рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Бессмертие человеческой личности как научная проблема рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Бессмертие человеческой личности как научная проблема

Бессмертие человеческой личности как научная проблема

СИЛЛАМЯЭСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по статье В.М. Бехтерева

«Бессмертие человеческой личности как научная проблема»

 

 

 

 

 

 





студент 1-го курса Евгений Зеленый

Преподаватель: Ю.В. Таммару

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силламяэ 2002.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).



В своих многочисленных трудах по психологии В. Бехтерев большое место отводит вопросу человеческой личности. Он рассматривает этот вопрос с различных позиций в свете развития науки и человеческого мировоззрения и пытается достаточно аргументировано обосновать бессмертие человеческой личности.


Каждый раз, когда люди сталкиваются со смертью перед ними встаёт вопрос о душе и её вечной жизни. Если сознание исчезает со смертью телесной оболочки, то для чего блюсти мораль и стремиться к добру. Также не к чему заботиться о близких, если рано или поздно все умрут. Может не стоит думать об общественном благе, а жить ради собственного наслаждения и удовольствия.

Бехтерев считает, что именно в этом причина создания различными религиями идей о загробном мире и о бессмертной душе.

Философии также не чужды эти идеи, и такие философы как Кант, Спиноза, Соловьёв и писатель Л.Толстой признавали бессмертие человеческого духа. Некоторые из них присоединялись к идеям христианства. Особенность их идей состоит в том, что бессмертие рассматривается как обеспеченное обещание, как факт будущего.

Значение христианства очень велико, ведь именно его идеалы - ответ добром на зло, величие духа над телом и принесения себя в жертву ради правды привели к падению язычества, обновлению мира и началу новой эры в жизни человечества.

По мнения автора для правильного разрешения вопроса о бессмертии необходимо рассматривать его с научной точки зрения.

Наука же ещё недавно существовала на трёх китах, на признании существования материи, энергии и духа. Даже Д.Менделеев полагал такое мировоззрение единственно правильным.

В 19 веке деятелями науки был открыт закон постоянства энергии, а ещё раньше закон постоянства материи.

Открытие же радиоактивного вещества и излучения пошатнули это утверждение, т.к. было доказано, что возможен постепенный переход материи в энергию. И уже можно говорить о энергии как о некой сущности вмещающей в себя  и материю и физическую энергию.

Может материя и есть энергия? Г.Лебон по этому поводу замечает: «Всякому, следившему за моими работами, известно, что мне удалось доказать, что свойства солей радия суть не более как свойства каждого тела природы, только в радии они более ярко выражены. Всякое тело обладает истечением частиц в более слабой степени, чем радий. Это показывает, что материя имеет свойства медленно рассеиваться. Радиоактивность и рассеивание (диссоциация, распад) материи, ее дематериализация - это синонимы. Электричество и солнечное тепло - не что иное, как разъединенная материя. Можно доказать, что элементы, извергаемые полюсами, одинаковы с элементами, отделяющимися от радия»

Бехтерев полагает, что помимо материи внешнего мира существует материя нервно-психической деятельности или духовного мира. Людям всегда казалось, что их дух - это нечто противоположное объективному миру, но это, по мнению автора статьи, не так. Его доказательство состоит в следующем:

Любая нервно-психическая деятельность с объективной точки зрения представляется совокупностью рефлексов на внешние воздействия, сопоставимо действиям простейших животных. Она представляет собой производное сократительности живого вещества в случае ответа его на сопутствующие раздражения. Основой же жизнедеятельности высших организмов является нервный ток, как проявление сокращений протоплазмы. Нервный ток является основой деятельности мозга. В организме не происходит ни одного процесса без участия мозга. Импульсами для возбуждения тока являются внешние заряды, действующие на внешние и внутренние органы, играющие роль особых трансформаторов энергии. Непрерывный ток крови к мозгу обеспечивает правильное проведение тока по нервным окончаниям.

Умственная деятельность идет медленнее автоматической. Например, при напряженном мышлении при ходьбе, ходьба замедляется, и, наоборот - в состоянии рассеянности. Иными словами имеет место задержка нервного тока при усилении сознательной или духовной деятельности. Таким образом, духовная деятельность человека оказывается производной внешних энергий, результатом задержки или наивысшего напряжения энергии в центрах.

А поскольку материя это та же энергия, Бехтерев делает вывод, что мир субъективный и мир объективный взаимоотносятся и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Далее он делает вывод о том, что все явления превращения и движения материя лишь проявления одной всеобщей мировой энергии.

Бехтерев замечает, что это несколько противоречит научным воззрениям того времени, говорящим об мельчайших частицах, которые содержат энергию. Но он видит в них лишь неспособность отказаться от деления мира на мельчайшие частицы и некое господство веры, а не научной правды.

При бесконечном дроблении материи на мельчайшие частицы, в конце концов, не обнаруживается уже никаких свойств материи, а лишь свойства присущие чистой энергии.

Так Бехтерев приходит к учению, которое называет эволюционным монизмом, оно объединяет все мировые явления в части единой мировой энергии.

Мировая энергия, как начало всего сущего, приводит в движения все во Вселенной, так как нет ничего, ни одного процесса, ни одного явления без движения. Кроме того, энергия имеет свойство превращаться из одного вида в другой, что обеспечивает движение сущего в одной непрерывной цепи взаимодействий.

«В обширной экономии природы... взаимная зависимость части от части является неизменно установленной. Система вещей от вершины до основания есть непрерывный ряд взаимодействий. Царство согласуется с царством, органическое с неорганическим».

   «Действительно, все вступает в жизнь благодаря чему-нибудь другому. Вещество Земли создано из содействующих друг другу атомов; она обязана своим существованием, своим положением и своей устойчивостью содействующим светилам. Растения и животные созданы из содействующих друг другу точек, нации состоят из содействующих друг другу людей. Природа не делает ни одного движения, общество не выполняет ни одной цели, компас не подвигается ни на шаг вперед без зависимости от кооперации; и по мере того как несогласия мира исчезают с ростом знания, наука с возрастающей ясностью раскрывает универсальность ее взаимных соотношений».

Природные силы наполнены взаимодействием и творят человека и объединяют и сливают его с беспредельным началом.

Для понимания процесса мировой энергии надо признать, что вся живая и мертвая природа подчиняется закону эволюции – закону развития из одного другого. На его основе обеспечивается поступательный процесс превращения всего сущего, включая и человека, как высшего существа на планете.


С этими данными можно перейти к обсуждению интересующего вопроса: Может ли наука обнаружить существование человека после смерти?

Остаётся фактом то, что организм человека разлагается и служит пищей для других существ.

Но остаётся непонятым, что происходит с сознанием личности после смерти тела.

Мечников считает, что сознание после смерти исчезает и превращается в природе в нечто другое.

Исходя из закона постоянства энергии, Бехтерев заключает, что ни один человеческий поступок не пропадает без следа, а оставляет неизгладимый своеобразный след.

Далее Бехтерев, рассуждая, приходит к выводу что, совершая какое-либо действие, воздействует на окружающих его людей, и определённым образом оставляет в них частицу своей энергии.

  «Душа наша, как неуловимая жидкость, всюду проникающая, беспрепятственно оказывает свое влияние и на внешний мир в ее животных проявлениях; она, сообразно с этими проявлениями, изменяет ту материальную среду, где они происходят. Присутствие добродетельного человека улучшает окружающие воздух и почву; зло и беззаконие, напротив того, распространяют вокруг физическую заразу».

Человеческая личность является носителем энергии полученной при рождении и энергий полученных в процессе жизнедеятельности. Человек является существом, действия которого зависят от проявлений других людей.

Поскольку всё в мире это проявления энергии, то энергия поступков одного человека непременно отразится в поступках других. Внешняя энергия людей превращается в нервный ток человека и распространяется, таким образом, из поколения в поколение.

После смерти тела, сознание не исчезает, а существует в виде разлитой энергии в людях, с которыми какой-либо индивид имел контакт. Энергия одного человека передаётся окружающим его людям, а энергия этих людей передаётся третьим, и, в конце концов, достигает этого человека снова.

Во время своей жизни личность встречает преграды, но эти преграды лишь задержка, а не полная остановка.

Путём круговорота энергий создаётся из духовных личностей единая духовная личность мира. Все в чём отдельно взятая личность проявилась все, чем она жила и мечтала, будет двигателем и побуждающим импульсом для общечеловеческой личности.

Вот поэтому, по мнению Бехтерева бессмертие существует, но не в личностном виде, а в форме бессмертия социального, бессмертия общечеловеческой сущности.

Можно говорить о переливании вечной энергии духа из поколения в поколение, из личности в личность.

В той же мере, в какой человеческая личность считается вечной и продолжает жить в ее творениях и поступках, изобретениях, в той же мере эти творения и поступки также становятся вечными.

Духовное, в отличие от материального, не умирает, а лишь накапливается и является двигателем духовной человеческой сущности к совершенству.

Слава и память об имени имеют меньшее значение по сравнению с вкладом каждой личности в общечеловеческую культуру. И не только великие дела значимы, но и малые, самые незначительные поступки повседневной жизни очень важны в формировании общечеловеческой культуры.

Большой минус, если поступки отдельной личности отрицательны, но во всём отрицательном есть крупица положительного. Это, видно хотя бы в том, что негативное влияние всегда вызывает протест у людей положительных, и они оттеняют всё хорошее и позитивное.

Когда Бехтерев говорит о бессмертии человеческого духа, то он подразумевает его существование не только в будущем, но и в прошлом. Энергия человека продолжает существовать во всех его прошлых проявлениях, так как она напрямую является продуктом наследия прошедшего.

Неизвестность того, что будет после смерти и ожидание превращения в «ничто» всегда было причинами страха перед нею. По словам Метерлинка, есть лишь одна причина страха смерти, это «боязнь неизвестности, в которую она нас повергает».

С развитием умственного развития человек приходит к осознанию неизбежности смерти и появляется естественное желание продлить своё недолгое существование. Отсюда и возникло понятие ортобиоза, или продление физической жизни тела при соблюдении рациональной гигиены.

Но Бехтерев спрашивает, может ли это быть главной целью существования.

Ведь есть сотни примеров, когда человек за короткую жизнь оставил после себя более ценное духовное наследство, нежели люди, прожившие целый век.

Между тем, сколько не продлевай, старость всё равно наступит, к тому же ортобиоз устраняет лишь преждевременное наступление дряхлости, а не свойства старости.

Надо вспоминать о смерти чаще для того, чтобы побуждать себя к деятельности и осознавать неразрывность энергии внутренней или духовной с энергией общечеловеческого духа.

И снова Бехтерев в своей работе возвращается к вопросу о нравственной ответственности отдельной личности. Он спрашивает, что будет двигать атеистом, не верящим в бессмертие своего духа. И отвечает, что возможно это  желание достичь славы о себе у потомков, либо жить пока живётся, либо, не находя себе места, он кончит жизнь самоубийством.

Рассматриваемая Бехтеревым точка зрения исключает подобную мысль, так как включает в себя вопрос о моральной ответственности отдельной души перед потомством, перед единым человеческим духом. Поэтому каждая человеческая личность обязана совершенствоваться в соответствии с интересами человеческого общества и одновременно совершенствовать общественные формы человеческой жизни. Это послужит созданию лучшего в нравственном отношении человека в будущем, которое осуществит на Земле царство любви и добра.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты