|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие экспорта российской готовой продукции на рынки дальнего зарубежьяРазвитие экспорта российской готовой продукции на рынки дальнего зарубежьяПРИЛОЖЕНИЕ 2 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Датой рождения открытого акционерного общества «Уралкриомаш» считают 1 октября 1954 года, когда Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в составе ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского было образовано особое конструкторское бюро ОКБ–250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с главным конструктором Веремьевым Мефодием Николаевичем. Двумя годами ранее на ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского было организовано производство изделий криогенной техники (криогенное производство) как отдельные участки в цехах основного производства. Заместителем главного технолога по криогенному производству был назначен Трутнев Николай Гермогенович. Первой задачей, поставленной перед криогенщиками ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, была организация серийного производства железнодорожных цистерн 21Н1 для перевозки жидкого кислорода, разработанных конструкторами завода им. Ильича (г. Мариуполь, Украина) на основе трофейной документации на немецкие железнодорожные цистерны, из которых фашистская Германия заправляла жидким кислородом боевые ракеты ФАУ-2. В процессе изготовления опытного образца железнодорожной цистерны 21Н1, конструкторы, технологи и производственники убедились в несовершенности ее конструкции и нетехнологичности документации в производстве. Группа конструкторов конструкторского отдела по грузовому вагоностроению, осуществлявшая авторский надзор за изготовлением цистерны 21Н1, по собственной инициативе разработала собственную документацию на железнодорожную цистерну для перевозки жидкого кислорода, которой был присвоен индекс 8Г52. В 1954 году опытный образец этой цистерны был изготовлен и прошел всесторонние испытания, а с 1955 года началось серийное производство цистерн 8Г52 для жидкого кислорода и 8Г54 – для жидкого азота в построенном к этому времени специализированном цехе криогенного производства – корпусе 200. Перевозка больших количеств жидкого кислорода потребовалась ракетно- космической отрасли, где жидкий кислород (как и в ракете ФАУ-2) использовался в качестве компонента ракетного топлива как окислитель. До Второй Мировой войны в СССР жидкий кислород в железнодорожных цистернах не перевозили. В том же 1954 году будущий академик С.П.Королев выдал ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского технологическое задание на создание средств заправки (8Г117) и средств дозаправки (8Г118) жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р-7, которая выводит на околоземную орбиту космические корабли и спутники Земли до сих пор. Эти средства были разработаны в 1955 году, а в 1956 году было изготовлено несколько образцов, а с 1957 года по 1967 год с их помощью были запущены: первый в мире искусственный спутник Земли, последующие спутники, первый в мире космонавт и последующие космонавты. В дальнейшем, эти средства, созданные в виде специальных железнодорожных агрегатов, были переделаны в стационарную систему (11Г722) и эксплуатируются до сегодняшнего времени. В 1962 году криогенное производство ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского пополнилось экспериментальным цехом 251. Были разработаны и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д для ракетно-космической системы «Протон», системы хранения и заправки жидкого кислорода для пусковых установок боевых ракет Р-9 (8Г136) и (8Г143), поставлены на производства железнодорожные цистерны для перевозки криогенных жидкостей (более совершенных, чем (8Г52) и (8Г54): жидких кислорода (8Г512), азота (8Г513), аргона (15-558), жидкого водорода (8Г514) и (ЖВЦ-100), жидкого этилена (15-147)). Кстати, все без исключения железнодорожные криогенные цистерны в бывшем СССР созданы нижнетагильскими криогенщиками. Очень крупной работой, выполненной с 1966 года по 1969 год, было создание средств транспортировки, хранения и заправки лунного космического корабля жидкими водородом и кислородом по программе Н1-Л3, которые были успешно сданы в эксплуатацию, после чего, к сожалению, программа Н1-Л3 была закрыта. Техническую подготовку производства изделий криогенной техники до 1980 года возглавляли заместители главного инженера и заместители главного технолога ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству. Первым заместителем главного инженера ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского по криогенному производству был назначен И.И.Разгонов, на этом посту его сменили первый заместитель М.Н.Веремьева Н.П.Реутский, начальник цеха М.Т.Шпак, а, затем, в 1976 году, заместитель главного конструктора Ю.Г.Федоров. В 1980 году ОКБ-250 и цех 251 были выведены из состава ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского в самостоятельное предприятие – «Уральское конструкторское бюро машиностроения», которое в 1983 году вошло в состав ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского. Наряду с работами в интересах ракетно-космической отрасли «Уральское конструкторское бюро машиностроения» начало создание оборудования для особо мощных квантовых генераторов. В 1986 году М.Н.Веремьева на посту начальника-главного конструктора «Уральское конструкторское бюро машиностроения» сменил Р.А.Зашляпин. 15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полет космического корабля многоразового использования «Буран», запущенного ракетой-носителем «Энергия», что явилось завершением крупной работы криогенщиков ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского, выполненной под руководством М.Н.Веремьева и Р.А.Зашляпина. По программе «Энергия» – «Буран» было разработано и поставлено более 20-ти наименований агрегатов и систем для транспортировки, хранения, газификации и заправки жидкого водорода, жидкого кислорода, жидкого азота, транспортировки и заправки сжатых газов: аргона и гелия для стартового комплекса, универсального комплекса «стенд-старт», станций перелива жидкого водорода и жидкого кислорода, монтажно-испытатательного корпуса. В 1990 году «Уральское конструкторское бюро машиностроения» было преобразовано в «Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения» с присоединением к нему цеха 200 – цеха серийного производства криогенной техники при ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского. Начавшийся в это время развал СССР и резкое сокращение финансирования на космические исследования вынудили коллектив «Уральский научно- производственный комплекс криогенного машиностроения» искать заказы на разработку и изготовление не свойственной им ранее продукции, в том числе, для агропромышленного и топливно-энергетического комплексов. Были поставлены на производство мини-пивзаводы гостиничного типа для варки элитных сортов пива, установки для заморозки пищевых продуктов парами жидкого азота, установки для сублимационной сушки овощей и фруктов методом вакуумирования, установки для сушки древесины. Были разработаны и изготовлены цистерны для перевозки продуктов нефтепереработки (линейной алкилбензолсульфоновой кислоты – 15–5104 и метанола – 15–5102), сжиженной углекислоты (15–559). Совместно с ГУП «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского было поставлено на серийное производство 3 наименования железнодорожных цистерн (модели 15–145, 15–150, 15–5103) для светлых нефтепродуктов. В области криогенного машиностроения «Уральский научно- производственный комплекс» разработал и создал комплект испытательного оборудования в составе средств хранения и заправки жидкого водорода и жидкого кислорода для огневых испытаний мощных ракетных двигателей по заказу Индии, создал установку для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм» и на угольных шахтах «ГАС–100» и «МИГ–0,3/1,6» парами жидкого азота. В 1994 году «Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения» был приватизирован в открытое акционерное общество «Уралкриомаш». Бессменным Генеральным директором, а затем, Генеральным директором-Генеральным конструктором открытого акционерного общества «Уралкриомаш» остается Р.А.Зашляпин. С 1995 года по настоящее время обществом управляет Правление в составе: директора по науке, экономике и маркетингу О.Я.Черемных, технического директора В.Ф.Суетина, коммерческого директора Я.Л.Зильберштейна, главного конструктора И.К. Насибулина, директора по производству В.М.Сосновских, управляющего делами С.Т.Павленко, главного бухгалтера А.Л.Вавилова, начальника планового отдела И.Д.Волкова (с 2002 года – Т.Р.Ибрагимовой), главным технологом В.И.Борисовым. Открытое акционерное общество «Уралкриомаш» участвовало в международном проекте «Морской старт», создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим (нафтил) и жидким азотом ракетно-космического комплекса «Зенит–3». По тематике в интересах топливно-энергетического комплекса открытое акционерное общество «Уралкриомаш» поставляет оборудование для автозаправочных станций повышенной надежности (резервуары в двустенном исполнении и с контролем сварных швов на вакуумную герметичность), емкости для хранения сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана). Совместно с ГУП «Уралвагонзавод» разработана и реализуется программа по освоению серийного производства универсальных транспортных средств – контейнер-цистерн для перевозки жидкостей по железным дорогам, автомобильным и водным транспортом. Уже освоено производство контейнер- цистерн для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана), разработаны контейнер-цистерны для сжиженной углекислоты и сжиженного природного газа (метана), на очереди контейнер-цистерны для вязких нефтепродуктов, для пищевых продуктов. Особую надежду открытое акционерное общество «Уралкриомаш» возлагает на работы по использованию в народном хозяйстве сжиженного природного газа (метана). Как известно, запасы природного газа в России намного превосходят запасы нефти. Уже давно доказано экономическое преимущество перевозок природного газа в жидком виде с последующей его газификацией в местах потребления. Поскольку сжиженный природный газ является криогенной жидкостью с температурами, близкими к температурам жидкого кислорода и жидкого азота, открытое акционерное общество «Уралкриомаш» имеет большой потенциал в области создания средств для транспортировки, хранения, заправки и газификации сжиженного природного газа. Кроме контейнер-цистерн для сжиженного природного газа открытое акционерное общество «Уралкриомаш» разработало техническую документацию на железнодорожную цистерну, автоцистерну, два варианта средств хранения сжиженного природного газа, газификатор сжиженного природного газа. Криогенное производство ГУП «Уралвагонзавод» стало своеобразной кузницей кадров. Из его рядов выросли: главный инженер Миноборонпром М.И.Маресев, главный инженер Минтяжмаш Н.П.Разгонов, директор ГУП «Уралвагонзавод» Н.А.Малых, главные инженеры ГУП «Уралвагонзавод» Н.П.Реутский, В.А.Андронов, директором ВНИИ вагоностроения стал А.И.Речкалов, ответственным работником НИИ стали – Н.П.Реутский, стали крупными учеными бывшие работники ОКБ–250: Р.С.Михальченко – доктор технических наук, профессор Физико-технического института низких температур (г. Харьков), профессор Нижнетагильского филиала уральского педагогического института В.А.Антипов. Открытое акционерное общество «Уралкриомаш» ведет активную шефскую работу над муниципальными учреждениями и культурно-оздоровительными учреждениями Дзержинского района. Изготовлены и смонтированы системы обеспечения медицинским кислородом зданий центральной городской больницы № 1, находящейся в микрорайоне Пихтовые горы и в Седьмой Каменной больнице, находящейся на проспекте Вагоностроителей. Осуществляется надзор и ремонт холодильного оборудования в детских оздоровительных лагерях, ведется шефская работа над общеобразовательной школой № 35 и детскими садиками, осуществляется уборка закрепленных территорий на Восточном шоссе (юридический адрес открытого акционерного общества «Уралкриомаш») и по проспекту Вагоностроителей. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |