|
|
 |
Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле" |
|
 |
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле"
Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле"
Бернар Клервоский. "О благодати и свободной
воле"
А.А. Гусейнов
Трактат
выдающегося деятеля католической церкви XII в., поборника ортодоксии и
настоятеля монастыря в Клерво, обращен к фундаментальным вопросам религиозного
морального сознания, и прежде всего - к соотношению индивидуальных нравственных
усилий человека и помогающей божественной благодати. Целью всех духовных усилий
объявляется спасение: "для чего же, спросишь ты, свободный выбор? Отвечаю:
для спасения. Отними свободный выбор, и не будет того, чем спасаемся; отними
благодать, и не будет того, что есть причина спасения. Дело спасения не может
совершиться ни без того, ни без другого... Бог творец (auctor) спасения,
свободный выбор есть только способность; и только Бог может дать его, а
свободный выбор - принять... если спасение дается только Богом и только через
посредство свободного выбора, то его не может быть как без согласия
принимающего, так и без благодати дающего. О свободном выборе говорится, что он
содействует благодати, совершающей спасение, до тех пор, пока он пребывает в
согласии, т.е. пока он спасается. Ибо пребывать в согласии (с благодатью)
значит спасаться" ("О благодати и свободной воле" I, 2) [1].
Обращает на себя внимание настойчивая мысль о том, что в деле спасения
человеческая воля сотрудничает с божественной благодатью, как бы принимая ее.
Дело способности выбора - только согласие или несогласие с предлагающей
спасение божественной волей. Именно в этом и реализуется свободный выбор. Бог
творит спасение "посредством твари и вместе с нею". Он пользуется
людьми доброй воли как своими "помощниками и соучастниками"
(commilitiones et coadjutores) (Ibid. XII, 44). Согласие есть произвольный акт
воли, свойство души, свободное само по себе. Но не одно и то же - добровольное
согласие и естественное влечение, поскольку где нет воли, нет и согласия, а
следовательно, и свободы.
1
Св. Бернар Клервоский. О благодати и свободной воле // Средние века. М., 1982.
Вып. 45.
Отсутствие
свободы упраздняет нравственную вменяемость - без нее разумное существо либо не
должно считаться грешным, либо не может быть совершенно праведным. Свободный
выбор - это некая промежуточная способность между влечением плоти и
божественным духом (Ibid. XII, 41). Характерно, что Бернар в соответствии с
августиновской традицией подчеркивает, что грех (отказ и несогласие) творится
самим человеком, спасение же не является его исключительной заслугой
(собственная заслуга человека - это только согласие его воли, но ее никак не
достаточно для спасения). Кроме того, сам по себе человек не может заслужить
благодати, которая остается божественным даром: "не от свободного выбора
заслуги к спасению", а от милосердия, милосердие же дается как бы
"сверх заслуги" (идея "сверхдолжной" благодати, идущая от
св. Амвросия). Мотив сотрудничества двух воль сближает концепцию Бернара
Клервоского с православной доктриной синергии.
Чем
обусловлена порочность человека в его земной жизни? Отвечая на этот вопрос, св.
Бернар различает "решения", выносимые разумом относительно того, что
дозволено и что не дозволено, и "суждения", относительно того, что
для нас полезно или нет. Пороки же берут свое начало в том, что эмпирический
человек руководствуется в своем выборе не твердыми решениями, а превратными
суждениями, подчиненными греху, который представляется вполне в духе ап. Павла.
Речь идет о контроверсии осознания правильности нравственного закона и
неспособности сделать его прагматическим мотивом воли, т.е. умения в каждой
жизненной ситуации видеть свою пользу именно в обращении к закону. Человек
обладает только частичной свободой суждения, но свобода выбора остается за ним
в полной мере.
Как
действует в человеке благодать? Она задает правильную предметную направленность
воли: "воля делает нас желающими, благодать же - желающими благое".
Желание, страх и любовь мы получаем от Бога, как и всякая тварь, желание же
добра, страх божий и любовь к Богу - только, как осененные благодатью (Ibid.
VI, 16-17). Но в любом случае принятие благодати должно быть добровольным, т.е.
стать объектом желания. Добродетель обусловлена желанием добра, зло, в свою
очередь, не может быть вменено в вину, если не станет желаемым, т.е. если не
будет на него согласия воли.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru
|
|
 |
НОВОСТИ |
 |
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|