|
|
|
Амвросий Медиоланский |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Амвросий Медиоланский
Амвросий Медиоланский
Амвросий Медиоланский
А.А. Гусейнов
Выдающееся
место в истории становления средневековых морально-религиозных дисциплин
принадлежит епископу миланскому Амвросию - учителю и духовному наставнику
Августина. В своем трактате "Об обязанностях священнослужителей"
("De officiis ministrorum"), написанном в 386 г. н.э. и направленном
к миланскому духовенству, Амвросий структурно и лексически обнаруживает
зависимость от трактата Цицерона "Об обязанностях", но наполняет свое
произведение принципиально новым содержанием. "Высшее благо" (sum-mum
bonum), к которому стремится человек, он располагает за пределами мира, а
нравственные обязанности служат только средством его достижения.
Амвросий
задает весьма значимое для всей средневековой, особенно католической, традиции,
различение двух родов обязанностей - заповедей, предписаний (praecepta) и
советов (consilia), обозначенных в стоическом духе соответственно как
"средние" и "совершенные" обязанности. Они относятся к
содержательно разным классам действий - заповеди носят обязательный характер
(они собственно и суть обязанности как таковые), это предписания Декалога
Моисеева, позволяющие предотвратить зло. Исполняющий их избегает греха, но не
имеет возможности накопить заслуги для спасения. Советы же как совершенные
обязанности только рекомендуются к исполнению, но зато благодаря им
"исправляются все дела, имеющие какой-либо изъян". Это так называемые
"сверхдолжные" (super-rogatoria) деяния добродетели, составляющие
содержание новозаветной морали Христовой - милосердие, сострадание, кротость.
Именно в их исполнении за человеком оставлена свобода выбора, но они же дают
ему право заслужить божественную милость и удостоиться особых даров.
По
Амвросию, естественный закон, существующий в мире, не может сам по себе быть
достаточным для падшего человека и нуждается в дополнении писаным религиозным
законом. Отсюда и две формы оправдания человека - закон государства и Закон
Моисея, и две соответствующие им силы - гражданская и церковная власть
(различение "Богова" и "кесарева"). Епископ Амвросий
прославился не только как выдающийся организатор церкви, но и как крупнейший
христианский апологет, автор многочисленных аскетических трактатов, названия
которых говорят сами за себя, в частности, "О бегстве от мира",
"О даре смерти". Высокий моральный авторитет снискала ему и его
практика действенного христианского милосердия - известно, что он отдал золотые
церковные чаши, чтобы выкупить у варваров христианских пленников: "Если
кровью Христовой были выкуплены их души, то разве чаши, которые заключают в
себе эту кровь, не стоят того, чтобы ими были выкуплены их тела?" (Ibid.
II, 138).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|