|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знанияДревние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знанияДревнего Египта
Древний Египет—первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были её незыблемость и непостижимость. Определённых успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездие находятся на небе и днём, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце ХХI – начале ХIХ вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы—водяные и маленькие солнечные нашейные часики. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретён папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья. Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила. Древней Месопотамии (Двуречье)
В IV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья—долине рек Тигр и Евфрат—возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Древнейшая культура Двуречья—шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры—родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – и «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры—авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зима и лето), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты—лира и арфа—появились также у шумеров. Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу—это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берёт начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал ещё более древний способ фиксации мыслей—завязывание узелков на верёвке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись—это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных чёрточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеогрофическо-ребусное письмо, в последствии превратившееся в словесно-слоговое. На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы—Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведённая в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли. Древняя Индия. Индия—один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. На её территории обнаружено значительное количество остатков материальной культуры, соответствующей период первобытно-общиного строя и датируемой нижним палеолитом, мезолитом и особенно неолитом (разнообразные орудия охоты, тесла, зернотёрки, остатки тканей, черепки разнообразных глиняных сосудов). Раскопки в долине реки Инда доказывает наличие здесь уже в III—II тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мохенджл-Даро и Хараппы конца III тыс. до н.э. представлена наряду с традиционными орудиями труда из камня изделиями из бронза и меди (топоры, серпы, пилы, долоты, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел и копий). Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. В городах строились двух- и трёхэтажные здания из обоженного кирпича. В глубокой древности в Индии начинает богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания о агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа), обработке металла (олово, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников), шахматах. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почётное место в истории математики занимает учённый Арьяпхата, живший в V начале VI века н.э. Учённый знал значение «пи», предположил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной. Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошло то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский учённый Арьяпхата высказал идею о вращении земли вокруг своей оси, за что был гневно осуждён жрецами. Введение десятичной системы способствовало точным астрономическим расчётам, хотя обсерваторий и телескопов у древних индийцев не было. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали о её вращение вокруг своей оси.Знание химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарство, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути. Древний Китай Древние китайцы уже V веке до н. э. узнали свойства прямоугольного треугольника, в первом веке нашей эры был создан тракт «математика в 10 главах», суммирующий математический закон, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные в первые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежать и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III до н. Э.), водяная мельница, машина-насос, подымающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во втором тысячиление до н. э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц—на 4 недели. С V века до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездные каталог на 800 светил. В 28 году до н. э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на солнце; ещё через 2 века астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов добилась и медицина. В первом веке н. э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Древняя Греция Ученых Древней Греции уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов. Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления— софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480—415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469—399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум. Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодекса древ греческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики. Платон и Аристотель, оказали громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429—348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу — Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи — лишь копии или отражения мира идей—невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Ученика Платона — Аристотеля (384—322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве. Кроме того, в понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идёт об усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение включает в себя также переход из одного состояния в другое, например, из бытия в небытие. Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение - это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная. Земные же движения, где всё несовершенно и имеет начало и конец, бывают естественные и насильственные. Естественное движение- это движение тяжёлого тела вниз к центру Мира, к центру Земли, и лёгкого вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате стремления тела занять своё естественное место. Оно не нуждается в силах. Все остальные движения на Земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил ( в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой основной принцип динамики Аристотель формулирует так: « Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». У Аристотеля мы находим также и соображения, дающие основание для, количественного определения силы. Для того чтобы лучше разобраться в сути дела р—вес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к следующему: сила пропорциональна произведению скорости тела, к которому она приложена, на его вес, т.е. f= pv = ps/t , где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость. Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги «Физика» стало названием всей физической науки. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276—194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. —1-я пол. III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190—125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины.
Литература. 1) Н.А. Маркова «Культурология» 2) Б.В. Тураев «История Древнего Востока» 3) В.И. Кузнецов «Древний Китай»
Кубанский Государственный Аграрный Университет Кафедра общей биологии и экологии РЕФЕРАТ Тема: «Древние цивилизации и их роль в появлении естество научного знания»
г. Краснодар 2001 г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |