|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Минимизация стоимостей перевозокМинимизация стоимостей перевозокМосковский Государственный Колледж Информационных Технологий Курсовой проект по предмету « Языки программирования и разработка программного обеспечения » на тему : « Минимизация стоимостей перевозок » Работу выполнил Работу проверили студент группы П-407 Преподаватели Чубаков А.С. Капустина Р.Н. Токарев С.Б. 1998 г. КР. 2203 81 - 21 ВВЕДЕНИЕ Развитие современного общества характеризуется повышением технического уровня , усложнением организационной структуры производства , углублением общественного разделения труда , предъявлением высоких требований к методам планирования и хозяйственного руководства. В этих условиях только научный подход к руководству к экономической жизни общества позволит обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В настоящие время новейшие достижения математики и современной вычислительной техники находят все более широкие применение в экономических исследованиях и планированияx. Этому способствует развитие таких разделов математики . как математическое программирование , теория игр , теория массового обслуживания , а так же бурное развитие быстродействующей электронно - вычислительной техники. Одной из основных ставится задача создания единой системы оптимального планирования и управление народным хозяйством на базе широкого применения математических методов в электронно - вычислительной техники в экономике. Решение экстремальных экономических задач можно разбить на три этапа : 1. Построение экономико - математической задачи. 2. Нахождение оптимального решения одним из математических методов. 3. Промышленное внедрение в народное хозяйство. Построение экономическо - математической модели состоит в создании упрощенной математической модели , в которой в схематичной форме отражена структура изучаемого процесса. При этом особое внимание должно быть уделено отражении в модели всех существенных особенностей задачи и учет всех ограничивающих условий , которые могут повлиять на результат. Затем определяется цель решения , выбирается критерий оптимальности и дают математическую формулировку задачи. Составными частями математического программирования являются линейное , нелинейное и динамическое программирование. При исследовании в большинстве случаев имеют место задачи нелинейного программирования , аппроксимация их линейными задачами вызвана только тем , что последние хорошо изучены. Динамическое программирование как самостоятельная дисциплина сформулировалась в пятидесятых годах нашего века. Большой вклад в ее развитие внес американский математик Р. Бельман. Дальнейшие развитие динамическое программирование получило в трудах зарубежных ученых Робертса , Ланга и др. В настоящие время оно в основном развивается в планировании приложений к различным родам многоэтапным процессам. КР. 2203 81 – 21 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Производственное предприятие имеет в своем составе три филиала которые производят однородную продукцию соответственно в количествах , равных 50 , 30 и 10 единиц. Эту продукцию получают четыре потребителя , расположенных в разных местах. Их потребности соответственны равны 30 , 30 , 10 и 20 единиц. Тарифы перевозов единицы продукции от каждого филиалов соответствующим потребителям задаются матрицей : 1 2 4 1 Сij = 2 3 1 5 3 2 4 4 Составить такой план прикрепления получателе продукции к ее поставщикам , при котором общая стоимость перевозок будет минимальной. КП. 2203 81 - 21 2.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 2. Математическая модель задачи Имеется: m (i=1,2,…,m) – филиалы. Ai – количество единиц продукции «i» филиала. n (j=1,2,…,n) – потребители Bj – потребности «j» потребителя Cij – стоимость перевозки 1 условной единицы продукции от «i» филиала к «j» потребителю Ограничения: 1. Балансовое ограничение. Предполагается, что сумма всех запасов (ai) равна сумме всех заявок (bj): [pic] 2. Ресурсное ограничение. [pic] [pic] Суммарное количество груза, направленного из каждого пункта отправления во все пункты назначения должно быть равно запасу груза в данном пункте. Это даст m – условий равенств: или [pic] 3. Плановое ограничение. [pic] Суммарное количество груза, доставляемого в каждый пункт назначения изо всех пунктов отправления должно быть равно заявке (bj) поданной данным пунктом. Это даст нам n – условий равенств: [pic] КП. 2203 81 - 21 или [pic] 4. Реальность плана перевозок. Перевозки не могут быть отрицательными числами: [pic] 5. Требуется составить такой план перевозок, при котором все заявки были бы выполнены и при этом общая стоимость всех перевозок была бы минимальна, поэтому целевая функция или критерий эффективности: [pic] [pic] [pic] КП. 2203 81 – 21 3.ВЫБОР МЕТОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДА. Симплекс - метод является универсальным и применяется для решения любых задач. Однако существуют некоторые частные типы задач линейного программирования , которые в силу некоторых особенностей своей структуры допускают решение более простыми методами. К ним относится транспортная задача. Распределительный метод решения транспортной задачи обладает одним недостатком : нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены. От этой трудоемкой работы нас избавляет специальный метод решения транспортной задачи , который называется методом потенциалов. Он позволяет автоматически выделять циклы с отрицательной ценой и определять их цены. В отличии от общего случая ОЗЛП с произвольными ограничениями и минимизированной функцией , решение транспортной задачи всегда существует. Общий принцип определения оптимального плана транспортной задачи методом потенциалов аналогичен принципу решения задачи линейного программирования симплекс - метода ,. а именно : сначала находят опорный план транспортной задачи , а затем его улучшают до получения оптимального плана. Далее будет рассматриваться сам метод потенциалов. Решение транспортной задачи , как и любой другой задачи линейного программирования начинается с нахождения опорного решения , или , как мы говорим опорного плана. Для его нахождения созданы специальные методы , самым распространенным из них считается метод северо - западного угла. Определение значений xi,j начинается с левой верхней клетки таблицы. Находим значения x1,1 из соотношения x11 = min(a1,b1(. Если ai < b1 то x11=a1 , строка i=1 исключается из дальнейшего рассмотрения , а потребность первого потребителя b1 уменьшается на величину a1. Если a1>b1 , то x11=b1 , столбец j=1 исключается из дальнейшего рассмотрения , а наличие груза у первого поставщика a1 уменьшается на величину b1. Если a1=b1 , то x11=a1=b1 , строка i=1 и столбец j=1 исключаются из дальнейшего рассмотрения. Данный вариант приводит к вырождению исходного плана. Затем аналогичные операции проделывают с оставшийся частью таблицы , начиная с его северо - западного угла. После завершения оптимального процесса необходимо провести проверку полученного плана на вырожденность. Если количество заполненных клеток равно m + n -1 , то план является невырожденным. Если план вырожденный , т.е количество заполненных клеток стало меньше m + n -1 , то незаполненные клетки с минимальными стоимостями перевозок заполняются нулями , чтобы общие количество заполненных клеток стало равным m + n -1. Транспортная задача с неправильным балансом называется открытой моделью . Чтобы ее решить , необходимое сбалансировать. Достигается это следующим образом: Когда еai >еbj это транспортная задача с избытком запасов. еxijеai , то такая задача называется – транспортная задача с избытком запаса. Эту задачу можно свести к обычной задаче с правильным балансом , если ввести фиктивный пункт отправления Aф , приписав ему фиктивный запас aф =еbj - еai . Добавляем фиктивную строку , где Cфi= 0 ( j=1,n). Стоимости будут равны нулю . это значит , что часть заявок cфj останутся неудовлетворенными. Среди них могут оказаться те потребности , которые необходимо обязательно удовлетворить. Для этого вводим коэффициент: R=еai : еbj и каждый запас bj умножаем на этот коэффициент. Таким образом задача сведена к транспортной задаче с правильным балансом. Построенный выше исходный план можно довести до оптимального с помощью метода потенциалов. Каждому поставщику Ai поставим в соответствии некоторые числа ai , называемые потенциалом , а каждому потребителю Bj – число bj. Для каждой независимой клетки , т.е для каждой независимой переменной рассчитываются так называемые косвенные тарифы ( Cўij) по формуле Cўij= ai + bj. А для заполненных клеток , т.е базисных переменных Cўij =Cij. Проверяем полученный план на оптимальность. Если для каждой независимой клетки выполняется условие Cўij - Cij Cij , то следует приступить к улучшению плана. Для правильного перемещения перевозок , чтобы не нарушить ограничений , строится цикл , т.е замкнутый путь , соединяющий выбранную свободную клетку с той же самой , и проходящий через заполненные клетки. Цикл строится следующим образом. Вычеркиваются все строки и столбцы , содержащие ровно одну заполненную клетку (выбранная при этом клетка считается заполненной). Все остальные заполненные клетки составляют и лежат в его углах. Направление построения цикла ( по часовой стрелке или против ) несущественно. В каждой клетки цикла , начиная со свободной , проставляются поочередно знаки І + І и І - І . В клетках со знаком І - І выбирается минимальная величина. Новый базисный план начинается путем сложений выбранной величины с величинами , стоящих в клетках цикла со знаком І + І и вычитанием этой величины из величины , стоящей в клетке со знаком І - І . Выбранная минимальная величина будет соответствовать перемененной выводимой из базиса. КП. 2203 81 - 21 Значения переменных включенных в цикл , после описанной корректировки , переносятся в новую таблицу. Все остальные переменные записываются в новую таблицу без изменения. Осуществляется переход к шагу один. Дальше подсчитывается значение целевой функции F = ее Cij· cij min. Метод потенциалов обеспечивает монотонное убывание значений целевой функции и позволяет за конечное число шагов найти его минимум. КР. 2203 81 - 21 5.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВМ И ЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Слово « компьютер »означает « вычислитель » , т.е устройство для вычислений. Это связано с тем , что первые компьютеры создавались как устройства для вычислений , грубо говоря , усовершенствованные , арифметические арифмометры. Принципиальное отличие компьютеров от арифмометров и других счетных устройств состояло в том , что арифмометры могли выполнять лишь отдельные вычислительные операции(сложение , вычитание , умножение , деление и др.) , а компьютеры позволяли проводить без участия человека сложные последовательные вычислительные операции по заранее заданной инструкции - программе. Кроме того , для хранения данных , промежуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат память. Компьютер - это универсальный прибор для переработки информации. Но сам по себе компьютер является просто ящиком с набором электронных схем. Он не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Для того , чтобы компьютер мог осуществить определенные действия , необходимо составить для компьютера программу , т.е точную и пол=дробную последовательность инструкций на понятном компьютере языке , как надо правильно обрабатывать информацию. Меняя программы для компьютера , можно привести его в рабочие место бухгалтера ил конструктора , статистика или агронома , редактировать документ или играть в игры. Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства необходимые при работе с ним программ. Программы . работающие на компьютеры можно разделить на три категории : n Прикладные программы , непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ : редактирование текстов , рисование картинок , обработку информационных массивов и т.д. n Системные программы , выполняющие различные вспомогательные функции , например создание копий используемой информации , проверку работоспособности устройств компьютера и т.д. Огромную роль среди всех системных программ играет операционная система - программа , управляющая компьютером , запускающая все другие программы и выполняющая для них различные сервисные функции. n Инструментальные системы (системы программирования ) , обеспечивающие создание новых программ для компьютера. КР. 2203 81 - 21 6.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЯЗЫКА В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования , основанные на использовании языка Паскаль - Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Система программирования Turbo Pascal , разработанная американской корпорацией Borland остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствует , с одной стороны , простота лежащего в ее основе языка программирования Паскаль , а с другой - труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Turbo Pascal Андерсом Хейлсбергом , приложившим немало усилий к ее совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию , язык Паскаль стараниями А. Хейлсберга превратилась в мощною современною профессиональную систему программирования , которой по плечу любые задачи - от создания простых программ , предназначенных для решения несложных вычислительных задач , до разработки сложнейших реляционных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств Borland Pascal with Object и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало , какие поистине не исчерпывающие возможности таит он в себе : и Borland Pascal , и используемый в Delphi язык Object Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи. Пакет Turbo Pascal включает в себя как язык программирования - одно из расширений языка Паскаль для ЭВМ типа IBM , так и среду , предназначенную для написания , отладки и запуска программ. Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом , хорошо развитой библиотекой модулей , позволяющей использовать возможности операционной системы , создавать оверлейные структуры , организовывать ввод - вывод , формировать графические изображения и т.д. среда программирования позволяет создавать тексты программ . компилировать их , находить и справлять ошибки , компоновать программы из отдельных частей . включая стандартные модули , отлаживать и выполнять отлаженную программу. Пакет представляет пользователю большой объем справочной информации , позволяет применять объектное - ориентированное программирование , обладает встроенным ассемблером , имеет инструментальное средство для создания интерактивных программ - Turbo Vision и т.д. КР. 2203 81 - 21 7.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ТЕСТА ДЛЯ НАПИСАНИЯ И ОТЛАДКИ ПРОГРРАММЫ. | | | | | | | | | |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai | | |1 |2 |0 |4 | | | |A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 | | | | | | | | | | |30 |20 | | | | | |A2 |2 |3 |1 |5 | | | | |2 |3 |1 |5 |30 |1 | | | | | | | | | | | |10 |10 |10 | | | |A3 |1 |2 |0 |4 | | | | |3 |2 |4 |4 |10 |0 | | | | | | | | | | | | | |10 | | | |заявки | | | | | | | |bj |30 |30 |10 |20 |90 | | | Bj | | | | | | | | |1 |2 |0 |4 | | | 1,2 1,4 10 2,2 2,4 | |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai | | |1 |2 |0 |1 | | | |A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 | | | | | | | | | | |30 |10 | |10 | | | | |2 |3 |1 |2 | | | |A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 | | | | | | | | | | | |20 |10 | | | | | |4 |5 |3 |4 | | | |A3 |3 |2 |4 |4 |10 |3 | | | | | | | | | | | | | |10 | | | |bj | | | | | | | | |30 |30 |10 |20 |90 | | | | | | | | | | |Bj |1 |2 |0 |1 | | | 1,1 1,4 10 3,1 3,4 КР. 2203 81 - 21 | | | | | | | | | |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai | | |1 |2 |0 |1 | | | |A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 | | | | | | | | | | |20 |10 | |20 | | | | |2 |3 |1 |2 | | | |A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 | | | | | | | | | | | |20 |10 | | | | | |3 |4 |2 |3 | | | |A3 |3 |2 |4 |4 |10 |2 | | | | | | | | | | |10 | | | | | | | | | | | | | | |bj |30 |30 |10 |20 |90 | | | | | | | | | | |Bj |1 |2 |0 |1 | | | 1,1 1,2 10 3,1 3,2 | | | | | | | | | |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai | | |1 |-1 |-3 |1 | | | |A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 | | |30 | | |20 | | | | |5 |3 |1 |5 | | | |A2 |2 |3 |1 |5 |30 |4 | | | |20 |10 | | | | | |4 |2 |0 |4 | | | |A3 |3 |2 |4 |4 |10+E |3 | | | |10 | |E | | | | | | | | | | | |bj |30 |30 |10 |20+E |90+E | | | | | | | | | | |Bj |1 |-1 |-3 |1 | | | 1,1 1,2 10 2,1 2,2 КР. 2203 81 - 21 | | | | | | | | | |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai | | |1 |2 |0 |1 | | | |A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 | | |10 |20 | |20 | | | | |2 |3 |1 |2 | | | |A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 | | |20 | |10 | | | | | |1 |2 |0 |1 | | | |A3 |3 |2 |4 |4 |10 |0 | | | |10 | | | | | | | | | | | | | |bj |30 |30 |10 |20 |90 | | | | | | | | | | |Bj |1 |2 |0 |1 | | | Fmin=1·10 +2·20 +2·10 +1·10 +2·20 +20*1 = 140 Найден оптимальный план перевозок , равный 140. КР. 2203 81 – 21 8.АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В процессе решения транспортной задачи методом потенциалов было получено решение , которое является оптимальным , потому , что для каждой независимой клетки выполняется критерий оптимальности плана транспортной задачи : Cўij –Cij <=0 Так же суммарная стоимость перевозок груза с каждой последующей итерацией уменьшалась и оказалась равной 140 рублям. Еще одним немаловажным фактором является то , что потребность получателя в грузе полностью удовлетворена , а поставщик реализовал весь свой груз. Результат подсчитанный ручным счетом сходится с ответом , полученным на ЭВМ с помощью составленной программы. Расхождений нет. Вектор полученных результатов: 10 20 0 20 c= 20 0 10 0 0 10 0 0 КП. 2203 81 - 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основной задачей данного курсового проекта являеся нахождение оптимального плана перевозок груза от поставщиков к потребителям . нахождение минимальной функции. Эта задача сводится к транспортной задаче. В процессе разработки курсового проекта былы составлена универсальная программа для решения аналогичных задач. Правильность работы задачи определяется с помощью задачи - теста . Для проверки правильности работы работы программы были заданны : количество поставщиков и потребителей , наличие груза , заявки и тарифы перевозок. Результаты были подсчитаны вручную , а их решение совпадает с результатом машинного счета. Полученный верный результат позволяет применять данную программу к производственным и транспорным задачам.[pic] ----------------------- (1) (2) (3) (4) (5) |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |