|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Добро и зло в историиДобро и зло в историиКОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по специальности: Управление трудовыми ресурсами по разделу учебного плана: Социальная философия Ф.И.О. методиста ______________________________ Добро и зло в истории. План. 1. Человек как центральная проблема философии. Мир, в котором живут люди, очень противоречив. Его пронизывают разнообразные процессы. Временами возникают классовые или национальные, производственные или бытовые конфликты, межгосударственные столкновения, войны, где льется кровь, гибнут люди, навсегда исчезают с лица Земли материальные и духовные ценности. Можно ли противодействовать этому? Как упорядочить отношения между людьми? Это возможно только при условии здравого смысла, ума и доброй воли, сформированных на основе изучения, понимания сути тех жизненных реалий, в которых происходят те или иные социальные конфликты, реализуются человеческие взаимоотношения. Центральной проблемой социальной философии является проблема человека, смысла и целей его жизни. Человек - начало философских размышлений, их принцип и конечный результат. Поэтому каждый философ на протяжении всей истории прежде всего пытался объективно разобраться в духовных ориентирах своего времени, социальных и моральных ценностях, мировоззрении. Размышляя над судьбой человечества, И. Кант (1724-1804) прогнозировал вечный мир, возможность которого гарантирует природа. Вечный мир возможен лишь в далеком будущем. Общество должно подняться до такого уровня развития, считал философ, чтобы люди сами себя заставили достичь состояния мира. Согласно этической теории Канта добром является то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек. Людвиг Фейербах (1804-1872) трактовал человека как часть природы,
считая, что сущность человека неизменна, а его чувства и желания определяют
его поведение и выступают главными критериями исторического процесса. История человеческой жизнедеятельности представляет собой историю
поиска гармонии сфер общественной жизни (материальной, социально-
политической, духовной и культурно-бытовой), органичного единства человека
и природы, человека и общества, человека и человека. Подобную гармонию и
единство Платон попытался отразить в проекте “идеальной державы”, Августин Чтобы избежать или хотя бы уменьшить влияние конфликтов и жизненных противоречий, люди на протяжении всей своей истории создавали регуляторы функционирования и развития социума. Система регуляции социальных отношений людей опирается на разум или чувства, на традиции или веру, на внутреннюю убежденность или определенную общественную силу, которая карает одних и оправдывает других. Она состоит из взаимодействующих между собой социальных институтов, таких как традиции и обычаи, тотем и табу, религия и мораль, культура, политика и право, общественное мнение. Именно к системе регуляции отношений между людьми относится и понятие “Добро и зло”. Итак, что же такое Добро и Зло? В философии “добро” и “зло” - это
морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка
поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с
определенных классовых позиций. Под “добром” понимается то, что общество
считает нравственным, достойным подражания. “Зло” имеет противоположное
значение: безнравственное, достойное осуждения. В обосновании добра и зла
каждый мыслитель, по существу, отстаивал нравственную позицию того или
иного класса, к которому сам принадлежал. Идеализм искал вечные и
неизменные основания добра и зла, усматривая их в божественной воле или
абсолютном духе. Представители домарксовского материализма чаще всего
находили источник добра и зла в абстрактной природе человека, в его
стремлении к наслаждению, к счастью. Даже те из них, кто связывал
нравственность с условиями жизни и воспитания человека, объявляли
представления о добре и зле вечными и неизменными. Фактически же под “Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу,
от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому” (К. Маркс, Ф. Еще на зоре развития человеческой цивилизации параллельно возникли и формировались мораль и религия. Моральные нормы дают людям возможность оценивать свои и чужие поступки, сопоставлять их с эталоном, направлять и регулировать отношения с другими людьми. Простые нормы морали - представления людей про добро, зло, долг, счастье, справедливость - передаются от поколения к поколению. Естественно, они конкретно-исторически обусловлены, на них отражаются противоречия тех или иных периодов жизни общества, социальные катаклизмы. Но общая гуманистическая основа остается неизменной. Мораль одинаково требовательно относится ко всем людям, тогда как религия обращается прежде всего к верующим, так как базируется на вере. Религия регламентирует поведение человека в обществе с помощью
соответствующих наказов, норм, заповедей, зафиксированных в религиозных
текстах. В Библии, писавшейся на протяжении 1,5 тысячи лет и являющейся
интереснейшим феноменом культуры, собраны общечеловеческие нормы морали. Проблема добра и зла всегда стояла в центре внимания религиозной философии. При всей ограниченности ее решения религиозной философией, в самой ее постановке, в постоянном внимании к нравственным ценностям и переживаниям человека заключен один из источников сохраняющегося и сегодня немалого влияния религиозных философских доктрин. Вместе с тем в постановке именно этой проблемы особенно отчетливо обнаруживаются противоречия, характерные для религиозной мысли. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии в целом постулаты. А с другой стороны, существование зла издревле было камнем преткновения для религиозных учений. В наше время, когда бедствия и опасности превзошли все, что было до сих пор в истории, религиозные мыслители, и многие из них вполне искренне, стараются обновить концепцию добра и зла и тем самым укрепить исходные принципы религиозной философии. Как понимают религиозные философы нашего века задачи философии в
постановке и решении этических проблем, в частности такой важной и Традиционалисты-католики (вслед за Фомой Аквинским) продолжают повторять “классические” аргументы. Да, говорят они, в мире много зла - потому что много греха. На вопрос, почему же бог допускает рост зла, дается ответ: зло проистекает из того, как человек и человечество пользуются дарованной им (во благо) свободой. “Человечество в наши дни - писал неотомист К. Тремонтан, - как и всегда, творит свое несчастье... Последнее является делом человеческой свободы”. А кто даже на этом основании откажется от свободы и не возблагодарит за нее бога? Итак, не бог, а человек ответствен за зло, особенно за большое зло. Но, признавая это, все же надлежит - чтобы не отпала необходимость в боге - отнести его даже к злу. Бог “нужен”, чтобы наказывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой. Если снова спросят: а почему бог допускает человека и человечество так злоупотреблять свободой? - надлежит ответить: даже самые большие испытания - когда человек должен испить чашу самим себе причиненного страдания - посланы богом во имя человека, чтобы в конце концов повернуть его к добру. 3начит ли это, что с точки зрения религиозной философии стерты границы добра и зла, что с человека снимается ответственность за зло и страдания? Нет, не значит. В последние десятилетия и годы религиозная философия значительно активизировала борьбу за добрые начала человеческой сущности, за мир и выживание человечества. Особенно радикальных позиций придерживаются теологи и философы, которые остро ставят проблемы свободы и социальной справедливости - это относится, например, к очень популярному сегодня движению латиноамериканских религиозных мыслителей, получившему название “теология освобождения”. Религиозной философии наших дней принадлежит ряд инициатив в отстаивании общечеловеческих ценностей, в борьбе против ядерной опасности. Сохранение дара жизни, цивилизации, планеты Земля - задача, которая не может быть решена без сотрудничества людей разных убеждений. Человек всю свою жизнь становится перед необходимостью выбора. И
выбор духовных ценностей является наиболее сложным и противоречивым, так
как он наиболее ответственный - ведь в жизни человек руководствуется своей
духовностью: разумом, чувствами, волей. Духовный выбор особенно
безграничный, но всегда есть один из двух вариантов выбора - добро или зло,
правда или ложь, прекрасное или ужасное... Человечеству известны
классические варианты духовного выбора: выбор Понтия Пилата - решать или Литература. 1. В.П. Андрущенко, М.I. Михальченко, Сучасна соцiальна фiлософiя, курс лекцiй., Киiв, “Генеза”, 1996. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |