рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Совместные предприятия: проблемы и перспективы рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Совместные предприятия: проблемы и перспективы

Совместные предприятия: проблемы и перспективы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

МАРИУПОЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине основы экономической теории на тему:

“Совместные предприятия: проблемы и перспективы”

студентки дневного

отделения экономико-

правового факультета

специальность “Между-

народная экономика”

научный

руководитель:

Булатова Е.В.

Мариуполь

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

............................................................................

...........................

1. СП как форма организации предприятия в условиях рыночной экономики

............................................................................

.......................

1.1. СП как форма хозяйствования

...............................................

1.2. Социально-экономическая природа собственности СП.........

1.3. Зоны совместного предпринимательства

...............................

1.4. Управление риском в совместной деятельности с иностранным

партнером

............................................................................

.........................

2. Развитие СП в Украине

..........................................................................

2.1. Отраслевая структура деятельности

СП....................................

2.2. Роль иностранных инвестиций в деятельности СП ...............

2.3. Внешнеэкономическая деятельность на СП

............................

2.4. Опыт функционирования СП на территории Украины ......

3. Совместное предпринимательство, проблемы и возможные пути их решения

............................................................................

............................

3.1. Проблемы привлечения иностранного капитала ...................

3.2. Финансовые стимулы развития

СП.........................................

3.3 Проблемы приватизации в

Украине........................................

Заключение..................................................................

.................................

Список используемой литературы

...........................................................

ВВЕДЕНИЕ

Целью написания этой курсовой работы, является характеристика

совместных предприятий на Украине, выявление основных регионов создания

совместных предприятий, анализ их развития за последние 10 лет.

Чтобы реализовать данные цели необходимо решать следующие задачи:

показать отраслевую структуру деятельности совместных предприятий,

раскрыть вопросы инвестиций, международные аспекты деятельности

предприятий, привести примеры функционирования совместных предприятий на

Украине, выявить основные проблемы совместного предпринимательства.

Совместные предприятия способствуют поступлению иностранных

инвестиций в Украинскую экономику, осуществляются важнейшие инвестиционные

проекты в страну, привлекаются и внедряются прогрессивные технологии,

увеличиваются запасы свободно-конвертируемой валюты благодаря росту

экспорта и замещению импорта. Для партнеров СП это выгодный вид

производственной деятельности, дающий преимущества и снижающий риск. Для

общества польза от совместных предприятий заключается в ликвидации

безработицы, поступлений доходов от деятельности совместных предприятий в

местный и центральный бюджет и т.д., поэтому нельзя недооценивать значение

совместных предприятий в экономике. Необходимо отметить, что большое

внимание в данной курсовой работе будет уделено вопросу создания СП с

зарубежными партнерами, сотрудничество с которыми помогает реализовать

основные цели и задачи совместных предприятий.

Необходимо отметить, что СП это одна из форм международного

сотрудничества. В бывшем СССР практически до конца 1990 года

законодательство стимулировало одну форму международной кооперации и один

вид совместного предпринимательства - совместные предприятия. Одной

из важнейших характеристик СП является размер уставного фонда.

В Украине можно выделить районы, где количество СП наибольшее: это

Донбасс, город Киев, Одесская, Днепропетровская, Львовская и Луганская

области, то есть это районы промышленного развития, имеющие

благоприятные условия для проживания самих иностранцев. Предприятия этих

районов, как правило, поставляют больше продукции, чем импортируют, а

основными статьями экспорта являются сырье, металл, топливо.

В последнее время все чаще встает вопрос о создании и развитии зон

совместного предпринимательства, таким образом, совместное

предпринимательство, несомненно, только способствует развитию

национальной экономики, но все же СП сталкиваются с рядом проблем,

которые необходимо решать.

Предметом рассмотрения данной курсовой работы являются совместные

предприятия на Украине, их размещение и развитие за последние 10 лет.

Вопрос размещения и развития совместных предприятий достаточно плохо

освещен в современной экономической литературе, несмотря на то, что

совместные предприятия играют далеко не последнюю роль в экономике страны.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В период строительства рыночной экономики стран СНГ получили

развитие формы совместного предпринимательства - совместная

производственно-хозяйственная деятельность партнеров двух или нескольких

стран, характеризующаяся кооперацией, объединением знаний, усилий, средств

в сфере производства и сбыта продукции, научно-технической, инвестиционной

и других видов деятельности.

Основные цели и задачи создания совместных предприятий заключаются

в привлечении в страну передовых технологий, прогрессивного сбыта

организации и управления производством, иностранного капитала, в

получении иностранных кредитов на льготных условиях, диверсификации

экспорта, наполнение внутреннего рынка, увеличение запасов свободно-

конвертируемой валюты благодаря росту экспорта и замещению импорта.

Формой реализации совместного предпринимательства стали совместные

предприятия. Под СП понимается совместная хозяйственная организация,

основанная на объединении (в том или ином согласованном размере)

имущества участников, на совместном управлении хозяйственной деятельностью

созданного на предприятии и соответственно на получение и последующем

разделении полученного предприятием экономического эффекта в форме

прибыли. С юридической точки зрения СП, основанные на базе объединения

имущества разных собственников (совместная форма собственности). В числе

учредителей СП в соответствии с законодательством Украины могут быть

юридические лица и граждане Украины и других государств. По форме ведения

бизнеса СП могут быть совместными акционерными обществами, обществами с

ограниченной ответственностью и другими формами, которые не противоречат

действующему законодательству Украины для ведения совместных торговых

операций. И здесь наипопулярнейшей формой СП являются СП с ограниченной

ответственностью и закрытые акционерные общества. СП предполагают самую

тесную взаимосвязь между частниками, порождает единый экономический

интерес. Появление совместного предпринимательства, как одной из стран

международного сотрудничества, обусловлено объективным процессом

интернационализации производственных сил, которые лучше позволяют

использовать преимущества, заложенные в международном разделении труда.

Главными признаками, выделяющими СП из системы многообразия форм

сотрудничества являются:

- ориентация на долгосрочное (5-10 лет и более) сотрудничество

сторон в нескольких сферах хозяйственной деятельности - приобретение и

переработка сырья, производство конечной продукции, технологическом

обслуживании, научных исследованиях и разработках, финансировании

производства, сбыте продукции и другое;

- объединение собственности (то есть активов) партнеров - денег

предприятий, зданий и сооружений; машины и оборудование для достижения

общей цели;

- совместное финансирование уставного фонда и органов управления

предприятия на основе вносимых сторонами активов;

- распределение прибыли предприятия между его участниками, как

правило, пропорционально их вкладу в уставной фонд;

- совместный риск и совместно ограниченная ответственность

партнеров, выражающаяся обычно в распределении возможных убытков в

зависимости от доли участия в реализации хозяйственных мероприятий.

Таким образом, совместное имущество, управление и распределение

прибыли и риска - основные элементы, которые отличают совместное

предпринимательство от других менее комплексных форм международного

сотрудничества. Указанные особенности совместного предпринимательства

формируют преимущества данного стратегического подхода в выходе на

зарубежные рынки, которые являются:

- создание более высокой заинтересованности партнеров в наращивании

объемов производства, модернизация основных фондов СП;

- в повышении ответственности партнеров за экономической

эффективностью производства, продукции, обеспечение более выгодной ее

реализации;

- в стремлении партнеров к объединению усилий, как в области

производства товаров, так и на предпродажной стадии, а также в сбыте, в

послепродажных операциях.

Создание СП способствует ликвидации уже имеющейся безработицы,

возникающей в связи со структурной перестройкой народного хозяйства и

будущей безработицей при переходе к рынку, в поступлении доходов от

деятельности СП в центральный бюджет, в местный орган власти в форме

налогов и платы за использование ресурсов (а, прежде всего земли). Для

населения весьма важен опыт зарубежных партнеров в области маркетинга при

работе на мировых рынках. Привлечение зарубежных капиталов и зарубежного

внедрения в производство наших научно-технических достижений. СП также

могли бы способствовать увеличению производства дефицитных у нас товаров,

в том числе товаров народного потребления. В ряде случаев производство

товаров на СП далее при импорте некоторых деталей и узлов для нас будет

более предпочтительным, чем импорт готовых изделий, ибо затраты валюты

будут намного менее. Как известно, серьезной проблемой нашей экономики

является монополизм крупных предприятий и объединений позволяющий им

диктовать свои условия потребителям продукции. Создание СП может быть

одним из средств борьбы с этим монополизмом. СП представляют собой

конкурента по техническому уровню и качеству продукции конкуренту,

вытесняющего государственные предприятия с рынка, подрывая его монополию.

Государственные предприятия проявляют безразличие к СП, если они

создают принципиально новые, отсутствующие на рынке виды продукции, а

лишь активно участвуют в организации производств комплектующих изделий,

без которых они не могут наладить выпуск своей основной продукции.

Опираясь на зарубежный опыт, СП успешно могут конкурировать с

отечественными предприятиями и тем самым заставлять их повышать качество

товаров и снижать издержки производства.

Рисунок 1. Функционирование СП

Встает вопрос о социально-экономической сущности СП и их месте в

нашей экономической системе. При создании СП объединяются средства разных

собственников. В процессе производства происходит объединение двух форм

собственности. На ее социально-экономическую сущность влияет характер

собственности ее “родительских” компаний, в значительной мере ее

собственности определяются господствующими производственными отношениями,

общественно-политическим строем в стране. СП создается на основе

договоров одним или несколькими юридическими лицами различных стран, и

после регистрации приобретает права юридического лица. Ответственность за

сотрудничество возлагается на граждан, страны размещения СП.

СП является самостоятельным юридическим лицом и несет полную

ответственность по всем своим обязательствам. Оно имеет самостоятельный

баланс и действует на основе полного хозрасчета, самоокупаемости и

самофинансированию. Предприятие самостоятельно разрабатывает программу

своей хозяйственной деятельности и СП имеет следующие органы управления:

правление, дирекция, ревизионная комиссия.

Правление - высший орган управления предприятием. Он определяет

техническую и хозяйственную политику предприятия, решает вопросы

обновления ассортимента, модернизации оборудования, распределение прибыли

и т.д.

Дирекция - исполнительный орган управления осуществляет руководство

текущей деятельности предприятия. Состав дирекции оговаривается решением

правления и формируется из числа украинских и иностранных граждан.

Председателем правления может быть как украинский, так и иностранный

гражданин.

Ревизионная комиссия - контрольный орган, который проверяет годовой

баланс, правильность ведения бухгалтерского учета и т.п.

Выбор партнера осуществляется исходя из внешнеэкономических связей с

иностранными партнерами на основе информации, имеющейся в организациях,

которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Начиная поиск

партнера необходимо учитывать инвестиционный климат (экономические,

политические, правовые условия в стране) и возможностей их улучшения.

Начальной основой деятельности СП служит уставной фонд, то есть

основной или оборотный капитал, образующийся из вкладов его участников (в

гривнах и в валюте). Порядок формирования уставного фонда и роли

украинских и иностранных участников в нем устанавливается по договоренности

между ними с учетом учредительных документов. По подсчетам

специализированных банков финансовое положение СП будет устойчивым

только в том случае, если уставной фонд равен или больше 50% общих

затрат на его создание и обеспечение начального этапа деятельности.

При необходимости СП может пользоваться кредитом. Кредитование СП

осуществляется в гривнах и в иностранной валюте. Прибыль СП представляет

собой прибавочный продукт, созданный работниками этого СП. Большая часть

прибыли остается в Украине и используется для целей расширения

воспроизводства и создания общественных фондов потребления и решения

общегосударственных затрат. Часть прибыли поступает украинскому партнеру

- предпринимателю, но при вывозе этой прибыли из страны еще раз

облагается налогом (20%). В условиях сложившейся экономической ситуации

правительством принимаются меры для привлечения иностранного капитала в

страну, на начальном этапе функционирования СП представляются льготы и

т.п.

1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

СОБСТВЕННОСТИ СП

СП - одна из зримых черт формирующейся ныне в теории и на практике

рыночной экономики.

С увеличением числа СП и накоплением опыта их функционирования

растет необходимость в теоретических исследованиях широкого круга

экономических проблем, одной из которых является проблема экономической

природы СП. Основу теоретического понимания экономической природы СП

составляет проблема собственности. Поскольку экономическое содержание

собственности характеризует вся совокупность отношений, складывающихся в

непосредственном процессе производства, распределения, обмена и

потребления, материальных благ, то характер собственности раскрывается в

ее реализации.

В экономической литературе по СП принято называть такую форму

хозяйственно-правового сотрудничества с иностранными партнерами, при

которой создается общая производственная база и производится продукт

находящийся в общей собственности украинских и иностранных партнеров.

Основной фонд СП формируется за счет вкладов его участников.

Вклад в виде промышленной собственности считается частью капитала СП, а

его владелец получает возможность равного владения имущества СП и

получение пропорциональной прибыли от деятельности СП. Важно чтоб

партнеры правильно оценили вид промышленной собственности и договорились

о контроле за реализацией переданной собственности и прав на нее. Реально

передача прав на промышленную собственность осуществляется на

лицензионной основе. В уставной фонд заносятся здания, сооружения,

оборудования, другие нематериальные ценности, право пользования землей,

водой и другими природными ресурсами, денежные средства в валютах стран

участников предприятия. Элементами промышленной собственности могут быть:

технологии, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, авторские

права, деловые секреты и конфиденциальная информация. Перспективная

технология, имеющая большой элемент новизны и полезности, а также

высокий потенциал конкурентоспособности, позволяет за короткое время

создать и вывести на рынок “товары-лидеры” долговременная и успешная

реализация которых гарантируется их потребительскими свойствами. Такая

технология - большой капитал.

При передаче СП права на использование партнеров на инженерные

решения или на определенные объекты должны быть установлены следующие

факторы:

- все ли патенты действуют, и как долго продлится патентная охрана;

- насколько совпадают страны патентования с территорией, входящей в

сферу интересов СП;

- передавать ли данный патент по лицензии, а если да, то кому и на

каких условиях;

- какие усовершенствования будут внесены в запатентованный объект;

- кто будет владеть ими (на каких условиях и на какой срок) и

оплачивать их охрану.

Таким образом, несомненно, этими факторами определяется ценность

вклада. Товарный знак и фирменное название могут рассматриваться как

вклад в фонд СП. Значимость товарного знака во многом зависит от того,

заинтересован ли этот товарный знак в странах потенциального рынка и

каков его срок действия. Широко известный товарный знак может стать

определенным фактором успеха деятельности СП. Существенны такие

примыкающие к промышленной собственности нематериальные активы, как

деловые секреты, конфиденциальная информация, особенно если один из

участников активно работает в сфере НИОКР, а также техническая помощь в

оснащении производства. Очень важно сохранить промышленную собственность и

права на нее при ликвидации или банкротстве СП.

Вклад украинского участника в уставной фонд оценивается по

договоренности с иностранным участником, как в украинской, так и в

иностранной валюте по договорным ценам с учетом цен мирового рынка. Вклад

иностранного участника оценивается в том же порядке с перечислением

стоимости вклада в гривнах по официальному валютному курсу Центрального

Банка Украины на день подписания договора о создании СП. При отсутствии

цен мирового рынка стоимость вложенного имущества определяется по

согласованию сторон. Размеры уставного фонда являются ориентиром для

отчисления в резервный фонд предприятия, который должен составлять 25%

уставного фонда. Следовательно, учредительный капитал - основа финансовой

деятельности СП.

Для практики создания и управления СП, для обоснования практических

рекомендаций важное значение имеет ограничение экономического содержания

собственности как выражения волевых отношений выступает внешней формой

экономической сущности собственности СП. Юридический и экономический

аспект содержания собственности взаимосвязаны. С одной стороны,

определяющим в этой связи являются экономические отношения. К.Маркс

подчеркивал, что собственность остается юридической функцией если не

приобретает форму экономической реализации, то есть, не используется в

производстве и не приносит доход собственнику. Сама же “экономическая

реализация” собственности осуществляется через производственные

отношения.

С другой стороны, юридическая форма собственности не есть только

пассивный результат производства, оно оказывает влияние на производство,

ускоряя или замедляя его развитие. Без юридически отделяемого обладания

средствами производства и производственными продуктами. Кроме того,

реальному созданию и функционированию СП предшествует принятие

государственными органами ряда нормативных актов, обуславливающих

порядок создания деятельности СП.

Реализация собственности СП требует постоянного соответствия

экономических процессов и правовых форм. О необходимости соответствия

правовых норм и экономических условий свидетельствует и практика

функционирования СП, которая постоянно наталкивается на противоречия.

Таким образом, пока правовые нормы, законодательство несовершенное,

пока нет условий для эффективной работы, существует опасность столкновения

СП с серьезными экономическими проблемами и трудностями.

1.3. ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

По данным Министерства экономики на 01.01.1997 г. в Украине

насчитывалось 4117 СП. На 01.01.1997 г. в Донецкой области было

зарегистрировано 81 СП, партнерами, в создании которых принимали

участие страны СНГ.

[pic]

Рисунок 2. Страны ближнего зарубежья - учредители СП

Приоритет в развитии совместного предпринимательства со странами СНГ

отдается России, на ее долю приходится 63 СП. Это неудивительно, так как

с Россией сложились еще исторически тесные экономические связи с

географическим положением, а также вхождением Украины в состав бывшего

СССР. Все это способствует в данное время развитию тесных экономических

связей со странами СНГ.

Но основными партнерами СП являются западноевропейские страны. В

1995 году удельный вес западноевропейских стран в СП составлял 58%. Это

Германия, Финляндия, Австрия, Венгрия, Италия. Удельный вес Американских

фирм составляет 17% , восточно-европейских - 13%.

Приоритет в выборе партнеров по данным статистики - это

промышленно-развитые капиталистические страны, сотрудничество с которыми

позволяет реализовать основные цели и задача СП. Незначительный взаимный

интерес к созданию СП с партнерами восточных стран объясняется

экономическим трудностями, отсутствием современных технологий,

образования, многочисленных дефицитов.

Территориальное размещение СП неравномерно. Иностранные фирмы

проявляют больший интерес к созданию СП в тех районах, где есть

инфраструктура, лучшие бытовые условия для жизни иностранных специалистов.

В этой связи возникла идея создания зон совместного предпринимательства.

Создание этих зон имеет своей целью привлечение иностранного капитала в

те районы, в которых мы заинтересованы.

ЗСП - это территория, где действуют Украинские законы, органы власти

украинского предприятия и учреждения. Люди, работающие на этой территории,

имеют те же права, что и все граждане стран, но на этой территории

создаются более благоприятные условия для иностранного капитала путем

предоставления льгот по налогам, таможенному налогообложению, созданию

производственной и социальной инфраструктуры.

Учитывая сложную финансово-экономическую обстановку в Украине,

необходимо сконцентрировать усилие и средства на формирование 5-6

относительно небольших зон экспортного производства и свободных таможенных

зон на тщательно отобранных территориях, имеющих выгодное экономико-

географическое положение. В Донбассе это могут быть три:

- Донецк с Макеевкой, Ясиноватой и Авдеевкой;

- Мариуполь;

- Краматорск со Славянском, Красным Лиманом, Дружковкой,

Константиновкой и Артемовском.

На долю этих городов приходится 90% экспорта-импорта Донецкой

области.

Главным аргументом в пользу создания свободного предпринимательства

на территории Донецкого региона является ее экономико-географическое

расположение, мощная инфраструктура, что определяет ее как транзитный

узел между Востоком (“ближним зарубежьем”) и Западом, и, наконец,

экспортный потенциал. Прежде всего, новые формы внешнеэкономической

деятельности: прямые связи, совместное предпринимательство.

Совместное предпринимательство нуждается в дальнейшем

совершенствовании и расширении участия в нем иностранного капитала.

Указом Президента Украины в 1992 году в Крыму было провозглашено

создание “Режима открытой экономики”, предусматривающая активизацию на

территории полуострова свободного предпринимательства. При этом Крым

располагает уникальным географическим положением и развитой

инфраструктурой и статусом компаний. “Сиваш” - это одна из СЭЗ

действующих на территории Украины. Их роль в отечественной экономике

значительна. Например, технико-внедренческие СЭЗ могут заявить о себе,

как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, о месте

развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм (СП),

занятых разработкой новых технологий. Они должны представлять собой

территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий Крыма и

производственных мощностей, созданных или переданных на льготных

условиях в аренду СП, занятым коммерческим освоением перспективных

научных и технологических нововведений и идей. Такие зоны могут быть

созданы в Симферополе и Севастополе.

Основные требования, выдвигаемые руководством таких СЭЗ к СП

состоят в том, чтобы они вели научные исследования и разработки в области

высокотехнологических производств, а также, чтоб специализация зоны

соответствовала приобретенным направлениям исследований, проводимых в

базовом университете. Поэтому в рамках технико-внедренческие СЭЗ

решаются все виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с

исследованиями и разработками СП.

1.4. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРОМ

У созданных на территории Украины СП имеется определенная

специфика. С одной стороны они работают в условиях экономики переходного

типа, сохранившей многие черты советской экономики, а с другой в

условиях более или менее развитых товарно-денежных отношений. Нельзя с

определенной точностью и заранее предсказать конъюнктуру рынка,

неизвестно количество реальных и потенциальных потребителей и их

потребности, трудно предугадать динамику стоимости ценных бумаг,

недвижимого имущества и т.д. Поэтому риск связан с любым видом

деятельности на СП. Риск связан с чисто человеческими чертами

(персональный риск), с особенностями поведения менеджера в денежных

ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой

команде организации (организационный риск).

Персональный риск зависит от того, что разные люди по разному

оценивают деятельность будущих событий. Они склонны судить о возможности

таких событий потом, насколько часто с ними сталкивались, чрезмерно

доверять своим суждениям.

Деловой риск обусловлен влиянием на бизнес изменчивости цен,

спроса, уровня прибыли, действия конкурентов, экономические колебания и

не предвиденные политические события, способные вызывать правовые

изменения. Такой риск присутствует на всех этапах бизнеса.

Организационный риск обусловлен сложностью взаимодействия людей в

управленческой команде и степенью соответствия их персональных и деловых

характеристик к выполняемым обязанностям.

Выделяют три основных источника риска: нехватка времени для принятия

решения, дефицит информации и недостаточная возможность управления

ситуацией.

Разные формы деловой активности порождают различные формы риска и

создают различные ситуации риска. Первой формой является инновационная

деятельность, связанная с введением новых товаров, метод производства,

рынков и источников сырья, а также с реализацией неизвестных или не

используемых ранее возможностей.

Вторая форма использует несбалансированность рынка. Диспропорция в

производстве, транспортировке или продукции нацелены на извлечение

дохода.

Третья форма направлена на получение аренды, источником которой

является монопольное владение сырьем, технологией или информацией, а

также особенности хозяйственного законодательства, в результате чего

возникает монопольное право на ресурсы или производство и продажу

определенного вида продукции.

Все эти формы бизнеса реализуются в условиях риска получения

дохода, выданного влиянием факторов экономического окружения. Негативное

влияние социально-экономической Среды проявляется в нехватке

квалифицированной рабочей силы, колебания цен, проценты за кредит,

стоимости сырья, оборудования и т.п. Отрицательно сказывается

нестабильность хозяйственного законодательства. Влияние технологической

Среды проявляется в виде недостаточного уровня производственных

технологий и нехватки необходимых ресурсов.

В Украине наиболее рискованный инновационный бизнес (колебание цен,

проценты за кредит и т.д.). В силу неразвитой системы страхования и

малочисленности этого бизнеса часть риска трудно переложить на чужие

плечи.

Для бизнеса ориентированного на несбалансированность рынка

негативные факторы социально-экономической и политическо-правовой среды

не страшны. Их влияние помогает ослабить несовершенное законодательство

и возможность подкупа местных властей. Негативный фактор технологической

Среды для этого вида бизнеса оборачивается положительной стороной.

Многочисленные внешнеэкономические запреты и ограничения,

существующие в Украинском Законодательстве, легко обходятся с помощью

взяток или “ухода в тень”. Например, объектом такой монополизации стал

выход на международный рынок. Общая отсталость технологии для этого

бизнеса также не опасна, так как можно получить доступ к передовым

западным технологиям для увлечения монопольной ренты.

Причинами разницы в рисках для предприятий Украины является:

- суррогатный характер новых рыночных институтов и, прежде всего

бирж конъюнктурной службы и рекламы;

- отсутствие реального хозяйственного права, препятствующее

снижению общего уровня риска через развитие конкретных отношений;

- высокий интеллектуальный уровень украинского бизнеса,

способствующий превращению делового риска в криминальный;

- оппортунистическое поведение в частности связанное с отсутствием

культуры конкретных взаимоотношений, отсутствие высокой персональной

ответственности за результаты своей деятельности в целом увеличивают

“моральный риск” любой сделки.

Таким образом, наиболее рискованный бизнес в Украине является

инновационный и, прежде всего в силу недостатков социально-экономической и

политико-правовой среды, а также неразвитостью системы страхования.

Поэтому разработка методики оценки делового риска при создании и

функционировании СП, методов управления рисками СП является весьма

актуальной для народного хозяйства Украины.

В заключении можно сделать вывод, что только тогда, когда создание

СП действительно позволяет привлечь технологию, которую нельзя привлечь

другим путем выйти со своей технологией на мировой рынок с принципиально

новой продукцией или быстро освоить производство продукции,

остродефицитной в стране, следует идти на такую форму сотрудничества, как

создание СП.

2. РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

2.1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В Украине регистрация СП началась в МинФине УССР с 01.01.1991 года.

Было подготовлено Государственной комиссией при Кабинете Министров Украины

Республиканское временное Положение, определяющее условия регистрации СП

на территории Украины. Принят Закон “О внешнеэкономической деятельности”.

На первом этапе создания СП большинство из них образовано в сфере

компьютерной техники и переработке вторсырья. Затем - СП с

посредническими функциями, их доля составила 30%.

В целом по данным статистики успех имели 5-10% действующих СП.

Сфера их деятельности - сервис, посреднические услуги, производство

печатной, видео-аудио продукции, сборка компьютеров и производство

программных средств, которые не требуют значительных капиталовложений и

мало зависят от региональных проблем, материально-технического снабжения.

На эти виды продукции и услуг существовал повышенный спрос, была

возможность диктовать цены, быстро окупать затраты, получить

значительные валютные доходы в относительно короткие сроки. СП созданные в

машиностроении, приборостроении, химии и других индустриальных отраслях

были, как правило, убыточными.

Крайне отрицательная деятельность СП отражалась отсутствие у

государства предприятий в тот период самостоятельности и права

распоряжаться собственными ресурсами, что не мешало СП возможности

вступить с ним в фиктивные хозяйственные контакты, что при ненадлежащем

материально-техническом обеспечении и отсутствием гарантийного сбыта

продукции ставит СП в неравные с государственными предприятиями условия.

В 1997 году объем произведенной СП продукции достиг 4334,9 млрд. грн.,

что составляет всего лишь 0.3% от валового общественного продукта и

значительно меньше доли их совокупного уставного фонда в производственных

фондах страны. Это свидетельствует о пока еще весьма низкой отдаче

капитала. Причина такого положения, прежде всего в том, что подавляющее

число СП практически находится в стадии становлении и соответственно рано

судить об их будущей эффективности.

Действующие СП распределялись по отраслям народного хозяйства

следующим образом: промышленность - 428, строительство - 59, торговля и

общественное питание - 103, научно-исследовательские и проектно-

конструкторские организации - 79, другие отрасли - 358. В основной

деятельности промышленных СП было занято 50,9 тысяч человек, объем

произведенной ими продукции - 2.3 млрд. грн. Высокий удельный вес

промышленных СП - факт положительный. Однако, настораживает то, что очень

мало СП создается в приоритетных отраслях промышленности, например,

машиностроении их всего 5% от общего числа СП. В основном

зарегистрированные в нашей стране СП действуют в сфере торговли,

туризма, легкой промышленности (32,5%), а также в области

инженеринговых, НИОКР и консультативно-посреднических услуг (29.9%).

В последнее время произошли существенные изменения и в отношении

сроков первого налогообложения СП. Как известно, ранее все СП

пользовались общей льготой: освобождались от налогов в течение первых двух

лет с момента получения первой объявленной прибыли. Теперь СП должны

уплачивать налог с момента получения или балансовой прибыли, а ни первой

объявленной прибыли, что раньше давало возможность СП не платить налог на

прибыль в течение неопределенного времени.

Однако наиболее важным нововведением является то, что данная льгота

по налогообложению будет распространяться не на все СП, а только на

созданные в сфере материального производства и имеющие долю иностранного

партнера в уставном капитале свыше 30%.. При этом следует иметь в виду,

что выручка, полученная в сфере материального производства, должна

составлять более 50% от всей выручки СП.

Новый порядок определения сроков первого налогообложения призван

стимулировать инвестиции иностранных участников, причем именно в

материальную сферу.

Очень важной льготой для СП с долей иностранного участника свыше

30% является исключением из облагаемой прибыли сумм, направляемых на

осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и

проведение природоохранных мероприятий. Тем самым для иностранного

капиталовложения в эти мероприятия становится весьма выгодными.

2.2. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время значительную роль отводят сотрудничеству с

иностранными государствами, в частности и в такой форме как СП.

По данным статистики на начало 01.01.1997 года в Украине

действовало 4117 СП. В Донецкой области на 01.01.1997 года

зарегистрировано около 300 СП и их филиалов с участием иностранных фирм из

46 стран: от Австралии, Австрии и Бангладеш - до Швеции, Швейцарии и

Японии. По сравнению с 1996 годом в 1997 году число СП возросло в 22

раза, хотя отмечают, что реальную деятельность осуществляли лишь 115 СП.

По данным налоговой администрации Украины в 1997 году работает

свыше 4 тысяч СП с объемом иностранных инвестиций 495 млн. дол. 2/3 этих

денег вложено в непроизводственную сферу - торговлю и посредничество, 1/3

- около 180 млн. дол. - вложено в производство. Структура иностранных

инвестиций в 1997 году складывается из оборудования - 74,12%, других

инвестиций - 25,88%.

В Донецкой области больше всего совместных предприятий создали

бизнесмены Германии - 28, Польши - 27, Болгарии - 18, Китая - 15, Италии -

12, Австрии - 11, Кипра - 10.

Анализируя статистические данные в Донецкой области около 80%

инвестиций попадает в торгово-посредническую сферу, 15% в

производственную и только 5% в сферу сервисных услуг. Объясняется это тем,

что торгово-посредническая отрасль дает доходы намного быстрее, по

сравнению с другими отраслями и является более мобильной.

Иностранные инвестиции в предприятиях Донецкой области в 1997 году

характеризуется следующими данными:

Таблица 1

Иностранные инвестиции в предприятиях Донецкой области

(тысяч единиц в валюте полученных инвестиций)

|Город |Страны |Валюта |Суммы |

| |инвесторы | | |

|г. Донецк |Германия |дол. США |222.2 |

|г. Донецк |Великобритания |дол. США |154.0 |

|г. Донецк |Исландия |дол. США |108.0 |

|г. Донецк |Китай |дол. США |102.0 |

|г. Донецк |Панама |дол. США |48.5 |

|г. Донецк |США |дол. США |533.2 |

|г.Донецк |Италия |дол. США |11.0 |

|г. Донецк |Россия |дол. США |222.0 |

|г. Донецк |Швеция |дол. США |620.0 |

|г. Донецк |Беларусь |укр. грн. |6.125,0 |

|г. Донецк |Австрия |дол. США |11.1 |

|г. Донецк |Турция |дол. США |8.3 |

|г. Донецк |Польша |дол. США |283.4 |

Таким образом, из таблицы видно, что недостаточно большие средства

вкладываются в развитие СП на Украине с иностранными партнерами.

С середины 1992 года был введен Закон Украины “Об иностранных

инвестициях”. Зарубежный инвестор теперь может свободно участвовать в

предприятиях, которые организуются совместно с Украинскими юридическими и

физическими лицами, создавать свои предприятия, их филиалы, приобретать

движимое и недвижимое имущество, транспортные средства. С января 1993 года

зарубежный инвестор приобрел право на использование природных ресурсов на

территории Украины.

Действующий в Украине Закон “О режиме иностранного инвестированная”

открыл некоторые возможности для развития, в частности, угледобывающих

предприятий. Так, шахта “Коммунист” (город Кировское Донецкой области)

вышла из состава ПО “Окрябрьуголь” и корпоратизируется вне графика,

утвержденного Госкомугля Украины.

Впервые в отрасли здесь создано совместное Украинско-Швейцарское

предприятие “Интерком” с уставным фондом в 1 млн. дол. Швейцарская

сторона представлена фирмой “План-Марин”, имеющей филиалы в 6-ти странах

мира.

Иностранные инвестиции помогут приобрести импортную технику, а также

будут способствовать развитию шахты, в частности ее Северного участка, с

которого совместное предприятие начало свою деятельность. Прибыль

предполагается делить пополам с партнерами, хотя, на период становления

предприятия Швейцарцы обещают свою часть отдавать на развитие шахты.

Проблема сбыта тоже решена, так как качество угля отвечает самым строгим

мировым нормативам. Данный пример говорит о том, что если правительство

будет более либерально регламентировать деятельность предприятий, то это

позволит полнее использовать возможности каждого из них.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги в

соответствии с действующими на территории Украины законами. В тоже время

Закон “О иностранных инвестициях” предусматривает и целый ряд исключений.

Законом к совместным предприятиям с иностранным капиталом относятся

такие, в которых доля иностранного капитала не ниже 20% объявленного

уставного фонда или не менее 100 тыс. дол. США. Именно такие СП в силу

статьи 32 принятого Закона имели до 1995 года существенные налоговые

льготы. Данный Закон открывает украинскую экономику для иностранных

инвесторов, бизнесменов. Он требует комплекса нормативных актов,

расшифровывающих механизм его воплощения. Этот закон получил высокую

оценку иностранных инвесторов, которые намерены вкладывать в экономику

Украины свой капитал, внедрять свои технологии и передавать опыт работы в

условиях рыночных отношений.

Однако для того чтобы привлечь в Украину действительно перспективные,

высококачественные и стабильные инвестиции, необходимо осуществить ряд

радикальных мер.

Во-первых, следует установить экономическую стабильность в стране

путем проведения широкомасштабной приватизации, введения эффективного

налогообложения, валютного режима и режима внешней торговли.

Во-вторых, стабилизировать законодательные акты, регулирующие

предпринимательскую деятельность.

В-третьих, организационно способствовать иностранным инвесторам в

процессе создания и регистрации совместных предприятий.

2.3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СП

СП активно участвуют в товарообороте между странами

Таблица 2

Объем экспорта и импорта СП Украины

|Области |1995 |1996 |1997 |

| |экспорт |экспорт |экспорт |

| |импорт |импорт |импорт |

|Винницкая |- |2.2 |0.1 |0.2 |0.2 |0.7 |

|Запорожская |- |- |- |0.1 |0.3 |- |

|Сумская |0.5 |0.5 |0.2 |0.1 |0.2 |- |

|Днепропетровская |8.3 |31.0 |16.3 |4.7 |16.1 |5.8 |

|Донецкая |45.7 |2.9 |28.0 |12.0 |10.6 |4.6 |

|г. Киев |1.1 |15.8 |9.1 |11.3 |23.4 |23.3 |

|Одесская |10.8 |12.1 |20.0 |60.3 |21.4 |27.3 |

Проанализировав данные можно заметить, что промышленно развитые

регионов поставляют на экспорт больше продукции, чем импортируют. У

Одесской области и Киева импорт лишь немногим превышает экспорт, группы СП

этих районов ориентируются на ввоз продукции за рубеж. На сегодняшний день

уменьшается относительное значение отрицательного внешнеторгового сальдо

СП. Если в 1996 году импорт СП в два раза превышал экспорт, то в 1997

году только на 30% и составил 395 млн. дол. США. Импортные поступления СП

в 1997 году составили 18 млн. дол. США. В них представлены продтовары -

20%, одежда - 13%, текстильные изделия - 9%, обувь - 8%, теле-радио,

видеоаппаратура, бытовые устройства - 8%. Среди стран импортеров лидирует

Германия, значительные импортные поставки в Украину осуществляются из Кубы,

Венгрии, США, Турции. Список стран, с которыми сотрудничают СП ежегодно

растет. Так, в 1997 году количество стран, куда Украина осуществляла

поставки, возросло с 51 (в 1997 г. до 63). Объем экспорта СП составил 32.3

млн. дол. США (в 1993г.). Экспорт представлен полуфабрикатами из стали -

45%, металлоконструкции - 14%, цветных металлов, сплавов и изделий из них -

11%, транспортными услугами - 8%, нержавеющей сталью - 6%, чугуном - 5%.

Больше всего продукции экспортировано в США, Турцию, Германию, Кипр,

Венгрию.

На внутреннем рынке Украины СП реализовали продукции и оказали

услуги на 234,7 млрд. грн. и на 130 млн. дол. США. В стоимостном выражении

наибольший удельный вес в реализации за грн. занимают цветные металлы и

изделия из них - 20%, полуфабрикаты из черных металлов - 12% ,

продовольственные товары - 9%, одежда - 9%, автомобили и запасные части к

ним - 7%, продукты переработки нефти - 6%. В реализации за валюту

преобладают парфюмерные и косметические средства - 61%, кокс - 11%.

Однако, как бы там ни было, состояние Украинской экономики не позволяет

нам говорить, что СП стали составляющей рынка.

2.4. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СП НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Принимая во внимание принципы размещения СП и их развитие в

Украине, познакомимся с СП, которые функционируют в Мариуполе.

Среди существующих СП в городе Мариуполе важную роль для экономики

города играет украинско-австрийское СП “Маринеко”. Учредителем СП являются

Мариупольский порт, австрийская фирма “Инспекшн Сервизиз Интернейшн”,

ПГТУ и московский концерн “Футурум”, объединенные благородной идеей

экономического возрождения. СП создано для более широкого использования

возможностей Мариупольского порта, в продвижении украинских товаров на

мировой рынок, развитие взаимовыгодных коммерческих связей Мариуполя,

Донбасса с промышленными европейскими странами. Не менее важно

использовать возможности международного сотрудничества для решения

экологических проблем города, внедрения экологически чистых технологий и

устройств в металлургию и машиностроение.

На начальном этапе своей деятельности СП “Маринеко” было агентом

крупных экспортеров угля, минеральных удобрений и хлопка, оказывало услуги

по организации экспорта-импорта, занимались экспедированием, привлекали

клиентов в порт, декларировали экспортно-импортные грузы, давали

консультации, определяли качество и количество грузов с выдачей

сертификатов международных стандартов. “Маринеко” закупает за рубежом по

заказам клиентов технологическое оборудование, товары народного потребления

и продукты, организовывают их доставку. Благодаря зарубежному партнеру СП

имеет возможность делать это по максимально низким ценам. В “Маринеко”

обращаются за содействием в организации, регистрации СП, в подборе и поиске

иностранных партнеров.

В качестве вклада в уставной фонд ПГТУ передал 3 вычислительные

машины модели ЕС-180, а из Австрии получили несколько современных приборов

для замеров выбросов на предприятиях города и ценный прибор -

газоанализатор, который можно использовать для наладки работы

промышленных печей, чтоб уменьшить вредные выбросы в Мариуполе.

Среди новых форм собственности предпринимательства - первый

Украинский международный банк. Это совместное предприятие, образованное

партнерами из США, Голландии и Украины. Он осуществляет расчеты по системе

“подтвержденный аккредитив”, что дает возможность клиентам снизить

торговый риск. Украинскими партнерами в СП стали: Азовское морское

пароходство, государственный Промстройбанк, Металлургический комбинат

“Азовсталь” и угольная шахта имени Засядько. Банк имеет представительство в

Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, а также четыре отделения в Украине, в том

числе в городе Мариуполе.

Принципиально новый подход к совместному сотрудничеству

продемонстрировал концерн “Сталь-Трубы-Газ”. Его учредителями стали

Российское акционерное общество “Росгаз”, металлургический комбинат

“Азовсталь”, металлургический комбинат им. Ильича, Енакиевский

металлургический завод, Алчевский металлургический комбинат, АО

”Трубоимпекс”, Ильичевский морской торговый порт, одна из торговых немецких

фирм, Учредители, поставили цель создать новые производственные связи

взамен потерянных, но уже на новом, рыночном уровне.

Попытки объединить производителей в технологической цепочке сталь-

трубы-газ были предприняты ранее Российской Федерацией. Как стало известно,

Украина рассматривает вопрос о возможности предоставления части акций

предприятий этой отрасли российской стороне, особенно таких, как, например

Харцызский трубный, где производятся трубы для “Газпрома”, при этом

Харцызские трубники заключили долгосрочный контракт с германской фирмой

на поставки продукции.

Создание концерна типа СП поможет решить для Украины проблему оплаты

за газ. Предприятия - учредители концерна “Сталь-Трубы-Газ” планируют

производить взаимозачеты, т.е. рассчитываться между собой готовой

продукцией. Схема следующая: украинские металлурги, в том числе

металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь”, потребляют огромное

количество природного газа, платить за который не могут - нет средств.

Российские предприятия поставляют газ украинским металлургам в зачет

стоимости харцызских труб, изготовленных из украинского металла. Расчеты

будут производиться между учредителями концерна по согласованным ценам.

Не мало примеров СП, успешно работающих в Донецкой области. Так, на

рутченковском машиностроительном заводе “Буран” создано совместное

российско-украинское предприятие (учредитель с российской стороны -

Ярославское объединение “Техносервис”) по производству свободновихревых

насосов и лакокрасящих материалов. Доля украинского соучредителя в уставном

капитале составляет 51%.

Совместное предприятие с уставным фондом 25 млн. дол. США получило

название “Донбасс-Либерти”. Его учредителями являются Харцызский

государственный сталепроволочный завод и канадская фирма “Фест-Либерти-

Групп” из Торонто. После тщательного двухстороннего изучения конкретных

условий была достигнута договоренность: канадцы будут обеспечивать

оборудование, технологию, разрабатывать дизайн, а харцызские

сталепрокатчики сооружать комплекс производственных сооружений, осваивать

производство тонкостенных труб для мебели и производить их.

Харцызская сторона получает 69% прибыли. Сейчас это СП выпускает

новые модели кроватей, столы, стулья для офисов, различную мебель для

санаториев и профилакториев и все это на металлической основе.

В октябре 1995 года приступило к выпуску деликатесных колбас по

немецким рецептам совместное украинско-германское предприятие “Экспро-ЛТД”.

На первом этапе предприятие уже дает две тонны мясных изделий, а в

перспективе - 6. Со временем появится фирменный магазин в Донецке. Это

первое частное предприятие в перерабатывающей промышленности Донецкой

области, оно, безусловно, составит достойную конкуренцию государственной

системе мясокомбинатов. С Германской стороны учредителем стал известный

крупный предприниматель, владелец семейной компании Зигфрид Якоб. Фирма

“Интерра” выступает украинским учредителем СП “Экспро-ЛТД”.

Подводя итоги этой главы, можно сказать, что СП в Украине играют

далеко не последнюю роль в отечественной экономике. СП - это путь к

прогрессивным технологиям, рациональному распределению труда, к своему

месту под солнцем мирового рынка.

Это один из способов привлечения иностранного капитала. СП являются

конкурентами нашим отечественным предприятиям, таким образом, заставляя их

повышать качество продукции, снижать издержки производства. Совместное

предпринимательство приносит выгоды обеим сторонам, в частности украинским

участникам - новые технологии, зарубежным - опыт производства. Как

показывает статистика, больше всего СП создается с промышленно-развитыми

западными странами. Украина для них представляет широкий неосвоенный

рынок, а наши научные разработки представляют интерес для множеств фирм,

желающих заниматься инновационной деятельностью, вводить на рынок новые

товары и получать огромные прибыли. Особенно привлекательными для

организации СП на Украине являются промышленные регионы с развитой

инфраструктурой, такими являются Донбасс. Но как отмечают специалисты, на

сегодняшний день СП не стали полноценной составляющей в нашей экономике. И

это, прежде всего по тому, что на пути СП встречаются ряд проблем,

которые затрудняют их развитие и отпугивают потенциальных инвесторов.

3.1. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

Осуществить переход к эффективной конкурентно способной рыночной

экономике трудно без привлечения прямых иностранных инвестиций, без

создания широкой сети совместных предприятий. Инвестиции могут сыграть

значительную роль в осуществлении приватизации и технологического

обновления, имеющихся предприятий, в создании новых рабочих мест,

производственных мощностей.

За 1994 год Министерство финансов Украины зарегистрировало 3.340

случаев вклада иностранных инвестиций общим объемом около 900 мил. дол.

США, из которых 3.180 случаев инвестиций в СП, а 130 - в предприятия,

капитал которых полностью принадлежит иностранному инвестору.

По данным Минстата Украины на 01.01.1997 года в украинскую экономику

привлечено около 1,5 млрд. дол. США иностранных инвестиций.

В Донецкой области на 01.01.1996 года зарегистрировано 150 (на начало

1995 - 99) совместных предприятий, а также филиалов совместных предприятий

с участием иностранных фирм из 39 стран мира, в том числе с Австралии,

Бельгии, Болгарии, Бразилии и т.д.

Иностранных партнеров интересует в Украине и непосредственно Донбасс,

прежде всего сырье, металл, прокат, уголь, кокс, продукция химической

промышленности, не использованные отходы и вторичные ресурсы.

Большое значение для привлечения иностранного капитала играет то, что

наш потребитель не особо требовательный, поэтому для зарубежных партнеров

есть возможность продлить жизнь товарам и технологиям, которые для

западных рынков устарели и перестали быть рентабельными.

Чтобы избежать, риска для иностранных партнеров, так как

экономическое положение нашего государства не стабильно, они стремятся

вкладывать деньги только, в те отрасти, где им гарантирована быстрая

отдача. Это компьютерная техника, переработка вторсырья, сфера сервиса,

производство товаров народного потребления.

Отечественные предприниматели часто встречаются с нежеланием своих

зарубежных партнеров выполнять уставные обязательства, относительно

своевременного внесения вкладов в уставной фонд СП. С такой проблемой

столкнулось украинско-итальянское СП (г.Славянск), предметом деятельности,

которого является производство керамической плитки. И таких случаев много.

Причина заключается в том, что иностранные фирмы, не имея правовых и

экономических гарантий инвестиций, не спешат рисковать своим капиталом.

Выход из этого положения можно найти в создании соответственных

страховых фондов, источником финансирования которых были бы отчисления

СП, расположенных в том или ином регионе.

Создание страхового фонда и страховой компании, которая заботилась бы

о СП, является еще более актуальной для СП, который производит

продукцию. Для расширения круга таких предприятий необходимо также

предусмотреть им льготы в налогообложении, а местные органы власти

должны обеспечить дополнительные благоприятные условия при строительстве

производственных площадей, введение их в эксплуатацию, а также

способствовать обеспечению СП сырьем и материалами.

Еще одной важной проблемой, связанной с привлечением иностранного

капитала, является налогообложение. Действие Украинского правительства в

сфере налогообложения сосредоточены на двух противоречивых целях:

получении доходов бюджетов и проведение стимулирующей экономической

политики, направленной на привлечение иностранного капитала. Политики

должны внедрять наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

налоговые стимулы, чтобы не потерять бюджетные поступления. Для

привлечения иностранного капитала введены:

- налоговые каникулы, от которых уже в Украине отказались;

- низкие налоговые ставки, применяемые в широкой базе

налогообложения;

- ускоренная амортизация новых фондов, уменьшение облагаемой налогом

прибыли на сумму инвестиций или использование налогового инвестиционного

кредита.

По расчетам Министерства Финансов, с момента введения налоговых

каникул до января 1997 года бюджет не получил 1650 млн. грн.

Планировалось благодаря досрочной отмене каникул получить дополнительно

308 млн. грн. Но расчеты не оправдались. Поскольку эта мера отвернула от

Украины существующих и потенциальных инвесторов, уменьшился приток

капитала.

Поощрению прямых иностранных инвестиций способствует общее

уменьшение налоговой ставки.

Как определено в новом Законе Украины “О налогообложении прибыли

предприятий”, компании будут рассчитывать налоговую базу, уменьшая

валовой доход на величину расходов на оплату труда, амортизации и

процентных платежей. В условиях высокой инфляции Закон предусматривает

индексацию не всех видов расходов, а только основных фондов и запасов.

Однако индексация не понадобиться, если инфляция будет умеренной.

Базовая ставка налога на прибыль предприятия составляет 30% и не является

обременительной. Поступления в государственный бюджет при этом

сократятся, зато появится возможность стимулировать активность

производства и в перспективе достичь желаемого баланса.

Для привлечения иностранного капитала необходим также стабильный

правовой климат. У нас есть базовый декрет Кабинета Министров Украины

“О режиме иностранного инвестирования”. Но наряду с ним действуют и

законы “О налогообложении”, “О валютном регулирования”,

“Внешнеэкономической деятельности”, которые распространяются на зарубежных

инвесторов. Законы, принимавшиеся на протяжении последних лет, часто

противоречат друг другу. Это и отпугивает иностранных инвесторов.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала необходимо

создать либеральный режим приема иностранных инвестиций, который будет

включать минимизацию из входного контроля, недопущение ограничений в

отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

Польза иностранных инвестиций для перестройки экономики обще

признана в большинстве стран мира, но в Украине пока еще ни в

законодательных органах, ни в обществе в целом нет должного понимания

роли этих финансовых операций для развития экономики.

3.2. ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ СП

Первые итоги функционирования СП свидетельствуют о

необходимости более активного содействия государства на этот процесс,

в том числе налоговыми методами.

Анализ СП, в которых участвуют фирмы США, свидетельствует о крайне

неравномерном распределении капиталов: преобладают мелкие и средние

предприятия и очень немного крупных. Так, СП с уставным фондом до 1 млрд.

грн. составляют свыше 60% общего числа СП и имеют всего 7.1% капиталов.

При этом доля трех крупнейших СП с уставным фондом свыше 20 млн. грн.

составляет почти 36% капиталов. Кроме того, доля иностранного

участника в уставном фонде невелика и часто достигает 40%.

Таким образом тенденции, характеризующие функционирование СП,

носят довольно противоречивый характер. Причин этого несколько, и одна

из них - нестабильность экономической среды (разрыв хозяйственных

связей, частые изменения нормативных актов и т.д.), в которой действуют

СП.

Для успешного развития СП необходим баланс интереса нашей экономики

и интересов зарубежных инвесторов. Эту задачу, возможно, решить,

только разработав комплексную общесоюзную программу функционирования СП,

а также создав правовые и экономические мотивации развития совместного

предпринимательства. Программа должна реализоваться главным образом при

помощи финансовых стимулов. Одним из принципов функционирования рыночных

отношений является регулирование государством этих процессов с

использованием преимущественно новых рычагов. Именно налоги должны

создавать условия, обеспечивающие большую отдачу СП,

Прежде всего, необходимо отметить, что законы направлены на

соблюдение экономических интересов нашей страны и предусматривают

определенные налоговые льготы для тех СП, которые в наибольшей мере

отвечают этим интересам. Например, впервые предусматриваются льготы по

налогообложению прибыли СП, в которых доля иностранного участника в

уставном капитале превышает 30%.

Существует еще один весьма сильный финансовый стимул, позволяющий

повысить инвестиционную активность, который в советской экономике всегда

играл незначительную роль. Это амортизация. В условиях централизованном

планируемой экономики, когда объемы капиталовложений выделялись из

бюджета, а не формировались на предприятиях, амортизация в большей мере

выполняла чисто учетную функцию и практически никак не влияла на уровень

инвестиционной активности.

В рыночной экономике, когда финансовые взаимоотношения предприятий

с государством носят налоговый характер, амортизация является одним из

главных факторов, стимулирующих инвестиционную активность, так как

увеличивает финансовые ресурсы предприятий. Поэтому в странах с

рыночной экономикой нормы амортизации определяются государством

одновременно с утверждением налогов.

Таким образом, предлагаемые меры могли бы создать финансовые

стимулы для эффективной работы СП.

3.3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ

Украина стоит на пороге большой приватизации. Следует обратиться к

поискам опытных специалистов, которые знают правила работы на мировых

рынках.

Приватизация означает переход собственности из рук государства в

руки индивидуальных или объединенных частных объектов. Но после

приватизации некоторые предприятия снова могут стать государственными.

Это может произойти в тех случаях, когда предприятия, будучи

приватизированными, не смогли справиться с экономическими трудностями и

потеряли финансовую устойчивость, стали банкротами.

Способы приватизации не одинаковы для всех отраслей и объектов.

Малые предприятия подлежат продаже на аукционе по конкурсу. За первое

полугодие 1998 года приватизировано 72 тыс. малых предприятий. Самый

большой удельный вес действующих приватизированных малых предприятий в

торговле и общественном питании.

Крупные предприятия в большей степени акционируются, а затем акции

постепенно продаются, причем большая часть акций приобретается работниками

предприятий, но эти акции могут приобрести также и иностранные

партнеры.

Изменения в отношениях собственности стали стержнем экономической

реформы на Украине. Так как приватизация это гарантия прав

собственности, финансовая стабилизация налогового законодательства,

либерализация торговли и преодоление коррупции.

Весомой представляется роль иностранных инвестиций в процессе

приватизации крупных и средних предприятий. Капиталовложения иностранных

партнеров в СП будут способствовать их модернизации, внедрению новых

технологий, эффективного менеджмента, рыночных навыков. Фактором,

обеспечивающим рост экономики, в нашей стране может стать поэтапная

приватизация, когда иностранцам будет предоставлено право участия лишь

на втором или третьем этапе торговли. Процесс приватизации должен быть

быстрым, понятным для всех и конкурентоспособным.

Сегодня украинским предпринимателям следует в целях скорейшей

перестройки структуры нашей экономики изучить немецкий опыт приватизации

и применять его не слепо, а с учетом ситуации. В бывшей ГДР за три с

половиной года приватизации промышленности, было приватизировано более

10% государственной собственности и передано иностранцам.

Из уст иностранных партнеров нередко можно услышать, что на Украине

они не могут приобрести землю под строительство заводов, фабрик или

магазинов. На сегодня нерешенность этого вопроса делает Украину одной из

наименее привлекательных стран с точки зрения вложения капитала.

Таким образом, решая вопрос приватизации объектов собственности

на Украине необходимо также решить вопрос о приватизации земли для

иностранных инвесторов. Потому как, приобретая земельные участки под

производственные объекты, иностранные инвесторы соглашаются идти на

риск и вкладывают деньги в реконструкцию нашей промышленности,

надеясь получить достаточную прибыль в будущем. Необходимо поощрять

те формы приватизации, которые в наибольшей степени способствуют

повышению эффективности предпринимательской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное можно отметить, что совместное

предпринимательство как незаменимый элемент рыночной экономики

существенно влияет на структурную перестройку экономики страны, вносит

определенный вклад в увеличение общих объемов производства, рыночного

товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции,

обеспечивает стимулы к высокоэффективному труду.

Предлагая свою продукцию для реализации, СП способствует более

полному удовлетворению потребительского спроса населения. Они создают

новые рабочие места, привлекают и внедряют прогрессивные технологии,

увеличивают запасы свободно-конвертируемой валюты благодаря росту экспорта

и замещению импорта. Для государства польза от СП заключается в

поступлении доходов в местный и центральный бюджет, по этому первые итоги

функционирования СП свидетельствуют о необходимости более активного

воздействия государства на процесс их образования.

Так как на Украине инвестиционный климат неблагоприятен,

целесообразно не лишать иностранных инвесторов разнообразных льгот.

Необходимо создать либеральный режим приема иностранных инвестиций,

который будет включать минимизацию их входного контроля, недопущение

ограничений в отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

Проанализировав развитие и размещение СП на Украине, можно сделать

вывод, что наибольшее количество СП образуются в промышленно-развитых

районах и городах. Совместное предпринимательство способствует развитию

национальной экономики, но в Украине пока ни правительстве, ни в

законодательных органах нет должного понимания в создании этих

предприятий. Поэтому СП сталкиваются с таким большим количеством

проблем, которые необходимо решать. Но, несмотря на все трудности,

иностранные бизнесмены считают, что выгодно создавать СП в нашей стране.

Их привлекают наши технологии, так как они отличаются оригинальностью

технологического решения и деятельной проработкой. В Украине много

талантливых инженеров, ученых, конструкторов, чьи труды и открытия при

соответствующем финансировании могли бы внести неоценимый вклад в

отечественное производство, способствовать развитию Украинской экономики.

СП могут достаточно быстро и с незначительными издержками доработать и

внедрять новые технологии.

Не менее важную роль иностранные партнеры отводят сырьевому

фактору Украины. Они имеют цель получить доступ к сырью, к используемым

отходам и вторичным ресурсам, дешевым природным ресурсам Украины. Так

как на Украине практически отсутствует природоохранные законодательства

и экономическая безопасность нашего общества не высока, это дает

возможность иностранным бизнесменам экономить до 20% основного капитала и

при прочих равных условиях снизить себестоимость продукции на 5-10%.

Иностранных партнеров интересует также возможность выхода и

закрепление на Украинском внутреннем рынке, а также сбыт продукции.

Немаловажным фактором является непритязательность потребителей, что

позволяет, продлить жизнь товаров и технологий, которые для западных

рынков несколько устарели и перестали быть достаточно рентабельными.

Таким образом, образование СП на Украине дело важное и выгодное,

как для иностранных партнеров, так и для нашего государства. Иностранные

партнеры, внося свой капитал в СП, способствуют выходу экономики Украины

из кризиса. Для преодоления трудностей, связанных с образованием СП на

Украине необходимо соответствующее осознание важности создания СП на

уровень высшего экономического и политического руководства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балабанов А.В. Добровольский Г.К. Создание СП - один из путей выхода

на внешний рынок. - Одесса 1992. с.167-180.

2. Балабанов П.Т. Новая форма организации предприятий /Совместные

предприятия. - Киев 1991. с.35-49.

3. Гарнов А. Денисов А. Экономист /Совместное предпринимательство -

преимущества и возможности 1993. № 2 - с.66-70.

4. Деловая Украина 1995. № 40 - с.2 1997. № 35 - с.2.

5. Иванов А.Е. Финансы СССР /Финансовые стимулы развития совместных

предприятий 1993. № 11 - с.22.

6. Кизима Т. Экономика Украины /Совместное предпринимательство проблемы и

пути их решения 1995. № 7 - с.89-91.

7. Макагон Ю.В. Фомичева Н.В. Внешнеэкономическая деятельность Донецк

“Регион” 1998.

8. Миркин Я.М. Деньги и кредит /Советские и иностранные банки:

сотрудничество, организация и условия деятельности 1991. - с. 23-32.

9. Ткаченко Т. Экономика Украины /Налог на прибыль предприятий и прямые

иностранные инвестиции 1998. № 4

10. Яновский А.Н. Экономика Украины /Совместные предприятия 1996. № 8 -

с.189-199.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты