рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения

Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения

Социально-экономическое положение различных стран мира накануне НТР.

Предпосылки начала НТР.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18

веках, когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и торговли

потребовали теоретического и эксперементального решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,

всвязи с развитием машинного производства , что было обусловлено

изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно

стимулировать друг друга , активно влияя на все стороны жизни общества,

радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.

Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта :

самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами и все более быстрыми

паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной

глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых

стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и

отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.

Всвязи с развитием техники и транспорта мир познал что такое безработица и

кризис перепроизводства , засилье только что появившихся монополий. К тому

же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и

начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-

технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу.

Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были

опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ) , а

затем применены во время Первой Мировой Войны .

Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.

Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасов войны, понижения

уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и

голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,

падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только

Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам .

Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны

и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.

Однако вскоре мир постигла очередная беда : Великая Депрессия .

Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к

биржевому , а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности

этот кризис не имел себе равных : в США за 4 года производство сократилось

на треть, а каждый четвертый стал безработным . Все это привело к

очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна

уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства .

Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число

военных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали

огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере

лидера, способного поднять страну с колен . Окрепший Советский Союз также

начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные

последствия Брестского мира . Таким образом, очередной глобальный конфликт

был неизбежен .

Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов

человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия

еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не

пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-

1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения

разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии

человечества .

Научно-техническая революция и ее значение.

Ускорение экономического роста.

Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-

технического прогресса . НТР привела к коренному преобразованию

производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития

производства . Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших

научных и технических открытий , возросшего взаимодействия науки с техникой

и производством ( к примеру значительное продвижение в изучении структуры и

свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной

атомной электростанции в г. Обнинске ) , она оказала значительное влияние

на все стороны жизни общества . Главные направления НТР : комплексная

автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого

применения ЭВМ ( сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем

лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание ); открытие и применение

новых видов энергии ( начиная от строительства атомных , геотермальных и

приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области

использования энергии ветра , солнца и магнитного поля Земли) ; создание и

применение новых видов конструкционных материалов ( взглянув вокруг

мы можем увидеть , что различные пластики активно вытесняют металл и

древесину )

Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и

организованности работников . Об этом свидетельствуют следующие факты :

численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году

достигнет 10 миллионов человек ; в настоящее время в вузах обучается 70

миллионов студентов . Информационный динамизм сегоднешнего мира привел к

регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную

концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в

области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано

заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и

его переориентировкой на более творческие виды деятельности.

В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-

1970 годах обьясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом

трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста

(см .табл. на стр №3) . Во многом именно благодаря этому фактору на

западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда

при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики

гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и

благосостояния . Во многих капиталистических странах мира это привело к

росту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе

после войны должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя

| | | | | | |

|среднег| | | | | |

|одовые | | | | | |

|темпы | | | | | |

|роста | | | | | |

|ВНП , %| | | | | |

| |США |Германия |Я пония |Англия |Франция|

|1900-19|3,5 |1,9 |4,4 |1,4 |2,1 |

|50 | | | | | |

|1950-19|3,9 |6,7 |9,6 |2,8 |5,3 |

|70 | | | | | |

Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого

жилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но

именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан . НТР

привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового

потребления также стали спутником современного человека Это создало

дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на

окружающую среду( к примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которые

просто не могут разложиться в природных условиях ,оставаясь надолго

лежать на многочисленных свалках ) К числу отрицательных последствий НТР

следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведь

именно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить

все живое на Земле Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политики

и военные ,а не ученые, и не их вина, что великие открытия используют в

военных целях .К счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая за

последние пять десятилетий .

Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она

породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических

проблем . С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило

большинство из них . В чем заключаются эти эти проблемы, в чем состоит

их сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь

обьяснить далее Итак:

Проблема первая:

Демографический взрыв.

В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных

препаратов ( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что было

успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией . Примерно

в то же время были предложены новые способы промышленного производства

вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными .

Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные

болезни как столбняк, полиомелит и сибирская язва, значительно сократилась

заболеваемость туберкулезом и проказой .

После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые

независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые

дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому

росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности Но в Европе

смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века . Рождаемость

приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному

демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую

часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей

численности населения не очень сильно.

Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.

Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в

странах третьего мира ( а это, ни много ни мало, почти четыре пятых

жителей современного мира ) привело к небывалому за всю историю

человечества росту народонаселения ( см. таблицу )

| Динамика | | | | |

|роста | | | | |

|населения по | | | | |

|категориям | | | | |

|стран,млн. | | | | |

|чел. | | | | |

| |1900 |1950 |1975 |2000(прогно|

| | | | |з) |

|Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 |

|Развитые |506 |751 |985 |1152 |

|страны | | | | |

|страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 |

|Лат. Америка |64 |164 |323 |608 |

|Африка |130 |219 |406 |828 |

Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов Земли.

Очевидно ,что рост не может быть бесконечным в конечном пространстве .Если

темпы роста населения сейчас хоть медленно, но снижаются, то абсолютный

прирост населения растет : в 1988 году прирост составил 86 млн.человек, а

уже в 1991 90млн. В наше время переживает второе рождение мальтусианство,

которое рисует мрачные картины грядущего истощения ресурсов и

экологической катастрофы ( Вот пример, подтверждающий выводы мальтусианцев

: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в 2.6 раза и достигший

максимального значения на душу населения ( 346 кг ), с тех пор почти не

растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т .А в расчете на душу населения он упал на

9% )

Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего роста

потребления ресурсов просто самоубийственно ( этот путь ведет к

экологической катастрофе ), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты,

необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь

определенном уровне.

Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему

мнению, рано или поздно придется создать, к примеру на базе ООН или другой

международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем

более, что эффективную политику снижения рождаемости можно получить ,изучив

пример Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать

деятельности этого комитета ( им не выгоден рост нищеты в собственных

странах ), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из

бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут

сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень

важно повышение уровня образования в развивающихся странах.

Существенной особенностью современной демографической картины мира

является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира ,

и, как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но не надо

думать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущего

населения развивающихся стран и ,как следствие, роста давления на

экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше

ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец ,

кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то

виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут прежде

всего развитые страны (загрязняющие окружающую среду и непомогающие бедным

странам ) и отсталость стран 3-его мира Именно нищета и отсталость

порождают во многом демографический рост.

Проблема вторая:

Нищета и отсталость .

Их причины , влияние на демографический рост

и пути решения.

Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как

видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,

что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,

регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира

совершенно иная ,ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,

а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в

день . От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой

страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП

Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными

странами составляет 10 - 20 раз . Вот некоторые данные характеризующие

диспропорции развития стран :

| | | | | | | |

|Показа| | | | | | |

|тели | | | | | | |

|социал| | | | | | |

|ьно-эк| | | | | | |

|ономич| | | | | | |

|. | | | | | | |

|Развит| | | | | | |

|ия в | | | | | | |

|конце | | | | | | |

|80-х | | | | | | |

|годов | | | | | | |

|страна|ВНП на |продолж|дет.смертно|Грамотно|Потребление |кг |

| |душу |ит.жизн|сть на 1000|стьвзрос|калорий на 1|нефти |

| |населения,|и,лет |рожд. |лых ,% |чел. |на |

| |дол | | | | |1чел. |

|США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 |

|Бразил|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 |

|ия | | | | | | |

|Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 |

|Эфиопи|120 |51 |116 |5 |1704 |21 |

|я | | | | | | |

Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран ?

Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими

факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны

третьего мира . Монокультурная направленность сельского хозяйства ( к

примеру выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане ) ,

отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие

инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в

развитии бывших колоний . К тому же, весьма заметное влияние внешнего

фактора в лице США и СССР , а также проведение политики неоколониализма,

очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным

конфликтам ( Корея, Вьетнам ) . Во всех развивающихся странах ( кроме стран

Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,

когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности

противоречили местным патриархальным устоям .

Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует прежде всего

выделить перенаселенность . Прямая связь между нищетой и демографическим

взрывом видна в глобальном масштабе . Африка - континент, находящийся в

самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы

роста населения ,и, в отличие от других континентов, они там пока не

снижаются . При среднегодовых темпах роста населения 3% производство

продовольствия там растет лишь на 2% в год . Если учесть, что в

большинстве стран не так давно закончились социалистические эксперименты,

вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий

в африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса

охватившего континент.

Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население

сокращается на 1 млн . человек ежегодно, непонятно, как нищета может

вызвать рост населения . Но дело в том, что Россия и Африка относятся к

разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития,

и одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным

результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь

большее число детей . Дети - важная часть семейной рабочей силы . Они с

малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают

множество другой домашней работы . Как это на первый взгляд ни странно,

детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу ,чем взрослым, так

как их труд оплачивается гораздо дешевле . При отсутствии какого либо

социального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственная

опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета -

быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .

На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического

и научного потенциала ,грамотность была уделом ,в лучшем случае, одной

трети населения . Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность -

одна из проблем стран 3-его мира . Развивающиеся страны с 75% мирового

населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти

цели . В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор развития

производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей,

учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и

сельского хозяйства , медицины и культуры .

Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство

развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными . Для

сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а

в США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования

,связанные с применением удобрений , различной спецтехники и новейших

достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное

земледелие ,то США являются крупнейшим в мире производителем и

экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки

могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии . Но НТР не

обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по

мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему

название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд

отступила угроза голода .

Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье

в долгосрочной переспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких

технологий ,в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся

страны.Впрочем ,бывают и исключения : предпринятое организацией стран

-экспортеров нефти ( ОПЕК ) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть

привело к резкому росту доходов этих стран . Однако более всего от «

нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его

мира ,поскольку сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по

ним. .Это привело к тому, что внешний долг этих стран начал расти .

Огромная внешняя задолженность- одна из причин отсталости, так как,

выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на выплаты по внешнему

долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны), развивающиеся страны

не могут

|Некотор| | |

|ые | | |

|страны | | |

|с | | |

|крупным| | |

|внешним| | |

|долгом | | |

|(конец | | |

|80-х | | |

|годов) | | |

|страна |Размер внешнего |отношение внеш. Долга к|

| |долга |ВНП,% |

|Бразили|111 |32 |

|я | | |

|Мексика|102 |63 |

|Чили |21 |101 |

|Филиппи|28 |66 |

|ны | | |

направить значительные средства на развитие медицины и образования

,вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это

подтверждает статистика : если в среднем в конце 80-х в развивающихся

странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой

задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .

Все эти проблемы ( неграмотность, аграрность стран 3 - его мира

,проблема внешней задолженности ), по моему мнению , развивающимся странам

можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм

дискриминации стран 3-его мира ( например ,они обладают лишь одной третью

голосов в различных международных экономических организациях ) . Да

,конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без

благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские

драконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций . Но к примеру

большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать

условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность,

дешевая ,но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной

экономики . То есть ,без значительной помощи развитых стран не обойтись . В

настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая

,что в США на видеоигры тратится 10 млрд долларов ,что равно всему размеру

американской помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию . И

если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет

сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и социальных

диспропорций между странами .

Проблема третья:

Война и Мир.

Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в

истории человечества . Благодаря новейшим достижениям науки в изучении

природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в

пепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .

С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз . Этого

достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью, после

бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не

применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР

,а также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до

самой низшей отметки за последние 50 лет . Но я думаю ,что над

человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран

обладательниц атомного оружия увеличится , ведь его ,при желании ,уже в

состоянии получить Иран,,Пакистан, Израиль и Индия . Из них наибольшую

угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у

власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к

примеру ООН, за всеми разработками в этой области .

Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и

усовершенствованные « классические » виды вооружений . После второй

мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них

- в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим

жертвам, но и к усугублению проблем отсталости . Но сейчас ,по-моему, после

прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли

мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов , следует путем

введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие

обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.

Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются

демократические ценности ,то в долгосрочной переспективе военные перевороты

и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические

методы борьбы . Но все это возможно лишь при повышении уровня политической

культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .

Проблема четвертая:

Рукотворные катастрофы.

Плата за сложность.

26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС . В спокойные

ночные часы здание потряс страшный взрыв . Стены ядерного реактора

,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально

разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные

элементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые

ветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.

километров с населением не менее 800 тысяч человек !

Так кто виноват в случившейся трагедии ? Кто виноват в смерти 30 человек

,погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем ? Кто виноват, что

стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира ?

Виноваты были люди . Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный

реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из

минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря

конкретнее , виноваты были все мы .

На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными

катастрофами - цунами ,смерчами ,землетрясениями ,чумой . Но 26 апреля

1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз

сильнее любого природного катаклизма . Мы уже привыкли к постоянным взрывам

метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую

человек может стать даже причиной наводнения ( закованный в бетон Рейн, не

справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные

районы Европы ) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в

результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной

коры ) . Человек - царь природы . Это «мудрое » изречение привело к

осушению Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество

потеряет 1/5 плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к

появлению миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса

пострадал 1 миллиард человек.

Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении

природой . В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году

во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки

Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн

кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .

В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа,

которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории

промышленности . В результате технического сбоя из резервуаров завода в

воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю

зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .

Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искуственная среда

обитания . Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться .

Казалось бы ,это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании

АТ&Т в 1990 году ,когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал

«занято» ,показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире .

Избавившись от угрозы быть сьеденным тигром, человек, попав в столь же

чуждую ему городскую среду ,может попасть под колеса автомобилей . В России

на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годы

войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах

и авариях погибает больше людей ,чем во всех стихийных бедствиях вместе

взятых .

Что же дальше ?

Так что же ожидает человечество далее : решение проблем НТР или их

усугубление ? Здесь нельзя дать однозначного ответа . Но можно с полной

уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,

благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По

прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI

века на уровне 10 - 12 млрд человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли

Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической

катастрофе.

Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень жизни

среди большинства жителей стран 3 - его мира ,тем быстрее они перейдут от

традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая

рождаемость ) к современному ( низкая смертность - низкая рождаемость ) .

А пока на переходный период следует ,во избежание необратимых последствий

перенаселенности, ввести адинистративно - репрессивный контроль за

рождаемостью ( по китайскому образцу ) .

Следует также отметить ,что выравнивания диспропорций в развитии

различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем . Причиной

этого является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных

проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается :

темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся

стран, и пропасть между этими странами увеличивается .

По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа

межгосударственных конфликтов ,но роста сепаратизма и конфликтов,

связанных с ним . Это во многом связано с ростом национального самосознания

народов . Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе

) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к

тому ,что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (

наподобие ЕЭС ) ,состоящих из стран обьединенных в таможенный,

экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах

культуры ,религии и внутренней политики .

В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все

более ,всвязи с истощением ресурсов, будут использоваться

ресурсосберегающие и экологически чистые технологии . Компьютерные сети,

все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного

общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение

( как это сделал не так давно телефон ) .

В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же

представляющее более высокую ступень развития ,чем сейчас . Но это при

условии , что мир не придет к экологической или социальной катастрофе .

Именно возможность таких катастроф ,а также глобальность многих процессов -

вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается

контролировать эти процессы ,глобально означает, что мы сейчас находимся

на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их

противопоставления (Человек - царь природы ) к ноосфере - взаимоотношениям

на основе разума и целостности всего мира .

Литература:

1) География . Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой

Москва . Аванта+. 1994

2)Биология . Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой .

Москва . Аванта+. 1994

3)Экономикс.Р.Макконнел , Л.Брю .11-е издание . Москва .Издательство

«Республика» . 1995

4)Д.Долан.Макроэкономика .Санкт-Петербург . Литера плюс .1996

5)Страны мира . Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .

Политиздат.1989

6)Человек и Общество .Современный мир .Учебник для 11 класса . Под

редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994

7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты