|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эмпиризм и рационализм Нового времениЭмпиризм и рационализм Нового временисмотреть на рефераты похожие на "Эмпиризм и рационализм Нового времени" ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир. У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии. На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических
воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -
развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в
др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума". Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого
реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта
познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания
привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Период становления эмпиризма и рационализма характерен для эпохи Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-
схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем
созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека,
выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении
природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь
не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно
выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и
духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция
гуманистической философии, которая в противоположность теологии и
схоластической философии, усматривавшим смысл человеческой жизни в
осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в
посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как
индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере
успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине ХVII в. во 2. СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА 2.1 Р. Декарт: основание рационализма Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной философии, как это признается многими исследователями истории философии. Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла- Он был как математиком, так и философом, ставившим перед собой задачу создать заново философию, установив ее на незыблемых основах несомненного знания. Был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в колледже и который отражал состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии считал математику, и поэтому усиленно занимался ею. Друзья, с которыми он интенсивно общается на протяжении всей своей
деятельности, в частности Мерсенн, также поддерживают его в этом намерении. В 1629 г. он переселяется в Нидерланды, где прошла главная часть его жизни и деятельности и где он прожил около 20 лет. Как-то в своем произведении Декарт писал, что его не устраивает
кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе
самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал
мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит
зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, чем
напоминал Галилея, и хватался за все, что могло дать практическое
применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Он Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637), Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в "Началах философии": "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец"[1]. Декарт отбрасывает бесплодность умозрительной школьной философии и противопоставляет ей такую практическую философию, при помощи которой, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел, мы могли бы точным способом использовать их для разных целей и сделать хозяевами и господами природы. Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус "всеобщей математики, ибо содержит в себе все то, благодаря чему другие называются частями математики"[2]. Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился
подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные
исходные установки философии. Поэтому он считается основоположником
современной западной философии. Декарт стремился построить научное знание в
систематическом виде, а это возможно только, если оно будет воздвигнуто на
очевидном и достоверном утверждении. Таким утверждением Декарт считал
суждение: "Я мыслю, следовательно, существую" (Cogito, ergo sum). Ход мысли Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться
на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется
этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них
опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться
авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность
авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает
никакого сомнения. Он пишет, что если отбросить и провозгласить ложным все,
в чем можно сомневаться, то можно предположить, что нет Бога, неба, тела,
но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо
это неестественно считать, что то, что мыслит, не существует. А потому тот
факт, который выражается словами: "Я мыслю, следовательно, существую",
является самым достовернейшим для тех, кто правильно философствует. Для Декарта материя является предметом изучения метафизики, а материя Декарт своим учением заложил основы дуализма - противопоставления двух субстанций: мышления и материи. Он признает, что мышление и материя не зависят друг от друга. Субстанция - это такая пещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него - лишь гарант истинности познания; По Декарту, Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни. Декарт придерживался принципа гносеологического оптимизма, согласно которому возможности познания безграничны. Основной акциденцией материи является, по Декарту, протяжение, распространенность. Хотя у материи есть и другие свойства, все они выступают производными по отношению к распространенности, поэтому все можно свести к этому понятию. Тесно связана с проблемой протяженности вещей и проблема движения,
источник которого Декарт видит вне материи, тел. Если приведенное в
движение тело движется, то его может привести в состояние покоя нечто
такое, что находится вне поля. Это была четко механистическая позиция. В своей физике Декарт развивает концепцию механистического
детерминизма, которая нашла выражение в создании космогонистической
гипотезы. Эта гипотеза содержала в себе прежде всего эволюционистскую
концепцию мира. Декарт писал, что материальные вещи легче познать, видя их
постепенное возникновение, чем рассматривая их как совершенно готовые. В
космогонистической гипотезе Декарта роль Бога состояла лишь в создании
материи и придании ей первоначального толчка, в результате которого
возникает хаотическое движение. Ликвидация этого хаотического движения и
образование Солнечной системы происходят уже по законам механики -
вихреобразных движений. В космогонической гипотезе Декарта важна сама идея
развития хотя и страдающая многими недостатками механистического порядка. Механицизм Декарта проявился во всех других областях исследования, в
частности, в объяснении характера деятельности растительных и в особенности
животных организмов. Он явился предшественником открытия безусловных
ответных реакций организма, задолго как эта теория была разработана И.П. Одним из проявлений механистического подхода к человеку явилось учение Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как
разумного существа, которого отличают прежде всего целесообразная
деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения
духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая представляет собой иррациональное начало в человеке. В "Рассуждении о методе" Декарт описывает те правила, которые дают способ достижения наиболее истинного, достоверного познания. Эти правила, которых придерживался и сам Декарт, следующие: 1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) разделять каждую сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей. Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия). 2.1 Ф. Бэкон – пионер индустриальной эры Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни
занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом
палаты общин, лорд- канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество
выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон
выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и
выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со
всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию
наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как
память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными
науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача
познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и
усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они
приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и
свидетели истинности философии"[4]. Знание - сила, но только такое знание,
которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта:
плодоносных и светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят
непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в
познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй
вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно
осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами знания
обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая
опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений
и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно
обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон
исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие
понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со
своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент
знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия,
так как если понятия образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в
том, что на них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими
философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и
выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции
через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на
передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы,
получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих
фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому
положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное
обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять,
перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные,
прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных
обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон
выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако
не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона
отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе
фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая
нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал
грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается
на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков,
которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - только имена, знаки для общения между собой они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи. Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты,
некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду
систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала
сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину
дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и
системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это своего рода В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в
жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных
причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон
все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,
но укрепляет веру. Он утверждал, что "легкие глотки философий толкают порой
к атеизму, более же глубокие возвращают к религии". Влияние философии 3. ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЗМА И РАЦИОНАЛИЗМА Последующее развитие новоевропейской философии проистекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистических традиций, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления. В сущности, и эмпиризм и рационализм были воодушевлены общей задачей
борьбы с Традицией, олицетворявшей собой мир жизни и культуры европейского
средневековья. И тот, и другой были захвачены проблемой достоверности
человеческого знания, расчисткой путей для победного шествия науки. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 - 177) и Готфрида Лейбница. Философия Спинозы самим ее автором рассматривалась как своеобразное
завершение картезианской философии. Она проникнута теме же интуициями и
притязает на более совершенное разрешение проблем, поставленных
предшественником. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции,
называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличие от Декарта он
становится на точку зрения философского монизма, признающего единое
первоначало мира. Эта субстанция обладает бесчисленным множеством
атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и
мышление. Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания
субстанции, но только ему присущей определенности или, выражаясь
метафорически, выражает его на собственном языке. В силу этого порядок и
связь идей полностью отвечает порядку и связи вещей, и мучительная для
дуализма Декарта проблема отношения души и тела получает более
удовлетворительное разрешение. Каждый из атрибутов предстает перед нами как
множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление
отдельного атрибута, образующего их сущность. Человек тем самым, имея душу
и тело, познается и вполне протяженности, и в пален мышления. Тело и душа
суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и
наоборот. Это единство того и другого открывается нам лишь при условии
ясного знания, действия интеллектуальной интуиции. Чувственное (низшее по
значению) знание усматривает только множественность вещей и не способно
подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Но
именно таким должен быть взгляд на мир подлинной мудрости, которая
одновременно преодолевает тщету смутных желаний и рабство человеческих
страстей и обретает подлинную свободу в спокойном и ясном миросозерцании. На основе этики Спиноза развивает основные положения своей
политической философии. Рационалистисческая доктрина дает четкие основания
для классически ясной формулировки идеи государственного договора как
разумной основы общественной жизни. Из трех форм государственного
устройства: абсолютной монархии, аристократии и демократии - в качестве
наилучшей Спиноза выбирает демократию. Ее достоинство он видит в том, что
здесь “никто не переносит своего естественного права на другое лицо так,
чтобы самому потерять всякое дальнейшее участие в общественных совещаниях”. Другим выдающимся представителем рационализма был Г. Лейбниц. Подобно Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада -
простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Итак, как мы могли убедиться, наиболее уязвимая сторона
рационалистических воззрений заключается в трактовке отношения души и тела. В противоположность рационализму в эмпиризме рационально- познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на
деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины,
представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона,
основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных
математического осмысления. Однако картезианский аналитический и
одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт
его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы
он совершенно игнорировал опытный фактор. Декарт был далек от такого
пренебрежения. Уже в «Правилах для руководства ума» он осудил тех
высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом, высокомерно
воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности. Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между
эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали
единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма ЛИТЕРАТУРА 1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий 2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1987. 3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996 4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989 5. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989 6. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991. 7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984. 8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986. [1] Избр. произв. С. 421 [2] Избр. произв. С. 93-94 [3] Соч. Т. 2. С. 499 [4] Соч. Т. 2. С. 37 [5] Соч. Т. 2. С. 14-15 [6] Соч. Т. 2. С. 18 [7] Соч. Т. 2. С. 22 [8] Соч. Т. 2. С. 82
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |