рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Региональная экономика рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Региональная экономика

Региональная экономика

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

Концепция региональной политики 5

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального

развития 8

Региональная экологическая политика 11

Программные методы регулирования территориального развития 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на

фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в

1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось

построение современного правового демократического государства. Но так как

наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось

практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с

введением практически новых для страны различных демократических формаций и

институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма

(которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны,

в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались

только на бумаге и практического развития не получили). Только после

распада СССР федеративные отношения стали основой государственного

устройства молодого российского государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на

данном этапе истории форма существования такого огромного и

многонационального государства как Россия. Но единство и будущее

процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений

между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как

интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и

призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России

приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего

государства.

Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется еще

и тем, что я - не москвич. Моя малая родина - Приморье, и мне интересно,

как осуществляется взаимодействие между федеральными и субфедеральными

органами государственной власти, как это влияет на развитие отдельных

регионов и всей Российской Федерации в целом. Приморский край - один из

субъектов РФ - как и вся страна, с трудом пытается найти выход из того

экономического и социального кризиса, в котором оказалась, но этот выход

невозможен без помощи и разумной региональной политики со стороны Москвы.

Концепция региональной политики

На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о

государственной стратегии регионального развития РФ, о единстве

национальной и региональной политик как условии территориальной целостности

страны.

Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в

сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная

политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность

центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия

Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как

страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных

уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика

регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не

может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет

общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии

регионального развития заключается в деятельности, направленной на

согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления,

различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и

всех граждан России.

Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство

экономического, социального, конституционно-правового пространства,

обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их

проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства

субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических

интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка

принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания

человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных

интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки

отдельных регионов с государственным стимулированием экономической

активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с

одновременным укреплением единого экономического пространства РФ,

государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-

экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования

территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных

и восточных районов России.

Среди новых задач - осуществление функций экономического,

политического, правового характера, обеспечивающих конституционно

зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и

общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития

регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их

фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации;

преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного

права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и

многочисленных народов РФ.

Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального

развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить

общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы

помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны

Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция

социально-экономического развития и экологической безопасности названных

регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии

регионального развития и региональной политики субъектов РФ является

рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может

служить основой административно-территориального деления и инструментом

региональной политики. Несоответствие административно-территориального

деления объективным границам социально-экономических районов при

несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим,

межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных

органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести

изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых

поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями;

корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального

районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать

совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель

региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении

качества и уровня жизни граждан России.

Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции

субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их

хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима

поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального

развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно

быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на

основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий

всех регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального

развития

Государственное регулирование регионального развития - главное

средство реализации региональной политики. Государство в лице органов

власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия,

действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные

нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной

децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить

механизмы ее реализации в интересах целостности государства и

самостоятельного развития регионов.

Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает

истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального

развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а

осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их

самостоятельной деятельности, согласование пропорции федерального и

регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий.

Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение

территориальной организации отношений по поводу собственности, природных

ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из

них отличается и процедурно, и сущностно.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить

несколько качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое

регулирование, находящееся в русле государственной региональной и

национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных

действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее

субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам

развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование,

осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и

конкретных норм федерально-регионального разделения собственности,

природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условия

формирования собственных источников регионального развития и единых

федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-

третьих, - государственная селективная (избирательная) поддержка

регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения

соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой

поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных

программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных

мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвертых,

- косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в

связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.

Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу

наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной

региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы

государства и регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность

политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.

Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных

инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые

каналы. Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все

более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных

налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении

средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о

разработке и реализации региональных программ и т.д.

В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой

поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных

и внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном уровне

перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов

хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни

осуществлялись.

Региональная экологическая политика

Сама постановка о региональной экологической политике, которая не

только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого

центра, а именно местными, региональными органами власти, такая постановка

вопроса об экологической политике в нашей стране о ее объективной

необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием

масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.

По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять

экологическую политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что,

сильно ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо

масштабных проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают

названия государственных или даже межгосударственных (например, сохранение

популяции уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких

программах речь должна идти о государственной экологической политике, и

соответствующие общегосударственные органы управления должны располагать

необходимыми правами, полномочиями и ресурсами.

Попытки же региональных органов власти выработать на своем уровне

экологическую политику характеризуются обычно сохранением многочисленных

недостатков, сложившихся еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще

недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических

проблем - эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и

собственно региональные проблемы в области финансирования, управления,

деятельности природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки

региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую

политику обычно характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к

ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.

Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-

обеспеченной и встроенной в механизм управления региональная экологическая

политика - это процесс, который на территории РФ будет происходить не

только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами.

В современных условиях для надлежащей постановки такой политики необходим

учет социально-экономической , технико-технологической и экологической

обстановки на местах, учет интересов местного населения, которое и должно

стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а не

ее пассивным объектом. Видимо, базой для формирования региональной

экологической политики должно четкое понимание той экологической

обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном

регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего требует анализа

структура экономики региона - в ходе такого анализа выявляются и

ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень их

распространенности, становятся более очевидными пути устранения или

нейтрализации этих причин.

Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно

ориентированной, достаточно системной и последовательной, необходимо

разработать концепцию, систему стратегических целей, задач, принципов и

механизмов природопользования в регионе.

Программные методы регулирования территориального развития

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой

программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно

назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-

экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой

приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и

оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной

стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация

программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых

результатов. Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать

экономическую выгодность, эффективность предложенных в программе

специальных механизмов (стимулов, льгот), экономию затрат в программном

варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.

Используемые методы государственного регулирования территориального

развития и селективной поддержки регионов исходят не из системного

представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из

бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации

в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы

как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы

(а не как способ безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к

сожалению, применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить

перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда

ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить

сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением

гарантий государственного участия и с приданием соответствующим расходам

статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.

При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ

как формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и

переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и

экологических задач территориального развития.

Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого

федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,

социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики,

в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования

размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей

силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона

региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах

демократического общества как социальная справедливость и равноправие

граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно

гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям

довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной

политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть

оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их

местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно,

региональная политика должна быть направлена на выравнивание

межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы,

социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии

окружающей среды и т.п.

Политическая сторона региональной политики отражает естественное для

каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и

территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных

государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между

центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой

политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях.

Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой

политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая

часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей

стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей

интересы государства, регионов и населения региональной политике можно

вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К

сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко

отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных

экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и

единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа

должна быть направлена на сохранение единого как в социальном,

экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней

развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие

региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое

правовое демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только

как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но

скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом

сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства.

Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными

проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической

жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной

власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из

фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью,

а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'',

''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не

должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов

Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада,

а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт

других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из

кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика

должна во многом способствовать этому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты