|
|
|
Буддизм в России |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Буддизм в России
Буддизм в России
Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский
Буддизм
из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья.
Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции
Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям
Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо
Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской
церкви, В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно
которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось
11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания
буддизма в России, При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в.
тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя,
первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это
была главным образом традиция Гелуг, традиция Ньингма также получила
значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы тувинского
буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912
г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламы подчинялись
непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более
тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной
традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других — к буддийским
священникам.
Когда
предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились
в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой
собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат Зая Пандита,
Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал
калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался
Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому
Бандидо Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное
руководство калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее
распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им синкретизма
они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
К
1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных
средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное
количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей
школы Гелуг, так и других направлений буддизма, В 1869 г. в Цугольском дацане
под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение
индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах, В 1878
г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор – Калачакры, чем и завершилось
построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому
образцу, Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий,
которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на
тибетском и монгольском языках, Калмыцкий буддизм этого периода имел свою
историю. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства «калмыцкая
степь» превратилась в один из административно-территориальных районов царской
России, подчиненный астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше
утвержденному Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г.,
буддийская церковь была полностью подчинена царской администрации, Незадолго до
революции 1917 года к семье российских буддистов присоединились и буддисты
Южной Сибири – тувинцы – единственный тюркский народ, исповедующий буддизм, При
многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное
образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии,
В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления
прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии
и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, строится буддийский храм на
средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии
и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген,
глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит
представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев, К 1935 году
примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства – бежавшего или репрессированного.
В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной
зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как «враги народа» и «японские
шпионы». Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве, В Калмыкии
за период 1917–1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции
закрыли одну из двух духовных академий, Чоре, вторая просуществовала до 1933 г.
В результате «последовательной борьбы за молодое поколение» в 1937 г. в хурулах
не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой
автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании
храмов и буддизма в Калмыкии, В «независимой» с 1921 г. Танну-Туве вначале
церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон,
объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало
начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой
Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП «по ламскому вопросу». По рассказам
очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку
духовенства, затем следующий слой – и так до конца, В Тыве, как и в Калмыкии,
все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание
– каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей, – в Туве остались лишь остатки
метровой толщины стен Чаданского хуре, В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен
новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под
Читой, С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального
духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество
буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье,
Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-Петербургский монастырь
возвращен буддийской общине и отремонтирован. В Иволгинском дацане открыт
буддийский институт.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|