|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Древняя ИндияДревняя Индия
Министерство культуры РК гоу спо коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева контрольная работа № 1 По предмету: Основы философии
Тема: История Древней Индии Студента 3 курса заочного отделения Специализация Театральное творчество Филипповой Надежды Александровны Адрес: г. Инта РК ул. Горького, дом1,квартира 20 Место работы: СДК пст. Юсьтыдор при ЦНК и ТНТ ГО «Инта». Обучение бюджетное Дата 2011 г. - 1- Уинстон Черчилль говорил, что называть Индию нацией - все равно, что называть нацией экватор. А Индия – как химия – широко простирает руки свои в дела человеческие – её место в мировой культуре никому не занять. В нашей стране Индию знают давно. Ещё 300 лет назад в Астрахани существовало специальное подворье индийских купцов. Индия седьмое по площади государство на земле – 3,29 млн. кв. км. Это - самая населенная страна после Китая. Сами индийцы называют свою страну – Бхарат. Издревле в Индии почитали цветок лотоса. Это символ индуизма. Он олицетворяет чистоту и духовное совершенство. Боги изображаются сидящими на тронах – цветках. Другое растение – чай – является визитной карточкой Индии. Восточная пословица гласит, что свежий напиток из него подобен бальзаму, а оставленный на ночь подобен ядовитой змее. Выращиванием чая в Индии стали заниматься только в 1834г., но существует легенда о том, что Будда попросил пить, ему подали воду, в которую ветром занесло лепестки чая. Будде напиток очень понравился … Древнее государство Индия На юге Азии за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними. Традиционно индийское общество разбито на касты. Известно, что ещё во втором тысячелетии до нашей эры у народов, заселивших Индию, существовало деление на четыре сословия, - « варны». Варны подразделяются на -2- профессиональные группы – «джати», которые в европейских странах принято называть кастами. За каждой кастой закреплено положение в иерархической структуре общества, определен свой набор профессий. Членство в касте является наследственным, а заключение браков разрешается только внутри своей касты. В стране насчитывается более трех тысяч каст. Касты имеют свои газеты, кассы взаимопомощи и даже банки. Принадлежность к касте можно определить по типу прически, одежды, знакам на лбу, пище и сосудам для её приготовления. Высшим кастам запрещено принимать еду из рук человека из низшей касты, - считается, что он оскверняет пищу своим прикосновением. За небольшой проступок, человек временно изгоняется из касты, за тяжкий – может быть изгнан навсегда.
Не завидно в традиционном индийском обществе положение вдовы. По обычаю, женщина, принадлежащая к одной из высших каст, овдовев, не имеет права снова выйти замуж. Она обязана носить только белое сари, не должна надевать украшения, пользоваться благовониями. Вдова не имеет права находиться в обществе мужчин, даже если это её сыновья. Она должна питаться только мучной похлёбкой и спать на голом полу. Жизнь этой женщины должна проходить в молитвах. Встретить вдову, - плохая примета. Привлекает к себе внимание древний обряд сати, в соответствии с которым вдова подвергается сожжению на погребальном костре вместе с телом покойного мужа. По мнению современных исследователей, этот обычай получил распространение около 500 года и соблюдался на регулярной основе до начала Х1Х века. Изначально ритуал считался привилегией жён полководцев или правителей. Королевские похороны могли сопровождаться сожжением многочисленных жертв. Так, в гигантском костре одного из махараджей одновременно смерть три тысячи жён и наложниц. При этом сати малоизвестно среди представителей низших каст. Формально этот обычай носит добровольный характер, однако в реальности трудно судить о том, насколько сильным могло быть давление со стороны общины или родственников.
В XVIII – XIX веках на индийских территориях, находящихся под властью европейских держав, вводились запреты против обычая сати. Однако ритуал сохранился в Индии и в ХХ веке. Известен случай самосожжения восемнадцатилетней бездетной вдовы, произошедший в 1987 году в штате Раджастхан. После этого случая,- сначала власти штата, а затем и федеральные приняли дополнительные законодательные акты против сати. За попытку совершения ритуала женщине грозит до одного года тюрьмы и штраф. Наказание ждёт и её подстрекателей – им грозит длительный тюремный срок, крупный штраф. Однако они могут рассчитывать и на уважение окружающих, начальника тюрьмы и сокамерников. Этот обычай до сих пор имеет место, преимущественно в сельской местности. Власти пытаются пресечь практику -3- самосожжения, вводя строгие наказания не только для участников ритуала, но и для пассивных наблюдателей. Традиционно около 60 процентов каст в Индии считаются низшими. Несмотря на принятие закона, запрещающую дискриминацию, говорить о равенстве пока не приходится. Например, касте манганьяр не разрешено посещать храмы, брать воду из общих колодцев. Члены этой касты традиционно живут в пустыне Тар. Известны они тем, что все мужчины здесь – хорошие кузнецы и лихие конокрады, а женщины - гадалки. Они одеваются очень пестро: браслеты, ожерелья, серьги, сари, расшитые серебром и золотом. Манганьяры зарабатывают тем, что вызывают дождь, уговаривают землю на урожай. А ещё они прекрасные певцы и музыканты, поют на свадьбах и похоронах. В песнях они славят Шиву и своих предков в 10 – 15 поколениях. Детей учат пению с восьми лет. Каста ланга – тоже певцы, но они выше манганьяров, так как их содержит махараджа. Город Дели семь раз разрушали до основания и нещадно грабили, но он снова отстраивался. В конце XIV века Тимур предал его огню и мечу, на улицах появились пирамиды из голов убитых жителей. Но город вновь воскрес! Очередной завоеватель Надир - шах был поражен богатыми дворцами, на крышах которых сияли золотые монеты. Как полагают, город было основан династией Пандавов около 3000 лет до н.э. и сначала получил имя Индрапрастха. В 736 году он в очередной раз был выстроен заново и назван Дхилли, позже - Дехли. В V веке в Делли была установлена семиметровая колонна диаметром 40см. На высоте человеческой груди она блестит от прикосновений многочисленных паломников. По преданию, царь приказал установить колонну на голову змеи, которую прежде закопают в землю. Через много лет его потомки захотели проверить – действительно ли под колонной находится змеиная голова. Колонну отодвинули – династия рухнула! Вот уже 1500 лет на колонне нет ржавчины. Высказывались различные версии в качестве объяснения этого феномена. Долгое время считалось, что дело в составе металла, из которого выполнена колонна. Также высказывалось мнение, что колонна могла быть сооружена из метеоритного железа. Однако недавние исследования показали, что причина, скорее, в очень сухом воздухе Дели. В Дели сначала правили индийские князья, потом мусульманские правители. Поэтому в городе появились мечети, мавзолеи, дворцы, минареты. Мечеть Джама Масджид хранит реликвии тех времен: волос из бороды Мухаммеда, отпечаток его ступни на мраморе, остаток сандалии пророка, усыпанный лепестками роз, и главную книгу мусульман, написанную его рукой,- Коран. Мумбаи (Бомбей) называют воротами в Индию, жемчужиной индийского океана индийским Парижем, так как он является столицей индийской моды. Одни говорят, что это совсем не Индия, другие, что это Индия в миниатюре. Здесь много домов удивительной красоты, словно целиком завернутых в кружева. Резные ставни на окнах и верандах берегут не тепло, а прохладу. Среди -4- множества фонтанов нет ни одного похожего. Вода льется из пасти тигра или льва, кувшина в девичьей руке или утеса, фонтаны охраняют боги Ассирии и Египта, сказочные принцы и нимфы. Здесь есть висячие сады, в которых умелые садоводы- архитекторы сотворили в причудливых вазах зеленых слонов, колесницы… Ворота в Индию были заложены на морской набережной города в честь коронационного визита короля Георга V, состоявшегося в 1911 году. Строительные работы завершились лишь в 1926 году. После обретения Индией независимости через эти ворота отплыли последние британские корабли. Мохенджо – Даро
На территории современного Пакистана археологи раскопали один из древнейших городов индийской цивилизации – Мохенджо – Даро - (холм мертвых). Он возник около 2600 года до н.э. и просуществовал 900 лет. Раскопки показали, что в Древней Индии существовала высокая культура: найдено зернохранилище с вентиляцией, улицы города пересекались под прямыми углами, ширина главной улицы была 10 метров, что позволяло одновременное движение нескольких воловьих повозок. Дома строили высотой 7,5м. из кирпича. В жилищах были кирпичные ванны, грязную воду сливали в кувшины с малыми отверстиями – чтобы вода просачивалась в землю. В Мохенджо – Даро были обнаружены одни из первых известных археологам общественные туалеты и система городской канализации. Люди делали из меди и бронзы лемеха, оружие, топоры. Женщины носили короткие юбки с брошью и жемчужным поясом, гребни из слоновой кости, фигурные шпильки, серебряные украшения. Мужчины носили набедренные повязки, волосы на прямой прибор повязывали лентами. Город Агра когда – то был столицей Могольской империи. Недалеко от него расположен прекрасный мавзолей – мечеть - Тадж-Махал. Это чудо света было построено по приказу императора Великих Шах – Джахана в память о его жене Арджуманд Бану Бегам, также известной под именем Мумтаз Махал – «Украшение дворца». Хотя у шаха был огромный гарем, кроме нее он никого не видел. Прекрасная жена не оставляла его даже в военных походах. Но однажды, родив ему 14 –го ребенка, она умерла на руках у мужа. Более 20 лет (1630 -1652) шах строил для любимой мавзолей, на строительстве трудились 20 тысяч человек. В основании этого чуда света со стороной 95м. по углам 4 минарета,5 куполов, на окнах ажурные решетки, высота мавзолея 74м. вокруг него расположились сад, кипарисы, мраморный водоем. Поэты и сейчас воспевают мрамор стен, агаты и алмазы, вплетенные в решетки и ажурную отделку. Раньше с минаретов Тадж-Махала вниз бросались влюбленные юноши, доказывая любовь отвергающим их девушкам. Чтобы охладить влюбленных, входы на минареты закрыли. На другом берегу реки шах мечтал построить для себя такой - же мавзолей, только облицованный мрамором. Судьба шаха плачевна. -5- Долго оплакивая любимую, он заболел. К власти пришел его сын, который заточил отца в темницу. Величие шаха было безграничным, имя его повергало в трепет, взгляд его был страшнее молнии. А последние годы жизни он провел в тюрьме, любуясь из окна белоснежным чудом света. Гробница жены инкрустирована драгоценными камнями, которые светятся будто живые, а ветви сказочных деревьев, переплетаясь с цветами, украшают гробницу. Лазуриты, нефриты, аметисты воспевают любовь, обретшую бессмертие. Индийская деревня Эллора в штате Махараштра прославилась на весь мир своими храмами, высеченными в скале. Создание этих сооружений датируется VI-IX веками. Всего их здесь 34. Самая знаменитая – пещера № 16 - храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. В его каменистых тайниках найдена медная пластина с надписью: «О, как я мог подобное сделать без волшебства?» Основание храма 61 на 33м. Восьмиметровый цоколь опоясан трехметровыми скульптурами слонов и львов. Белизна штукатурки отполирована до блеска. Стены не имеют гладкой поверхности, их можно принять за движущуюся массу тел. В одной из ниш – статуя демона Раваны, ночью его освещают трепетные огоньки светильников, и демон производит на зрителей магическое впечатление. Чтобы построить этот храм в скале, сверху вырубили траншею, освобождаясь от каменной шелухи, постепенно очищаясь от всего лишнего. Хозяйственная жизнь. Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие.Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индийцы разводили коров, овец, свиней, ослов. Конь появился позже. Индийцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из неё выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индийцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты, были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индийцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индийской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в -6- середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индийцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индийцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона. *** А теперь удалимся за пределы городов с их удивительными сооружениями и обратимся к индийским животным. Слона в Индии особенно почитают. Уже на протяжении 5,5тысяч лет это животное рано будят, дают неторопливо позавтракать и искупаться, потом ведут на работу, в полдень предоставляют четырехчасовой отдых . Слон знает около 30 команд, проявляет трогательное усердие. Популяция индийских слонов самая многочисленная – этих животных насчитывается около 20 тысяч. В Индии активно приручают диких слонов, так как выращивать их дорого. Индийское правительство относится к слонам очень бережно. В Индии богатство феодала определялось количеством слонов. Все индийские храмы украшены изображениями этих животных. Бог мудрости и благоразумия Ганеша – человек с головой слона. По преданию, когда он родился, боги радовались его появлению на свет, но один бог был глазлив: как только он взглянул на младенца, у того оторвалась голова. Приставить ее обратно не удавалось, мать была безутешна. Тогда нашли голову слона, она приросла, и малыш остался жив. В Индии есть животные, которые спокойно бродят по улице деревень и городов, никто не смеет их беспокоить. Речь идет о священной корове Зебу. На -7- спине у них большой горб. Они легко переносят жару и укусы насекомых. Убивать, и есть их, запрещает религия: убийство священной коровы считается в Индии большим грехом, чем убийство человека. Традиционно корова была жертвой для бога. Особое отношение в Индии к змеям. В честь них проводится праздник в период проливных дождей. Они появляются и в номерах роскошных отелей, и в простых лачугах. И никто не может их убить – грех! В этот день праздник змей приносят из леса в дома и осыпают цветочной пыльцой, кормят молоком, топленым маслом, медом, поджаренным рисом. Если «почетному гостю» случается умереть, его тело украшают шелком и сжигают на погребальном костре из сандалового дерева. В этот день змеи не кусаются и терпят людское гостеприимство, а их заклинателям достается много работы.
МИФЫ Индийская культура богата мифами. Сохранилось поэтическое сказание «Махабхарата», появившееся в середине 2 тысячелетия до н.э. где содержится более 200 тысяч стихотворных строчек. Это поэтическая энциклопедия мифологии, истории и философии Индии. Она рассказывает о потомках Бхараты – царя, которого считают основателем Индии. Старинный миф «Рамаяна» относится к середине I тысячелетия до н.э., но популярен в Индии и сейчас, сюжет его разыгрывают на осеннем ежегодном празднике. Он рассказывает о приключениях принца Рамы и содержит 48 тысяч строк. Вот о чем повествует эта поэма… Стояла страшная засуха, и царь по поверью начал пахать землю золотым плугом, чтобы вызвать долгожданный дождь. Но на первой, же борозде он выкопал глиняный горшок, в котором обнаружил новорожденную девочку. Он назвал ее Сита, что значит «борозда». Когда ей исполнилось 16 лет, пора замужества, царь назначил испытание: Сита достанется тому, кто сможет натянуть тетиву огромного лука. Состязание выиграл Рама. Свадьба состоялась, но враги вынуждают Раму покинуть трон на 14 лет. Он оставляет дворец вместе с женой. В прекрасную Ситу влюбляется Равана – страшилище с десятью головами, двадцатью руками и страшным голосом. Он очень силен. Равана подсылает к Сите слугу, который умеет превращаться в животных, и тот предстает перед ней в образе молодого оленя. Сита просит Раму поймать это красивое животное. Муж не может ей отказать и бросается в погоню. Хитрость Раваны удалась: Сита остается одна и Равана увозит ее на золотой колеснице, запряженной зелеными лошадьми. Рама, чтобы вернуть Ситу, обращается за помощью к обезьянам. Мудрейший из них, Хануман был сыном бога ветра и умел летать, увеличиваться и уменьшаться в размере. Он – то и добрался до владений Раваны, увидел Ситу в окружении служанок. Когда Сита осталась одна, Хануман сказал ей: « Твой супруг идет на помощь! Госпожа радуйся!» -8- И началась битва. С утра до полуночи. Последняя стрела Рамы пробила каменный панцирь Раваны, вонзилось в самое сердце. В XI веке культ Рамы становится основной религией Индии, история получает продолжение. Рама – воплощение бога Вишну. Он спас Ситу, но засомневался в ее верности. Тогда она в доказательство своей верности прошла сквозь огонь, и осталось невредимой. Но и тогда Рама не поверил жене. Сита покинула дворец и поселилась в лесной лачуге, где родила двух сыновей. Через много лет Рама нашел ее и признал своих детей. Но он вновь сомневается в ней. И тогда святая Сита говорит: «О, мать – земля! Если я чиста перед Рамой, прими меня навеки в свое лоно». И земля поглотила Ситу. Напрасно пытался Рама удержать любимую за волосы, они выскользнули из его руки, оставив на ладони порезы. По поверью с тех пор человеческие ладони изрезаны тонкими линиями. Безутешный Рама превратился в Вишну и отправился на небо, где воссоединился со своей женой. Вишну. Своими четырьмя руками Вишну держит раковину, диск, булаву и лотос. Все они используются Господом для поддержания Дхармы человечества. Раковина призывает человека к праведному пути, который прямо ведет к миру и совершенству, божественному освобождению (Вишнупада). Многие из нас, очарованные доступной возможностью получить мирскую радость, отказываются слушать тихий внутренний голос совести, голос раковины Панчджанья. Поэтому (также) Он держит булаву, и мы переживаем неприятности и трагедии в течение нашего спокойного существования - религиозные, социальные и государственные. Если по прежнему человек не слышит призыв раковины, колесо времени (чакра) уничтожает всю вселенную. Призыв и наказание - это только способ привести человека к высшей цели, представленной лотосом в руке Вишну. Религии Развитие ведийской религии, проходившее при значительном влиянии неарийских культов и традиций, к началу нашей эры привело к формированию индуизма. Индуизм поныне является религией подавляющего большинства населения Индийской республики. Индуизм является одной из древнейших мировых религий, а по числу последователей занимает третье место в мире после христианства и ислама. Наибольшее распространение эта религия имеет в индии и Непале. Поскольку в индуизме объединены различные направления и традиции, у этой религии нет единого основателя. Три главных божества индуизма: Брахма – «высший создатель» - творец мироздания. Шива – «благосклонный, милостивый, благой» - бог очистительного разрушения. Вишну - «вездесущий, предвечный» - хранитель мироздания.
-9- Одним из основных понятий индуизма является реинкарнация, или переселение душ. Только тело подвержено смерти и рождению, а душа, называемая атманом, бессмертна. Цепь перерождений предполагает воздание за добродетельные и дурные поступки. Есть в индуизме особые верующие – аскеты. Чтобы увидеть прошлое настоящее и будущее, они дают обет молчания, не носят одежды (ее им заменяет ветер), голодают, живут в холоде и сырости, питаются навозом священных коров, могут спать на гвоздях, годами сжимать ладонь в кулак, пока ногти не прорастут сквозь ладонь. При Екатерине II в России гостил один индийский аскет. В девять лет он дал обет не садиться и не ложиться на землю в течение двенадцати лет. Он спал, привязывая себя веревками к столбу или дереву, потом мог обходиться и без привязи. Следующие двенадцать лет он стал ходить с сомкнутыми над головой руками, а потом уже не смог их разомкнуть – они срослись. Легенды гласят, что аскетам удавалось обрушивать в море скалы, вызывать и останавливать дождь, насылать голод и неурожай на врагов. Е. Парнов так описывает одного аскета… «…Лохматое, обросшее волосами существо, замершее под навесом. Маленький острый трезубец, пронзивший высунутый язык и нижнюю губу, обрекал его на вечное молчание, а свисающая с потолка трапеция, обернутая подушкой, свидетельствовала о том, что «святой» не должен ни сидеть, ни лежать, а может лишь изредка облокотиться. Соседский крестьянин довольным взглядом собственника окинул фигуру фанатика, в котором не осталось ничего человеческого, и восхитился: «вот уже 30 лет мы и кормим его ходим за ним. Так и стоит, все время, молча… Великий подвиг!» Будда (в переводе с санскрита – «пробудившийся» - так называют в буддизме существо, достигшее просветления. Этот эпитет применяется и к Сиддхатке Гаутаме – индийскому, духовному учителю, жившему в VI-V веках до н.э. и достигшему просветления. Гаутама Будд - ключевая фигура в буддизме. Воспоминания о его жизни, беседах и монашеских правилах передавались в устной традиции и передавались и были записаны лишь спустя 400 лет. В мифологии Будда перерождался 550 раз. Буддизм – вера не в бога, а в его спасение. Суть буддийского учения содержится в проповеди Будды о четырех "Благородных истинах". Согласно первой - жизнь, не только дурная или несчастливая, но всякая жизнь, вообще жизнь - зло, страдание. Вторая утверждает, что причиной жизни и новых возрождений являются желания – жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Третья провозглашает возможность спасения от зла жизни; четвертая объявляет путь достижения этого спасения через состояние абсолютной уравновешенности, подавление всяких эмоций, желаний и т.д. Высшей целью, к которой должен стремиться каждый верующий, является достижение нирваны - состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей; после смерти такой человек уже не возрождается.
-10- Буддийское "спасение", следовательно, означает не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее. Принципиально важно, что в пути "спасения", предписываемом ранним буддизмом, не было ничего о ритуале, не было обращения к богам или к самому Будде. Обрести конечное спасение можно было только личными усилиями. Существование богов признавалось, однако и сами боги подвержены перерождениям и закону кармы. Поэтому достигший нирваны Будда - выше богов. Таким образом, оказались ненужными обрядность, жертвоприношения, молитвы; лишним оказывалось жречество, священный характер вед отрицался. Еще одна религия, распространенная в Индии – сикхизм. Он был основан в Пенджабе гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего Творца, настоящее имя которого никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах – как Абсолют и как Бог внутри каждого человека. Религиозным центром сикхизма является Харимандир Сахиб – (золотой храм). Это главный храм комплекса, основанного в XVI веке посередине священного озера. В городе Амритсар в штате Пенджаб Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на земле. Джайнизм – религиозно – философское учение, возникшее, а Индии около VI века до н. э. Основателем этого учения является Джино Махавира. Джайнисты верят в перевоплощение. Они проповедуют неизменную ценность каждой жизни во всех формах ее проявления, в результате чего, конечно же, являются вегетарианцами. Воду пьют сквозь ткань, чтобы не проглотить мелкое насекомое, дорогу подметают, чтобы не раздавить муравья, в холодные ночи не разводят огня, от которого могут погибнуть мотыльки, летящие на пламя. Джанистя дают обет правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Есть в Индии огнепоклонники – парсы. Они почитают четыре священных элемента: воду, огонь, землю и воздух, поэтому у них своеобразных погребальный обряд. Поскольку они считают тело умершего не чистым, то его нельзя предать ни воде, ни воздуху, ни земле. Парсы хоронят людей в «башнях молчания» - дагмах. Это невысокое башня с наружной лестницей. Внутри нее – колодец, вокруг которого расположены ниши. Сюда и кладут покойников. Трупы поедают грифы, кости падают в колодец. Частые дожди постепенно растворяют их, и все бесследно исчезает.
Искусство и архитектура
Об архитектуре и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно. В ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось. Величественные дворцы Чандрагупты и Ашоки, о которых сообщают греки, были построены из дерева и не сохранились. Известны главным образом буддийские памятники каменного зодчества – пещерные храмы и -11- монастыри, иногда огромных размеров, со сложной архитектурой, а так же ступы – сооружения курганского характера, предназначенные для хранения святынь. В маурийскую эпоху появляются и первые наземные храмы, сначала буддийские, а затем и индуистские. Ранние индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны. Только к концу гуптского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид. Основным элементом храма становится башня, возведенная над маленьким темным святилищем, где помещались идолы или символы божества. Первые памятники каменной скульптуры также связаны с буддизмом и относятся к маурийской и послемаурийской эпохам. Это знаменитая резная ограда вокруг Большой ступы в городе Санчи, рельефы Бхархута, памятные колонны со сложными капителями (одна из них – Сарнатхская колонна с изображением львов – стала гербом Индийской Республики). В скульптуре первых вековновой эры наиболее крупными были матхурская и гандхарская школы. Первая, названная так по городу Матхуре, возникла на чисто индийской основе и явилась развитием традиций маурийского периода. Вторая называлась по имени Гандхары, области на крайнем северо-западе страны. Гандхарская скульптура представляла собой сложный сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем воздействии эллинистического искусства. В матхурской и гандхарской скульптуре впервые стал изображаться Будда и сложился его традиционный иконографический облик. Живопись Древней Индии известна главным образом по настенным росписям (сюжетным и декоративным), сохранившимся в буддийских пещерных храмах и монастырях Аджанты. Древнейшие из них относятся к рубежу новой эры.
Культура Многим известна фигурка танцующего бога Шивы с длинными развевающими волосами, усыпанными драгоценными камнями, в волосах - кобра, на шее – ожерелье из черепов, в руках - месяц и река Ганг, на ногах и руках – браслеты или обвитые змеи. У него четыре руки и три глаза, третий глаз – символ высшей мудрости. Считают, что он изображает 108 танцев. Индусы верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. При его храмах существовали танцовщицы, которые умели, и петь, и танцевать, и тонко обходится с посетителями, они были красавицами. Священные книги предписывали им знать 28 жестов для одной руки и 24 – для обеих. Они могли изобразить кобру перед прыжком, бродящего по лесу оленя, Кришну играющего на флейте. Техника индийского танца сложилась две тысячи лет назад. В танцах присутствуют движение, мимики и музыка. Танцы приурочены к сбору урожая, рождению ребенка, времени года.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ -12- Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индийцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индийское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки.Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индийцев язык древних индийцев хорошо известен ученым.Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказывали.
Литература. О литературе индийцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) — священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, и не забываются, и по сей день.
Философия
Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Древнейшие памятники религиозно-философской мысли – упанишады – созданы в конце ведийского периода. Конечной целью человека в упанишадах признается слияние своей души с Мировой душой посредством мистического “значения”, -13- ощущения их торжества, выражаемого знаменитой формулой: “то – ты еси” (санскр: “тат твам аси”). Идеи упанишад оказали влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии. Шесть важнейших систем философии и логики, в начале новой эры признанных ортодоксальными с точки зрения индуизма, а также буддийская и джайнская философия исходили из теории переселения душ и закона кармы. В основе каждой из них лежала особая теория пути к достижению “спасения”, которое мыслилось как освобождение от телесных оков. Древнеиндийские философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения вселенной. Важнейшее значение имели исследование проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разработка системы интерпретации текстов и логической аргументации. Знакомство с упанишадами заметно у ряда европейских мыслителей XIX (особенно у А. Шопенгауэра) и XX вв., а изучение классической индийской философии и логики оказывается неожиданно плодотворным для современного научного и литературного творчества. Помимо идеалистических и дуалистических философских концепций в Древней Индии существовало и материалистическое направление, представленное школой Чарвака или локаята. Последователи чарваки признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из основных элементов – воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование ведийских богов, бессмертной души, отвергали доктрины о переселении душ и законе кармы. Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем не много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат. Заключение В историческом развитии древнеиндийского общества и государственности проявились общие закономерности и особенности исторического развития древневосточных государств. Своеобразным и сложным было формирование древнеиндийской цивилизации. Ее очаги возникли очень рано, еще в III тысячелетии до н. э. в долине Инда. В течение почти тысячелетия функционировала оригинальная общественная структура и государственность, находившаяся в контактах с народами Месопотамии. После запустения главных центров древнейшей цивилизации и вторжения племен ариев произошло общее -14- понижение социально-экономического и культурного уровня. Разрушение начальной государственности и классовой структуры. Проникшие в Индию арийские племена в ходе общественного развития многое заимствовали из социально-экономического и культурного опыта своих более цивилизованных предшественников. Это предопределило быстрый темп исторического развития древнеиндийских племен в I тысячелетии до н. э. и сложный синтез и оригинальность формирующейся государственности и культуры, вобравшей в себя местные институты и традиции индоиранского мира. В связи с постоянным расселением ариев по долине Ганга центр общественного и культурного развития Древней Индии перемещался из долины Инда в долину Ганга. Появляются крупнейшие города и государственные образования. Возникает огромное государство, объединяющее практически всю территорию Древней Индии. В I тысячелетии до н. э. Древняя Индия имела определенные контакты с иранскими племенами, южной частью Средней Азии и Месопотамией. Однако до походов Александра Македонского процесс ее общественного и культурного развития происходил в известной изоляции, что предопределило самобытность и своеобразие древнеиндийского общества и государства. Эта оригинальность появилась, прежде всего, в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности. С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы. Самобытность, высокий уровень индийской цивилизации, сознание культурного единства, противостоящего политической раздробленности и власти иноземных завоевателей, обеспечили постоянное развитие, и преемственность индийской культуры от ранних стадий ее развития на протяжении всей древности вплоть до новейшего времени. В Индии возникла одна из первых мировых религий – буддизм, распространившийся из Индии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, вместе с которым туда проникали и культурные достижения древних индийцев. В ряде областей духовной жизни – эпической поэзии, философии, лингвистике и эстетике, медицине и математике – -15- ими были созданы шедевры, прочно вошедшие в сокровищницу общечеловеческой культуры. На мой взгляд индийская философия – это притягательная, загадочная экзотика, медико-физиологическая гимнастика, а именно дыхательная гимнастика йоги. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращению к внутреннему миру человека. Она открывает мир возможностей нравственной личности. Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Список литературы
Л. Н. Толстой “Круг чтения”, II том «История Древнего Востока» Г.А Иващенко –«Индия» Е. Костюкова – Вокруг света 1995г. № 5. Энциклопедия для детей – Искусство т.7. Энциклопедия для детей – Религия т. 6. Я познаю мир – «Страны и народы» О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова - «Страны Древнего Востока» |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |