|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Специальные внебюджетные фонды в современной РоссииСпециальные внебюджетные фонды в современной РоссииМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Иркутская государственная экономическая академия Факультет ускоренной подготовки Кафедра «Финансы» Специальность «Финансы и кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА [pic] Исполнил: студентка Воропанова Ольга Борисовна Проверил: Жигас М.Г. г.Иркутск 1997 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 2 стр.; 2. Источники формирования фондов 4 стр.; 3. Связи между внебюджетными фондами 5 стр.; 4. Внебюджетные фонды Российской Федерации 6 стр.; 5. Специальные внебюджетные фонды: 6. Пенсионный фонд Российской Федерации 7 стр.; 7. Фонд социального страхования Российской Федерации 13 стр.; 8. Государственный фонд занятости населения РФ 16 стр.; 9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ 19 стр.; 10. Экономические внебюджетные фонды: 11. Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 24 стр.; 2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ 25 стр.; 3. Фонд инвестирования жилищного строительства 27 стр.; 4. Дорожный фонд РФ 28 стр.; Список использованной литературы 31 стр.. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: . запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; . денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; . формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; . страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; . на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»; . денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; . расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление фона ). Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. 2. Источники формирования внебюджетных фондов Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. 3. Связи между внебюджетными фондами Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. 4. Внебюджетные фонды Российской Федерации Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. К доходам внебюджетных фондов относятся: . специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; . отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; . средства бюджета; . прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; . займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;. В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд РФ относится к социальным внебюджетным фондам. 5. Социальные внебюджетные фонды 5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. В основные задачи ПФР входят: . целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР; . организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; . капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц; . контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; . межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. Средства фонда формируются за счет: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; - страховых взносов иных категорий работающих граждан; - ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; - средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий; - средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; - добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся: . работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы; . крестьянские хозяйства; . родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; . физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица; . физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; . частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей; . нотариусы, занимающиеся частной практикой. Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда. В 1996 г. тариф страховых взносов составлял: = 28 % для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от начисленной оплаты труда ( вознаграждения за выполненную работу, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения); = 20,6 % для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - от начисленной оплаты по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения. К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г. садоводческие и садово-огороднические товарищества; = 5 % для крестьянских ( фермерских ) хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица; частных детективов и охранников, занимающихся этой деятельностью в частном порядке, а не от имени работодателей; нотариусов, занимающихся частной практикой; = 1% для граждан от их заработка; = 28 % для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Некоторые работодатели, а именно общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения и учреждения, освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов за своих работников. При этом не имеет значение тот факт, что деятельность этих предприятий, объединений и учреждений должна быть направлена на осуществление уставных целей собственников. Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством в выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на обеды и др. Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты: оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения, стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению, материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями, беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством, пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно- курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно. Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ проектов строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органам государственного управления. Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщиков взносов. Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские ( фермерские ) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода. При нарушении установленных сроков уплаты взносов ( независимо от причин нарушения ) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней. Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах по взносам: 1 % - с работодателей, включая обязательные взносы с работников; 0,5 % - с граждан, применяющих труд наемных работников в личном хозяйстве, и иных плательщиков. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФР с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке. За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФР по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФР с банков. Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счете ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения ( распоряжения ), составляемого отделением ПФР. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки. Средства ПФР используются на выплату: . пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим; . пособий : на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно- территориальных образованиях. На местах ( в городах, районах ) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме ПФР вопросам пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ ( назначает и перераспределяет размеры пенсий ), Министерство связи ( доставляет пенсии ), сберегательные банки ( обеспечивают пенсионеров наличными деньгами. Бюджет ПФР и смета расходов ( включая фонд оплаты труда ), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФР утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. На 1996 г. бюджет ПФР был утвержден в сумме 163,1 трлн.руб. 5.2. Фонд социального страхования РФ (ФСС) ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. Основные задачи Фонда: . обеспечение гарантированных государством пособий; . участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников; . подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Средства ФСС образуется за счет: . страховых взносов работодателей; . страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; . доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; . добровольных взносов физических и юридических лиц; . ассигнований из республиканского бюджета РФ; . прочих доходов. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС с 1 июня 1994 г. установлен в размере 5,4 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Страховые взносы не начисляются на: . средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний; . фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями; . выплаты по договорам гражданско-правового характера ( подряда и др.). От уплаты взносов в ФСС освобождены: . Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба , Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции; . Общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются: . бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца; . всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и вторую половину месяца; . лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; . крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. Средства фонда направляются на : . выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, на погребение; . санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством ( содержание санаториев, оздоровительных лагерей ...); . создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; . обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; . проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; . осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %) , являются базой развития ФСС. Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ. Бюджет ФСС на 1996г. принимался Государственной Думой при одобрении Совета Федерации в размере 25.7 трлн.руб.. 5.3. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) Образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1. Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах ). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов перечисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Фонды занятости в городах и районах образуется за счет: . обязательных страховых взносов работодателей ( предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов); . обязательных страховых взносов с заработка граждан; . ассигнований из городских и районных бюджетов; . доходов от размещения средств фонда; . доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест; в виде процентов по ссудам, предоставляемым безработными гражданам для осуществления предпринимательской деятельности; . дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости; . добровольных взносов. Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и автономных округах, краях, областях создаются на основе: . отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан; . ассигнований из соответствующих бюджетов; . доходов от размещения средств фонда; . дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части Фонда занятости; . добровольных взносов; . прочих поступлений. Федеральная часть ГФЗ формируется за счет: . отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках, автономной области, автономных округах в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан; . ассигнований из республиканского бюджета РФ; . доходов от размещения средств фонда; . добровольных взносов; . прочих поступлений. Тариф взносов в ГФЗ для работодателей - предприятий, учреждений и иных хозяйствующих субъектов установлен в размере 2 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, а с 1 января 1996 г. - 1,5 %. Тариф взносов с заработка работающих не установлен ( работающими гражданами не уплачивается ). Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяется представительными органами власти при утверждении бюджетов на планируемый период. От уплаты взносов в ГФЗ освобождены: . общественные организации инвалидов и общественные религиозные объединения. Страховые взносы не начисляются также на доходы: . избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти; . иностранных физических лиц. Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах ГФЗ. Такая регистрация может производится в добровольном порядке. В соответствии с этим не предусмотрено право любых учреждений и организаций требовать справок о регистрации в ГФЗ для осуществления каких-либо действий, в частности банков - для открытия расчетных счетов. Сроки оплаты страховых взносов В ГФЗ для работодателей законодательством не установлены. Поскольку срок уплаты взносов в ГФЗ должен быть установлен законодательным актом, неуплата своевременно начисленных взносов не является основанием для применения штрафных санкций. Такие санкции могут применяться в случае сокрытия или неучтения объекта налогообложения (начисленная оплата труда ). Средства ГФЗ населения направляется на: . мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости; . организацию общественных работ; . выплаты пособий по безработице; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты. . возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочной пенсии безработным; . мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест; . расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости; . научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения; . содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально - бытовое и медицинское обслуживание их работников; . подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз; . проведение семинаров, совещаний и других организационно- методических мероприятий. Средства, поступающие в фонд занятости в виде доход от финансово- хозяйственной деятельности и другие поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат. Управление ГФЗ РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложена на Правление Фонда. Общий размер этого фонда на 1996 г. был запланирован в размере 7 трлн.руб.. 5.4. Фонд обязательного медицинского страхования Создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ « О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» ( от 24.02.93г. № 4543-1 ). На территории России создаются страховые местные организации , учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 г. эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: . обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»; . обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; . достижение социальной справедливости и равенства всех граждан; . участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; . обеспечение ее финансовой устойчивости. Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: . осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; . проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; . организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона; . вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование; . осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования; . участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; . осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы; . аккумулирует финансовые средства Федерального фонда. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: . аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; . осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования , проводимого страховыми медицинскими учреждениями; . проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; . выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; . совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; . согласовывают совместно с органами исполнительной власти , профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них: . часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ; . взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; . ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; . добровольные взносы; . доходы от использования временно свободных финансовых средств; . нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов; . средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом РФ по представлению Правительства страны. В соответствии с законодательством в 1995 г. для предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов составлял 3,6 % к начисленной оплате труда по всем отношениям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 %; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 %. Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются: . предприятия, организации, учреждения; . филиалы и представительства иностранных юридических лиц; . крестьянские ( фермерские ) хозяйства; . граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица; . граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой; . граждане, использующие труд наемных работников. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Страховые взносы уплачивают: . все плательщики, являющиеся работодателями, - один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц; . граждане с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц; . физические лица, нанимающие граждан по договорам - ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы этим гражданам; . крестьянские ( фермерские ) хозяйства - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. Органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее одной трети квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации , не позднее 25 числа текущего месяца. Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем предоставления в банки платежного поручения не перечисления страхового взноса. Без предоставления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ). РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу. 6. Экономические внебюджетные фонды 6.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР Созданы в соответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. В Постановлении Правительства РФ от 12.04.94 г. № 315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ» установлено, что в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти , а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных программ и целевых научно-технических программ и НОКР, действуют отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции. Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям ) открываются в банках депозитные счета. Министерство науки и технической политики РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов. Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством науки и технической политики РФ с учетом постановления Правительства от 12.04.94 № 315. Положение о внебюджетном фонде утверждается федеральным министерством , иным федеральным органом исполнительной власти или объединением, в котором образуется внебюджетный фонд, с учетом указанного постановления и по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих фондов. Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых образованы внебюджетные фонды. Информация о финансовом состоянии внебюджетного фонда не составляет коммерческую тайну. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ. В случае не целевого использования расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена. 6.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ Действует в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1. Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. Объектом налогообложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость реализованного сырья или реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза. До утверждения в установленном порядке налоговых ставок применяются ставки отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы согласно Положению о фонде. Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России и Госналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных мероприятий. По истечении календарного года производится уточнение суммы отчислений на финансирование геологоразведочных работ с зачислением неиспользованных или использованных не по назначению средств в федеральный бюджет. В соответствии со статьей 40 Закона РФ «О недрах» освобождаются от уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следующие категории пользователей: . собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; . пользователи недр, ведущие региональные геолого-физические работы , геологическую съемку, другие геологические работы , направленные на общее изучение недр; . пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое , санитарно-оздоровительное и иное значение ( заказники, заповедники ...). Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок. Датой совершения оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, считается день поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятий в учреждения банков. В тех случаях, когда у плательщика метод определения выручки от реализации установлен по мере отгрузки, датой совершения оборота считается день отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. Суммы отчислений, а также суммы фактического финансирования за счет собственных средств недропользователей включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых. 6.3. Фонд инвестирования жилищного строительства Субъекты федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные ( экономические ) фонды. На основе Указа Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от 24.12.94 г. формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных ) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Основными задачами региональных ( местных ) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые , информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. 6.4. Дорожный фонд РФ Деятельность дорожных фондов регламентируется Законом РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18.10 91 г.. Данный закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования ( внегородских автомобильных дорог ) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них. Финансирование затрат, связанных с содержанием , ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет целевых внебюджетных средств концентрируемых: . в Федеральном дорожном фонде РФ; . в дорожных фондах субъектов РФ. Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Целевые внебюджетные дорожные фонды образуются за счет: . налога на реализацию горюче-смазочных материалов; . налога на пользователей автомобильных дорог; . налога с владельцев транспортных средств; . налога на приобретение автомобильных средств ( кроме приобретаемых в личное пользование гражданами легковых автомобилей ); . акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. В соответствие со ст.8 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на 1997 г.» средства Федерального дорожного фонда РФ в 1997 г. консолидированы с Федеральным бюджетом. Список использованной литературы: 1. Финансы. Денежное обращение. Кредит./ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 2. Финансы: Учебник/ В.М.Родионова, Ю.Я. Вавилов...../ под ред. В.М. Родионовой - М.,: Финансы и статистика - 1993 г. 3. Финансы. / под ред. А.М. Ковалевой - М., Финансы и статистика - 1996 г. 4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.91г. № 2122-1. 5. Закон РФ от 15.04.93 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов». 6. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 г. 7. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. 8. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. 9. Указ Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 10. Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. 11. Положение о государственном фонде занятости населения РФ. 12. Постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1. 13. Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 14. Постановление Верховного Совета РФ « О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» ( от 24.02.93г. № 4543-1 ). 15. Положение о страховых медицинских организациях. 16. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. 17. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно- технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. 18. Постановление Правительства РФ от 12.04.94 г. № 315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». 19. Постановления Правительства от 12.04.94 № 315. 20. Положение о фонде, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1. 21. Статья 40 Закона РФ «О недрах» 22. Указ Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от 24.12.94 г. 23. Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» от 18.10 91 г.. 24. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 1997 г.» |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |