|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Добро и зло в произведении Ницше Человеческое, слишком человеческоеДобро и зло в произведении Ницше Человеческое, слишком человеческоеМинистерство внутренних дел Украины Университет внутренних дел Кафедра философии и политологии Реферат на тему: «Добро и зло в произведении Ницше «Человеческое, слишком человеческое» Выполнил: курсант гр.217 рядовой милиции Дрыжакова О.А. Проверил: доцент, кандидат философских наук подполковник милиции Шаповал В.Н. Харьков, 2000 План. 1. Вступление. О произведении «Человеческое, слишком человеческое». В мае 1878 г. была опубликована книга Ницше «Человеческое, слишком
человеческое» с подзаголовком «Книга для свободных умов». В ней автор
публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями. Работу
над книгой Ницше начал в Соренто, куда он вынужден был перехать осенью 1876
г., прервав по состоянию здоровья университетские лекции и взяв
годичный отпуск. 1-ый том вышел в свет в мае 1878 г. в издательстве Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, а единомышленника. В этом произведении видим едва ли не постоянный незаметный
призыв к перевороту всех привычных оценок и ценимых привычек. Как? Все это
только - человеческое, слишком человеческое? К этому вздоху приводит чтение
произведения. Читатель испытывает некоторого рода пугливость и недоверие,
его немало искушает и поощряет к защите худших вещей мысль: а что, если это В произведении Ницше показывает своё отношение к различным
отраслям жизни. Он выискивает её укромные закаулки «в которых жизнь
развита менее всего», что бы приложить там свои усилия и свои добродетели. В жизни не существует абсолютных истин. Как и нет идеального
эталона, которым можно было бы измерить и сказать: «Да, этот человек
поступает плохо!». Зато, есть огромное количество вещей на которые можно
посмотреть с нескольких противоположных сторон. Так, к примеру, человек
украл деньги у соседа. О, какой отвратительный поступок… Украсть, да ещё у
соседа? Как можно? А этот человек на украденные деньги вылечил свою
смертельно больную мать. И, вообще, обворованный сосед очень злой и
жадный. Теперь у нас абсолютно другое отношение к вору, ведь родителей
нужно любить и беречь. Разве другие не сделал бы такого для своей матери? Как же мы делаем кого-либо виновным и ответственным? Этот
процесс протекает в следующих главных фазах. Сперва отдельные действия люди
задают как хорошие или дурные совершенно независимо от их мотивов, а
исключительно в силу их полезных или вредных последствии. Но вскоре
общество забывает о происхождении этих ограничений и мнит, что самим
поступкам, без отношения к их следствиям, присуще качество «хороших» и Раскалятся ли наши страсти до максимума и будут ли они управлять нашими действиями зависит от того, испытал ли человек в течении жизни потрясения и неизгладимые впечатления или нет, например впечатление от убийства несправедливо осужденного отца, неверности жены. Никто не знает, куда могут привести эти обстоятельства, сострадание, негодование, — никто не знает степени своей возбудимости. Жалкие мелкие условия делают человека жалким не количеством переживаний, а их качеством которое определят низость и значительность человека в добре и зле. Так же Ницше проанализировал связь падения нравственности с
ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек «хочет во всем
зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал Так же неверно распространенное мнение, что характер, имеющий неоспоримое влияние на поступки и мотивы человека, неизменен. Напротив, это утверждение означает лишь то, что в течение жизни человека, относительно краткой по продолжительности, воздействующие мотивы, события, поступки других не могут задевать достаточно глубоко, чтобы стереть запечатлевшиеся черты многих тысячелетий. Но если мы вообразим себе человека многотысячелетнего возраста, то в нем можно было бы увидеть даже абсолютно изменчивый характер, так что из него постепенно развивалось бы множество различных индивидов. Краткость человеческой жизни склоняет ко многим ошибочным утверждениям о свойствах человека. Двойственен и источник понятия добра и зла. У Ницше он
содержится, во-первых, в душе господствующих родов и каст. Здесь называется
хорошим тот, кто бывает истинно благодарным и истинно мстительным, то есть
тот, кто в состоянии отплачивать добром за добро и злом за зло. А дурным -
кто бессилен и не может совершать возмездия. И в зависимости от своих
личных качеств человек принадлежит к общине или бессильной толпе. Хорошие
суть каста, дурные — масса, подобная пыли. Добро и зло означают в течение
известного времени то же, что знатность и ничтожность, господин и раб. Даже
врага не считают дурным: он способен к возмездию. Считается дурным не тот,
кто причиняет нам вред, а только тот, кто возбуждает презрение и
отвращение. В общине хороших добро наследуется, и дурной не может вырасти
из столь хорошей почвы. Но если кто-либо из хороших делает нечто
недостойное, то пытаються выкрутиться, чаще всего списывая вину на Бога. Во-
вторых, источник добра и зла содержиться в душе бессильных. «Здесь всякий
иной человек считается враждебным, бессовестным, насилующим, жестоким,
хитрым, будь он знатного или низкого происхождения. «Злой» есть здесь
эпитет каждого человека и даже каждого допускаемого живого существа,
например Бога; человеческое, божественное равносильно дьявольскому, злому. Так же двойственность заключаеться в том, что два человека могут совсем не понимать друг друга в вопросах зла и добра. Так Ницше приводит пример на различном понимании добродетели. «Кто изведал безнравственное в соединении с наслаждением — как человек, имевший сластолюбивую юность, — тот воображает, что добродетель должна быть связана со страданием. Кого, напротив, сильно терзали его страсти и пороки, тот мечтает найти в добродетели покой и душевное счастье. Поэтому возможно, что два добродетельных человека совсем не понимают друг друга.» Каков же, например, источник того факта, что в большинстве случаев люди в ежедневной жизни говорят правду? Во всяком случае не потому, что Бог запретил лгать. А потому, что это удобнее: ведь ложь требует изобретения, памяти и умения обманывать. Так как чтобы поддерживать одну ложь, необходимо выдумывать двадцать других. И еще потому, что в простых отношениях значительно выгоднее сказать прямо: я хочу того-то, или я сделал то-то. Здесь принуждение и авторитет действуют на простых людей намного эффективнее, чем хитрость. Даже по отношению к добру Ницше призывает людей быть сдержанными. Тому, кто хочет стать мудрым, приносит большую пользу то, что когда-то в течение определенного времени он разделял представление о коренной злобе и испорченности человека. Это представление ложно, как и обратное. Но в продолжение целых эпох оно обладало господством, и корни его оставили свои разветвления в нас и в нашем мире. Чтобы понять нас, надо понять его. Но чтобы затем подняться выше, мы должны перешагнуть через него. Тогда мы познаем, что не существует греха в метафизическом смысле, но что в том же смысле не существует и добродетели; что вся эта область нравственных представлений находится в постоянном колебании и что существуют более высокие и более глубокие понятия о добре и зле, о нравственном и безнравственном. Кто не хочет от вещей ничего, кроме их познания, тот легко приобретает душевный покой и будет ошибаться (или грешить, как это называет мир) разве из неведения, но вряд ли из-за своих вожделений. Его единственная, вполне владеющая им цель — всегда как можно лучше познавать — сделает его холодным и смягчит его задатки. Кроме того, он освободился от множества мучительных представлений, он уже ничего не ощущает при словах «наказание ада», «греховность», «неспособность к добру», он узнаёт в них лишь туманные тени ложного жизнепонимания. Как же проводится граница между хорошим и плохим? Ницше
осуждает принцип по которому такое разделение происходит в обыденной
жизни. Здесь быть моральным, нравственным, этичным – это повиноваться
исторически солжившемуся правилу поведения, вошедшему в обиход в
результате многократного повторения в течении длительного времени, т.е.
обычаю. При этом не имеет значения подчиняются ли ему насильно, по
примеру остальных, либо по собственному желанию, — существенно только,
что это вообще исполняют. ««Хорошим» называют всякого, кто как бы по
прирожденному, унаследованному инстинкту, т. е. легко и охотно, делает
то, что считается нравственным (например, мстит, если мщение, как у греков
в более раннюю эпоху, принадлежит к добрым нравам). Его называют хорошим,
потому что он хорош «для чего-нибудь»; но так как благожелательность,
сострадание и т. п. при всех изменениях нравов всегда ощущались как Снова возвращаясь к примеру с человеком, который обворовал
соседа с целью излечения своей матери хочется заметить, что все злые
деяния содержат в своём фундаменте инстинкт самосохранения или, еще
точнее, стремление к удовольствию и к предупреждению страдания индивида. Ницше поднимает вопрос: почему же мы называем безнравственным
человека, который причиняет нам вред? Ведь мы не обвиняем природу в
безнравственности, когда она ниспосылает нам грозу и заставляет нас
промокнуть до нитки. И сам даёт ответ: « Потому что здесь мы принимаем
произвольно действующую свободную волю, там же — необходимость. Но это
различение ошибочно.» Даже намеренное нанесение вреда общество не при всех
условиях называет безнравственным. Например, мы сознательно наказываем
преступника и причиняем ему страдания, чтобы защитить себя самих и общество
точно так как без колебаний убиваем комара просто потому, что его жужжание
нас раздрожает. Получаеться, что при необходимой самообороне мораль
допускает намеренное нанесение вреда. Но используя этот подход удаеться
оправдать все злые действия, совершаемые людьми против людей. А так не
гуманно. Поэтому, «Сократ и Платон правы: что бы человек ни делал, он
всегда поступает хорошо, т. е. делает то, что кажется ему хорошим Человеку доставляет удовольствие испытывать и демонстрировать
свою силу на другом и приобретать радостное чувство собственного
превосходства. Поэтому злоба имеет своею целью не страдание другого
человека, а наше собственное наслаждение, например наслаждение чувством
мести. Состоит ли безнравственное в том, чтобы получать удовольствие от
страдания других? Но мы наслаждаемся бросанием камней, ломанием ветвей,
убийством дикого животного, и только для того, чтобы сознавать свою силу. Из собственной любви к произволу Ницше дарует теперь свою благосклонность тому, что прежде стояло на плохом счету, - и с любопытством и желанием испытывать проникает к самому запретному, к самому скрываемому от всеобщего обозрения. В глубине исканий философа стоит знак вопроса, который ставит все более опасное любопытством. «Нельзя ли перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло? А Бог — выдумка и ухищрение дьявола? И, может быть, в последней своей основе все ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики? И не должны ли мы быть обманщиками?» Ницше заставляет читателя быть господином над собой и господином над собственными добродетелями. Прежде добродетели были господами человека, но они могут быть только орудиями владельца наряду с другими орудиями. «Ты должен был приобрести власть над своими «за» и «против» и научиться выдвигать и снова прятать их, смотря по твоей высшей цели. Ты должен был научиться понимать начало перспективы во всякой оценке — отклонение, искажение и кажущуюся телеологию горизонтов и все, что относится к перспективе, и даже частицу глупости в отношении к противоположным ценностям, и весь интеллектуальный ущерб, которым приходится расплачиваться за каждое «за» и каждое «против».» В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском
исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это
яркая критика низменности чувств. Никто до и после Ницше с такой
прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества «маленьких»
людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной на
безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, где обесценено главное -
личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения
человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для
жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-
этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", Используемая литература: http://www.skrijali.ru/Nietzsche_page/N-Menschliches.htm
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |