рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Бытие как истина рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Бытие как истина

Бытие как истина

Кафедра философии









Реферат на тему: «Бытие как истина»


Составил:

Студент 1 курса















Донецк 2007

Содержание


Введение                                                                                                        3

1.                 Бытие как истинная наличная реальность                                       4

2.                 Категория «бытие» в истории философии                                       7

3.                 Бытие человека и бытие мира в философии ХХ в .                        2

Заключение                                                                                                 15

Список использованных источников и литературы                               17

Введение

С первых шагов зарождавшейся философской мысли идея бытия служила логическим средствам представления мира как целостного образования. С её помощью первые философы древности абстрагировались в своём разуме от всего бесконечного многообразия вещей и процессов по средствам мысленной фиксации того их сходства, что всем им присущ статус существующего, реальности.

Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности.

Необходимо чётко осознавать, что любое наше познание начинается из этого субъективного мира. С помощью размышлений, рассуждений и обсуждений с другими людьми мы пытаемся определить, на что в этой субъективной реальности можно положиться. Мы сравниваем различные восприятия, наблюдаем, измеряем, предметы окружающего мира, ставим эксперименты, для того чтобы познать окружающую действительность. И всё же следует помнить о субъективном начале нашего познания.

И Вселенная, и вообще мир, чтобы мы под ним не подразумевали, существуют. Они есть и для нас они есть посредством нашего разума. Бытие каждому из нас открывается только в глубинах собственного Я, где в полном одиночестве мы обретаем возможность задаться самым важным из человеческих вопросов – вопросом о бытии – определяющим ответы на все прочие вопросы.

Бытие как истинная наличная реальность


В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

На уровне предельно абстрактного понятия  бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи.

Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако то, что известно - ещё не есть, поэтому познанное.

В центре же философского анализа бытия находится раскрытие его внутренней природы и универсальных связей всех его элементов. И первым вопросом выступает вопрос о самом понятии бытия как одной из всеобщих абстракций человеческого разума. С первых шагов зарождавшейся философской мысли идея бытия служила логическим средствам представления мира как целостного образования. С её помощью первые философы древности абстрагировались в своём разуме от всего бесконечного многообразия вещей и процессов по средствам мысленной фиксации того их сходства, что всем им присущ статус существующего, реальности. Признавалось, что мир един, поскольку все его элементы тождественны по признаку существования, наличной данности. Быть - это всеобщая характеристика мира, присущая всему, что входит в его состав. Что бы ни происходило в мире, он был, есть и будет существовать независимо от воли и сознания людей. Анализ философского понятия бытия предполагает, прежде всего, не выявление разных видов действительного бытия, в основе которого лежит переход мысли от всеобщего к частному, а раскрытие разных аспектов содержания этого понятия. Таких аспектов два: предметный и динамический. В предметном аспекте понятия бытия отражается наличная данность качественной определённости всего, что существует. Динамический аспект бытия заключается в том, что всякое бытие- это не только какой-то налично данный предмет, но и существование этого предмета как процесс смены его состояний и его реализация.

Понятия «ничто» и «небытие» в истории философии нередко отождествлялись и рассматривались как абстракции, обозначающие отсутствие бытия вообще. Мы можем представить отсутствие, какого- либо частного бытия. Однако никто из нас не может представить полное отсутствие бытия вообще. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальностью вообще. А может ли наша мысль выйти за пределы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она лишилась бы своего предметного содержания и тем самым прекратила бы своё существование. Если нам что-то не дано, нам и в голову не придёт размышлять об этом.

Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как переходит в иное, становление для себя другим. Рациональное понимание ничто и небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.

Вещь, взятая в совокупности своих свойств, есть налично сущее, т.е. нечто, обладающее качественной и количественной определённостью и автономным бытием. В границах своего бытия вещь (нечто) является самотождественной и полностью самостоятельной реальностью, развёртывающейся на паритетных началах с другими вещами, так что её бытие не может быть ни заимствовано, ни передано другими вещами. После своего возникновения всё определённое сущее как бы обречено на бытие в соответствующих пределах. Бытие какой – либо вещи в принципе невозможно продлить за счёт прибавления бытия, взятого у другой вещи. Каждая вещь существует лишь в границах своего бытия.

Переход бытия в небытие и небытие в бытие реализуется в процессе изменения вещей. Чистой формой этого перехода является время, т.е. смена прошлого (того, чего уже нет) настоящим (тем, что есть), а настоящего будущим (тем, чего ещё нет). В этом плане всякое единичное существование развёртывается в виде перехода от небытия, которого уже нет, небытию, которого ещё нет, так что актуально данное конкретное бытие заключает в себе в снятом виде небытие в этих двух его аспектах.


Категория «бытие» в истории философии

Знаменитый греческий философ Демокрит (род. ок. 470 до н. э.) принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая  под  ним  неделимое  - атом ( "атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое" ). Он дает материалистическую трактовку этому понятию,  мысля атом как наименьшую,  далее не делимую физическую частицу.  Таких атомов  Демокрит  допускает бесчисленное  множество,  тем самым, отвергая утверждение,  что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том,  что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также,  что и Демокрит различает мир атомов - как истинный  и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы,  их свойства и движения.  Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине;  двигаясь в пустоте, они соединяются  ( "сцепляются" ) между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.       Демокрит предложил  продуманный  вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а  беспорядочное  движение  атомов,  их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.  В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.  Стремясь найти причину движения,  Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на  множество  отдельных "бытий"-атомов, которые трактует материалистически.Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (427-347 годы до н.э.), противопоставившим Демокриту идеалистическое понимание бытия.  Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же,  как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное.  Однако различие между Платоном и Демокритом носит принципиальный характер: если Демокрит понимал бытие как материальный,  физический атом,  то Платон рассматривает  его  как идеальное,  бестелесное образование - идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии.  Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе,  а,  следовательно -  не существует (таковыми являются тело и пространство, в котором все тела существуют). Существует же только то, что  не  имеет  частей и,  значит,  не принадлежит к чувственно-пространственному миру (существование у Платона - характеристика  очень важная и подразумевает вечность,  неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто "бытие",  противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир  "становления"): здесь все только становится,  непрерывно возникает и уничтожается,  но никогда не "есть". Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия. Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то же" Платон утверждает,  что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные  идеи". Идеи Платон называет "сущностями";  греческое слово "сущность" образовано от глагола "быть".

Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей, которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром.

Таким образом, Платон признает два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей - идей. Происходит как бы удвоение мира.

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону,  составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.Вот ряд  противоположных  определений,  характеризующих у Платона мир бытия и сферу  становления,  то  есть  чувственный мир:бытие - становление,вечное - временное,покоящееся - движущееся,бессмертное - смертное,постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,всегда себе тождественное - всегда иное,неделимое - делимое.Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев.  Но у Платона есть и существенное отличие от  элеатов: ведь идей много, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить их связь,  единство самого мира идей?  Не рассыпаются ли  они  на множество изолированных сущностей?  Чтобы решить этот вопрос,  Платон опять-таки обращается к понятию единого,  которое он толкует иначе,  чем его предшественники - элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге "Парменид", само не есть бытие, оно - выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности,  но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи,  ибо невозможна даже  и  множественность:  ведь  каждое из многих тоже есть нечто одно,  а значит,  оно тем самым причастно единому.  Это  единое  Платон отождествляет с высшим благом,  к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие.  Само же высшее благо - по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму,  и о нем самом нельзя сказать ничего,  кроме  отрицаний, указывающих только, чем оно не является. У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин  "трансцендентное" ("то, что по ту сторону").         Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от мифического к понятийному мышлению.  Чтобы объяснить то  или иное явление,  надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие:  то постоянное и устойчивое,  инвариантное в нем, что не дано чувственному восприятию.  Платон многое сделал для исследования природы понятия.          Идеалистическое понимание  бытия  не  могло удовлетворить мыслителей,  пытавшихся объяснить реальный мир  природы:  ведь платоновский идеализм объявлял движение и изменение предметом, о котором нельзя составить  строгого  знания,  а  можно  иметь только "мнение". Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель (384-322 годы  до  н.э.).  Последний видел  ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное существование,  обособив и отделив их от  чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.       При этом у Аристотеля сохраняется характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого,  неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном мире,  чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель дает понятию сущности иное,  чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах,  отделенных  от "причастных" им вещей.  Платон признавал реально существующими  виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы  (индивидуум - неделимое),  например,  вот этого человека, вот эту лошадь,  а виды и роды,  по его учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.


Бытие человека и бытие мира в философии ХХ в.

В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета.  Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого.  Они возражали тем представителям классической онтологии,  которые  отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека,  поставленного в зависимость от мира.

Возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину.     В противовес классическому  онтологизму  и  гносеологизму представители  анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть,  существует,  является бытием, притом бытием особым.  Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое  (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым  от  человека.  Исключением  было учение  Канта.  В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею,  согласно которой мир мы видим  исключительно  сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе,  совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям,  постольку результаты его осознания уже неотделимы от  человека. 

Центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же  "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.   Путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста -  обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представляется философам XX века предпочтительным не только с  реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир),  но и с  точки  зрения  гуманистическая:  в центр ставится человек,  его активность,  возможности свободы, открываемые самим его бытием.   Первоосновой экзистенциалистской онтологии является, Dasein толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер,  состоят в том, что оно - единственное бытие, которое  способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще,  как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фундамент,  на котором должна строиться всякая  онтология.  Такое понимание  специфики  человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспособно помыслить,  задаться вопросом о бытии,  как таковом,- об универсуме и его целостности,  о своем месте в мире.

Надо только излечиться от опаснейшей  болезни,  поразившей  современное   человечество - "забвения бытия".  Страдающие ею люди,  эксплуатируя богатства природы,  "забывают" о ее целостном, независимом бытии; видя в других  людях  всего лишь средства,  люди "забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.         Первый  шаг экзистенциалистской онтологии - констатация "изначальности" человеческого бытия  как  бытия-вопрошания, бытия-установления, как бытия, которое "есть я сам".

Dasein способно не только  вопрошать  о бытии,  но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. 

         И экзистенциалисты,  и феноменологи признают, что мир существует вне и независимо от человека.  Однако философия, согласно экзистенциалистам, только тогда встает и на путь жизненного реализма,  и на путь гуманизма,  когда  в центр анализа ставится человек,  начиная с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия,  придаст миру значение и смысл,  взаимодействует с миром.    Индивидуальное бытие человека противоречиво:  человек,  в самом деле,  не может смотреть на мир иначе, чем "сквозь призму" своего бытия, сознания, знания, и в то же время способен -  "вопрошать" о бытии как таковом.     Философы XX века (вслед за Кантом) справедливо  подчеркивали опасность отождествления человеческих представлений о реальности с самим миром - опасность непосредственной "онтологизации"  человеческих состояний и знаний.  Особенно важной была борьба феноменологов и экзистенциалистов против такой "натурализации", биологизации человека, когда его изучение естественными науками, сколь бы ни было оно ценным, выдавалось за "последнее  слово"  изучения  человеческая сущности,  тем более за сущность человека как таковую.


Заключение

Таким образом, мы видим, что в соответствии с эпохой философская мысль по поводу бытия развивается, трансформируется и усложняется. Эта категория возникает в античности и развивается пока не достигает своего апогея в онтологическом идеализме Платона. Его учение об идеях как умопостигаемых сущностях и трансцендентном благе, которое источник и цель стремлений всего, стало фундаментальным для последующего идеализма. Даже схоластика использовала идеи Платона и Аристотеля для своего обоснования Бога как истинного  бытия. Бытие как трансцендентно недостижимое однако достигаемое ставилось всегда за основную цель познания философии.

В противовес классическому  онтологизму  и  гносеологизму представители направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть,  существует,  является бытием, притом бытием особым.  Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое  (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым  от  человека. Экзистенциалисты считали, что основная ошибка предшествующей философии это онтологически малый статус человека для бытия в целом.

Я считаю что мышление человека – это категориальный аппарат который создаёт иерархическую систему ценностей индивида. При взаимодействии с социумом эта система усложняется и поддаётся сомнению. А жизнь человека это сугубо настоящая единственно действительная реальность, которая проходит в настоящем актуальном времени, однако мыслится прошлым и потенциально будущим. Заключается она в стремлении индивида к истинной самореализации, которая недостижима, однако движение к ней есть обязательным условием жизни.

Вопрос об истинном бытии остаётся открытым. Да и вряд ли такая конечная и субъективная система как человеческое мышление когда либо опишет истинное бытие как данность.


Список использованных источников и литературы


1.                 Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии М., 1986. - 362 с.

2.                 Белокобыльский А.В. Введение в метафизику (курс лекций) Донецк: Дон ГИИИ, 2007. – 100 с.

3.                 Фарман И. П. Теория познания и философия культуры М.: «Наука», 1991. – 480 с.

4.                 Кордзия Д.Т. Практика и проблема обоснования истины Тбилиси: 1975. – 430 с.

5.                 Хайдеггер М. Время картина мира / Время и бытие. М., 1994. – 326 с.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты