|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Даосизм как религия и философияДаосизм как религия и философияИнститут экономики и финансов [pic] реферат По курсу: философия тема: «Даосизм как религия и философия» © выполнил: студент очного отделения 311 группы Павлов П.С. проверил: Медведев В.И. Санкт-Петербург 2004 г. Содержание: Введение.................................................................... 1. Что такое
даосизм..................................................................... 2. Даосизм: история возникновения и развития......................................................... 6 3. Лао-Цзы: миф или
реальность.................................................................. 4. Мир Дао дэ
цзина....................................................................... 5. Даосизм как образ
жизни....................................................................... 5.1. Тренировка тела и
духа........................................................................ 6. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр..................................... 22 7. Связь даосизма с
религией.................................................................... 8. Значение даосизма для философии и культуры Заключение............................................................... Список
литературы.................................................................. Введение Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально- экономической отсталости неверно. Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры. Общность восточной философии заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира, сущего и не-сущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре рассмотрения древнекитайских философских школ.[1] 1. Что такое даосизм Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось совсем не просто. Ибо «даосизм» - понятие на редкость многомерное и многозначное. (Даосизм (Taoism[e]) —термин европейской науки, обозначающий одно из
главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая. Значимость слова «дао» в Китае (Дао (“путь”, “подход”, “график”, “функция”, “метод”, “закономерность”, Понятие дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и
всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и
онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это
понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», Пытаться очертить внешние, формальные рамки даосизма - дело почти безнадежное. Эти рамки, как легко убедиться, чрезвычайно неопределенны и изменчивы. Но тот, кто способен посвятить свою жизнь постижению внутренней правды в себе, кто увидит в этой правде непреходящий, вечно живой завет и поймет, сколь далека она от «тьмы низких истин» света, рано или поздно откроет в даосизме глубокое, жизненное и очень последовательное учение. Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного. Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом
духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции. Мудрость приверженца Дао - это не знание и не искусство, а некое умение - совершенно неумелое - не затемнять суетным деланием великий покой бытия; она прозрачна и светла, возвышенна и всеобъятна, как само небо. Даосизм, таким образом, воплощает саму сердцевину восточной мысли,
всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через
самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое чистое,
самое одухотворенное желание. Даосизм поэтому не является философией, ибо
он не интересуется определениями понятий, логическими доказательствами и
другими процедурами чистого умозрения. Не является он и религией
трансцендентного Бога, требующего от своих поклонников веры и послушания. И в другом месте: «Когда низкий человек слышит о Дао, он смеется. Мудрость Дао - это безумство мира сего. Безумство даже для того, кто
произносит слова о Дао, ясно сознавая невозможность говорения о сем
предмете. Нужно ли удивляться тому, что в традиционном образе даоса так
силен элемент иронии, юмора, до странности ненарочитого шутовства? Даосские мудрецы ничего не доказывают и не проповедают. Они даже не учат какому-нибудь «образу жизни». Их цель - дать верную жизненную ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта - вечноотсутствующему и вездесущему. Не будучи в строгом смысле слова, как уже говорилось, ни философией,
ни религией, даосизм странным образом сочетает в себе черты и того и
другого. По учению даосов, воистину существует лишь великое Дао -
предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее «образа, вкуса или запаха»;
никем не сотворенное, оно «само себе ствол, само себе корень»; оно
беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно всеобъятному
и бездонному небу. Даосы называют его «Высшим учителем», «Небесным
предком», «Матерью мира», или даже «Творцом вещей», но они не ждут от этого Последнее утверждение означает, что и само Дао не является, в
сущности, принципом мироздания. Дао, как утверждается в даосской
литературе, «не может владеть даже собой», оно «обладает, не владея». Дао
ежемгновенно и непрестанно изменяется, изменяет себе, «теряет себя» в мире
конечного и преходящего. Но, поистине, нет ничего постояннее непостоянства. 2. Даосизм: история возникновения и развитие Китайский этнос — один из наиболее древних из существующих сейчас на Предпосылки к возникновению даосизма коренились в религиозных
представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими
верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-
восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго (“Сражающихся царств”, V – III
вв. до н. э.). В IV – III вв. до н. э. в результате философской рефлексии
на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает
учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II – I
вв. до н. э. к “школе Дао и Дэ”. Это учение представлено в таких
памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-Цзы трактат “Дао
дэ цзин” и трактат “Чжуан-цзы”[3], в котором излагаются взгляды выдающегося
философа IV – III вв. до н. э. Чжуан Чжоу[4]. Однако, авторы данных текстов
еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Это может
рассматриваться как свидетельство того, что появление “учения о Дао и Дэ”
еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других
крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят Даосизм как религиозно-философская система формируется на рубеже н. э. в результате синтеза Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учения[7]; доктрин натурфилософов иньян цзя[8]; концепции “духа” как предельного выражения процесса изменений, описанного в “Чжоу и”; верований шаманов и магов; представлений о “бессмертных святых” (сянь, шэнь сянь). Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его
тайны были открыты мифическому “Желтому императору” (Хуан-ди). В китайских
преданиях и легендах рассказывается о 9-ти “первопредках”, появлявшихся у
истоков китайской цивилизации друг за другом и принесших народу знания,
ремесла, письменность, музыку и т. д. Одним из них был первопредок Хуан-ди Эта изначальная многоплановая информация, данная Хуан-ди, явилась истоком концепций множества школ. Различия между ними происходили от того, на какую конечную цель были направлены усилия их адептов, — совершенствование тела, “жизненной энергии” или сознания. В зависимости от цели использовались и различные физические или психофизические методики, а также в разной степени стимулировалось развитие этики и интеллекта. Но, как обычно случается, широкое распространение получила наиболее
простая, “внешняя” часть целостной системы Хуан-ди. Она со временем
преобразовалась в техники боевых искусств, с одной стороны, а с другой — в
шаманизм, магию и мифотворчество. “Внутреннюю” же — эзотерическую — часть
учения Хуан-ди использовали очень немногочисленные школы даосской йоги,
ставившие своей целью развитие сознания адептов вплоть до достижения С течением веков эзотерические школы древнего даосизма становились все более и более закрытыми, а их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана. Напротив, “внешние” школы стали естественным компонентом жизни китайцев. В школах же более высокого уровня, начиная с эпохи Шань-Инь (XVIII – XII вв. до н. э.), утвердилось поклонение “Небу”, но в значении не места или направления, а “Первоосновы и Первопричины всего сущего”, т. е. Бога. В середине эпохи Чжоу[14] появился трактат “Дао дэ цзин”, автором которого считают Лао-Цзы. Таким образом нить древнего учения, протянувшаяся через тысячелетия, с появлением “Дао дэ цзина” получила новый импульс. Последовавший за появлением “Дао дэ цзина” период с VI по III вв. до н. э. называют эпохой “соперничества всех (или ста) школ”, поскольку почти одновременно оформляются такие направления, как даосизм, конфуцианство, моизм, школы законников, софистов, последователей учения сил инь/ян и др. Все эти школы использовали в более или менее искаженной форме фрагменты
учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках
литературы, таких как “Чжоу и”[15] или “Нэй-цзин”, “Иньфу-цзин” и др.,
авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие Во II в. происходит обожествление Лао-Цзы, который именуется теперь Лао-
цзюнь (“Государь Лао”) и рассматривается как “воплощение”, или “тело Дао” В VII – VIII вв. под влиянием буддизма возникают институт даосского
монашества и монастыри, а в религиозной практике даосизма начинают
преобладать психотехнические методы (медитация), основное внимание
уделяется приемам внутреннего самосовершенствования. Данная тенденция
приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ,
важнейшая из которых — Цюаньчжэнь [цзяо][18] — вплоть до настоящего времени
является ведущим даосским направлением. Для этой школы характерно
требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши). К Самыми видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун Даосизм оказывал сильное и постоянное влияние на литературу, искусство и
другие аспекты китайской культуры, на развитие традиционных форм научного
знания в средневековом Китае. В частности, занятия даосской алхимией
способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии. В VII в. даосизм проник в Корею — государство Когурё, короли которого одно время поддерживали доктрину “трех религий”. В Японии в структурно- функциональном смысле место даосизма было занято синтоизмом, но элементы даосского культа “бессмертных” сохранялись там до XVII в., а методы даосской психофизиотехники использовались в медицине и буддийской медитативной практике. Не исключено даосское влияние на символику синтоизма и атрибутов императорской власти. На протяжении своей истории даосизм временами пользовался
покровительством властей — при династии Цинь (221 – 207 до н. э.), Ранняя 3. Лао-Цзы: миф или реальность Лао-Цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы) (VI (V) в. до н. э.) (“Дао дэ цзин” (“Каноническая книга о Дао и Дэ”, “Канон Дао и Дэ”, или Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-Цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Вероятнее всего, образ Лао-Цзы собирателен, в основе его лежит жизнь нескольких людей — даосских мистиков-магов (фанши), сюжеты архаических мифов и народных преданий. И еще — страстное желание чувствовать рядом с собой в мире присутствие такой небесной и в то же время глубоко человеческой, теплой мудрости. Древние историки будто бы специально сделали образ Лао-Цзы предельно
чудесным, и даже в каких-то самых обыкновенных, вполне “посюсторонних”
фактах видна запредельность мистической и непознаваемой нами души. Лао-Цзы
имеет вполне конкретное место рождения, родовое имя, даже государственную
должность, но каждый этот обыденный и несколько даже скучноватый факт вдруг
становится частью чего-то чудесного, сверх-обыденного. Сочетание строгого
историзма и мифологического ореола прибавляет еще больше обаяния Лао-Цзы. В
народной традиции Лао-Цзы почитался как божество, его изображения и статуи
можно было встретить во многих местных храмах и небольших кумирнях вместе с
изображениями Конфуция, Будды и божествами – “хранителями очага”. Он —
частый герой народных легенд и преданий, а философское начало учения Лао- Не избавлена от подобной чудесности и официальная биография Лао-Цзы. Она
изложена в знаменитых “Исторических записках” (“Ши цзи”[24]) Сыма Цяня —
важнейшем труде по истории древнего Китая, составленном, по всей
вероятности, в I в. до н. э., то есть, по крайней мере, через 300 – 400 лет
после предполагаемого рождения мудреца. Имя Лао-Цзы, а точнее его прозвище,
дословно обозначает “Старый ребенок” или “Старый мудрец”. Настоящая же
фамилия Лао-Цзы, как считает Сыма Цянь, была — Ли, имя — Эр, а взрослое имя Сведений о человеке Лао-Цзы немного. Большинство версий сходится на том,
что он был старшим современником Конфуция. Об этом говорит не только Сыма Исследователи неоднократно пытались высчитать годы его жизни, исходя из
его предполагаемой встречи с Конфуцием, даты жизни которого известны
сравнительно точно — 551 – 479 гг. до н. э. Точной даты рождения и смерти Какую должность занимал Лао-Цзы? Кажется, в этом отношении даже у самых придирчивых исследователей нет особых разногласий. Лао-Цзы был хранителем архивов в царстве Чжоу, точнее, историком-хранителем (цаньши ши), как указывает Сыма Цянь. Сама эта должность свидетельствует о высокородном происхождении Лао-Цзы, о его прекрасном знании канонов. Но и тут не обходится без разночтений. Чжуан-цзы в главе “Путь Неба”
дает иное название должности Лао-Цзы — “историк-смотритель архива” (вэй
цань ши), что, правда, не многим отличается от варианта Сыма Цяня. А вот Для традиционной китайской культуры историчность Лао-Цзы не имела
большого значения. Такой человек просто не мог не быть — будь то в виде
физического лица или духовного импульса. К тому же вокруг Лао-Цзы
сформировались сотни мифов и десятки философских школ. Возникла даже школа В биографии Лао-Цзы немало неясностей и загадок. Касаются они, прежде
всего, историзма его жизни, — то, что неважно для китайской традиции, где
миф столь же реален, как и сама реальность, и наоборот, для западного
исследователя может стать важной темой для исследования. Лао-Цзы
упоминается, как уже было сказано выше, у Сыма Цяня и у Чжуан-цзы. В
последнем случае возникают подозрения, что пассажи с упоминанием даосского
учителя — это более поздние вставки, сделанные непосредственно для главы Не менее удивительно и другое. Ярчайший последователь Конфуция, Мэн-цзы Версия, что сам Лао-Цзы не мог написать свой труд, высказывалась давно. Сколь ни велико было преклонение китайской культуры перед Лао-Цзы, его авторство “Дао дэ цзина” подвергалось сомнениям уже издревле. Правда, первоначально речь шла не об историзме личности Лао-Цзы, а лишь о том, мог ли этот человек создать такой трактат. Первые серьезные сомнения были высказаны еще в XII в. Ученый Ван Шипэн
заметил: “Весьма сомнительно, чтобы этот текст в пять тысяч иероглифов был
написан Лао-Цзы”. В ту же эпоху стали говорить о нескольких Лао-Цзы. Скорее всего, нужно различать реального философа Лао Даня — одного из
многих на том историческом промежутке — и мудреца Лао-Цзы, чье авторство А вот еще одно предположение, высказанное современным китайским ученым Слово Лао-Цзы таково же, как и его образ. Будучи неприукрашено и символически-всеобъемлюще, оно передает из поколения в поколение дух этого удивительного человека. Для китайской традиции он всегда остается мудрецом, отважившимся на осознание высочайшей степени истинности, сумевшим выдержать ее и передать последователям. [29] 4. Мир “Дао дэ цзина” В своем трактате Лао-Цзы рисует перед нами некий антимир, в котором царствуют антизначение, антиритуал, где на смену общепринятому мудрецу приходит антимудрец, который при этом еще пребывает в недеянии (у вэй[30]) и самозабытии (ванво). Все, что обычному человеку кажется ценным — золото, пища, знатность, успех, власть, почитание, слава, знание, — оказывается либо фальшью, либо наигрышем, либо ловушкой замутненного сознания. Одним словом, все то, что ценит Лао-Цзы, оказывается “противоположным вещам”, или, проще говоря, — скрытым от взоров, да и вообще от органов чувств; обращенным внутрь и развивающимся вспять: от силы ( к ослаблению, от наполненного ( к пустотному, от старости ( к младенчеству, от формы ( к бесформенному, от вещи ( к ее символу. После всего вышесказанного нетрудно понять, почему истинный даосизм воспринимался с большим трудом и обычно превращался в более доступные пониманию методы обретения бессмертия или тонул в многочисленных ритуалах, в то время как на самом деле — это состояние сознания или, если быть более точным, просветленного сознания. Итак, все, что присутствует в мире, да и сам мир форм порождается неким вездесущим началом, именуемым Дао. Впрочем, название большого значения не имеет, так как Дао все равно нельзя выразить с помощью слов, ощутить органами чувств или как-то объяснить. Оно “безымянно”, то есть на самом деле никак не называется. Стоит лишь как-то обозначить его, — и оно тотчас утрачивается, так как сознание привязывается к какому-то термину вместо того, чтобы вообще освободиться от слов и знаков. Для выражения смысла Дао был даже создан особый язык — “антислово”. Одно из свойств Дао — его всераскинутость, оно распространяется “и влево
и вправо”, и за каждым предметом, каждым явлением таится то начало, которое
определяет существование мира. Правда, увидеть его нельзя, оно доступно
лишь в момент просветления. Обычный же человек, даже зная о Дао, “не узнаёт
его”, — “встречаясь с ним, не увидим его лица”. Итак, Дао извечно сокрыто,
ускользающе, но в то же время реально присутствует в мире. И не только
присутствует, но и определяет его, являясь, таким образом, темным двойником
действительности. Эта “спрятанность” Дао позволила обозначать его как Дао порождает вещи также не явленно, а скрыто. Для неискушенного взора всё происходит вполне привычно: ребенок рождается от матери, дерево — из семени, дом строится из глины и кирпичей. Но существует и “истинное”, невидимое рождение. Не случайно Дао неоднократно в “Дао дэ цзине” сравнивается с женским началом (“сокровенная самка”, “лоно”), или с элементами женского начала, например, “лощина”, “долина”. Сам акт рождения, таким образом, приобретает мистически-потаенный характер, так как за ним стоит одно из первопроявлений Дао. Этим, в частности, объясняются эзотерические мотивы эротизма в “Дао дэ цзине”. Отголоском их стали многочисленные даосские оргии и досконально разработанные сексуальные методики, ведущие к взаимодополнению женского начала инь и мужского ян и достижению “внутреннего света”, как учили даосы. Дао противоположно вещам не только по принципу “явленное-скрытое”. Если
все вещи имеют форму, то Дао — туманно, расплывчато, темно. При этом в нем
есть самое главное: оно содержит “семя” или потенциальный зародыш всего
мира (“Дао дэ цзин”, ( 21). По древней китайской натурфилософской
концепции, в мире сначала властвовал Хаос, и тогда не существовало даже
такого основополагающего начала, как Небо. Дао же присутствовало всегда,
при этом бесконечно порождая само себя и тая в себе некое динамическое
начало для того, чтобы дать рождение всему миру. Это — момент предельной
пустоты или небытия, столь высоко ценимого даосами. Если во внешнем,
видимом мире вещи присутствуют в своей проявленной или актуальной форме, то
в Пустоте они находятся в форме предрождения или виртуальной Дао “пустотно, но использованием не исчерпать его” (“Дао дэ цзин”, ( 4). Мир рождается из этой единой предформы Дао, причем возникает посредством Рождение вещей — “мириад вещей”, как называли это даосы, включая сюда и вещи, и поступки, и явления, и мысли, и характеры, и вообще всё, что есть в этом мире, — идет как постепенная, но при этом непреложная, необходимая и осмысленная утрата единства: одно рождает два, два — три и т. д. Принято считать, что Дао порождает инь и ян, инь и ян — Небо, Землю, человека и т. д. Дао дает толчок к рождению вещей, оно как бы заводит некую “сокровенную
пружину” (сюаньцзи — это один из синонимов Дао), благодаря которой вещи
затем развиваются сами собой. Дао “вскармливает” и “воспитывает” вещи —
дает им изначальный импульс. И в то же время оно позволяет им развиваться
самим по себе в состоянии естественности, то есть, предоставляя им высшую
степень свободы. Само же Дао — мерило этой абсолютной свободы, оно Раз мир — прообраз Дао, то этот мир символичен. С одной стороны, он
абсолютно реален и каждая вещь существует в действительности. С другой
стороны, за этим миром стоит еще более реальный, более ценный, более
существенный мир. Но этот мир пустотен, потаен, невидим и с обыденной точки
зрения иллюзорен. А вот в перевернутом мире даосизма все наоборот: если
видимый мир реален, то невидимый — иллюзорен. Причем опять-таки, следуя Знаменитая история гласит, что однажды Чжуан-Цзы приснилось, что он — бабочка, которая беззаботно порхает меж цветов. А когда даос проснулся, он не мог решить: то ли Чжуан-Цзы снилось, что он бабочка, то ли бабочке снится, что она Чжуан-Цзы. И хотя, как заключает легенда, между Чжуан-Цзы и бабочкой, “несомненно, есть разница”, сам мир сливается в единый иллюзорно- реальный поток. Таким он и представлен в “Дао дэ цзине”. “Дао дэ цзин” показал мир в перевернутом виде, в его зеркальном отображении. Это трактат о “внутреннем” мире и о “внутреннем” человеке, называемом мудрецом, который способен, видя внешние формы мира, понимать их символическую сущность, а за символами видеть Великий образ. Даосский символизм приводит к тому, что каждый предмет раскрывается перед нами как предел сущего. Складывается ощущение абсолютной, но при этом необходимой, театрализации жизни, — ведь за этим “театром” кроется истинная внутренняя реальность, называемая “полнотой жизненности за миром форм”, и иначе чем в символах ее не выразить.[31] 5. Даосизм как образ жизни Даосизм является очень многообразным учением и не ограничивается только теоретическими построениями. Уже ранние даосы выработали свою собственную, причем очень глубокую и оригинальную, концепцию культурного развития человека, которая легла в основу даосской культуры психической деятельности, оказавшей огромное влияние на всю психическую культуру древнего и средневекового Китая. Особенность психических концепций даосов заключалась в том, что они рассматривали природное не как сугубо психофизиологическое в человеке, а как воплощение всеобщих и универсальных закономерностей структурной организации и функционирования мира, единых для всей природы — как живой, так и неживой, хоть и изоморфных таковым в человеческом существе, но несводимых к ним целиком и полностью в силу определенной специфики, с которой эти всеобщие закономерности проявляются в человеке. Поэтому главная задача даосской практики психотренинга и психической саморегуляции (так называемой даосской йоги) заключалась не в подчинении человека биологическому началу как таковому, а в выявлении изначально заложенного в нем космического начала и в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия для их естественного и полнокровного самопроявления и на макроскопическом уровне, в результате чего человек становится равноправным во всех отношениях членом космической триады “небо – земля – человек”. Предельным выражением всеобщей закономерности функционирования вселенной есть “великое Дао”, которое отождествлялось даосами с “истинной сущностью” человека и в полном подчинении которому они видели высшую цель культурного развития человеческой личности. Соответственно высшим достижением даосской практики морального и психического самоусовершенствования провозглашалось состояние полной идентичности “истинной сущности” самого человека с истинной сущностью всех вещей и явлений. Эта идентичность рассматривалась не как интеллектуальный синтез субъективности человека и объективности мира вещей и явлений или рациональная идея медиации (посредничества) между ними, а как прямое спонтанное и мгновенное взаиморастворение, иными словами, “прыжок в подлинный первоисточник идентичности”, слияние с универсальной первоосновой всего сущего (Дао), которая одновременно является и “истинной природой” каждого человека. Вместе с тем даосы выступали против всякого насилия над человеческой
личностью и считали, что привязанность к индивидуальному “Я” нельзя
подавлять с помощью насильственных методов, поэтому относились к Чтобы постичь принцип всеобщего космического порядка и слиться с ним,
действовать в неразрывном единстве с этим принципом, даосы предлагали
просто “забыть” конвенциальные нормы и условности, и в порыве спонтанного Вместе с тем даосы утверждали, что противоречия и противоположности
взаимоидентифицируются внутри себя (т. е. внутри каждой пары оппозиции), а
не на какой-то более высокой ступени синтеза, как в диалектике Гегеля. В “Дао дэ цзине” метод психической саморегуляции характеризуется
следующим образом: “Нужно сделать [свое сознание] предельно
беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться
сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] большое
разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему истоку (т. е. к Достижение подобной “бесстрастности” не означает, однако, выхолащивания психической жизни человека. Напротив, отстраненность субъекта, отсутствие деструктурирующего вмешательства активности его личности, его индивидуального “Я” приводит к более полному проявлению специфики каждого феномена как такового, к максимальному выявлению его собственного Дао (т. е. Дао “всех вещей”). Подобное следование “всех вещей” своей собственной природе (а под “всеми вещами” можно понимать как внешние объекты, так и явления внутренней жизни, т. е. психические феномены) имело большое значение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, так как позволяло даосу решать сенсорно-перцептивные и моторно-двигательные задачи, встававшие перед ним во время занятий теми или иными видами практической деятельности, которые могли рассматриваться как конкретные средства претворения принципов Дао на практике.[32] 5.1. Тренировка тела и духа С глубокой древности в Китае существовали приемы и методы тренировки
тела и духа ради достижения, как говорили даосы, «полноты жизни», высшей
просветленности сознания и в конечном счете - бессмертия в
вечнопреемственности Великого Пути. Эта практика личного совершенствования,
подкрепленная откровениями родоначальников даосизма, со временем стала
подлинной сердцевиной даосской традиции. Таких искателей вечной жизни в Подвижничество даосских сяней включало в себя множество различных
практик: гимнастические и дыхательные упражнения, диету, прием снадобий,
медитацию, воинскую тренировку и даже использование секса для укрепления
жизненных сил. С течением времени эти формы «претворения Дао» становились
все более сложными и утонченными, обрастали все новыми деталями, но и все
сильнее влияли друг на друга. Так в конце концов сложился широкий синтез
духовно-телесной практики позднего даосизма. Ядром же даосской традиции
неизменно оставались довольно замкнутые, немногочисленные школы,
обеспечивающие «передачу Дао» от учителя к ученику. (То была, в сущности,
единственно возможная форма бытования мудрости Дао в китайском обществе). Быть даосом, приверженцем Дао - значит претворять Путь: неустанно и сознательно идти вперед. И, следовательно, непрестанно совершенствовать себя. Тело служило для даосов ближайшим прообразом бытия Дао, что объясняется несколькими причинами: Во-первых, тело есть нечто заданное нашему опыту: мы рождаемся и
приобретаем сознание, уже обладая телом. В сущности, тело и есть наш Во-вторых, тело мыслится в даосизме как сгусток жизненной энергии или мирового дыхания (ци): даос, заявлял Чжуан-цзы, «не смотрит глазами и не слышит ушами», но внимает «жизненными токами». Тот, кто следует Дао, взаимодействует с другими существами в пространстве единого энергетического тела, «сердца Неба и Земли». И как тело претворяет появления сознания, так и даосский мудрец обладает способностью предвосхищать мысли и чувства окружающих, ибо он постигает сами «семена вещей». В-третьих, тело воплощает и цельность (являясь в этом отношении прототипом Пустоты), и многообразие нашего восприятия: единство телесной интуиции таится внутри хаоса наших ощущений. Нелишне напомнить, что рассматривали тело как совокупность большого числа точек, имевших не только физиологическую, но и подлинно космическую значимость: то были своеобразные отверстия каналов, связывающих человеческое тело с «телом Хаоса». «Регулирование тела» (тяо шэнь) включало в себя различные способы физического и химического воздействия на организм. К первым относились комплексы динамической и статической гимнастики, водные и солнечные ванны, пешие прогулки и прочие виды физических упражнений. Вторые сводились, главным образом, к диете и употреблению всевозможных снадобий и пилюль растительного, животного и минерального происхождения с целью очищения организма и взращивания в нем зародыша бессмертного духа. «Регулирование дыхания» (тяо си) представлено несколькими системами дыхания, в том числе естественными, «перевернутыми» (когда при вдохе втягивается живот), «утробным», осуществляемом помимо органов дыхания, и проч. Но во всех случаях дыхание должно быть, согласно традиции, «ровным, глубоким, плавным, легким, медленным». Понятие «Регулирование сердца» относилось к приемам и методам
сосредоточения и самоконтроля. Здесь наибольшее значение имели принципы С течением времени практика «тренировки энергии» была разработана
даосами с необыкновенной тщательностью. В поздних компендиумах даосского
совершенствования один только этап превращения «семени» в «дыхание» включал
в себя не менее шести ступеней: первая ступень - «тренируй себя», т.е.общая
подготовка к медитации; вторая - «регулирование эликсира», т.е. настройка
дыхания и сознания; третья - «порождение эликсира», т.е. выработка энергии
в Нижнем Киноварном поле; четвертая - «отбор эликсира», т.е. вовлечение в
круговорот энергии ее наиболее чистых и тонких эссенций; пятая - Таковы основные понятия даосской практики внутреннего совершенствования, или, как говорят сами даосы, «выплавления внутреннего эликсира». Практика эта охватывает множество очень разных методик, приемов и наблюдений, так что дать краткую сводку даосских путей совершенствования едва ли возможно. Самый пристальный интерес в современном мире вызывают даосские школы
кулачного боя, не совсем точно именуемые школами гунфу или ушу (букв. В традиции даосского «кулачного искусства» мы встречаемся с
практикой, в которой на удивление органично соединяются методика
оздоровления и омоложения, техника рукопашного боя, красота телесной
пластики и моральное совершенствование. И все эти грани «кулачного
искусства» Дао проникнуты духом легкой, как бы непритязательной и потому
истинно жизненной свободы. Последнее слово здесь принадлежит не «приемом» и Главный смысл занятий «кулачным искусством» для даосов состоит в достижении личного бессмертия в вечной жизни школы. Доступно это лишь тому, кто взрастил в себе «добродетель» (дэ), каковая у даосов обозначает не просто соблюдение норм морали, но обретение в себе «полноты жизненных свойств», постижение внутреннего совершенства вещей. Поэтому человек, обладающий дэ, излучает несокрушимую мощь жизни, всегда и всюду привлекает к себе людей, заставляет их быть послушными его воле, но он воздействует на мир, не обнаруживая себя: человек дэ, говорили древние даосы, не требует от других поклонения, а люди чтут его, не доказывает свою правоту, а ему все верят, не угрожает другим, а люди держатся с ним любезно и т.д.; возможно же такое потому, что в дэ человек достигает предела своего существования и, погружаясь в поток творческого обновления мира, входит в интимное соприкосновение с другими жизнями. Основу технического арсенала даосских школ ушу составляет определенным
образом стилизованные или, лучше сказать, некие типовые движения - знаки
одухотворенно-возвышенной, наполненной сознанием жизни. Усваивая эти
нормативные движения, ученик перенимает символизируемые ими качества
энергии и постепенно вживается, «врастает» в матрицу вселенских метаморфоз. Другим распространенным критерием совершенствования в даосских школах ушу была ступень внутреннего усвоения нормативных движений. Высшим достижением здесь считалось отреченность от всех внешних форм кулачного искусства, когда, по словам одного старого мастера, «единое дыхание обращается привольно, и воля вовек не прерывается, движения имеют очертания, но пропадают в бесследном, а знание секретов мастерства уже неотличимо от деяний самой природы». [33] 6. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр Влияние даосизма на китайскую прозу ощутимо уже в эпоху раннего
средневековья (III - VI в.н.э.). Именно тогда увидели свет первые
сборники "чжитуай слошо" (рассказы о духах.), построенные на даосско-
религиозных мифах. Первыми их составителями были придворные маги и жрецы. Сверхъестественные возможности и способности даосов описаны Го Сянем в
произведении "Жизнеописание Лю Аня": "К князю явились восемь старцев -
князь захотел их испытать и велел показать свое умение". А далее Го Сян
рассказывает о чудесных способностях старцев: "Хотя познания наши
ничтожны, мы кое в чем искусны. Если первый из нас сядет - поднимется
ветер и пойдет дождь, а встанет - налетят облака и туман, проведя по земле
черту, превратит ее в реку или ручей, а щепоть земли - в гору или холм. Говоря о культуре Китая, нельзя не сказать о живописи, о
поразительном понимании и чувствовании природы, о китайской эстетике. В ХVI-ХVП в. Китай вышел из эпохи позднего средневековья, состоялся
пересмотр традиционных ценностей и взглядов. Все большую популярность
приобретали идеи всепроникающего единства мира, развивались астрономия,
естественные науки, медицина и фармакология. Даосизм в эту пору
приобретает особый статус. Даосы занимают высокие государственные посты,
активно участвуют в дворцовых интригах и заговорах, строятся новые
даосские храмы. Конфуцианской концепции неизменности, константности ("и в
самом малом изменить нельзя") не соответствующей духу времени, на смену
приходит даосская идея универсальной изменчивости, непрерывного изменения,
становления, естественным потоком чего захвачен и сам человек. Концепция
изменчивости сдвинула с мертвой точки ортодоксальное пренебрежение к
демократическим жанрам литературы и способствовала бурному развитию
городской повести, романа, драмы. Главным становится не рассудочное, а
эмоциональное восприятие мира, в частности, в новом театральном жанре
куньцюй. Автор знаменитой "Пионовой беседки" говорит устами своего героя: 7. Связь даосизма с религией Учение даосов тесно смыкается с религией, с оккультными науками,
магией, колдовством. Инь Чжаоэнь, даос, предпринимает попытку соединить три
основные религиозные течения (конфуцианство, даосизм, буддизм) воедино: 8. ЗНАЧЕНИЕ ДАОСИЗМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ КИТАЯ Даосизм и конфуцианство являются двумя основными линиями, главными направлениями в развитии китайской философии и культуры. Древние трактаты содержат как разработку основных философских
концепций (Дао, дэ), которые позже приняли конфуцианцы, проблемы
натурфилософии и онтогенеза, так и просто красивые лирические стихи,
басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между
собственно философией и собственной культурой в сознании китайца. Это
некоторое особое миропонимание, даже молчание наполнено тайным смыслом,
символикой, труднодоступной для непосвященного европейца. Конфуцианство
более четко определено, чем даосизм, содержит определенные требования,
регламенты относительно поведения человека. Некоторые философы поэтому
старались связать воедино эти два мировоззрения, говоря, что
конфуцианство создано для чиновников государственной службы, эти взгляды
нужно разделять на работе, а созерцанием природы, дыхательными
упражнениями, психической саморегуляцией можно заняться на досуге. Заключение Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но
именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание
распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до Даосизм делает акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Дао же по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Китая. Дао – как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего, как высшая абсолютная реальность, из гигантского пути-потока которой рождается феноменальный мир, чтобы, в конце концов, уйти туда же и затем появиться вновь, но уже обновленным. Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного. Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом
духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции. Таким образом, даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным в свободном, беспредельном, «хаотическом» единстве. Такое единство насквозь парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда от них требуется объяснить их мудрость. Список литературы: Виноградский. - М.,1994. 1993 1993. 1993 СССР, 1970. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994 Е.— М.: ИНСАН, РМФК, 1992 * * * ----------------------- Термины: Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. [31] Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.: [32] Даосская йога (китайская даосская алхимия), Лапин А. Э. — М.: Саттва,
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |