нашем сознании исключительно с капиталистическим предпринима- тельством, "жаждой наживы" и эксплуатацией наемного труда, биржевыми аферами и скандальными спекуляциями. В дореволюционный период акционерное предпринимательство в России получило довольно широкое распространение, и прежде всего в таких от- раслях экономики, как промышленность, банковское дело, торговля и транспорт. Еще в 1757г. была учреждена "Российская в Константинополе торгующая компания". Но благоприятные условия для развития корпоратив- ного капитала складываются значительно позже, в последней трети 19 ве- ка. Концентрация производства и капитала вызвала расцвет акционерного предпринимательства. Уже к 1870г. по сравнению с 1860г. количество за- регистрированных акционерных предприятий и компаний увеличилось более чем в три раза, а их совокупный капитал превысил 1 млрд. рублей. К 1881г. число акционерных обществ увеличилось до 635, их капиталы и еще большие облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительственную гарантию и относились в России к сфере производи- тельного государственного кредита. Акционерные общества и компании, существовавшие в России в дореволюционный период, были почти полностью ликвидированы в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Ос- новной причиной упразднения и самороспуска акционерных обществ и това- риществ явилась государственная монополия, введенная рядом правитель- ственных декретов в годы "военного коммунизма". Она охватила практи- - 4 - чески все отрасли промышленности, внутреннюю и внешнюю торговлю. Кроме того, как отмечалось в исследованиях 20-х годов, многочисленные акты национализации и реквизиции имущества фактически лишили торгово-про- мышленные товарищества их имущественного субстрата и таким образом сделали их дальнейшую деятельность фактически невозможной или даже привели к юридической необходимости их ликвидации. В результате к на- чалу НЭПА в стране уцелели лишь немногие акционерные общества и торго- вые дома. Но и среди избежавших полной национализации лишь единицы продолжали какую-то деятельность. Остальные, тщательно припрятав ос- татки сохранившегося имущества, полностью отошли от хозяйственной дея- тельности. Принятый в СССР в 1923г. Гражданский кодекс узаконил пять форм хозяйственных объединений, действующих на паевой основе: простое, пол- ное товарищество, товарищество на вере, с ограниченной ответствен- ностью, но в качестве важнейшей и наиболее распространенной формы то- варищества на паях выступает акционерное общество. Акционерное общест- во, в отличие от остальных перечисленных форм товариществ, создавалось не на основе договора между участниками, а на основе устава. Акционер- ные общества могли заниматься не только торговлей или промыслами, но и любой иной экономической, а также культурно-просветительской деятель- ностью. А как же обстояло дело с биржами в период НЭПА? Советские биржи в период НЭПА были чисто товарными. (Товарная биржа - оптовый рынок массовых, главным образом сырьевых и продоволь- ственных товаров). В июле 1921-го открывается Саратовская, за ней - Витебская, Ростовская, Московская и др. В 1924г. на советском рынке появляется червонец - денежная единица, приравненная к 10 дореволюци- онным золотым рублям, или к 7,74 грамма золота. Прекращается эмиссия - 5 - совзнаков (бесконтрольное печатание денег). Они постепенно изымаются из обращения. Выпускаются казначейские билеты - рубли (10 руб. = 1 червонец). В результате в 1925г. на валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонец начинает свободно обмениваться на золото и основные иностранные валюты, т.е. в кратчайший срок становиться кон- вертируемым. Возрождение акционерного предпринимательства в нашей стране сов- пало с концом 80-х годов. пионеры акционерного дела работали, что на- зывается, на свой страх и риск, в обстановке отсутствия опыта, норма- тивной базы, а часто и должного понимания и поддержки. Их вдохновляло лишь убеждение, что успех экономических преобразований, отказ от ко- мандно-административной системы в управлении народно-хозяйственным комплексом, преодоление излишней централизации требуют поиска нетради- ционных путей. Сегодня же акционерное движение снова набирает скорость. . - 6 - ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерчес- кая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общест- ва (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадле- жащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную от- ветственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. 2. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич- ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 3. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необхо- димые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных феде- ральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется фе- деральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления спе- циального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятель- ности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как иск- лючительной, то общество в течение срока действия специального разре- шения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за - 7 - исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешени- ем (лицензией) и им сопутствующих. 4. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не уста- новлено его уставом. 5. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. 6. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахож- дения. В печати может быть также указано фирменное наименование об- щества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федера- ции. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном поряд- ке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Необходимым признаком акционерного общества является наличие ус- тавного капитала, разделенного на определенное число акций. Уставный капитал учитывается в составе собственного капитала общества наряду с добавочным и резервным капиталом, нераспределенной прибылью и прочими резервами. По общему правилу, в бухгалтерском учете акционерного об- щества отражается величина уставного капитала, зафиксированная в учре- дительных документах как совокупность акций по номинальной стоимости, принадлежащих учредителям (учредителю) и другим акционерам общества (об уставном капитале см. ст.ст. 25-30 Закона об АО и комментарии к ним). Уставным капиталом обладают и другие коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной - 8 - ответственностью - см. ст.ст. 90, 95 ГК). Складочный капитал имеется у полного товарищества и коммандитного товарищества (товарищества на ве- ре) (ст.ст. 69-86 ГК). Уставный фонд образуют государственные и муни- ципальные унитарные предприятия (см. ст. 114 ГК). Но только в акцио- нерном обществе уставный капитал разделен на доли, выраженные в акци- ях, т.е. ценных бумагах, которые представляют собой документы, удосто- веряющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны толь- ко предъявлении таких документов (о ценных бумагах см. гл. 7 ГК; об акциях подробнее см.: ст.ст. 25, 27, 34, 36-39, 41 Закона об АО и ком- ментарии к ним). К числу обязательственных прав акционеров по отношению к акцио- нерному обществу относятся прежде всего права владельцев обыкновенных и привилегированных акций общества, предусмотренные ст.ст. 31 и 32 За- кона об АО (см. указанные статьи и комментарии к ним). Абзац второй п. 1 комментируемой статьи разграничивает обязатель- ства акционеров и обязательства общества, имея в виду, что каждое из названных в нем лиц является самостоятельным участником гражданского оборота. Имущество акционеров обособлено от имущества акционерного об- щества, и при убыточной деятельности общества акционеры рискуют лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Еще один существенный признак акционерного общества как юридичес- кого лица - самостоятельная имущественная ответственность (см. ст. 48 ГК). В Законе об АО правилам об ответственности общества посвящена от- дельная статья (см. ст. 3 Закона об АО и комментарий к ней). Признаком акционерного общества как юридического лица является также способность выступать в гражданском обороте (быть его участни- ком) от своего имени - приобретать и осуществлять имущественные и лич- - 9 - ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (имеются в виду суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды). Традиционным признаком акционерного общества, как и любого друго- го юридического лица, является его организационное единство. Наличие данного признака у акционерного общества подтверждает ст. 48 ГК, наде- ляющая характеристикой "организация" любое юридическое лицо, а также п. 1 комментируемой статьи, указывающий, что акционерное общество яв- ляется организацией, т.е. единым целым. Такая целостность, т.е. орга- низационное единство акционерного общества, подразумевает, что общест- во имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладаю- щие собственной компетенцией. Органы управления общества осуществляют внутреннюю организационную и исполнительно-распорядительную деятель- ность в обществе и представляют общество (действуют от его имени) во внешних отношениях по горизонтали и вертикали (с контрагентами, госу- дарственными, муниципальными и другими органами). Официальным документом, разрешающим осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, является лицен- зия. В ряде случаев в лицензии могут быть указаны и условия осущест- вления соответствующего вида деятельности. Срок действия лицензии ус- танавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но, по об- щему правилу, не может быть менее трех лет. По решению органа, осу- ществляющего лицензионную деятельность, могут также выдаваться лицен- зии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получе- нием. Нужно иметь в виду, что лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому лицу запрещается. Если деятельность акционерного общества осуществляется его филиа- лами и другими обособленными структурными подразделениями на террито- - 10 - риях различных субъектов Российской Федерации, важно помнить следующее правило: деятельность на основании лицензии, выданной органами испол- нительной власти субъектов Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации может осуществляться лишь после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Рос- сийской Федерации. Лицензия, выданная федеральным органом, уполномо- ченным на ведение лицензионной деятельности, в подобной регистрации не нуждается. Государственная регистрация акционерных обществ осуществляется, как правило, муниципальными органами или органами субъектов РФ, а ак- ционерных обществ с участием иностранного капитала - федеральным орга- ном (Государственной регистрационной палатой при Министерстве Экономи- ки РФ, действующей на основании Постановления СМ РСФСР от 28.11.1991г. "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" - СП РСФСР,1992, N 1-2, ст. 6 - и Постановления Правительства РФ от 06.06.1994г. N 655 "О государственной регистрационной палате при Ми- нистерстве Экономики Российской Федерации" - СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 866). В соответствии с Положением для регистрации представляются наз- ванные в нем документы лично ли по почте, и регистрация должна быть осуществлена в 3-дневный срок со дня представления необходимых доку- ментов или в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления таких документов, указанной в почтовой квитанции. Следует отметить, что В Положении о порядке государственной ре- гистрации субъектов предпринимательской деятельности не обозначены ор- ганы, правомочные осуществлять такую регистрацию. Как правило, такими органами являются регистрационные палаты (на уровне субъектов Российс- кой Федерации), которые при необходимости вправе иметь отделения (фи- - 11 - лиалы) на местах. Регистрационные палаты руководствуются собственными правилами регистрации, утвержденными органами управления субъектов Фе- дерации. Данные государственной регистрации, в т.ч. для акционерного об- щества - фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка образования акционерного общества или несоответствие его учредительного документа закону влечет отказ в государственной регистрации такого общества. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания акцио- нерного общества не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в арбит- ражный суд в соответствии с правилами о подведомственности споров (см, ст. 22 АПК). По общему правилу, для государственной регистрации юридического лица необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы: - заявление о регистрации предприятия, составленное в произволь- ной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия; - утвержденный учредителем (учредителями) устав юридического лица; - решение о создании предприятия или договор учредителей; - документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капита- ла предприятия, указанного в решении о его создании или в договоре уч- редителей; - свидетельство об уплате государственной пошлины. Учредителям акционерного общества нужно иметь в виду, что Положе- ние о порядке государственной регистрации субъектов предприниматель- ской деятельности предъявляет специальные требования к размерам устав- ного капитала общества, которые должны быть отражены в его учредитель- - 12 - ном документе. Данные требования должны применяться с учетом минималь- ного размера уставного капитала открытых и закрытых обществ, установ- ленного в ст. 94 Закона от АО (см. указанные статьи и комментарии к ним). 1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. 2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. 3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действи- ями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют воз- можность определять его действия, то на указанных акционеров или дру- гих лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возло- жена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом име- ют возможность определять его действия, только в том случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несо- состоятельность (банкротство) общества. 4. Государство и его органы не несут ответственности по обяза- тельствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. 1. Общество имеет свое фирменное наименование, которое должно со- держать указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Общество вправе иметь полное и сокращенное наименования на русс- ком языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации. - 13 - Общество, фирменное наименование которого зарегистрировано в ус- тановленном правовыми актами Российской Федерации порядке, имеет иск- лючительное право его использования. 2. Место нахождения общества определяется местом его государс- твенной регистрации, если в соответствии с федеральными законами в ус- таве общества не установлено иное. 3. Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осу- ществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регист- рации юридических лиц об изменении своего почтового адреса. Общество вправе выбрать любое фирменное наименование, лишь бы оно не совпадало с уже существующими наименованиями других юридических лиц и не включало в себя запрещенные законом обозначения. Не допускается, например, включение слов "Россия", "Российская Федерация" (см. Поста- новление Верховного Совета РФ от 14.02.1992г. "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их ос- нове слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" - Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 470). Если речь идет об акционерном обществе, созданном для финансовых операций, то включение в его наиме- нование обозначения "банк" допустимо лишь при наличии лицензии на ве- дения банковской деятельности (см. Ведомости РСФСР, 1990, N 27, ст. 357). Закон об АО не требует указания предмета деятельности в фирмен- ном наименовании акционерного общества, хотя с точки зрения интересов участников гражданского оборота такое указание следует считать полез- ным. Фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с госу- дарственной регистрацией общества. С этого момента в соответствии с ч. 1 ст. 138 ГК акционерному обществу принадлежит исключительное право на фирму, составляющее элемент его "интеллектуальной собственности". Неп- - 14 - равомерное использование чужого зарегистрированного фирменного наиме- нования влечет обязанность нарушителя по требованию обладателя права прекратить его использование и возместить причиненные убытки (см. ч. 3 п. 4 ст. 54 ГК). Согласно § 5 Акционерного закона ФРГ 1965г. место нахождения ак- ционерного общества определяется уставом. Как правило, место нахожде- ния определяется в уставе по месту деятельности общества либо по месту нахождения его руководящих органов. В ГК 1964г. местом нахождения юри- дического лица называлось место нахождения его постоянно действующего органа - дирекции, правления, управления и т.д. Точное обозначение места нахождения акционерного общества необхо- димо для осуществления его прав и обязанностей в сфере гражданского и гражданского процессуального права. Например, ст. 316 ГК связывает место исполнения денежного обязательства с местом нахождения юридичес- кого лица - кредитора в момент возникновения обязательства. развитием правила о месте нахождения акционерного общества можно считать норму о почтовом адресе, о котором общество должно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. От- дельно от регистрации места нахождения уведомление о почтовом адресе делается только при его изменении. Следует отметить, что акционерное законодательство зарубежных государств не знает специального правила о регистрации почтового адреса. 1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных Федеральных законов. Создание обществом филиалов и открытие представительств за преде- лами территории Российской Федерации осуществляются также в соответс- твии с законодательством иностранного государства по месту нахождения - 15 - филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 2. Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть. 3. Представительством общества является его обособленное подраз- деление, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту. 4. Филиал и представительство не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их обществом имуществом, кото- рое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общест- ва. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом. 5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество. 6. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связан- ных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, предс- тавляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведо- мительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления. 1. Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в со- ответствии с настоящим Федеральным законом и иными Федеральными зако- нами, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии - 16 - с законодательством иностранного государства по месту нахождения до- чернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международ- ным договором Российской Федерации. 2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйс- твенное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними дого- вором. либо иным образом имеет возможность определять решения, прини- маемые таким обществом. 3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать до- чернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает соли- дарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во испол- нение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имею- щим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указа- ния только в том случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) дочер- него общества считается происшедшей по вине основного общества (това- рищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) ис- пользовало указанные право и (или) возможность в целях совершения до- черним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого насту- пит несостоятельность (банкротство) дочернего общества. Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества - 17 - (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало имеющиеся у него право и (или) возможность в целях совер- шения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки. 4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) об- щество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества. Общество, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в по- рядке, определяемом Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондово- му рынку при Правительстве Российской Федерации и федеральным антимо- нопольным органом. Основаниями для установления отношений "основное - дочернее" яв- ляются: а) преобладающее участие основного в уставном капитале дочер- него; б) договор между основным и дочерним; в) иные способы определять решения, принимаемые дочерним обществом. 2. Основное общество (товарищество) может влиять на дела дочерне- го двумя способами: а) определять общее направление деятельности, не вмешиваясь в конкретные сделки, и б) давать обязательные указания по конкретным сделкам. Во втором случае основное товарищество (общество) несет солидарную с дочерним обществом ответственность по заключенным последним сделкам. Но право давать обязательные указания должно быть предусмотрено либо в договоре основного общества с дочерним, либо в уставе последнего. 3. Банкротство дочернего общества, наступившее по вине основного общества (товарищества), влечет субсидиарную ответственность основного при условии, что основному обществу было заведомо известно - в резуль- тате исполнения его обязательных указаний дочернее общество окажется несостоятельным (банкротом). В Законе об АО речь идет об указаниях ос- - 18 - новного общества "... в целях совершения дочерним обществом действия ...", приведшего к банкротству. Но, как правило, единственное действие может вызвать банкротство коммерческой организации в редких случаях. Неправильное определение общего направления деятельности дочернего об- щества со стороны основного также подпадает под категорию "действия". Действия основного товарищества (общества), в результате которых наступило банкротство дочернего общества (определение общего направле- ния деятельности, указания по конкретным делам и др.), не обязательно должны быть противоправными: субсидиарная ответственность может насту- пить и при нарушении основным товариществом (обществом) требований торгового оборота. Убытки, понесенные акционерами дочернего акционерного общества по вине основного общества (товарищества), должны быть возмещены послед- ним, если основному обществу заведомо было известно, что его указания приведут к возникновению убытков у дочернего акционерного общества. 1. Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. 2. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осущест- влять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исклю- чением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограни- чена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Феде- рации. Число акционеров открытого общества не ограничено. 3. Общество, акции которого распределяются только среди его учре- - 19 - дителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закры- тым обществом. такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятиде- сяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит уста- новленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течении одно- го года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приоб- ретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения друг другу. Уставом общества может быть предусмотрено пре- имущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное пра- во приобретения акций. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобрете- ния акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу. 4. Общества, учредителями которых выступают в случаях, установ- ленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, обра- зованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми. Открытое общество вправе проводить публичную подписку на свои ак- ции, акционеры могут отчуждать акции без согласия других акционеров, - 20 - число акционеров в таком обществе не ограничивается. Открытость акцио- нерного общества выражается и в том, что оно обязано ежегодно публико- вать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В закрытом обществе акции распределяются среди заранее определен- ного круга лиц. Число акционеров в таком обществе по Закону об АО не может быть более 50. Если это число будет превышено, то закрытое акци- онерное общество по истечении года должно быть преобразовано в откры- тое либо ликвидировано в судебном порядке. Указанные последствия не наступают при условии, что в течение года число акционеров будет сок- ращено до установленного законом количества. . - 21 - ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ АО Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реор- ганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Общество считается созданным с момента его государственной ре- гистрации. 1. Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом ре- шение о его учреждении принимается этим лицом единолично. 2. Решение об учреждении общества должно отражать результаты го- лосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления об- щества. 3. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и ут- верждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплатой акций общества, принимается учредителями единогласно. 4. Избрание органов управления общества осуществляется учредите- лями большинством в три четверти голосов, которые представляют разме- щению среди учредителей общества акции. 5. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной дея- тельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, раз- мер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию - 22 - общества. Договор о создании общества не является учредительным доку- ментом общества. 6. Создание общества с участием иностранных инвесторов осущест- вляется в соответствии с федеральными законами Российской Федерации об иностранных инвестициях. Решение учредителей акционерного общества об его учреждении может быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являю- щегося приложением к протоколу учредительного собрания, или содержать- ся непосредственно в протоколе. В случае, когда у общества один учре- дитель, он должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его, а если такой учредитель является юридическим лицом - также и удостоверить решение круглой печатью. В случае, когда акционерное общество учреждается одним лицом, в решении об учреждении общества достаточно отразить: а) факт учреждения акционерного общества в форме закрытого или открытого общества с опре- деленным наименованием и местом нахождения; б) факт утверждения устава общества; в) принципы образования органов управления общества, на ос- нове которых подготовлены соответствующие разделы устава, и факт при- нятия учредителем на себя обязанностей единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) в случае, если данное обстоятельство имеет место; г) денежную оценку ценных бумаг, других вещей или имущественных либо иных прав, имеющих денежную оцен- ку, которые вносятся учредителем в оплату акций соответствующего об- щества. Поскольку при учреждении акционерного общества одним лицом не составляется договор о создании общества, целесообразно, чтобы решение об его учреждении, принимаемое единолично, содержало также: а) размер уставного капитала, категории и типы выпускаемых акций и порядок их - 23 - размещения, в частности, порядок их оплаты учредителем при создании общества; б) права, обязанности и последовательность действий учреди- теля при создании акционерного общества. Включение в решение данных позиций полезно прежде всего для самого учредителя, хотя это и не яв- ляется обязательным. Помимо этого решение должно содержать сведения о лицах (лице), его принявших, а также их подписи и в случае, указанном в п. 1 коммен- тария к данной статье - оттиски круглых печатей (печати) соответствую- щих юридических лиц. 1. Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иного не установлено федеральны- ми законами. 2. Число учредителей открытого общества не ограничено. Число уч- редителей закрытого общества не может превышать пятидесяти. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (ак- ционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. 3. Учредители общества несут солидарную ответственность по обяза- тельствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако, в случае, когда за- коном допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном - 24 - объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заклю- чения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае рас- торжения брака до достижения 18 лет. Таким образом, учредителями акционерного общества могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью во времени должно предшествовать эмансипации, представляется, что регистрирующие органы не вправе препятствовать 16-летнему несовершеннолетнему быть учредителем акционерного общества, но при условии, что он выразит на- мерение пройти процедуру эмансипации и представит доказательства сог- ласия родителей (усыновителей, попечителя) на осуществление им предп- ринимательской деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятель- ностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. 1. Устав общества является учредительным документом общества. 2. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. 3. Устав общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, при- вилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых об- ществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); - 25 - размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами уп- равления общества квалифицированным большинством голосов ли единоглас- но; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной сто- имости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Устав общества может содержать другие положения, не противореча- щие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. 4. По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованно- го лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к не- му. Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предостав- ление копии, не может превышать затрат на ее изготовление. На основании своего устава акционерное общество в лице соответс- твующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного общества. 1. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимос- ти акций общества, приобретенных акционерами. - 26 - Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. 2. Общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость разме- щенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от ус- тавного капитала общества. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными. Уставный капитал не следует отождествлять с имуществом акционер- ного общества, стоимость которого уже при создании общества может быть большей или меньшей по сравнению с размером уставного капитала. Размер уставного капитала в денежном выражении устанавливается в уставе акционерного общества как величина, отражающая стоимость разме- щаемых при учреждении общества акций, которые, в свою очередь, свиде- тельствуют о размере вкладов каждого из учредителей в уставный капи- тал, формируемый при создании общества (см. такде ст. 11 Закона об АО и комментарий к ней), и вкладов других акционеров при последующем уве- личении уставного капитала. Уставный капитал акционерного общества по- тому и называется уставным, что его денежная величина, а также номи- нальная стоимость каждой из его составляющих определяются в учреди- тельном документе, т.е. размер уставного капитала всегда четко опреде- лен. Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, уста- новленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закры- - 27 - того общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной ре- гистрации общества. 1. Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. 2. Решение об увеличении уставного капитала общества путем увели- чения номинальной стоимости акций и о внесении соответствующих измене- ний в устав общества принимается общим собранием акционеров или сове- том директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров совету ди- ректоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения. 3. Дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. Если решение вопроса об увеличении уставного капитала путем раз- мещения дополнительных акций находится в компетенции общего собрания акционеров, то решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием ак- ционеров одновременно с решением об увеличении количества объявленных акций. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения допол- нительных акций в пределах количества объявленных акций может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционе- ров ему принадлежит право принятия такого решения. Решением об увеличении уставного капитала общества путем размеще- ния дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и каждого типа привилегированных ак- - 28 - ций в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), сроки и условия их размещения, в том числе цена размещения дополни- тельных акций общества для акционеров, имеющих в соответствии с насто- ящим Федеральным законом преимущественное право приобретения размещае- мых акций. 4. Увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополни- тельных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 про- центов голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соот- ветствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в го- сударственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования. 1. Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных нас- тоящим Федеральным законом. Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и пога- шения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества. Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общест- ва, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом на дату регистрации соответствующих изменений в уставе общества. 2. Решение об уменьшении уставного капитала общества путем умень- шения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества и о внесении соответствующих из- менений в устав общества принимается общим собранием акционеров. 1. Общество вправе в соответствии с его уставом размещать облига- - 29 - ции и иные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах. 2. Размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг осуществля- ется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. 3. Общество вправе выпускать облигации. Облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки. В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия погашения облигаций. Облигация должна иметь номинальную стоимость. Номинальная стои- мость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленно- го обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Выпуск облига- ций обществом допускается после полной оплаты уставного капитала об- щества. Общество может выпускать облигации с единовременным сроком пога- шения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске. Общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом опреде- ленного имущества общества, либо облигации под обеспечение, предостав- ленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами, и облига- ции без обеспечения. Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества. Облигации могут быть именными или на предъявителя. При выпуске - 30 - именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. Утерян- ная именная облигация возобновляется обществом за разумную плату. Пра- ва владельца утерянной облигации на предъявителя восстанавливаются су- дом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российс- кой Федерации. Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения обли- гаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению. 4. Общество не вправе размещать облигации и иные ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций об- щества определенных категорий и типов меньше количества акций этих ка- тегорий и типов, право на приобретение которых предоставляют такие ценные бумаги. Одной из распространенных разновидностей ценных бумаг является облигация. Это - долговая ценная бумага, удостоверяющая отношения зай- ма между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (должником). Кредитор вправе в установленный срок требовать погашения облигации, т.е. выплаты ее номинальной стоимости или номинальной стои- мости и процентов. К долговым ценным бумагам относится и вексель, который представ- ляет собой составленное строго по установленной законодательством фор- ме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю). Чек является ценной бумагой, применяющейся в качестве платежного средства. Чек содержит безусловное письменное предложение чекодателя банку (плательщику) оплатить чекодержателю денежную сумму, указанную на чеке. Как и вексель, чек является формальным документом, который - 31 - должен содержать все сведения, предусмотренные законодательством для данного вида ценных бумаг. Депозитный сертификат - письменное свидетельство банка о депони- ровании на определенный срок временно свободных денежных средств юри- дического лица, подтверждающее безусловное обязательство банка возвра- тить вкладчику помещенную на депозит сумму по истечении срока, указан- ного в депозитном сертификате. Сберегательный сертификат имеет ту же природу, что и депозитный, но подтверждает размещение сберегательный вкладов физических лиц, т.е. в роли вкладчика здесь выступает гражданин, а не юридическое лицо. К числу ценных бумаг ст. 143 ГК относит коносамент - товарораспо- рядительный документ, которым оформляется морская перевозка груза. В качестве ценной бумаги коносамент удостоверяет право его держателя по- лучить у перевозчика указанный в коносаменте груз и распорядиться им. В коносаменте должны содержаться все сведения, перечисленные в ст. 124 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, утвержденного Указом Прези- диума Верховного Совета СССР от 17.09.1968 г. (Ведомости ССР, 1968, N 39, ст. 351). 1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятель- ностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. 2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопро- сам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества оп- ределяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собрани- ем акционеров. 3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности об- - 32 - щества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общест- ва, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюда- тельного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) об- щества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосую- щих акций общества. 4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны предста- вить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества. 5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать со- зыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со стать- ей 55 настоящего Федерального закона. 6. Члены ревизионной комиссии (ревизора) общества не могут однов- ременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общест- ва. Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов реви- зионной комиссии (ревизора) общества. В состав ревизионной комиссии могут быть избраны только акционеры соответствующего акционерного общества. Ограничение для членов ревизи- онной комиссии на занятие иных должностей в обществе приведены в п. 6 комментируемой статьи. В обществах с небольшим количеством акционеров (главным образом в закрытых акционерных обществах) функции ревизионной комиссии могут быть возложены на одного акционера - ревизора общества. Ревизор тоже избирается на общем собрании акционеров и не может одновременно зани- - 33 - мать должности, указанные в п. 6 ст. 85 Закона об АО. Ревизионная комиссия (ревизор) общества для подготовки акционер- ного общества к внешнему аудиту должна контролировать не только своев- ременность представления отчетности, но и правильность ведения бухгал- терского учета обществом. Поэтому важно, чтобы ревизионная комиссия (ревизор) периодически анализировали: а) правильность применения плана счетов бухгалтерского учета в соответствующем обществе (предприятии, банке, страховой организации) при организации и ведении бухгалтерского учета; б) правильность ведения учетных регистров, соответствие данных синтетического учета данным аналитического учета; в) достоверность учета с применением механизированной обработки документов; г) правиль- ность учета затрат; д) правильность денежной оценки товарно-материаль- ных ценностей; е) организацию документооборота и своевременность пос- тупления в бухгалтерию первичных учетных документов; ж) организацию, полноту и своевременность годовых инвентаризаций всех статей баланса, а также отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности; з) соответствие данных бухгалтерского учета данным баланса и годового от- чета, представленных учредителям и другим акционерам; и) правильность определения прибыли. 1. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осу- ществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в со- ответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заклю- чаемого с ним договора. 2. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным сове- том) общества. Ежегодной аудиторской проверке в обязательном порядке подлежит финансовая отчетность всех открытых и некоторых закрытых акционерных - 34 - обществ. Кроме того, согласно второму абзацу п. 5 ст. 103 ГК аудиторс- кая проверка деятельности общества, в т.ч. и не обязанного публиковать для всеобщего сведения годовую отчетность, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в ус- тавном капитале составляет 10% и более (инициативная аудиторская про- верка). 1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, уста- новленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требова- ний настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 2. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение об- щего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. 4. В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной ко- миссии включается представитель соответствующего комитета по управле- нию имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа мест- ного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осущест- - 35 - вивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии. Главное отличие ликвидации акционерного общества от его реоргани- зации в любой форме (о реорганизации см. ст.ст. 15-20 Закона об Ао и комментарии к ним) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого об- щества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации акционерное общество прекращает свое существование не только в качестве юридического лица, но и в качестве участника гражданского оборота. . - 36 - ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ 1. Высшим органом управления общества является общее собрание ак- ционеров. Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров (годовое общее собрание акционеров). Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавли- ваемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества. На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, рассматривается представляемый советом директоров (наблюдательным советом) общества годовой отчет общества и иные документы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона. Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными. 2. Дата и порядок проведения общего собрания акционеров, порядок сообщения акционерам о его проведении, перечень предоставляемых акцио- нерам материалов (информации) при подготовке к проведению общего соб- рания акционеров устанавливаются советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с требованиями настоящего Федерально- го закона. За время создания и существования акционерного общества предус- мотрено, по сути дела, образование двух разных "общих собраний" с нео- динаковыми задачами. Решение об учреждении общества принимается учре- дительным собранием (см. п. 1 ст. 9 Закона об АО и комментарий к ней), - 37 - которое, хотя и является общим собранием учредителей, нельзя назвать общим собранием акционеров в смысле главы 7. Формирование общего соб- рания акционеров - важнейший этап в развитии акционерного общества, т.к. это собрание представляет собой высший орган управления общества, призванный выражать в определенной организационной форме совокупную волю акционеров. Выявление содержания этой воли должно проходить не реже одного раза в год (созыв очередного годового общего собрания). В законодательстве иностранных государств общее собрание акционеров рассматривается как орган, через который акционеры осуществляют свои права (например, § 118 Акционерного закона ФРГ). Важнейшим правом яв- ляется право акционеров участвовать в управлении обществом через его органы, формируемые самими акционерами. Организационно подготовка и проведение общего собрания акционеров возлагается на совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, который обязан руководствоваться настоящим законом. Кроме того, детальное регулирование порядка созыва и проведения общего соб- рания акционеров может осуществляться уставом общества. 1. К компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утвержде- ние устава в новой редакции; 2) реорганизация общества; 3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и ут- верждение промежуточного и окончательного ликвидационного балансов; 4) определение количественного состава совета директоров (наблю- дательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекраще- ние их полномочий; 5) определение предельного размера объявленных акций; - 38 - 6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номи- нальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций; 7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номи- нальной стоимости акций, приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций в соответствии с пунктом 3 статьи 72 м абзацем вторым пункта 6 статьи 76 настоящего Федерального закона; 8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекра- щение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) об- щества. 9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора общества и дос- рочное прекращение их полномочий; 10) утверждение аудитора общества; 11) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков; 12) принятие решения о неприменении преимущественного права акци- онера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотренного статьей 40 настоящего Федерального закона; 13) порядок ведения общего собрания; 14) образование счетной комиссии; 15) определение формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования; 16) дробление и консолидация акций; 17) заключение сделок в случаях, предусмотренный статьей 83 нас- - 39 - тоящего Федерального закона; 18) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и от- чуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона; 19) приобретение и выкуп обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 20) участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных груп- пах, иных объединениях коммерческих организаций, 21) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. Решение по вопросам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 нас- тоящей статьи, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наб- людательному совету) общества, за исключением решения вопросов о вне- сении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением основного капитала общества в соответствии со статьями 12 и 27 настоя- щего Федерального закона. 3. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Феде- ральным законом. 1. Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения воп- росов, отнесенных настоящим Федеральным законом к исключительной ком- петенции общего собрания акционеров. - 40 - В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций ме- нее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции сове- та директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции кото- рого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. 2. По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обя- занностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и ком- пенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. Совет директоров (наблюдательный совет) создается в обществе, в котором число акционеров, владеющих голосующими акциями, составляет не менее 50. В уставе акционерного общества с меньшим числом акционеров может быть предусмотрена передача функций совета директоров (наблюда- тельного совета) общему собранию акционеров, компетенция которого та- ким образом расширяется. Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руко- водство деятельностью акционерного общества, кроме вопросов, отнесен- ных к исключительной компетенции общего собрания. Вместе с тем ряд вопросов отнесен к исключительной компетенции совета директоров (наб- людательного совета) общества. Однако из ст. 65 Закона об АО следует, что совет директоров (наблюдательный совет) не может делегировать свои исключительные полномочия исполнительному органу акционерного общества (о единоличном и коллегиальном исполнительном органе общества см. ст.ст. 69, 70 Закона об АО и комментарии к указанным статьям). - 41 - В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к иск- лючительной компетенции общего собрания аукционеров. К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы: 1) определение приоритетных направлений деятельности общества; 2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров об- щества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 настоящего Федерального закона; 3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров; 4) определение дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, отнесенные к компетен- ции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров; 5) вынесение на решение общего собрания акционеров вопросов, пре- дусмотренных подпунктами 2, 12, 15-20 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона; 6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номи- нальной стоимости акций или путем размещения обществом акций в преде- лах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответс- твии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено; 7) размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества; 8) определение рыночной стоимости имущества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона; - 42 - 9) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) образование исполнительного органа общества и досрочное прек- ращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему воз- награждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции; 11) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной ко- миссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; 12) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; 13) использование резервного и иных фондов общества; 14) утверждение внутренних документов общества, определяющих по- рядок деятельности органов управления общества; 15) создание филиалов и открытие представительств общества; 16) принятие решения об участии общества в других организациях, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 20 пункта 2 статьи 48 настоящего Федерального закона; 17) заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуж- дением обществом имущества, в случаях, предусмотренных главой 10 нас- тоящего Федерального закона; 18) заключение сделок, предусмотренных главой 11 настоящего Феде- рального закона; 19) иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции совета директо- ров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на реше- ние исполнительному органу общества. - 43 - Общее собрание акционеров (как очередное, так и внеочередное) со- зывается нечасто. Совет директоров (наблюдательный совет) - орган по своим функциям промежуточный между общим собранием и исполнительными органами акционерного общества - имеет возможность более оперативно решать наиболее важные организационные, имущественные и другие вопросы деятельности общества. К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) п. 1 комментируемой статьи относит определение приоритетных направлений деятельности общества. Эта запись исходит из того, что со- вет директоров (наблюдательный совет) состоит из компетентных лиц, способных наилучшим образом учесть интересы развития акционерного об- щества. Вместе с тем определение приортетных направлений деятельности общества глубоко затрагивает интересы всех акционеров, т.к. от пра- вильности решения будет зависеть дальнейшая судьба акционерного об- щества, его конкурентноспособность, прибыльность и т.д. Поэтому окон- чательное решение по данному вопросу должно принимать общее собрание акционеров. 1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется еди- ноличным исполнительным органом общества (директором, генеральным ди- ректором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральны директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно едино- личного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определе- на компетенция каждого из них. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, гене- рального директора), осуществляет также функции председателя коллеги- ального исполнительного органа общества (правления, дирекции). - 44 - По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организа- ции (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (уп- равляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом дирек- торов (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. 2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества. за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания ак- ционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Исполнительный орган общества организует выполнение решений обще- го собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверж- дает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполне- ния всеми работниками общества. 3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прек- ращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акцио- неров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к ком- петенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполни- тельного органа общества (правления, дирекции), управляющей организа- ции или управляющего по осуществлению руководства текущей деятель- ностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными пра- вовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из - 45 - них обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполно- моченным советом директоров (наблюдательным советом) общества. На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, исполнительным директором) и (или) членами кол- легиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяет- ся в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального зако- на. Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполни- тельного органа общества (директором, генеральным директором), и чле- нами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирек- ции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. 4. Общее собрание акционеров вправе в любое время расторгнуть до- говор с единоличным исполнительным органом общества (директором, гене- ральным директором), членами коллегиального исполнительного органа об- щества (правления, дирекции), управляющей организацией или управляю- щим, если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компе- тенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. 1. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирек- ция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого со- ветом директоров (наблюдательным советом) общества внутреннего доку- мента общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. 2. На заседании коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) ведется протокол. Протокол заседания коллегиаль- - 46 - ного исполнительного органа общества (правления, дирекции) представля- ется членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, реви- зионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества по их требова- нию. Проведение заседаний коллегиального исполнительного органа об- щества (правления, дирекции) организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директор, генеральный директор), который подписывает все документы от имени общества и про- токолы заседания коллегиального исполнительного органа общества (прав- лени, дирекции), действует без доверенности от имени общества в соот- ветствии с решениями коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), принятыми в пределах его компетенции. Работа коллегиального исполнительного органа акционерного общест- ва (правления, дирекции) организуется в соответствии с уставом общест- ва, а также внутренним документом об исполнительном органе (положени- ем, регламентом и т.п.). В заседаниях коллегиального исполнительного органа ведется прото- кол. Но к этому протоколу не предъявляются столь жестокие требования, как к протоколу заседания совета директоров (наблюдательного совета). Законом об АО не определяются и обязательные реквизиты протокола. Про- токол заседания коллегиального исполнительного органа может быть ис- полнен в произвольной форме, но за его содержание отвечает подписавший протокол директор (генеральный директор), осуществляющий функции еди- ноличного исполнительного органа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Под общей редакцией Тихомирова М.Ю. Комментарий к ФЗ об акционерных обществах. Москва: Юринформцентр, 1996г. 2. Комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ Москва: редакция журнала "Хозяйство и право", фирма "Спарк", 1995г. 3. В.В. Акимов, А.С. Баталов "Акционерное общество:мировой опыт и перспективы развития в нашей стране" Нижний Новгород, 1993г. 4. Гражданское право в 2хтомах. Том 1. Учебник. Москва: издательство Бек, 1993г. 5. И.П. Баранов "Новые формы организации предприятий" Лениздат, 1991г. 6. Е.Ш. Джанашвили "Индивидуальное и групповое сопротивление акционированию" Москва, 1992г. 7. Ю. Твилдиани "Акционерному движению - гарантии и защиту" газета "Экономика и жизнь", номер 44. Москва. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |