 |
Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы |
|
 |
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы
Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы
Бехая бен
Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы
Младшим
современником Ибн-Гвироля был Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы - автор
одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой
литературы (XI в). Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, под
названием "Ховот hа-левавот" (Обязанности сердца), эта книга - первое
систематическое изложение еврейской этики. Как показывает само название, цель
книги - подчеркнуть важность духовного начала и внутренней набожности (в книге
они названы "обязанностями сердца") как движущих сил всего поведения
человека, религиозного и морального.
В обязанности
сердца входят, среди прочего, смирение, надежда на Бога, благодарность Ему и,
как венец всей человеческой деятельности, любовь к Богу. Знаменательно, что в
"обязанности сердца" Бехая включает и занятия философией,
естественными науками и прочими смежными дисциплинами. Все они, по его мнению,
служат углублению чувства восхищения и благоговения, которое испытывает человек
по отношению к Творцу и Его творению; все они, таким образом, усиливают
способность человека выполнять свой долг перед Богом и ближними.
Тем самым Бехая
предстает перед нами как первый еврейский философ, для которого мышление
концепциями и философское созерцание не просто полезное полемическое орудие, но
по существу внутренний религиозный долг и Божественное предписание. Поэтому
Бехая предваряет свою книгу философскими доказательствами бытия Бога с изложением
концепции Божественного единства, а также созерцательным исследованием Божьего
Промысла, мудрости и благости, как они проявляются в природе и человеке, а
также в истории еврейского народа.
Несмотря на
универсальный, всем адресованный и всем понятный характер изложенной в ней
этики, книга Бехаи - произведение истинно еврейского духа. Она изобилует
цитатами из Торы и талмудических источников. Правда, этическое учение Бехаи
окрашено аскетизмом - сдержанностью и ограничением желаний, которое должно возвести
аскета на более высокую ступень понимания смысла жизни и близости к Творцу, а
заодно и к нашему этическому образцу, чисто человеческому идеалу.
Еврейское
понятие аскетизма вообще надо очень осторожно находить в подобных книгах между
строк - поскольку они совершенно не похожи на извращения, выдаваемые за
"аскетизм" нашими многоуважаемыми соседями из существовавших в те
времена во множестве католических или православных монастырей, например. Там -
помимо противоестественной для еврейского понимания мира обязанности, обета
безбрачия, накладываемого на аскета - еще практиковались во времена Бехаи такие
несимпатичные вещи, как умерщвление плоти - то есть борьба не на жизнь, а на
смерть с собственным телом: холод, жара, раскаленные угли, сон на иголках, голодовки,
в общем - пытки до потери сознания и на грани самоубийства. А все для того,
чтобы "смирить плоть", в которой, как им казалось, гнездится грех и
его отец - дьявол.
Но это им
казалось - к умеренности и естественному, не репрессивному, а разумному и полезному
ограничению собственных желаний - так Бехая понимает аскетизм, вслед за всей
еврейской традицией - те монашеские мучения отношения не имеют ни малейшего.:
Однако аскетический идеал Бехаи предназначается не для всех людей вообще, а для
немногих избранных, которые должны служить примером, направляющим других к
жизни, полной умеренности и воздержания.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/
|