|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Предпринимательство в РоссииПредпринимательство в РоссииМАТИ - Российский Государственный Технологический Университет Реферат по предмету «Основы Предпринимательства» на тему: Предпринимательство в России студента гр. 6МП-III-49 Горбатова Михаила Проверил: Москва 2000 г. Содержание Введение …………………………………………………………………………стр. 2 Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации ………………………………………………………………….стр. 2 Заключение …………………………………………………………….стр. 18 Список литературы .…………………………………………………..стр. 18 Введение Исследование истории русского и российского предпринимательства его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с реформированием экономики современной России и развитием предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально, поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим. В этой работе я постарался наглядно показать, как теоретически правильные теории развития предпринимательства искажались при попытке их применения к Российской действительности. Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации В России сейчас идет процесс формирования слоя предпринимателей, претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекает противоречиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами. Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное отношение к предпринимательству. Считалось, что основные характеристики предпринимателя, собственника, делового человека - прагматический склад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгода и. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматический человек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что отражено в русской классической литературе. Новые капиталистические отношения не стали тогда органической частью национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически не включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынок отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты. Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов. Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не вызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за пределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в обстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах парализовало капиталистическую альтернативу в стране. Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что процесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим и поддерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночных отношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой к решению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертой ближайшей отечественной истории. В СССР предпринимательство официально рассматривалось в негативном аспекте, полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла вписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу, стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства, которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойным хозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократических кругах, подавляли предпринимательскую активность. А частное предпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалось уголовно наказуемым преступлением. Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия для возрождения предпринимательства в России существенно отличаются от тех, в которых развивалось предпринимательство на Западе, где принципы экономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализма формировались на протяжении столетий. Дело в том, что формирование российского предпринимательства началось в весьма неблагоприятных экономических и социально-политических условиях. Главные среди них - разрушение механизмов государственной власти; углубление экономического кризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротством старого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определении направлений и способов реализации экономической политики; разрыв хозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республиками и странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другими факторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу, сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальных ресурсов. В последние несколько лет ситуация изменилась. Формирующийся класс предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрывается популистскими лозунгами о приватизации, о формировании класса собственников. Все это означает необходимость создания условий для формирования и расширения социальной базы реформ - экономически активного слоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особый упор, при этом делая на их конструктивность. Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов. В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу. Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования. Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий. Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности. В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений: - о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок; - об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением; - о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности, за счет государственных капиталовложений; - о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов; - о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих ликвидированию. В настоящее время в период перехода к рынку российское государство, встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно- технического прогресса, ни переход к экономическому росту. Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по азиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем и потребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через посредничество благополучия для населения не создать, а дефицита товаров не преодолеть. Для этого необходимо предпринимательство, ориентированное на инновационную деятельность, связанную с открытием собственного дела - созданием предприятия. Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, а товаропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенные условия, определяющие собой как бы внешнюю среду нормального функционирования предпринимательства. Рассмотрим самые главные из них, отрицательно отражающиеся на развитии предпринимательства. Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса, в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных их значений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой. Например, во Франции в 1970- 1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9- 11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%. Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы, инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики в этот период, резко ослабляют, снижают возможности правительства оказывать предпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу, государственную поддержку, без чего он, как показывает богатая практика других стран, развиваться практически не может. Если говорить о ситуации и возможностях современной российской экономики, то эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы в условиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов, незащищенности от мафии и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уже неоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных чиновников. Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, их благоприятное или неблагоприятное воздействие на развитие предпринимательства. Это, как его определяют в западной литературе, - динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами прироста населения и эластичностью по ценам и доходам. Причем по различным товарам или различным группам товаров. В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992- 1999 гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны, ежегодно увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущего населения, а покупательная способность основной части населения неуклонно и резко снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, на конкретные ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало. Между тем, развитие бизнеса не может быть успешным при бедном населении. В этой связи предприниматели озабочены тем, что в Программе реформ и бюджете практически предусмотрено крайне мало мер, направленных на создание условий, благоприятствующих росту доходов населения, бизнеса и, в конечном счете, бюджета. Успешное развитие таких реформ предполагает динамичное развитие всех форм бизнеса - от малого предпринимательства до крупных финансово- промышленных групп. В свою очередь, это невозможно без целенаправленной и последовательной государственной политики протекционизма отечественного бизнеса, становления предпринимательства, надежной защиты интересов собственников. Причем мировой опыт показывает, что степень и методы воздействия государства на экономику различны в разных странах, но все-таки есть общая закономерность - чем выше уровень развития экономики, тем слабее роль государства, и наоборот. В последнее время вмешательство российского правительства в экономику значительно усилилось, стало постоянным, определяющим. Разница в подходах между правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, и в другом случае ему отводится решающая роль. Обязательным условием становления и развития бизнеса является полноценная и непротиворечивая законодательная и нормативная база предпринимательства. Такую законодательную базу, в которой бы отстаивались интересы экономически активных граждан и их объединений, еще предстоит создать. Одним из условий эффективного и реального развития предпринимательства является учет во внешней политике государства интересов российских предпринимателей, расширение хозяйственных связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в результате стратегически непродуманных, а в ряде случаев ошибочных действий властей, существенно подорвана основа бизнеса традиционные хозяйственные связи и рынки. Российские товаропроизводители практически потеряли свои позиции на рынках Восточной Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока. Утрачиваются и теряются рынки стран бывшего СССР, в том числе и тех, которые входят в СНГ. Представляется, что Правительству России необходимо сконцентрировать, свои усилия в этой сфере на создании условий для быстрого возврата российских товаров и фирм на традиционные рынки, добиться для них реального режима наибольшего благоприятствования, увеличения квот, резкого упрощения и уменьшения таможенных процедур и уменьшения экспортно-импортных налогов. При этом предприниматели должны сами принимать непосредственное участие в выработке и реализации такой политики. Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всех или, по крайней мере, основной части предпринимательских структур к финансовым ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. В настоящее время доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм и банков. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность перерастает в еще более опасную монополию отдельных фирм. Список спецэкспортеров и банков-агентов должен формироваться гласно и демократично. В этих вопросах и в этих сферах необходимо переходить от разрешительного принципа к регистрационному. Российские предприниматели справедливо настаивают на их широком привлечении к решению проблем ускоренного погашения задолженности ряда стран перед Россией. Правительству следовало бы организовать продажу долгов российским предпринимателям и оказать эффективную политическую и юридическую помощь в их "отоваривании" Говоря о современной ситуации в экономическом развитии страны можно отметить, что за последние годы пройден большой и полный трудностей путь. Лицо страны и экономики за это время радикально изменилось. Тем не менее, сегодняшнюю политическую, социальную и экономическую ситуацию в стране можно оценить как опасную для перспектив стабильного развития отечественного бизнеса. Усилия предпринимателей дают наибольшие результаты в условиях активизации инвестиционных процессов, особенно, если эти усилия консолидируются с усилиями Правительства. Пока банковские и иные инвестиции в России возможны лишь при стопроцентном резервном покрытии, независимо от кредитополучателя, срока, гарантов. При таком же стопроцентно ликвидном залоге. С использованием всех других форм страхования рисков. Это тем более важно, поскольку в последние годы производственная база российской экономики постоянно сокращалась и находится в настоящее время в исключительно тяжелом состоянии. Многие виды производства, в том числе передового и конкурентно-способного, на грани разрушения, Новые виды продукции, особенно наукоемкой, осваиваются крайне медленно, либо их производство прекращается вообще. Во всех сферах и отраслях продолжается падение производства. В такой ситуации нельзя сводить все только к неизбежному ограничению расходов и экономии. Государство и население богатеют не от экономии, а за счет процветания отечественного бизнеса. В этих условиях у Правительства должны быть разработаны система мер по стимулированию развития производства и механизм их реализации, а также создана система страхования инвесторов от политического риска, в том числе от его собственных неблагоприятных действий. Важнейшее направление и форма государственной поддержки предпринимательства в России - научно обоснованный, объективный и вдумчивый подход со стороны государственной власти к развитию в стране банковской системы. Резкие изменения правил ее функционирования, будь то налогообложение банковской деятельности, изменение финансовых нормативов или процедур учреждения, работы или ликвидации коммерческих банков, подрывают основу бизнеса, не дают возможности вести его продуманно, перспективна местных рынках. Важным условием развития предпринимательства, оценки его перспектив и прогнозов является постоянная оценка современного состояния экономики, определение степени соответствия первоначальных рыночных замыслов, преобразований действительному фактическому направлению их развития, нормально организовать закупку сырья, производство и сбыт продукции. Недопустимо, на мой взгляд, возложение на банки познавательных, фискальных и других полицейских функций. Нельзя оказывать на них политическое и силовое давление. Одним из основных факторов, препятствующих цивилизованному развитию отечественного бизнеса и, в частности, притоку иностранных инвестиций, является критический уровень преступности. Государство в этом плане не только не оказывает поддержку предпринимательству, но оно фактически не выполняет одну из важнейших своих функций - защиту собственных граждан от посягательств на их достоинство, жизнь и собственность. Жертвами разгула преступности в наиболее тяжелых ее формах становятся именно экономически самостоятельные граждане промышленники, банкиры, представители торгового и иного бизнеса. Неэффективность правоохранительных и судебных органов привела к тому, что роль арбитров в разрешении хозяйственных споров и даже защита личной безопасности предпринимателей переходит от государства в руки криминальных структур. Как показал опрос, проведенный Институтом молодежи в 1994 году, лишь около одной трети молодых предпринимателей не испытывает на себе давление криминальной среды, 30% предпочитают наличие "крыши" и только 12% - хорошую службу безопасности. Многие опрошенные считают, что тяжесть налогового бремени вынуждает идти на различные нарушения, на неофициальные сделки и, как следствие, платить дань криминальным структурам. Обращает па себя внимание и тот факт, что 90% респондентов убеждены в невозможности предпринимательской деятельности без взяток. Рост преступности идет параллельно с невиданным расцветом коррупции в органах государственной власти. Небывало возросли произвол и беззаконие, нарушение конституционных норм и законов на всех уровнях государственной власти. Все это происходит при попустительстве властных структур. Необходимо налаживание масштабного и конструктивного взаимодействия государства и предпринимателей в деле обуздания разгула преступности в стране. При создании этих и некоторых других условий развития бизнеса возможно взаимовыгодное социально-деловое партнерство между государством и предпринимательством. Партнерские отношения - это, прежде всего, отношения сотрудничества и взаимопомощи. В России такие отношения только складываются и требуют принятия неотложных мер по коренному улучшению налоговой, кредитной, денежной, инвестиционной и законодательной политики. Необходимо научное обоснование и тщательная проработка основных элементов механизма сотрудничества в соответствии с интересами общества и предпринимательства. Основой этого партнерства является единство коренного стратегического интереса, состоящего в создании высокоэффективной рыночной экономики и достижении высокого уровня благосостояния всего народа. Это означает, что и государство, и предприниматели должны идти навстречу друг другу, что практически невозможно без взаимных уступок. | Создание устойчивого организационно-правового механизма партнерства между государством и предпринимательством, конечная цель которого - достижение наивысшей экономической и социальной эффективности путем формирования наиболее благоприятной внешней среды функционирования бизнеса, обеспечит стабилизацию экономики и выход страны из кризиса. Так же, прямое влияние на процесс формирования предпринимательства оказывает характер проведения либерализации экономики. Постепенные реформы создают более благоприятные условия для адаптации хозяйствующих субъектов к новым рыночным условиям, оставляя некоторый резерв времени для последовательного обучения адекватным реакциям на рыночные стимулы и критерии, для приобретения необходимых для этого знаний и для выработки соответствующих навыков и стереотипов предпринимательского поведения. В свою очередь, одномоментные «шоковые» реформы подводят к отказу от старых, сделавшихся непригодными традиций хозяйственной деятельности, и побуждают овладевать искусством предпринимательства как можно быстрее, ставя субъектов, добровольно или поневоле превращающихся в предпринимателей, перед проблемой экономического выживания. В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва между требованиями, которые определяются вводимыми рыночными отношениями, и ограниченными возможностями людей немедленно выработать новые, отвечающие этим условиям способы предпринимательского поведения - такое запаздывание опять-таки может обернуться падением эффективности, а то и полным разлаживанием экономического механизма. Подобные опасения высказывались еще до начала реформ. Но один из важных эффектов высокой скорости либерализации, вызвавший сегментацию процесса формирования предпринимательства, предсказан не был. Речь идет о резких различиях в формировании предпринимательства в секторах, специализирующихся на обслуживании трансакций, и в реальном секторе. Образовалось бросающееся в глаза различие: более значительный рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли, поскольку именно эти сферы в начальном пункте реформ были совершенно недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики: иное положение сложилось в сфере производства. В то время как быстрая либерализация дала толчок бурному росту банковских, торговых, страховых, посреднических и тому подобных компаний, в сфере производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры (за некоторыми исключениями: в строительстве, пищевой промышленности, туризме и ряде других подотраслей сферы услуг также появилось некоторое число новых предпринимательских структур) В этой ситуации оказались гораздо более стабильными и кадры хозяйственников - привлечение новых предпринимательских сил и их отбор происходили в гораздо меньших масштабах, нежели в сфере обслуживания трансакций Казалось бы, новые рыночные условия, в которых оказались производственные предприятия, жесткие рыночные критерии эффективности хозяйствования должны и в производственном секторе привести к отбору и выбраковке кандидатов на предпринимательские роли. Однако этот процесс, хотя и разворачивается, но несопоставимо медленными темпами при значительной нехватке квалифицированных кадров управляющих. Здесь играет роль не только объективно сложившиеся резкие различия в динамике секторов в условиях быстрой либерализации - взрывной рост финансово-торгового сектора и кризис производственного сектора. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит - и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Поэтому почти не происходит миграция молодых энергичных предпринимательских кадров, успевших развернуть свои способности на финансово-торговом поприще, в производство. Такие проблемы были характерны для всех стран с переходной экономикой, но в наиболее развитых страны Восточной Европы, обладавших существенными предпосылками развития предпринимательства, этот разрыв был не столь существенным. Быстрая либерализация в этих странах также создала преимущества в формировании предпринимательского слоя для финансово- торгового сектора, но, во-первых, этот сектор там формировался не на пустом месте и, во-вторых, определенные предпринимательские элементы уже существовали и в производственном секторе. Свою роль в закреплении сложившегося положения сыграл и способ приватизации государственных предприятий. Стремление провести как можно быстрее широкомасштабную приватизацию государственного сектора привело к тому, что приватизация в России приобрела следующие характерные черты. • шаблонные организационно-правовые формы, придаваемые приватизированным предприятиям: • отвлечение от проблем функционирования приватизируемых предприятий, отсутствие их поддержки: • заниженная оценка фондов приватизированных предприятий, продажа значительной части государственного капитала по льготным ценам или передача его в собственность бесплатно; • не сформировавшийся реальный платежеспособный спрос на приватизируемое имущество Когда в процессе обсуждения планов приватизации говорилось о том, что бесплатная раздача собственности не способствует формированию ответственных собственников, то в этом была большая доля правды. Но ни бесплатно полученная собственность, ни собственность, приобретенная по «смешным ценам», ни даже сполна оплаченная собственность еще не делают ее владельца предпринимателем. В эпоху становления капитализма владельцы как наследственных, так и купленных поместий отнюдь не всегда торопились продемонстрировать свою готовность действовать по новым, рыночным правилам. Множество из них проматывало свои состояния и разорялось. То же самое можно сказать и о цеховых мастерах, владельцах ремесленных мастерских. Процесс выработки слоя капиталистических предпринимателей был весьма мучительным и занимал длительный отрезок времени, поэтому любое перераспределение прав собственности (и даже стабильность прав собственности, переходящей из поколения в поколение) не может рассматриваться как достаточное условие для формирования предпринимательства. Для этого необходимо было разработать комплекс мер, организовав приватизацию таким образом, чтобы каждым своим элементом она способствовала формированию предпринимательского поведения. Этого, однако, сделано не было. Стремление не только ускорить приватизацию, но и смягчить социальное сопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении прав собственности на государственное имущество большая часть этих прав перешла в руки работников и администрации бывших государственных предприятий. Такое распределение прав собственности дополнительно способствовало консервации организационных и социальных структур производственных предприятий, стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. А без подобной смены кадров не могло состояться движение к осуществлению предпринимательских функций нового слоя особых к этому людей. Сложность ситуации усугублялась тем, что управляющие предприятия оказались во многих случаях без контроля как со стороны внешних собственников, так и со стороны собственных рабочих, среди которых были опылены мельчайшие пакеты акций, не дававшие реальных возможностей воздействовать на управление предприятиями. Даже в тех предприятиях, которые формально оставались в собственности государства, контроль их работой Однако дело не сводится к проблеме всевластия менеджеров и медленного притока свежих сил. Почему директора и администрация производственных предприятий сами не овладевают предпринимательскими навыками, не превращаются в современных промышленных менеджеров? Потому, что на формирование их предпринимательского поведения воздействует ряд факторов, как сохранившихся от прошлого, так и созданных нынешними реформами. Получив дополнительные возможности контроля над предприятиями, управляющие в то же время столкнулись с проблемой обесценения оборотного капитала и физического износа основного капитала в условиях падения рентабельности производства и инвестиционного голода. В таких условиях овладение навыками современного предпринимательства далеко не всегда может оказать предприятию помощь в борьбе за выживание. Подчас гораздо больше могут помочь навыки прошлого - поиски бюджетных субсидий, льготных кредитов, особых привилегий (например по экспорту-импорту или налоговых скидок) у федеральных и местных властей. Напротив, стандартная линия поведения предпринимателя - наведение жесточайшей экономии за счет освобождения от излишних производственных ценностей и рабочей силы - входит в острый конфликт со всем предшествующим опытом и традициями, да и с некоторыми современными реалиями. Сброс производственных мощностей означает понижение статуса предприятия, а в условиях инвестиционного голода создает угрозу, что в обозримом будущем и мощности уже не удастся вновь нарастить. Массовое увольнение «лишних» рабочих рук также противоречит традиции социального патернализма прошлого; сегодня они чреваты ростом социальной напряженности, в том числе и потому, что предприятия в значительной мере сохранили функцию предоставления ряда социальных услуг своим работникам, и потеря этих услуг при увольнении ничем не компенсируется. Массовые увольнения вызывают и неодобрительную реакцию местных властей, тощий бюджет которых не способен справься с растущей безработицей. Приток свежих предпринимательских сил в производство ограничен в том числе и потому, что управление промышленными компаниями в условиях кризиса, когда нужно вести изощренную борьбу за конкурентоспособность производства, значительно сложнее, чем снятие пенок с использованием объективной недоразвитости финансово-посреднического сектора. Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели устремляются туда, где добывать деньги проще. "Эта упрощенность вкупе со специфическими мотивами, определяемыми криминализацией предпринимательской среды, привела к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном и крупном производственном бизнес-проекте. Государственная политика приватизации оставила в стороне решение многих задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспитание современных промышленных менеджеров. Государство не проводило никаких заметных операций по адаптации к условиям рынка даже предприятий государственного сектора, отказываясь играть какую-либо роль в рыночной реструктуризации государственных предприятий и в формировании полноценных субъектов предпринимательской деятельности. Установка на то, чтобы сократить рамки государственного сектора, во многом определяется стремлением «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Впрочем, это свое стремление продемонстрировали и применительно к предприятиям, остающимся в государственной собственности в Восточной Европе отношение к приватизации, при общем курсе на быструю и широкомасштабную приватизацию, было все же более осторожным и несколько более прагматичным. Отказ «реформаторов» от ответственности за судьбы производства появился и в проблемах, которые образовались в ходе формирования предпринимательских структур и предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономических отношений Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией более технически совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбыта западных товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьего мира Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшением внешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая ситуация не была компенсирована умелой предпринимательской стратегией Она усугублялась и потерей и позиций, которые можно было бы удержать Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ориентации внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка Процесс выравнивания этих цен еще не закончился, что до сих пор делает спекулятивные операции значительно более выгодными, чем «нормальную» внешнюю торговлю. Отсюда и особая выгодность массового мелкого бизнеса во внешней торговле. Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось в нашей стране под воздействием еще ряда факторов, связанных со спецификой проведения реформ. Одна из таких специфических черт - одновременное существование в 1992 г заниженного обменного курса рубля, что позволяло экспортировать ресурсы даже по демпинговым иенам, и специального обменного курса для импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета. Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства на начальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, Получатели которых приобретали вместе с этим и возможность быстрого обогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятный обменный курс создавали для этого все условия Особенность российских внешнеэкономических связей и в структуре экспорта товаров топливно-сырьевой группы в 1902-1995 гг., когда появились возможности игры на разнице внутренних и мировых цен и на валютном курсе, они оказались еще более выгодными для экспорта. Развернулась ожесточенная борьба за право участвовать в продвижении за рубеж нефти, нефтепродуктов, а также черных и цветных металлов и т.д. Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось к превращению внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающие продвижение зарубежной продукции на российский рынок Подавляющая часть импорта ориентировалась на насыщение потребительского рынка, наполненность. которого по ряду товаров была недостаточной. Одновременно резко сократился импорт инвестиционных товаров, (что отражало резкое сжатие внутреннего инвестиционного спроса) Внешнеторговое предпринимательство не в меньшей степени, влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособности Сотрудничество между производящими и торговыми компаниями в организации производства и продвижении на мировые рынки отечественной продукции практически отсутствует (за небольшими исключениями - в военном производстве). Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды становятся партнерами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства как с внешнего, так и с внутреннего рынков. Характерной особенностью российского предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соответствующие социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во- вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемости. Характерной чертой предпринимательского поведения является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей для многих предпринимателей, занятых в производственном секторе, нередко определяющее их стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Часты случаи перекачки капиталов фирмы ее руководителями в подставные компании. Очень низкая степень законопослушности. Это проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов. В переходной экономике России ощущается неравномерное развитие предпринимательства и в различных социально-экономических секторах народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно- таки заметное развитие, то государственное предпринимательство влачит жалкое существование. Кооперативное и любые другие формы общественного предпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции сохраняющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные на собственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря на свое широкое распространение, собственность работников оказалась чисто номинальной, Их акции, не будучи консолидированными, не представляют собой контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадлежит работникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%, принадлежащие директору. Угнетенное состояние государственного предпринимательства определяется избранной моделью реформирования экономики, подчиненной исключительно интересам частной наживы. Поскольку позитивные общегосударственные цели в рамках реформаторской политики не ставились (кроме необратимости самих реформ), то и государственное предпринимательство как инструмент провидения такой политики оказалось ненужным. О нем стали вспоминать (без практических последствий), когда состояний государственного сектора стало внушать опасения относительно доходов государственного бюджета и устойчивости экономики в целом, Заключение Подводя итоги изложенному, отметим, что такое состояние требует существенных изменений не только в системе контроля и поощрения предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена. Процесс становления предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем это первоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом проведения социально-экономических реформ, от которых зависит общий успех рассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ. Это и возможность альтернативного проявления новых реальных форм собственности в рамках многоукладного народного хозяйства, и изменение структуры общественного производства и т.д. Сложившаяся ситуация в целом неблагоприятна для функционирования предпринимательского корпуса в России. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительный опыт развития предпринимательской деятельности, который позволяет считать процесс становления этого феномена необратимым. список литературы: Журналы: 1.»Экономист» 1/99. 2.«Предприниматель»2,3 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |