|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эклектика и схоластикаЭклектика и схоластикаЭКЛЕКТИКА И СХОЛАСТИКА Эклектика – соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, эклектика использовалась в позднегреческой философии, схоластике и в некоторых дискуссиях нового времени. Эклектика характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире, Длительный исторический период, начавшийся с укрепления христианства (II в.) и продолжавшийся вплоть до конца восточной Римской империи (Византии), отмеченного взятием Константинополя турками в 1453г., называется средневековьем. Главные идеи этого времени – это идеи теологические, касавшиеся того как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия была «служанкой богословия», в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали её приниженный статус. Самостоятельного философствования в ту пору не существовало. Философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении «Бог-человек». Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь изначально к Божественному смыслу бытия. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии функции, обусловленные основным её свойством – сомнением и свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». В средние века природа перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности; основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души. Центральное место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях. Этим термином обозначали наиболее общие понятия в философии средневековья. Спор шел о том, являются ли эти понятия вторичными, т.е. продуктом деятельности мышления, или же они первичны, реальны, существуют самостоятельно. В споре сложились два основных направления – реализм и номинализм. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. Согласно же номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков. В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводиться к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос требует установит существование, а второй и последующие – сущность вещи. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) патристика (II-VI вв.); 2) схоластика (XI-XIV вв.). В каждом из этих периодов обычно различают «рационалистическую» и «мистическую» линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны. Период схоластики (на ранней стадии) совпадает с появлением среды городских интеллектуалов, что вызвало необходимость не только религиозного, но и светского образования. Это в свою очередь обусловило: 1. начало распада единой основы теологии и философии; 2. анализ проблемы универсалий как фундаментальной схоластической и диалектической проблемы; 3. рождение схоластики. Полагают, что схоластика формировалась в течение V-X вв. В IX-X вв. предшественниками схоластики называют Иоанна Дамаскина и Иоанна Скота Эриугену, поскольку они представили систематизацию и философское обоснование теологии. В таком случае понятие схоластики оказывается тождественным понятию философии. Однако есть основания полагать, что схоластика началась с появления теологии как школьной (т.е. схоластической) дисциплины. В схоластике принято выделять 4-е фазы: VI-IX, X-XII, XIII и XIV вв. Первая фаза схоластики открывается трудами Боэция и заканчивается произведениями Эриугены. Северина Боэция часто называют учителем средневековья, он перевел на латинский язык логические работы Аристотеля, написал учебник по арифметике, геометрии, астрономии, музыке. Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность – это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в её определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, т.е. из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из контакта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Скот Эриугена предпринял неудачную попытку вывести из философии теологию. Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело – душе. Нов силу двойственности души низшая её часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. Таким образом зло исходит не от Бога и не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, а точнее – от злоупотребления свободой, этим божественным даром. Вторая фаза схоластики отмечена талантами Ансельма Кентерберийского и Пьера Абеляра. Ансельм защищал онтологическое существование Бога. У каждого человека есть представление о наисовершеннейшем существе. Следовательно, Бог существует. Ошибка Ансельма заключалась в отождествлении наисовершеннейшего существа именно с Богом. Центральное место в учении Ансельма занимает вопрос о воле. Добрая воля дана человеку Богом, она является предпосылкой свободной воли. Важно не допускать отклонение свободной воли от доброй. Абеляра часто называют лучшим методологом XII в. Он настаивал на тщательном выяснения значения слов. Анализ достигает точности лишь тогда, когда выясняет отношение между словами и вещами. В этой связи Абеляр, возражая реалистам и номиналистам, развивает концептуализм. Анализ Абеляра – подступ к научному анализу. Третья фаза схоластики считается её золотым веком, она развивалась под тенью аристотелизма. Символом третьей фазы схоластики считается Фома Аквинский. У Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир. Различая бытие и сущность, Фрма тем не менее не противопоставляет их, а подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием. Фома делает акцент на существовании. Он полагает, что в Боге существование совпадает с сущностью, т.е. он существует необходимо. Мирское же не необходимо, а случайно. В философском отношении ход мысли Фомы интересен выделением и вынесением на первый план проблемы существования. Пройдут века и появятся философские системы (экзистенциализм и фундаментализм), в которых размышления начинаются с проблемы существования. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшее среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего её разумное определение, каковым он считает различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, т.е. разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельность, которая уменьшается по мере движения вниз, т.е. по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. Под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. Четвертая фаза схоластики отмечена трудами Уильяма Оккама. Он отстаивал мнение о том, что реально существуют только единичные вещи, существующие только в уме и обозначающие группы объективно сходных между собой вещей. Любая наука имеет дело со знаками и единичными вещами. Естественное познание не идет дальше знаков. Симпатии Оккама явно находятся на стороне философии и науки. Теологию он не отрицает, но характеризует её не без явного скепсиса. Даже резко критиковавшие схоластику мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и немецкого классического идеализма вынуждены были широко пользоваться схоластической лексикой. Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со средневековыми традициями выступили против схоластики, подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово «Схоластика» в понятие бесплодного и бессодержательного умствования. Схоластика не способствовала развитию естественных наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, например, областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математической логики. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |