|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Древне Греческая философия о человеке и обществеДревне Греческая философия о человеке и обществеТомский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники ( ТГУСУР ) Кафедра Философии Реферат на тему : «Древнегреческая философия о человеке и обществе.» Выполнил : Студент Валентей Р.Г. Приморский край г. Уссурийск 1999 г. План
Введение Несмотря на то, что эти легендарные мыслители были характерным про- дуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Со- крат (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.) встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий мно- жественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтиче- ском соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дис- куссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии. гда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зе- вак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но са- ма речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских прие- мов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе
как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лос-
ком и поклонением формальной красоте. . защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Пла- тона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впо- следствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся со-
чинений. Сократ : Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или ли- нии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче- ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы- дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове- ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарно- сти. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала це- лые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дош- ла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократов- ской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, доброде- телей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сокра- ту во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешатель- ством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду при- сутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные иссле- дования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом от-
ношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиоз- но-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи- тал делом ненужным и безбожным. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Со- крата, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким инди- видуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливо- сти, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли со- мнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Со- крату, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Со- крат решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, приро- да же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания фи- лософа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собствен- ному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объектив- ному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерас- тает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в про- тивоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон" Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы
чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение оп-
ределенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и
т.п. помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производи- ла пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методо- логически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руко- водящей ролью в пределах своего философско - политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, ре- лигиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философ- ских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал позна- нию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалекти- ческом способе мышления. Основные составные части "сократического" мето- да: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по со- держанию. "Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение
собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного неве-
жества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставил
своей
задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях со-
беседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жиз- ни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он
сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,
анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению проти-
воречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на
основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает об-
щего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справед-
ливости или несправедливости открывало возможность определения понятия
и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и и сравнения, то "определение" - это установление родов и видов, их соотно- шения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, гото-
вившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое спра-
ведливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический" ме-
тод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в
графу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем он
спросил (несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства и
похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа
можно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта" принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять,
и
тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и
такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ
спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего
друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийст-
вом, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот
грабеж, Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добро- детели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаться совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки соверша- ют только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаться совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хоро- шие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедли- вость и всякая другая добродетель есть мудрость". Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: бя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недос- тупно знание. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был
идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменно-
сти моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократов-
ская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит
о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных
приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание
афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить
восстановления политического господства аристократии, вернуться к По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми обра-
зованными государствами и народами", потому что они "самые набожные". хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не тре- бовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жерт- вы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражда- нин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках Мир идей Платона
Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он при- знаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Основные философские принципы платонизма: 1. Идея вещи есть смысл вещи. Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим еди- ничному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единич- ного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения. Учение о государстве
Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неодно-
кратно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государствен-
ного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правле-
ние просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона многое в уже существующих государствах не устраивало прин- ципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основ- ным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четы- ре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе. 1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государст- венной системы тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком силь- но, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток сво- боды при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопостав- ляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вни- мание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключи- тельно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость го-
сударства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное непри-
ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон
считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно
поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"
государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных
людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. торому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы
воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессио-
нальным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это дос- тигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход
этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже
среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса,
то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает,
что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем
делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет
заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно
для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника ло, к которому он наилучшим образом приспособлен. Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелями уме- ренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и че- ловеческих), Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обла- дать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, муже- ством, рассудительностью, справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-
философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархи- ческом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельче-
ского строя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" все произ-
водственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же время войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует из- бегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате дарства не предусматривается, не указывается, не называется". Это не значит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мне- нию, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хо- зяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает во- прос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности чело- века к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители- философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важ- нейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без ис- ключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государст- ва). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных лю- дей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют рег- ламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физи- ческими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами, огра-
ничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновении
низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация
важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, дол-
жен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако
в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людей жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Это моя вещь", или Таким образом, правящие классы государства Платона составляют ком- мунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике ав- тора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном" государ- стве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным жела- ниям меньшинства". Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявил- ся и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче-
ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы-
дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове-
ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества. Платон - первый в Европе последовательный представитель объектив- ного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых по- нятий. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает гла- за на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. Литература
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |