|
Две школы махаяны |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Две школы махаяны
Две школы махаяны
Две школы махаяны
В
махаяне выделяют две школы: школу мадхьямики и школу йогачары. Школа
мадхьямики, «школа срединного пути», учит, что мы не можем знать, существует ли
реальность и поэтому нужно придерживаться разумной середины, не впадая в
крайности. Приверженцы школы йогачара, «умственной школы», верят, что
окружающую нас реальность создаёт только ум. Учения двух этих школ легли в
основу целостной системы и сами стали основой для поздних форм буддизма
махаяны, который распространился по всему миру.
Школа
мадхьямики Основоположником одной из двух школ махаяны был Нагарджуна (условные
даты жизни: 150—250) – индийский философ. Школа Нагарджуны (школа мадхьямики)
учит, что философия может быть альтернативой медитациям для разрыва цепи
перерождений. Правильное философское рассуждение приводит к свободе от
привязанности, к вступлению на срединный путь. В работах Нагарджуны отрицаются
и идеалистический уход от мира, и классические философские диспуты. Нагарджуна
предлагает другой вариант, отличающийся от двух основных направлений его
времени, то есть признания тождественности всего сущего и полного отрицания
всего сущего.
Четырехступенчатое
отрицание ведет к пустоте.
Нагарджуна
разработал диалектический метод вопросов и ответов, названный
«четырехступенчатым отрицанием». Он включает четыре положения: 1) любую точку
зрения можно опровергнуть; 2) все, что объясняется феноменами бытия, является
относительным и противостоит абсолютному; 3) основа всех явлений — пустота; 4)
существование феноменов объясняется взаимозависимым происхождением явлений.
Это
можно выразить в виде логической парадигмы, представленной на следующей схеме:
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
© 2010 |
|
|