рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Шведская модель экономики рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шведская модель экономики

Шведская модель экономики

1.Вступление

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость

и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-

демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома

народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома,

большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних

слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести

неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых

войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-

демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов

перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму,

длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики,

доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в

своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между

руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.),

поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -

“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и

до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности

шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы

поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и

отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма

между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на

внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно

осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые

отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали

получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не

смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из

кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал,

что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и

показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке

труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как

можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,

но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в

распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через

налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В

реформистской идеологии такая деятельность получила название

“функциональный социализм”

2.Основные черты экономического развития

За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе ) страны,

какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых

в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости

промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте

в Европе.

Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную

способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной

руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную

руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских

рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами

развития.

[pic]

В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были

необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта

способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в

свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На

основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в

металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и

железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность

и машиностроение.

Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г.

выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство

все еще приходилась половина работающего населения.

В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция,

прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн.

шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция

избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить

производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться

на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США.

Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических

кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны,

что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913

г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933

г.составляла 25%.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами.

Это были ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт.

Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой

половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными

капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-

1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В

значительной степени это стало следствием весьма глубокого и

продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили

глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства

приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно добывающую, черную

металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На

мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились

издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время

конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976

гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате

шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на

мировом рынке.

Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь

отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность

теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной

Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в

сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко

сократил выпуск судов в Швеции . Производство обуви и одежды испытывало

очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где

издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции . Чтобы

избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого

роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов

предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде

всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

В 1977 г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-

1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы

роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984

гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов

сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о

пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и

долю занятых женщин.

С целью восстановления конкурентоспособности правительство

осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была

девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной

системы, известной как “валютная змея”. Однако спрос на новые товары и

технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных

отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро

развивалась и фармацевтическая промышленность.

С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала

выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая

конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос

на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на

7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г.

Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы

роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение

доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным

катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных

показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980

- 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.

В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по

Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась

на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на

90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало

значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем

промышленных инвестиций вырос более чем на 60% . Нехватка квалифицированной

рабочей силы и большое количество невыходов на работу - основные причины,

сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем

производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность

после 1982 года находились на достаточно высоком уровне. Высокий

инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере

зависит от конъюнктуры. Он выражался главным образом в рационализации

производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.

Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал

переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к

передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств

связи, химических и фармацевтических изделий.

3. Смешанная экономика

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется

как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на

конкурентных началах с активным использованием государственного

регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под

смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие

основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции:

частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою

“нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных

взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с

числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные

предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8%

работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть

приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%.

Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не

менялся с 1965 г.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со

смешанной собственностью , фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным

банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

3.1 Частный сектор

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный

сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в

отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в

обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из

мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить

на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм,в которых основатель,

собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо.В другую

группу входят крупные компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За

последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли

большие изменения. Заметно снизилась доля акций,принадлежащих домашним

хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до

21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые

компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ),

заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%,

принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло падение доли

очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до примерно 20% в

1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и

собственность.

Таким образом,институциональная собственность в значительной

степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев

портфелей акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых,

инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось

соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний,

занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных

причин.Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на

фондовую биржу,сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в

своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в

качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций

возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным

явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому

способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и

прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”-

значительную часть “Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.Это

объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных

собственников,так и быстрым ростом числа компаний,зарегистрированных на

Стокгольмской фондовой бирже.Важную роль сыграло появление новой группы

индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных

акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения в этих так называемых всеобщих

фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые

субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с

налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом

дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была

отменена,но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные

фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили

иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7%

стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на

некоторых западноевропейских фондовых биржах,а также в Нью-Йорке и

Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем в Швеции,финансовые

условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации

производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных

предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%

занятых в промышленности,а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост

концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20

крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На

долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа

занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике

возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных

компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов

капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма

“Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один

капиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд

долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную

международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она

наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как

производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-

Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника

(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),

самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”),

производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых

группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Во главе двух из них ( по принятой в шведской экономической литературе

терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки

страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при

этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.

В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой

группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -

автомобильным концерном “Вольво”.

В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,

контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%

занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,

Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди них выделяется семейство

Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых

превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.

В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд

крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их

предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов

считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” -

включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы

финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы

Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

3.2 Государственный сектор

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и

перераспределение значительных денежных средств на социальные и

экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный

сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство

и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в

коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме

собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так

и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности)

деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные

понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,

принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)

. Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок.

Напротив, по размеру государственного сектора, который можно

охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь,

Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях,

как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП,

населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%

работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП,

а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,

включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989

г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в

1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За

последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но

наиболее активно - в Швеции.

Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в

сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в

сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в

судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на

национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится

больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение

производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов

характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации

коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и

металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате

структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.

Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока

возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой

“кормления хромых уток”.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных

компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную

свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен

ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и

приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных

предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из

него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой

сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас

она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной

промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и

услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.

Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий

входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,

металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и

коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах

составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150

тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту

и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60%

всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера -

транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех

жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины

производства электроэнергии приходится на государственное управление

“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области

как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных

(уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны

посредством различных экономических инструментов. Основной из них -

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,

образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов

приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды

(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг

и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.

крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники

доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для

последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются

дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,

помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в

том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном

страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%

занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг

населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,

где основу составляет частный сектор.

3.3 Кооперативы

Особенностью шведской экономики является роль и значение

кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и

занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению

Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль

кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в

розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских

кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в

кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами

его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -

никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ;

независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое

управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный

пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление

капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская

деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но

решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,

трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной

частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских

кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в

1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается

торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и

просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том

числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности

мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также

несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном

шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению

экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и

на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала

серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время

кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на

положение дел в кооперативах.

4. Уровень жизни

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для

определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная

политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия

воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -

обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду

специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и

является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации

классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию

доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового

общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и

наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных

показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из

первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все

остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции

самое высокое в мире

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы

выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое

перераспределение через систему социального страхования способствует

значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20%

самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%

(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате

мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%

зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в

Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в

послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних

хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно

они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от

доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые

доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала

примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с

населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из

государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на

материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в

банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40%. На

автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования

приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем

доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более

равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более

равномерное, чем в большинстве других стран.

Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.

|Страны |ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|

| |душу |(шт.) |ы (шт.) |автомобил|ие |ца (%) |

| |населения| | |и (шт.) |электроэн| |

| |(долл.США| | | |-ии на | |

| |) | | | |душу | |

| | | | | |(кВч) | |

|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |

|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |

|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |

|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |

|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |

|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |

Уровень доходов в 1987 г.

|Размер дохода |Число мужчин |Число женщин |Итого |

|0 |20 278 |21 755 |42 033 |

| 1-39 999 |476 061 |905 017 |1 381 078 |

| 40 000-79 999 |560 063 |1 139 362 |1 699 425 |

| 80 000-119 999 |1 029 254 |1 020 719 |2 049 973 |

|120 000-159 999 |778 000 |320 563 |1 098 563 |

|160 000-199 999 |274 161 |69 438 |343 599 |

|200 000-299 999 |186 304 |29 199 |215 503 |

|300 000-499 999 |52 067 |5 756 |57 823 |

|500 000 и выше |10 707 |1 227 |11 934 |

5.Заключение

Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство,

которые зависят от стабильности цен, экономического роста и

конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной

политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной

занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и

профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части

шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и

показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,

полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же

выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно

низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х

годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице

в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.

Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной

занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из

массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в

доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском

обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной

зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное

налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли

быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,

чем в ряде стран Западной Европы,производительность труда почти не росла.

Падение темпов роста производительности труда - международное явление,

вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который менее способен

к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции

объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не

дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно

скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за

полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной

занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись

в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.

Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге,

и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало

необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу

в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания

правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3

года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при

сдерживании высокой конъюктуры.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в

будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства

- видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать

изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические

черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области

зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой

государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же

модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

7. Литература

1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991

-----------------------

[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов

(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне

имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты