|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Диалектика как метод исследователя и практикаДиалектика как метод исследователя и практикаЭлемент №1 Источник: "Семья и школа" №7 1982 год письмо читательницы "Робких поддержать" (см. Приложение №5).
Условие: Ребенок развитый, сообразительный, неплохо учится, но отличается робостью и застенчивостью. На праздниках в детском саду и в начальной школе воспитатели и учителя не задействуют мальчика в программе. Вопрос: Покажите несоблюдение учителем требования объективного подхода к способностям своего ученика. Какие последствия это может иметь? Решение: Если ребенок сам не вызывается участвовать в праздничной программе, это не значит, что он не обладает способностями и талантами. Совсем наоборот, как рассказывает мама, мальчик умеет хорошо, четко, с выражением читать стихи, обладает чувством ритма. Когда мама попросила специально попросила воспитателя дать стихотворение сыну, он прекрасно справился с заданием. Следовательно, педагоги не объективно подходит к оценке творческого потенциала Андрея. Всем детям надо дать возможность проявить себя, а тем, кто стесняется, в первую очередь. Но конечно сделать это надо не в обязательном порядке, а проявив максимум такта и понимания. Если оставить все как есть, ребенок привыкнет к пассивному созерцанию и в старших классах, да и в будущей жизни, так и останется безинициативным, плывущем по течению, не принимающем участие в общественной жизни. Элемент №2 Источник: "Учительская газета " № 50 1996 год "Спокойствие, только спокойствие." Ольга Кондратьева (см. Приложение № ) Условие: Детские шалости и реакция педагога на них, покажите совокупность многоразличных отношении между ними. Решение: Детские шалости - часто это вовсе не протест против чего-то, не злобное непротивление педагогу, а проявление нерастраченной энергии, детского недомыслия, не умения задумываться о последствиях. "ðÅÒÅÏÃÅÎËÁ ÓÅÒØÅÚÎÏÓÔÉ ÄÅÔÓËÉÈ ÛÁÌÏÓÔÅÊ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÇÌÁ×ÎÕÀ ÐÏÍÅÈÕ × ÒÁÂÏÔÅ ÍÏÌÏÄÏÇÏ ÐÅÄÁÇÏÇÁ" Это - стихийное бедствие, на которое, как на всякую неожиданность можно реагировать по разному. Кто-то принимает к шалуну административные меры, вызывает родителей, забирает портфель, пишет замечания в дневник. Один из вариантов . " ÍÁÌÏ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÊ × ÎÁÛÅ ÎÅÒ×ÎÏÅ ×ÒÅÍÑ, - ÜÔÏ ÓÔÏÉÞÅÓËÏÅ ÓÐÏËÏÊÓÔ×ÉÅ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÍÉ ÞÕ×ÓÔ×Á ÀÍÏÒÁ × ÓÁÍÙÈ ÎÅÏÖÉÄÁÎÎÙÈ ËÏÍÂÉÎÁÃÉÑÈ. é ÅÓÌÉ ÀÍÏÒ × ÏÄÎÏÞÁÓØÅ × ÓÅÂÅ ÎÅ ×ÚÒÁÓÔÉÛØ, ÔÏ ÓÐÏËÏÊÓÔ×ÉÅ ÄÏÓÔÕÐÎÏ ×ÓÅÍ." Начинающим автор статьи дает совет: "ÎÅ ÚÁ×ÏÄÉÔÅÓØ. é ÅÓÌÉ ×Ù ×ÈÏÄÉÔÅ × ËÌÁÓÓ, Á ×ÁÍ ÐÏÄ ÎÏÇÉ ÐÁÄÁÀÔ ÏÔËÕÄÁ-ÔÏ Ó×ÅÒÈÕ Û×ÁÂÒÁ É ×ÅÄÒÏ Ó ×ÏÄÏÊ, ÐÅÒÅÛÁÇÎÉÔÅ ÞÅÒÅÚ ÌÕÖÕ, Á ÚÁÏÄÎÏ É ÞÅÒÅÚ ÕÞÉÔÅÌØÓËÏÅ ÓÁÍÏÌÀÂÉÅ. ðÏÚÄÏÒÏ×ÁÊÔÅÓØ É ÎÁÞÎÉÔÅ ÕÒÏË. é ÅÓÌÉ ×Ù ÏÓÔÁÌÉÓØ ÖÉ×Ù É ×ÁÛÁ ÛÅÑ ÎÅ ÎÕÖÄÁÅÔÓÑ × ÚÁÂÏÔÁÈ ÈÉÒÕÒÇÁ, ÓËÁÖÉÔÅ ËÁË ÂÙ ÍÅÖÄÕ ÐÒÏÞÉÍ, ÞÔÏ ×ÓÅ ÎÁÄÏ ÄÅÌÁÔØ ÕÍÅÀÞÉ, ÉÎÁÞÅ É ÂÒÁÔØÓÑ ÎÅ ÓÔÏÉÔ." Элемент №3 Источник: "Семья и школа" №12 1982 год статья "Преодолеваем первые преграды" А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская (см. Приложение №4). Условие: У ребенка мал словарный запас, плохо развито чувство ритма, он не умеет построить развернутую фразу, такой ребенок, безусловно, столкнется с трудностями при попытке воплотить в слове даже самый интересный замысел или сюжет. Яркое переживание не дойдет до слушателя, покажется примитивным, скудным. Без специального внимания к качествам "служебного" уровня не обойтись. Могут ли они сами развиться на занятиях творчеством, например, в литературном кружке или кружке журналистики? Конечно, в известной степени так и происходит. При условии, что ребенка не отстранят от таких занятий в виду его "неспособности". На подобных занятиях ведущей задачей не может быть совершенствование наблюдательности, расширение запаса слов, здесь педагог думает о применении подобных качеств, обращается к стихийно сложившемуся уровню. Вопрос: Рассматривать ребенка как раз и навсегда совершенно неспособного - ошибка. Покажите способы развития необходимых качеств, процесс развития.
Решение: Качества "служебного" уровня можно развивать независимо от занятий искусством. Одна из форм такого развития - специальные игровые задания, которыми вы подготовите то "речевое поле", благодаря которому ребенок сможет легко воплощать свой творческие замыслы. Количество игр "в слова" и "со словами" огромное множество. Начинать надо с простых и постепенно усложнять их, не только увеличивая словарный запас, но и тренируя у ребенка гибкость связей между словами, легкость нахождения нужного слова. Кроме этого использовать игры тренирующие внимание и память ребенка. Все это подготовит ребенка к любым формам словесного общения, в том числе к общению с другими людьми через художественное слово, то есть к литературному творчеству. Элемент №4 Источник: "Учительская газета " № 16 1997 год рубрика "Школа" Вадим Мелешко (см. Приложение № ) Условие: Покажите внутренние противоречивые тенденции и стороны в таком явлении, как оценка знаний ученика Решение: В ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÏÃÅÎËÁ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÐÏÄÈÏÄÁ ÕÞÉÔÅÌÑ Ë ×ÙÓÔÁ×ÌÅÎÉÀ ÏÃÅÎÏË, Á ÎÅ ÏÔ ËÏÎËÒÅÔÎÙÈ ÚÎÁÎÉÊ É ÕÍÅÎÉÊ ÕÞÅÎÉËÁ. òÁÚÌÉÞÎÙÅ ÐÏÄÈÏÄÙ × ÜÔÏÍ ×ÏÐÒÏÓÅ É ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÔÏÍÕ, ÞÔÏ, ÐÅÒÅÊÄÑ × ÎÏ×ÕÀ ÛËÏÌÕ, ÏÔÌÉÞÎÉË ÍÏÖÅÔ ×ÄÒÕÇ ÓËÁÔÉÔØÓÑ ÄÏ ÔÒÏÅË, Á ÓÅÒÅÄÎÑÞÏË - ×ÙÂÉÔØÓÑ × ÈÏÒÏÛÉÓÔÙ. üÔÏ ÅÝÅ É ÏÄÎÁ ÉÚ ÇÌÁ×ÎÙÈ ÐÒÉÞÉÎ, ÐÏÞÅÍÕ ÄÅÔÉ ÔÁË ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏ ×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÀÔ ÓÍÅÎÕ ÕÞÉÔÅÌÑ. ðÏ ÓÕÔÉ ÄÅÌÁ, ÅÓÌÉ ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓ ÎÅ ÄÁÎ, ÜÔÏ ÏÃÅÎËÁ "1", ÔÏ ÅÓÔØ ÅÄÉÎÉÃÁ. äÁÖÅ ÎÁ Ä×ÏÊËÕ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÞÔÏ-ÔÏ ÎÁÇÏ×ÏÒÉÔØ. А часто из соображений "гуманности" не ставят даже "два". И фактически существующая "четырехбальная" система выраждается в "трехбальную". " íÏÔÉ×ÁÃÉÑ ÓÌÅÄÕÀÝÁÑ: ÅÓÌÉ ÐÏÓÔÁ×ÉÔØ Ä×ÏÊËÕ, ÐÒÅÄÓÔÏÉÔ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÅ ÏÂÕÞÅÎÉÅ, Á ÎÕÖÎÏ ÌÉ ÚÁÓÔÁ×ÌÑÔØ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Ï ÔÒÁÔÉÔØ ÄÅÎØÇÉ, Á ÕÞÉÔÅÌÅÊ - ÎÅÒ×Ù, ÅÓÌÉ ÍÏÖÎÏ ÚÁËÒÙÔØ ÇÌÁÚÁ É ÐÏÂÙÓÔÒÅÅ ÄÏ×ÅÓÔÉ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÄÏ 9-ÇÏ ËÌÁÓÓÁ, Á ÔÁÍ ÚÁÂÏÔÉÔØÓÑ Ï ÎÅÍ ÂÕÄÕÔ ÄÒÕÇÉÅ." ДÒÕÇÁÑ ÐÒÏÂÌÅÍÁ, Ó×ÑÚÁÎÎÁÑ Ó ÏÃÅÎËÁÍÉ, - ËÁË ÓÏÐÏÓÔÁ×ÉÔØ ÛÉÒÏÞÁÊÛÉÊ ÓÐÅËÔÒ ÚÎÁÎÉÊ ÕÞÅÎÉËÏ×, ÉÓÐÏÌØÚÕÑ ×ÓÅÇÏ 4 ÂÁÌÌÁ? ôÒÏÊËÁ × ËÌÁÓÓÅ ËÏÒÒÅËÃÉÉ É ÔÒÏÊËÁ × ÌÉÃÅÊÓËÏÍ ËÌÁÓÓÅ Ó ÕÇÌÕÂÌÅÎÎÙÍ ÉÚÕÞÅÎÉÅÍ ÐÒÅÄÍÅÔÏ× - ÜÔÏ совершенно две различные и несопоставимые вещи. "á ÐÏÌÕÞÁÅÔÓÑ, ÞÔÏ × ÉÔÏÇÅ ÏÂÁ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÐÏÌÕÞÁÔ ÁÔÔÅÓÔÁÔ ÏÄÎÏÇÏ É ÔÏÇÏ ÖÅ Ã×ÅÔÁ, ÂÅÚÏ ×ÓÑËÉÈ ÐÏÍÅÔÏË, "ÐÏÒÏÞÁÝÉÈ ÞÅÓÔØ É ÄÏÓÔÏÉÎÓÔ×Ï" Элемент №5 Источник : “Учительская газета ” № 35 1996 год “Быть кому то нужным” Ольга Бигильдинская (см. Приложение № ) Условие : Родители лишены родительских прав, или сами отказались от ребенка, или погибли... Так или иначе ребенок попадает в детский дом, интернат Поломанная судьба. Как помочь ребенку вырасти и войти в жизнь ? Вопрос: Покажите, что воспитания детей в интернате, да и вообще воспитание, - сумма и единство противоположностей. Решение: Воспитай ребенка без любви и внимания, слишком рано открой ему темные стороны жизни, научи недоверию к людям, покажи , что ничего не достается задаром - и вырастет холодный и расчетливый эгоист, неспособный к любви. Может он даже материально преуспеет в жизни, но никогда не сможет стать полноценным и счастливым человеком. Но, когда ребенок привыкает не задумываясь получать блага, огражден от внешнего мира высокими стенами интерната, потом ему трудно привыкнуть, что все достается только трудом и выходит он в мир безоружный перед миром, без привычки к труду, без умения решать самостоятельно свой проблемы. Если
в полноценной семье ребенок взрослеет и растет рядом со взрослым, постепенно
приобщаясь к миру, проникаясь его трудностями и опасностями, одновременно
открывая его прекрасные черты, то в интернате педагог, если он стремится
воспитать человека легко сосуществующего со внешним миром, вынужден
балансировать между вышеописанными противоположностями Источник: "Учительская газета " № 39 1997 год "В коробочке есть все. Но нет пустого места." Елена Ярославцева (см. Приложение №1) Условие: " Новая школьная программа" сегодня стала явью" Появилось огромное множество новых школьных программ. Каждая школа, желая расширить представления ученика о мире, уйти от однообразия, вводит в учебные часы новые предметы. Вопрос: Какие противоречивые тенденции, стремления проявляются при внедрении новой школьной программы. Покажите борьбу между ними. Решение: С одной стороны новая школьная программа внесла в учебный курс веселые эмоциональные учебники, но требования по знанию логического курса остались прежние и нагрузка на левое (логическое) полушарие не уменьшилась. Есть мнение, что смена занятий - отдых. Но после занятий физкультурой не возможно заниматься математикой, правое эмоциональное полушарие разбушевалось и не отдает бразды правления левому - логическому. Постоянная нагрузка на левое полушарие вредно воздействует на ребенка. Созданы специальные, психологически адаптированные программы., которые лучше усваиваются. Но затрагиваются такие глубинные эмоциональные структуры, с которыми раньше никто не работал. И учителю бывает трудно справиться с нестандартными вопросами своих учеников. Элемент № 7 Источник: "Семья и школа" №8 1979 год статья "Мужчины и женщины" А.Хрипкова и Д.Колесов (см. Приложение № ). Условие: Знание психологических особенностей и различии мужского и женского пола очень важен для педагогики. Эти различия определяются характером воспитания лишь в ограниченной степени, воспитание способствует более полному выявлению того, чем ребенок обладает уже в момент рождения. Эти особенности имеют среднестатический характер и отражают типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств. Вопрос: Покажите как оценка и исследование частных фактов(различных областей человеческой деятельности, характер мышления , уровень эмоциональности, интересы, склонности, восприимчивость психики) подчиняется одной цели - показать специфические половые особенности, важные для педагогики. Определение особенностей, требует уточнения частных факторов. Решение: В центре внимания и интересов девочки, находится человек и сфера его непосредственного бытия -взаимоотношения между людьми, предметы потребления. В пространственном восприятии , а так же восприятии цвета и различении его оттенков девочки превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени. Девочки склонны к попечительской деятельности. Мальчики к преобразующей. Как правило, девочки используют предметы по прямому назначению, мальчики находят предметам неожиданные применения. Восприимчивость женской психики выше чем мужской, но изобретательность ниже. У женщин больше точности в работе. Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Вследствие большей эмоциональности, они менее способны отделять объективное течение событии от собственных переживании, поэтому плохие свидетели. Они больше обращают внимания на личную сторону событии и меньше на фактическую. Представители женского пола лучше приспосабливаются к обстоятельствам. Они более чувствительны к межличностным отношениям, больше учитывают их в своей деятельности, тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Заметны различия в учебных интересах. Мальчики: математика, труд, физкультура, из гуманитарных - история. Девочки: история, литература, физика, биология, математика чаще в нелюбимых. Девочки лучше пишут сочинения. Понимают столь же хорошо как и мальчики , но лучше удерживают в памяти заученное. В математике обычно заметно уступают. В знании простых и более распространенных предметов девочки имеют преимущества, но уступают в знании специального, особого, редкого. В свободное время виды деятельности у девочек менее разнообразны, но более организованны. У девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности и они более чувствительны к оценке ее другими людьми. Элемент №8 Источник : “Семья и школа” №5 1983 год “Так читать не научишь!” Сергей Львов (см. Приложение № ) Условие: Витя перешел в третий класс. Перешел условно. Он очень скверно читал. Его родители дали учительнице торжественное обещание - летом Витя будет каждый день читать. И взяли такое же с него. Брат Леня - школьник, семиклассник обещал родителям помочь. На дачу привезли чемодан книг. Но не смотря на старания старшего брата и даже его непедагогические приемы мальчик продолжал ужасно читать. Вопрос: Как, исследуя проблему любви к чтению автор показывает связь отношения к книге в семье с неудачами сына? Решение: В доме родителей Вити немалое количество книг. Но книги эти не читаются, они превращены в предметы обстановки. И автор напрямую говорит отцу : “Бессмысленно приучать детей любить чтение, если старшие не любят читать. Леня не может приобщить Витю к чтению, потому что сам не был в свое время приобщен. А почему не был приобщен вы наверное и сами знаете. Думаю, что когда-то и он слышал такие же призывы :”Леня, иди читать”. Там где взрослые любят книгу таких призывов не раздается. Там ребят не к книге приходится привязывать, а от книги отрывать. Не любовь мальчика к книгам, его отвратительная техника чтения, не существует сама по себе, она связана и с отношением к книгам родителей и с отсутствием любознательности и любви к книгам у старшего брата. А как же в семьях, где вообще нет книг, вырастают пламенные читатели? Это опять же связано с окружающей обстановкой. Родители, по разным причинам, сами не читающие, могут внушить ребенку уважение к книгам. Или такую любовь привил учитель, друг. Или природная любознательность помогла ребенку встретится с книгой. Элемент №9 Источник : “Учительская газета” №47 1996 год "За стенкой" Условие: Пятилетний Ваня К. страдал выраженным истерическим неврозом, который проявлялся в крайних - и вычурных! - формах застенчивости. Он стеснялся, но при этом вел себя настолько необычно, настолько манерно, что привлекал внимания куда больше, чем даже ребенок с откровенно демонстративным поведением. Вопрос: Как соблюдается требование перехода одного явления в противоположное ему. Решение: Ребенок застенчив, но застенчивость проявляется в явлении противоположном ему - демонстративности. И если не распознать этого невроз будет продолжать развиваться. При устранении такого невроза, мало повысить самооценку ребенка, "ÎÁÐÒÏÔÉ×, ÅÓÌÉ ÎÁ ÜÔÏÍ ÏÓÔÁÎÏ×ÉÔØÓÑ, ÍÏÖÎÏ ÌÉÛØ ÕÓÕÇÕÂÉÔØ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÐÁÃÉÅÎÔÁ. õÂÅÄÉ×ÛÉÓØ × Ó×ÏÉÈ ÓÉÌÁÈ, ÐÏ×ÅÒÉ×, ÞÔÏ ÏÎ ÌÕÞÛÅ ÄÒÕÇÉÈ, ÒÅÂÅÎÏË ÚÁÈÏÞÅÔ Ë ÍÅÓÔÕ É ÎÅ Ë ÍÅÓÔÕ ÄÅÍÏÎÓÔÒÉÒÏ×ÁÔØ ÜÔÏ ÏËÒÕÖÁÀÝÉÍ. é, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÂÕÄÅÔ ÐÏÌÕÞÁÔØ ÏÔÐÏÒ. " То есть опять же мы видим переход одного качества в другое. Элемент № 10 Источник : "Семья и школа " №7 1982 год "Мы - папа, мама и я" письмо читательницы и ответ психолога В.Столина (см. Приложение № ) Условие: Достаточно типичная ситуация. С виду благополучная семья. Муж не пьет, увлеченно работает. Двухлетняя дочь. Но папа не любит играть и вообще заниматься с дочерью, для него ребенок в тягость. "Вот когда будет у нас сын, тогда и буду играть с ним и мастерить" - таков его ответ. Вопрос: Какие новые строны и отношения открываются при анализе ситуации? Решение: Именно в описанном возрасте закладываются основы различных вариантов чувства "мы". "Мы" - это семья: папа, мама и я. Или "мы" - это я с мамой, или "мы" это я с папой. Отец отстраняется от ребенка ему скучно и неинтересно со своей дочерью. Как следствие - "мы" - я с папой - оказывается непрочным, нечетким и эмоционально холодным. А "мы" - я и мама - не только более прочным и теплым, но и противопоставленным отцу. Семейное "мы " не формируется, а заменяется на "он" + "мы". Мать, как бы она ни относилась хорошо к мужу, также неизбежно будет отстраняться от него. И в ситуации конфликта, кризиса в семейных отношениях такой семье проще распасться - ведь мать и дочь уже отделены от отца; как родители взрослые уже разъединены, семья имеет трещину, по которой может пройти раскол. То, что отец не хочет общаться с ребенком, потому что этот ребенок - девочка, может иметь и другие следствия. Отношение отца к дочери может лечь в основу тех требований , которые она, став взрослой, предъявит своему мужу. Известно, что женщины из семей, в которых их собственные отцы играли отстраненную роль, выходя замуж ждут от мужей отношения, которого им не хватало от отца в детстве, то есть, стремятся играть в браке роль дочерей, однако такая установка жены неблагоприятна для брака. Вот такие далеко идущие последствия. Что же лежит за нелюбовью к девочке? Может презрение к женщинам вообще? Или страх перед ними? Если мужчина любит свою жену, то разве она не должна распространяться любовь на дочь? А если этого не происходит, то может не все в порядке в чувствах его к жене? За желанием иметь сына может стоять самовлюбленность, желание видеть свое отражение в ребенке, или отцу что- то не удалось в жизни , мечты не сбылись и ему нужен сын, что бы перепоручить выполнение планов. Иногда матери сами неосознанно виноваты в отстраненности мужей. Рождение ребенка, сосредоточенность на нем, материнские заботы, мужу уделяется меньше времени, и он по-своему ревнует. В такой ситуации и сын может остаться без внимания отца. Все это необходимо обдумать, поговорить с мужем, найти истинные причины его поведения. Элемент № 11 Источник: "Семья и школа" №9 1982 год статья "Если нарушен почерк" М.Буянов (см. Приложение №3). Условие: У девочки, очень исполнительной, аккуратной, обязательной, отличницы и активистки, возник конфликт в классе. Через несколько дней у нее появилась дрожь в руках, в тот момент, когда она брала ручку, естественно она не могла писать. Первое что пришло в голову учителям и одноклассникам : девочка симулирует дрожание, чтобы вызвать сочувствие. Психотерапевт обнаружил невроз - "писчий спазм" Вопрос: Какую ошибку допустили учителя? В чем сущность явления? Покажите переход к более глубокой сущности. Решение: Учителя не смогли в явлении - дрожании руки при письме, разглядеть истинной сущности, скрытой в нем - болезни, невроза. Истинная сущность была подменена ложной - притворством. Исследуя явление, мы приходим к более глубокой сущности. В прошлом медики считали, что этот невроз вызывает долгое письмо стальными твердыми перьями и бывает он только у взрослых людей. Но резкое увеличение школьных нагрузок, гиподинамия и другие факторы современной жизни сделали возможными нарушения, которые раньше не наблюдались у школьниками. Было выяснено, что человек предрасположенный к писчему спазму, это обычно человек исполнительный и аккуратный, даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет медленно. Когда его заставляют писать быстрее либо во время письма приходится нервничать - в правой руке появляется дрожь, затем она усиливается, и вскоре человек уже не может вывести не одной буквы. Дрожь возникает не только от непривычной скорости письма, но и от ссор, конфликтов, раздражении, обид, унижении, досады. Педагогу, столкнувшемуся с этим явлением, необходимо с пониманием отнестись к ребенку, постараться понять сущность и причину. Не давить на ребенка, не торопить его. Если присутствует конфликт постараться погасить его. И обязательно рекомендовать родителям обратиться ко врачу, а в дальнейшем всемерно способствовать выздоровлению ребенка. Элемент № 12 Источник : “Семья и школа” № 9 1982 год “Как ауктинтся...” В. Артамонова (см. Приложение №6) Условие: Первоклассники в группе продленного дня на общем фоне выделяются те кто почему то не смог прижиться в коллективе? В чем же причина Вопрос : Как автор раскрывает причинно-следственные связи, идет от одной формы взаимозависимости к другой более глубокой Решение: Наташа постоянно жалуется : в столовой не уступили место, не сразу отдали понравившуюся игрушку, не дали подежурить вне очереди. Вид у Наташи всегда обиженный, на глаза навертываются злые слезы. В группе ее не обижают, но сторонятся и не потакают капризам.... Шумный, азартный, склонный командовать Сережа не научился ладить с товарищами. Ему нравится верховодить, но роль рядового его не устраивает, он начинает раздражаться и затевает драку, скандал Павлик не любит играть, но всегда следит за играющими недобрым взглядом и радуется чужой оплошности. По причине и вследствие всего вышесказанного ребята не любят Павлика, Сережу и Наташу. Но в чем же причина такого поведения? В том что эти дети не могут преодолеть свой эгоизм, взращенный в домашней обстановке любвеобильными родителями. Они не могут добиться в группе положения к которому привыкли раньше - маленьких талантов, вожаков, судей. Здесь никто не превозносит их, не позволяет пользоваться привилегиями. После нескольких неудачных попыток настоять на своем, эти ребята начали выражать недовольство. У Наташи оно проявляется в жалобах, у Сережи в ссорах, у Павлика в злорадстве Элемент №13 Источник: "Семья и школа" №8 1979 статья "Эти трудные почти нормальные семьи" В. Юстицкий (см. Приложение №2) Условие: Андрей В., учащийся ПТУ, стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (драки, кражи). Родители - пенсионеры, оба инвалиды. Родители Андрея с легкостью подозревают окружающих во всех смертных грехах. Как- то в беседе с инспектором отец сообщил, что Андрей не родной сын, а приемный. Через некоторое довольно значительное время сын попросил у отца свою метрику и внимательно прочел ее. Отец связал эти два факта и сделал вывод: инспектор нарушил тайну усыновления. Посыпались жалобы… Андрей вырос замкнутым, эгоистичным, настороженным, недоверчивым. Вопрос: Как атмосфера в семье повлияла на развитие ребенка? Как в сыне повторилось отношение к жизни отца? Решение: В семье с ориентацией на недоверие, члены семьи заведомо считают всех окружающих недоброжелательными или просто равнодушными людьми, а их намерения по отношению к семье враждебными. Здесь складывается убеждение, что все окружающие легко нарушают моральные правила и законы. Они много и охотно говорят о фактах "всяческих нарушении", о чужих промахах и ошибках. Себя же считают безгрешными и безупречными. Такая позиция формирует у подростка недоверчиво - враждебное отношение к окружающим. У него развивается подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты. Такое воспитание может иметь прямо противоположные результаты тем, которые ожидают родители. У действительно честных родителей сын может воровать, даже из семьи, драться, совершать другие противоправные поступки. Подросток не доверяет окружающему миру, воспринимает взгляды родителей на него. Часто переносит это недоверие на собственную семью. То есть происходит повторение уже известных черт родителей, но на более высоком уровне (недоверие к миру+противопоставление себя миру+недоверие к собственной семье) Как помочь такому ребенку? Серьезно надо работать не только с ним, но и с его родителями. Элемент № 14 Источник: “Семья и школа ” №4 1982 год письмо читателя “Сказка перед сном” (см. Приложение №5) Условие: Мальчик детсадовского возраста плохо усваивает родную речь, не может пересказать даже короткого рассказа. Вопрос: Покажите как соблюдается единство формы и содержание в педагогических приемах отца. Будет ли эта форма и в будущем соответствовать содержанию или содержание неминуемо перерастет форму? Решение: Отец для того чтобы научить сына - дошкольника четкому произношению и умению строить предложения , выбирает оптимальную форму, полностью соответствующую содержанию - форму игры, сказки. Он читает сыну (или рассказывает) интересную сказку и просит пересказать ее. Со временем мальчик начинает фантазировать, вводит новых персонажей. А потом придумывать свой сказки. Развивается воображение, развивается речь. Но со
временем мальчик подрастет, пойдет в школу, и хотя в его обучении еще долго
будет место для сказки и игры, все же не они будут основными, а четко
организованные, регулярные занятия. Содержание перерастет форму и форма
сменится. Источник: "Учительская газета " № 39 "В коробочке есть все. Но нет пустого места." Елена Ярославцева (см. Приложение №1) Условие: При внедрении новой школьной программы добавляются новые предметы. Здесь есть два пути или увеличивать количество учебных часов, или сокращать часы по основному курсу (для начальной школы: русский язык, математика, чтение). Но требования по этим предметам остались те же. Значит и в том и в другом случае увеличивается нагрузка на ребенка. Вопрос: К каким последствиям может привести постоянная нагрузка, постоянный нажим? Решение: Постоянный нажим и перегрузка (количественные изменения), особенно для ребенка, который не может самостоятельно переключаться с логического на эмоциональное и обратно, может со временем привести к стрессам, истощающим организм ребенка (качественные изменения). А постоянные стрессы (количественные изменения) в детстве могут стать пусковой кнопкой (скачок) для развития разнообразных болезней. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |